Мф. VIII, 28-34: 28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Мк. V, 1-20: 1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. 2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! 8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. 10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. 11 Паслось же там при горе большое стадо свиней. 12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. 13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. 14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. 15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. 16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. 17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. 18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. 19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. 20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Лк. VIII, 26-39: 26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. 30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. 32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. 34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. 38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

20. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской

(Мф. VIII, 28-34; Мк. V, 1-20; Лк. VIII, 26-40)

Переплыв озеро, Иисус с учениками Его прибыли в страну, лежавшую на восточном берегу его, которую Евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской, по имени находившегося в ней города Гадары, а Ев. Матфей – Гергесинской, по имени другого города Гергесы: оба эти города были в числе городов «Десятиградия». На берегу их встретил бесноватый, одержимый нечистым духом. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Ев. Матфей – о двух. Вероятно, это потому, что один бесноватый был человеком всем известным, жителем г. Гадары, и находился в особенно ужасном состоянии беснования, а другой, по сравнению с ним, оставался едва замеченным. Сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями. Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое для человеческих глаз, – для нечистых духов, владевших более совершенным духовным зрением, были очевидны и приводили их в ужас и трепет. И вот бесноватые начинают кричать, исповедуя Иисуса Сыном Божиим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. По Ев. Марку и Луке, более свирепый из них на вопрос Иисуса, как его имя, отвечал: «Легион», указывая этим на обитание в нем громадного количества нечистых духов. Бесы просили Иисуса дозволения не идти им в бездну и не покидать «страны той», но войти в пасшееся неподалеку при горе большое стадо свиней. Мы не настолько знаем природу злых духов, чтобы понять, почему им необходимо было обитать именно в живых существах, но характерно, что из всех живых существ они сами выбрали для своего обитания самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев животное, лишь бы Господь не изгонял их из той страны и не лишал тем их возможности действовать в ней. Господь разрешил им войти в свиней, и стадо, взбесившись, бросилось с крутизны в море и утонуло. Допустив это, Господь, очевидно, желал вразумить гадаринцев, которые, вопреки запрещению закона Моисеева, разводили свиней, да еще в таком громадном количестве, по св. Марку, около 2.000. Вместе с тем это обстоятельство привлекло к Господу Иисусу особое внимание жителей этой страны, которые увидели известного им страшного бесноватого здоровым и сидящим у ног Иисусовых. Но происшедшее, видимо, их не вразумило: на них напал лишь безотчетный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им новых убытков. Жалость к погибшим свиньям одержала у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от страшного бесноватого, и они просили Господа уйти от них. Каково неразумие этих людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился разрушить дела диавола! Вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, на этот раз Господь наоборот велит исцеленному бесноватому возвратиться в свой дом и «рассказать, что сотворил ему Бог». Надо полагать, это потому, что Господь не имел в этой стране тех опасений, какие у Него были в Галилее и Иудее, где были превратные представления о Мессии, как о земном вожде Израиля, и Господь не хотел, чтобы Его Имя связывали с политическими вожделениями иудейских патриотов, мечтавших о свержении римского владычества. Кроме того, как по всему видно, гадаринцы отличались особенным религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Господь хотел пробудить их сердца через проповедь о Нем и о Его делах самого облагодетельствованного Им исцеленного бесноватого, который действительно, как передает св. Марк, начал проповедовать о Нем по всему Десятиградию, и этим подготовил эту страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Исцеление бесноватых

(Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-39)

В земле Гадаринской или Гергесинской (известной ещё Страбону своими горячими источниками)*, лежащей на Восточном берегу Галилейскаго озера, Иисуса Христа встретили два бесноватых, которые отличались неукротимой лютостью. Эти несчастные, мучимые бесами, рвали на себе платье, разрывали железныя цепи, которыми думали их связать и удержать, убегали в пустыню, скрывались в пещерах (гробах), бились о камни и наводили страх на проходящих, так что не мощи никому минути путем тем. Но Иисус Христос, несмотря на вопли бесов, изгоняет их из людей, хотя в одном из них был целый легион, и повелевает им, по их просьбе, войти в свиней, от чего свиное стадо бросается в воду и все погибает в волнах озера. Узнав от пастухов о гибели стада, устрашённые жители Гадары просят великаго Чудотворца оставить их страну, и Он, удаляясь оттуда, оставляет им проповедников Своей славы в лице исцелённых бесноватых.

