Государственные символы - это визитная карточка каждой страны, дающая представление о государственных ценностях, приоритетах и проводимой политике. Тремя основными атрибутами символики являются герб, гимн и флаг. Помимо этого многие страны имеют и птицы или растения. Какие символы России существуют сейчас? Как они возникли и что обозначают?

Флаг

Сейчас невозможно представить страну, не имеющую флага. Тем не менее, В России первый флаг появился только в конце XVII века, когда вышел в море первый военный наш российский корабль «Орел». Подражая сильным морским державам, чьи суда уже давно плавали под государственными флагами, царь Алексей Михайлович приказал и на российском корабле поднять полотнище. По версии некоторых историков, первый флаг России был бело-сине-красным, подобным нынешнему, только с золотым двуглавым орлом. Позже предлагалось заменить синюю и красную полосы на черную и желтую или оранжевую. Но предложение было отвергнуто, так как в цветовой гамме флага отражались своеобразные символы России. В картинках это представлялось так - белый снег, покрывающий большую часть России зимой, синий и красный - цвета одежды русских мужиков и баб в праздник. Такой вид флага был отменен только в 1918 году, а в 1993 вновь восстановлен указом Ельцина. Сейчас его белый цвет означает мир и свободу, синий - стабильность, а красный - отечество, мощь государства и пролитую за страну кровь.

Герб

Помимо флага очень значительны другие символы России. Фото герба, утвержденного в 2000 году, демонстрирует золотого двуглавого орла с расправленными крыльями и тремя коронами с лентой. В лапах у него на груди герб Москвы. Орел изображен на фоне красного французского щита. Эту картинку можно расшифровать таким образом, что России покровительствует Святая Троица. никому не угрожает и заботится лишь о неприкосновенности своих земель. Все намерения России чисты и направлены против вселенского зла. Страна послушна закону и придерживается справедливости. Современный герб был создан на основе старого, подаренного царю Ивану III Васильевичу Папой Римским в 1452 году. Подарок был приурочен к женитьбе русского царя на византийской принцессе Софье. Тогда герб символизировал независимость. Две орлиные головы означали власть над востоком и западом империи, а короны расшифровывались, как двойная власть.

Гимн

Некоторые иностранные идеологи, недобро относящиеся к России, считают, что только медведь - символ нашей страны. Но один из основных наших символов - государственный гимн - гордо звучит на официальных церемониях, во время награждения наших спортсменов на олимпиадах и во многих других случаях. Его текст и музыка написаны на основе гимна Советского Союза. Самый первый российский гимн появился в далеком 1816 году. До этого все торжества проходили под церковные песнопения. Текст первого гимна являл собой стихотворение «Молитва русских», написанное Василием Жуковским. Позже Алексей Львов сочинил второй гимн, широко известный под названием «Боже, царя храни». В неспокойном 1917-ом временное правительство заменило его на французскую «Марсельезу». Революционеры сделали своим гимном «Интернационал». В дальнейшем текст дважды менялся. Современный гимн России был утвержден президентом в последних числах 2000 года и прозвучал в новогодний праздник.

Медведь - символ силы и мужества

Гимн, герб и флаг - важнейшие символы России. Медведь выбран символом-животным нашей страны. Сделано это не случайно, ведь косолапый на российских просторах всегда считался царем леса. Значительно позже из южных стран пришла мода называть льва. Наш бурый мишка с виду кажется неповоротливым увальнем, способным лишь реветь да ульи разорять. На самом деле это умный зверь, которому в северных широтах нет равных по силе. Недаром именно медведя почитали древние русичи. Они изготавливали множественные тотемы в и верили, что такой оберег обязательно защитит их от врагов, даст силу в бою. В России и других северных странах существовал культ медведя. Охотники стремились не только заручиться помощью лесного владыки, но и связать его дух со своим собственным. Для них силу, мужество и благородство олицетворял именно медведь. Символ зверя также становился защитником всего рода.

Выдуманные мифы про Россию и ее медведей

Любопытные факты в своей истории имеют все символы России. Медведь, например, по утверждению некоторых зарубежных историков, стал нашим символом исключительно по причине отсталости и бестолковости россиян. В XIV-XVI веках в развитых европейских странах Россия (Московия, как тогда говорили) представлялась дикой страной, где живут одни варвары. Немало способствовал тому труд знаменитого австрийского посла и дипломата Герберштейна «Записки о Московских делах». В этом сочинении он написал про то, что в России медведи ходят прямо по улицам, врываются в дома и заставляют людей спасаться бегством. Возможно, отдельные такие случаи имели место, так как в «Записках» повествовалось про необыкновенно морозный и голодный 1526 год. Тогда гонимые голодом звери могли появляться в городах с целью найти еду. Однако многие переписчики «Записок» подали эти единичные случаи как обычное дело для всей страны, прочно закрепив у читателей негативное представление о России.

Реабилитация русского мишки

Зарубежная общественность спокойно приняла главные символы России. Медведь же долгое время оставался как эталон грубости и отсталости россиян. Даже сейчас, особенно в Англии, образ России связывают с неуклюжим лесным зверем, чтобы подчеркнуть негативное к стране отношение. Вместе с тем уже давно реабилитировали. Немалую роль в этом сыграли цирковые представления, в которых медведи демонстрировали свой ум и незаурядные способности. Стоит отметить, что не все иностранцы связывали российского медведя с неповоротливостью и жестокостью. Так, Фридрих II, прусский король, в свое время предупреждал, чтобы не будили спящего русского медведя. Он имел в виду, что русский народ, подобно топтыгину, добродушен и неопасен, пока его не обидишь. Если, не дай бог, такое случится, он превращается в агрессивного и мощного защитника своих интересов.

Медведь - символ не только России

Медведь является символом не только России. Он изображен на Берна, литовской Жемайтии, многих российских городов. Его образ помещали на свои гербы рыцари и знать. Благодаря медведю назвали город Берн. А кельтский медведь (арктос) послужил названию огромной территории - Арктики.

Медведь присутствует даже на гербе Папы Римского! Такая честь была оказана дикому зверю благодаря легенде о святом Корбиниане. Согласно ее тексту, когда Корбиниан ехал в Рим, на дорогу выскочил медведь и убил лошадь святого. В наказание Корбиниан приказал зверю сопровождать его в Рим вместо убитого животного. Медведь подчинился. Смысл символа на гербе понтифика - победа христианства над язычеством. Вот сколько разных толкований имеет медведь, символ России. Картинки этого зверя изображают его в разных позах или даже только часть - половину туловища или одну голову. Но его значение остается прежним - мощь, мужество, смелость.

Олимпийский мишка

Весь мир до сих пор помнит милого симпатичного мишку, ставшего символом Московской Олимпиады в 1980 году. Некоторые страны настолько ненавидели Советский Союз или его боялись, что вообще отказались участвовать в соревнованиях. Образ улыбающегося доброго мишки во многом помог иностранцам уверенно чувствовать себя на чуждой им территории и поменять отношение к советским людям. После Олимпиады медведь стал ассоциироваться с миром, добром и справедливостью, ведь на соревнованиях все было честно. Конечно, этот исторический факт не является причиной, почему медведь символ России, но в его выбор свою небольшую лепту внес. Россию часто ассоциируют с Москвой. Трогательный мишка - символ знаменитой Московской Олимпиады, которой многие западные идеологи придавали политическую окраску, без сомнения, остался в памяти людей из разных стран. Он словно говорит, мол, смотрите, Россия вовсе не опасная, а открытая для друзей и гостеприимная.

