Лекция № 1
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА
Цель лекции: сформировать понятия о методике преподавания биологии как науке и предмете, об объекте, предмете и методах данной науки; изучить связи методики обучения биологии с другими науками.
План лекции:

1. Методика обучения биологии как наука

2. Связь методики обучения биологии с другими науками.

3. Методика обучения биологии как учебный предмет.
Методика обучения биологии как наука
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.

^ Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:


  • уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;

  • уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

  • уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.
Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

  • целостность человеческой личности;

  • прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

  • преемственность в системе непрерывного образования.
Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:


  • определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

  • разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

  • определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

  • разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

  • разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
^ Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.

Научно обоснована структура содержания методики обучения биологии. Она разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведению, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», «Животные», «Человек», «Общая биология».

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.
^ Связь методики обучения биологии с другими науками
Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой . Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией , поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.

Методика обучения биологии тесно связана с философией . Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает её научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях её организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их излишней информацией. При этом школьный предмет не является «мини-наукой», это система основополагающих, фундаментальных понятий по биологии, способствующая развитию и воспитанию учащихся.
^ Методика обучения биологии как учебный предмет
Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета – образовательная. Учебный предмет интегрирует все то, что является продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.

Вузовский учебный предмет по своей структуре и содержанию достаточно близок к науке. Он включает научные данные, рассматривает различные подходы к решению отдельных проблем, отмечает удачные и неудачные результаты в поиске истины. Этот учебный курс знакомит с методологией и методами научного поиска.

Большое место в вузовском предмете отводится истории научных открытий с персонифицированным подходом.

Учебный предмет «Методика обучения биологии» в процессе теоретический и практической подготовки студентов дает возможность не только раскрыть содержание и структуру школьного курса биологии, но и ознакомить их с особенностями организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования, сформировать устойчивые умения и навыки использования методов и средств обучения биологии, освоить требования обязательного минимума (государственный образовательный стандарт) содержания базового и полного среднего общего биологического образования, познакомить с разнообразием форм и методов, с инновационными подходами в обучении биологии и с материальной базой этой дисциплины в школе.

Профессиональная подготовка будущего специалиста строится в соответствии с профессиограммой учителя, которая характеризует его основные функции (информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую), представляющие собой модель квалификационной подготовки специалиста.

Учебный предмет обычно реализует систему организационных форм обучения – взаимодействие обучаемых и обучающего на лекциях, лабораторно-практических занятиях, в процессе полевой и педагогической практик. На лекциях происходит знакомство с учебной дисциплиной, закладываются основы научных знаний, дают общее представление о методологии, знакомят с главными идеями, основными научными теориями, с практической стороной изучаемого предмета и перспективой его развития. Практические и лабораторные занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания. Овладение учебным материалом на практических занятиях по сравнению с лекциями осуществляется на более высоком уровне – на уровне репродукции, умений и навыков.

Самостоятельная работа является важной формой обучения, завершающим этапом всех других видов учебной работы. Самостоятельная работа расширяет и обогащает знания и умения, она имеет индивидуальную направленность, соответствующую творческим способностям студента. Самостоятельная работа развивает творческие качества личности и способствует формированию разносторонних специалистов.
Литература:




  1. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Мн., 2004.

Лекция № 2
^
Цель лекции: Изучить зарождение методики биологии в России и Белоруссии , развитие школьного естествознания и методики его обучения в XVIII - первой половине ХIХ в.
План лекции:

1.Зарождение методики биологии в России и Белоруссии.

2.Начало школьного естествознания и методики его обучения.

3.Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине ХIХ в.
Зарождение методики биологии в России и Белоруссии
Современная методика обучения биологии – это творческий опыт, накопленный многими поколениями ученых, учителей и учащихся. Её возникновение тесно связаны с социально-экономической и политической историей нашей страны, развитием биологической и педагогической наук, средней и высшей школы.

Слово «методика» происходит от греческого «methodos» - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания.

Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками.

На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. На протяжении многих веков первоначальное представление о природе белорусы получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. В XVI-XVII вв. первоисточниками обычно являлись сочинения византийских авторов. В Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. В 1682г. ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открыл школу, в которой наряду с грамматикой и риторикой преподавали математику и физику. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии (строение неба и земли, метеорологические явления, свойства растений, животных и человека).

Одной из первых книг XV в., по которой обучали детей на Руси, - сборник рассказов «Физиолог» о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и на белорусских землях в качестве учебника был популярен «Шестоднев» - сочинения епископа Василия Великого. В нем автор изложил библейский рассказ о сотворении мира, дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии органического мира. Имел хождение и другой сборник византийского происхождения – «Толковая Палея», в которой приводились сведения о солнце, луне, звездах. Различных растениях и животных.

В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга «Луцидариус», написанная в XII в. Это диалог между учителем и учеником, который содержит большой материал натуралистического характера. Широкое распространение получили «Азбуковники» и «Алфавиты» как учебники и книги для чтения, где в алфавитном порядке размещались сведения «обо всем», в том числе по естествознанию.

В XVII в. было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. «Проблемата», в котором излагались с большим искажением идеи Аристотеля и Гиппократа. В это же время ходил трактат «Бестарий» греческого проповедника Дамаскина Студита, который включал только зоологическую информацию.

В XVIII в. значительный интерес представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданное в июле 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение на 218 страницах представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы, но знания о природе были очень поверхностными и перемешанными с суевериями и фантазиями.