В рассказе о Гадаринских бесноватых евангелисты дают нам приметить:

а) Необыкновенную лютость бесноватых, особенно одного из них, на котором исключительно и останавливают своё внимание евангелисты Марк и Лука, даже не упоминая о другом товарище его несчастья;

б) Признание бесами в Иисусе Христе Сына Божия и предуведение ими своей будущей участи;

в) Исцеление самих бесноватых, обнаружившее в одном из них присутствие
целаго легиона бесов;

г) Просьбу бесов и повеление Иисуса Христа идти им в стадо свиное;

д) Просьбу жителей Гадары к Иисусу Христу удалиться из их страны;

е) Просьбу исцелённаго бесноватаго идти за Иисусом и повеление Иисуса оставаться в стране и проповедовать о своём исцелении.

а) Бесы вопиют: что нам и тебе, Иисусе, Сыне Божий? Пришел еси семо прежде времене мучить нас? Это невольное признание присутствия в Иисусе Христе Божественной силы - неоднократно испытанной самими бесами при изгнании из одержимых ими - есть не что иное, как повторение общаго верования людей, видевших чудеса Спасителя; но оно не могло быть прямым и уверенным признанием бесами в Иисусе Христе действительнаго Сына Божия, потому что никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12:3) и потому что тайна явления Сына Божия в лице Иисуса, по учению Святых отец была сокрыта от диавола до времени сошествия Его в ад.

Μучением бесы называют ограничение их власти над людьми, а прежде временным называют такое ограничение потому, что оно должно было совершиться прежде победы Семени жены над их владыкой и прежде окончательнаго осуждения их на последнем Суде. Из чего видно, что бесы веруют слову Господа Судии, проклявшаго древняго змия и обещавшаго поразить его в голову, и трепещут (Иак. 2:19), страшась Его пришествия на Землю, как для победы над диаволом, так и для Суда над ним и ангелами его.

б) Многие из современных врачей и мыслителей считают невозможным присутствие злых духов в человеке, и упоминаемые в священных книгах и других повествованиях беснования относят к разряду эпилепсии, сумасшествия и вообще душевных болезней. Исцеления же от этих болезней заклинаниями, молитвами и тому подобным относят к числу тех удачных приспособлений, которыя употребляются некоторыми искусными врачами с целью подействовать на воображение больного, и которыя состоят в том, что врач, по-видимому, признает действительность страдания больного от известной причины и соответственно мнимой болезни употребляет лечение, устраняющее болезнь; например, из человека, воображающаго, что у него в желудке или в голове сидят гады, вынимает воображаемых животных; из мнимо бесноватых изгоняет бесов и тому подобное.

Но рассказываемое евангелистами исцеление бесноватых служит прямым опровержением такого мнения. Этот случай сильнее других случаев убеждает нас в действительности вселения бесов в людей и в невозможности исцеления их посредством приспособления к народным понятиям и воззрениям на эти болезни и убеждениям самих больных. Упоминаемые здесь несчастные, мучимые бесами, обнаруживают страшную нечеловеческую силу, живут вдали от жилищ Человеческих и, без сомнения, не слышали и не знали об Иисусе и Его чудодейственной силе; но при первом появлении именуют Его Сыном Божиим, говорят об аде и муках в нём.

Далее, изгоняемые бесы просят позволения войти в стадо свиное и, что особенно важно, действительно входят в животных и губят целое стадо. Если и можно предположить, что бесноватые только воображали, что в них живут бесы, а на самом деле только страдали особым видом умопомешательства (daemonomania), то уж вовсе нельзя признать, чтобы и животные могли заразиться такой болезнью.

в) Бесы просят о дозволении им войти в стадо свиней - или потому, что нечистым существам более прилично было поселиться в нечистых животных, или потому, что они хотели истреблением стада Гадаринцев причинить досаду жителям и помешать проповеди Иисуса среди них.

г) Разведение стад нечистых животных было запрещено Законом Моисеевым, и потому, если в стране Гадаринской были свиныя стада, то они или принадлежали язычникам, которых было много в Десятиградии, или вернее, принадлежали Иудеям, которые вели выгодную торговлю сими нечистыми животными, за что и были наказаны лишением самих животных. Евангелист прямо говорит, что выходил к Иисусу весь народ - то есть и язычники и Иудеи.