Медведь - символ земель Российских

Как уже отмечалось, имеют свою историю и свое важное значение все символы России. Медведь, кроме того, является символом или изображается на гербах многих российских городов. В Перми ему даже поставлен памятник. Как шутят создатели, чтобы иностранцы не сомневались, медведи по улицам России действительно ходят. А в Норильске медведь не только изображен на гербе с ключом от города в лапах, но и стал живым символом города в виде маленького медвежонка. Изображен медведь и на гербах Хабаровска, Екатеринбурга, Сыктывкара, Ярославля и других российских городов, потому что этого зверя любят и почитают. А еще потому, что медведь - это сила, храбрость и защита.

Коготь медведя - один из самых могущественных оберегов. В древности его использовали шаманы и охотники повсюду, где водился этот могучий зверь. Он означал силу, защиту слабых, мудрость. А также - отвагу и неистовство, свойственные хозяину тайги и европейского леса.

Отдельно следует заметить, что многие народы считали медведя своим символом. Он часто встречался на рыцарских щитах, гербах городов и целых королевств. Почему так вышло, и как можно использовать амулет с медвежьим когтем в наши дни, мы расскажем в этой статье.

Хозяин леса: что означает символ медведь

Во все времена люди верили в магические силы. Пожалуй, этнографии неизвестно ни одного народа, который был бы чужд мистицизму. Люди всегда просили помощи и заступничества у благих богов, духов и магов. А от злых - пытались защититься или заставить служить себе. Незаменимым подспорьем в этом деле были .

Славянский бог Велес принимал облик медведя и быка.

Среди древних мужчин, которые были охотниками и воинами, особой популярностью пользовались талисманы, изготовленные из шкур, клыков или когтей хищных животных. Во-первых, они были наглядными свидетельствами силы, смелости и удачи человека, который смог победить вепря, тигра или медведя. Во-вторых, в таких охотничьих трофеях хранится жизненная сила животного.

Оберег из медведя, будь то добытый с него трофей или просто изображение, вещь очень сильная. В сказках и легендах лесных народов медведь выступает не только грозным соперником охотника. Он - его защитник, покровитель и хранитель леса.

В сказках нечисть никогда не принимает облик медведя, потому что боится его едва ли не сильнее, чем креста. А вот боги - да. Велес, обитатель трех Миров, принимал разные обличия. Но среди любимых его обликов - бык, которого и сейчас изображают на , и грозный бурый хозяин леса.

Так что значение медведя как символа довольно однозначное - он силен и мудр, а его последователи получат те же качества. В наше время мы тоже можем, уподобившись предкам, использовать их верования для своей защиты и пользы.

Обереги с атрибутами медведя у славян и других народов

Культ медведя был, как уже говорилось выше, крайне широко распространен. Особенно уважали хозяина леса древние славяне, у которых он ассоциировался с Велесом, богом природы, магии и богатства. Также очень популярен он был у народов Сибири. Считалось, что медведь хранит в себе все качества, которые восхищали человека в дикой природе: неукротимую мощь, изобилие, глубинную мудрость.

Самыми сильными оберегами, связанными с медвежьим культом, считаются, конечно, когти и шкуры зверя. Однако древние почитали и просто изображения «лесного князя» на камне, металле или дереве.

Медведь - символ силы, мужества и доброты.

Помимо этих изображений, археологи находят множество талисманов с оттиском медвежьей лапы. Люди, которые сегодня пытаются исповедовать веру предков, называют такие обереги « ».

Клыки или медвежий коготь вешали над входом в жилище, чтобы защитить дом от нечистой силы. Оберег с медвежьей лапой и с отдельным когтем, по большому счету, означает одно и то же, разница лишь в способе ношения. Настоящий коготь можно носить на шее или в кармане, он обладает энергетикой животного. В случае с лапой, это будет скорее символическое изображение, нанесенное на оберег.

Существует версия, что культ медведя и других хищников в том виде, в котором он зафиксирован источниками, занесли славянам кельты. Популярны медвежьи обереги были и у германцев, наравне с . У европейских народов медведь символизировал то же самое, что и у наших предков. Его считали олицетворением силы и могущества, но одновременно доброты. Потому к нему охотно обращались и мужчины, и женщины.

Коготь медведя: значение оберега

Амулет с когтем медведя символизирует защиту, силу, изобилие и покровительство светлых сил. Также он обладает следующими свойствами:

  • Оберегает от злого колдовства и происков нечистой силы;
  • Способствует укреплению здоровья;
  • Защищает от лжи и лицемерия;
  • Помогает сохранить и приумножить скот;
  • Привлекает удачу.

Впрочем, с медвежьими оберегами следует быть осторожным. У них очень сильная, дикая и необузданная энергетика, и слабому человеку такой талисман может принести вред.

Как коготь медведя защищает от зла

Функции оберега с медвежьим когтем связаны с тем, что медведь - священное животное Велеса. Этот могущественный бог у славян соответствовал скандинавскому Одину и греческому Гермесу. Велес был богом магов, торговцев и пастухов, но также он был связан с Навью, потусторонним миром. В Нави обитают духи, в том числе злые, оттуда черпают свою силу ведьмы и колдуны.

В отличие от множества потусторонних сил, Велес благосклонен к людям. Поэтому обереги из когтей и клыков его тотемного животного оберегают от темных влияний Нави, например, от одержимости, сглаза и порчи. Ведь кто может договориться с потусторонними силами и убедить их не вредить человеку лучше, чем тот, кто сам является их сородичем?

Носящий медвежий коготь получает защиту Велеса.

Защитник и амулет для мальчиков

Души детей, по славянским поверьям, прилетают из потустороннего мира, чтобы вселиться в тело младенца. Велес, бог Нави, ещё чувствует какое-то время привязанность к ним, поэтому он любит маленьких детей. Считается, что если повесить амулет с медвежьей лапой или коготь зверя над колыбелькой, то бог будет защищать новорожденного от болезней и невзгод.

Наши предки верили, что медведь никогда не причинит вреда ребенку.

Если мальчик рос в семье охотника или торговца, то Велес обращал на него особое внимание, ведь дети в те времена продолжали дело отцов. А купцам, как и людям, занимающимся охотой, он благоволил всегда. Таких детей медвежий коготь защищал до самого совершеннолетия. Вы также можете использовать его для защиты ваших малышей, чтобы они росли крепкими и здоровыми.

Оберег медведя как помощник в любовных делах

Удивительно, но медвежий коготь помогает и в любви. Считалось, что достаточно просто провести им по коже человека, чтобы вызвать в нем страсть. Впрочем, сработает это только в том случае, если сердце избранника не занято. Медитация на медвежий коготь может принести вам несколько романтических идей, которые разнообразят отношения. Людей в возрасте оберег спасет от импотенции.

