Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.

География. 10-11 класс.

Подготовка к ВПР, ЕГЭ. Определить страну по описанию

1 .Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между стра-ной и её сто-ли-цей.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам: АБВ

2 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта се-вер-ная ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Она вы-де-ля-ет-ся тем, что в пре-де-лах зна-чи-тель-ной части её тер-ри-то-рии при-род-ные ланд-шаф-ты со-хра-ни-лись не-тро-ну-ты-ми че-ло-ве-ком. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью её при-ро-ды яв-ля-ет-ся на-ли-чие дей-ству-ю-щих вул-ка-нов. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся про-дук-ция рыб-ной про-мыш-лен-но-сти и алю-ми-ний, вы-плав-ля-е-мый на базе ис-поль-зо-ва-ния дешёвых воз-об-но-ви-мых ис-точ-ни-ков энер-гии.

3 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в во-сточ-ной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. От-ли-чи-тель-ной осо-бен-но-стью гео-гра-фи-че-ско-го по-ло-же-ния яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы с че-тырь-мя стра-на-ми СНГ.

4 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в южной части ма-те-ри-ка и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Её пе-ре-се-ка-ет Се-вер-ный тро-пик. Чис-лен-ность её на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. В на-сто-я-щее время в меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на вы-сту-па-ет в первую оче-редь как по-став-щик про-дук-ции ма-ши-но-стро-е-ния, од-на-ко нефть и неф-те-про-дук-ты оста-ют-ся важ-ной ста-тьей её экс-пор-та.

5 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия с се-ве-ра омы-ва-ет-ся одним из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бок-си-ты и алю-ми-ний.

6 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта не-боль-шая по тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на рас-по-ло-же-на в За-пад-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. Её тер-ри-то-рия пе-ре-се-ка-ет-ся эк-ва-то-ром, с за-па-да омы-ва-ет-ся Тихим оке-а-ном. Го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Стра-на яв-ля-ет-ся чле-ном ОПЕК. Кроме нефти важ-ной статьёй экс-пор-та яв-ля-ет-ся про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия — ба-на-ны, какао и паль-мо-вое масло.

7 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны пе-ре-се-ка-ет-ся Южным тро-пи-ком и омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Боль-шая часть тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в при-род-ных зонах са-ванн, по-лу-пу-стынь и пу-стынь. По-ка-за-тель плот-но-сти на-се-ле-ния один из самых низ-ких в мире. Стра-на от-но-сит-ся к числу круп-ней-ших экс-портёров угля, же-лез-ной руды, гли-нозёма и шер-сти.

8 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

На тер-ри-то-рии этой стра-ны на-хо-дит-ся край-няя южная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она рас-по-ло-же-на. По форме го-су-дар-ствен-но-го прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Боль-шая часть на-се-ле-ния ис-по-ве-ду-ет ислам. Глав-ны-ми ста-тья-ми экс-пор-та яв-ля-ют-ся бы-то-вая элек-тро-ни-ка, нефть и сжи-жен-ный при-род-ный газ, про-дук-ция тро-пи-че-ско-го зем-ле-де-лия.

9 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов, и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

10 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на не имеет су-хо-пут-ных гра-ниц с дру-ги-ми го-су-дар-ства-ми. Рос-сия имеет с ней мор-скую гра-ни-цу. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. По про-из-вод-ству мно-гих видов про-мыш-лен-ной про-дук-ции от-но-сит-ся к числу ми-ро-вых ли-де-ров.

11 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии и имеет выход к од-но-му из морей Ат-лан-ти-че-ско-го оке-а-на На её тер-ри-то-рии рас-по-ло-же-на край-няя се-вер-ная точка ма-те-ри-ка, на ко-то-ром на-хо-дит-ся эта стра-на. При-ро-да стра-ны край-не раз-но-об-раз-на — здесь можно уви-деть пу-стын-ные пей-за-жи, олив-ко-вые и апель-си-но-вые рощи, веч-но-зелёные леса. По форме гграв-ле-ния яв-ля-ет-ся рес-пуб-ли-кой. В эко-но-ми-ке важ-ную роль иг-ра-ют сель-ское хо-зяй-ство и лёгкая про-мыш-лен-ность. Боль-шое зна-че-ние имеет и ту-ри-сти-че-ская от-расль

12 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны, рас-по-ла-га-ю-щей-ся в Се-вер-ном по-лу-ша-рии, омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов. Офи-ци-аль-ный го-су-дар-ствен-ный язык — ис-пан-ский. Глав-ны-ми при-род-ны-ми бо-гат-ства-ми яв-ля-ют-ся за-па-сы нефти, при-род-но-го газа и руд цвет-ных ме-тал-лов. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 100 млн. че-ло-век. Струк-ту-ра хо-зяй-ства пост-ин-ду-стри-аль-ная, — на долю сферы услуг при-хо-дит-ся более 60% ВВП.