д) В просьбе жителей Гадары слышится не столько страх присутствия Божественнаго Чудотворца, подобный страху Симона, просившаго некогда Христа уйти от него, яко муж грешен есмь (Лк. 5:8): сколько страх потери всего имущества, если Чудотворец дольше останется у них.

е) При удалении из Гадаринской страны Иисус Христос оставляет исцелённаго больного проповедником совершеннаго Им чуда, чтобы он служил живым упрёком за отвержение ими Божественнаго Учителя из-за корыстных целей. В чуде исцеления Гадаринскаго бесноватаго можно видеть образ Божественнаго посещения Господом нашей души. Одно появление Его часто освобождает её от легиона страстей и от влияния злого духа. С другой стороны, лишение некоторых земных благ - часто нечистых и незаконно приобретённых - вместо покорности Промыслу Божию, вызывает во многих сожаление о потерянном и отгоняет от человека благодать Божию.

Будучи недовольны потерей своих стад, но в то же время страшась раздражить (судя по-человечески) великаго Чудотворца своим неудовольствием на Него за отнятие имущества, жители Гадары просят Иисуса удалиться от их пределов. Как часто своекорыстные разсчёты и личныя неудовольствия лишают многих возможности наслаждаться присутствием и произведениями великих людей и входить с ними в ближайшия отношения!

* Это место следует понимать так, что Спаситель вышел на берег возле Гергесы и хотел направиться отсюда по дороге к Гадаре - если только была такая Дорога. Иосиф Флавий называет Гадару городом Греческим. - Ред.

15.11.2015г. ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО.

Во имя Отца и Сына и Святаго Дух а

Дорогие братия и сестры. В сегодняшний воскресный день наше преимущественное внимание обращено к тому наставлению, которое исходит из евангельского чтения, которое повествует о чуде исцеления гадаринского бесноватого. Вообще, об этом чуде, которое совершил Христос, рассказывают три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Разница в описании этого чуда состоит только в том, что Матфей говорит о двух гадаринских бесноватых, а Марк и Лука говорят об одном. Критики Священного Писания обращали внимание на это противоречие, в котором видели основание для усомнения в подлинности, достоверности текста евангелистов. Но объясняется это противоречие очень и очень просто. Было бесноватых двое, только один настолько сильно, в ярко выраженной форме страдал этим беснованием, что второй на его фоне был просто кротким агнцем, с которым можно было абсолютно легко справиться, и он не представлял такой угрозы для окружающих людей.

Таким образом, евангелист Лука, повествование которого читалось сегодня, рассказывает об одном этом гадаринском бесноватом. Господь, проплыв в лодке по Галилейскому озеру, прибыл в страну Гадаринскую, где было десять городов, в которых преимущественно жили язычники: Гадары, Гергесы и другие города. И как только Он ступил на берег, этот бесноватый человек вышел навстречу Ему. Этот больной человек представлял собой ужасное зрелище: он не мог носить никакой одежды, его сковывали кузнецы цепями, и он разрывал их как гнилые нитки; весь обросший, страшный. Бесы, которые во множестве обитали в нём, мучили его страшно, так, что он бился о камни, весь был изранен. Жил он в гробах, или в пещерах, в которых евреи хоронили своих усопших, вдали от человеческого общества, потому что рядом с ним находиться было просто опасно для жизни.

Этот человек подошёл ко Христу и вскричал неимоверным, страшным голосом: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю тебя, не мучь меня» (Лк.8;28). И у другого евангелиста говорится: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас?» (Мф.8;29).

Что это за упоминание: «прежде времени»? Это упоминание о том, что после Страшного Суда, о котором бесы знают, будет окончательное разделение на праведных и грешников. И ад окончательно и бесповоротно заключит в себе всё демоническое царство и всех людей, которые были подобны им, в жизни творили их волю. Но пока этого нет, мир продолжает своё бытие по милости Божией, злые духи имеют относительную свободу и могут быть не заключаемы окончательно в адской бездне. Поэтому это вопрошание, этот крик бесноватого человека говорит очень о многом. Он говорит о том, что бесы сами страшатся адского огня, не хотят туда идти. «Зачем Ты прежде времени пришёл? ещё нет Твоего страшного Второго пришествия, ещё жизнь продолжается». И не хотят они туда идти.