Кому подойдет этот символ

В первую очередь, конечно, путешественникам, торговцам, военнослужащим и полицейским. Также Велес был богом поэзии и магии, потому другое значение когтя медведя - творческая активность и знания. Благодаря этому медвежьи талисманы подойдут писателям, поэтам и художникам, а также людям, остро нуждающимся в житейской мудрости. Например, психологам, учителям, следователям, судьям.

Также носят медвежьи когти и клыки в следующих случаях:

  • Если вы потеряли жизненные ориентиры или не можете принять важное решение. В таком случае оберег поможет выбрать верную дорогу.
  • Если нужно развить свою интуицию или магические способности.
  • Когда человек чувствует, что ему остро не хватает того, что называют «внутренним стержнем» - уверенности в себе и в своих силах.
  • Если в семье растет мальчик. Дикая, природная энергетика талисмана будет отлично гармонировать с такой же энергией детишек.
  • Когда нужно проводить много времени в дороге.
  • Людям, которые плохо спят, можно повесить над кроватью медвежью лапу или с медвежьим когтем.
  • Страдающим от депрессий и страхов оберег помогает чувствовать себя спокойнее.

Где взять медвежий амулет

Разумеется, лучше всего добыть зверя самостоятельно и из когтя медведя оберег. Если вы действительно на это решитесь, то помните, что животное нужно убить только холодным оружием, наши предки для этого использовали специальные копья-рогатины. Зверя необходимо разделать прямо на месте убийства, а коготь следует брать с правой передней лапы, читая заветные слова.

Символическая медвежья лапа станет хорошей альтернативой частям убитого животного.

Пожалуй, подавляющее большинство современных людей одолеть хозяина лесов, да ещё без ружья, не сможет. Потому допускается покупка медвежьих когтей. Такие обереги будут слабее, но все ещё действенными. Можно как приобрести готовое изделие, так и необработанный коготь, например, у охотников, а из него уже сделать оберег своими руками. Второй вариант предпочтительнее, ведь так вы вложите в будущий амулет свою энергетику.
Следует, однако, помнить, что времена изменились, и медведей в дикой природе осталось не так много. Поэтому, разумным будет все же заменить настоящий коготь символическим изображением. Для этого подойдет печать «медвежья лапа», значение которой будет тем же, что и у частей убитого животного, но при этом никто не пострадает.

Как активировать коготь медведя

Как правило, сделанные из клыков или когтей медведя обереги очищают с помощью соленой воды. Лучше всего подойдет вода из чистого природного родника. Можете также взять обычную воду и заморозить её на неделю, оставив в темном уголке, а затем растопить. При этом хранить её лучше в глиняной посуде. Добавьте в воду пригоршню соли, затем замочите в ней клык или коготь. Оставьте на сутки и затем выплесните воду как можно дальше от жилья.

Затем нужно активировать ваш амулет. Крепко сожмите его в кулаке, сосредоточьтесь на желаниях, которые хотите с его целью исполнить. Когда закончите, амулет можно надевать. Носите, не снимая, таким образом, чтобы он касался кожи.

Возросший интерес к культуре России, широкое использование образа медведя как символа России в СМИ, как зарубежных, так и отечественных, в речи современных политиков, в повседневной жизни поясняет актуальность необходимости ответа на вопрос: «Почему медведь является символом России?». Объяснению причин становления устойчивого стереотипа «Русского медведя» посвящали свои труды А.А. Россомахин, В.М. Успенский, Д.Г. Хрусталев, А. Леонтьев, М. Леонтьева, Ю.А. Кошкарова, В.С. Житенёв и другие.

Для тщательного раскрытия проблемы требуется как рассмотрение истории почитания этого животного в России на протяжении веков, так и анализ генезиса восприятия образа “Русского медведя” в самой России и за рубежом.

Культ медведя существовал во многих частях мира еще в Каменном веке. Древние люди придавали медведю особое значение, о чем свидетельствуют находки древнейших памятников культуры. Так, особую ценность для археологов представляет «Монтеспанский медведь», найденный в пещере Монтеспан (Франция)- глиняная статуя медведя, к которой ориентировочно 35-30 тыс. лет до н.э. был прикреплен настоящий череп медведя. Ученые предполагают, что эта статуя служила охотничьей мишенью для человека палеолита, который верил, что "убийство" макета будет благоприятствовать реальной охоте.


«Монтеспанский медведь», Франция, Монтеспан.

Женщина-медведица (неолит) 1

В мифологическом представлении человека Каменного века медведь представлял священное животное, о чем свидетельствуют наскальные рисунки палеолита, мезолита и неолита. Многочисленные петроглифы изображают не только охоту на медведя, но и отдельные рисунки этого животного, что говорит об особой роли медведя для древнего человека, его причастности к загробной жизни. 2 В своем труде «Культ медведя в палеолите Европы», Житенёв В.С. утверждает, что «Культ по отношению к медведю - один из самых древних проявлений зоолатрии», и выражался он в организации медвежьих костных комплексов, а также в изготовлении подвесок из медвежьих зубов и костей. По мнению Б.А. Рыбакова, культ медведя, возможно, является самым первым в истории человечества. 3


Два медведя, Хйеммелюфт, Альта-фьорд, Норвегия


Гравированный рисунок медведя, пещера Пешь-Мерль, Франция


Пещерный медведь, пещера Шове, Франция


Гравированные морды медведя и лошади, Кресвел, Англия

В мифологии Северного полушария образ медведя является одним из самых распространенных. Так, особое отношение к медведю существует в скандинавских сагах. Некоторые герои саг имеют предка-медведя, что является пережитками тотемизма. Интересным в этой связи представляется упоминание в скандинавских сагах воинов-берсерков (berserkr в переводе со старонорвежского переводится как «медвежья шкура» или «без рубашки»). Это были свирепые и агрессивные воины, которые предваряли боевые действия, приводя себя в «особого рода боевой транс». 4 Берсерки носили медвежьи шкуры, как бы превращаясь в этого сильного, агрессивного, непобедимого животного.


Бронзовая пластинка 8 века

На территории России в каменном веке также существовали свидетельства особого отношения к медведю. Памятники наскального искусства с изображением этого зверя имеются во многих местах России. Например, на камнях Балабан I и II, расположенных на берегу реки Тагил, на родине манси, у которых медведь считался князем лесов, присутствуют изображения медведей. «Эти находки могут быть отнесены к петрогромской культуре и датированы концом I – началом II тысячелетия» 5 . Здесь изображены окружности, в центре которых находится фигура медведя, при этом, по словам Д.П. Шорина, «его изображение обведено двумя кругами как окружались имена фараонов в египетских иероглифах» 6



Панорама Камня Балабана I, 2010 год 7

Эти и другие находки свидетельствуют о существовавшем у древних народов России культа медведя.

Определение культу медведя дает Ю.А. Кошкарова в своем исследовании «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». 8 Под культом медведя «понимается поклонение медведю, проявляющееся в особом отношении к этому животному и реализации комплекса обрядов, связанных с охотой, поеданием туши и захоронением его костей, основанных на синтезе тотемизма, анимизма, анимализма, промысловых и родовых (племенных) культов, посредством чего достигается «расположением» медведя к человеку» 9 .

