Медицинская экология – это узкая специальная дисциплина, которая исследует влияние экологии на здоровье людей. Основная задача данного раздела экологии – это установить причины заболеваний и их устранить. Многие люди даже и не подозревают, что имеют хронические болезни из-за конкретного места проживания. Поскольку люди находятся в тесной взаимосвязи с природой, их здоровье зависит от определенного климата и особенностей местности.

Заболевания

У людей заболевания происходят по разным причинам:

  • — генетические дефекты;
  • — изменение времени года;
  • — атмосферные явления;
  • — режим питания;
  • — загрязнение окружающей среды.

Болезнь может возникнуть в тот период, когда меняются сезоны и погода неустойчива. Среди других причин следует назвать неправильно питание и вредные привычки. Все это способствует развитию недугов. В момент употребления лекарственных препаратов также могут происходить изменения в организме.

Резко состояние здоровья может ухудшиться из-за аварий на различных предприятиях. Выпадая в атмосферу, выхлопы и выбросы химических веществ могут вызывать астмы, отравления, поражение дыхательных путей, повышение или понижение давления.

Хронические воздействия

Проживая в неблагоприятной экологической среде, у человека могут возникнуть патологии и хронические заболевания, что вполне вероятно может передаваться по наследству. Если не проводить лечение, то ситуация может обостриться. Предотвратить недуги возможно, если регулярно заниматься спортом, укреплять иммунную систему, закаляться, вести активный и правильный образ жизни.

Все люди предрасположены к хроническим болезням, однако некоторым удается этого избежать. Для этого нужно сразу лечить недуг, как только человек его обнаружил. Однако многие люди не спешат ехать в больницу, и доводят себя до опасного состояния, что может грозить негативными и тяжелыми последствиями.

Медицинская экология направлена на то, чтобы изучать процессы развития болезней, проводить методику лечения, разрабатывать эффективные способы профилактики болезней. Данная дисциплина является близкой к экологии человека. Изучаются они одновременно и позволяют решить массу проблем. В целом здоровье людей зависит и от состояния экологии, и от образа жизни, а также от профессиональной деятельности. Учитывая комплекс данных условий, можно успешно справляться со многими болезнями населения.

Год выпуска: 2007

Жанр: Гигиена

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебное пособие «Медицинская экология» описывает основные принципы медицинской экологии (экологической медицины). Это новое направление медицинской науки.
Экологическая медицина пытается выяснить причину заболеваний в непосредственной связи с окружающей средой. Следовательно, медицинская экология может быть определена как предмет, рассматривающий взаимодействие между факторами риска внешней среды и здоровьем человека. При этом учитывается большое разнообразие экологических факторов, нозологических форм заболеваний, генетических особенностей человека.
Физические, химические агенты - обычные загрязнители окружающей среды. Особенности образа жизни человека (злоупотребление алкоголем, курение) также могут быть включены в список факторов риска.
Очевидно, что важно знать и понимать взаимосвязь между антропогенным воздействием на окружающую среду и заболеваемостью человека. Знание этих механизмов позволит наметить и реализовать комплекс мероприятий по профилактике экологически зависимой заболеваемости.
Экологически зависимая патология имеет в клиническом и терапевтическом аспектах свои особенности, связанные с тем, что эти заболевания хронические и, как известно, трудно поддаются лечению. Именно в этой связи в середине 70-х гг. XX в. в развитых странах мира, которые раньше столкнулись с экологическими проблемами, сформировалось новое направление на границе медицинских дисциплин и экологии - экологическая медицина. К настоящему моменту уже разработаны подходы к диагностике, лечению и профилактике многих экологически зависимых заболеваний.
Данное направление медицинской отрасли возникло на стыке специальностей, поэтому к специалистам предъявляются повышенные требования: им необходимы знания в области медицинских дисциплин, токсикологии, эпидемиологии, биохимии, иммунологии, технологий и др.
Одна из целей преподавания экологической медицины - стремление побудить студентов к новому усвоению материала, а именно: видеть непосредственную связь между воздействием факторов среды, которая окружает человека, и возникновением у него определенной патологии; знать конкретные механизмы, ведущие к ней, - молекулярные и на уровне организма; понимать подходы к устранению подобного влияния.
Учебное пособие «Медицинская экология» отражает основной программный материал по медицинской экологии. В его основу положен лекционный курс, читаемый в Белорусском государственном медицинском университете с 1990 г. - с момента основания кафедры радиационной медицины и экологии. Рассмотрение факторов риска в развитии экологически зависимой патологии производится по основным составным частям биосферы (ноосферы), которые непосредственно воздействуют на человеческую популяцию.
Автор старался максимально иллюстрировать излагаемый материал. При этом использовались не только структурные формулы различных соединений, но и схемы превращений. Все это призвано способствовать лучшему усвоению материала, а также пониманию тех процессов, которые происходят в организме человека в ответ на действие факторов внешней среды.
Автор выражает глубокую признательность и благодарность сотрудникам кафедры радиационной медицины и экологии Белорусского государственного медицинского университета: доцентам А.Р. Аветисову, С.И. Сычику, старшему преподавателю Л.А. Квиткевич, ассистенту О.А. Внукович за помощь и дополнения, сделанные при подготовке и обсуждении данного пособия.