Мы можем сделать достаточно достоверное, убедительное предположение, как же страшно там, в этих адских глубинах, в адском огне, что даже бесы не хотят там находиться, даже для них эти мучения страшны и чудовищны. Поэтому, обращая внимание на это восклицание злых духов, убоимся, чтобы не попасть туда, в адские мучения.

Продолжая разговор, Господь задаёт вопрос этому человеку: «Как тебе имя?» (Лк.8;30). И этот человек то ли забыл своё имя, то ли настолько был погружён в это тяжкое страдание, в свою болезнь, то ли бесы его опередили и, используя сознание и голосовые связки человека, ответили: «Легион», - потому что много бесов вошло в него» (Лк.8;30).

Что же такое легион? Это числительное, основная организационная единица в армии Римской империи. Легион в римском войске состоял из шести тысяч человек - огромная армия, экипированных по последнему, так сказать, слову техники воинов, бесстрашных римских легионеров. И в этом несчастном обитало порядка шести тысяч злых духов. И поэтому, сила их была неимоверна. Никакими железными цепями невозможно было сковать - он разрывал их, как тонкие гнилые верёвки.

Дорогие братия и сестры. Серафим Саровский на вопрос о силе бесов говорил простому народу, что самый нижайший, малейших из них, из этого демонического царства, может один уничтожить весь мир, причём, без малейшего усилия, одним коготком своим может уничтожить и перевернуть весь мир.

Если один самый ничтожный бесёночек обладает такой колоссальной силой, способной погубить мир, то какой же силой обладали эти шесть тысяч бесов, великое множество, которые обладали этим несчастным человеком?

Конечно, дорогие братия и сестры, есть особые причины беснования, и есть разные формы этого беснования. В той или иной степени мы все с вами бесноватые, потому что все находимся под воздействием злых сил. Они везде вокруг нас, как воздух, окружают и воздействуют на нашу жизнь, влагают в наше сознание свои страшные мысли, маскируясь под естественные мыслительные способности самого человека. Если эти мысли соединены с грехом, если они ужасны, мерзки, нечисты, кощунственны - то это бесы авторы этих мыслей, которые они влагают в наше сознание как приманку, чтобы мы заглотили её и согласились с этой мыслью. И тогда она становится уже греховным произволением, помыслом уже, который вменяется человеку в грех. Мы на эти свои мерзкие мысли вообще не обращаем ни малейшего внимания. К исповеди мы приносим, в лучшем случае, лишь одни грехи, проступки, действия, а о мыслях и не думаем. А святые отцы говорят, что с того момента, когда хоть на краткое мгновение ты вошёл в беседу с этой мыслью, она уже становится твоей. Ты уже на секунду задержал её в твоём сознании, вошёл в диалог с этой мыслью, и бесы радуются и торжествуют, уже человек согрешил в своих мыслях. И этот грех ведом только им и Богу, но абсолютно он ещё не совершён никоим образом, и людям неизвестен в этой жизни. Любые страшные грехи, которые далее перерастают в преступления, тоже начинаются с греховных мыслей.

Беснование бывает разным. Бывают страшные формы этого беснования, когда бесы по особому произволению Божию вселяются в самого человека, то есть не извне только искушают его, но вселяются в его тело и могут пребывать в любом месте, в любой точке, в любом органе нашего тела. Обычно пребывают в тех местах нашего тела, которые могут быть особо связаны с совершением греха.

Это беснование, это неотлучное пребывание бесов в человеке происходит по-разному. Иногда человек долгие годы сам не осознаёт, что он подвержен такой страшной духовной болезни. Бывает неожиданным ужасным открытием для человека, когда он приедет в тот или иной монастырь и при соприкосновении с какой-либо святыней, с мощами, во время причащения Святых Христовых Таин что-то страшное ему открывается: либо он не может прикоснуться к святыне, либо начинает кричать страшным, нечеловеческим голосом, либо обретается какая-то страшная сила, которая отводит человека от святыни, либо начинаются конвульсии какие-то, которые маскируются под эпилепсию. И так далее...