Зародившись в мустьерской культуре, просуществовав до середины XX века и сохранив некоторые элементы в культуре некоторых народов современной России, культ медведя является одним из наиболее устойчивых.

В представлении древних народов России медведь представлял предка человека, имел «кровную связь» с ним. Об этом свидетельствуют и эвфемизмы, которыми иносказательно называли медведя - «старик», «дед», «дедушка», «дядя», «бабушка», «большая старуха» 10 и т.д.

Следует отметить причастность этого животного к божественному. Древнерусский языческий бог мудрости и плодородия Велес имеет образ медведя. При этом, вероятно, Велес - Волос, был древнейшим из всех славянских божеств, корни представлений о котором восходят к медвежьему культу мустьерских неандертальцев. Примечательно, что «древнерусские волхвы носили одежды, вывернутые наизнанку, либо звериные шкуры, как правило, медвежьи» 11 . По мнению Ю.В. Кривошеева 12 , медведь, в представлении волхвов, уносил их в иной мир.

Божественная ипостась медведя в представлении древних народов России породила создание многих эвфемизмов для замены табуированного имени этого животного, таких как «лесная или горная женщина» у манси, «шерстной человек» (кеты), «князь зверей» (якуты), «царь-человек» (буряты), «маленькое дорогое божественное создание» (айны) 13 . Само слово «медведь» означает «поедающий мёд» (трактовка «ведающий мёд» является ошибочной), и впоследствии само стало заменяться эвфемизмами: «косолапый», «бурый», «старый», «тихий», «мохнатый».

Постепенно медведь из предка трансформируется и приобретает образ хозяина, царя леса, князя зверей.

Особое восприятие медведя древними народами породило «медвежий праздник» - охотничий культ, связанный с представлениями древних охотников о перерождении животных после смерти. Убийство, поедание и похороны медведей сопровождались ритуальными действиями и «медвежьими песнями» с целью умилостивить и расположить убитого медведя, "помирить душу медведя с добывшим его охотником" 14

«Медвежья присяга» у остяков и вогулов также являлась подтверждением особого отношения к животному. По традиции этих народов обвиняемый мог прибегнуть к «медвежьей присяге» для доказательства своей невиновности. Как пишет Н. Харузин, «Очистительная клятва медведем считается одной из наиболее сильных, и лицо, согласившееся воспользоваться этим видом судебного докзательства, освобождается от подозрения в совершении проступка или преступления» 15 .

Таким образом, в сложном образе медведя для древнего человека соединялись три ипостаси: божественная, человеческая и животная.

Медведь, в представлении древних славян, обладал целым рядом уникальных свойств. Он был способен снимать злые чары, напущенные на скот, и поэтому считался покровителем скотоводства 16 .

В языческой символике медведь олицетворял умение быть хозяином мира, ”хорошим семьянином, учителем, воспитателем… схоронником (хранителем запасов), купцом” 17 . Поэтому чаще всего этот символ изображался на мужских талисманах. Знак “медвежьи уши”- символ внимательности в язычестве, а “след медведя”, как символ охотника, вышивали на мужских рубахах.

Следы тотемизма просуществовали вплоть до середины ХХ века. Сибирские старожилы еще в конце ХIХ века продолжали звать медведя «хозяином». Сохранились различные поверья, например, в леса не брали беременных: если ей встретился медведь, он обязательно ее изорвет, убив в утробе будущего охотника. Сохранились и приметы: «если зверь долго не залезает в берлогу, то зима будет длинной» 18 , а также особенность этого животного подчеркивалась связью с календарем: половину зимы медведь спит на одном боку, половину - на другом. Сохранилось поверье, что "хозяин тайги" имел человеческое происхождение, ввиду того, что имел глаза, ступни и пальцы как у человека. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост - сосет лапу 19 . Охотники обосновывали человеческое происхождение медведя тем фактом, что собака одинаково лает на человека и медведя.

Ряженый-медведь продолжал быть частью свадеб у русского народа, так как оставался символом многодетности и плодородия, богатства молодых 20 . В связи с этим невеста и жених сидели на шкурах этих животных. Более того, на Масленицу вплоть до Великой Отечественной войны водили живых обученных медведей.

Медведь является персонажем русских народных сказок, анализ которых раскрывает картину образа медведя в сознании русского народа.

Сказочный образ медведя в русской сказке неоднозначен. Где-то он является сильным и справедливым защитником слабых («Медведь и собака»), где-то легкомыслен, ограничен и простодушен («Мужик и медведь», «Медведь и лиса»). Также он имеет “роль помощника и дарителя” 21 .

В некоторых сказках медведь является похитителем, испытанием для героев. В сказке «Маша и медведь» зверь похищает девочку, заставляет ее работать. Другие сказки, например, «Медвежье ушко», которая повествует о рождении героя от человека и медведя, выражают «брачную» роль медведя, который иногда может превращаться в человека. В подобных сказках медведь выполняет роль испытания для девочки, которая, преодолевая трудности, становится «красной девицей», то есть девушкой на выданье. Например, в сказке "Про медведя и трех сестер" медведь требует демонстрировать способности к ткачеству: «Девица, девица, садись за красеньци. Выткёшь - замуж возьму, не выткёшь - голову отсеку» 22 . Медведь как символ плодородия, помогает женщинам развивать свою женскую природу, становиться женами и матерями.

После принятия христианства отношение к медведю как к сакральному животному стало вытесняться в связи с искоренением язычества на территории Руси. Однако, отношение христианства к медведю не столь однозначно.

Для полного понимания этого вопроса К. Войцеховска в статье «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах» 23 делает попытку истолковать библейский образ медведя. В Библии медведь (речь идет о сирийских медведях) упоминается не часто: несколько раз в Ветхом Завете, и один - в Новом Завете. Одним из таких упоминаний является 4 Цар 2:23-24, где пророк Елисей проклинает детей, которые насмехнулись над ним, и тогда вышли два медведя и растерзали их. Здесь медведи предстают как орудие суда Божьего. Медведь в видении пророка Даниила (Дан 7:1 и посл) описан так: «И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!» (древнееврейское слово dob, «медведь», может обозначать и самку, и самца, из чего некоторые исследователи делают вывод, что это животное объединяет диаметрально противоположные качества, например, божественную и демоническую силы). Исследователи предполагают, что в данном случае медведь - одно из агрессивных животных-врагов Божьего народа, и олицетворяет Мидо-Персию. В этом контексте, К. Войцеховска отмечает, что персидский царь Кир изображался на иконографии верхом на медведе. В Откровении Иоанна Богослова «медвежьи лапы» также являются частью «зверя».

Однако не только хитрость и жестокость олицетворяет медведь. В книге пророка Исайи медведица - олицетворение спокойствия: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому». Во 2 книге Царств медведица, с одной стороны, раздражена, а с другой - готова защищать своих детенышей, что может служить примером положительной символики, в связи со сравнением ее с Богом: «И продолжал Хусий: ты знаешь твоего отца и людей его; они храбры и сильно раздражены, как медведица в поле, у которой отняли детей, и отец твой - человек воинственный; он не остановится ночевать с народом». В дальнейшем, медвежата, выходящие из пещеры, стали символом воскресения Христа.

