При расширении деятельности предприятия часто возникает необходимость в открытии обособленного подразделения. При подготовке отчетности по нему и расчете налогов у многих предпринимателей возникают трудности. Мы готовы рассказать, какими признаками обладают подразделения и филиалы, какую отчетность они должны представлять и кто имеет право их открыть.

Право открытия обособленных подразделения есть у всех российские предприятий. Существующее законодательство регламентирует признаки и все аспекты его деятельности. Разберем более подробно правовые нормы, регулирующие деятельность обособленных подразделений.

Что такое обособленное подразделение?

Отчетность обособленного подразделения в 2019 году

Юридические лица, имеющие ОП и применяющие УСН, исчисляют налоговую базу и сумму налога в целом по организации с учетом всех доходов и расходов. При этом, уплата налога производится в налоговом органе по месту нахождения главного офиса вне зависимости от того, где находятся подразделение.

При его открытии юридическое лицо, использующее УСН, становится налоговым агентом по уплате НДФЛ, не только в своем основном офисе, но и в подразделении. Отчетность и уплата этого налога производится по месту регистрации подразделения. Если же организация имеет несколько ОП, то отчетность и уплата налога должна производиться по месту регистрации каждого из них. Поскольку глава 23 НК РФ не дает права налоговым агентам самостоятельно выбирать подразделение для исчисления и уплаты налогов. Это же утверждение содержит письмо Минфина от 23 декабря 2016 г. № 03-04-06/77778.

Что касается постановки на учет в ФСС и ПФР, то с 1 января 2015 года такая обязанность отменена на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ . Она сохранена только для тех подразделений, которые отвечают следующим признакам:

  • самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц;
  • выделено на отдельный баланс;
  • имеет расчетный счет.

Если не выполняется, хотя бы одно условие, ставить его на учет не нужно.

Доля прибыли обособленного подразделения

Уплата налогов и авансовых платежей производится исходя из доли прибыли. Для ее расчета за основу принимается один из двух показателей:

  • среднесписочная численность работников обособленного подразделения (далее СЧОП);
  • расходы на оплату труда работников обособленного подразделения (далее ОТОП).

Выбранный показатель, согласно статье 288 НК РФ , необходимо отразить в учетной налоговой политике. Решение о внесении изменений в налоговую политику принимается с начала налогового года. Об этом говорит .

Расчет доли прибыли по ОП производится в соответствии с определенным алгоритмом:

Расчет удельного веса, выбранного показателя - СЧОП или ОТОП

Удельный вес СЧОП = СЧОП / СЧОРГ * 100%

Удельный вес ОТОП = ОТОП / ОТОРГ * 100%, где СЧОРГ и ОТОРГ показатели по организации в целом.

Расчет удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества ОП (далее ОСОП)

Удельный вес ОСОП = ОСОП / ОСОРГ * 100%, где ОСОРГ - остаточная стоимость амортизируемого имущества организации.

Расчет доли прибыли обособленного подразделения (далее ДПОП)

ДПОП = (Удельный вес СЧОП + Удельный вес ОСОП) / 2

ДПОП = (Удельный вес ОТОП + Удельный вес ОСОП) / 2.

Отдельно стоит отметить, что при выборе показателя расходов на оплату труда для расчета доли прибыли, необходимо учитывать расходы на зарплату сотрудников, не входящих в штат предприятия. То есть работающих на основании гражданско-правовых договоров и договоров подряда.

"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

Условия создания обособленных подразделений организации

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

  • территориальная обособленность;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Рассмотрим подробнее эти признаки.

Территориальная обособленность

В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Оборудованные стационарные рабочие места

Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

Еще один спорный вопрос - образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".

По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Постановка на учет обособленного подразделения организации

В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью "О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений", журнал "Налоговый вестник", 2004, N 9).

Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

Документы, представляемые при постановке на учет

Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации - 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее - заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Срок подачи заявления - 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй - в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий - в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Ликвидация обособленного подразделения организации

При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Судебная хроника
На круги своя

В отличие от индивидуальных предпринимателей юридические лица (далее по тексту - ЮЛ) вправе создавать свои обособленные подразделения (далее по тексту — ОП) для различных целей. Законодательство России подробно регламентирует условия и порядок их создания. В данной статье мы ответим на возможные вопросы, возникающие при создании соответствующих подразделений на практике.

Что такое обособленное подразделение организации

Для ответа на этот вопрос вначале надлежит разобраться с соответствующим понятием. Определение данного понятия приводится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ .

Согласно указанной норме основными признаками ОП являются:

  • различие адресов мест нахождения ЮЛ и ОП. Финансовое ведомство России отмечает, что обособленность филиала (представительства) от ЮЛ имеет место в случае, если адреса ОП и ЮЛ различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702);
  • наличие по месту нахождения ОП стационарных рабочих мест (далее по тексту — СРМ). Организованное ЮЛ рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца.

Если подразделение установленным критериям не соответствует, оно не признается обособленным подразделением. Что это в таком случае - предмет отдельного рассмотрения, но такая структура не подпадает под понятие ОП в смысле, придаваемом ему законодательством. Следовательно, отсутствует необходимость отражения такого структурного образования в ЕГРЮЛ.

Виды обособленных подразделений

Представительство

Направлениями деятельности представительства ЮЛ являются представление интересов организации и их защита (). Как видим, наименование структуры в полном объеме соответствует предназначению указанного ОП.

Учитывая понятие ОП и направления деятельности представительства, можно сформулировать его основные признаки:

  • расположение по адресу, отличному от адреса головной организации;
  • осуществление функций по представлению интересов ЮЛ и их защите.

Представительство не является ЮЛ, его руководитель действует на основании доверенности от головной организации, а само представительство - на основании соответствующего регламентирующего положения, утвержденного создавшей его организацией.

Представительство может, к примеру, осуществлять рекламную функцию ЮЛ, поиск клиентов для ЮЛ в различных регионах и т.п.

Филиал

Еще один вид обособленного структурного подразделения — это филиал.

Несмотря на более обширный по сравнению с представительством спектр полномочий, филиал самостоятельной организацией также не является.

Правовое основание деятельности аналогично представительству:

  • директор филиала получает назначение и доверенность в головной организации;
  • филиал действует на основании принятого головной организацией положения.

Важно!

Руководитель ОП получает доверенность действовать от имени организации, а не от имени ОП, т.к. правовой статус обособленного подразделения не позволяет его руководителю признаваться единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица (т. е. головной организации).

