Организация: ГБОУ СОШ ОЦ с. Кротовка

Населенный пункт: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кротовка

Расулова Любовь Михайловна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка

Использование технологии интерактивного обучения (приём «Зигзаг») на уроке литературного чтения во 2 классе на этапе «Знакомство с текстом»

(М.М. Пришвин «Ребята и утята»).

Когда спрашивают, что такое настоящий урок, мне хочется ответить - это, прежде всего, урок, на котором «на всё и на всех хватает времени».

Меня, как и всех учителей, очень волновало, на каком же этапе работы ученики становятся пассивными? Не секрет, что в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, ученики принимают активное участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.

  • затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения.

Включить каждого ученика в активную деятельность на уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. И помогают достичь мне её - использование на уроках различных методов и форм работы.

На этапе «Знакомство с новым произведением» я организовала работу по нескольким направлениям:

а) представила ученикам презентацию (биография М.М.Пришвина) .

Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни писателя продемонстрировал развитие познавательных УУД у учеников: способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное;

б) организовала аудиозапись рассказа «Ребята и утята».

Выявила первичную эмоциональную реакцию на текст с помощью вопросов: Понравился ли вам рассказ? Какое настроение оно вызвало у вас?

Учащиеся показали умение строить речевое высказывание в устной форме, выражали свои чувства, мысли, точку зрения;

в) провела необходимую словарную работу по ходу чтения и комментирования текста;

г) использовала прием «ЗИГЗАГ» при самостоятельном знакомстве с текстом «Ребята и утята», заранее разделив класс на 4 группы по 4 человека:

1. Ученики получили части текста. Каждый ребёнок работает со своей частью: индивидуально п рорабатывает информацию, анализирует. Важно взять из своего отрывка все самое главное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку".

Затем групповая работа. Дети образуют рабочие экспертные группы под номерами: №1, №2 и т.д.

Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими пересказами, мнениями, ответами на вопросы по содержанию и на размышление.

2. Дети возвращаются в домашние группы . 2-3 минуты идут обсуждения каждой части. Каждый ученик с каждой группы по очереди презентует свою часть текста. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

3. Проверка усвоения текста.

Перед каждой группой лежат иллюстрации картинок, необходимо построить последовательный картинный рассказ. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты дополняют «коллегу».

Используя приём «Зигзаг» на уроках, позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.


Современное образование требует активных форм общения обучающихся с информационным полем.

В этом учителям и преподавателям призваны помочь образовательные технологии.

Печатный документ содержит краткое описание технологии развития критического мышления, структуру и сущность каждого этапа.

Презентация содержит подробное описание приёма ЗИГЗАГ технологии развития критического мышления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА «ЗИГЗАГ» НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Презентация учителя начальных классов ГБОУ НОШ № 689 Невского района Санкт-Петербурга Шепелевой Валентины Анатольевны

Сущность приема «Зигзаг»: Методическая ценность приема – самостоятельное изучение нового материала взаимообучение

ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Достижение образовательных результатов: Личностные: развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат; развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. Предметные: сформировать у учащихся представление о …. развить умение определять …. прививать интерес к предмету, воспитывать …

Метапредметные: Познавательные: применение предметных знаний в моделировании графического текста; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: согласование в группе последовательности действий по разработке проекта – ответа на изучаемый вопрос; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Коммуникативные: определение функций участников группы и способов их взаимодействия; обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического текста

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИЁМА Преимуществом приёма «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объём теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Из опыта работы по применению приёма «Зигзаг» технологии РКМ на уроках в начальной школе

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Постановка задачи. Планирование работы. ПЛАН = ЭТАПЫ ПРИЁМА «Зигзаг» Время работы – 60 мин.

Индивидуальная работа с текстом. «Зигзаг-1» – тексты у каждого в группе разные. «Зигзаг-2» – тексты у каждого в группе одинаковые, но вопросы для изучения разные.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа в группе экспертов. Сбор группы по одному вопросу. Обсуждение. Совместная подготовка презентации – ответа на свой вопрос. ОСНАЩЕНИЕ: листы для презентации, фломастеры, маркеры, клей, картинки по теме урока.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Работа в первоначальной группе Трансляция (рассказ) своего вопроса, другие слушают, записывают основные мысли (заполняют схему, таблицу…) Затем все слушают защиту презентации (выступает один из экспертов) – вторичное слушание вопроса (дополняют) Этап рефлексии сопровождает презентация учителя – проверяют, дополняют, воспринимают материал третий раз. Так по каждому вопросу темы.

