Упражнения на развитие моторики

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.

  1. Рисование, раскрашивание картинок.
  2. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.
  3. Конструирование.
  4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  5. Всасывание пипеткой воды.
  6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  7. Нанизывание бус и пуговиц.
  8. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
  9. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
  10. «Показ» стихотворения.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Упражнения на развитие мышления

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

1. Запиши обобщающее слово:

Окунь, карась-…

Трава, дерево-…

Крот, мышка-…

Пчела, жук-…

Чашка, тарелка-…

Ботинки, туфли-…

2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?

1 2 3 4 1 5 4 1

6 7 4 6 4 3 4 6

7 1 3 0 3 9 3 7

5 4 2 5 1 5 4 2

3. Что здесь лишнее? Почему?

Таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

Тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

Лиса, заяц, медведь, пчела;

Машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

4. Найди отличия.

5. Найди одинаковых рыбок, бабочек с одинаковым рисунком, одинаковые домики.

6. Каких предметов нет на правой картинке?

7. Отыщи место в шкафу для каждой вещи.

8. Соедини линией, кто где живет.

Крот гнездо

Ласточка нора

Паук в доме

Таракан паутина

9. Заштрихуй клетки фигур, как показано на образце.

10. Ответь на вопросы

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечисли месяцы года.

4. С какого месяца начинается год?

5. Назови последний месяц года.

6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.

7. Назови зимние месяцы.

8. Назови летние месяцы.

9. Назови весенние и осенние месяцы.

10. Сколько дней в неделе?

11. Перечисли дни недели.

12. Назови рабочие дни недели.

13. Назови выходные дни недели.

14. Какой день недели первый?

15. Какой день недели последний?

16. Сколько дней в месяце?

17. Сколько недель в месяце?

18. Какой месяц самый короткий?

11. Скажи коротко

  1. Остаться на зиму … (зимовать)
  2. Остаться на ночь … (заночевать)
  3. Мелкий дождь … (дождик)
  4. Капля дождя … (дождинка)
  5. Маленькая лошадка … (пони)

12. Кто что делает?

  1. Кто лечит больных? (врач)
  2. Кто учит детей? (учитель)
  3. Кто делает мебель? (столяр, плотник)
  4. Кто лечит зверей? (ветеринар)
  5. Кто добывает уголь? (шахтер)
  6. Кто кует железо? (кузнец)
  7. Кто пишет книги? (писатель)
  8. Кто управляет оркестром? (дирижер)
  9. Кто летает в космос? (космонавт)
  10. Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
  11. Кто управляет самолетом? (пилот)

Играем в выдающихся математиков

Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:

Сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);

Последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;

Временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)

1.Игра «Что куда?»

Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:

На верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

2.Игра «Назови соседей».

Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

3.Игра «Кто раньше, кто позже».

Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.

4. Что выше?

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

5. Реши задачку!

1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?

2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.

3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.

Кто летит ниже всех?

4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?

6. Запомни и нарисуй. (Читается 2 раза)

1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

7. Посчитаем

Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?

Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?

По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.

8. У кого больше…

…лап - у кошки или попугая?

…хвостов - у собаки или лягушки?

…ушей - у мышки или свинки?

…глаз - у змеи или крокодила?

9. Кого больше?

Кого в реке больше - рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше - животных или медведей?

Чего в квартире больше - мебели или стульев?

10. Посмотри вокруг

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

11. Истинно или ложно?

Все кошки полосаты.

В Москве есть зоопарк.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.


Приветствую вас, уважаемые читатели! Эта статья пригодится тем, в чьих семьях подрастает будущий первоклассник. А готов ли ваш малыш к школьной жизни? Знает ли он всё, что сегодня требуют от выпускников детсадов при поступлении в школу?

Многие родители уверены, что школа научит всему и особо не заботятся о подготовке к учебному процессу. Однако, это совершенно напрасно! Малознающий и слабоподготовленный первоклашка, скорее всего, с первых же дней начнёт отставать от передовых первоклассников. А вы знаете, как сегодня происходит учебный процесс: не успел, разбирай дома!

С чего начать учиться в домашних условиях, чему уделить особое внимание, а что оставить на участь учителей? Ниже собраны задания для подготовки к школе, необходимые и достаточные, чтобы ваш малыш уверенно пошёл в первый класс. А для сомневающихся в необходимости дошкольного обучения предлагаю читнуть статью и скорее присоединяться к нам!

План урока:

Багаж знаний для первоклассника

Судя по требованиям учителей, к поступлению в школу каждый ребёнок должен знать:

  • всю или почти всю информацию про себя и родителей – ФИО, место работы, телефоны,
  • координаты, где он проживает – страну, населённый пункт, улицу, номер дома и квартиры,
  • названия других стран,
  • назбыть вания животных, отличия домашних от диких, деление их на категории, например, синица не должна рыбой, а медведь птицей,
  • времена суток, времена года и их последовательность,
  • названия дней недели,
  • основные природные явления,
  • палитру цветов,
  • профессии людей.