Информация о филиалах и представительствах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, откуда попадает в налоговые органы с целью учета.

Если стационарные рабочие места не организованы, то ОП не возникает.

Под созданием стационарного рабочего места понимаются организация условий для осуществления трудовой функции работника, а также непосредственно осуществление трудовой деятельности (Письмо Минфина России от 01 марта 2012 года № 03-02-07/1-50 , ).

Если стационарное рабочее место создано, то не имеет значения, сколько именно времени работник исполняет должностные обязанности на этом месте (Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20).

Выяснив, что обособленное структурное подразделение юридического лица - это филиал или представительство, действующие на основании специальных положений и не являющиеся ЮЛ, переходим к рассмотрению формальностей, необходимых при создании ОП.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Как уже отмечалось, случаи, влекущие необходимость создания ОП, могут быть различными.

К примеру, головная организация, зарегистрированная в городе федерального значения, осуществляет оптовую торговлю в различных субъектах Российской Федерации. Для торговли в соответствующих регионах ей необходимы организация складских помещений и трудоустройство наемных работников, осуществляющих контроль за сохранностью товаров на местах. Если для этого создаются стационарные рабочие места на срок более чем на 1 месяц, у ЮЛ возникают необходимость создания ОП и, как следствие, обязанность по его регистрации в налоговых органах.

Создание обособленного подразделения НК РФ связывает с необходимостью постановки его на учет в Инспекции Налоговой службы России по месту нахождения каждого ОП (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Как следует из Письма Финансового ведомства от 11 декабря 2015 года № 03-02-07/1/72669 , если несколько ОП созданы ЮЛ в одном муниципальном образовании, то постановку на учет надлежит осуществить по месту нахождения одного из ОП по усмотрению ЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет по месту нахождения филиала или представительства ЮЛ осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В иных случаях, когда ОП не является филиалом или представительством, подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ предписывает организациям уведомлять о создании ОП ИФНС России по месту нахождения ЮЛ в течение одного месяца со дня создания ОП.

В отличие от предпринимателей законодатель разрешает юридическим лицам открывать собственные обособленные подразделения (ОП), которые могут быть нескольких видов. Чаще всего открываются филиалы или представительства, реже простые ОП. Каждое из них имеет схожие черты, но в то же время и отличия.

Целью создания структурных единиц является расширение бизнеса, увеличение объемов продаж, открытие торговых точек или магазинов, привлечение потребителей, и в итоге – получение прибыли. Нередко, в зависимости от задач, которые ставит перед собой учредитель или директор предприятия, в различных регионах страны или в пределах одного населенного пункта он открывает различные виды ОП.

Изначально руководству компании необходимо разобраться, что представляет собой каждое из ОП, какими полномочиями оно может быть наделено, как его зарегистрировать и в дальнейшем платить налоги? Если компании, например, требуется разместить всего одного сотрудника удаленно от главного офиса, к какому из видов следует относить эту структурную единицу? Согласно НК, ст. 11 с целью налогообложения законодатель признает под ОП любое подразделение, оборудованное стационарными рабочими местами, которые могут функционировать более месяца.

Понятие стационарного рабочего места законодатель излагает в ТК, в ст. 209. Там говорится, что его должен контролировать работодатель. Для этого его отношения с наемных работников должны регулироваться соглашением (трудовым, гражданско-правовым, др.). Фактически ОП со стационарными рабочими местами может возникнуть, если предприятие вступит в трудовые отношения с физ. лицом.

Заключение иных договоров, например, на выполнение работ или оказание услуг не допускается. Вторым отличительным признаком ОП является его территориальная удаленность от расположения главного офиса, т. е. оно должно находиться по другому адресу. Признается подразделение обособленным независимо от того, отображена информация о нем в уставе компании или в других внутренних документах.

Обзор понятий и видов

У юр. лица может быть открыто одно или несколько ОП, оборудованных рабочими местами.

В свою очередь, они делятся на:

  • филиалы;
  • представительства;
  • простые (обычные) ОП.

Любое из ОП сможет полноценно функционировать, как только будут созданы рабочие места по адресу его расположения. Ссылки на данное понятие законодатель приводит в различных нормативных актах Налогового, Трудового и Гражданского кодексов.

Также считается, что имущество, которое находится в территориально удаленном ОП, принадлежит самому предприятию, независимо от того, как был оформлен факт его открытия. Основное предприятие организовывает деятельность через свою структурную единицу.

Отличие филиала от обособленного подразделения обычного или представительства заключается в функциях и полномочиях, которые предстоит выполнять:

  • филиалу предстоит выполнять все функции основного предприятия или их часть, в том числе и представительские;
  • на представительство возлагается обязанность представлять интересы компании и защищать их;
  • обычное ОП представляет собой дополнительный рабочий комплекс, который ничем не отличается от тех, что расположены по месту нахождения главного офиса предприятия.

Ни один из видов ОП не может являться отдельным юридическим лицом, но создается с целью осуществления деятельности от имени главного предприятия, т. е. своего создателя. ОП должны действовать на основании полномочий, которые будут утверждены руководством.

Обычное (простое) ОП может не вести отдельный бухгалтерский баланс, но филиалы или представительства могут. Поэтому имущество, которое будет для выполнения обязанностей отделено предприятием структурной единице, учитывается по-разному, на основном или его ОП.

Уполномоченный учредительными документами орган для руководства филиалом (представительством) назначает конкретное лицо, которое должно действовать на основании доверенности. Действия руководителя не могут основываться на указаниях, изложенных только в Положении о филиале или представительстве, учредительных документах. Когда предприятие открывает филиал или представительство, оно обязано внести в учредительные документы сведения об этом ОП.

Для создания удаленного рабочего комплекса под названием «простое ОП» требуется:

  • руководителю предприятия издать Приказ о его создании;
  • внести изменения в Положение или Правила трудового распорядка основного предприятия, т.е. в локальные документы.

Если юр. лицо решит создать в 2019 году простое ОП, ему необязательно приглашать сотрудника на руководящую должность, открывать отдельный расчетный счет в банке и давать подразделению полномочия нанимать наемных работников.

Достаточно во внутренних нормативных документах указать адрес ОП и внести другие правки. Решение открыть филиал или представительство принимается голосованием участников или учредителей с обязательным внесением записей в учредительные документы. Для руководства назначается отдельное лицо. Остальные вопросы решаются в индивидуальном порядке в каждом отдельном случае.