ИТОГ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕСТОВОЕ ИЛИ ИНОЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ – ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ

Тестовая работа в конце урока «Древнерусское государство» Люди какой профессии помогают человечеству узнать о прошлом? А) врачи Б) археологи В) геологи Кто был нашими предками? А)печенеги Б) корелы В)восточные славяне Какое общее название было у всех княжеств? А)Русь Б) Россия В) Рось Кто стоял во главе объединённых славянских племён? А)родоначальник Б) князь В)предводитель В каком веке возникло древнерусское государство? А)в Х веке Б) в конце I Х века В) в начале Х II века Какой город был столицей древнерусского государства? А)Киев Б) Москва В)Псков

Ещё раз о м етодической ценности приёма «Зигзаг» Самообучение. Взаимообучение. Взаимоорганизация учебного процесса. Создание условий для формирования всего спектра УУД. Осуществление многофункциональной деятельности. Охват большого объёма материала.

Вопрос - ответ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Предварительный просмотр:

Материал к занятию со студентами педагогического колледжа

по дисциплине «Современные образовательные технологии начального общего образования»

Составила Шепелева Валентина Анатольевна,

преподаватель ГБОУ СПО ПК № 8 Санкт-Петербурга

Технология

«Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Критическое мышление - мышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление.

КМ - не просто мышление, а мышление, влекущее самоусовершенствование.

Технология критического мышления - это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя (преподавателя и студента), на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление помогает готовить детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Детей, умеющих вести дискуссию.

Есть ряд причин, исходя из которых, школа стала разрабатывать эту технологию. Одна из причин - это то, что мы будем жить в информационном обществе и через несколько лет 100% того, что мы знаем сейчас, будет являться лишь 10%. Поэтому нужно уметь работать с информацией, и этому нужно учить детей.

Технология «Развитие критического мышления»- современная «надпредметная» педагогическая технология.

Она решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала,
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «Вызов - осмысление - рефлексия».

Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека.

Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления» можно организовать на любом предметном материале.

Первая стадия – ВЫЗОВ актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием мозгового штурма, наработка различных версий в отношении изучаемого материала, верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова, таблица ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал), кластеры.

На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть документ или любой другой источник знаний, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами, ИНСЕРТ (составление таблиц), эффективная лекция, древо предсказаний, дневники и бортовые журналы, толстые и тонкие вопросы, Зигзаг.

Третья стадия – РАЗМЫШЛЕНИЕ или РЕФЛЕКСИЯ . Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, портфолио, синквейна, кластера.

Все три стадии на уроке необходимо соблюдать, т.к. это отражает сложный мыслительный процесс.

В заключении следует отметить, что приёмы данной технологии успешно применяются составителем данного материала в обучении студентов. Обучающиеся отмечают эффективность технологии, мотивационный аспект, актуальность в системе современных подходов к образованию и возможность применения на практике конкретных технологических приёмов.


Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления)
на уроках окружающего мира

Ефремова Татьяна Валентиновна

( Tatyana . Efremova 1991@ yandex . ru )

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ №158)

г. Санкт - Петербург

Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления) на уроках окружающего мира.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования - достижение нового современного качества российского образования, утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по схеме: «введение - основная часть - заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему - подходы к ее решению - рефлексия результата».

В начальной школе учащиеся под руководством учителя только начинают знакомиться с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления. Во втором классе можно познакомить детей с стратегией «Зигзаг-2».

Стратегия «Зигзаг-2» так названа, потому что представляет собой нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.

Для каких же целей предназначена эта стратегия?

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Самым главным достоинством «Зигзага-2», является овладение навыками совместного критического анализа.

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2»

После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4-6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача работы с текстом. Условно эти группы называются рабочими . После того, как каждый участник группы знакомится с текстом, проходит обсуждение полученной информации в группе.

Далее учащиеся пересаживаются в новые группы, которые условно называются экспертными . Это делается обычно путем простого расчета на первый-четвертый. Перед уроком каждый ребенок получает карточку с порядковым номером.

Каждая экспертная группа получает свое задание, которое они совместно выполняют (обсуждение по заданному вопросу), создают общий проект. После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы.

Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего проекта по теме.

Это общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2».

Подготовку к занятию следует начинать с подбора текста для работы. Текст должен быть самодостаточным, информативным.