В русской православной церкви изображение медведя присутствует на иконах. В житии святого Серафима Саровского, жившего в конце ХVIII- начале ХIХ вв., повествуется, что не раз видели, как старец из рук кормил огромного медведя, служившего ему.

«Одна монахиня пришла к святому Серафиму и увидела, что он сидит близ своей кельи на обрубке дерева, и подле него стоит огромный медведь. Она так и обмерла от страха и закричала во весь голос: "Батюшка! Смерть моя!” и упала. Старец Серафим, услышав её голос, ударил медведя легонько и махнул ему рукой. Тогда медведь, как разумный, тотчас пошёл в ту сторону, куда показал о. Серафим, в густоту леса. Монахиня, видя всё это, трепетала от ужаса. Старец Серафим подошёл к ней и сказал: “Не ужасайся, не пугайся!” Она все-таки продолжала кричать: “Ой, смерть моя!” На это старец отвечал: “Нет, матушка, не смерть, и смерть от тебя далеко. А это радость!” И затем он повёл её к той самой колоде, на которой сидел прежде. Помолившись, он посадил монахиню на колоду и сам сел. Не успели они сесть, как вдруг тот же самый медведь вышел из чащи леса, подошёл к св. Серафиму и лёг у его ног. Монахиня, видя такого страшного зверя вблизи себя, была сначала в большом страхе и трепете. Отец же Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал кормить его из своих рук хлебом. Тогда и монахиня стала мало-помалу приободряться. Лицо великого старца было в это время особенно чудно. Оно было светло, как у ангела, и радостно» 24 .

Этот сюжет стал распространен как олицетворение христианской любви и милосердия, способных «приручить» даже опасного зверя.

В житии святого Сергия Радонежского на медведе также проявляется милосердие и любовь святого. Однажды святой пожалел огромного медведя, слабого от голода и принес ему хлеба. Медведь мирно съел угощение и стал навещать святого Сергия с этих пор, а потом стал ручным.


Юность Преподобного Сергия. Нестеров М.В.

Несмотря на неоднозначное отношение церкви к образу медведя, элементы культа медведя сохранились в обрядах, приметах, творчестве славян и после Крещения Руси.

На Руси верили, что нечистая сила не может принимать облик медведя. «Медведь от Бога»,- говорили крестьяне Олонецкой губернии. А в украинской легенде «старый дед» обращает человека и делает его сначала богом, потом медведем. Интересным представляется шуточное название медведя крестьянами: «Лесной архимандрит».

Сохранилось поверье, что медведь снимает порчу с дома и со скота. Поэтому, в некоторых русских деревнях существовал «обряд вождения медведя вокруг деревни, направленный на очищение полей и, соответственно, на обеспечение хорошего урожая» 25 .

Медведя воспринимали как символ здоровья и силы, и наделяли его продуцирующей силой. Поэтому медведь был важным образом на свадьбах. Жениха и невесту нередко в песнях звали «медведь» и «медведица». Молодых часто сажали на шкуры медведей, а также они могли провести первую брачную ночь на шкурах этого животного.

«Свекор батька говорит;
«К нам медведицу ведут»
свекровь матка говорит
«людоедицу ведут»

На празднестве мордвы ряженый медведь играл важную роль и помогал «запустить находящийся в покое потенциал репродуктивности, обеспечивающий рабочие руки» 26 , нередко бегая с толкушкой и заигрывая с девушками и женщинами. Также, по приметам, девушке медведь снился к жениху, свадьбе или прелюбодеянию. "Видеть во сне медведя - ожидать сватов". 27


Медведь. Охотничий идол. Тарногский район. Кон. ХVII в.

О хозяине тайги продолжали говорить иносказательно. Само слово “медведь” произошло вследствие замены табуированного неизвестного названия этого животного и создания эвфемизма от «поедающий мёд» (*medu-/medv- "мёд", + *ěd- "есть, принимать пищу"). Медведя изображали пчелиные ульи в соответствующей форме и деревянные скульптуры охотничьих идолов, корни которых уходят во времена тотемизма.


Улей в виде медведя. Россия, ХIХ век 28

Также сохранился элемент «медвежьего культа» в традициях. Например, в Белоруссии до середины ХХ века каждую весну отмечали пробуждение медведя. «Комоедицы»- так назывался медвежий праздник, который отмечался 23 марта перед Благовещением.

Однако закрепилось и негативное отношение к медведю как к символу жестокости, чревоугодия и лени. В большей степени это было результатом приручения медведя, когда царь тайги стал веселить народ на праздниках. Среди ряженых медведь был важным участником на Масленицу или Святки. Именно образу, а не человеку под маской, хозяева, к которым приходили колядовать ряженые, давали угощения, «задабривая» тех ради покровительства над скотом и урожаем. Иногда ряженые инсценировали вождение ряженого медведя на поводке, а иногда, чаще на Масленицу, настоящий обученный медведь развлекал народ.


Х.Г. Гейслер. Ряженые. 1800-е


Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне» 1857 г.


П. Ф. Каверзнев «Ряженые». Вторая половина XIX века.

Все же медведь был близок российской культуре, поэтому фигура медведя распространена в и русской геральдике. Медведь изображен на гербах трех городов России и на гербе Хабаровского края.

История герба Великого Новгорода начинается еще в XVI веке, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена печать новгородского наместника, которая стала прообразом герба Новгорода, утвержденного в 1781 году Екатериной II. На гербе изображены два медведя, выполняющие функцию стражей места.



Печать новгородского наместника с Большой государственной печати Ивана Грозного


Герб Великого Новгорода

По мнению ученых, изображение медведя на гербе Ярославля связано со «Сказанием о построении града Ярославля», в котором говорится о том, что Ярослав Мудрый победил секирой «некоего люта зверя и псов», которых напустили язычники. Предполагается, что «лютый зверь» был медведем, т.к. в Верхнем Поволжье был распространен медвежий культ, а тот факт, что медведь стоит на задних лапах может отсылать к мифу о подобии человека и медведя. В этом сказании медведь символизирует язычество, искорененное православием.


Герб Ярославля

Герб Перми, изображающий медведя с Евангелием на спине, также символизирует победу христианства, усмирения им язычества, просвещения неверных, обращения их в православие.


Герб Перми

В связи с тем, что медведь является символом Перми, в центральной части города поставили скульптуру «Легенда о пермском медведе» или «Идущий медведь». Последнее название связано с самой идеей памятника, так как по представлениям иностранцев, по улицам уральских городов обязательно должны ходить медведи.


Скульптура «Легенда о пермском медведе». Пермь

На гербе Хабаровского края изображен гималайский медведь, что символизирует мощь и предусмотрительность 29 . Коренные народы этого края считали, а некоторые народы до сих пор считают медведя своим предком. Они обращались к нему с уважением, как к пожилому человеку. Охота на медведя сопровождалась медвежьим праздником, захоронение костей этого животного.


Герб Хабаровского края

Однако особое отношение к медведю предков, сохранение пережитков тотемизма, изображение медведя на гербах, сохранение в сказках, приметах не стало главной причиной становления образа медведя как символа России.

Большую роль, по мнению исследователей, например Д.Г. Хрустелева, в этом сыграл Запад.