Специфика и особенности

Любая из этих структурных единиц – филиал (представительство), простое ОП должна:

  • находиться по адресу, отличному от материнской компании;
  • иметь минимально 1 рабочее стационарное место, которое может функционировать более 1 календарного месяца;
  • иметь для работы как минимум одного сотрудника;
  • находится под контролем предприятия, которое его открыло.

Помимо основных черт, у различных ОП есть и отличительные, которые связаны не только с исполнением функций и обязанностей, требованиями для открытия, но и регистрацией. Например, открывая отдельно оборудованный комплекс рабочих мест, предприятию нужно его регистрировать в налоговой, во внебюджетных фондах — нет, также не следует вносить сведения о создании в .

В отношении филиалов (представительств) НК ставит эти требования в обязанность. В зависимости от типа, открываемого ОП для налоговой заполняется специальный бланк со сведениями.

Наиболее встречающейся формой ОП является филиал, на который могут быть возложены все функции, роль и деятельность главного предприятия, что очень удобно для развития бизнеса, несмотря на более сложный процесс его открытия.

Критерии Филиал Представительство Простое ОП
Функциональные обязанности Выполняет функции основного предприятия полностью или частично, но может брать на себя представительские Защищает и представляет интересы предприятия, которое его открыло Нанятые для работы на удаленных стационарных рабочих местах сотрудники выполняют функции, свойственные деятельности предприятия
Коммерческая деятельность Может заниматься по решению уполномоченного органа Представительство не может заниматься коммерческой деятельностью Предусмотрена только деятельность в рамках трудовых отношений между предприятием и нанятыми работниками
Уведомление в налоговую для открытия Необязательно Следует направить уведомление в течение месяца после открытия
Регистрация в территориальном отделении НС Сведения вносятся в ЕГРЮЛ, ОП ставится на налоговый учет Данные о комплексе рабочих мест не вносятся в ЕГРЮЛ
Решением какого органа открывается Учредители (собственники компании) или совет участников принимают решение на общем собрании, это заносится в протокол и др. учредительные документы. Распорядительным документом является решение нескольких лиц, имеющих право голоса Решение принимает исполнительный орган предприятия, как правило, это руководитель. Исполнительным документом является его Приказ
Ведение бухучета Могут применяться на усмотрение уполномоченного органа обе формы: совместная или отдельная Не занимается и не имеет отдельного баланса
Открытие отдельного расчетного счета Разрешено, может его открыть и проводить платежи. Не может открывать счета отдельно от основного предприятия

Филиал (представительство) больше похоже на основное предприятие, чем простое ОП, последнее очень ограничено в своих правах и фактически является исполнительной обособленной структурой.

Главным документом, на основании которого должно трудиться любое из ОП, является Положение или Правила о порядке работы. В то же время копия устава должна быть передана в налоговую по месту расположения филиала (представительства), в отношении простого ОП этого делать не нужно.

Основные отличия филиала от обособленного подразделения

Несмотря на множество отличий между различными видами ОП, их общей чертой является зависимость от главной компании. Ей принадлежит не только имущество и средства на счетах, но и цели, задачи, которые она ставит перед своим структурным подразделением. Основные отличия: документальное оформление открытия, совершение хозяйственных операций, ведение учета и формирования отчетности.

Наглядно это может показать таблица:

Вид ОП Филиал Представительство Простое ОП
Задачи, которые ставит перед ОП предприятие Все или некоторые Только представлять и защищать его интересы В зависимости от потребностей организации
Статус независимости Отсутствует
Запись в уставе предприятия об открытии и функционировании Необходима Не нужна
Управление ХД Ведется через руководителя Ведется через главный офис предприятия и ответственного сотрудника
Документы, необходимые для осуществления законной деятельности Положение или Правила о создании и порядке работы, с обязательным внесением о них сведений в устав Внутренние локальные документы предприятия
Назначение руководителя Требуется, действует на основании доверенности На усмотрение руководства предприятия Не требуется, ответственное лицо за работу ОП действует на основании должностной инструкции
Наличие отдельного расчетного счета Имеется Можно открывать, но чаще всего его нет Не имеется
Ведение деятельности В любом месте, без ограничений, по месту нахождения ОП Только в пределах комплекса рабочих мест, т. е. по месту расположения простого ОП
Наличие лицензий для осуществления ХД Необходимо получать Необходимо получать, но не все могут быть выданы Не нужно получать, работает на основании лицензий, выданных предприятию (достаточно иметь копии)

Прочие уточнения

Важным моментом для осуществления законной деятельности ОП является регистрация в контролирующих органах по учету и перечислению налогов и взносов. На практике нередко оказывается, что открытое ОП работает не так, как планировало предприятие, поэтому многие нюансы необходимо предусматривать заранее.

Регистрация и постановка на учёт

Необходима постановка на учет в территориальном отделении НС по месту расположения любого ОП. Если ОП будет на выделенном балансе, то ему потребуется в дальнейшем сдавать отчётность.

Об открытии простого ОП необходимо в течение месяца подать уведомление в налоговую. Документы о филиале (представительстве) подаются сразу после того, как уполномоченный орган примет решение об открытии и запишет его в .

В территориальное отделение, где находится на налоговом учете основное предприятие необходимо сдать заявление о создании филиала (представительства), а также заверенные копии:

  • протокола собрания учредителей или участников;
  • Положения о филиале (представительстве);
  • устава предприятия с внесенными записями об образовании новой структуры с указанием ее названия и месторасположения;
  • доверенности на назначенного руководителя;
  • другие по требованию.

В течение 5 дней НС обязана внести изменения в ЕГРЮЛ и зарегистрировать в своих базах данных сведения о новом структурном подразделении предприятия. После регистрации предприятию вернется уведомление о внесении изменений в устав, выписка из ЕГРЮЛ, заверенный .

Все необходимые сведения о новой структуре будут отосланы налоговой в территориальное отделение НС по месту, где расположен филиал (представительство), где он будет находиться на учете. Если ОП в дальнейшем будет вести отдельный баланс, то придется сдавать отчеты, платить налоги по месту, где расположен филиал (представительство). Также новому структурному подразделению присваиваются отдельные коды Госкомстата.

Если на одной территории, которая подведомственна разным отделениям НС, открывается несколько ОП в пределах одного муниципального образования, то для постановки на учет можно выбрать одно из них.

О любых изменениях в отношении открытого ОП основное предприятие обязано сообщать в течение 3 дней, иначе на руководителя будут наложены штрафные санкции. Когда открывается простое ОП налоговая только уведомляется о том, что по такому-то адресу удаленно создается комплекс мест, работу которых будет контролировать основная организация.