Подобранный текст не должны быть перегруженным, а их объем - соответствовать возрастным особенностям учащихся и времени, отведенному на их изучение.

До занятия необходимо продумать деление аудитории на подгруппы, основываясь на принципе равномерности: в подготовленности, в способности выражать свои мысли и т. д. Важно, чтобы в одной группе не оказались пассивные дети, а в другой - одни лидеры.

Что касается начальной школы, то применение данной стратегии рекомендуется начинать со второго класса потому, что раньше дети еще недостаточно бегло читают.

Докладчики от каждой группы представляют свои проекты, сопровождая его наглядными материалами. От каждой группы - не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению. В зависимости от учебных задач педагог может сделать акцент на отдельных моментах выступления. Таким образом, учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своей работы.

На заключительном этапе педагог может обсудить с учащимися наиболее спорные моменты изучаемого материала, предложить задания, связанные с дальнейшим развитием вопроса, исследованием дополнительных источников.

В общем-то, на этом работа завершена, но остается еще один важный этап - самооценка. Поскольку цель использования «Зигзага-2» - формирование умения работать с информацией в группе, то важно, чтобы дети осознали, осмыслили свою работу. Для этого используется лист самооценки.

Один из вариантов самооценки учащихся:

Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению проекта - 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы - 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы - 1 2 3 4 5.

По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько ученик адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.

Необходимо четко и максимально кратко дать школьникам инструкции - что необходимо сделать, зачем это нужно сделать, когда им нужно будет закончить работу, и как она будет оцениваться.

Во время групповой работы педагог проходит по группам (уточняет инструкции, помогает сформулировать ближайшую задачу, напоминает о ролях, о времени; задает уточняющие вопросы; хвалит за что-то и др.).

Технология развития критического мышления выступает сегодня как инструмент повышения эффективности интеллектуальной деятельности учащихся, как средство развития системного мышления, что является одной из основных задач, поставленным перед учителем в процессе обучения естествознанию. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.


Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе

С переходом на новый образовательный стандарт изменился поход к образовательному процессу. Приоритетная цель обучения на сегодняшний день - научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

На уроках по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы, при которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу.

На уроках окружающего мира и литературного чтения, начиная с 3 класса, очень хорошо зарекомендовал себя прием «Зигзаг».

Данный прием мною был выбран неслучайно:

  1. в статье учебника содержится большой объем информации;
  2. хотелось активной работы каждого ученика на уроке.

Работа строилась классически:

  1. Предварительная работа учителя. Текст разбивался на логически завершенные части; составлялись наводящие вопросы или указывались опорные слова; в соответствии с этим составлялись карточки.
  2. Групповая работа. Коллектив делился на равные группы, в каждой группе количество участников соответствовало количеству частей текста. Карточки отмечались разными цветами (например, карточка 1 - зеленая, карточка 1 - желтая и т.д.); на них указывался номер страницы, где необходимо искать информацию. В каждой группе по одной карточке разного цвета. Ученик, выбирая карточку, видел номер страницы, вопросы или опорные слова, и самостоятельно прорабатывал свою часть текста. Через определенное время звучал сигнал о смене групп: теперь группы собирались по номерам карточек. В этих группах ребята обменивались той информацией, которую они смогли выделить как основную. На этом этапе каждый мог еще раз проговорить информацию и проконтролировать свою работу. Через определенное время звучал сигнал, и ребята возвращались в свои первичные группы. Теперь каждый участник проговаривал другим свою часть работы, которые, в свою очередь, по ходу рассказа либо заносили данные в таблицу, либо составляли опорный конспект по теме урока. После очередного сигнала каждая группа составляла кластер по одной из частей темы. Представлял кластер необязательно тот ученик, кто прорабатывал именно эту часть. Выступающим мог быть любой участник группы, выразивший свое желание защищать творческий продукт. На первых порах группа получала конверт с нужными и лишними опорными словами для кластера, затем, когда принцип был усвоен, ребята сами составляли схемы, выбирали необходимые данные.
  3. И обязательно - рефлексия. Словесную оценку своего выступления получал выступающий. В группе ребята оценивали работу каждого: насколько точно и полно был раскрыт вопрос. И каждый оценивал себя лично, через прием «Лесенка успеха». Также по моей просьбе ребята продолжали одну из фраз (на их выбор):
  • Сегодня на уроке я сумел….
  • Сегодня на уроке я могу похвалить себя за ….

Даже для слабоуспевающих детей создавалась «ситуация успеха».

