Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенные доли, удостоверенные акциями, предоставляющими обязательственные права участникам акционерного общества (акционерам) по отношению к обществу.

Уставный капитал акционерного общества, а также имущество, произ­веденное или приобретенное в процессе деятельности общества, принадлежат акционерному обществу на праве собственности.

Акционирование - одно из главных направлений разгосударств­ления и приватизации собственности в России. Акционирование со­стоит в превращении государственных предприятий в акционерные общества открытого или закрытого типа с возможностью приобретения акций частными физическими лицами, а также юридическими лицами, которым предоставляется право выступать в качестве покупателей приватизируемых предприятий.

Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций, равное номинальной стоимости, которое несет ответственность по обязательствам только своей собственностью. Минимальная величина уставного фонда акционерного общества определяется законодатель­ством Российской Федерации.

При акционерной форме - и она этим хороша - создается опреде­ленное противоречие интересов собственников, акционеров и рабо­тающих, что выступает стимулом саморазвития.

Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО). Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.

В ОАО акции свободно реализуются акционерами. "Акционер-ное общество является открытым, если его акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" - гласит федеральный закон "Об акцио­нерных обществах". То есть акции можно подарить, завещать, продать и купить.

В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.

В федеральном законе "Об акционерных обществах" указано:"Акционерное общество является закрытым, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом". Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления. В России ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации госпредприятия путем их преобразования в акционерные общества по решению ГКИ (ныне - Министерство госимущества) или местного органа приватизации.

Закрытое акционерное общество создается значительно проще - небольшим количеством учредителей (как правило, не более 50). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более.

Если число акционеров невелико, то все воп­росы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своем собрании и нет смысла создавать правление.

В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание, и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.

Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное обще­ство, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.

На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.

Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия. Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20 %. Оставшийся пакет акций предлагается для продажи на фондовой бирже.

Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов.

Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.), которые обусловливают своеобразие процесса его привати­зации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.

Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться:

сроком начала приватизации;

источниками средств на выкуп (собственные средства предприя­тия, заемные, привлеченные и личные средства) и их сочетаниями;

периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;

составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).

Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.

Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации.

Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заемными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

На основании заключения комиссии комитета по управлению имуществом о преобразовании государственного предприятия в акцио­нерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреем­ником преобразованного государственного предприятия.

Каковы же главные особенности, которые присущи процессу акционирования?

1. Акционирование приводит к разрушению властной пирамиды административно-командной системы управления. Акционерные общества приобретают самостоятельность, независимость от командных структур.

Но достижение этой независимости не происходит автоматически. Вопрос решается в ходе конкуренции различных сил в процессе раз­государствления и в овладении контрольным пакетом акций. Основными борющимися силами, обладающими особыми материальными интересами, являются: старая и новая бюрократия, трудовые коллективы, пред­принимательские структуры (как легальные, так и нелегальные), хозяйственная номенклатура. И часто под новой акционерной вывеской во многом сохраняется традиционный механизм хозяйствования и управления на макроуровне с перераспределением доходов внутри объединения, ценовым диктатом, центральным снабжением и сбытом, подавлением конкуренции.

2. Акционирование способствует совершенствованию отношений собственности. Абстрактная общенародная собственность заменяется коллективной акционерной собственностью. Акционирование позволяет обеспечить более действенный контроль "снизу" за деятельностью руководства предприятий.

Но здесь многое зависит от первоначального распределения акций и их возможного последующего перераспределения. Так как претендентами на акции при акционировании пока выступают государ­ственные предприятия и другие государственные структуры, которые стремятся поделить между собой крупные пакеты акций, появляется серьезная опасность того, что акционирование будет формальным и не приведет к подлинному разгосударствлению и привати­зации.

3. Акционирование приводит к совершенствованию отношений распределения и механизма стимулирования. Главное здесь в том, что усиливается связь между результатами функционирования экономики в целом и деятельностью конкретного предприятия и благосостоянием отдельного работника данного предприятия.

Но распределительные отношения внутри акционерного общества содержат в себе ряд противоречий:

а) Если часть членов трудового коллектива владеет акциями (частичные собственники), а другая часть - нет, то между этими группами могут возникнуть противоречия. Доход одних сводится к заработной плате, других - включает заработную плату и дивиденды.

б) Если все рабочие являются акционерами, но у одних акций больше, чем у других, возникает противоречие и в доходах, и в неравном распределении риска от участия в хозяйствовании.