Таким образом, вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

Но с приходом Петра I к власти начинаются изменения в общественно-экономическом развитии. В конце XVII – начале XVIII в. создаются первые светские школы, в которых учащиеся получали знания и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для географических изысканий, исследований недр, организации различных производств.

В 1724 г. Петр основал Петербургскую Академию наук. Академиками (Ломоносовым М.В., Крашенниковым С.П., Стеллером Г.В., Лепехиным И.И., Палласом П.С.) было сделано много крупных естественно-научных открытий. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения. Например, в это время В.Ф. Зуев стал автором первого русского учебника по естествознанию «Начертание естественной истории» (1786).
^ Начало школьного естествознания и методики его обучения
Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школу России только в конце XVIII в. В 1783 г. была открыта первая учительская семинария для подготовки учителей. В 1782 г. в период реформирования народного образования в городах создавались народные училища двух типов: главные – 5-летние и малые – 2-летние. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах в 5-летних училищах. В 1786 г. вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии.

В.Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения.

Названный учебник состоит из двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа), «Прозябаемое царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). В книге даются сведения о строении тела человека. О человеке В.Ф. Зуев пишет: «По строению тела человек – подобное прочим зверям животное». Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Включены в этот учебник и сведения из области экологической науки. Текст в учебнике изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического материала. Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием. В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания, какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц. Эти таблицы широко использовались в школе на протяжении более 40 лет.

Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В.Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания, структуру учебного предмета (от простого к сложному, от неживой природы к растениям, животным и человеку), роль натуральной и изобразительной наглядности в обучении, развитие интереса к изучаемому материалу, практическое значение естественно-научных знаний, взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе.
^ Школьное естествознание и методика его преподавания

в первой половине ХIХ в.
В первой половине XIX в. по новому школьному уставу (1804) народные училища преобразуются в гимназии, которые давали право учащимся поступать в университет. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преподавание методики продолжил ученик В.Ф. Зуева Андрей Михайлович Теряев. В биологической науке в это время царит систематика Карла Линнея. В 1809 г. был издан учебник А.М. Теряева «Начальные основания ботанической философии, изданные Главным Правлением Училищ для употребления в Гимназиях Российской Империи». Учебник Теряева повторял некоторые тексты учебника Зуева, но с искажениями, а первые 128 первых страниц это был дословный перевод «Философии ботаники» Линнея. Книга была написана тяжелым языком, материалы о живой природе излагались с религиозных позиций. Учебник оказался очень сложным для учащихся, терялся принцип доступности, учебник обязывал большинство материала «выучивать наизусть».

Более удачным был учебник Ивана Кастальского «Начальные основания ботаники для юношества», вышедший в 1826 г. Это перевод французского учебника, в котором излагались некоторые сведения по физиологии растений. Однако в этом учебнике все «тонуло» в огромном и сложном материале по систематике.

В 1818 г. по распоряжению Учебного комитета время на изучение естествознания значительно сократили, а по уставу 1828г. предмет был исключен из учебного плана всех учебных заведений и не преподавался до 1852 г. Вместо этого школа знакомила учеников с идеями классицизма и античности.

Под влиянием передовой общественной мысли естествознание было восстановлено в учебном плане реальных училищ лишь в 1839 г., в кадетских корпусах в 1848 г. и в гимназиях в 1852 г. Однако в гимназиях вели довольно объемную программу по естествознанию, в которой не было методически обоснованного отбора содержания и последовательности изучения предмета. В программе преобладающее значение имела систематика. Применительно к этому в 1853 г. были изданы учебники по зоологии, ботанике и минералогии.

Учебник зоологии на 500 страницах содержал описание 400 семейств более 2000 видов животных. Методисты писали: «Этот учебник известен всей России, и горе было учителям и ученикам, которым приходилось иметь с ним дело, потому что учебник был составлен вопреки всем педагогическим правилам».

Еще менее удачными учебниками были учебники ботаники и минералогии. Учебник «Краткая ботаника. Курс гимназический» содержал описании около 1500 видов, кроме того пытался научить ещё богопочитанию, помочь учащимся осознать значение языкознания (к латинским названиям добавлялись французские, немецкие и польские), ознакомить с государственными деятелями и учеными, чьи имена были использованы в названиях растений.

Заметным исключением для того времени был учебник ботаники, написанный в 1849 г. Владимиром Ивановичем Далем для кадетских военно-учебных заведений. Объем книги сравнительно небольшой, текст легко читаемый, материал учебника сопровождался хорошо выполненными рисунками. Данный учебник включал много экологического и природоохранного материала. По мнению автора, он «должен служить средством для общего умственного и нравственного развития». К сожалению, этот замечательный для своего времени учебник не получил распространения в гимназиях, так как министерство сочло его недостаточно научным.

Таким образом, несмотря на включение биологического материала в школьное естествознание, его общее состояние в первой половине XIX в. было неудовлетворительным и характеризовалось глубоким застоем.
Литература:


  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

  2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

  3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.

Лекция № 3
^ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Цель лекции: Изучить развитие методики биологии во второй половине XIX в. и методику обучения естествознания в ХХ в.
План лекции:

1.Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в.

2.Методика обучения естествознания в первой половине ХХ в.

3.Методика обучения биологии во второй половине ХХ в.

Введение

Каким должен быть образец современного урока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Сколько толков, шума и споров вокруг всего этого…

Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммунникационные.

Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методик информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. И даже при полной укомплектованности лаборатории кабинета требуемыми приборами и материалами, реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. При этом в силу своей специфики реальный эксперимент часто не реализовывает основное свое предназначение - служить источником знаний.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках стало новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

ИКТ-технологии применяются мною на различных этапах урока:

1) при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации короткие, анимации сюжетные, интерактивные модели, интерактивные рисунки, вспомогательный материал) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощью мультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствие того, что не всегда таблицы и схемы есть в наличие у учителя);

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися на уроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподавателем условиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением в итоге вывода по изучаемой теме;

3) при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. При этом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получает намного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, их осуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторными работами;

4) при повторении, закреплении (задания с выбором ответа, задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимаций, задания с реакцией на ответ, интерактивные задания, вспомогательный материал) и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальных лабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся - они видят, как могут пригодиться полученные знания в реальной жизни;

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочему листу с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данному курсу.

Формы применения ИКТ

Цифровые образовательные ресурсы

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Мультимедийные презентации

Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио– и видеоматериалы.

Возможности презентаций:

  • демонстрация фильмов, анимации;
  • выделение (нужной области);
  • гиперссылки;
  • последовательность шагов;
  • интерактивность;
  • движение объектов;
  • моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.

Ресурсы сети Интернет

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов.

Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источника информации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь не литературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество, хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача учителя научить учащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать, составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Например, при изучении темы «Происхождение живого вещества» ребята получают предварительное задание найти информацию в Интернете. Задания могут носить как индивидуальные, так и групповой характер.

Если время позволяет лучшие работы можно отметить и предложить ребятам выступить с сообщениями по своим темам, конечно же, такая форма это результат длительной целенаправленной работы с учащимися над информацией.

При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернет становятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найти информацию о проведении конкурсов и принять в таковых участие.

Электронные энциклопедии

Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:

  • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • удобная система навигации на основе гиперссылок;
  • возможность включать в себя аудио– и видеофрагменты.

В последнее время широкую популярность приобрели информационные продукты компании «Кирилл и Мефодий». В их каталоге имеется большой выбор разработок, которые можно использовать на уроках биологии и экологии, а также для индивидуальной работы дома, в том числе и учащимся, и учителями. Ярким примером является «Большая энциклопедия». В ней для урока можно найти: справочные таблицы и схемы, различные интерактивы, в том числе классификации живых существ и растений, мультимедийные панорамы («эволюция жизни», «экосистемы Земли»), видеоприложения («жизнь диких животных»), фонотеку («голоса животных»), фотоальбомы («природа России», «хищные звери»), Красную книгу Российской Федерации и многое другое.

Дидактические материалы

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах.doc, .rtf и.txt. Неудобство этого, почти традиционного, контроля знаний состоит в том, что все равно приходится самостоятельно проверять рукописные работы учащихся и выставлять за них балл и оценку.

Эта работа может быть автоматизирована. Учитель имеет возможность сам составить дидактический материал, не прибегая к помощи текстового редактора, использовать специализированную для этого программу. Такой программой является «Конструктор тестов».

«Конструктор тестов» – это универсальная система проверки знаний. В программе имеются следующие возможности:

  • использование неограниченного числа тем, вопросов и ответов;
  • вопросы могут содержать музыку, звуки (файлы mp3, wav, mid), изображения (файлы jpg, bmp, ico), видеоролики (файлы avi), форматированный текст неограниченной длины (выделение жирным, наклон, курсив, цвет и т.д.);
  • поддержка пяти типов вопросов: выбор единственно правильного ответа, выбор нескольких возможных правильных ответов, установка последовательности правильных ответов, установка соответствий ответов, ввод ответа вручную с клавиатуры;
  • печать на принтере и сохранение в файл тем, вопросов и ответов, результатов тестирования;
  • возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями (для каждого пользователя заводится персональная карточка пользователя);
  • возможность задавать вопросы в произвольном порядке; задавать цену каждому вопросу и ответу в баллах; проводить психологическое тестирование; ограничить тестирование по времени; прервать тестирование и продолжить его в другое время; пропускать вопросы и возвращаться к пропущенным вопросам;
  • возможность выставлять оценку по окончании тестирования (шкалу оценок можно настроить от 2-х до 100-бальной системы);
  • сбор и централизованный анализ результатов, полученных после тестирования на разных компьютерах через локальную сеть;
  • резервное копирование и синхронизация базы данных (при помощи этой функции можно легко обмениваться данными с другими пользователями и переносить данные с компьютера на компьютер); копирование тем и вопросов (при помощи этой функции можно скопировать тему целиком или выборочно скопировать вопросы из одной темы в другую);
  • проверка орфографии;
  • поиск по базе данных.

Программы-тренажеры

Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Важным пунктом использования компьютерных технологий становится подготовка к ЕГЭ. Существует большое количество электронных репетиторов для подготовки.

С учащимися, решившими сдавать ЕГЭ по биологии, я использую программы-тренажеры «Новая школа: Экспресс-подготовка к экзамену. Биология» и «Репетитор Кирилла и Мефодия».

Удобство этих тренажеров заключается в том, что они максимально имитируют проведение экзамена: присутствуют задания всех частей и идет обратный отсчет времени. Учащиеся могут узнать, каков процент правильных и неправильных данных ими ответов, а также какое количество баллов ими получено. Неправильные ответы тут же могут быть скорректированы при помощи теоретических материалов и кратких конспектов. В таких тренажерах, как правило, существует дневник, где проводится мониторинг знаний учащегося. В «Репетиторе Кирилла и Мефодия» есть также возможность проводить свободные тренинги и свободные экзамены, т.е. мини-экзамены по отдельным темам или даже по отдельным вопросам.