Данный прием эффективно использовать при закреплении тем по русскому языку. Так, при обобщении знаний о глаголе как части речи, учащиеся работали по 4 вопросам: прошедшее время, настоящее время, будущее время и неопределенная форма глагола. На выходе должна быть заполнена таблица, в которой были графы: «Вопросы», «Вид», «Изменяются по…», «Особенности», «Примечание».

Самое сложное при такой форме работы - решиться. Буквально за два первых занятия мои ребята уяснили, что от них требуется. А через пять попросили все дальнейшие уроки, по крайней мере, по окружающему миру строить именно с применением «Зигзага».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

06.12.2013 21:29 Зайцева Кира Николаевна

РАЗРАБОТКА УРОКА В 9 КЛАССЕ

Технология развития критического мышления на уроках химии. Стратегия «Зигзаг»

1. Введение

2. Основные положения методики технологии

Развития критического мышления

3. Использования стратегии «Зигзаг»на уроках химии

4. Заключение

5. Список литературы

6. Приложение №1 - №2

Введение

Российская школа вступила в сложный этап качественной перестройки содержания образования. Перед каждым учителем поставлена задача - добиться коренного улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения. В статье 66 закона об образовании говорится о том, что среднее общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Главное внимание надо уделить деятельностному обучению, развитию индивидуальных способностей учащихся. Очень важно научить школьников грамотно работать с информацией. Способствовать этому будут использование учителем различных педагогических технологий.

Одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала по химии, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных связей. Развивает мыслительные навыки учащихся, делает образование личностно - ориентированным, помогает связи обучения с жизнью.

Цель работы:

Показать использование стратегии «Зигзаг» на уроках химии.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность технологии развития критического мышления

Показать структуру урока в рамках технологии развития критического мышления

Основные положения методики технологии

развития критического мышления

Технология развития критического мышления - разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.

Технология развития критического мышления - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;

Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми;

Объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

По мнению Г.К. Селевко, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление — это:

Способность ставить новые, полные смысла вопросы;

Вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

Принимать независимые продуманные решения.

Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критически мыслящего человека:

Проявляет настойчивость в решении проблем

Открыт для других идей

Слушает собеседника

Рассматривает проблему с разных точек зрения

Устанавливает множество связей между явлениями

Умеет строить различные выводы

Применяет свои навыки и знания в различных ситуациях

Активно воспринимает информацию

Любознателен

Что даёт ТРКМ ученику

Повышение эффективности восприятия информации

Повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

Умение ответственно относиться к собственному образованию

Умение работать в сотрудничестве с другими

Повышение качества образования

Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

Что даёт ТРКМ учителю

Умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества

Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность

Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Технология критического мышления по И.В. Муштавинской

Основы методики развития критического мышления включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания.

Первая стадия - вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

Вторая стадия - осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно.

I этап - стадия вызова

Актуализация имеющихся знаний

Пробуждение интереса к получению новой информации

Постановка учеником собственных целей обучения-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

Активизация их

Деятельности

Мотивация к дальнейшей работе - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

Делает предположения

Систематизирует информацию до изучения нового материала

Задает вопросы, на которые хочет получить ответы. - рассказ-предположение по ключевым словам;

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

Верные и неверные утверждения;

Перепутанные логические цепочки;

Мозговая атака;

Проблемные вопросы,

- «толстые» и «тонкие» вопросы

II этап - осмысление содержания

Получение новой информации

Корректировка учеником поставленных целей обучениянаправлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

Постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» читает, слушает текст, используя активные методы чтения

Делает пометки на полях

Ведет записи по мере осмысления новой информации методы активного чтения:

«инсерт», «фишбоун»

Ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов

Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

III этап - рефлексия

Размышление, рождение нового знания

Постановка учеником новых целей обучения- вернуть учащихся к первоначальным записям

Внести изменения

Дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления -заполнение кластеров, таблиц

Установление причинно-следственных связей между блоками информации

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ответы на поставленные вопросы

Организация дискуссий

Исследования по отдельным вопросам темы

Синквейн

Все приёмы ТРКМ помогают формировать и развивать универсальные учебные навыки (УУД).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные учебные действия:

Поиск и выделение необходимой информации

Проявление познавательной инициативы

Знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта

Структурирование знаний

Постижение речевого высказывания в устной и письменной форме

Смысловое чтение

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические универсальные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

Контроль и коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами

Оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в владение монологической и диалогической формами речи

Применение знаний в конкретной учебной ситуации

Личностные УУД

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Нравственно-этическая ориентация

Оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей

Умение формулировать собственную позицию

Стратегия «Зигзаг» на уроках химии

В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления:

«Зигзаг 1».