«Медицинская экология»


Общая и медицинская экология
1.1. Основы общей экологии
1.2. Город как экосистема
1.3. Медицинская экология, экологическая медицина, или медицина окружающей среды
1.4. Окружающая среда и продолжительность жизни
Экологические факторы. Патогенетические механизмы действия физических факторов на организм человека
2.1. Общие представления
2.2. Лучистая энергия. Освещенность
2.3. Ультрафиолетовое излучение
2.4. Геомагнитные факторы
2.5. Атмосферное давление (метеочувствительность)
Патогенетические механизмы действия химических факторов на организм человека
3.1. Общие представления
3.2. Токсикокинетика ксенобиотиков
3.3. Основные механизмы действия ксенобиотиков
3.4. Эффекторы эндокринной системы
3.5. Множественная химическая чувствительность
3.6. Хроническая интоксикация
Детоксикация ксенобиотиков
4.1. Общие представления
4.2. Химическая модификация ксенобиотиков
4.3. Конъюгация
Патогенетические механизмы действия биологических факторов на организм человека
5.1. Общие представления
5.2. Грибы (плесень)
5.3. Бактерии
5.4. Растения, насекомые, животные
Наследственность и окружающая среда
6.1. Общие представления
6.2. Повреждение ДНК и мутации
6.3. Типы мутаций
6.4. Влияние продолжительности жизни на частоту мутаций
Особенности влияния экологических факторов на организм ребенка и женщины
7.1. Общие представления
7.2. Физическая среда
7.3. Биологическая среда
7.4. Социальная среда
7.5. Здоровье женщин и окружающая среда
Экологическая и эколого-медицинская характеристика атмосферы
8.1. Общие представления

8.1.1. Понятие о пульмонотоксичности
8.1.2. Понятие о гематотоксичности. Вклад экологического состояния атмосферы в заболеваемость и смертность

8.2. Строение атмосферы
8.3. Стратосфера

8.3.1. Озоновый слой
8.3.2. Соединения, разрушающие озоновый слой
8.3.3. Состояние озонового слоя и последствия его разрушения

8.4. Тропосфера

8.4.1. Источники загрязнения тропосферы
8.4.2. Оксиды углерода и азота. Парниковый эффект. Фотохимический смог

8.5. Продукты сжигания ископаемого топлива. Оксиды серы. Кислотные дожди
8.6. Аэрозольные частицы
Экологическая и эколого-медицинская характеристика гидросферы
9.1. Общие представления
9.2. Баланс пресной воды
9.3. Факторы экологического неблагополучия гидросферы
9.4. Источники экологического неблагополучия гидросферы
9.5. Воздействие гидросферы на человека

9.5.1. Пути воздействия
9.5.2. Механизмы нейро- и нефротоксичности

9.6. Неорганические контаминанты
9.7. Органические контаминанты. Летучие органические соединения
9.8. Способы снижения содержания ксенобиотиков в питьевой воде
Экологическая и эколого-медицинская характеристика литосферы
10.1. Общие представления
10.2. Химическая характеристика литосферы
10.3. Медицинская геология (геомедицина)
10.4. Основные источники загрязнения почвы
Экологические проблемы питания
11.1. Общие представления
11.2. Вредные химические вещества естественного происхождения
11.3. Аллергии, вызываемые продуктами питания
11.4. Токсичные соединения, образующиеся в продуктах питания и организме человека
11.5. Ксенобиотики, поступающие в организм в результате получения, обработки или хранения пищевых продуктов
11.6. Вредные вещества, образующиеся при приготовлении пищи
11.7. Вещества, применяемые в сельском хозяйстве
11.8. Токсины, образующиеся в продуктах питания. Микотоксины
11.9. Металлы
11.10. Пестициды. Хлорированные циклические углеводороды
11.11. Галогенозамещенные полициклические углеводороды

11.11.1. Полихлорированные бифенилы
11.11.2. Полихлорированные дибенздиоксины и дибензфураны

Эколого-медицинская характеристика внутренней среды помещений
12.1. Общие представления
12.2. Табачный дым
12.3. Природный газ и продукты его сгорания
12.4. Формальдегид
12.5. Пентахлорфенол
12.6. Асбест
12.7. Биологические факторы
12.8. Ртуть в быту
12.9. Аэроионы
12.10. Неионизирующие излучения. Электромагнитные поля. Электросмог

12.10.1. Общие представления
12.10.2. Биологическое действие электромагнитных полей
12.10.3. Медицинские аспекты действия ЭМП
12.10.4. Основные источники электромагнитных полей

Роль нитратов, нитритов и нитрозосоединений в патологии человека
13.1. Общие представления
13.2. Источники поступления нитратов в организм человека

13.2.1. Пищевые продукты
13.2.2. Вода
13.2.3. Воздух

13.3. Изменение содержания нитратов в продуктах
13.4. Действие нитратов на организм человека
13.5. Роль нитратов в патологии детского возраста
13.6. Острое отравление нитратами и нитритами
13.7. Дигностика острых отравлений нитратами и нитритами
13.8. Оказание медицинской помощи при отравлении нитратами и нитритами
13.9. Регламентирование содержания нитратов и нитритов в пищевых продуктах
13.10. N-нитрозосоединения
13.11. Действие на организм человека N-нитрозосоединений

Мониторинг окружающей среды. Биологические ресурсы
14.1. Общие представления
14.2. Биолого-медицинское значение рекреационных ресурсов
14.3. Национальная система мониторинга окружающей среды
14.4. Социально-гигиенический мониторинг
14.5. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды
14.6. Ответственность за нарушение норм экологического права
14.7. Международная деятельность Республики Беларусь в области охраны окружающей среды
Оценка риска воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека
15.1. Общие представления
15.2. Методология оценки риска
15.3. Оценка риска для неканцерогенных веществ (общетоксического действия)
15.4. Оценка риска для веществ с канцерогенным действием
15.5. Определение индивидуального риска
Перечень лекарственных препаратов, относящихся к группе фотосенсибилизаторов
Литература

Экология в буквальном смысле - это учение о жилище («экос» - дом, место; «логос» - учение), населенном живыми существами, включая и человека. Существование живого организма вне среды его обитания невозможно. В век научно-технического прогресса комбинация естественных и искусственных факторов (результат деятельности человека), резко изменяя биосферу, создает новую биотехносферу. Вот почему возникает особая необходимость в детальном изучении влияния комплекса многочисленных биологических, социальных и антропогенных факторов на здоровье человека и состояние окружающей среды.

Если рассматривать внешнюю среду в целом, то можно видеть, что непосредственное отношение к жизни имеет биосфера. Сама жизнь возникла и развивается путем взаимного воздействия факторов биосферы на организм человека и человека на факторы биосферы. Охрана и оздоровление окружающей среды неотделимы от охраны жизни и здоровья населения. В век научно-технической революции биосфера может способствовать поддержанию здоровья человека в том случае, если сам человек будет способствовать не только охране, но и оздоровлению окружающей среды.

