Почему Печорин – «герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» был написан Михаилом Лермонтовым в 30-х годах XIX века. Это было время николаевской реакции, наступившей после разгона восстания декабристов в 1825 году. Многие молодые, образованные люди не видели тогда цели в жизни, не знали, к чему приложить свои силы, как послужить на благо людям и Отечеству. Потому и возникали такие неприкаянные характеры, как Григорий Александрович Печорин. Характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» – это, по сути, характеристика всего современного автору поколения. Скука – вот его характерная черта. «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – пишет Михаил Лермонтов в предисловии. «Неужели тамошняя молодёжь вся такова?» – задаётся вопросом один из персонажей романа Максим Максимыч, близко знавший Печорина. И автор, выступающий в произведении в роли путешественника, отвечает ему, что «много есть людей, говорящих то же самое» и что «нынче те, которые… скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно сказать, что все поступки Печорина мотивированы скукой. В этом мы начинаем убеждаться практически с первых строк романа. Нужно отметить, что композиционно он выстроен таким образом, чтобы читатель мог как можно лучше разглядеть все черты характера героя, с разных сторон. Хронология событий здесь отходит на второй план, точнее, её здесь нет вовсе. Из жизни Печорина выхвачены куски, которые связаны между собой только логикой его образа.

Характеристика Печорина

Поступки

Впервые мы узнаём об этом человеке от Максим Максимыча, служившего вместе с ним в кавказской крепости. Он рассказывает историю о Бэле. Печорин ради развлечения подговорил её брата выкрасть девушку – красивую юную черкешенку. Пока Бэла холодна с ним – она ему интересна. Но как только он добивается её любви – тут же охладевает. Печорину всё равно, что из-за его прихоти трагическим образом рушатся судьбы. Убивают отца Бэлы, а потом и её саму. Где-то в глубине души ему жаль эту девочку, любое воспоминание о ней вызывает у него горечь, но он не раскаивается в своём поступке. Ещё до её смерти он признается приятелю: «Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно…». Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни. Этот психологический эксперимент, как и все предыдущие, счастья и удовлетворения жизнью ему не принёс, а оставил одно разочарование.

Точно так же, ради праздного интереса, он вмешался в жизнь «честных контрабандистов» (глава «Тамань»), в итоге чего несчастная старуха и слепой мальчик оказались без средств к существованию.

Очередной забавой стала для него княжна Мэри, чувствами которой он беззастенчиво играл, подав ей надежду, а затем признавшись, что не любит её (глава «Княжна Мэри»).

О двух последних случаях мы узнаём от самого Печорина, из журнала, который он одно время вёл с большим энтузиазмом, желая разобраться в себе и… убить скуку. Потом он и к этому занятию охладел. А его записки – чемодан тетрадей – остались у Максим Максимыча. Напрасно он возил их за собой, желая при случае передать хозяину. Когда такой случай представился, они оказались Печорину не нужны. Следовательно, он вёл свой дневник не ради славы, не ради публикации. В этом особая ценность его заметок. Герой описывает себя, нимало не беспокоясь о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Ему нет необходимости кривить душой, он искренен сам с собой – и благодаря этому мы можем узнать об истинных причинах его поступков, понять его.

Внешность

Свидетелем встречи Максим Максимыча с Печориным оказался путешествующий автор. И от него мы узнаём, как выглядел Григорий Александрович Печорин. Во всём его облике чувствовалась противоречивость. На первый взгляд ему было не больше 23 лет, но в следующую минуту казалось, что ему 30. Походка его была небрежной и ленивой, но при этом он не размахивал руками, что обычно свидетельствует о скрытности характера. Когда он присел на скамью, то его прямой стан согнулся, обмяк, как будто в его теле не осталось ни одной косточки. На лбу этого молодого человека были видны следы морщин. Но особенно автора поразили его глаза: они не смеялись, когда он смеялся.

Черты характера

Внешняя характеристика Печорина в «Герое нашего времени» отражает его внутреннее состояние. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», – говорит он о себе. Действительно, все его поступки характеризуются холодной рассудочностью, но чувства нет-нет и прорываются наружу. Он бесстрашно идёт один на кабана, но вздрагивает от стука ставен, может весь день провести на охоте в дождливый день и панически боится сквозняка.