Считается, что первыми сочинениями иностранца, в которых присутствуют записи о медведе в России стали «Записки о московитских делах» 30 Барона Сигизмунда Герберштейна (1486-1566). Записи о зиме 1526 года здесь, возможно, преувеличены, но имеют реальные основания. Он пишет: « ... медведи, подстрекаемые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их толпа поселян убегала от их нападения и от холода погибала вне дома жалкою смертию» 31 . Впоследствии этот рассказ был скопирован другими авторами, например, Александром Гваньини в произведении XVI века «Описание Московии», и стал основанием для анекдотов о медведях, гуляющих по городам России.

Примечательно, что медведь присутствует на одной из самых ранних карт Северной Европы («Carta Marina»), составленной Олафом Магнусом и напечатанной в 1539. Зверь изображен на территории Московского княжества.



«Carta Marina», Олаф Магнус

Также не позднее 1633 г. Исаак Масса составил карту «Северная и Восточная части России, называемой Московия». Здесь можно наблюдать два фрагмента, изображающих медведей.

Первый лист карты из Атласа Блау, выходившего многими изданиями с 1635 по 1672 гг.
В XVIII веке Запад выбрал медведя в качестве героя своих карикатур для изображения России, и таким образом около 300 лет назад зародил устойчивый стереотип.

Первое изображение России в образе медведя было напечатано в 1737 г. в серии английских гравюр под названием «The European Race»(Европейская гонка). С этого момента, как заявляют А.А. Россомахин, В.М. Успенский и Д.Г. Хрусталев - исследователи, изучавшие эту тему в рамках проекта «Россия как медведь» (2006 г.), в течение ста лет было выпущено более ста сатирических гравюр, на которых образ России представлен в виде медведя (иногда в ошейнике, наморднике, на привязи или с оружием). При этом, Василий Успенский 32 приводит факты, доказывающие, что этот образ имеет английское происхождение. Для популярной в Англии XVI века медвежьей травли, специально привозили русских белых медведей, которые стали впоследствии «эталоном качества». Этот образ стал основанием для многих карикатур XVIII-XIX вв. Например, сцена травли изображена на карикатуре 1801 года (илл. 2), где Наполеон держит цепь, к которой прикован медведь. Иллюстрация 4 показывает Наполеона, который надевает «ошейник независимости».


1. «The European Race», 1737 г.


2. Неизвестный гравер (изд. Уильям Холланд). Безумный Павел. 1801 г.
Раскарашенный офорт. Библиотека Брауновского университета


3. Чарльз Уильямс. Северных медведей учат танцевать. 1801 г. Раскрашенный офорт.


4. Чарльз Уильямс. Взаимные почести в Тильзите, или обезьяна, медведь и орел. 1807 г. Раскрашенный офорт


5. Исаак Круншенк. Бруин становится посредником. 1803 г. Раскрашенный офорт.

Также медведя на карикатурах изображали в качестве военного. Например, на листе Джеймса Гиллрея «Союзные державы разувают Эгалите 33 1799 г. (илл. 6) лишь Россия не наделена национальными признаками, как Пруссия, Турция, Голландия, Англия, Франция, а изображена в виде зверя.


6. Джеймс Гиллрей. Союзные державы разувают Эгалите. 1799 г. Раскрашенный офорт.

Медведь изображался и в образе казака. Например на листе 1828 г. «Высадка Великого медведя, или мусульмане в затруднительном положении» Уильяма Хита (илл.7).


7. Уильямс Хит. Высадка Большого Медведя, или мусульмане в затруднительном положении. 1828 г. Раскрашенный офорт

Очевидно, что английские гравюры XVIII - первой трети XIX вв. выражали образ России через изображение медведя, показывая ее «дикость, кровожадность, мощь, порабощенность или глупость» 34 и были доказательством «незнания англичанами подлинной российской действительности» 35 . Однако появление медведя на карикатурах, которые являются сильным средством убеждения, зародило стереотип Русского медведя, который продолжал использоваться в дальнейших карикатурах разных стран и используется до сих пор.

В ХХ веке «русский медведь» был особенно популярен в американских СМИ. В период Холодной войны, когда накал в отношениях между СССР и Западом был велик, метафора жестокого, кровожадного медведя широко использовалась западными СМИ как олицетворение политики СССР этих лет. Например, в 1980 году в Reader’s Digest вышла статья «Standing up to the Russian bear», содержащая «призыв проявить жестокость против СССР» 36 .

Такие приписываемые медведю качества как смелость, упорство, сила являются приоритетными для любого спортсмена, поэтому в 1980 году Мишка стал талисманом ХХII Олимпийских игр в Москве. Более того, образ был близок СССР стремлением защищать слабых, справедливостью, миролюбием, что в годы холодной войны могло сыграть на руку советской пропаганде.

В XXI веке медведь стал символом правящей партии «Единая Россия», он стал появляться в речах политиков. Например, в 2014 году президент В.В. Путин в ответ на призывы США вернуть Крым заявил: «Есть древняя пословица: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. И тайги своей не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира» 37

Данная фраза служит примером сравнения России с медведем как сильной, независимой державы. Однако образ «Русского медведя» до сих пор имеет разную семантику в мире.

В 2009 году группой исследователей было проведено социологическое исследование с целью определения восприятия образа медведя как символа России в самой России и за рубежом, а именно в США, г. Вашингтон. Результаты исследования были опубликованы в статье Т. Рябовой «Медведь как символ России: социологическое измерение”. 38 В процессе опроса выяснилось, что среди американских респондентов медведь стоял первым в списке символов России (41,6 %), среди которых были “Красная площадь” (39,0%), “Кремль” (28,6%), “АК-47” (28,6%), “Матрешка” (23,4%) и др. В списке символов России российских респондентов “медведь” (20,0%) занял четвертую позицию после таких маркеров, как “Двуглавый орел” (56,0%), “Кремль” (38,0%), “береза” (23,0%).

Ответы на вопрос об интерпретации образа «русского медведя» были различны у представителей двух стран. Так американские респонденты выделили “агрессивность” (76,6%) главным качеством «русского медведя», за ним шли “сила” (63,6%), “жестокость” (50,6%), “варварство” (26,0%). Напротив, российские респонденты на первое место поставили “силу” (58,0%), далее “отсталость” (43,0%), “неуклюжесть” (37,0%), “агрессивность” (25,0%).

Отрицательные качества символа, выбранные респондентами разных стран, но одновременно частое использование образа в российских СМИ побудили исследователей задать другой вопрос: «Если бы вы сравнивали Россию с медведем, то какими качествами вы бы ее наделили?». Ответы были следующие: «сила» - 81 %, «добродушие» - 41%, «бесхитростность» - 13%, «неуклюжесть» - 12%, «отсталость» - 6%, «глупость» - 6%, агрессивность - 4%.

Проанализировав эти данные можно сделать вывод, что американец видит скрывающуюся за силой «русского медведя» агрессивность. В то же время, в восприятии россиянина, сила «русского медведя» дополняется добродушием и бесхитростностью, что показывает положительную окраску данного символа в России. Возможно его близость русскому народу имеет общее с менталитетом русского человека: долгая зимняя спячка и короткое лето медведя схожи с жизнью русского крестьянина с его коротким летним периодом сельскохозяйственных работ и долгими зимними вечерами. Это и двойственность в русском характере, которая может проявляться во вспыльчивости и быстрой отходчивости, в справедливости наказания виновных и неравнодушной защитой страдающих.