На смену ошибочному представлению о безграничных возможностях биосферы теперь приходит идея оптимизации наших отношений с ней на научной основе. Здесь огромная роль принадлежит усовершенствованию техники, экономии ресурсов, предупреждению загрязнения биосферы и многому другому.

Вопрос об охране и оздоровлении окружающей среды всегда был в центре внимания Российского государства. А начиная с 2004 года мероприятия по охране природы вносятся в текущие и перспективные планы развития народного хозяйства, как их важная составная часть, В наш век стремительного научного прогресса, когда воздействие человека на окружающую среду достигло колоссальных размеров, возникшие вследствие сочетания естественных и искусственных факторов своеобразные условия внешней среды нередко отрицательно влияют на здоровье людей, а иногда могут привести и к развитию тяжелых заболеваний.

В настоящее время, в особенности в высокоразвитых в индустриальном отношении капиталистических странах, человек настолько резко изменил биосферу, что если не принять срочные меры, человечество может стать жертвой последствий своего неразумного бездействия на природу.

В природе нет ничего лишнего и все строго лимитировано. Поэтому недопустимы принципы типа «на наш век хватит». Каждый удар, нанесенный человеком природе, - это, можно сказать, удар в самого себя. А человек неотделим от природы. Без природы фактически ничего не существует. Природа - главный источник нашего здоровья, труда, счастья и радости. Осознать и понимать это весьма необходимо всем людям, живущим на Земле.

В век НТР любую сложившуюся экологическую систему можно разрушить гораздо быстрее, чем раньше. Химические заводы, атомные электростанции, добыча полезных ископаемых и т. д. без контроля и соблюдения надёжных путей по охране окружающей природы быстро могут создать вокруг себя безжизненную среду. Восстановление ее связано с большими затруднениями, а иной раз даже невозможно. Известный русский химик и композитор И. П. Бородин писал, что природа - такой же уникум, как картины Рафаэля, уничтожить ее легко, воссоздать невозможно.

Природа не против вмешательства человека в нее. Нетронутая, «натуральная» природа уже давным-давно не существует. Природа постоянно развивается и видоизменяется. Но она против бесконечных непланомерных вмешательств. Природа ждет до тех пор, пока эти воздействия не дойдут до предела, после чего по принципу обратных связей она может начать оказывать на людей сильное отрицательное воздействие. В некоторых районах высокоразвитых в индустриальном отношении капиталистических стран этот предел уже наступил.

Представители экологии в медицине пытаются выяснить характер и механизм влияния факторов внешней среды на здоровый организм, их роль в развитии болезней, они изыскивают эффективные пути предупреждения и устранения этих воздействий.

В век научно-технической революции сохранению и укреплению здоровья человека в различных экологических условиях земного шара необходимо особое внимание. Для значительного улучшения здоровья людей, предупреждения и устранения болезней более важное значение имеет не столько строительство новых хороших больниц, изыскание ценных высокоэффективных лекарств, сколько обеспечение людей чистым воздухом, водой, пищей, а также своевременная утилизация промышленных и других отходов.

В век НТР, когда учение о здоровье начинает интересовать врачей не меньше, чем болезни, выделяются качественные особенности, различные характеристики степени здоровья. Все больше привлекает внимание экологический подход к вопросам его сохранения и предупреждения различных болезней. Как выясняется в настоящее время, проблемы здоровья человека обусловливаются не «столько появлением новых болезней, сколько новыми характеристиками здоровья.

Экология тесно связана с различными отраслями медицины. Что касается связи экологии с патологией, то достаточно сказать, что выдающиеся патологи и клиницисты всегда рассматривали болезнь как нарушение равновесия между организмом и внешней средой. В клинике давно известны эндемические, очагово-инфекционные, краевые и другие заболевания, тесно связанные с экологическими факторами. Медики даже считают необходимым дополнить обычную историю болезни социально-медицинской картой, где вопросам экологии, быта и труда нужно отводить важное место.

Особенно большая роль принадлежит экологическим исследованиям в профилактике различных заболеваний. С экологической точки зрения наряду с проведением широких мероприятий по предупреждению различных заболеваний необходимо заострить главное внимание на оздоровлении природной среды и устранении отрицательного воздействия ее факторов на человеческую популяцию. Это требует обеспечения строгой санитарной охраны, прежде всего водоемов, почвы, воздуха.

Если традиционная профилактика ориентировалась на болезнь, на изыскание и устранение влияния патогенных факторов на организм, то современная профилактика основным своим предметом считает здоровье, его качество, количество резервов в организме, достаточное для поддержания здоровья, возможность управлять ими, выявление периода предболезни, роли экологических факторов в сохранении и укрепления здоровья. Все эти и многие другие вопросы составляют основную задачу саногенеза.


Лекция № 1

Тема: «Предметы и задачи медицинской экологии. Биосфера как экологическая система. Учение о биосфере . Загрязнение окружающей среды. Экология и радиация».

План лекции :

1. Медицинская экология: предмет, цели, методы изучения. Определение. Основные законы медицинской экологии.

2. Биосфера-определение. Этапы изменения биосферы.

3. Загрязнение окружающей среды - определение. Источники загрязнения. Классификация.

4. Действие радиации на человека и окружающую среду. Основы радиационной защиты при использовании ионизирующих излучений.

Текстовый материал :

Медицинская экология

Медицинская экология - раздел экологии человека и направление в современной профилактической медицине, анализирующий связи и зависимость общественного здоровья и его нарушений от факторов окружающей природной, социальной и техногенной среды.