Когда предполагается, что ОП откроет расчетный счет, будет самостоятельно вести баланс, начислять и выплачивать зарплату сотрудникам, это обозначает об обязанности сдавать отчетность в ПФР и ФСС, другие бюджетные и внебюджетные фонды. Зарегистрироваться филиалу, а в некоторых случаях и представительству потребуется в Фондах в течение месяца с момента открытия. Все необходимые документы перед сдачей заверяются у нотариуса.

В территориальное отделение ПФ по месту нахождения филиала (представительства) подается:

  • информация о постановке на учет в НС;
  • уведомление о регистрации основного предприятия в ПФ;
  • подтверждение из банка об открытом расчетном счете;
  • заявление на регистрацию;
  • другие по требованию.

Вместе с заявлением на регистрацию и письмом Росстата в территориальное отделение ФСС подаются сведения о:

  • госрегистрации основного предприятия в налоговой и ФСС;
  • постановке на учет в НС;
  • решении собрания учредителей об открытии ОП;
  • наличии расчетного счета.

Сравнительная характеристика

Понятие видов ОП отсутствует в НК, потому что для налогообложения важен сам факт открытия и работы подразделения, а не полномочия, которые на него возложит предприятие. Гражданский кодекс приводит различия между ОП в ст. 55, где указывается функциональное предназначение каждого из них. Если, например, представительство ведет переговоры с участниками гражданского оборота для заключения сделок до и после, но оно, как и филиал, не может представлять интересы компании в суде самостоятельно.

Филиал непосредственно заключает сделки, ведет переговоры от имени предприятия, выполняет действия для исполнения договорных отношений, может вести любую деятельность, которой занимается юр. лицо.

В отношении простого ОП можно сказать, что фактически это дополнение к тем рабочим местам, которые уже организованы предприятием по его основному месторасположению. Все по отдельности ОП не могут быть самостоятельными участниками оборота, а только вступают в трудовые, гражданские, налоговые отношения и иные от имени юр. лица. Поэтому ответственность за деятельность любого ОП несет предприятие, которое его открыло.

Например, отличие филиала от обособленного подразделения в том, что первый может представлять судебный иск от имени предприятия, но к нему требуется прилагать доверенность на руководителя, подтверждающую его полномочия. Обычное же ОП не может делать даже этого, а руководителя у него вообще нет. Любое из ОП нельзя привлечь к налоговой ответственности отдельно от основного предприятия, несмотря на его действия, противоречащие закону.

Территориальная обособленность ОП, о которой говорит ГК, подразумевает местонахождение в ином субъекте РФ, т. е. принадлежность к иному муниципальному образованию, а не наличие другого почтового адреса. Но на практике НС руководствуются НК и не придают особого значения этому понятию, поэтому разрешают открывать ОП в любом месте, отличном от нахождения основного предприятия, даже, например, в соседнем доме или подъезде.

Если руководитель филиала (представительства) действует на основании доверенности, то лицо ответственное за работу простого ОП согласно должностной инструкции. Первых назначают учредители предприятия, а вторых генеральный директор. Работа филиала регламентируется отдельным Положением, а комплекса рабочих мест – внутренними локальными актами.

Важные факторы

Законодатель не предусматривает для любого ОП государственной регистрации, ее проходит и получает статус юрлица только основное предприятие. Филиалы (представительства) могут иметь выделенный баланс или нет, чего нельзя сказать об обычных ОП. Они учета не ведут вообще, не сдают отчетность, не платят налоги и взносы, не выплачивают зарплату. Все это за них делает главный офис.

Все средства и имущество для организации своей деятельности ОП получают из основного предприятия. Если у филиала нет выделенного баланса, то не ведется бухучет, а значит, просто передается в главный офис, где производится ее обработка. Все ХО, которые произведет филиал, будут учтены основным предприятием, но на отдельных счетах баланса.

Когда у филиала есть расчетный счет и он ведет бухучет отдельно, формирует баланс, то, значит, самостоятельно обрабатывает первичные документы, начисляет зарплату, налоги, взносы, сдает отчетность, др. Руководителям предприятий важно помнить, несмотря на то, что открытие удаленного комплекса рабочих мест предполагает начало его деятельности спустя время, уведомить НС по месту его нахождения необходимо через месяц с момента открытия.

Иначе, когда простое ОП заработает, об этом все равно придется уведомлять НС для постановки на учет, но с оплатой штрафа. Любое ОП вести обязано. Основное предприятие будет по всем ОП брошюровать листы кассовых книг отдельно.

Что лучше выбрать

Важным аспектом для налогообложения является запрет на использование основным предприятием УСН, если оно имеет филиал или представительство, что не распространяется к организации простых ОП. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в переходе на УСН, должен учитывать, что ему лучше открывать удаленно работающие места, чем филиал (представительство).

Простое ОП также проще регистрировать в налоговой, потому что вносить сведения в ЕРГЮЛ не требуется, а потому о его открытии только направляется уведомление. В обычном ОП не требуется вести бухучет, а значит принимать на работу бухгалтера. В этом отношении комплекс рабочих мест обладает значительным преимуществом.

Но такое ОП ограничено в своих полномочиях, поэтому не все задачи через него сможет решить предприятие. Выбирать между филиалом и организацией комплекса рабочих мест, необходимо исходя из целей, поставленных перед структурной единицей, и функциональных обязанностей, которыми его планируется наделить.

Обособленное подразделение

Обособленное подразделение

Обособленное подразделение — это всегда дополнительные хлопоты для бухгалтера. Проблемы начинаются уже на стадии его создания. Что такое обособленное подразделение? Когда оно считается созданным? В каком случае нужно становиться на налоговый учет по месту его нахождения, а в каком — нет?

Что такое обособленное подразделение

Понятие обособленного подразделения организации приведено в п.2 ст.11 НК РФ. Так, обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Из указанного определения можно сделать вывод о том, что составная часть организации признается ее обособленным подразделением при наличии следующих признаков:

  • территориальное расположение вне места нахождения организации. То есть адрес структурного подразделения должен отличаться от адреса организации, указанного в учредительных документах;
  • оборудование по месту нахождения обособленного подразделения рабочих мест на срок более одного месяца.

Понятие рабочего места в налоговом законодательстве отсутствует. Поэтому следует использовать определение, приведенное в других отраслях законодательства. Об этом говорится в п.1 ст.11 НК РФ.