в) Если рабочим принадлежит больше половины акций, то возни­кает диктат рабочих по отношению к внешним владельцам и к управ­ляющим фирмы во имя сиюминутных выгод и в ущерб решению долго­срочных задач.

4. Акционирование способствует созданию гибкой системы производственно-хозяйственных связей между акционерными обществами путем перекрестного и цепного владения акциями. Строится новая организационная горизонтальная структура - группировка акционер­ных компаний в форме межотраслевой интеграции.

5. Акционирование ускоряет мобилизацию финансовых ресурсов для капиталовложений. С помощью акционирования свободные денежные средства мобилизуются с прибылью для их владельцев, превращаются в инвестиционный капитал и перераспределяются.

6. Акционирование выступает как существенный инструмент сбалансирования денежной и товарной массы. Ценные бумаги - нетрадиционный для нашего общества товар.

7. Важным достоинством акционирования является его универсаль­ность, т. е. применимость акционерной формы практически к любой сфере коммерческой деятельности.

8. Акционирование облегчает привлечение зарубежных инвесто­ров, способствует включению экономики страны в мировое экономиче­ское сообщество.

В конце прошлого года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 30.11.2009 № 1805-р утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации на 2011 и 2012 гг. Корпоративной реорганизации (приватизации, реструктуризации, ликвидации) будут подвергнуты те предприятия, деятельность которых не соответствует публичным функциям государства. Сотни унитарных предприятий будут преобразованы в открытые акционерные общества. Как безболезненно пройти этот путь? Как избежать заторов на сложных дорогах акционирования? Возможна ли деприватизация?

В этом году акционирование ожидает предприятия, исключенные из перечня стратегических, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных компаний в стратегический перечень. К продаже будут предложены пакеты акций обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).

Процедура преобразования унитарного предприятия в акционерную компанию — процесс сложный и длительный. Руководству ФГУПа предстоит провести комплексные подготовительные мероприятия. Могут быть (а в некоторых случаях - должны) задействованы и внешние консультанты - аудиторы, оценщики, юристы.

Рассмотрим основные этапы приватизации предприятия.

Прогнозный план

Первый шаг - утверждение Правительством РФ Прогнозного плана приватизации на срок от одного года до трех лет (с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ).

В Прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации на плановый период, рассматривается возможное влияние приватизации данного имущества на структурные изменения в экономике, приводятся его характеристика и предполагаемые сроки проведения процедуры. В документе содержится перечень ФГУПов, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, которое планируется приватизировать.

Включение ФГУПа в Прогнозный план налагает ограничения на ряд действий его руководителя. Так, c даты утверждения программы приватизации до момента госрегистрации АО он без согласия собственника (государства) не вправе:

    сокращать численность работников;

    совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета или более чем в 60 000 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, заключать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз установленный законом МРОТ;

    получать кредиты;

    эмитировать ценные бумаги;

    выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

обратите внимание

Если решение об условиях приватизации ФГУПа принимает Правительство РФ (об этом сказано в Прогнозном плане) или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), то сделки и действия ФГУПа согласовывает последнее. В остальных случаях решение об условиях приватизации принимает территориальное управление Росимущества.

В отношении каждого ФГУПа Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации, назначает ответственное подразделение или территориальный орган, с которым унитарному предприятию предстоит взаимодействовать. Определяются также необходимые подготовительные мероприятия и сроки их проведения. К сожалению, данный процесс зачастую затягивается.

Подготовка к приватизации

1. Инвентаризация имущества и обязательств государственного унитарного предприятия.

Несмотря на то что порядок инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным распоряжением Минимущества, Минпромнауки и Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149), предприятия нередко допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдают требования к оформлению документов: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных рекомендациями, встречаются технические ошибки в описях и актах, нарушается порядок внесения изменений в документы. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, а также условия, препятствующие внесению в документы несанкционированных исправлений.

Результатом проверки являются акт инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия на дату завершения инвентаризации.

2. Составление промежуточного баланса.

Промежуточный баланс формируется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.2003 № 67н и от 31.10.2000 № 94н. Пояснения к промежуточному балансу приводятся по всем его статьям.

Промежуточный баланс проверяет аудиторская организация, выигравшая соответствующий конкурс. Если аудитор выявит нарушения, Росимущество или его территориальный орган организуют проверку расхождений в документах, представленных ФГУПом и аудитором. По результатам проверки Росимущество или территориальный орган составляют акт, на основании которого изменения вносятся в учетные данные ФГУПа.

Помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса представляется план земельного участка с правоустанавливающими документами на землю. Типичные ошибки на данном этапе - отсутствие кадастрового номера участка и документов о праве собственности. После проведения всех мероприятий документы направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.

Расчет балансовой стоимости активов предприятия и определение способа приватизации

Росимущество или его территориальный орган рассчитывают балансовую стоимость активов предприятий, подлежащих приватизации. Расчет основывается на данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, рассчитанных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов равна (или превышает) 100 000 руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава открытого акционерного общества (на практике проект устава разрабатывает и представляет в ответственный орган предприятие).

Указанным решением определяется способ приватизации - преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО. В нем отражаются:

    наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);

    способ приватизации;

    начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ);

    срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    иные необходимые сведения.

Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, расчет балансовой стоимости активов. Наконец, утверждается устав ОАО, назначаются единоличный
исполнительный орган и члены ревизионной комиссии, определяется количественный и персональный состав совета директоров.

Необходимо составить также передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшего решение об условиях приватизации. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУПа. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

После госрегистрации ОАО передаточный акт подписывает представитель принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО.

обратите внимание

Для госрегистрации ОАО в инспекцию Федеральной налоговой службы представляются решение об условиях приватизации, устав (в двух экземплярах), передаточный акт и соответствующее заявление. От уплаты госпошлины предприятие освобождается. В течение месяца с даты регистрации общество регистрирует выпуск акций в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам.

Руководитель общества проводит мероприятия по госрегистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс приватизируемого ФГУПа регистрируются обременения (ограничения) его имущества.

Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. Вносить изменения в коллективный договор возможно только спустя три месяца после регистрации ОАО. Трудовые отношения работников акционируемых предприятий после приватизации продолжаются с их согласия.

Особенности правового положения

Акции общества, созданного в результате приватизации ФГУПа, могут быть включены в Прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяет орган, уполномоченный принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала общества, инвестиционного спроса и т.д.

В случае отчуждения 75% акций общества Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие РФ и ее субъектов в управлении открытыми акционерными компаниями - «золотая акция». Данное право позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на ряд решений общего собрания акционеров (например, о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, реорганизации и ликвидации компании, совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность).

В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, действует правило о сохранении соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительной эмиссии акций.

Итак, процесс передачи госимущества в частную собственность завершен. Новый правовой режим имущества предоставляет новому собственнику возможность более эффективно его использовать, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.

Деприватизация

Деприватизация - пересмотр итогов приватизации. На самом деле то, что обычно путают с пересмотром итогов, является решением вопроса о недействительности отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона.

С правовой точки зрения в некоторых случаях речь может идти о процессе восстановления нарушенных прав собственника (государства), что предполагает определенные юридические и административные действия. Возврат государству незаконно приватизированного имущества не считается национализацией, поскольку исходя из ст. 301 ГК РФ каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Что может стать причиной такого оспаривания? Обычно это несоблюдение формы сделки, путем заключения которой была проведена приватизация, или особого порядка ее заключения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 03.12.2003 № КГ-А40/9305-03. Данным постановлением договор купли-продажи признан ничтожной сделкой, поскольку приватизация проведена способами, не предусмотренными законом. В частности, покупатель не имел на тот момент права выкупать арендованное имущество.

Остановимся на сроках исковой давности, в течение которых можно обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (о возврате незаконно приватизированного имущества государству) может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда началось ее исполнение.

    дата утверждения плана приватизации;

    дата заключения договора купли-продажи арендованного имущества между Фондом имущества и предприятием;

    при приватизации имущества путем преобразования государственного предприятия в АО - день регистрации акционерной компании. Именно с этого дня организация считается созданной и приобретает способность иметь права и нести обязанности (ст. 49 и 51 ГК РФ);

    в случае приватизации путем внесения государством имущества в уставный капитал АО - момент издания соответствующим комитетом по управлению государственным имуществом распоряжения о преобразовании организации и утверждения акта оценки имущества;

    при преобразовании государственного или муниципального предприятия в ОАО -день учреждения акционерного общества и утверждения устава.

обратите внимание

Такое положение вещей устраивало не всех. Чтобы обойти срок давности при предъявлении исков, истцы на судебных заседаниях ссылались на то, что им стало известно о совершении незаконных приватизационных сделок только в ходе проверки. В этой ситуации срок давности переставал считаться пропущенным.