Системы виртуального эксперимента

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

При изучении темы «Инфузории» в 7 классе мною запланирована лабораторная работа «Строение и передвижение инфузории-туфельки», но культуру инфузории не всегда удается вырастить. Поэтому в качестве виртуального эксперимента можно показать готовую работу с диска «Открытая Биология 2.5»; ООО «Физикон», 2003.

Электронные учебники и учебные курсы

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, учащимся сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентацию), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащимся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение они должны ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).

Выпущенные Кириллом и Мефодием «Виртуальная школа: уроки биологии» для 6–11 классов содержат более 180 тем и уроков для изучения, более 2600 медиаиллюстраций, более 80 интерактивных тренажеров, более 2340 терминов и понятий в справочнике, более 1230 тестов и проверочных работ и более 30 интерактивных моделей и схем. Все это просто необходимо использовать учителем на уроке

Мною часто используются «Электронные уроки и тесты» - это серия образовательных программ, представляющих собой электронные учебные пособия по отдельным темам основных школьных предметов. Они могут быть использованы с любым из действующих школьных учебников. Программы этой серии представляют собой органичное сочетание новейших компьютерных технологий с перспективными направлениями школьного образования и являются незаменимыми помощниками для учащихся, делая процесс обучения более эффективным и интересным.

Учебные пособия полностью охватывают темы школьного курса и содержат большое количество дополнительной информации, нередко выходящей за рамки школьной программы

Программные системы контроля

К программным системам контроля знаний относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

При изучении курса «Человек» в 8 классе мною используется мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека, 9», который содержит большое количество тестов, заданий типа «закончи предложение», «правильно сопоставь» и другие.

Видео- и аудиоматериалы

Проведение уроков с использованием видеопроигрывателя создает интерес учащихся к предмету. Зарубежные производители научно-популярных документальных фильмов, такие как National Geographic, Discovery и т.п., имеют колоссальный набор сюжетов для их показа на уроках биологии. В 6–7 классах на уроках по многообразию животных и растений я использую серию фильмов «Life» («Жизнь»), в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих, рыб, птиц, насекомых и растений.

В настоящее время имеется немного аудиоматериалов, которые можно использовать при проведении уроков биологии. Самыми популярными являются аудиокурсы компании ИДДК: «Биология, 6», «Ботаника и зоология, 7», «Биология: Человек, 8», «Лекции для школьников: Растительный мир России», «Лекции для школьников: Животный мир России». Все представленные записи имеют формат mp3. В каждом сборнике аудиоматериалов содержатся лекции, некоторые из них повторяют текст учебника.

Заключение

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии.

Передовые технологии видеосъемки и применение специально разработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмов как бы «изнутри», открыть их особенности и загадки. Что вызывает большой эмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулирует инициативу и творческое мышление. А результат – призеры на олимпиадах и слетах.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологии повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и сам ученик.