В некоторых школах при тестировании даже спрашивают основные правила поведения на дороге. А ещё помимо этого, мы не сказали про чтение, русский и математику, как само собой разумеющееся! Много, не правда ли? Как всё запомнить и правильно сложить в детский мозг? Для этого и разработаны разные упражнения, которые дети начинают выполнять в старших группах детского сада и оттачивать в домашних условиях.

Развиваем устную речь

Пришёл ребёнок в первый класс и молчит. День молчит, месяц молчит, полгода молчит. И не потому, что ничего не знает, а просто не знает, как рассказать и донести до собеседника. Поэтому учим будущего первоклассника «слово молвить». Для этого необходимо не только приучить его делиться впечатлениями от прошедшего дня, следя за правильностью речи, но и активно читать книги и обсуждать прочитанное.

Самое известное тренировочное упражнение для развития речи – рассказы по картинкам. Многие педагоги для развития воображения дают задание сложить схематически животных, например, кубики и полоски преобразовать в зайца. А ещё учим песни, на детсадовских праздниках, читаем стихи и делаем всё остальное, что помогает красивой речи. можно найти полезные советы, как воспитать великого оратора.

Тренируем внимание

Каждый из нас знает, что внимание на уроках – это половина успеха в учёбе. Иногда и учебник можно не читать, внимательно выслушав учителя.

Проверить, готов ли ваш будущий первоклассник делать всё с первого раза, внимательно читая, считая и прописывая буквы, помогают задания на нахождение отличий.

Это могут быть почти одинаковые картинки, отличающиеся между собой цветом элементов или набором деталей. Помимо картинок можно для тренировки внимания использовать слова, где заменена одна или несколько букв.

Еще родители часто играют в игру «Отвернись и назови», когда что-нибудь прячется, а ребёнок вспоминает, чего не хватает либо стоит не на своих местах.

На блоге «ШколаЛа» вы найдёте , которые помогут вашему ребёнку стать внимательным.

Улучшаем память

Впереди много текстовой информации, и куча . Как тут без отличной памяти? Её можно и нужно тренировать. Обычно в этом помогают настольные «мемори». Это такие карточки, которые переворачиваются и на память по их местонахождению нужно найти одинаковые.

В разделе «Развивашки» вы найдёте несколько упражнений, чтобы , игры для детей, чтобы и задания для и фиксации информации.

Мыслим творчески

Развивают способность творчески мыслить опять-таки картинки, по которым дети составляют рассказы. Хорошо тренируют мыслительные возможности объяснение слов, особенно непонятных – вот тут есть, где разгуляться детской фантазии!

Процессу творческого мышления мы уже уделяли немало времени и места. Мы учились , нашли для развития детского мышления, у нас есть целых для мыслительной тренировки и теперь все знают, какой он – .

Рассуждаем логически

А куда же сегодня без логики, так иногда нами, родителями не очень любимой, ведь все современные учебники в начальной школе ею, этой занудной логикой, пронизаны!

Среди логических заданий самые распространённые – нахождение лишнего и объединение в группы по общим признакам. Так, например, можно среди названий деревьев спрятать имя цветка или среди фруктов поселить ягоду. Кстати, это могут быть не только предметы (существительные), но и их свойства (прилагательные).

А знаете ли вы, что замечательно тренируют логику так любимые детьми пазлы!

Для более продвинутых можно предложить закончить последовательность картинок, в которой не хватает последнего элемента.

Берём в помощь моторику

Развитие мелкой моторики начинается с ранних лет и к школьному периоду подходит к заключительному этапу, когда заканчивается процесс формирования тех зон головного мозга ребёнка, которые в ответе за развитие мышц руки.

Вы уже знаете про то, как натренировать руку к письму. Если ещё не сталкивались, там про полезное написано доступно и интересно. Напомню, что для мелкой моторики эффективны и , конструкторы и аппликации из разных материалов.

Учимся читать, писать и считать

Для того чтобы запомнить буквы, можно использовать самые разные азбуки, кубики и пазлы. Благодаря картинкам дети легко запоминают алфавит. А вот после того, как все буквы знакомы, не стоит сразу совать под нос книги со сказками, для этого слишком рано. Начинайте с азбуки, где доступным языком буквы волшебно складываются в слоги и только потом в слова.

Один из сложных процессов – письмо. Но прежде чем ребёнок начнёт коряво выводить чёрточки и кружочки, научите его правильно пользоваться ручкой. Хорошим помощником для вас в этом деле станут прописи, где будущий первоклассник сможет обводить картинки по контурам.

При обучении счёту педагоги рекомендуют цифры учить парами, запоминая и одновременно прописывая в тетради. Каждый день можно подключать по новой паре. Изучили от 1 до 10 и умеете по виду отличать каждую цифру? Переходим к подсчёту количества, для чего выставляем игрушки или перекладываем карандаши.

Очень распространены графические диктанты. Они развивают и письмо, и счёт. Ставим точку и от неё начинаем рисовать по команде: «одна клетка вверх две вправо» и так далее. Только перед диктантом подготовьтесь сами – предварительно нарисуйте из клеток забавное животное, чтобы надиктовать его юному ученику.