13 Опре-де-ли-те стра-ну по ее крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на от-но-сит-ся к числу эко-но-ми-че-ски вы-со-ко-раз-ви-тых. Ее тер-ри-то-рия рас-по-ло-же-на в южном по-лу-ша-рии и омы-ва-ет-ся во-да-ми Ти-хо-го и Ин-дий-ско-го оке-а-нов. Зна-чи-тель-ную часть тер-ри-то-рии за-ни-ма-ют пу-сты-ни и по-лу-пу-сты-ни. В ми-ро-вом гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда стра-на иг-ра-ет роль круп-но-го по-став-щи-ка же-лез-ной руды, ка-мен-но-го угля и сжи-жен-но-го при-род-но-го газа, про-дук-ции жи-вот-но-вод-ства.

14 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся на одном из по-лу-ост-ро-вов Ев-ро-пы, имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с двумя стра-на-ми. Это одна из вы-со-ко-раз-ви-тых стран, по уров-ню и ка-че-ству жизни она за-ни-ма-ет одно из пер-вых мест в мире и вхо-дит в со-став ЕС. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. На её тер-ри-то-рии раз-ра-ба-ты-ва-ют-ся круп-ные же-ле-зо-руд-ные ме-сто-рож-де-ния (до-бы-тая руда вы-во-зит-ся на экс-порт), а также ме-сто-рож-де-ния мед-ных руд, свин-ца и цинка. В на-сто-я-щее время в стра-не на-блю-да-ет-ся по-ло-жи-тель-ный ми-гра-ци-он-ный и есте-ствен-ный при-рост на-се-ле-ния.

15 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта стра-на на-хо-дит-ся пол-но-стью в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. Имеет выход к двум оке-а-нам. Это вто-рая по чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на ма-те-ри-ка, на ко-то-ром она на-хо-дит-ся, треть на-се-ле-ния — дети и под-рост-ки. Для на-се-ле-ния ха-рак-тер-на ми-гра-ци-он-ная убыль. Сто-ли-ца — один из круп-ней-ших в мире го-ро-дов. Стра-на яв-ля-ет-ся круп-ным про-из-во-ди-те-лем и экс-портёром нефти. В стра-не про-из-во-дят-ся ку-ку-ру-за, пше-ни-ца, соя, рис, хлоп-чат-ник, кофе.

16 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. В со-став тер-ри-то-рии вхо-дят ост-ров-ные тер-ри-то-рии, на одном из при-над-ле-жа-щих стра-не ар-хи-пела-гов име-ют-ся дей-ству-ю-щие вул-ка-ны.

17 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в За-пад-ном и в Во-сточ-ном по-лу-ша-ри-ях. По суше она гра-ни-чит толь-ко с одним го-су-дар-ством. По форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся пар-ла-мент-ской мо-нар-хи-ей. Ве-ду-щим сек-то-ром эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся сфера услуг, на ко-то-рую при-хо-дит-ся более 70% ВВП стра-ны. Сто-ли-ца стра-ны яв-ля-ет-ся одним из круп-ней-ших ми-ро-вых фи-нан-со-вых цен-тров.

18 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны рас-по-ло-же-на в Во-сточ-ном по-лу-ша-рии, она омы-ва-ет-ся во-да-ми не-сколь-ких морей Ти-хо-го оке-а-на. По раз-ме-рам тер-ри-то-рии и чис-лен-но-сти на-се-ле-ния стра-на вхо-дит в де-сят-ку круп-ней-ших стран мира. Важ-ной осо-бен-но-стью ЭГП яв-ля-ет-ся на-ли-чие су-хо-пут-ной гра-ни-цы со стра-на-ми СНГ. В пре-де-лах стра-ны можно встре-тить не-сколь-ко при-род-ных зон, для во-сточ-ной части тер-ри-то-рии ха-рак-те-рен мус-сон-ный кли-мат.