В учебнике дано теоретическое обоснование общеметодических положений и практические рекомендации будущим учителям для преподавания всех биологических курсов. Рассматриваются планирование, методика подготовки и проведения уроков. Содержание биологических курсов и методы их преподавания изложены на основании и в единстве с современной теорией развития понятйй. Учебник написан в соответствии с программой по курсу методики естествознания для педагогических институтов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Студенты педагогических институтов и университетов должны быть знакомы с научно-теоретическими и практически ценными достижениями методики преподавания биологии как научной дисциплины.
Главное для студентов в подготовке к будущей педагогической деятельности - овладеть пониманием системы воспитывающего обучения, знанием основ процесса преподавания биологии и руководства познавательной деятельностью учащихся. Молодому педагогу необходимо хорошо ориентироваться в многообразии форм, методов и методических приемов, свойственных преподаванию биологии, с тем чтобы умело использовать их в своей работе в разных классах и при разных обстоятельствах. Во время обучения в институте студенту важно осмыслить теоретические основы методики, научиться самостоятельно применять их на практике. Все эти положения рассматриваются в учебнике «Общая методика преподавания биологии».
Учебник предназначен как основное пособие для изучения и сдачи экзамена после лекций по курсу общей методики, а также в качес?ве постоянного руководства при лабораторных занятиях, подготовке к практике в школе и ее проведении, коллоквиумах и семинарах.
С целью применения теоретических положений, изученных на лекциях и по учебнику, для решения методических вопросов в конце каждой главы студентам предлагаются примерные задания. Авторы учебника ставили целью передать студентам знания по общей методике преподавания биологии на современном уровне ее развития и привить им вкус к самостоятельному творческому решению методических вопросов.
При подготовке нового издания учебника учтены замечания и пожелания методистов педагогических институтов СССР на основе практики использования предыдущих изданий в работе со студентами.
Всем товарищам, высказавшим свое мнение о книге, авторы приносят искреннюю благодарность.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
Предмет методики преподавания биологии. Методика преподавания биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. Знание этой системы позволяет учителю управлять процессом воспитывающего обучения биологии.
Методика - педагогическая наука, поэтому она строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, требуемого социальным строем и определяемого педагогикой. Методика преподавания биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к своеобразию изучения биологического материала.
Методика устанавливает рациональные методы и средства передачи учителем учебного материала и сознательного овладения учащимися прочными знаниями биологии и умением применять их в жизни. Вместе с тем методика - не собрание рецептов и наставлений для учитёля, V научная дисциплина, положения которой обоснованы знанием за"5ю!юм^рнОсте11 процесса преподавания биологии.
Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспитание. Эти разделы методики находятся в единстве и обусловливают друг друга. Методикой определяются оборудование и средства (пособия) учебной работы. Таким образом, методика отвечает на вопросы: зачем изучать биологию; чему и как учить, на чем и как воспитывать.
Биология как учебный предмет отличается своеобразием форм и методов преподавания.] В нем изучаются конкретные объекты (растения, животные и человек) и сложные явления живой природы и ее развития. Это требует особых форм организации учебной работы (экскурсий, домашних и внеурочных работ учащихся, внеклассных занятий), специальных средств обучения (наглядных пособий) и методов преподавания с пре-
имущественным применением наглядности и практических работ, правильная постановка преподавания биологических курсов нуждается в специальной учебно-материальной базе: оборудованном пособиями кабинете, уголке живой природы и учебно-опытном участке.
Своеобразие материала определяет не только специфику методики преподавания биологии, но и его воспитательные возможности.
Изучение конкретных фактов развития живых организмов, взаимосвязи явлений в природе, закономерностей эволюции органического мира создает естественнонаучный фундамент для формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Биологические знания позволяют понять значение окружающей природы, необходимость охращькд воспроизводства ее, научные основы сельского хозяйства, роль гигйёны труда личной и общественной, подготавливают учащихся к жизни и способствуют осуществлению политехнического обучения.
Непосредственное наблюдение объектов живой природы, сравнение и определение их, экспериментирование с ними побуждают к развитию мышления учащихся. К. Д. Ушинский писал: «Я считаю предметы из естественной истории самыми удобными, чтобы приучать детский ум к логичности».
Практические работы в лаборатории, на учебно-опытном участке, в живом уголке, кружке юннатов имеют большое воспитательное значение: они развивают познавательные интересы, организационные, общественные навыки, воспитывают культуру труда и чувство коллективизма. Ознакомление с природой, ее красотами и богатством, в особенности на экскурсиях, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней способствует развитию этических черт личности.
Следовательно, преподавание биологических курсов играет весьма важную роль в системе школьного обучения и воспитания.
Методика преподавания биологии разделяется на общую методику биологии и частные, или специальные, методики: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека и общей биологии.
Учителю биологии необходимо знать не только методику каждого отдельного курса, но и общие положения и закономерности преподавания биологии, взаимосвязи между курсами с учетом присущих им особенностей. Ему нужно ясно представить весь ход воспитывающего обучения по всему циклу биологического образования в школе и осуществлять его научно правильно и планомерно в преподавании каждого курса.
Общая методика преподавания биологии рассматривает вопросы преподавания всех биологических курсов в школе: идеологической направленности обучения, единства содержания и методов преподавания, взаимосвязи между формами учебной работы, преемственности между курсами, целостности, и развития всех элементов воспитывающего обучения, определяющих систему преподавания биологии. Система преподавания обеспечивает прочность и осознанность знаний учащихся,чтоявляется оСновной задачей школы.
Частные методики излагают специальные для каждого курса вопросы преподавания, связанные с особенностями содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики уроков, экскурсий, внеурочных работ, внеклассных занятий, т. е. система преподавания данного курса.
Общая методика преподавания биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками. Ее теоретические выводы базируются на исследованиях частнометодических. А эти последние в свою очередь руководствуются общеметодически м-и положениями, осуществляемыми в преподавании каждого курса. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальные части.
Связь методики преподавания биологии с другими науками. Методика преподавания биологии имеет тесную связь с биологической наукой. Преподавание школьных биологических курсов требует от учителя хорошей эрудиции в области биологических наук, как теоретической - для правильного научного объяснения явлений природы, так и практической, необходимой для распознавания растений и животных в природе, их определения, препарирования, выращивания и экспериментирования с ними.
Содержание школьного предмета должно быть научным. Содержание основ науки биологии и элементарные методы биологических исследований определяют специфику методики преподавания биологии и отличают ее от методик других школьных предметов.