Я перечислила основные задания, которые помогут вашему будущему первокласснику подготовиться к школе. Конечно, можно для занятий сделать дидактический материал своими руками. Но для ленивых , которая спешит на помощь, я собрала пособия, помогающие научиться учиться.

И конечно, если вы сами нетерпеливы и неусидчивы, да и времени на домашнее обучение нет, из этого тоже есть выход. Репетиторы, центры развития и дошкольные курсы – вот ваша альтернатива. Взвесить все «за» и «против» при решении вопроса и посчитать, поможет «ШколаЛа».

Возможно, почерпнете для себя что-то новое и важное из передачи про подготовку к школе от доктора Комаровского.

Не откладывайте на завтра то, что нужно сделать сегодня!

До новых встреч!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Когда родители начинают задумываться о подготовке ребенка к школе, многие из них идут в книжный магазин, чтобы купить необходимые пособия. Уже в магазине они понимают, что пособий по подготовке к школе очень много, и на каком из них остановиться, решить за несколько минут бывает очень сложно. Предлагаем вам обзор некоторых пособий, которые помогут вам при подготовке вашего ребенка к школе.

О. Холодова «За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей» (5-6 лет), ФГОС

Уже с первых страниц рабочая тетрадь О. Холодовой: За три месяца до школы: Задания по развитию познавательных способностей (5-6 лет) ФГОС очень расположила к себе. Приобрести ее можно в Лабиринте и Озоне . Пособие формата А4, в мягком переплете, 80 страниц.

В самом начале предлагается краткий список того, поступающему в первый класс, а также описывается принцип работы по данной тетради.

Пособие предназначено для занятий с детьми 5-6 лет для успешной подготовки ребёнка к поступлению в 1 класс. И действительно, задания, представленные в данной тетради, помогут развить память, внимание, восприятие, мышление, формировать правильную речь, совершенствовать графические навыки.

Для увеличения изображения — кликните на него мышкой

В пособии представлено 36 занятий, которые имеют определенную структуру. Если рассматривать, что должен уметь и знать будущий первоклассник до поступления в школу, то занимаясь по данному пособию, вполне можно подготовить ребенка и устранить какие-либо пробелы. Каждое занятие (а оно занимает две странички — разворот) состоит из трех блоков: отвечайка, выполняйка и нарисуйка, но, к сожалению, данные блоки никак не связаны между собой, отсутствует единый игровой момент.

В блоке Отвечайка представлен круг вопросов, который помогает повысить уровень общих знаний, кругозор. Например, какого цвета заяц зимой? узнай по описанию: это еда, белый, сладкий, твёрдый? и т.д. Также, отвечая на вопросы из этого блока, ребенок учится давать полные ответы.

В блок Выполняйка включены задания на развитие внимания, памяти, мышления (например: найди отличия, найди одинаковые предметы, найди лишний предмет, дорисуй недостающие части, раскрась по образцу, восстанови последовательность и т.д.). Также здесь встречаются и задания, помогающие определить уровень лексического запаса ребенка и определить, насколько у ребенка развита логика. На работу в данном блоке авторы рекомендуют отводить 15 — 20 минут.

Блок Нарисуйка полностью направлен на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух. Здесь встречаются и графические диктанты разной сложности и соединения по образцу, и обведение узоров по пунктиру. Данный блок помогает готовить ребенка писать под диктовку.

Все задания в данной тетради очень разнообразны, а материал постепенно усложняется.

Заключительное задание 36 можно использовать как мини-тест по определению уровня подготовки ребенка к школе.

Минусом данного пособия могу отметить лишь то, что использовалась очень тонкая бумага, через которую просвечивают следующие страницы. Это может отвлекать вашего ребенка от выполнения задания. Также авторы предлагают после блока Выполняйка ребенку отдохнуть 1-2 минуты, выполняя разминку для пальчиков или гимнастику для глаз. Но вот небольших стишков или рекомендаций я не нашла. Может быть, стоило добавить еще блок Отдыхайка.

Жукова О.С. «Учим считать, читать и думать будущего отличника»

Это одна из книг серии «Клуб веселых дошколят», направленной на подготовку ребенка к обучению в школе.

Данную книгу (Лабиринт ), (Озон ) можно использовать как тетрадь, так как встречаются задания раскрасить, обвести лишнее. Страницы достаточно плотные, оформлены в едином стиле, возможно, очень большие поля, которые могут отвлекать. В книге, а это 80 страниц, представлены разделы: учимся читать, учимся считать, учимся думать. Давайте рассмотрим каждый подробнее.

Занимаясь по разделу «Учимся читать», ваш малыш изучит в первую очередь , попробует слепить из пластилина данную букву, найдет ее в словах. Мне несколько не понятно, в каком темпе предлагается работать, так как одни буквы занимают целую страницу, а другие встречаются по две на странице, и общей характеристики они не имеют.