Начиная с середины ХХ в. в связи с резким ухудшением состояния окружающей среды в результате техногенной деятельности обострился интерес к экологии и одновременно возникло ее более широкое толкование как науки о взаимодействии человеческого общества с природной средой и экологических последствий этого взаимодействия. Такое переосмысление экологии было зафиксировано и терминологически - появилось понятие «социальная экология», подчеркивающее, что речь идет не о биологическом явлении, а о социальном, имеющем в том числе и биологические последствия. Процесс «социализации» экологии не обошел стороной как медицину, так и комплексный подход к изучению человека. Появился целый ряд научных направлений, в которых использованы идеи экологии о закономерностях взаимодействия между объектами изучения (человеческими общностями, возбудителями болезней, хранителями и переносчиками зооантропонозов и т. д.) со средой их обитания.

Экологизация общественного сознания и современной науки привела к появлению целого ряда «экологизированных» научных направлений - геохимической экологии, радиационной экологии (радиоэкологии), экологии здоровья, экологии болезней, эколого-гигиенических исследований. Они и составляют в своей совокупности медицинскую экологию, хотя каждое из них выходит за рамки только медицинских проблем. Так, геохимическая экология изучает воздействие геохимической ситуации как на человека, так и на любые другие живые организмы, а эндемические болезни, возникающие в результате этого, фиксируются не только у людей, но и у животных. В равной мере это относится и к радиоэкологии, поскольку ионизирующее излучение среды обитания влияет не только на людей.

Концепция экологии болезней связана с именем американского исследователя Жака Мея (May J.), автора и редактора нескольких капитальных работ по этой проблеме, в т. ч. «Экология болезней человека» (Нью-Йорк, 1958) и «Изучение экологии болезней» (Нью-Йорк, 1961). Идеи, возникшие при изучении зооантропонозов, были перенесены им на изучение других групп заболеваний. Экология болезней (нозоэкология) - научная дисциплина, изучающая причины возникновения, существования и распространения тех или иных заболеваний в их природных очагах (нозоэкологических локусах) или среди определенных групп населения в связях и отношениях со всей совокупностью конкретных условий, так или иначе влияющих на эти процессы. Экология болезней не заменяет и не подменяет собой традиционную эпидемиологию. Объектом изучения экологии болезней могут быть самые разнообразные группы заболеваний - зооантропонозы, антропонозы, эндемические болезни, онкологическая и сердечно-сосудистая патология и др.

Экология здоровья (саноэкология) - исследует закономерности формирования здоровья конкретных общностей (групп) населения в связи с факторами окружающей среды, которые влияют или могут повлиять на уровень здоровья. Элементы окружающей среды, влияющие на общность людей и формирующие ее основные свойства, в том числе и состояние здоровья, можно рассматривать в рамках медицинской экологии как условия существования и развития конкретного уровня здоровья исследуемой общности людей с основными параметрами этого уровня: рождаемостью, смертностью (младенческой и общей), заболеваемостью, инвалидностью, временной нетрудоспособностью трудящихся. Постоянное проживание людей в неблагоприятной экологической обстановке (загрязненный воздух, недоброкачественная вода, плохие продукты питания, недостаток жилой площади, вредные привычки и т. д.) приводит к резкому снижению уровня здоровья населения - высокой детской смертности, низкой продолжительности жизни, повышенной заболеваемости и т. д. Только комплексный подход к проблеме здоровья позволяет выявить все ее аспекты и наметить приоритеты в повышении уровня здоровья, исходя из реальной ситуации.

Медицинская экология во многих своих принципах и методах сближается с медицинской географией и географической патологией . Медицинскую экологию можно рассматривать как раздел экологии человека , призванный в рамках этой интегральной дисциплины анализировать медицинскую ситуацию в рамках конкретной территориальной системы, изучаемой антропоэкологами. Этим спектр интересов медицинской экологии не ограничивается. Она может исследовать любые группы людей и вне связи с территорией, но обязательно в связи с внешними для общности людей условиями, например, заболеваемость рабочих цеха или уровень здоровья экипажа космического корабля.

В медицинской экологии широко используются методы различных наук - биологии, медицины, социологии, экономики, географии и пр., но принципиально важно, что подобно другим аспектам экологии, она в качестве методологического стержня, объединяющего эти методы и технические приемы исследования, использует системный подход.

Эволюция представления о биосфере .

В буквальном смысле термин «биосфера» обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введён в науку в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1гг.). Однако задолго до этого под другими названиями, в частности “пространство жизни”, “картина природы”, “живая оболочка Земли” и т. п., его содержание рассматривалось многими другими естествоиспытателями.

Первоначально под всеми этими терминами подразумевалась только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете, хотя иногда и указывалась их связь с географическими, геологическими и космическими процессами, но и при этом скорее обращалось внимание на зависимость живой природы от сил и веществ неживой природы.

Первым из биологов, который ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры, был (1гг.). Он подчёркивал, что все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Постепенно идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов и их систем на окружающие их физические, химические и геологические факторы, всё настойчивее проникала в сознание учёных и находила реализацию в их конкретных исследованиях. Этому способствовали и перемены, произошедшие в общем подходе естествоиспытателей к изучению природы. Поэтому на рубеже XIX - XX вв. в науку всё шире проникают идеи целостного подхода к изучению природы, которые в наше время сформировались в системный метод изучения.

Результаты такого подхода незамедлительно сказались при исследовании общих проблем воздействия биологических, или живых, факторов на абиотические или физические условия. Так, оказалось, например, что состав морской воды во многом определяется активностью морских организмов. Растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют её структуру. Живые организмы контролируют даже состав нашей атмосферы.

Таким образом, биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы, от которой она, с одной стороны зависит, а с другой - воздействует на неё.

Концепция о биосфере

Выдающийся российский учёный Владимир Иванович Вернадский (1п.) конкретно исследовал, каким образом и в какой мере живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре.

Биосферой называется вся совокупность живых организмов на Земле и всё объёмное пространство, заселённое ими, находящееся под их воздействием и занятое продуктами их деятельности.