Однако этот обходной путь пресекли. Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ приняли совместное постановление от 12.11.2001 и 15.11.2001 № 15/18. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой - само лицо, право которого нарушено, либо другие лица в его интересах, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Значит, если с иском о признании сделки приватизации недействительной обращается прокурор, отсчет срока давности начинается не с того дня, когда он узнал о незаконности приватизации, а с даты, когда об этом должен был узнать компетентный государственный орган, представляющий в приватизации государство (как правило, это комитеты по управлению государственным или муниципальным имуществом, которые должны знать о незаконности сделки приватизации еще в момент ее совершения).

Например, комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора безвозмездного пользования) и администрации г. Иркутска, заявившей встречные требования по делу № А19-14474/06-54 от 29.12.2006, было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Особый интерес представляет постановление ФАС Московского округа от 09.01.2004 № КГ-А40/10712-03-П, согласно которому договор купли-продажи был признан оспоримой сделкой и применен годичный срок исковой давности. В то же время Арбитражный суд г. Москвы первоначально признал сделку ничтожной в связи с нарушением порядка приватизации (использовалось ненадлежащее средство платежа), но приобретатель был признан добросовестным.

Как доказать добросовестность

Еще одна возможность избежать деприватизации - применить статус добросовестного предпринимателя. В постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2003 № 6-П сказано, что содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ общие положения о последствиях недействительности сделки в той части, в которой требуется возвратить другой стороне (государству) все полученное по сделке (то есть полученное предприятием по сделке приватизации), не распространяются на добросовестного приобретателя. Согласно постановлению, если по возмездному договору имущество приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать, собственник может обратиться в суд в порядке ст. 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, которое приобрело это имущество (виндикационный иск). Если собственник подаст иск о признании сделки купли-продажи недействительной и применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного покупателю имущества и при разрешении данного спора суд установит, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ должно быть отказано.

Как доказать суду, что именно вы и есть тот самый добросовестный приобретатель? Необходимо доказать, что организация относилась к приватизированному имуществу как к своему, а именно:

    поставила его на баланс;

    платила налоги (на имущество, землю) и иные платежи (например, сбор за техосмотр транспортных средств);

    проводила капитальный или текущий ремонт имущества;

    принимала меры к надлежащему документарному оформлению права собственности (провела топосъемку или межевание земельного участка, техническую инвентаризацию объекта недвижимости и т.д.).

Если суд установит эти обстоятельства, то с высокой долей вероятности он сочтет предприятие добросовестным приобретателем имущества, полученного в порядке приватизации, и откажет в иске о возврате имущества государству.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе - оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости.

Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий?

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности.

Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы - организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.).

Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации.

Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю - Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. К этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника - территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений.

Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло, а федеральных государственных унитарных предприятий - сокращается, но не с той скоростью, с какой хотелось бы. Об этом говорится в заключении Экспертного совета при Правительстве РФ по итогам анализа процесса реформирования унитарных предприятий.

Правительство и Президент РФ уже неоднократно ставили задачу по сокращению этой неэффективной и рудиментарной формы участия государства в экономической деятельности. Так, например, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. С муниципальным унитарным предприятием сложно конкурировать малому и среднему бизнесу, привлекающему недешёвые кредитные средства у банков, несущему издержки на расширение рынка сбыта. Унитарные предприятия, в свою очередь, бесплатно получают имущество от государства, спрос на их услуги и продукцию «гарантирован» размещаемыми муниципальными заказами.

С целью формирования предложений для Правительства Российской Федерации члены Экспертного совета при Правительстве проанализировали реализацию госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утверждённой на федеральном уровне в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году. Однако анализ оформления унитарными предприятиями прав на принадлежащее им имущество и подготовки к акционированию, проведённый Росимуществом совместно с экспертами, показал, что есть риск нарушения сроков ликвидации ФГУПов.

Так, из 522 ФГУПов, включённых в трехлетнюю программу приватизации, по истечении двух третей срока её реализации только в отношении 85 предприятий будут утверждены распоряжения об условиях приватизации. Еще 137 предприятий находятся в стадии ликвидации, а в отношении 215 из оставшихся 300 ФГУПов приватизация приостановлена в связи с не снятыми ограничениями на их приватизацию либо решениями Правительства об их акционировании не ранее 2016 года.