Печорин запретил себе чувствовать, потому что его настоящие порывы души не находили отклика в окружающих: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Он мечется, не находя своего призвания, цели в жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные». Светские развлечения, романы – пройденный этап. Они не принесли ему ничего, кроме внутренней опустошённости. В изучении наук, которым он занялся в желании принести пользу, он также не нашёл смысла, поскольку понял, что залог удачи в ловкости, а не в знаниях. Скука одолевала Печорина, и он надеялся, что хотя бы свистящие над головой чеченские пули спасут его от неё. Но на Кавказской войне его снова постигло разочарование: «Через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего». На что было ему направить свою нерастраченную энергию? Следствием его невостребованности стали, с одной стороны, неоправданные и нелогичные поступки, а с другой – болезненная ранимость, глубокая внутренняя печаль.

Отношение к любви

О том, что Печорин не потерял способность чувствовать, свидетельствует и его любовь к Вере. Это единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, как есть. Ему нет необходимости приукрашивать себя перед ней или, наоборот, казаться неприступным. Он выполняет все условия, лишь бы иметь возможность видеться с ней, а когда она уезжает, загоняет до смерти коня в стремлении догнать любимую.

Совсем по-другому он относится к другим женщинам, встречающимся на его пути. Здесь уже не место эмоциям – один расчёт. Они для него – лишь способ развеять скуку, заодно проявив свою эгоистичную власть над ними. Он изучает их поведение, как у подопытных кроликов, придумывая новые повороты в игре. Но и это его не спасает – часто он заранее знает, как поведёт себя его жертва, и ему становится ещё тоскливее.

Отношение к смерти

Ещё одним важным моментом в характера Печорина в романе «Герой нашего времени» является его отношение к смерти. Во всей полноте оно продемонстрировано в главе «Фаталист». Хотя Печорин и признает предопределенность судьбы, он считает, что это не должно лишать человека воли. Надо смело идти вперёд, «ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». Тут-то мы и видим, на какие благородные действия способен Печорин, если его энергия направлена в правильное русло. Он храбро бросается в окно в стремлении обезвредить казака-убийцу. Его врождённое желание действовать, помогать людям находит наконец хоть какое-то применение.

Моё отношение к Печорину

Какого отношения заслуживает к себе этот человек? Осуждения или сочувствия? Автор назвал свой роман так с некоторой иронией. «Герой нашего времени» – конечно, не образец для подражания. Но он типичный представитель своего поколения, вынужденного бесцельно тратить лучшие годы. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления», – говорит о себе Печорин и называет причину: «Во мне душа испорчена светом». Последнее утешение для себя он видит в путешествиях и надеется: «Авось где-нибудь умру по дороге». Относиться к нему можно по-разному. Несомненно одно: это несчастный человек, так и не нашедший своего места в жизни. Если бы современное ему общество было устроено иначе, он проявил бы себя совершенно по-другому.

Тест по произведению

Географические открытия древности и Средневековья


1 . Для чего люди изучают Землю? 2 . Какие географические открытия совершили люди в древности?



  • В Восточном Средиземноморье жил удивительный на род - финикийцы.
  • Они смело плавали по Средиземному морю , выходили в Атлантический океан . Именно они открыли Азорские и Канарские острова.
  • В VI в. до н. э. египетский фараон Нехо поручил им изучить, велика ли страна Ливия (так в древности называли Африку ). Почти три года потребовалось финикийцам, чтобы обогнуть Африку. Путешествие показа ло, что Африка очень большая и со всех сторон окружена морями.

Финикийцы жили

на восточном

побережье

Средиземного моря,

где создали ряд

торговых городов-

государств, из которых

наиболее известны

Тир и Сидон .





Великие географы древности.

Геродот (V в. до н. э.)

Историк и путешественник, давший описание многих стран, истории и быта народов.

Он посетил Скифию (южная часть России ), где жили племена ски фов и сарматов.

Описал климат Египта , разлив Нила .



Скифы - народы, обитавшие в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы - Скифия


Пифей

В IV в. до н. э. древнегреческий учёный и мореплаватель Пифей выйдя из Средиземного мо ря, он обогнул берега Испании и Франции и достиг Ирландии и Великобритании .

Затем он посетил земли германцев , богатые янтарём.

Пифей первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи.