Таким образом, зародившийся еще в каменном веке культ медведя сохранил свои элементы в культуре русского народа вплоть до середины ХХ века: его образ присутствует не только в обрядах, приметах и фольклоре, но и в русской геральдике. Однако Запад сыграл главную роль в становлении медведя как символа России. В ХVI веке хозяин тайги появляется на картах как маркер России, а уже в XVIII веке в карикатурах Великобритании медведь олицетворяет Россию, говоря о ней, как о варварской стране с агрессивной политикой. Во времена Холодной войны США продолжили использовать образ медведя в СМИ как инструмент информационной войны. Переходным моментом в становлении «Русского медведя» становятся ХХII Олимпийские игры в Москве, талисманом которых стал Олимпийский Мишка как обладатель силы, справедливости, миролюбия. В начале ХХI века медведь был выбран как символ правящей партии «Единой России», а сегодня его образ часто используется в речи российских и зарубежных политиков, что еще более закрепляет итак устойчивый стереотип о сильной, независимой, как медведь, России.

1 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков. - М. Наука, 1981 г., с. 105.
2 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 216
3 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян(текст)/ Б.А. Рыбаков..- М. Наука, 1981 г.
4 Акунов В.В. «Берсерки. Воины-медведи древнего Севера/ В.В. Акунино.- М.: Вече, 2014.- с. 320
5 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 115
6 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 115
7 Дубровский Д.К., Грачёв В.Ю. Уральские писаницы в мировом наскальном искусстве. – Екатеринбург: ООО «Грачёв и партнёры», 2010. - с. 114
8 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 213
9 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01 - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 32
10 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 80
11 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 29
12 Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси(текст)/ Ю.В. Кривошеев. Л.: Знание, 1988 с. 38
13 Кошкарова Ю.А. «Архетипический образ медведя в духовной культуре народов России». [Текст]: дисс. канд. культурологии 24.00.01. - Кошкарова Юлия Александровна.- Краснодар, 2011, с. 26
14 Материалы V Югорских чтений “Медведь в культуре обско-угорских народов”: Сборник научных статей/ Под ред. Т.А. Молдановой, А.Д. Каксина.- Ханты-Мансийск: ГУИПП “Полиграфист”, 2002.- с. 3
15 Харузин Н. Медвежья присяга: тотемические основы культа медведя у остяков и вогулов - М., 1899
16 Пахомова А.В. Семантика изобразительного ряда на предметах быта славян: Дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01: Москва, 2004 c. 189
17 Никитина А. «Узорочье». «Словарь символов и знаков, встречающихся в вышивке, чеканке, литье» Серия “Кладезь Рода” Санкт-Петербург: Издательство АРТЕЛЬ “ВОРОЖЕЯ”, 2013 г. с. 47
18 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
19 Краткая энциклопедия славянской мифологии: ок.1000 статей/ Н.С. Шипарова- М. ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Русские словари”, 2003. с. 353-354
20 Елена Фурсова «Пережитки культа медведя в верованиях крестьян Сибири и трансформации», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 72
21 Ивона Жепниковска “Медведь в русской волшебной сказке: эскиз исследования проблемы” «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 62
22 Пинежские сказки/собр. и зап. Г.Я. Симиной. Архангельск, 1975. с. 89-91.
23 К. Войцеховска «Лютый зверь и образец заботливости: образ медведя в Библии и апокрифах», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 11
24 дата обр. 09.07.16
25 Русская мифология. Энциклопедия.- М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006, с. 268
26 Рогачев В.И. “Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты», Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.09: Казань, 2004 - c. 396 РГБ ОД, 71:05-10/164.
27 Морозов И.А. Женитьбы добра молодца: происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы»/ “женитьбы»- М. Государственный республиканский центр русского фольклора: издательство «Лабиринт», 1998.- с. 352, 249
28 Славянская мифолоогия. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. - М.: Междунар.отношения, 2011.- с. 295
29 Медведь на гербе Хабаровского края/ Хабаровск. Изд. дом «Приамурские ведомости» 2014.
30 Герберштейн С. “Записки о Московии: в 2 т./Сигизмунд Герберштейн; Российская акад.наук, Ин-т славяноведия: Москва: Памятники ист.мысли, 2008
31 Бар. Сигизмунд Герберштейн Записки о московитских делах - Санкт-Петербург, А.С. Суворин, 1908, с. 98
32 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 87
33 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 95
34 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
35 Василий Успенский «Типология изображений «русских медведей» в европейской карикатуре ХVIII-первой трети XIX века», «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 103-104
36 Олег Рябов, «В лесу есть медведь» медвежья метафора как оружие холодной войны» «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 175
37 Топ-10 цитат Путина на заседании «Валдая»: клопы, медведь и управляемый хаос. Дата обращения: 15.07.2016
38 Татьяна Рябова «медведь как символ России: социологическое измерение”. «Русский медведь»: История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: НЛО, 2012. с. 338

Медведь - противоречивый символ , он ассоциируется одновременно с добродушием и яростью, с богатырской силой и неуклюжестью, с обжорством и материнской нежностью, в русской традиции медведь олицетворяет царя зверей, что на языке соревнований означает удачу и победу. Образ медведя, построенный во многом на восприятии русских иностранцами, сегодня все сильнее связан и с самоопределением.
Символ медведя - тотем , связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.

Старые Медвежьи культы на территории Европы возникли не только потому что Медведь являлся самым крупным лесным зверем и самой желанной добычей древнего охотника, но и из-за той великой силы, сокрушительной мощи и некого фундаментального постоянства, которое отражалось в этом Царе Северных Лесов. Не надо говорить, что древний ритуал охоты в нынешние времена уже не тот как раньше, когда охота в первую очередь понималась не только как акт гедонистического и пустого удовольствия, а как необходимость для выживания в суровых условиях древности и как сакрально-магическое и уважительное взаимоотношение между охотником и Зверем.

Охотник стремился не только овладеть запасом мяса, но и постичь Дух Зверя , впитать его, связать со своим собственным Духом. И физически убитый, но не униженый тупоголовым истреблением, Дух Зверя отплачивал ему тем же. Воин брал имя Зверя себе, как бы компенсируя жизнь зверя в своей собственной жизни.

Он приобретал великую славу в глазах своего рода, благородство война, мужество и духовные качества поверженного в честной борьбе могучего противника. И Зверь становился не только духовным опекуном его самого, но и опекуном всего рода, в рядах которого родился славный Герой.

Именно здесь и нигде больше, надо искать колыбель становление последующей элиты, мужество, храбрость и благородство которой подняла её в глазах Древних народов во всех уголках нашего Мира. Храбрость, войны, испытания и суровый мир Древности закаляли эту элиту и Дух Покровителей помогал им. Идеограммы и простейшие рисунки вылились в геральдические символы, героические первоимена вылились в фамилии... Древний сокровенный первосмысл затерян, но он остался где-то глубоко в недрах нашей родовой памяти.
Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.