Кроме растений и животных, Вернадский включает сюда и человечество, влияние которого на геохимические процессы отличается от воздействия остальных живых существ, во-первых, своей интенсивностью, увеличивающейся с ходом геологического времени; во-вторых, тем воздействием, какое деятельность людей оказывает на остальное живое вещество. Это воздействие сказывается прежде всего в создании многочисленных новых видов культурных растений и домашних животных. Такие виды не существовали раньше и без помощи человека либо погибают, либо превращаются в дикие породы. Поэтому Вернадский рассматривает геохимическую работу живого организма (вещества) в неразрывной связи животного, растительного царства и культурного человечества как работу единого целого.

По мнению, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их деятельности:

Открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с диссимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной особенности живых тел, о чём говорилось в п. 3.5.

Явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела. Ведь в состав биосферы входит верхняя часть литосферы (земной коры), гидросфера и нижняя часть атмосферы. Эти три оболочки связаны воедино и приобрели современный облик и состав благодаря грандиозной преобразующей работе живых организмов. Они миллионнократно пропустили через себя весь объём мирового океана, создали почву, наполнили атмосферу Земли кислородом, оставили после себя километровые толщи осадочных пород и топливные богатства недр (костные тела). Не случайно поэтому считает, что живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, её определяющей.

Занимаясь вопросами биогеохимии, изучающей распределение химических элементов по поверхности планеты, Вернадский пришел к выводу, что нет практически ни одного элемента из таблицы Менделеева, который не включался бы в живое вещество. Он сформулировал три биогеохимических принципа.

1. Биогенная миграция химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Этот принцип в наши дни нарушен человеком.

2. Эволюция видов в ходе геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни, идет в направлении, усиливающим биогенную миграцию атомов. Этот принцип при антропогенном изменении средних размеров особей биоты Земли (лес сменяется лугом, крупные животные мелкими) начинает действовать аномально интенсивно.

3. Живое вещество находится в непрерывном химическом обмене с окружающей средой, создающейся и поддерживающейся на Земле космической энергией Солнца. Вследствие нарушения двух первых принципов космические взаимодействия из поддерживающих биосферу могут превратиться в разрушающие ее факторы.

Данные геохимические принципы соотносятся со следующими важными выводами Вернадского: каждый организм может существовать только при условии постоянной тесной связи с другими организмами и неживой природой; жизнь со всеми ее проявлениями произвела глубокие изменения на нашей планете.

Совершенствуясь в процессе эволюции, живые организмы все шире распространялись по планете, стимулируя перераспределение энергии и вещества.

Глубоко изучив биосферу, обобщил эмпирический материал в виде основополагающих выводов.

1. Принцип целостности биосферы. “Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе как о едином целом в механизме биосферы”. Строение Земли, по Вернадскому, есть согласованный механизм. “Твари Земли являются созданием стройного космического процесса, необходимой и закономерной частью сложного космического механизма”.

Узкие пределы существования жизни - физические постоянные, уровни радиации и т. п. - подтверждают это. Как будто кто - то создал такую среду, чтобы жизнь была возможна. Какие условия и константы имеются в виду? Гравитационная постоянная, или константа всемирного тяготения определяет размеры звезд, температуру и давление в них, влияющие на ход реакции. Если она будет чуть меньше, звезды станут недостаточно горячими для протекания в них термоядерного синтеза; если чуть больше, звезды превзойдут “критическую” массу и обратятся в черные дыры. Постоянная электромагнитного взаимодействия определяет конфигурацию электронных оболочек и прочность химических связей; ее изменение делает Вселенную мертвой. Экология также показала, что живой мир - единая система, сцементированная множеством цепочек питания и иных взаимозависимостей. Если даже небольшая часть ее погибнет, разрушится и все остальное.

2. Принцип гармонии биосферы и ее организованности. В биосфере «все учитывается и все приспосабливается с той же точностью, с той же механичностью и с тем же подчинением мере и гармонии, какую мы видим в сложных движениях небесных светил и начинаем видеть в системах атомов вещества».

3. Роль живого в эволюции Земли. “На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а поэтому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. Все минералы верхней части земной коры - свободные алюмокремниевые кислоты (глины), карбонаты (известняки и доломиты), гидраты окиси железа и алюминия и многие сотни других - непрерывно создаются в ней под влиянием жизни”.

4. Космическая роль биосферы в трансформации энергии. Вернадский подчеркивал важное значение энергии и называл живые организмы механизмами превращения энергии. “Можно рассматривать всю эту часть живой природы как дальнейшее развитие одного и того же процесса превращения солнечной световой энергии в действенную энергию Земли”.

5. Космическая энергия вызывает давление жизни, которое достигается размножением. Размножение организмов уменьшается по мере увеличения их количества. Размеры популяций возрастают до тех пор, пока среда может выдержать их дальнейшее увеличение, после чего достигается равновесие. Численность колеблется вблизи равновесного уровня.

6. Растекание жизни есть проявление ее геохимической энергии. Живое вещество, подобно газу, растекается по земной поверхности в соответствии с правилом инерции. Мелкие организмы размножаются гораздо быстрее, чем крупные. Скорость передачи жизни зависит от плотности живого вещества.

7. Жизнь целиком определяется полем устойчивости зеленой растительности, а пределы жизни - физико-химическими свойствами соединений, строящих организм, их неразрушимостью в определенных условиях среды. Максимальное поле жизни определяется крайними пределами выживания организмов. Верхний предел жизни обуславливается лучистой энергией, присутствие которой исключает жизнь и от которой предохраняет азоновый щит. Нижний предел связан с достижением высокой температуры. Интервал в 433оС (от минус 252 оС до плюс 180 оС) является предельным тепловым полем.

8. Биосфера в основных своих чертах представляет один и тот же химический аппарат с самых древних геологических периодов. Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась только ее форма. Само живое вещество не является случайным созданием.

9. Повсеместность жизни в биосфере. Жизнь постоянно, медленно приспосабливаясь, захватила биосферу, и захват этот не закончился. Поле устойчивости жизни есть результат приспособленности в ходе времени.

10. Формы нахождения химических элементов: а)горные породы и минералы; б) магмы; в) рассеянные элементы; г)живое вещество.