Многие из Вас видели эти признаки открытого беснования. Мы с вами посещали многие монастыри: Почаевскую и Киево-Печерскую лавры, Псково-Печерский монастырь в прежние годы, когда там отчитывал бесноватых отец Адриан; в Троице-Сергиевой лавре отец Герман многие десятки лет несёт это ответственное послушание. Если приходилось вам быть на этих отчитках, то зрелище это страшное. Человек не понимает, то ли в зоопарк попал, то ли куда ещё - мороз по коже. И бесы интересно ведут себя. Иногда они начинают обличать грехи рядом стоящих. И ты оказываешься как на Страшном Суде: думаешь, такой беленький и пушистый, такой хорошенький, вписываешься в рамки морали ХХI-го века. А бесы говорят о всём тайном, да на весь народ, что ты творил - ты там изменял, ты блудил, ты воровал, ты хотел это сделать, да время и часу Господь не дал и так далее...

Это особенно интересно было, именно такое обличение бесами рядом стоящих людей при жизни отца Валентина Мордасова, когда он служил ещё до Камно в Старом Изборске. Бедные бабушки колхозные даже ходить туда боялись, потому что, как придут, а бесы всю их жизнь открывают: как с колхозных полей воровали, с кем жили и так далее. Поёт, например, бабуля на клиросе Херувимскую песнь, а после таких обличений хоть стой, хоть падай, хоть выбегай от стыда. А там факты с именами, да с годами, да с фамилиями, да со всеми действующими лицами. Не дай Бог.

Но лучше, дорогие братия и сестры, чтобы всё-таки здесь грехи наши обличались, лишь бы Господь на том свете помиловал.

Это вселение бесов в человека, ещё раз хотелось бы отметить, чаще всего бывает наказанием Божиим за грехи: грехи долгие, страсти, в которых на долгие годы погрязает человек. Святые отцы свидетельствуют, что бесы особенно любят блудные грехи и блудников. Когда человек творит эти грехи, есть все основания для того, что бесы имеют абсолютно свободный доступ и в душу, и сердце, и в тело этого человека. Поэтому очень страшно и опасно намеренно и осознанно грешить и пребывать в этих нераскаянных грехах.

А это исповедание Божества Христа очень интересно. Оно было необходимо для наставления в вере апостолов. Однажды, когда Господь остался помолиться на берегу, апостолы ночью переплывали в лодке Галилейское озеро и попали в страшную бурю. Лодку било волнами, ветер был противный, и апостолы испугались. И Господь пошёл, желая спасти их, по водам, ночью, по бушующему озеру Галилейскому. И тогда именно Пётр вскричал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14;28). И Господь сказал: «иди». И когда взор Петра был устремлён на Христа, он шёл по воде, как по суше. А потом, отведя свой взор от Господа, Источника жизни, он стал тонуть и услышал упрёк Христа: «маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14;31).

Когда апостолы не могли признать во Христе Бога-Вседержителя, то бесы исповедовали, бесы подсказывали апостолам, что Сын Божий пришёл, и бесы знают во Христе Бога, и трепещут Его силы и власти. Поэтому они просили Его: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф.8;30). Это стадо, голов около двух тысяч, паслось рядом. Не каждая современная свиноферма в наших пределах может похвалиться таким великим множеством свиней. И Господь позволил им: «Идите». И всё это свиное стадо взбесилось мгновенно, бросилось с крутизны в озеро, и все свиньи потонули. Бесов-то было более шести тысяч, а свиней всего-навсего две тысячи. Так может, разодрались «бедные» злые духи? Для них же великое счастье прибывать в ком-то, в каком-то организме; если в человеке нельзя, так хотя бы в скотине, чтобы хоть кого-то мучить. Это их реализация зла.

Эту погибель свиней Господь допустил намеренно. Для чего? Чтобы показать, какое разрушающее, страшное воздействие они оказывают, к чему стремятся злые духи: погубить, уничтожить. Чтобы мы с Вами, вспоминая об этом чуде, ужасались и боялись идти на компромисс, на союз, на контакт с дьяволом. А когда мы идём с Вами на этот контакт? Идём намеренно, когда совершаем те или иные грехи; когда ведём своих детей к бабкам: то грыжу заговорить, то, чтобы спал хорошо, то ещё при каких то болезнях; то, когда муж ушёл, а вернуть хочется - всё-таки богатенький был; то загулял кто-то, или жена, или муж; то денежек не хватает, на удачу, на деньги и так далее...

Человек идёт и думает, что это вещи малозначимые, безразличные - заплатил, и всё состоится. А бесы через это получают возможность, получают право владеть душой этого человека. И очень страшные бывают последствия. Никогда бесы не способны сотворить никакое добро, никакую болезнь исцелить - ничего они не способны и никогда не будут этого делать. Потому что у них задачи другие: физически, нравственно уничтожить и до ада низвести, и чтобы люди погибли в этих адских глубинах.