В германской традиции медведь связан с Одином (Вотаном). Его "яростная армия", Асгардрейд являлась вполне реальной, ее составляли живые мертвецы, которые посвятили свои жизни Одину. Но только смерть может сделать их полноценными членами истинного Асгардрейд, когда Отец заберёт их в Валхаллу. Эйнхерии одевались, как известно, в волчьи и медвежьи шкуры. Культ Асгардрейд был мужским. Берсерк- «неукротимый медведь» называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убил медведя своими руками. Они съедали сердце животного и одевались в медвежьи шкуры - это давало им возможность принимать образ животного и сражаться с силой и яростью медведя. Берсерк мог воевать без оружия, он отнимал его у встречного противника, поэтому изначально оружие было как- бы ненужно. Обязательна была сила духа и вера, как нематериальная составляющая силы. По описанию берсерк прыгал в военном снаряжении на 5 метров

Роль медведя очевидна в культовой практике и мифологии не только германцев, но и славян.

Народная память сохранила из тотемических времен знание о связи человека и медведя,в его полу-духе-полуживотном первопредке. Отсюда полyмедведь-полyчеловек славянских сказок - "Медвежье Ушко", "Медведко", "Ведмiдь",

"Медведович", "Медведюк". Возможно, более древний, чем былинные богатыри. Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам оборачивающийся в него, получающий силу от Леса и его Бога, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Славяне называли своих воинов берсерков иначе - рыкари, кричащие воины. По одной из версий от слова «рыкарь» произошло слово рыцарь, а не от немецкого «рейтер» - всадник. Наиболее известные славянские берсерки - Рагдай Удалой, ходивший в одиночку на 300 воинов, Ольбег Ратоборич, Демьян Куденевич, а также воины князя Святослава и три сотни воинов Храма Свентовита Арконы. Неслучайно эти образы в былинах и сказках наводят ужас на служителей христианского культа.

В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах.

Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. Если для индоевропейцев медведь почитался с присущей им религиозностью, т.е. не считался злом, то в иудейской, библейской традиции он нес смерть и разрушение. В Ветхом и Новом завете рисуется образ Медведя - страшного фантастического или даже апокалиптического зверя (Дан. 7, 5; Апок. 13, 2), впрочем, как и все, что приходит с Севера.

"Рерих не отображал сегодняшний день и не воскрешал былую декоративность. Рерих учил. Учил обращением к многовековому прошлому народа, к его далеким корням, к легендам и преданиям. Рерих смело раздвигал временные рамки и показывал то далекую первобытность, то древних славян, их языческие верования, их с трудом угадываемую жизнь, их красочные праздники, обряды, одежды. Жизнь народа была неразрывно связана с природой, и эта связь тоже подчеркнута художником. В отличие от всех своих современников и предшественников Николай Константинович снабжал свои картины и рисунки необычными но значимости и глубине подписями. Его подписи не просто обозначали содержание картины, а выходили далеко за пределы изображенного, уводили в раскрывающийся мир широких обобщений и ассоциаций. На холмике юноша в холщовом одеянии играет на свирели... Картина названа «Человечьи праотцы»; зритель, прочтя название, замечает вокруг этого славянского Орфея тихо лежащих медведей, завороженных музыкой. Целые тома рассуждений о первобытном тотемизме не заменят того ощущения сродства звериных и человеческих душ, которое возникает при сочетании картины и углубляющей ее нехитрое содержание надписи.

Мохнатый бурый медведь уже одним своим видом вызывает ощущение исходящих от зверя мужества и силы. Именно его Российская Федерация выбрала в качестве своего постоянного и гордого символа. А произошло это не случайно, так как испокон веков считалось: медведь — это могучий повелитель леса и природного царства.

Мифы и факты про Россию и медведей

Многие из вас наверняка вспомнили льва, которого именуют царем зверей, но такая формулировка пришла к нам из западной культуры, поэтому российским нравам она показалась чуждой.

На первый взгляд русский мишка представляется неповоротливым и неуклюжим увальнем, который ассоциируется с Винни-Пухом — фанатом меда и любителем «нарываться» на неприятности с пчелами. Однако если копнуть поглубже, то не вызывают сомнений врожденный природный ум мохнатого зверя и его небывалая сила, прославившиеся на территории северных широт.

Именно медведя почитали наши предки, так как никто не мог сравниться с ним по физической выносливости. Русичи вырезали из дерева ритуальные тотемы в форме головы или фигуры медведя, поклоняясь правителю и духу леса, так как считали подобный медвежий талисман не только защитой семьи, но и оберегом от опасностей и зла. Также бурый медведь способен был приносить удачу в боях.

Уличные бандиты

Несколько веков назад европейские страны распространили нелепый слух о том, что Россия — страна варваров и дикарей. На тот момент вышел обширный труд австрийца Герберштейна под названием «Записки о московских делах». В своем сочинении он подробно расписывал жуткие подробности о медведях, которые гуляют по людным улицам, врываются в дома и до поседения пугают местных жителей.

Никто не принял во внимание тот факт, что медведи 1526-го года могли просто искать себе еду, а не целенаправленно нападать на людей. Но бурый мишка быстро реабилитировался, хотя и оставался долгое время для иностранцев эталоном невоспитанности и грубости русских.

Реабилитация в глазах иностранцев

Косолапые создания пользуются популярностью на цирковых аренах всего мира, показывая свои недюжинные таланты и способности. Стоит также вспомнить прусского короля Фридриха II, сравнивающего русский народ с медведем, который спокойно спит, пока его не обидят. В противном случае он покажет свою агрессию и мощь во всей красе.

Со временем медвежий символ плавно перекочевал и в другие страны, став частью Берлина и Берна. А благодаря кельтскому медведю получила свое название территория Арктики. Также он изображался не только на рыцарских знаменах, но и на гербе самого Папы Римского!

Олимпийский мишка

Косолапый зверь стал легендарным и самым узнаваемым символом Олимпиады восьмидесятого года. Улыбающееся мохнатое создание вселяло в иностранцев уверенность, что они могут спокойно чувствовать себя на территории чужой страны и перестать испытывать негатив к русским гражданам. Поэтому по окончании московских соревнований олимпийский мишка стал воплощением мира, добра и справедливости.

Москва — символ России, а мишка — символ Московской Олимпиады. С тех пор у людей со всех уголков земного шара сложилось мнение, что Москва такая же дружелюбная и открытая, как и добродушный медведь, который изображается на гербах и других российских городов, а в Перми ему и вовсе установили почетный памятник.

В холодном Норильске маленький медвежонок также стал символом города. Медведь — это воплощение смелости, силы и защиты. Вот почему он так любим российскими жителями уже на протяжении многих десятилетий.

Если вы хотите подробнее узнать о культовом символе России, то советуем посмотреть следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Почти все знают об известных скульптурах-достопримечательностях вроде статуи Свободы в Нью-Йорке или «Маленькой русалочки» в Копенгагене. Однако существуют и другие, не слишком известные, но очень необычные скульптуры, которые украшают города по всему миру – одни из самых динамичных мы собрали в этой статье.