Закон бережливости в использовании живым веществом простых химических тел: раз вошедший элемент проходит длинный ряд состояний и организм вводит в себя только необходимое количество элементов.

11. Постоянство количества живого вещества в биосфере. Количество свободного кислорода в атмосфере того же порядка, что и количество живого вещества (1,5 1015 т и 1т). Это обобщение справедливо в рамках значительных геологических отрезков времени, и оно используется для того, чтобы показать, что живое вещество является посредником между Солнцем и Землей и стало быть: либо его количество должно быть постоянным, либо должны меняться его энергетические характеристики.

Вернадский сформулировал идею автотрофности человека, которая приобрела интересный поворот в рамках обсуждения проблемы создания искусственных экосистем в космических кораблях. Пока искусственная биосфера представляет собой очень сложную и громоздкую систему. То что в природе функционирует само собой, человек может воспроизвести только ценой больших усилий. Но ему придется это делать, если он хочет осваивать космос и совершать длительные полеты. Необходимость создания искусственной биосферы в космических кораблях поможет лучше понять биосферу естественную.

Исходной основой существования биосферы и происходящих в ней био-геохимических процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь её расстояние от Солнца и наклон земной оси к плоскости земной орбиты (эклиптики). Это пространственное расположение Земли определяет в основном климат на планете, а последний в свою очередь жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является основным источником энергии биосферы и регулятором всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете. Эту её роль образно выразил один из авторов закона сохранения и превращения энергии Юлиус Майер (1гг.), отметивший, что жизнь есть создание солнечного луча.

Решающее отличие живого вещества от костного заключается в следующем:

Изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в костных телах. Поэтому для характеристики изменений в живом веществе используется понятие исторического, а в костных телах - геологического времени. Для сравнения отметим, что секунда геологического времени соответствует примерно ста тысячам лет исторического;

В ходе геологического времени возрастает мощь живого вещества и его воздействие на костное вещество биосферы. Это воздействие, указывает Вернадский, проявляется прежде всего “в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в костное вещество биосферы и обратно”;

Только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Процесс и механизмы этих изменений впервые нашли объяснения в теории происхождения видов путём естественного отбора Ч. Дарвина;

Живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенное накопление таких изменений служит источником эволюции. высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды.

Непрерывный процесс эволюции, сопровождающийся появлением новых видов организмов, оказывает воздействие на всю биосферу в целом, в том числе и на природные биокостные тела, например, почвы, надземной и подземной воды.

Возникновение жизни на Земле, образование биосферы, её прогрессивная эволюция и появление человека долгое время не укладывались в строгую физическую картину мира, считались термодинамически маловероятными. Однако недавно оформилось представление, согласно которому по законам физики в открытых системах с протоком энергии вынужденно возникают динамические структуры в виде материальных циклов, интенсивно переносящих энергию. Во многих случаях кажется, что они возникают сами по себе, и поэтому явление называется самоорганизацией структур.

Но всегда есть внешняя материальная причина. На Земле - это поток солнечной энергии, который вызывает и организует круговороты вещества: от простых физических (воды, воздуха) до сложных, биологических. Цикл синтеза и распада органических веществ в биосфере, названный биотическим круговоротом, возник на основе круговорота неорганических масс под воздействием потока солнечной энергии.

На рис.1. схематически представлена эволюция биосферы в виде усложнения системы взаимосвязанных циклов.

Рис. 1 Стадии эволюции биосферы (по):

1 - абиотический круговорот (климатический и почвенно-грунтовый), возникновение первичного примитивного биотического круговорота (Б); 2 - рост биосферы и биотического круговорота; 3 - стабильный биотический круговорот, появление человека (Ч); 4- рост человечества, появление техногенеза и техносферы (Т);5 - современная фаза, рост техносферы и влияние её на биотический и абиотический круговороты

Первая стадия соответствует возникновению первичного биотического цикла, осуществлённого сообществом фотосинтезирующих цианобактерий - сине-зелёных водорослей - первых примитивных, но чрезвычайно жизнестойких продуцентов. Поскольку круговорот ещё не сбалансирован с абиотическим, глобальной биосферы как таковой ещё нет.

Вторая стадия соответствует установлению сбалансированного биотического круговорота с участием аэробных форм автотрофов и гетеротрофов, способствующих развитию и росту биосферы.

К третьей стадии биосфера уже давно сформировалась и стабилизировалась, выполнила свои геологические функции, биотический круговорот достиг высокой степени совершенства; появился человек.

Четвёртая стадия характеризуется развитием человеческой цивилизации. И это создаёт новую ситуацию в эволюции биосферы. Новые циклы техносферы ещё не вписаны в биотический круговорот, во многих случаях даже угнетающе действует на функции биосферы.

Пятая стадия современной эпохи характеризуется тем, что человеческое общество поглощает вещество и энергию не только через биосферу, но непосредственно из абиотической среды. Это было бы кардинальным преобразованием хода эволюции биосферы, если бы при этом техногенная нагрузка на биосферу уменьшилась. К несчастью, пока что обращение человека к абиогенным ресурсам только увеличивает эту нагрузку.

Лекция № 2

Тема: «Здоровье детей – медико-экологический индикатор состояния здоровья окружающей среды. Экологически детерминированные состояния, синдромы и болезни детей. Эндемические микроэлементозы. Учение об адаптации».

План лекции :

1. Понятие «здоровье». Оценка состояния здоровья детей в России. Факторы риска.

2. Санитарно- эпидемиологический контроль биобезопасности населения России.

3. Признаки экологической природы заболевания.

4. Адаптация определение. Механизмы адаптации.