Поэтому, дорогие братия и сестры, будем очень осторожно и трепетно относиться к возможному столкновению с этими злыми духами по собственному произволению, потому что бесследно это никогда не проходит. И душу потом надо вымолить снова, чтобы Господь, Божественная благодать могла касаться этой души, предавшей Бога.

Грехи обращения к бабкам могут иметь страшные последствия. Характерным из них является абсолютное безволие человека. Например, младенчика отвели к бабке грыжу заговорить, или ещё что-нибудь. А потом смотришь - спустя сорок или пятьдесят лет вырастает пьяница или наркоман. Спрашиваешь: «А что, в детстве к бабке водили»? - «Да». Происходит парализация воли человеческой, когда ничему не может противостоять человек. Это является одним из характерных последствий продажи души дьяволу. Несмотря на то, что грех-то мамочкин или бабушкин, что она ведёт ребёночка, а воздействие оказывается на самого ребёнка или на любого человека, который по доброй воле туда приходит.

Будем бояться даже этих мыслей, как огня геенского.

Дорогие братия и сестры. Это Евангелие об исцелении гадаринского бесноватого сегодня для нашего назидания предлагается Церковью, чтобы мы боялись злых духов, чтобы жили с Господом. А кто с Богом - для того ничего не страшно в этом мире. Бесы действуют над теми, кто сам этого хочет, а над теми, кто с Господом живёт и кто Его всесильную помощь призывает, они ничего не могут сделать. Даже, чтобы войти в свиней, они просили позволение у Господа. Они сами-то не могут ничего сделать без Божиего допущения.

Поэтому будем укоренять жизнь свою в Боге, веру укреплять, чтобы нам не быть подверженным этому страшному, демоническому влиянию, от которого да избавит всех нас Господь.