Понятие рабочего места содержится в Федеральном законе от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Согласно ст.1 Закона рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Аналогичное определение содержится и в ст.209 Трудового кодекса.

На практике иногда возникает вопрос, можно ли говорить об обособленном подразделении в случае, если организацией оборудованы рабочие места для "чужих" работников. Например , организация построила здание и оборудовала в нем офисные помещения для сдачи в аренду.

Из приведенного выше определения следует, что рабочее место непосредственно связано с работником, заключившим трудовой договор с создавшим это рабочее место работодателем.

В ст.ст.15 и 16 ТК РФ сказано, что работником и работодателем являются лица, которые на основании заключенного между ними трудового договора вступили в трудовые отношения. Другими словами, работодателем может быть только та организация, с которой работник заключил трудовой договор.

Отсюда следует вывод: стационарные рабочие места, о которых говорится в п.2 ст.11 НК РФ, — это создаваемые на срок более одного месяца рабочие места, оборудованные организацией для своих работников. То есть по месту нахождения обособленного подразделения должны выполнять трудовые обязанности работники организации. Оборудование рабочих мест для работников другой организации к образованию обособленного подразделения не приводит.

Сделанный вывод подтверждается и приведенным в п.2 ст.11 НК РФ определением места нахождения обособленного подразделения. Таковым признается место осуществления организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Ведение же организацией деятельности через обособленное подразделение при отсутствии по месту его нахождения работников организации невозможно.

Пример 1 . ООО "Кондор" зарегистрировано в Твери. Общество приобрело в Москве офис и сдало его в аренду. В офисе работают только сотрудники арендатора.

В данном случае у "Кондора" отсутствует обособленное подразделение в Москве.

Рассмотрим случай, когда организация арендует вне места своего нахождения созданные другой организацией рабочие места для своих работников. В этой ситуации появляется основание для отнесения указанных рабочих мест к составной части организации-арендатора. Таким образом, организация должна будет признать возникновение обособленного подразделения.

А что если вне места нахождения организации работают физические лица, с которыми организация оформила не трудовые, а гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или оказания услуг)? В этом случае для целей НК РФ нельзя говорить о создании обособленного подразделения. Трудовые отношения с физическими лицами отсутствуют, значит, их нельзя назвать работниками.

Однако будьте внимательны: нередко за гражданско-правовыми договорами скрываются обычные трудовые отношения. Поэтому подобные договоры являются объектом пристального внимания при проверках, проводимых инспекцией труда. Если будет доказано, что гражданско-правовой договор заключен лишь с целью "маскировки" трудовых отношений, штрафа не миновать <*>. Предъявить претензии, связанные с постановкой на налоговый учет, уплатой налогов и представлением отчетности по месту нахождения такого обособленного подразделения, могут и налоговые органы.

<*> Подробнее об этом читайте статью "Договор гражданско-правового характера: будьте осторожны" // РНК, 2003, N 5. — Прим. ред.

Нередко задают и такой вопрос: как быть, если создано лишь одно рабочее место?

Обособленное подразделение юридического лица: отчетность и налогообложение

Буквальная трактовка определения, приведенного в ст.11 НК РФ, может привести к выводу, что для признания обособленного подразделения необходимо наличие как минимум двух рабочих мест. Ведь в определении сказано, что по месту нахождения обособленного подразделения необходимо наличие стационарных рабочих мест. Однако это не означает, что приведенное положение Кодекса требует наличие двух и более рабочих мест. Условие создания стационарных рабочих мест, установленное ст.11 Кодекса, будет выполнено, даже если оборудовано только одно рабочее место. В результате, если в территориально обособленном структурном подразделении создано лишь одно рабочее место, такое подразделение считается созданным для целей налогообложения. Например , по месту нахождения пунктов обмена валюты, как правило, создается одно рабочее место. При этом банки признают эти обменные пункты в качестве обособленных подразделений.

Пример 2 . ООО "Атлант" зарегистрировано в Омске. Общество приобрело в Томской области производственные помещения, непригодные к эксплуатации и требующие капремонта. Для охраны объекта на время ремонта принят на работу по трудовому договору охранник.

В данном случае, несмотря на то что создано только одно стационарное рабочее место, у "Атланта" возникает обособленное подразделение в Томской области.

Филиалы, представительства и обособленные подразделения: какая связь?

Если внимательно прочитать приведенное в п.2 ст.11 НК РФ определение понятия "обособленное подразделение", можно заметить одну интересную деталь. Оно определено через понятие "территориально обособленного от организации подразделения". Последнее следует трактовать в том его значении, в каком оно используется в других отраслях права (п.1 ст.11 Кодекса).

Согласно ст.55 ГК РФ обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения (то есть территориально обособленные подразделения), могут существовать в двух формах — филиалов или представительств.

Филиалы и представительства действуют на основании утвержденных положений и должны быть указаны в учредительных документах организации (п.3 ст.55 ГК РФ).

При этом, выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов. Таким образом, ГК РФ не возлагает на юридическое лицо, создавшее обособленные подразделения в иных формах, нежели филиал и представительство, обязанности по указанию информации о них в учредительных документах.

Налоговый кодекс устанавливает дополнительный критерий — создание стационарных рабочих мест. Если критерий выполняется, филиал или представительство признается обособленным подразделением с точки зрения налогового законодательства.

Создание филиалов и представительств практически всегда сопряжено с оборудованием стационарных рабочих мест. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев филиалы и представительства для целей налогообложения являются обособленными подразделениями. А вот обратное не верно: обособленные подразделения — это не только филиалы и представительства.

Обособленное подразделение считается созданным независимо от осуществления процедуры оформления, предусмотренной п.3 ст.55 ГК РФ для филиалов и представительств. Об этом гласит п.2 ст.11 НК РФ. В частности, чтобы считаться созданным, обособленное подразделение не обязательно должно быть указано в учредительных документах.

Таким образом, обособленное подразделение для признания его таковым с точки зрения налогового законодательства должно обладать установленными п.2 ст.11 Кодекса признаками. Оно может быть создано как в виде представительства или филиала, так и в ином виде, не противоречащем законодательству РФ.

Пример 3 . Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что ООО "Кондор" открыло по месту нахождения приобретенного офиса представительство. В нем работают работники общества.

В данном случае у "Кондора" возникает обособленное подразделение в Москве.

Обособленное подразделение создано: что делать дальше?

Создание обособленного подразделения требует от организации выполнения определенных обязанностей. В частности, она должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Это требование закреплено в п.1 ст.83 НК РФ. Заявление о постановке на учет подается в течение месяца после создания обособленного подразделения.