Текстовый материал :

Организм здорового человека обладает достаточно четкой системой саморегуляции. Дефект определенного звена является причиной избытка или недостатка металла или дисбаланса других биологических веществ (гормонов, витаминов , ферментов), участвующих в этих сложных процессах регуляции, и проявляется клиническими симптомам

Минеральные вещества поступают в организм человека, в основном, пищевым (алиментарным) путем в неактивном состоянии и активизируются, образуя различные соединения с высокомолекулярными белками. Поэтому содержание минеральных веществ в организме человека изменяется в зависимости от сезона. Весной уровень микроэлементов понижается, а в начале осени - увеличивается. Пусковым механизмом ассимиляции микроэлементов в желудочно-кишечном тракте является снижение их концентрации в тканевых депо или другие регуля-торные процессы, вызванные нарушением соотношения между микро - и макроэлементами или биологическими веществами (гормонами, цитокинами, факторами роста, ферментами).

Путь передачи информации от тканей к клеткам кишечника пока до конца не известен. Предполагается, что процесс контролируется геном-регулятором и осуществляется низкомолекулярными белками (металлотионеинами) через клетки нервной, иммунной и эндокринной систем.

При избыточном поступлении микроэлементов начинает работать система элиминации. В желудочно-кишечном тракте блокируется всасывание микроэлементов (с последующим их выведением с калом). Всосавшиеся в кровь микроэлементы выводятся с мочой, желчью, потом, остальные - депонируются

При развитии различной патологии нарушениям обмена минеральных веществ придается особое значение. Исследования последних лет доказывают, что минеральный состав организма формируется выборочным поглощением отдельных элементов, их концентрацией в биологических средах и избирательной элиминацией. Ход этих процессов зависит как от экологических условий, так и от генетически закодированного, присущего данному организму обмена веществ.

В настоящее время выделены заболевания, связанные с дисбалансом минеральных веществ, - микроэлементозы (гипо - или гипер-). Под этим названием объединены заболевания и синдромы, в этиологии которых лежат недостаток или избыток микроэлементов, их дисбаланс, аномальное соотношение макро - и микроэлементов.

Микроэлементозы могут носить эндемический характер, например эндемический зоб, флюороз, болезнь Прасада. При дисбалансе минеральных веществ (избытке или дефиците) в организме, вызванном алиментарным фактором, неблагоприятной экологической ситуацией, заболеваниями (в том числе и генетически детерминированными - болезнь Вильсона-Коновалова, энтеропатический акродерматит), сопровождающимися нарушением всасывания микроэлементов или длительным применением некоторых лекарственных веществ, микроэлементы вступают в конкурентные взаимоотношения и могут вызвать парадоксальные реакции. Наиболее высока чувствительность к химическим агентам у эмбриона, новорожденного, ребенка раннего возраста, которая объясняется индивидуальной гиперчувствительностью и этническими особенностями реакций на ксенобиотики. Установлены новые закономерности развития вторичной иммунной недостаточности у детей под влиянием загрязнения окружающей среды солями тяжелых металлов. Доказано, что нарушения в системах интерфероногенеза и фагоцитоза встречаются чаще и выражены более интенсивно, чем сдвиги показателей клеточного и гуморального иммунитета крови.

Существует прямая зависимость роста заболевания (особенно наследственного характера) детей от общего ухудшения экологической обстановки, которая приводит к изменению природного содержания микроэлементов. Это касается, прежде всего, геохимической обстановки в крупных промышленных городах. Качество окружающей среды определяется содержанием в ней отдельных вредных веществ. Для оценки наличия комплекса микроэлементов могут служить волосы, в которых по мере их роста (0,33 мм в сутки) накапливаются минеральные вещества, что дает возможность определить динамику их поступления в организм. Волосы являются наиболее удобным и перспективным показателем нормы (средней, фоновой) концентрации элементов в различных популяциях. Опубликованы статистические данные о различии уровней элементной насыщенности волос по полу, возрасту, длительности проживания в регионах, профессии. В качестве биологического показателя загрязнения некоторыми химическими элементами анализ волос находит широкое применение в контроле за состоянием окружающей среды.

Наиболее опасными в токсикологическом отношении химическими веществами являются пестициды и соли тяжелых металлов (то есть с атомной массой более 40 и атомным номером более 20). Они обладают высокой реакционной способностью, склонностью к комплек-сообразованию, биохимической и физиологической активностью. Концентрация минералов в организме человека зависит также от территории. В регионах с избытком или недостатком рассеянных элементов наблюдаются соответствующие изменения в волосах и других биологических средах организма. Существуют допустимый и критический уровни концентрации микроэлементов. Допустимый уровень - количество вещества в организме, которое при постоянной концентрации не вызывает изменений в состоянии здоровья человека. При критическом уровне (выше допустимого в 1,5-2 раза) наблюдаются различные биохимические нарушения. Загрязнение окружающей среды широким комплексом металлов в относительно низких концентрациях регистрируется практически везде в промышленных городах. Оно не всегда приводит к появлению специфических заболеваний, но вызывает снижение иммунобиологической реакции организма, провоцирует различные аллергические реакции, повышение дыхательных патологий, ведет к увеличению общей заболеваемости населения. Таким образом, микроэлементный статус человека напрямую зависит от состояния окружающей среды, продолжительности воздействия патологического фактора, а также реактивности организма.

Учение об адаптации (понятие, теории, школы)

Проводя исследования по теме – «Роль компьютерных игр в успешной адаптации младших школьников к условиям школы», мною были изучены работы. Наибольшее внимание мы уделили работам:

Ромм личности в социуме (37)

Руденского феноменология патологии личности. (40), так как в них на наш взгляд, наиболее полно и последовательно раскрывается понятие адаптации человека.

Прежде всего, рассмотрим термин адаптация.

Адаптация –

(от позднее лат Adaptation – приспособление), в биологии приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования. В физиологии и медицине также процесс привыкания.(41, 22).

В своей работе рассматривает «социальную адаптацию» – как процесс, направленный на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов целенаправленным обменом информацией и адаптивной деятельностью. (38, 8)

Автор доказывает, что социальная адаптация личности отражает процесс её гармонизации в обществе посредством адаптивных стратегий, соответствующих конкретным ситуациям. Своеобразие адаптации личности определяется её индивидуальными потребностями и возможностями и характером адаптивной ситуации. Адаптационный процесс, возникающий как ответ на вмешательство среды, является суммой взаимодействий различных комбинаций деятельностного, поведенческого и информационно-психологического характера. Именно оптимальное сочетание деятельностного и психологического компонентов в реальном адаптационном процессе служит необходимым условием, позволяющим эффективно и быстро осуществлять адаптацию. Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь.