Путешествия Пифея

Пифей

около 325 года до н.э.

совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы, достиг берегов Ирландии и Великобритании


Эратосфен

Эратосфен впервые употребил термин «география».


Эратосфен

Древнегреческий учёный Эратосфен

во II в. до н. э.

измерил длину экватора и вычислил

размеры земного шара,

впервые выделил на нашей планете

климатические пояса

Карта, составленная Эратосфеном


3 . Географические открытия Средневековья

  • В Средние века много сделали для развития географии арабские мореплаватели.
  • Они освоили воды Индийского океана , основали свои колонии на побережье Восточной Африки, побывали в Индии и Китае.

  • Путешествовали по Индийскому океану, исследовали берега Африки и Аравии.


  • В 1721 г. отправился со своей семьёй в далёкое торговое путешествие на Восток Марко Поло провёл в своих странствиях в общей сложности 22 года и, вернувшись на родину, описал увиденное в своей книге «О разнообразии мира» : особенности климата, обычаи разных стран, архитектуру городов, их жителей.

  • В 1487 г. экспедиция под руководством Бартоломео Диаша (ок. 1450-1500) достигла самой южной точки Африкан ского материка, которая была названа мысом Бурь . Позднее его

переименовали в мыс Доброй Надежды, так как это открытие по давало надежды на открытие морского пути в Индию.




  • Доплыть до Индии, обогнув Африку, удалось лишь в 1498г. мореплавателю

(ок. 1469-1524).



Эратосфен

  • Первыми обогнули Африку.
  • Путешественник, который посетил Скифию (южную часть России).
  • Первым установил зависимость между длиной дня и ночи и широтой и долготой.
  • Измерил длину экватора и вычислил размеры Земли

Геродот

Пифей

Финикийцы


  • Побывал в Индии.
  • Первым достиг южной точки Африки.
  • Первым обогнул Африку с юга.

Марко Поло

Пифей


Восстановите первоначальный текст, подбирая имена, предложенные после текста.

Потерявшиеся” имена (даны в алфавитном порядке): Геродот, Марко Поло, Пифей, Эратосфен.

Эратосфен

География – наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый _________. Выдающимися путешественниками были древние греки ___________и _________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии _________со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция _________отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки.

Геродот

Пифей

Марко Поло


  • Финикийцы первыми обогнули Африку.
  • Геродот оставил описания многих стран
  • Пифей нашёл путь к Британским островам.
  • Эратосфен дал название науке - «география», измерил окружность Земли.
  • Арабские мореплаватели освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай.
  • Удивительное путешествие совершил венецианский купец Марко Поло.
  • Бартоломео Диаш достиг самой южной точки Африки,
  • Васко да Гама доплыл до Индии.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Какие путешествия совершили финикийские моряки?

2. В чём заслуга древнегреческого учёного Эратосфена?

3. В чём заслуга Геродота?

4. Какие открытия сделал Пифей?

5. Какое путешествие совершил Марко Поло7

6.Кто впервые смог достигнуть южной точки Африки?

7.Как в древности называли Африку?

8 Какой мореплалаватель смог обогнуть Африку и достигнуть Индию.

Задание № 1.

На карте на с. 54-55 покажите маршрут первой русской кругосветной экспедиции, укажите, в чем, на ваш взгляд, состояло ее значение для науки.

Это плавание внесло значительный вклад в изучение Тихого и Северного Ледовитого океанов. Были открыты новые острова, составлены описания и нанесены на карту малоизученные и неисследованные районы Тихого океана, побережье Дальнего Востока, Аляски, Алеутских островов. Все это обогатило географию и естественные науки сведениями о странах, мало известных, а описание путешествия и атлас были переведены на многие европейские языки. Помимо этого, значение для российской географии и флота состояло в том, что изменилось отношение к морским экспедициям, сделав их непрерывными.

Задание № 2.

На карте на с. 54-55 покажите маршруты путешествий Г. И. Невельского и Е. В. Путятина по Дальнему Востоку. Отметьте, в чем вы видите их значение.