Когда подразделение считается созданным? Когда в нем оборудованы стационарные рабочие места. Такой датой может быть, например, день, когда работник приступил к своим трудовым обязанностям по месту нахождения подразделения. Правомерность данной позиции была, в частности, подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2002 по делу N Ф04/4146-855/А03-2002.

Как вы знаете, кроме постановки на учет по месту нахождения обособленных подразделений организация должна встать на учет в налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Поэтому если организация уже состоит на учете в налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения, повторно вставать на учет не нужно. Об этом сказано в Письме МНС России от 08.08.2001 N ШС-6-14/613@.

Помимо постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация также обязана сообщить о его создании по месту своего учета. На это отводится месяц со дня создания подразделения (п.2 ст.23 НК РФ). Точно так же следует сообщать и о ликвидации подразделений. Организация может состоять на учете в нескольких налоговых инспекциях. В этом случае она должна проинформировать о создании обособленного подразделения все налоговые инспекции, где она состоит на учете.

Пример 4 . ЗАО "Тополь" зарегистрировано в Москве и состоит на учете только в столичной налоговой инспекции. В 2002 г. оно приобрело в Санкт-Петербурге магазин и сдало его в аренду. Поскольку было приобретено недвижимое имущество, общество встало на налоговый учет в Санкт-Петербурге. С 1 января 2003 г. ЗАО расторгло договор аренды и решило осуществлять торговую деятельность самостоятельно. Для этого в магазин были набраны работники.

В данном случае обособленное подразделение считается созданным с 1 января 2003 г. Однако организация не обязана повторно становиться на налоговый учет в Санкт-Петербурге. Она должна лишь проинформировать налоговые инспекции в Москве и Санкт-Петербурге о создании обособленного подразделения.

Санкции за нарушения

Если организация подаст заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения с нарушением месячного срока, отведенного для этого, ей грозит штраф. Если организация опоздала с подачей заявления не более чем на 90 дней — 5000 руб., более чем на 90 дней — 10 000 руб. Об этом говорится в ст.116 НК РФ.

Если организация не только просрочит подачу заявления, но и начнет деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, ответственность наступит в соответствии со ст.117 Кодекса. Штраф будет исчисляться как доля доходов, полученных в результате ведения такой деятельности (10 или 20% в зависимости от продолжительности деятельности). Минимальный штраф — 20 000 руб.

Санкции грозят не только организации, но и ее должностным лицам, допустившим перечисленные нарушения. За просрочку подачи заявления взимается штраф от 5 до 10 МРОТ (то есть 500 — 1000 руб.), а если в это время обособленное подразделение вело деятельность — от 20 до 30 МРОТ (2000 — 3000 руб.). Об этом гласит ст.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наконец, не стоит забывать, что по месту нахождения обособленных подразделений нужно уплачивать некоторые налоги и сдавать отчетность <**>. Организация, нарушающая эти обязанности, рискует столкнуться с серьезными проблемами.

Во-первых, она может быть привлечена к ответственности по ст.119 НК РФ за непредставление налоговой декларации. Во-вторых, по ст.122 Кодекса за неуплату или неполную уплату налога. В-третьих, по месту нахождения обособленного подразделения образуется недоимка, на которую будут начисляться пени.

<**> Подробнее об этом читайте справочный материал "Обособленные подразделения: как платить налоги и сдавать отчетность" // РНК, 2003, N 9. — Прим. ред.

С.А.Кумеков

журнала "Российский налоговый курьер"

Что такое обособленное подразделение организации

Статья 11 НК РФ называет три признака обособленного подразделения

В ГК есть такое понятие, как обособленное подразделение — это подразделение, находящееся вне места нахождения ЮЛ, осуществляющее все его функции или их часть.

Причины создания обособленного подразделения

  • Расширение бизнеса
  • Оптимизация управления структурными подразделениями в других регионах
  • Стремление организации приблизить производство к источникам сырья требования экологического законодательства о размещении опасных и вредных производств вдали от населенных пунктов

Признаки обособленного подразделения

  • Территориальная обособленность — располагаются вне места нахождения юридического лица
  • Стационарное рабочее место — подразумевает наличие работников
  • Обособлены — имеют собственную структуру органов управления, определяемую головной организацией (ст. 209 ТК РФ)

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).

Обособленные подразделения делятся на

  • Филиалы
  • Представительства
  • ОП по налоговому законодательству

Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Филиалы и представительства являются обособленными подразделениями организации, расположенными вне места нахождения самого юридического лица. Основные различия между представительством и филиалом общества заключаются в выполняемых функциях.

Поскольку в НК РФ и других отраслях законодательства отсутствует понятие «структурное подразделение организации», следует руководствоваться п.16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2, в соответствии с которым под структурными подразделениями организации следует понимать как филиалы, представительства, так и отделы, цеха, участки, секторы и т.п.

Функции Представительства и Филиала ЮЛ

Представительства исключительно представляют интересы Общества и осуществляют их защиту, филиал же напротив, осуществляет все или часть функций головного Общества, в том числе функции представительства.

Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Означает ли создание ОП заключение трудового договора с работником, который трудится вне офиса?

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие характер работы. При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, нет оснований для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-265). Например, когда работники посещают различные организации, при установке оборудования или программ указанные работники не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном).

То же самое относится к работникам осуществляющих труд непосредственно у себя дома.

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 ТК РФ).

При осуществлении организацией деятельности с использованием труда надомника без стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника не возникают.

Если для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет, то между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе.

Согласно ст.

312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции, в частности, вне стационарного рабочего места. Тем самым, дистанционная работа не предполагает оборудования стационарного рабочего места. Следовательно, вне зависимости от того, на какой срок привлекается дистанционный работник, обособленное подразделение не образуется.

Не создает обособленное подразделение организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных третьей организацией. Обособленное подразделение возникает у организации, предоставивший персонал.

  • Рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца

Фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения принципиального значения не имеет.

Вышеназванные признаки в совокупности означают, что организация осуществляет деятельность через свое обособленное подразделение. Для целей налогового контроля российская организация по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения) должна быть поставлена на учет в налоговом органе (ст.

Дата создания обособленного подразделения

Создание стационарного рабочего места может подтверждаться

  • Договором аренды помещения
  • Трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения
  • Первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки-передачи)

Самый ранний из документов, фиксирующих наличие всех признаков обособленного подразделения, и будет определять дату его создания.

Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты деятельность может осуществляться.

УСН при регистрации обособленного подразделения

Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, и не указала его в качестве таковых в своих учредительных документах, то она вправе применять УСН.

ККТ, применяемая ОП, регистрируется в ИФНС по месту нахождения данного подразделения.

Если ОП не выделено на отдельный баланс, организация должна уплатить страховые взносы и представить отчетность по ним в территориальные органы ПФР и ФСС РФ по месту своего нахождения.

Организация, в состав которой входят ОП, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего ОП.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Смена адреса обособленного подразделения… Или обещанного три года ждут

На протяжении нескольких лет Минфин обещал внести в налоговое законодательство поправки, регламентирующие порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением их местонахождения. Подтверждением служит ряд письменных разъяснений по этому вопросу. В настоящее время Налоговый кодекс скорректирован — в том числе по вопросам налогового администрирования. А вот выполнило ли финансовое ведомство свое обещание?

Пробел в налоговом законодательстве

Напомним суть проблем. Налоговым законодательством РФ не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации, и, как следствие, не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организации при изменении места их нахождения.

В связи с этим (в отсутствие каких-либо норм налогового законодательства, регламентирующих действия налогоплательщиков при смене адреса обособленного подразделения) Минфин в своих разъяснениях регулярно советует налогоплательщикам набраться терпения и ожидать соответствующих изменений в Налоговом кодексе, а пока этого не произошло, настаивает на осуществлении процедуры закрытия и открытия обособленного подразделения. Об этом говорится и в его недавнем Письме от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282 <1>.

Обособленное подразделение переезжает в новый офис

На практике довольно распространена ситуация, когда после расторжения договорных отношений с одним арендодателем обособленному подразделению приходится переезжать в другое помещение, что, естественно, предполагает и смену адреса. Как следствие, у налогоплательщика возникает обязанность постановки на налоговый учет обособленного подразделения по новому адресу. Таковы правила, установленные в ст. ст. 23, 83 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговый кодекс не содержит указаний о том, каким днем считать день создания обособленного подразделения. Какие-либо разъяснения контролирующих органов по этому вопросу отсутствуют. Более того, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение считается созданным и в том случае, если факт его создания не отражен ни в одном организационно-распорядительном документе.

За нарушение сроков подачи заявления о постановке на налоговый учет организации согласно ст. 116 НК РФ грозят штрафные санкции в размере от 5000 до 10 000 руб.

Указывая в Письме N 03-02-07/1-282 на отсутствие в налоговом законодательстве норм, регламентирующих порядок изменения адреса обособленного подразделения, чиновники Минфина рекомендуют налогоплательщикам в данной ситуации снимать его с учета в налоговом органе по старому месту нахождения и ставить на учет в налоговом органе по новому адресу (см. также Письма Минфина России от 28.12.2009 N 03-02-07/1-575, от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278).

Примечание. Минфин считает, что при смене адреса обособленного подразделения организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения.

Аналогичной точки зрения придерживается налоговое ведомство в Письмах от 21.08.2009 N 3-6-03/345, от 02.05.2007 N 09-2-04/1867@, причем на практике налоговики нередко настаивают на соблюдении указанных правил и в случае, когда организация вынуждена менять местонахождение обособленного подразделения в пределах территории, подведомственной одному налоговому органу.

Такой подход к смене адреса обособленным подразделением поддержали и судьи в Постановлении ФАС ВВО от 16.09.2008 по делу N А82-14769/2007-20. Как указали арбитры, положения НК РФ не предусматривают проведения процедуры изменения места нахождения обособленного подразделения юридического лица путем внесения такой записи, а содержат лишь процедуру снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения и постановки ее на учет независимо от места нахождения налогового органа.

В случае когда организация не выполняет рекомендации контролеров и не закрывает обособленное подразделение по старому адресу, налоговики нередко возвращают без исполнения сообщение организации о постановке ее обособленного подразделения на налоговый учет по новому адресу, направленное в целях выполнения обязанности, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (форма N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории РФ обособленного подразделения организации", утвержденная Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@, или письменное уведомление, составленное в произвольном виде).

Требования контролеров, предъявляемые к налогоплательщикам при смене адреса обособленного подразделения, нельзя назвать обоснованными, и подтверждением тому служат судебные решения, в частности Постановление ФАС ДВО от 24.11.2008 N Ф03-5147/2008. В нем судьи указали, что ссылка налогового органа на ст. 11 НК РФ как на обоснование того, что адрес местонахождения обособленного подразделения не может быть изменен , является неправомерной, расширительно толкует эту норму права, поскольку в данном случае изменился лишь адрес подразделения в связи с окончанием срока аренды занимаемого ранее помещения, а руководство, штатное расписание работников подразделения, функции последнего остались прежними. Более того, нормы налогового и гражданского законодательства не предусматривают ликвидацию организации в случае изменения ее места нахождения. Поскольку налоговое законодательство не содержит норм, предусматривающих изменение места нахождения обособленного подразделения, вывод инспекции о том, что этот термин относится только к юридическому лицу, также не основан на нормах права. По мнению судей, в данном случае налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения обособленного подразделения для снятия его с налогового учета и постановки на учет по новому адресу (см. также Постановление ФАС ПО от 27.02.2010 по делу N А55-10094/2009).

С учетом системного толкования норм, установленных в ст. ст. 11, 83, 84 НК РФ, судьи в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2010 N 09-АП-6722/2010-АК также указывают на несостоятельность доводов налоговых органов по вопросу изменения адреса обособленного подразделения.

Адрес меняется — проблемы остаются

Смена адреса обособленного подразделения доставляет налогоплательщикам немало хлопот. С одной стороны, процедура закрытия обособленного подразделения (на которой настаивают контролеры) связана, как правило, со сверкой взаиморасчетов (в том числе и с налоговым органом) или с проведением выездной налоговой проверки в отношении этого подразделения, что предусмотрено п. 5 ст. 84 НК РФ. Также закрытие сопряжено со значительными затратами на оформление довольно большого объема документов. Часть из них необходимо представить в налоговый орган, другие нужны для приведения в соответствие внутренних документов (например, приказы на закрытие (открытие) обособленного подразделения, приказ о назначении руководителя, кадровые приказы и др.).