Одним из эффективных приёмов ТРКМ является стратегия «Зигзаг1».

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Стратегия «Зигзаг 1» используется для изучения и систематизации большого по объему материала.

Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

1. Стадия вызова - осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.(на этой стадии могут быть применены приёмы «Кластер» или «Верю - не верю».

2. Стадия осмысления - класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания по пяти основным темам «Зигзага».

Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

Работа в группе «экспертов». Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

3 Стадия рефлексии

Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. (приложение 1)

Заключение

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока. Школьники имеют возможность общаться через парную или групповую работу, проявлять своё творчество. Выполняя задания самоконтроля и самооценки, работая с инструктивными карточками, ученики развивают навыки самоорганизации и саморегуляции, навыки самоанализа, критического отношения к себе.

Список литературы

1. Боганикова Н.В., Муштавинская И.В.

Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПБ, 2001.

2. Гражданское образование.

Учебно - методическое пособие. СПБ, 2003.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.

Учим детей мыслить критически. СПБ, 2003.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М., 1998

5. Габриелян О.С.

Химия - 8 (9, 10,11). Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, 2013

6. Нечитайлова Е.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках химии. Статья. Журнал «Химия в школе» № 6, 2011

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Тема Общая характеристика неметаллов.

Цель Знакомство с неметаллами ПСХЭ.

Задачи формирования универсальных учебных действий

Личностные

Оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

Регулятивные

Определять цель выполнения задания

Корректировать деятельность: вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок

Познавательные

Работать с различными источниками информации

Отделять значимую информацию от второстепенной

Применять ПСХЭ для получения необходимой информации

Презентовать полученную информацию в устной и наглядной формах

Коммуникативные

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Характеризовать качества, признаки, свойства полезных ископаемых

Оборудование

Тексты для выполнения задания по конкретным вопросам (по количеству учащихся в группе 5 человек)

Карточки с вопросами

Листы презентаций для работы в экспертной группе

Фломастеры, маркеры, цветные карандаши для оформления презентации

Учебник Химия,9 класс, О.С.Габриелян, 2010 год

Образцы неметаллов

Форма работы

Индивидуально - групповая

Примечание. Продолжительность урока с применением стратегии «Зигзаг 1» может доходить до 60 минут, т. к. во время урока учащимся приходится неоднократно перемещаться по классу, организовывать рабочие места.

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся

Учащиеся рассаживаются по группам в соответствии с выданным ему номером.

Стадия вызова

Прочитайте тему урока

Что такое неметаллы?

О чём пойдёт речь на уроке?

Использование «кластера» или «верю- не верю»

Общая характеристика неметаллов

Учащиеся выполняют работу ИНДИВИДУАЛЬНО.

Время работы 3-5 минут

Стадия осмысления. Работа в рабочих группах

При возникновении вопросов, ученик поднимает руку и молча ждёт помощи от учителя.

Время работы 5-7 минут

Работа в группе экспертов

Распределитесь по номерам вопросов и создайте новые группы.

Обсудите получившиеся работы и создайте общую презентацию. - Подумайте, кто в конце урока будет публично представлять вашу совместную работу.Учащиеся переходят из рабочих групп в экспертные.

На данном этапе происходит отбор материала, его структурирование и дополнение (групповая работа). Подготовка к трансляциитекста в рабочих группах. Готовят графическое изображение вопроса в любой форме (кластер, рисунок, схема и т.д.) Получившиеся работы вывешиваются на доску.

Время работы до 15 минут

Работа в рабочих группах (возврат)

Возвращайтесь в свою рабочую группу.

Познакомьте всех членов группы со своей работой.Трансляция в группе тем с 1-5 последовательно Остальные заполняют таблицу.

Время работы до 25 минут (3-5 минут на вопрос)

Презентация экспертов

Сейчас у вас будет возможность ещё раз прослушать все сообщения и внести, если потребуется, в свои работы коррективы,Слушание эксперта от каждой группы.

Время работы 5 минут

Рефлексия

Затем школьники отвечают на вопросы:

1. Что вам особенно понравилось на уроке?

2. В чем польза этого урока для вас?

3. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Карточка рефлексивного анализа

Класс _____________________

Фамилия, имя ____________________________________________

Свою работу на уроке _____________

Работу группы _______________

Форму организации урока _______________Работают самостоятельно

Время работы 5-7 минут.

Домашнее задание

Приложение 2 .

1.Общая характеристика элементов-неметаллов

Химических элементов-неметаллов всего 22, но два из них, кислород и кремний составляют 76 % от массы земной коры.

Неметаллы составляют 98,5 % от массы растений и 97,6 % от массы человека. Из углерода, водорода, кислорода, серы, фосфора и азота состоят все важнейшие органические вещества, они являются элементами жизни. Водород и гелий - основные элементы Вселенной из них состоят все космические объекты, включая наше Солнце. Без соединений неметаллов невозможно представить нашу жизнь, особенно если вспомнить, что жизненно важное химическое соединение - вода - состоит из водорода и кислорода.

Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.

Неметалличность определяется способностью атомов принимать электроны. Чем меньше надо принять электронов до восьми и чем легче их удержать, тем ярче выражены неметаллические свойства атомов.

Положение элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Если в Периодической системе провести диагональ от бериллия к астату, то справа вверх по диагонали будут находиться элементы-неметаллы, а слева снизу - металлы, к ним же относятся элементы всех побочных подгрупп, лантаноиды и актиноиды. Элементы, расположенные вблизи диагонали, например, бериллий, алюминий, титан, германий, сурьма, обладают двойственным характером и относятся к амфотерным. Элементы-неметаллы: s-элемент - водород; р-элементы 3 группы - бор; 4 группы - углерод и кремний; 5 группы - азот, фосфор и мышьяк, 6 группы - кислород, сера, селен и теллур и все элементы 7 группы - фтор, хлор, бром, йод и астат. Элементы 8 группы - инертные газы, занимают особое положение, они имеют полностью завершенный внешний электронный слой и занимают промежуточное положение между металлами и неметаллами. Их иногда относят к неметаллам, но формально, по физическим признакам.

В периоде, у неметаллов: заряд ядра увеличивается; радиус атома уменьшается; число электронов на внешнем энергетическом уровне увеличивается; электроотрицательность увеличивается; окислительные свойства усиливаются; неметаллические свойства усиливаются.

В группе у неметаллов заряд ядра увеличивается; радиус атома увеличивается; число электронов на внешнем энергетическом уровне не изменяется; электроотрицательность уменьшается; окислительные свойства ослабевают; неметаллические свойства ослабевают. Все простые вещества-неметаллы образованы атомами, связанными между собой ковалентной неполярной связью.

Неметаллы образуют большое количество кислородных соединений - оксидов.

2. Особенности строения атомов неметаллов. Строение и свойства простых веществ.

Основные критерии неметаллов:

Небольшой атомный радиус (в сравнении с радиусами атомов-металлов одного с ними периода).

Большее число электронов на внешнем уровне (4-8 е).

Элементы-неметаллы расположены только в главных подгруппах, значит, происходит заполнение электронами только внешнего

Энергетического уровня.

Для атомов-неметаллов характерны высокие значения ЭО.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов - тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства.

Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары.

Электроотрицательность - мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

Существует два рада активности:

Ряд активности металлов.

Ряд активности неметаллов

Ряд активности металлов характеризует их восстановительные способности, т.е. меру их металличности. Ряд активности неметаллов характеризует их окислительные способности, т.е. меру их неметалличности.

Чем выше значение Э.О., тем:

Больше способность оттягивать электронную плотность атомов;

Больше неметаллические свойства атома;

Больше окислительные свойства.

Самый активный неметалл-фтор

Для неметаллов - простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь (в сравнении: металлы - простые вещества образованы за счет металлической связи!). В отличие от металлов простые вещества- неметаллы имеют большее многообразие свойств.

В чем же причина разнообразия физических свойств у неметаллов? Такое разнообразие свойств является следствием образования неметаллами двух типов кристаллических решеток: атомной и кристаллической.

Самые типичные неметаллы имеют молекулярное строение, а менее типичные - немолекулярное. Этим и объясняется отличие их свойств.

Простые вещества

С немолекулярным строениемС молекулярным строением

C, B, SiF2, O2, Cl2, Br2, N2, I2, S8

У этих неметаллов атомные кристаллические решетки, поэтому они обладают большой твердостью и очень высокими температурами плавления.У этих неметаллов в твердом состоянии молекулярные кристаллические решетки. При обычных условиях это газы, жидкости или твердые вещества с низкими температурами плавления.