В результате экспедиций Г. И. Невельского было установлено, что Сахалин - остров, открыт отделяющий его от материка пролив Татарский, а также ряд новых территорий. Установлена возможность входа судов в Амур и основан г. Николаевск-на-Амуре.
Результатом экспедиции Е. В. Путятина стало открытие неизвестных ранее островов, установление дипломатического контакта с закрытой от европейцев Японией.
Помимо географических открытий эти экспедиции имели значение для укрепления позиций России на Дальнем Востоке и закрепления за ней Приморья.

Задание № 3.

На карте на с. 54-55 покажите маршрут кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Какое мировое открытие было совершено ее участниками? В чем состоит его значение?

16 января 1820 года экспедиция открыла шестой континент планеты - Антарктиду, что до этого не удалось сделать великому английскому мореплавателю - Дж. Куку. За время плавания экспедиция обошла вокруг всего материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

« Географические открытия древности

и Средневековья ».

Учитель: Менайленко Инга Константиновна

Место работы : Темрюкский р-он, ст.Ахтанизовская, МБОУ СОШ №10

Предмет: география.

Класс: 5

Тема урока №6: «Географические открытия древности и Средневековья»

Базовый учебник: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Цель урока: Познакомить с историей географических открытий.

Задачи:

предметные

1. Выявлять и знать историю географических открытий древности и Средневековья

2. Знать имена первооткрывателей: Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.

метапредметные – Умение работать с картой полушарий, с контурными картами, с текстом учебника, выделять в нем главное.

личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: физическая кapтa полушарий, электронное приложение

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.

Для чего люди изучают Землю?

Какие географические открытия совершили люди в древности?

Слайд 1.

Подготовка класса к работе.

Самоопределение: внутренняя пози-ция школьника.

Регулятивные: целеполага-ние; коммуникативные: планирование учебного сотрудничест

ва с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

Рассказ учителя

Финикийцы первыми обо-

гнули Африку. Геродот оставил описания многих

стран. Пифей нашел путь к Британским островам.

Эратосфен дал название науке - «география», из-

мерил окружность Земли. Арабские мореплавате-

ли освоили воды Индийского океана, посещали

Индию и Китай. Удивительное путешествие со-

вершил венецианский купец Марко Поло. Барто-

ломео Диаш достиг самой южной точки Африки,

а Васко да Гама доплыл до Индии.

Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основы системы научных знаний.

3. самоопределение(целепологание)

Изучение нового материала

Упражнение на целеполагание.

Работа с учебником:

Плавания финикийцев.

Выписать в тетрадь путь финикийцев

Записывают в рабочую тетрадь

Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразова

ние: учебная мотивация.

Формирование умения давать определения понятиям

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

4.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоения материала.

Изучение нового материала

Итак, давайте

А) назовём великих географов древности, их открытия, используя пункт 2 на стр.28

Б) Назовите географические открытия Средневековья, используя пункт 3 на стр.28

Ответы учащихся.

Дети читают на стр.27-28

Учащиеся проговаривают и записывают вывод в тетрадь.

Отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы

Находят нужную информацию в тексте.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Формирование готовности и способности к самообразованию.

Формирования умения логически мыслить, приводить примеры

Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью

Опыт «предметной» деятельности по получению знаний.

Овладение основными навыками нахождения информации

5. Физминутка

6. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Учитель:

Работа с электронным приложением

«Проверь свои знания»

Практическая работа №1

Важнейшие открытия древности

и Средневековья

2. Подпишите на контурной карте названия

всех материков и океанов. Материки, известные в

древности и в Средние века, подчеркните зеленым

3. Обозначьте на контурной карте маршруты

путешественников Средневековья.

Формулируют свои ответы в соответствии с требованиями учителя

Формирование экологического мышления. Осознанность единства и целостности окружающего мира.

Умение на практике пользоваться географическими знаниями.

7. Рефлексия

Что вы узнали на уроке?

Что вы узнали интересного?

Что запомнилось?

Синквейн

Сегодня на уроке:
я узнал…
я научился…
я не понял…

Осуществляют самооценку деятельности

Владение основами самооценки

8. Оценивание результатов

Подводит итог игры, урока в целом. Объявляет оценки.

Выставляют отметки

9. Д/зад.

§ 5, используя текст § 5 учебника, заполните таблицу (Ученый,

путешественник

Где побывал и когда

Географические открытия)

Эратосфен

Марко Поло

Бартоломео

Васко да Гама)

Уч-ся выбирают и записывают задания в дневник

Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами

Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний.

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению географичес