Аминь.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО. В Евангелии повествуется, как однажды Господь наш Иисус Христос пришёл в землю Гадаринскую. Земля эта находилась на восточном берегу Галилейского моря. И вот, когда они переправились туда, их встретил бесноватый человек, в котором обитало множество демонов. Жизнь его была ужасна - он не мог находиться среди людей, но жил на старом заброшенном кладбище, в пещерах, где когда-то хоронили покойников. Бесноватый имел страшный вид - в одежду он не одевался; день и ночь, бегая по горам, он кричал и бил себя камнями. Много раз его связывали верёвками, даже сковывали цепями, но он, обладая нечеловеческой силой, разрывал цепи и верёвки и снова убегал к своим пещерам, мимо которых местные жители боялись ходить. И вот, когда Господь пришёл туда, бесноватый, увидев Его издалека, прибежал, поклонился Ему и стал кричать: какое Тебе дело до меня, Иисус, Сын Всевышнего, прошу Тебя, не мучь меня. Конечно, эти слова говорил не сам человек - несчастный не принадлежал себе и не мог говорить от себя, - но говорил их демон, обитавший в нём. Тогда Христос спрашивает демона: как твое имя? Тот отвечает: легион, потому что нас много. Легионом называлась в римской армии дивизия численностью несколько тысяч человек. Таким образом, в этом несчастном обитало целое полчище демонов. Бесы, конечно, не могут противиться Христу и, зная, что им придётся выйти из человека, просят Господа, чтобы Он не посылал их в бездну ада, но позволил бы остаться в этом мире, - они просят Его разрешить вселиться в свиней, большое стадо которых паслось на склоне горы неподалёку. Христос им разрешает. И как только бесы вошли в свиней, сразу же всё стадо бросилось с кручи в море и утонуло. Почему бесы решились немедленно погубить стадо в море? На это есть своя причина. Дело в том, что Ветхозаветный закон запрещал евреям разводить свиней и есть свинину. То, что местные жители её ели, означает, что они грубо нарушали Закон Божий и жили по-язычески. Проводя такую жизнь, эти люди, естественно, пребывали во власти бесов, ибо бесы приобретают власть над людьми именно через грех, через преступление Божия закона. И вот демоны, видимо, рассчитывали, что если свиное стадо погибнет, то гадаринцы, слишком привязанные к свинине, не примут Христа и Его учение. В этом случае бесы сохранили бы свою власть над этими людьми и над их городом, тогда как в противном случае они были бы окончательно изгнаны из Гадаринской страны. Таким образом, в действии бесов заключалась хитрость. Конечно, всеведущий Господь это знал. И, однако, Он всё же допускает бесам испытать гадаринцев: что для них важнее - Закон Божий или привязанность к земным удовольствиям? Это испытание чем-то напоминает историю праведного Иова, которого диавол тоже испытывал, испросив на это разрешение у Бога. Итак, стадо утонуло. Пастухи, когда увидели это, пришли в ужас, ведь стадо было очень большое, целых две тысячи свиней, и пастухи подумали, что горожане, конечно, их обвинят в этом убытке. Поэтому они сразу побежали в город и привели людей, чтобы те своими глазами увидели происшедшее. Что же увидели горожане? Во-первых, они увидели великое чудо - бесноватый, которого они раньше боялись и обходили за версту, исцелён Христом и находится в здравом уме. А во-вторых, они увидели, что их любимые свиньи погибли. Таким образом, всей ситуацией им был как бы предложен выбор: или торжествующий над демонами Христос с Его всемогущей исцеляющей силой, или их прежняя комфортная греховная жизнь с жареной свининой и прочими удовольствиями плоти. И вот они делают выбор: выбирают привычный греховный образ жизни, а Христа просят удалиться из их страны. Этим они как бы так говорят Христу: да, то, что Ты исцелил бесноватого, это, конечно, великое дело. Но всё же, если Твоё присутствие у нас связано с потерей возможности есть жареную свинину и сало, то мы не можем на это пойти, и потому Ты лучше уходи из нашей страны. И Господь, давший человеку свободу выбора и эту свободу уважающий, уходит от них… Выбор гадаринцев является совершенно естественным для людей, привязанных к греховной жизни. В Евангелии сказано, что Бог есть свет, и всякий, делающий злое, не хочет к Нему идти, потому что свет делает явными его злые дела. И действительно, часто люди не приходят ко Христу именно потому, что не хотят менять привычный образ жизни - в грехах и страстях. Однако, чтобы последовать за Христом, человек непременно должен отказаться от греха. Не может вырасти пшеница на поле, заросшем бурьяном и крапивой, - сначала нужно это поле очистить и перекопать. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что при падении наш прародитель Адам умер для Бога, а ожил для греха, после чего ему уже не нашлось места в Раю. По этой причине всем, кто хочет вернуть себе Рай, Христос указал противоположный путь - умереть для греха, чтобы ожить для Бога. А этого люди как раз часто и не хотят делать. Следует ещё сказать, что выбор гадаринцев непрерывно повторяется в истории - как в жизни отдельных людей, так и целых народов. Один современный иерарх сравнивал исцеление гадаринского бесноватого с падением коммунизма в России. В коммунистический период Россия была бесноватой, была одержима легионом бесов. Но вот бесы коммунизма и атеизма были изгнаны из неё, и перед людьми встал выбор: пойдут ли они за Христом или предпочтут лёгкую и удобную жизнь в грехе? И, увы, мы видим, что большинство не пошли за Христом, но, подобно гадаринцам, сказали Ему: уходи от нас, не вмешивайся в нашу жизнь, нам спокойнее без Тебя. Мы, может быть, были бы и не против Твоего присутствия, но уж, конечно, не в том случае, если ради этого придётся отказаться от столь любезных нам свиней - то есть от языческой, блудной, греховной жизни… Евангельский эпизод об исцелении бесноватого, как и многие места Писания, со всей очевидностью показывает, что невозможно последовать за Христом и спастись, если не отречёмся прежде от засасывающей нас, подобно болоту, греховной жизни. Мы имеем заповедь Самого Спасителя: отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Из этих слов видно, что, прежде чем последовать за Христом, нужно отвергнуться себя. Отвергнуться себя, по объяснению святых отцов, как раз и означает отвергнуться греха, потому что после падения Адама грех настолько глубоко вошёл в человеческую природу, что отвержение греха сделалось для людей отвержением себя. Итак, имея эту заповедь, братия и сестры, понудим себя к тому, чтобы отстать от греховной жизни, чтобы бегать греха и бороться с ним. Ибо, только умерев для греха, человек может ожить для Бога и последовать за Ним. Именно к такому пути Он нас призвал, и только на нём мы можем обрести спасение. Аминь. Священник Иоанн Павлов