С другой стороны, налоговые органы предъявляют претензии к организациям, осуществляющим деятельность по адресу, отличному от прописанного в уставе. Более того, не найдя налогоплательщика по его юридическому адресу, налоговики нередко обращаются в суд с требованием о его ликвидации , мотивируя это тем, что указание фиктивного адреса при регистрации является грубым нарушением закона (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Однако такая позиция налоговиков, как правило, не находит поддержки у судей, поскольку в названной норме речь идет о нарушениях, носящих неустранимый характер. Несовпадение же адресов едва ли можно считать таковым, о чем свидетельствует имеющаяся арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС СЗО от 27.02.2010 по делу N А56-25535/2009, ФАС ДВО от 13.11.2008 N Ф03-5002/2008, ФАС ПО от 14.08.2008 по делу N А06-187/2008-21, ФАС ЗСО от 01.04.2008 N Ф04-1548/2008(1783-А03-24), Определение ВАС РФ от 30.05.2007 N 5933/07).

Если же налогоплательщик не готов вступать в судебные тяжбы с налоговой инспекцией, чтобы избежать проблем, связанных с адресом, а точнее, с несовпадением юридического и фактического адресов, он порой прибегает к самому безобидному в данном случае способу — регистрирует обособленное подразделение по месту своего фактического нахождения, например по адресу арендуемого офиса.

Примечание. Арбитражная практика свидетельствует о том, что несовпадение адресов не является нарушением, носящим неустранимый характер.

Выходит, что, избежав претензий налоговиков по поводу адреса в одном случае, налогоплательщик сталкивается с проблемой изменения адреса обособленного подразделения в другом, когда приходится переезжать в новый офис.

В случае если организация не зарегистрирует обособленное подразделение по новому адресу, она вновь рискует столкнуться с претензиями налоговиков, вызванными несовпадением адресов — юридического и фактического. Получается замкнутый круг (и, к сожалению, это далеко не единственная проблема, связанная с деятельностью обособленных подразделений).

Однако за последние полгода произошли значительные изменения, касающиеся обособленных подразделений, в частности, в порядке учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

Изменения, которые уже произошли

Первым шагом было вступление 10 марта 2010 в силу Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений <2> (далее — Порядок). Названным Порядком предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиала (представительства) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с заявлением о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Отметим, что ранее единого документа, регламентирующего порядок постановки на учет (и снятия с учета) обособленных подразделений, не существовало, были лишь разрозненные нормативные акты, которыми утверждались формы документов, используемых при постановке на учет таких подразделений в определенных случаях, да разъяснения чиновников по этому поводу.

<2> Утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.

Затем в Письме от 16.03.2010 N МН-22-6/179@ ФНС был разъяснен алгоритм и особенности выполнения налоговыми органами отдельных положений названного Порядка с учетом действующих в настоящее время программных средств. Кроме того, Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@ была утверждена форма сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.

Далее произошла смена позиции главного налогового ведомства в отношении несовпадения юридического и фактического адресов. Так, согласившись, наконец, с мнением судей, ФНС в Письме от 05.05.2010 N МН-20-6/622 признала, что ликвидировать организацию только за то, что она не находится по своему юридическому адресу, — слишком суровая мера. Поэтому нижестоящим налоговым органом ФНС рекомендовала ограничиваться наложением штрафа на руководителя организации в размере 5000 руб. (п.

В чём заключаются отличия филиала от обособленного подразделения

3 ст. 14.25 КоАП РФ).

И наконец, выпущено Письмо Минфина России от 18.06.2010 N 03-02-07/1-282, в котором, в отличие от предыдущих разъяснений по вопросу смены адреса обособленного подразделения, указано на (тогда еще) законопроект, предусматривающий внесение изменений в часть первую НК РФ, в том числе направленных на совершенствование порядка учета организаций в налоговых органах.

Изменения, которых ждали

Изменения в ст.

ст. 23, 83, 84 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ <3>, следует расценивать прежде всего как выполнение Минфином своих обещаний.

А чтобы выяснить, в каком порядке и в какие сроки нужно извещать налоговый орган об изменении адреса обособленного подразделения, обратимся к положениям названного Закона.

<3> Текст Закона и комментарий к нему см. в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", N N 16, 17, 2010.

Согласно новой редакции пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность (так было и ранее) сообщать обо всех обособленных подразделениях организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств). Сделать это нужно, как и раньше, в течение месяца. Также налогоплательщику вменена обязанность внесения изменений в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких подразделениях. Для ее исполнения законодатели отвели трехдневный срок.

Трехдневный срок установлен и для сообщения о прекращении деятельности через обособленные подразделения, включая филиалы и представительства. В этот срок должна уложиться организация и в случае закрытия обособленных подразделений (филиалов и представительств) (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Тем самым налогоплательщику будет отведен более короткий срок для подачи сведений о закрытии, нежели месяц согласно ранее действовавшей редакции.

Кроме того, перечень способов представления налогоплательщиками таких сведений (п. 7 ст. 23 НК РФ) также будет расширен. Теперь названной нормой предусмотрена возможность подачи сообщений не только лично или через представителя, но и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что значительно, на наш взгляд, упростит данную процедуру для налогоплательщика.

В этой связи с учетом вносимых изменений следующим шагом на пути упорядочения процедуры подачи сведений об обособленных подразделениях должно стать утверждение новых форм (форматов) сообщений, а также порядка их представления, которые в силу п. 7 ст. 23 НК РФ утверждаются главным налоговым ведомством страны.

Итак, из дословного прочтения пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ (в новой редакции) следует, что перечень изменений, вносимых в сведения об обособленном подразделении, не конкретизирован. В то же время смена его местонахождения (или смена адреса) в полной мере, по мнению автора, отвечает признаку изменения , тем более что п. 4 ст. 84 НК РФ (в новой редакции) прямо указывает: в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организации снятие его с учета осуществляется налоговым органом , в котором организация состояла на учете. И сделать это налоговики обязаны в течение пяти дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (который корреспондирует с п. 7 названной статьи). Постановка на учет организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения организации.

* * *

Таким образом, принимая во внимание поправки, внесенные в Налоговый кодекс, можно сделать вывод о том, что процедура подачи в налоговый орган сведений о смене адреса обособленного подразделения регламентирована. Правда, действовать она будет с момента вступления в законную силу названных изменений, то есть с 02.09.2010 <4>. Можно утверждать, что необходимость в закрытии и открытии обособленного подразделения в связи со сменой его местонахождения, на чем ранее настаивали контролеры, отпала.

<4> В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Документ был опубликован в "Российской газете", N 169, 02.08.2010.

О.П.Гришина

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"