Вместе с тем существенное беспокойство вызывает отсутствие зарегистрированных прав на принадлежащее предприятиям недвижимое имущество и земельные участки. По состоянию на 01.01.2015 в реестре федерального имущества содержались сведения о наличии у предприятий 108 841 объекта недвижимого имущества, из которых права были зарегистрированы только на 40% объектов. По результатам проведённых в Правительстве Российской Федерации совещаний и поручений, данных Правительством отраслевым министерствам и ведомствам, к концу текущего года долю объектов с зарегистрированными правами удалось увеличить до 51%, однако, по словам замминистра экономического развития, руководителя Росимущества Ольги Дергуновой, такие темпы не могут считаться приемлемыми. Права на имущество не оформляются под различными предлогами, в частности, под предлогом отсутствия денег на оформление. Однако в Росимуществе считают, что если у предприятия есть деньги на выплату зарплат, то должны быть средства и на оформление прав.

Если же денег нет, то такой ФГУП тем более нужно ликвидировать. А если ФГУП выполняет государственно значимые функции, тогда возникает вопрос к профильному ФОИВу: почему он не выделяет средства на нужное ему предприятие», - говорит Ольга Дергунова.

Проблемы возникают также из-за ведения судебных споров в отношении имущества, процедур банкротства, возбуждённых в отношении значительного процента федеральных унитарных предприятий, а также из-за ограничений на приватизацию, установленных нормативными правовыми актами.

Значительно и число ФГУПов, годами не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, по сути, "оболочек", которые подлежат ликвидации как юридическое лицо без каких-либо преобразований. Однако для ликвидационных процедур также необходимы средства, выделять которые курирующие данные ФГУПы госорганы не хотят, поскольку не заинтересованы - они не несут никакой ответственности за подобное состояние дел», - отмечает член Экспертного совета при Правительстве РФ Юрий Берестнев.

Кроме того, в ряде случаев, как отмечают эксперты, отсутствует заинтересованность менеджмента и отраслевых госорганов в преобразовании унитарных предприятий.

Если гендиректор саботирует акционирование, значит, он не заинтересован в этом, а значит, скорее всего, сидит на финансовых потоках и пользуется непрозрачностью», - полагает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Между тем, в соответствии с утверждённым Правительством РФ распределением полномочий, именно отраслевые министерства и ведомства должны обеспечивать подготовку и представление в Росимущество документов, которые необходимы для принятия решения об условиях приватизации.

Однако на практике зачастую складывается обратная ситуация, когда отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им ФГУПов и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2015 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 ФГУПов меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия.

Более того, по результатам проведенных Росимуществом совещаний с 55 федеральными органами исполнительной власти, в которых также принимали участие представители Экспертного совета при Правительстве РФ, были консолидированы предложения ФОИВ по целевым функциям для 100% ФГУП. Однако при этом министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме ФГУП. Более того, количество предприятий, которые отраслевые ведомства предлагают преобразовать в бюджетные учреждения и казённые предприятия, за прошедший год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включённых в программу приватизации, предлагается принять иные решения.

ФГУПы составляют лишь небольшую часть от общего количества унитарных предприятий. Так, на начало 2015 года в России насчитывалось почти 24,5 тыс. унитарных предприятий, из них лишь чуть более 1 тыс. - ФГУПы. По данным ФАС, именно участие муниципальных унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. При этом, как отмечают эксперты, единой программы для реформирования унитарных предприятий, собственником имущества которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, нет.

Для успешного завершения процесса реформирования ФГУПов Экспертный совет при Правительстве предлагает два возможных сценария. Базовый сценарий предполагает усиление контроля за реализацией госпрограммы, предполагающей полную ликвидацию ФГУПов к 2018 году (в первую очередь через установление конкретных планов-графиков по каждому предприятию и персональной ответственности руководителей курирующих эти ФГУПы ФОИВов за их выполнение с регулярным, ежеквартальным консолидированным докладом-отчётом о ходе реализации в Правительство Российской Федерации), и рекомендацию субъектам РФ и муниципальным образованиям принять аналогичные программы. При этом в указы Президента, устанавливающие целевые показатели эффективности для руководителей регионов, нужно включить дополнительный ключевой показатель эффективности для глав регионов.

Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2018 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария - сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы.