19 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта по-лу-ост-ров-ная стра-на рас-по-ло-же-на в Се-вер-ном по-лу-ша-рии. По форме прав-ле-ния она яв-ля-ет-ся кон-сти-ту-ци-он-ной мо-нар-хи-ей. Её тер-ри-то-рия омы-ва-ет-ся во-да-ми двух оке-а-нов и в её пре-де-лах на-хо-дит-ся край-няя се-вер-ная точка той части света, в ко-то-рой рас-по-ло-же-на эта стра-на. В меж-ду-на-род-ном гео-гра-фи-че-ском раз-де-ле-нии труда она вы-де-ля-ет-ся как круп-ный про-из-во-ди-тель нефти и при-род-но-го газа.

20 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Эта вы-со-ко-раз-ви-тая стра-на по форме прав-ле-ния яв-ля-ет-ся мо-нар-хи-ей. Бóльшая часть её тер-ри-то-рии на-хо-дит-ся в За-пад-ном по-лу-ша-рии, на двух круп-ных ост-ро-вах, на одном из ко-то-рых стра-на имеет су-хо-пут-ную гра-ни-цу лишь с одним го-су-дар-ством. Чис-лен-ность на-се-ле-ния пре-вы-ша-ет 60 млн че-ло-век. В стра-не хо-ро-шо раз-ви-ты ма-ши-но-стро-е-ние, хи-ми-че-ская про-мыш-лен-ность, ме-тал-лур-гия. Ведётся до-бы-ча нефти и при-род-но-го газа, ка-мен-но-го угля. Около 2/3 про-из-во-ди-мой в стра-не элек-тро-энер-гии при-хо-дит-ся на долю ТЭС. Во-круг сто-ли-цы сфор-ми-ро-ва-лась самая круп-ная го-род-ская аг-ло-ме-ра-ция в той части света, где эта стра-на рас-по-ло-же-на.

21 Опре-де-ли-те стра-ну по её крат-ко-му опи-са-нию.

Тер-ри-то-рия этой стра-ны на-хо-дит-ся на не-сколь-ких ты-ся-чах ост-ро-вов, рас-по-ло-жен-ных в ак-ва-то-рии двух оке-а-нов. Раз-ве-да-ны ме-сто-рож-де-ния нефти, при-род-но-го газа, угля, руд чёрных и цвет-ных ме-тал-лов. Бóльшая часть тер-ри-то-рии стра-ны рас-по-ло-же-на в при-род-ной зоне влаж-ных эк-ва-то-ри-аль-ных лесов. По чис-лен-но-сти на-се-ле-ния вхо-дит в первую пятёрку стран мира. Боль-шин-ство ве-ру-ю-щих ис-по-ве-ду-ют ислам. К ос-нов-ным сель-ско-хо-зяй-ствен-ным куль-ту-рам от-но-сят-ся зер-но-вые, ка-у-чу-ко-нос-гевея, чай, кофе, табак, какао, си-заль.

Результаты. Задание 24. Определить страну по описанию.

п/п

Правильный ответ

Исландия

Венесуэла

Австралия

Малайзия

Норвегия

Австралия

Великобритания

Норвегия

Великобритания

Индонезия

Подготовка к проведению Всероссийских проверочных работ по географии

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Первое – при подготовке к проведению ВПР следует начинать с подготовительной работы:

1. тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы ;

5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала.

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее. Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье мини - практические работы.

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое организация и проведение мониторингов.

Мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.

Пятое - устные упражнения.

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

    каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;

    вопросы по карте;

    небольшие географические задачи;

    слайды с устными и тестовыми заданиями.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР.

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. Официальный информационный портал ЕГЭ.

3. Официальный сайт Рособрнадзора;

4. «ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все» ( );

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про ( ) и др.

Седьмое – дифференцированная работа с классом.

Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

    учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;

    учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной.

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий.

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, можно сформировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Овчинникова С.Р.

Знание только тогда становится знанием,

Когда оно приобретено усилиями своей мысли,

А не памятью.

Л.Н.Толстой.

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников, и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов уточнил: "Это всего 18 тысяч человек".