Например, буквы Д и Е, В и Ы (согласная и гласная) или Л и П (похожи лишь по написанию, но не будет ли потом их путать ребенок?). Те, кто уже знаком с Азбукой Жуковой, встретят и здесь «беговые дорожки». На мой взгляд, они хорошо помогают научить ребенка сливать слоги.

В разделе «Учимся считать» представлены задания, направленные на освоение счета в прямом и обратном порядке, отработку понятий «предыдущее» и «следующее» число, числовой ряд, на закрепление понятий о геометрических фигурах. Присутствуют задания на развитие логического мышления.

Раздел «Учимся думать» содержит такие задания, как:

  • подбери противоположные слова;
  • исключи лишнее слово;
  • отгадай загадки.

Ребенок узнает или повторит такие темы, как дикие и , птицы, мамы и детеныши, овощи и фрукты. Удобно, что каждый разворот (2 страницы) соответствуют одной теме. На мой взгляд, задания достаточно просты, мы с моим сыном (а ему 4,5 года) многое уже прошли и, скорее всего, ему будет не интересно.

Из минусов — задания в данной книге мне показались слишком простыми, но если вы только начинаете подготовку к школе, то вполне возможно использовать данное пособие как дополнение к своим занятиям или для проверки каких-либо знаний.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз — ступенька, Два — ступенька… Математика для детей 6 — 7 лет»

Наверное, уже многим знакомо пособие для дошкольников Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз — ступенька, Два — ступенька… Математика для детей 6 — 7 лет» (Лабиринт и Озон )

В пособии 64 страницы, в которых весь материал разбит на 32 занятия. В каждом занятии по 6 заданий, в некоторых есть и по 7 (зависит от сложности). Материал усложняется от занятия к занятию. Каждое занятие выделяется определенными цветовыми полями, что очень удобно.

В пособии представлено много разных заданий, направленных на освоение счета в пределах 10, на умение ориентироваться в пространстве, на закрепление таких понятий как форма предметов, количество, величина.

На изучение одной темы отводится от двух до трех занятий, что даёт ребенку хорошо усвоить тему. Задания в занятии располагаются так, что ваш ребенок не успеет устать.

Сначала ему предлагается ответить на вопросы, доказав свое мнение, потом раскрасить, что-то посчитать, продолжить узор и т.д. И все эти задания он выполняет в игровой форме, «помогая» каким-либо героям. То он подбирает нужные ленты для шляпы Незнайки, то помогает пчёлкам собрать мед, то помогает найти Пятачку нужную фотографию и тому подобное.

В данной тетради вы встретите много заданий на развитие логического мышления, творческих способностей. Занимаясь со своим ребенком по данному пособию, вы научите его анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет»

Еще одно из пособий, которое также может пригодиться при подготовке к школе, — Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах. Математика для детей 5-7 лет» (Лабиринт ).

Сейчас при поступлении в школу необходимо, чтобы ребенок уже считал в пределах 10, а где-то и решал простые задачи. Данное пособие, рассчитанное на детей 5 — 7 лет, содержит как раз множество различных задач.

Задания в книге представлены в виде кроссвордов, выполненных в несколько необычной манере. В качестве вопроса приводится математическая задача на сложение или вычитание в пределах 10, а ответ надо написать в кроссворд, записывая числа прописью (например, ОДИН). Удобно, что в начале книги есть образец написания печатных букв. При решении кроссворда полностью в выделенных клетках ребенок сможет прочитать зашифрованное слово. Очень понравилось то, что кроссворды все тематические, и задачи связаны между собой. Также к каждой теме на странице имеются достаточно яркие иллюстрации.

Всего в книге представлено 33 кроссворда, а в конце на каждый приводятся ответы.

Кроме математических кроссвордов в пособии предлагаются:

  • разнообразные лабиринты;
  • штриховки;
  • обведение рисунков по контуру;
  • копирование рисунков по клеточкам;
  • задания на ориентирование в пространстве;
  • задания на соблюдение последовательности действий и многие другие.

Занимаясь по данной книге, ваш ребенок будет анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, видеть определенные закономерности или их нарушение, предлагать и обосновывать свои варианты.

Книга будет интересна и полезна для отработки умения решать задачи не только при подготовке к школе, но и на ступени первого класса.

Узорова О.В. «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования»

В данном пособии (Лабиринт ) представлено 50 занятий на 102 страницах. Каждое занятие имеет определенную структуру, всего по 7 заданий, которые последовательно усложняются.

В пособии представлены разнообразные практические задания, направленные на развитие внимания, памяти, логики, нестандартного мышления. Очень много заданий на постановку руки: нарисовать, раскрасить, дорисовать, повторить рисунок, приклеить, вырезать мелкие предметы и даже пришить.

Смущает только то, что бумага данного пособия не только серая, но ещё и очень тонкая, и выполнить некоторые задания мне кажется невозможно. Например, пришить пуговицу. Ребенку 6-7 лет очень сложно пришивать пуговицу на ткань, а на тонкую бумагу, которая может быстро порваться, и того сложнее. Также в некоторых заданиях, где необходимо вырезать, встречаются достаточно мелкие детали. Такие детали и второкласснику иногда бывает сложно вырезать.