Содержание.
Введение 3
1. Предпосылки и необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий 5
2. Понятие и содержание акционирования муниципальных унитарных предприятий 10
3. Сравнительная характеристика муниципального унитарного предприятия и акционерного общества (преимущества и недостатки) 14
4. Изменения на муниципальном унитарном предприятии, которые влечет акционирование 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Введение
Актуальность темы настоящей работы определяется следующими обстоятельствами. Углубление кризисных явлений в российской экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.
В настоящее время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который обеспечил бы реальное сочетание имущественных прав и интересов государственного юридического лица с интересами самого государства.
Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Фактический отказ от государственного управления российской экономикой на современном этапе с переходом на ее регулирование заставляют более глубоко осмыслить роль и значение, а также перспективы использования такого порождения советской административно-командной экономики и правового порядка, как государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Благодаря своим возможностям и достоинствам: объединению различных форм собственности, оптимальному соединению общественных, коллективных и индивидуальных интересов, объективной невозможности в ряде случаев иного решения крупномасштабных задач, широким кредитно-финансовым возможностям, возможности внедрения в другие производства, участию акционеров в управлении, сложившемуся механизму стимулирования труда рабочих и служащих через участие в прибылях и т. п., организационным гарантиям от банкротства и стагнации и т. д. - акционирование является перспективным способом осуществления приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В отечественной литературе существует много исследований и публикаций, исследующих процессы приватизации в России начиная с начала 90-х годов ХХ века. Но нет ни одного комплексного исследования, посвященного вопросам акционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами приватизации в процессе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее процессы приватизации в Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение проблем и перспектив развития процесса приватизации муниципальных унитарных предприятий путем преобразования в акционерное общество.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить законодательные, экономические и социальные предпосылки реорганизации муниципальных унитарных предприятий путем акционирования, объяснить необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий;
- определить основные этапы акционирования муниципального унитарного предприятия и возникающие при этом проблемы;
- дать сравнительную характеристику муниципального унитарного предприятия и акционерного общества, выявив при этом их преимущества и недостатки;
- охарактеризовать изменения на предприятии, которые влечет акционирование муниципального унитарного предприятия.
Выдержка из работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного в настоящей работе можно сделать следующие выводы.
Муниципальные унитарные предприятия, работающие в настоящее время в основном в сфере ЖКХ, на современном этапе развития рыночной экономики являются неэффективными. Существует ряд социальных, экономических и законодательных предпосылок акционирования МУПов. В целях повышения конкурентоспособности МУП действующим законодательством предусмотрено их преобразование в акционерные общества с дальнейшей приватизацией путем продажи части пакета акций. Таким образом, нерентабельные МУП будут ликвидированы, а рентабельные приватизированы.
Основная сущность акционирования заключается в том, что муниципальное предприятие, проходя через процедуру реорганизации, преобразуется в открытое акционерное общество, и все имущество, которое будет передано в составе имущественного комплекса предприятия, перестает быть муниципальным имуществом, а переходит в собственность созданного в результате реорганизации акционерного общества. Взамен муниципалитет получает акции акционерного общества в количестве, соответствующем доле стоимости переданного имущества в уставном капитале.
По мнению автора, как форма хозяйствования на современном рынке акционерное общество является наиболее гибким и эффективным по сравнению с муниципальным унитарным предприятием, в основном за счет отсутствия специальной правоспособности, предусмотренной законодательством для МУП.
Таким образом, несмотря на то, что акционирование муниципальных унитарных предприятий имеет свои сложности и требует значительных финансовых затрат, оно предоставляет органам местного самоуправления определенные возможности. В частности, к таким возможностям относятся:
- сохранение права на использование текущих лицензий муниципального предприятия на виды деятельности;
- сохранение преемственности по существующим договорам, в том числе договоров управления с населением и с поставщиками коммунальных ресурсов;
- сохранение преемственности прав на взыскание дебиторской задолженности;
- определение перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального предприятия, и изъятие их в муниципальную казну;
- исключение необходимости ликвидации муниципального предприятия.
Преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества следует осуществлять с оставлением территориальной инфраструктуры в муниципальной собственности при упорядочении системы договорных отношений и ценообразования. В целях защиты интересов населения и всего муниципального образования собственность на инфраструктуру рекомендуется оставлять муниципальной.
При акционировании муниципальных унитарных предприятий ЖКХ путем преобразования в открытые акционерные общества жилищно-коммунального хозяйства, для обеспечения контроля над качеством, надежностью и экологической безопасностью обслуживания после изменения организационно-правовой формы организации (акционирования), необходимо стремиться сохранить контрольный пакет акций в муниципальной собственности.