Правда, с прошлого учебного года, как только выпускникам 9-х классов предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. А в этом учебном году, процент желающих сдать экзамен по географии увеличился.

В следующем году планируется Национальное исследование качества географического образования в 7-8-м классах, - рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В этом году впервые пройдет Всероссийская проверочная работа по географии в 11-х классах.

Всероссийские проверочные работы по географии для обучающихся 10 или 11 классов (в зависимости от учебного плана) пройдут 19 апреля 2017 года.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Ознакомившись с описанием ВПР и демоверсией, где 17 заданий – это вопросы, изучаемые с 8 по 11 класс, понимаешь (а мы, как правило, итоговые контрольные работы составляем по вопросам 10-11 класса), что без подготовки не обойтись.

Те учащиеся, кто в прошлом учебном году впервые в 9 классе уже сдавал ОГЭ по географии, в следующем учебном году им будет легче.

Но нас волнует работа этого учебного года, а времени для подготовки обучающихся к ВПР немного, т.к., Письмо Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ» в 11 классе датировано 16.11. 2016г. с дополнением от 13.12.2016г.

Как же нам быть, как подготовить детей в такие короткие сроки, если консультационных часов нет, да и учащиеся уже расписали всю вторую половину дня на дополнительные занятия по тем предметам, которые им необходимы для сдачи ЕГЭ?

Основная работа по повторению в 11 классе будет проводиться на уроках. Урок, а он 1 раз в неделю, у него своя цель, изучаемая в соответствии с тематическим планированием.

Мы, учителя географии, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся. Поэтому система повторения должна быть четко спланирована.

Конечно, задания ВПР составлены в пределах школьной программы, но:

  • материал дан за 8-11 класс, а 8 - 9 кл. требует повторения;
  • 12 вопросов базового уровня, а 5 вопросов повышенного уровня, а они в свою очередь рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении;

Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешному написанию ВПР по географии? Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего, мне кажется, следует начинать – это подготовительная работа по подготовке к ВПР:

1. тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы .

5. провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

  • Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье – мини - практические работы

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое – организация и проведение мониторингов

В СТАТГРАДЕ мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Пятое - устные упражнения

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

  • каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;
  • вопросы по карте;
  • небольшие географические задачи;
  • слайды с устными и тестовыми заданиями

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн .

1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. официальный информационный портал ЕГЭ.

3. официальный сайт Рособрнадзора;

4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html

7. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8. учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm .

9. Большой востребованностью пользуется дистанционный контакт с учениками через СКАЙП, вайбер, ватсаб, вконтакте. Где можно раздавать рассылку с заданиями и отвечать на вопросы учеников.

Седьмое – дифференцированная работа с классом

Для качественной подготовки школьников к ВПР возможны такие группы учащихся, как:

  • учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;
  • учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, пытаемся формировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

В работе с учениками каждый учитель использует свои собственные подходы, приемы и методики и я уверена, что каждый учитель уже имеет банк контрольно-измерительных материалов.

И еще, каждый учитель найдет плюсы в создавшейся ситуации.

Например:

  • учащиеся, наконец-то более серьёзно обратят внимание на предмет географию, а, следовательно, проявят интерес к урокам географии;
  • появится возможность у учителя увеличить количество отметок у каждого ученика. Можно ввести накопительную систему отметок, за выполнение нескольких заданий, ответов на вопросы. Каким образом: созданием индивидуальной карты ученика, жетонов, карточек с личной подписью, тетрадью личных достижений - это решает учитель.
  • опыт написания ВПР уже есть в начальной школе, а значит можно обратиться к анализу проведенных работ, выявленным проблемам работы и рассмотреть пути решения.

Всероссийскую проверочную работу ВПР по географии учащиеся 6 классов написали 27 апреля 2018 года. Данная проверочная работа проводится в 2018 году в режиме апробации.

ВПР по географии 6 класс варианты с ответами 2018 год

Задания ВПР по географии проверяют умение работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками, текстом), а также знание географии родного края.

Структура варианта проверочной работы ВПР 2018 по географии для 6 классов

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ

На выполнение проверочной работы по учебному предмету «География» дается 45 минут.

Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.

При выполнении ВПР не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, атласом и другими справочными материалами.

Таблица перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.

Назначение ВПР по учебному предмету «География» – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.