В целом, если вы ищете пособие для подготовки руки к письму, то данная тетрадь вам поможет.

Это всего лишь часть тех пособий, что предлагаются нам в магазинах. Было бы интересно узнать, какие пособия используете вы при подготовке ребенка к школе.

Выбирая пособие для подготовки своего ребенка к школе, вы должны ориентироваться на знания и способности ребенка, ведь пособие должно увлечь не только вас, но и будущего первоклассника.

И помните, ваши занятия должны быть интересны ребенку и увлекать его. Как говорит Лев Ландау «Делайте все с увлечением — это страшно украшает жизнь».

Подготовить ребенка к поступлению в 1 класс непросто. Некоторые родители и бабушки с дедушками готовы учить будущего первоклассника ночами напролет. В последние годы большую востребованность приобрели подготовительные курсы, которые есть при многих общеобразовательных школах, гимназиях и в специальных детских центрах. В целом, каждый ребенок (дошкольник) должен пройти через весь подготовительный процесс, состоящий из определенных этапов, только тогда подготовка к школе будет успешной.

Что должен знать и уметь ребенок перед поступлением в школу

Подготовка детей к школе занимает немало времени, поэтому некоторые родители предпочитают отдавать своих чад в частные школы. Такие учреждения набирают группы детей дошкольного возраста для обучения всему необходимому под руководством профессиональных педагогов. При этом в семьях также следует регулярно заниматься с детьми, ведь в любом случае важен индивидуальный подход. Чтобы ребенок мог без больших трудностей адаптироваться к школьным предметам, он должен:

  • знать буквы;
  • уметь читать (можно по слогам) небольшие простые тексты;
  • обладать навыками письма;
  • знать времена года, названия месяцев, дней;
  • знать свои фамилию, имя, отчество;
  • иметь хорошую память, чтобы запоминать 5-7 из 10 четко названных простых слов;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • уметь вычитать и складывать числа в пределах первого десятка;
  • знать основные геометрические фигуры;
  • знать 10-12 основных цветов и др.

Методики подготовки детей к школе

Прежде чем давать те или иные задания для подготовки к школе своему малышу, ознакомьтесь с несколькими популярными методиками. С их помощью ребенок во время обучения может приобрести все необходимые навыки. Методики обучения направлены, как правило, на развитие мелкой моторики, логического мышления, получение математических знаний и т.п. При этом с учетом индивидуальных особенностей дошкольника нужно заняться его физической подготовкой. Известные методики начального образования:

  • Зайцева;
  • Монтессори;
  • Никитиных.

Методика Зайцева

Чтобы дошкольная подготовка ребенка дома оказалась успешной, обратите внимание на методику Зайцева, которая включает в себя подход к обучению чтению, письму, английскому и русскому языку. Она предполагает применение визуального восприятия информации. Основной принцип заключается в обучении малыша всему необходимому без вреда здоровью и с учетом индивидуальных особенностей. Она способна активизировать каналы восприятия информации, сэкономив время и избавив малыша от зубрежки. Минус: при индивидуальных занятиях методика реализуется хуже, чем при групповых.

Методика Монтессори

Индивидуальная программа подготовки к школе, помогающая подготовить будущего первоклассника, может быть организована в соответствии с методикой Монтессори. В ней большое внимание уделяется развитию ощущений и мелкой моторики малыша. В процессе обучения необязательно использовать какие-то специальные пособия. Родители должны создать для малыша полноценную развивающую среду. Минусом является отсутствие в методике ролевых и подвижных игр.

Методика Никитиных

Чтобы повысить уровень знаний с помощью домашних заданий, ознакомьтесь с методикой Никитиных. Ее основные принципы заключаются в развитии, которое должно быть творческим, свободным. Занятия проходят, чередуясь: интеллектуальные, творческие, спорт. Спортивная атмосфера играет в формировании малыша основополагающую роль, поэтому в вашем доме должны быть созданы все условия для этого. Методика является креативной, с упором на физическое развитие, творчество, но есть минус – желание учиться появляется далеко не у всех детей.

Подготовительные занятия к школе

Начинать заниматься с малышом нужно с раннего возраста. Особое внимание необходимо уделить психологической подготовке. Поначалу выполнение заданий происходит в игровой форме, но затем они становятся более сложными, но интересными. Базовые знания дети получают, как правило, в детских садиках. Добиться больших результатов можно как на дому, пригласив частного репетитора, так и, отдав ребенка в специальные центры развития или подготовительные курсы при школах.

Курсы подготовки к школе

Решив выбрать подготовительные курсы к школе, отнеситесь к выбору подходящего учреждения основательно. Такие курсы имеются как при самих школах, так и в образовательных центрах, т.е. некоммерческих организациях. С помощью комплексных занятий, коллектива дети могут адаптироваться к школьной системе, урокам. Нередко на таких курсах дошкольников обучают так, чтобы они легко выполняли нужные упражнения и правильно отвечали на определенные вопросы. Намного важнее, чтобы малыш умел творчески мыслить, самостоятельно рассуждать и делать выводы.