3. Физические свойства неметаллов

Если большинство элементов-металлов не окрашены, исключение составляют только медь и золото, то практически все неметаллы имеют свой цвет: фтор - оранжево-желтый, хлор - зеленовато-желтый, бром - кирпично-красный, йод - фиолетовый, сера - желтая, фосфор может быть белым, красным и черным, а жидкий кислород - голубой.

Все неметаллы не проводят тепло и электрический ток, поскольку у них нет свободных носителей заряда - электронов, все они использованы для образования химических связей. Кристаллы неметаллов непластичные и хрупкие, так как любая деформация приводит к разрушению химических связей. Большинство из неметаллов не имеют металлического блеска.

Физические свойства неметаллов.

1.Пластичностью не обладают, хрупкие

2.Блеска нет (искл. активированный уголь, кремний и кристаллический йод

3.Теплопроводность (только графит)

4.Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый,фиолетовый

5.Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)

6.Агрегатное состояние:

Oгазообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, N2,благородные газы)

Oтвердое (Р, С,S,Si,I2)

Oжидкое (Br2)

7 Растворимость:

В воде неметаллы нерастворимы или малорастворимы. Некоторые из них (галогены, сера) лучше растворяются в органических растворителях, белый фосфор — в сероуглероде. Фтор в воде растворять нельзя, так как он бурно реагирует с водой.

Вида связи, характерные для неметаллов:

Ковалентная (неполярная — в простых вещест¬вах (С12)

Полярная — в соединениях неметаллов (SCI2).

Для неметаллов более ха¬рактерно различие в свойствах, чем общность.

Следовательно, простые вещества — неметаллы в отличие от ме¬таллов характеризуются большим разнообразием физических свойств, что обусловлено различным их строением.

Разная структура кристаллической решетки:

1) тетраэдр - алмаз

2) слоистая - графит

Неметаллы (сера, углерод, фос¬фор, кислород) образуют аллотропные модификации:

БЕЛЫЙ ФОСФОР — воскообразное, прозрачное вещество, с характерным запахом. Состоит молекул Р4. Самовозгорается на воздухе, ядовит. Используется при изготовлении фосфорной кислоты (для получения пищевых фосфатов и синтетических моющих средств). Применяется при изготовлении зажигательных и дымовых снарядов, бомб.

КРАСНЫЙ ФОСФОР имеет цвет от алого до темно-коричневого и фиолетового. Существует несколько кристаллических форм с различными свойствами. Используют в изготовлении минеральных удобрений, спичечном производстве. Фосфор применяется в производстве сплавов цветных металлов, сплавов. Соединения фосфора служат исходными веществами для производства медикаментов.

При нормальном давлении и температурах до 98,38°C стабильна РОМБИЧЕСКАЯ аллотропная модификация СЕРЫ, образующая лимонно-желтые кристаллы.

Выше 95,39°C стабильна МОНОКЛИННАЯ модификация серы.

Резиноподобную ПЛАСТИЧЕСКУЮ серу получают при резком охлаждении расплавленной серы (выливая расплав в холодную воду). Эти модификации состоят из нерегулярных зигзагообразных цепей Sn. При длительном выдерживании при температурах 20-95°C все модификации серы превращаются в ромбическую.

Кислород

КИСЛОРОД О2 - газ без цвета, вкуса и запаха, мало растворим в воде, поддерживает горение и дыхание. В атмосфере земли образуется в процессе фотосинтеза.

ОЗОН - О3 - газ голубого цвета, с характерным запахом, очень реакционноспособен. Образуется во время грозы и в хвойных лесах. Основная масса О3 в атмосфере расположена в виде слоя — озоносферы — на высоте от 10 до 50 км с максимумом концентрации на высоте 20-25 км. Этот слой предохраняет живые организмы на Земле от вредного влияния коротковолновой ультрафиолетовой радиации Солнца. В промышленности О3 получают действием на воздух электрического разряда. Используют для обеззараживания воды и воздуха.

АЛМАЗ, минерал, кристаллическая модификация самородного углерода, по блеску, красоте и твердости превосходящий все минералы.

Размеры кристаллов варьируют от микроскопических до очень крупных, масса самого крупного алмаза «Куллинан», найденного в 1905 в Южной Африке 3106 кар (0,621 кг).