В биологической науке основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент и теоретическое обобщение накопленных фактов. При изучении живой природы в школе осуществляется практическое знакомство с элементарными приемами наблюдений и эксперимента в лаборатории и природе, постановка которых должна удовлетворять элементарным требованиям научной достоверности, точности исследований и фиксации результатов. Обобщение, сравнение, осмысливание полученного путем наблюдения и эксперимента материала приучает учащихся к логике элементарного теоретического мышления.
Но между школьным предметом биологии и биологической наукой существует большое различие по цели, объему, структуре, методам и форме изложения. Цель школьного предмета - сообщать учащимся сведения о добытых наукой фактах и закономерностях. На преподавание школьного предмета отводится ограниченное время, и учащимся сообщают твердо установленные научные основы и знакомят с важг нейшими научными проблемами без перегрузки излишней информацией.
Биологическая наука, как, например, ботаника и зоология, в своем развитии разделилась (дифференцировалась) на анатомию, морфологию, систематику, физиологию, экологию и т. д. В школьном же предмете при изучении живых организмов, отдельных органов растений и животных, а также человека элементы этих наук объединяются (интегрируются). Рассмотрение в IX - X классах закономерностей индивидуального it исторического развития организмов на всех уровнях их изучения современной наукой объединяет основы эволюционного учения, цитологии, генетики, селекции, экологии, учения о биосфере. Такое объединение обеспечивает экономию времени в изложении материала и большую доступность изучения явлений, процессов жизни. Методика помогает учителю правильно отбирать наиболее существенные элементы основ науки, типичные объекты изучения и излагать учебный материал в формах и связях, наиболее доступных для понимания и запоминания. Эти отличия сложились исторически в соответствии с педагогическими особенностями школьного обучения детей, с учетом их возрастной психологии. Структура знаний и форма их изложения в школьном предмете иная - педагогическая. Об этом говорил еще К. Д- Ушинский: «Научное и педагогическое изложение науки - две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические».
Таким образом, учебный предмет объединяет знания, отобранные из соответствующих наук в системе, определяемой методическими закономерностями обучения и воспитания сообразно общеобразовательным целям школы и возрастным особенностям учащихся.
Биология является основой агрономии и медицины, и в преподавании школьной биологии устанавливается эта связь теории с практикой, осуществляются элементы политехнического обучения. Агрономические знания необходимы учителю в особенности при организации школьного участка и проведении работ на нем, при осуществлении общественно полезного труда учащихся в сельском хозяйстве. Вопросы охраны природы, лесонасаждения и т. п. также связаны со школьным курсом биологии.
ономией ошибочно допускать подмену биологических знаний ротехнической и зоотехнической рецептурой. В практических работах по сельскому хозяйству существенно, чтобы учащиеся осмысливали эти работы, основываясь на биологических знаниях, и осуществляли надлежащий уровень культуры сельскохозяйственного труда.
Поскольку методика определяется не только спецификой биологического содержания, но и возрастными особенностями детей, она опирается на детскую психологию. Воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если проводится в соответствии с возрастным развитием детей. Содержание учебного материала и методика преподавания усложняются из класса в класс по мере развития личности ребенка. Без этого обучение будет или непосильным, йли слишком элементарным, не соответствующим умственным и психическим возможностям детей. Действительно, учащиеся IV класса 10 - 11 лет сильно отличаются по своим психическим особенностям от учащихся X класса 16 - 17 лет.
Поэтому в IV - VII классах учитель использует на одном уроке несколько различных методов, вызывая смену одних видов учебной деятельности учащихся другими.
В VIII - X классах урок нередко проводится одним-двумя методами преподавания. Учебный же материал усложняется как при рассмотрении фактов, так и в теоретических обобщениях.
Правильность восприятий, представлений и развитие понятий и умений, закрепление знаний должны осуществляться на основе возрастной психологии учащихся.
Методика преподавания биологии, являясь педагогической наукой, тесно связана с педагогикой по линии дидактики, в ее общих для всех предметов принципах и по линии воспитания.
В школе осуществляется воспитывающее обучение: воспитывают содержание изучаемого материала, логика его изложения, методы преподавания, весь процесс обучения во всех его формах; воспитывает и личность учителя, его увлеченность наукой.
Устанавливая непосредственную связь методики с педагогикой по линии дидактики, нужно учитывать и различия между ними. Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования й принципы.обучения, обшие для всех школьных предметов. Методика биологии, давно сложившаяся самостоятельная научная дисциплина, разрабатыдаёт теоретические и практические проблемы содержания, форм и методов обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии. Существуют методики и по всем школьным предметам.
Преподавание основ наук о природе ставит целью воспитание Диалектико-материалистического мировоззрения. Учащиеся постепенно, от класса к классу, с расширением и углублением приобретаемых биологических знаний приходят к пониманию реальности и познаваемости окружающего мира, движения и развития материи. Подлинно научное преподавание биологических предметов строится на основе диалектического материализма
Современная советская методика биологии рассматривает преподавание как единый процесс обучения и воспитания, как целостную систему форм и методов. Вся учебная работа учителя и учащихся находится в постоянном и планомерном развитии.
Постепенно у учащихся развиваются биологические понятия, обусловливающие системность знаний. Развиваются мировоззрение, мышление, умения и навыки. Применяются в развитии и методы обучения и воспитания в постепенном их усложнении, с повышением требований к учебной деятельности учащихся. Целенаправленно развивающийся процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями развития учащихся.
Советская методика преподавания биологии, так же как и всякая другая наука, развивается по законам диалектики. Диалектический материализм дает возможность вскрыть основные закономерности процесса воспитывающего обучения биологии и установить формы его организации. Знание законов диалектического материализма помогает учителю понять целостность и противоречивость процесса воспитывающего обучения (в количестве и качестве применения методов, наглядности, информации и т. п.) и предусматривать возможные методические ошибки.
Научные основы методики преподавания биологии. Развитие методики как науки шло от методических высказываний в результате личного опыта учителя, от педагогического искусства к научному обобщению, от субъективного творчества к объективной научной"теории, основанной на исследованиях.
Решение проблем методики, как и в каждой науке, вначале шло путем дифференциации. Йз общей методики естествознания выделились частные методики, и стали разрабатываться отдельные вопросы преподавания изолированно друг от друга и вне общей системы биологических курсов. В настоящее время в становлении методики как науки наступил период интеграции, синтеза, обобщения всего накопленного материала.
Имеющийся научный материал собирается по проблемам, анализируется, обобщается, приводится в систему, в единую научную теорию.
В методике за ее почти 200-летнюю историю накоплен большой запас проверенных практикой знаний о рациональном преподавании биологии. Методика имеет свои методы исследования всех проблем обучения и воспитания на материале биологии.


KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

1.1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача - полнее и глубже познать его. Главная функция науки - исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.

Перед методикой как наукой стоят задачи выявления закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества.

Опираясь на основы дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего обучения.

В отличие от дидактики методика обучения биологии имеет свою специфику, определяемую содержанием и структурой биологической науки и учебным предметом. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на

практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и предсказать ход событий и действовать целенаправленно.

Основными признаками науки, как правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний (в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов). Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями.

Цели, стоящие перед методикой обучения биологии, лежат в русле общих педагогических целей и задач. Поэтому данная методика - особая область педагогики, обусловленная спецификой предмета исследования.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета "Биология" и принципы его отбора.

Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования - формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Кроме того, школьная биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Предметами научного познания являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта. Объект исследования методики обучения биологии - учебно-воспитательный (образовательный) процесс, связанный с данным предметом. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки, ее практическом приложении и оценке достижений достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Они являются средством познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели. Ведущие методы обучения биологии следующие: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений. Названные методы основаны на опыте, чувственном познании. Однако эмпирическое познание не является единственным источником достоверного знания. Выявить сущность предмета и явления, их внутренние связи помогают такие методы теоретического познания, как систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение.

Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания. С одной стороны, необходима опора на факты непосредственного наблюдения педагогических явлений образовательного процесса, изучение и осмысление опыта (передового и негативного) практики обучения. С другой стороны, требуются обобщение, научное абстрагирование признаков, фактов и отношений, прогнозирование и конструирование позитивных сторон обучения, выдвижение идей обновления и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Но выдвигаемые идеи вновь должны пройти апробацию путем наблюдения и осмысления опыта, новых фактов, действий и явлений. Без такого сочетания построение методической теории обучения биологии в школе или остается эмпирическим и субъективным, или приводит к беспредметному теоретизированию. Только с помощью доказательных средств эксперимента гипотетические идеи и построения можно реализовать в теории и на практике.

В методике обучения биологии практически все теории сформулированы с опорой на естественный педагогический эксперимент, апробацию идей в массовой практике обучения, в тесном сочетании эмпирического и теоретического познания.

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Общая методика обучения биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками. Ее теоретические выводы базируются начастнометодических исследованиях. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальные части.

1.2. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов. Методика обучения биологии, давно сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика подчеркивает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся.

Методика обучения биологии тесно связана с биологической наукой. Предмет "Биология" в школе носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни, антропогенез и пр. Для правильного научного объяснения природных явлений, распознавания растений, грибов, животных в природе, их определения, препарирования и экспериментирования учителю необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка.

Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников.

1.3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета - образовательная. Учебный предмет не является точной копией науки. В конструировании учебного предмета доминирует стремление передать студентам систему знаний и опыт,накопленные наукой. Это не только простое воспроизведение научных данных, но и обобщение, уточнение понятий, систематизация научных фактов и суждений.

Учебный предмет с учетом его главной образовательной функции строится по определенной системе. Он интегрирует все то, что является наиболее продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.

Методика обучения биологии как наука и учебный предмет

Методика обучения биологии - это частная дидактика, исследующая особенности процесса обучения биологии в общеобразовательной школе. Методика - это не методические рекомендации для школьной практики, а наука, теория которой развивается исходя из задач, поставленных обществом перед школой с учетом целей и задач школьного предмета биологии.

На этапе модернизации школьного образования усложняются и изменяются задачи методической науки. Она сосредоточивает свое внимание на корректировке целей обучения биологии, которые должны быть направлены на воспитание средствами предмета активной, инициативной, творческой личности.

Основная задача МПБ на современном этапе - формирование и развитие на базе биологических знаний личности, умеющей грамотно вести себя в природе и обществе. Кроме того, задачей методики биологии является и то, как наполнить содержание биологического образования социальной деятельностью учащихся, что позволит им применять усвоенные в процессе обучения знания и умения на практике.

Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Цель МОБ как науки - выявление закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся, как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества.

Предметом исследования МОБ является теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету, т.е. цели и содержание образовательного процесса, методы, средства, формы обучения, воспитания и развития учащихся, диагностика и анализ конечного результата обучения учащихся.

Объект исследования МОБ - учебно-образовательный процесс, связанный с конкретным школьным предметом.

Задачи МОБ:

1. Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

2. Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников. а также проверка этих совершенствований на практике в школе;

3. Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учащихся и программ для разных классов;

4. Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников, с учетом специфических особенностей биологических наук;

5. Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организация кабинета, уголка живой природы.

Структура МОБ

Предмет ТМОБ делится на общую и частную методики обучения.

Общая МОБ - рассматривает основные вопросы всех школьных биологических курсов: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуру, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и в мире; мировоззренческое и нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения, единство содержания и методов обучения, взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого раздела предмета вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики проведения разных по содержанию уроков, экскурсий внеклассных и внеурочных занятий, система построения и преподавания конкретного раздела биологии.Общая МОБ тесно связана с частными разделами МОБ. Ее теоретические выводы базируются на частнометодических исследованиях. В свою очередь частнометодические исследования руководствуются общеметодическими положениями, применяемыми для каждого раздела биологи.

Теоретическим фундаментом ТМОБ для практического осуществления процесса обучения биологии является ряд таких важных составляющих:

1. Теория развития биологических понятий;

2. Теория развития экологических понятий;

3. Теория развития системы форм обучения;

4. Теория развития методов обучения;

5. Система материальной базы обучения;

6. Система обучения биологии в открытом информационном пространстве;

7. Система многоуровневого образования будущих учителей биологии;

8. Система методической подготовки в педвузе студентов к работе в школе.

Методы научного исследования ТМОБ - являются средством познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели.

Ведущие методы методики обучения биологии:

Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ результатов обучения;

Теоретические: систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение.

Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания теоретического и эмпирического познания.

Принципы обучения биологии - это руководящие идеи, правила деятельности и требования, определяющие характер образовательного процесса. Они служат ориентиром в конструировании содержания и организации обучения.

Общепедагогические принципы: научности и доступности; единства обучения, воспитания и развития; наглядности; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности; системности, фундаментальности; единства теории и практики; вариативности; гуманизации; интеграции и дифференциации; природосообразности;

Специфические: причинности и историзма процессов и явлений живой природы; единства живого; сезонности природных явлений; регионоведения; экологизации и природоохранности; фундаментальности; преемственности содержания и его развития на протяжении всего курса биологии; причинности; историзма;, единства живого;

Общеметодологические: взаимосвязи и взаимообусловленности с обществом; материальности и познаваемости реального мира; первичности природных законов по отношению к законам общественного развития. Указанные принципы служат обоснованием дидактических принципов в методике биологии.

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях.

Любая наука включает знания о предмете изучения. Ее основная задача глубже и полнее познать предмет изучения.

Главная функция науки - исследование.

Научное исследование - целенаправленное, планомерное, законченное.

Основные признаки науки - наличие цели предмета изучения, методов познания и формы выражения знаний.

Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии.

Поэтому все исследования научно- методического характера проводятся в системе обучения. Подвергаются исследованию составляющие учебного процесса: содержание предмета, формы, методы, средства, учителя и учащиеся.

Связь МОБ с другими науками

МОБ, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов. Методика обучения биологи, сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы биологического содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьного предмета.

МОБ находится в тесной связи с психологией и возрастной физиологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика учитывает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся. Все составляющие педагогического процесса должны соответствовать как возрастной, так и социальной группе учащихся. В связи с этим методика предусматривает выбор методов, средств и форм обучения, отбор учебного материала, последовательность его изложения с учетом разного уровня сложности.

Предмет МОБ тесно связан с биологической наукой. Предмет школьной биологии отражает почти все области науки «Биология». Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие.

Цель биологической науки - получить новые знания о природе путем исследования, наблюдений, экспериментальной работы.

Цель школьного предмета «Биология» - сформировать понятия у учащихся о законах, фактах, открытых биологической наукой, которые помогут сформировать общий мировоззренческий уровень, способствовать развитию и воспитанию учащихся, формированию компетентной личности каждого обучаемого.

При этом к числу первоочередных задач настоящего учебного курса следует отнести формирование компетенций преподавателя профильной школы, что предполагает:

Расширение и углубление системы знаний студентов о научно-теоретических основах предмета биологии, изучаемого в школе;

Приобретение практических навыков и умений обоснованного отбора учебного материала по предмету, а также структурирования содержания школьного курса биологии как учебной дисциплины, преподаваемой в профильной школе;

Ориентация на целевое овладение современными методами, средствами и формами организации процесса обучения биологии с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся старших классов;

Студент, получающий педагогическое образование должен:

Понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

Знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

Понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в базисном учебном плане;

Учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

Понимать общие принципы проектирования педагогического процесса при обучении биологии, основанных на использовании норм и правил, формулирующих суть понятия «методика обучения биологии»

Обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества;

Знать научно-теоретические основы курса школьной биологии по глубине фактического материала и по объему, необходимому и достаточному для осуществления обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта биологического образования;

Знать методологические и общетеоретические закономерности отбора, структурирования и вариативного построения содержания курса биологии в старшей школе, его отличительные особенности в условиях профильного обучения на период 2005 - 2010г.г.;

Понимать основные методические подходы к изучению курса биологии в школе;

Знать технику постановки и методику проведения биологического эксперимента в объеме курса биологии в школе;

Владеть методикой решения расчетных, логических и других типов задач в рамках требований, предусмотренных базовым курсом биологии в старшей школе;

Организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

Применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данной диагностики;

Использовать компьютер и компьютерные программы для подготовки учебно-методических материалов.

Создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

Развивать интерес учащихся к предмету и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

По завершении изучения курса по данной программе студент в своей деятельности должен уметь:

Применять приобретенные профессиональные умения и навыки для успешного осуществления процесса обучения биологии в школе;

Определять содержание биологического образования, структуру курса биологии в старших классах с учетом типа общеобразовательной школы;

Осуществлять отбор методов и средств обучения и контроля, а также форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с логикой целесообразности их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться запланированных результатов обучения по курсу биологии в старшей школе;

Технологически грамотно анализировать собственные профессионально-методические действия, корректировать и совершенствовать их на основе достижения конечной цели обучения курсу биологии в старшей (профильной) школе.

Проверка качества усвоения научно-теоретических и методических знаний, а также практических умений и навыков по курсу «Теория и методика обучения биологии» ведется в течение всего учебного года не только в устной, но и в письменной форме. По ряду вопросов, предложенных студентам для самостоятельного изучения, предусмотрено собеседование с преподавателем или написание реферативных работ. Проводится также проверка степени усвоения научно-методической литературы в форме тестирования, выступлений на семинарских занятиях.

Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» завершается написанием курсовой работы и устным экзаменом, на котором проверяется усвоение общетеоретической, научно-методической и практической частей материала курса, а также умение иллюстрировать основные теоретические положения примерами, вытекающими из процесса обучения предмету биологии.

общеобразовательный биологический общепедагогический

Литература

1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Учебное пособие для студентов пед. Вузов. М. Издательский центр «Академия» 2003.272с.