Дошкольный репетитор

Репетитор для дошкольника – это отличный вариант обучить малыша грамоте, подготовить его к будущим собеседованиям в школе. Тем более некоторые учителя дополнительно обучают детей английскому языку. Не забывайте, что репетитор по подготовке ребенка к школе должен иметь педагогическое образование и соответствующую квалификацию. Большим плюсом репетиторства является индивидуальный подход, который поможет развитию внимания, умения рассуждать и т.д. Ребенок при этом получит более глубокие знания. Минусы: сложно найти достойного педагога, высокая стоимость.

Сколько стоит подготовка ребенка к школе

Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:

Бесплатная подготовка

Воспитатели детского сада должны закладывать основы счета, письма и чтения. Перед родителями стоит более важная задача – научить малышей доводить начатое до конца, пусть это будут какие-нибудь примеры из математики, занятие рисованием или что-то другое. Чтобы ваше чадо по уровню развития соответствовало своему возрасту, старайтесь больше общаться с ним, отвечая на все вопросы. Уделите внимание активным играм, физическому развитию, научите самостоятельности и правилам безопасности.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно

Для развития памяти, умения логически мыслить и прочих навыков в домашних условиях, читайте или смотрите вместе мультфильмы, обсуждая то, что ребенок узнал. Чаще интересуйтесь мнением малыша, задавая при этом вопросы. Постарайтесь превратить занятия в домашних условиях в удовольствие для дошкольника. Плюсом подготовки дома является экономия средств, да и нужные материалы можно всегда найти в интернете. Минусом может стать качество, ведь не у всех родителей есть педагогическое образование. К тому же, занятия в кругу семьи не всегда дисциплинируют малыша.

С чего начать подготовку

Самым подходящим возрастом для начала обучения будущего первоклассника по мнению психологов считается период 3-4 года. Начинайте учить ребенка читать и считать в игровой манере, к примеру, во время прогулок считайте вместе с ним количество домов, автомобилей и т.д. Делайте вместе поделки, уделив внимание художественному развитию будущего первоклассника: рисуйте, создавайте аппликации, лепите, собирайте пазлы. Дома оборудуйте удобный письменный столик. Уделите внимание мотивации своего чада, в противном случае, обучение будет продвигаться медленно.

Программа

Не следует готовить малыша к школе абстрактно, постарайтесь подыскать требования, тесты, задания и конкретные примеры вопросов. Для развития мелкой моторики ребенок должен нанизывать макароны или бусины, вырезать что-либо из бумаги, рисовать красками, создавать аппликации, вышивать, вязать и т.д. Чтобы обучить малыша всему необходимому, обратите внимание на следующий план занятий:

Материалы

Чтобы обучить ребенка всему то, что понадобится при поступлении в школу, воспользуйтесь специальным наглядными материалами. Найти их в большом количестве можно на тематических веб-ресурсах. Для развития логического мышления, внимания, памяти и воображения есть немало развивающих игр, для проведения которых требуется разноцветный картон. Например, для обучения грамоте понадобится книжка с картинками: выберите любую букву, проговорите несколько раз и предложите малышу обвести ее карандашом по всей странице. Подробнее можно узнать в методических пособиях.

Игры для подготовки к школе дошкольников

Развивающие игры помогут будущим дошкольникам закрепить знание алфавита, научиться составлять слова, писать и читать. Кроме того, такие занятия способствуют развитию внимания и сосредоточенности. Тем более ребенок дошкольного возраста часто отвлекается и не может подолгу сосредотачиваться на одном роде деятельности. Игры, которые помогут в развитии малыша:

  • Название: «Книжный детектив».
  • Цель: развить быстроту мышления, научить соотносить буквы с конкретными картинками.
  • Материал: книга с иллюстрациями.
  • Описание: дайте задание малышу найти в книге картинку на определенную букву. Если в игре участвует несколько детей, то введите элемент соревновательности, т.е. победителем окажется тот, кто найдет больше нужных картинок.

Вот еще один неплохой вариант:

  • Название: «Художник-иллюстратор».
  • Цель: научить обращаться с книгой, развить логику, воображение.
  • Материал: несколько книг.
  • Описание: прочитайте своему чаду небольшой рассказ или стих, после чего предложите ему подобрать рисунки к нему из других книжек. Затем попросите пересказать краткий сюжет прочитанного, опираясь на выбранные картинки.

Развивающие занятия

В качестве развивающих упражнений можно использовать любые лабиринты, где какому-либо персонажу нужно помочь добраться до выхода или куда-нибудь попасть. Есть немало игр, которые помогают улучшить концентрацию внимания и увеличить его объем. Некоторые упражнения способствуют развитию и произвольности внимания. Неплохой вариант развивающей игры:

  • Название: «Цветы на клумбе»
  • Материал: разноцветный картон.
  • Описание: вырежьте из картона по три цветка синего, оранжевого, красного цвета и три клумбы прямоугольной, квадратной, круглой формы. Дайте малышу распределить цвета на клумбах на основе рассказа - красные цветы росли не на квадратной и не на круглой клумбе, оранжевые - не на прямоугольной и не на круглой.