Алмаз — самое твердое из всех природных веществ. По шкале Мооса относительная твердость алмаза равна 10,

ГРАФИТ, минерал, наиболее распространенная и устойчивая в земной коре модификация углерода. Структура слоистая. Темно-серые до черных чешуйчатые массы. Огнеупорен, электропроводен, химически стоек. Используется в производстве плавильных тиглей, в литейном деле, при изготовлении электродов, щелочных аккумуляторов, карандашей и т. д. Графит получают также искусственно — нагреванием антрацита без доступа воздуха. Блоки из чистого искусственного графита используют в ядерной технике, в качестве покрытия для сопел ракетных двигателей и т. д.

Аллотроп¬ные модификации олова представляет собой одна- металл, а другая — неметалл.

При комнатной температуре обычно существует бета-олово (белое олово) - металл, из которого раньше отливали оловянных солдатиков (сказка Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик) и которым покрывают изнутри консервные банки.

При температуре ниже +13оС более устойчивое альфа -олово (серое оло¬во) серый мелкокристаллический порошок проявляет свойства неметалла.

Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идёт при температуре -33оС. Это превращение получило образное название «оловянной чумы».

Оловянная чума, полиморфное превращение т. н. белого олова в серое (b ® a), при котором металл рассыпается в серый порошок. Причина разрушения состоит в резком увеличении удельного объёма металла (плотность (b-Sn больше, чем a-Sn). Переход облегчается при контакте олова с частицами a-Sn и распространяется подобно «болезни». Наибольшую скорость распространения Оловянная чума имеет при температуре —33 °С; свинец и многие др. примеси её задерживают. В результате разрушения «чумой» паянных оловом сосудов с жидким топливом в 1912 погибла экспедиция Р. Скотта к Южному полюсуДавным-давно было замечено, что при сильных холодах посуда, сделанная из олова, покрывается специфическими «язвами», которые, разрастаясь, постепенно приводят к превращению такой посуды в порошок. Причем стоило «простудившейся» миске прикоснуться к здоровой, та тоже покрывалась пятнами и рассыпалась. Долго люди не могли понять сути происходящего. В конце прошлого века в России был такой случай. Из Голландии в Россию был отправлен железнодорожный состав, доверху груженный брусками олова. По прибытии в Москву в открытых вагонах грузчики вместо ожидаемого металла обнаружили… серый порошок. Объяснить это необычное явление удалось лишь много позже, когда на помощь ученым-металловедам пришел рентгеновский анализ, давший возможность проникнуть в суть кристаллического строения веществ. В частности, олово может принимать различные кристаллические формы. Известное нам белое олово — пластичный металл, при температуре ниже 13°С образует новую модификацию, обладающую свойствами полупроводников, — олово серое, в кристаллической решетке которого атомы располагаются менее плотно. Одна модификация переходит в другую тем быстрее, чем ниже температура окружающей среды. При -33°С скорость превращений становится максимальной. Олово трескается и превращается в порошок.

Именно это превращение и получило название «оловянная чума».

«Вылечить» же металл, столь необходимый для пайки проводов и электронной аппаратуры, возможно, если добавить в него стабилизатор, например висмут.

Явление аллотропии для неметал¬лов более характерно, чем для металлов.

5.Применение неметаллов

Водород используется в химической промышленности для синтеза аммиака, хлороводорода и метанола, применяется для гидрогенизации жиров. Используется в качестве восстановителя при производстве многих металлов, например, молибдена и вольфрама, из их соединений.

Хлор применяют для производства соляной кислоты, винилхлорида, каучука и многих органических веществ и пластмасс, в текстильной и бумажной промышленности используют в качестве отбеливающего средства, в быту - для обеззараживания питьевой воды.

Бром и йод используют в синтезе полимерных материалов, для приготовления лекарственных препаратов и др.

Кислород применяется при сжигании топлива, при выплавке чугуна и стали, для сварки металлов, необходим для жизнедеятельности организмов.

Сера используется для производства серной кислоты, изготовления спичек, пороха, для борьбы с вредителями сельского хозяйства и лечения некоторых болезней, в производстве красителей, взрывчатых веществ, люминофоров.

Азот и фосфор применяются при производстве минеральных удобрений, азот применяется при синтезе аммиака, для создания инертной атмосферы в лампах, используется в медицине. Фосфор применяется при производстве фосфорной кислоты.

Алмаз используется при обработке твердых изделий, в буровых работах и ювелирном деле, графит - для изготовления электродов, тиглей для выплавки металлов, в производстве карандашей, резины.

1.Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах III-VIII групп ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.