Еще одна игра, которая отлично подходит для развития разнообразных навыков у ддошкольников:

  • Название: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • Цель: развить логическое мышление.
  • Описание: предлагайте детям по два предмета, которые они должны сравнить и указать их различия, сходства.

Как психологически подготовить ребенка к школе

Личностно-социальная готовность дошкольника заключается в том, что к моменту поступления он должен быть полностью готов как к общению, так и взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Чтобы психологическая подготовка была действительно успешной, предоставьте возможность малышу самостоятельно установить контакты с окружающими на детской площадке.

Так называемые «домашние дети» часто боятся большого скопления народа, хотя далеко не все взрослые уютно чувствуют себя в толпе. При этом не следует забывать, что будущему первокласснику предстоит находиться в коллективе, поэтому старайтесь время от времени выбираться на массовые мероприятия. Мотивируйте малыша – если он привык к постоянной похвале дома, то оценивайте не каждый шаг, а готовый результат.

Видео

Как подготовить ребенка

к обучению в школе?

Каждый родитель переживает за своего ребёнка при поступлении в школу. Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Готов ли он к обучению? Для вас, родители, предлагаем некоторые задания, которые помогут в подготовке дошкольника к обучению.

Начнём с беседы. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ.

Первый раз такое собеседование желательно провести заранее, где-то за полгода до поступления в школу (запись детей в школу начинается с марта). В этом случае у Вас будет возможность ликвидировать пробелы в знаниях и повысить уровень готовности ребенка к обучению.

Беседа по вопросам

В начале беседы можно задать ряд вопросов, которые помогут определить, как ребенок ориентируется в окружающем, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работают твои родители?
  6. У тебя есть сестра, брат?
  7. Как зовут твоих друзей?
  8. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  9. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  10. Назови дни недели, времена года.
  11. Какое сейчас время года?
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. В какое время года на деревьях появляются листья?
  14. Каких домашних животных ты знаешь?
  15. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  16. Ты хочешь учиться в школе?
  17. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  18. Зачем надо учиться?
  19. Какие профессии ты знаешь?
  20. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Оценка результатов. Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович. Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если ребенок ответил правильно на 20 – 19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18 – 11 – о среднем, на 10 и менее – о низком.

Рекомендации. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.

Собирание разрезных картинок

Разрежьте картинку по одной из предлагаемых схем. Перемешайте полученные части и предложите ребенку собрать сломанную картинку. При этом не надо произносить название получаемого изображения.

Вариант высокой трудности

Упрощенный вариант

Оценка результатов. Высокий уровень – все картинки собраны, средней уровень – собрана вторая картинка (упрощенный вариант), низкий уровень – картинки собраны неверно.

Исследование восприятия

Из каких геометрических фигур составлены эти рисунки?

Для выявления уровня избирательности внимания ребенку можно предложить найти только круг, только треугольник.

Оценка результатов. Высокий уровень – ребенок правильно нашел и назвал все фигуры, средней уровень – ребенок допустил 3-4 ошибка, низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

Рассказ по картинкам

Положите перед ребенком в произвольном порядке 3 – 4 картинки, связанные единым сюжетом. Затем предложите ему разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Пример 1.

Пример 2.

Оценка результатов. Высокий уровень - правильное расположение картинок и правильное описание событий, средней уровень – ребенок правильно расположил картинки, но не может составить грамотный рассказ, низкий уровень – случайная последовательность картинок.

Рекомендации. Для развития связной речи научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.

Понимание грамматической конструкции

Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

Что лишнее?

Покажите ребенку карточку и задайте следующие вопросы:

  1. Что здесь лишнее?
  2. Почему?
  3. Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Карточка № 1

Карточка № 2

Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов. Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии. Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Счет в пределах 10

1. Что больше 7 или 4, 2 или 5.

2. Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.

3. Мама испекла пирожки. Дима взял 2 пирожка с капустой и столько же с мясом. Сколько пирожков взял Дима?

4. В гараже стояло 7 машин. Уехала 1 машина. Сколько машин осталось?

5. Дети надули 10 воздушных шариков. 2 шарика лопнули. Сколько шариков осталось?

Проверка чтения

1 вариант. Ребенок не умеет читать, но знает буквы.

1. Покажите ребенку карточку с буквой и спросите, какая это буква.

2. Положите перед ребенком несколько карточек с буквами. Назовите букву и попросите показать нужную карточку.

3. Прочитай слоги.

та, то, ны, ни, ре, ку, по, бу.

2 вариант. Ребенок умеет читать.

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Кто свил гнездо?
- Что сделал воробей?
- Кого позвала на помощь ласточка?
- Что сделали ласточки?

Речевая подготовка

К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

В связи с выше сказанным родителям следует обратить внимание на:

  1. правильность произношения звуков;
  2. умение различать звуки речи на слух;
  3. владение элементарными навыками звукового анализа слов;
  4. словарный запас;
  5. связную речь.

Приведенные на этой странице задания помогут родителям выявить уровень речевого развития ребенка.

Дисграфия

Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила.

Проверка правильности звукопроизношения

Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Если ребенок не может различить звуки, при письме возникают неизбежные затруднения.

Для выявления отклонений в речевом развитии дошкольника подберите картинки на наиболее сложные по артикуляции звуки: с, сь, з, зь, ц, щ, ж, ч, щ, р, рь, л, ль, й. Каждый из этих звуков должен быть в начале, середине, конце слов, что позволяет выявить затруднения ребенка при произношении.
Например:

Сахар, маска, соус.

сь

Сироп, кисель.

Забор, роза.

зь

Зефир, козел.

Цветок, блюдце, огурец

Шоколад, шишка, душ.

Желудь, ножик.

Чашка, ручка, ключ.

Щенок, ящик, борщ.

Ранец, кровать, костер.

рь

Редиска, грибы, букварь

Лампа, половик, стул.

ль

Люстра, малина, соль.

Яйцо, майка, сарай.

Для проверки парных звонких и глухих (з-с) коза - коса, (б-п) бочки - почка, (р-л) рожки - ложки.

Исследование слуховой дифференциации

Покажите ребенку две картинки. Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.

Пример:

(з-с)

коза - коса

(с-т)

санки - танки

(с-ш)

мишка - миска

(р-л)

рожки - ложки

(ш-щ)

чашка - чаща

(г-к)

гости - кости

(д-т)

плоды - плоты

(б-п)

башня - пашня

(в-ф)

сова - софа

(ж-ш)

уши - ужи

(а-я)

завал - завял

(о-ё)

нос - нес

(у-ю)

лук - люк

(ё-ю)

ёж - юбка

Проверка связной речи

Попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке.

Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.

Исследование словарного запаса

1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.

2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце - посуда).

3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).

4. Подбор действий к предмету (птица..., собака...).

5. Подбор предметов к действию (лает..., мяукает...).

6. Подбор слов, близких по значению: хороший - приятный.

7. Подбор слов противоположных по значению: хороший - плохой.

Дифференциация гласных

Дифференциация а - я

Задание 1.

ма, на, са, ка, ла, па, ра, та, фа, ва
мя, ня, ся, кя, ля, пя, ря, тя, фя, вя

Задание 2. Сравни пары слов по смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

мал - мял рад - ряд завал - завял сад - сядь

Задание 3. Если Ваш ребенок знает буквы и умеет читать, то предложите ему прочитать слоги парами.

ма - мя та - тя ла - ля ва - вя да - дя
па - пя са - ся ра - ря ка - кя ба - бя

Дифференциация ё - ю

Задание 1. Послушай слоги. Скажи, какой гласный ты слышишь.

мё, мю, нё, ню, сё, сю, лё, лю, рё, рю
юм, мю, ню, ён, ёр, рю, рё, юр, ёс

Задание 2. Послушай слова. Назови только гласную. Придумай предложение с каждым словом.

юг, еж, Юля, вел, все, юбка, орел

Задание 3. Прочитай слоги.

ём - юм мё - мю тё - тю ёт - ют мю - мё - мю

Подобные задания можно предложить ребенку и для дифференциации звуков о-ё, у-ю.

Дифференциация согласных звуков

Дифференциация з - с

Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни, повтори их в той же последовательности.

за - со - за зи - си - зи су - зу - су сю - зю - сю
са - за - са си - зи - си зу - су - зу зю - сю - зю
ся - зя - ся зо - со - зо зы - сы - зы сё - зё - сё

Задание 2.

зуб - суп, роза - роса, коза - коса, Зоя - соя

Задание 3.

Дифференциация б - п

Задание 1. Послушай ряды слогов, запомни и повтори их в той же последовательности.

па - ба - па пу - бу - пу па - ба - па - ба
ба - пу - ба бу - пу - бу ба - па - бу - па

Задание 2. Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Придумай предложение с каждым словом.

палка - балка, башня - пашня

Задание 3. Образуйте слоги. Прочитайте их.

Задания на выделение признаков предметов

1. Что можно сказать о форме, цвете, вкусе лимона, арбуза, яблока, помидора, груши.

2. Назови несколько признаков слов: телевизор, радио, диван, ручка, карандаш, фломастер.

Математическая подготовка

На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:

  1. считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
  2. уменьшать и увеличивать число на 1;
  3. сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
  4. сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, весу;
  5. размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
  6. различать цвет и форму предметов;
  7. различать геометрические фигуры;
  8. ориентироваться на листе бумаги.

С целью развития мышления детей можно использовать преведенные ниже задания.

Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета.

Предложите ребенку отыскать два одинаковых предмета.

Задачи на нахождение различных свойств предмета.

Предложите ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.

Игра "Что лишнее?"

Задание 1.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Какая геометрическая фигура лишняя?
- Почему?

2. Какая рыбка плывет глубже других?

3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.

4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.

Счет в пределах 10

Задание 1.

Задание 2.

Сколько треугольников изображено на чертеже?

Задание 3.

а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула.
б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке.
в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника.
г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.

Задание 4.

а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?
б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке?
в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили?
г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?