Автором рассматривается отличие социальной адаптации от биологической. Важнейшая особенность социальной адаптации – её универсальный, а не узкоспециализированный характер приспособления. Адаптационный процесс не может носить абсолютного характера, он всегда относительный. Информация в этом случае превращается в эффективное средство активного приспособления социальных систем.

Выявляется, что при определении критериев социальной адаптации ведущую роль играют информационные взаимодействия. Критериями адаптации являются: скорость адаптации – время прохождения информации с момента поступления до выработки эффективной стратегии адаптации; продуктивность деятельности как следствие адаптивной стратегии; эффективное информационное взаимодействие на базе создания собственного адаптивно- информационного пространства; эмоциональная удовлетворенность, опосредованная вышеназванными критериями. (37, 90)

предлагает выделять активную и пассивную составляющую социализации. Идея о двух составляющих может быть распространена на процесс социальной адаптации. Активной стороной социальной адаптации является деятельность по выработке различных стратегий адаптации. Под последними понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), которые обеспечивают состояние индивидуальной или групповой адаптированности. (38, 10)

Выработанная в процессе социальной адаптации комплексная адаптационная стратегия, включающая в себя все многообразие частных индивидуальных адаптивных стратегий, обеспечивает личности возможность релевантных реакций на социальные ситуации, столкновение с которыми вызывает потребность в приспособлении. Адаптивные стратегии оказывают влияние на процесс социализации. Допускается существование трех возможных разновидностей стратегий социальной адаптации: активной, реактивной и комбинированной.

Адаптивной личность будет в том случае, если выбранные ей стратегии адаптации в основном отвечают её потребностям, и оптимизируют взаимодействие с социальной средой. Неадаптивной является личность, которая чаще всего не способна достичь адаптации ре-валентной ситуации.

В плане соотношения социализации и социальной адаптации предлагается исходить из того, что именно фундаментальный процесс социализации формирует комплексную систему предпосылок социальной адаптации. Социализация и социальная адаптация обладают определенными пространственно-временными характеристиками, данные характеристики имеют собственную специфику. При этом процесс социальной адаптации включает в себя цепь циклических по природе этапов «социальной реадаптации», основанных на использовании синхронного инфопроцесса. «Социальная реадаптация» эксплицируется как совокупность циклических по форме, логических этапов выбора и реализации адаптивных стратегий.

20.2. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И МЕДИЦИНА

Ныне под экологией следует понимать не только взаимоотношение растительных и животных организмов со средой обитания, но и взаимодействие человека, его организма с разнообразными факторами окружающей среды. Будучи социальным существом, человек, его организм не может избежать воздействия среды, экологических факторов, влияние общепринятых закономерностей. Ведь даже поддержание внутреннего относительного постоянства среды человеческого организма (гомеостаза) было бы невозможно, если бы в основе его не лежали общие законы биохимических и физико-химических взаимодействий и взаимопревращений.
НТП и социальное развитие привели к качественному изменению содержания процесса биологической адаптации человека к окружающей среде. В прошлом характер патологии определялся патогенными природными воздействиями, сейчас — воздействиями от преобразованной самим же человеком среды обитания, природы.
На протяжении многовековой эволюции человек испытывал воздействие таких факторов, как:
- гипердинамия, т.е. максимальная мускульная активность;
- общее недоедание (калорийная недостаточность);
- специфическое недоедание (недостаточность микроэлементов, витаминов).
Главную роль в определении многих заболеваний в настоящее время соответственно играют:
- гиподинамия, т.е. недостаточная физическая активность;
- информационное изобилие;
- психоэмоциональный стресс.
Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует росту некоторых заболеваний, например, сердечно-сосудистых.
Перестройку испытывает также аппарат психоэмоциональной адаптации. Здесь особое значение приобретает моторизация современного производства и быта, насыщение жизни техникой, шум, ускорение ритмов жизни, резкое возрастание числа межличностных конфликтов. Все эти факторы в конечном счете определяют эволюции болезней, изменение их тяжести, симптоматики, характера осложнений, ведут к исчезновению старых и возникновению новых заболеваний, резко изменяют их характер. Широкое распространение в настоящее время получили заболевания, в возникновении которых большую роль играет психоэмоциональный фактор. Такие факторы, как профессия, отношение к труду, атмосфера производственного коллектива оказывают существенное влияние на состояние здоровья человека. Все каналы эмоциональной взаимосвязи ныне до предела заполнены, а иногда перегружены. Нервная система человека подвергается постоянной, все возрастающей эмоционально-психической “бомбардировке”, начиная от здоровых, тонизирующих, и кончая отрицательными, даже болезнетворными эмоциями. Возрастает темп жизни, укорачиваются сроки морального износа техники, происходит устаревание некоторых профессий, убыстряется развитие науки, техники, что предъявляет новые, повышенные требования к внутренним ресурсам человека, важным компонентом которого является психическое здоровье и эмоциональное равновесие.
Происходит интеллектуализация труда: он все больше включает элементы умственной деятельности при большой ответственности исполняемой работы и повышенных требованиях к органам и системам человека. Однако скорости психофизиологических и соматических реакций организма нередко оказываются слишком замедленными, отстают от ритмов социальной и производственной жизни, возникает социально-биологическая аритмия как общая предпосылка возникновения многих заболеваний.

20.2.1. Здоровье человека
20.2.2. Проблема болезни и здоровья
20.2.3. Единство человека и природы
20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела

20.2.1. Здоровье человека

Если норма является физиологической мерой здоровья, характеризует организм и его составные компоненты с количественной стороны, то здоровье — это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека. Здоровье — это состояние максимальной адаптации (биологической и социальной) человека к окружающей среде. В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье является таким состоянием человека, которое согласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья, развития и совершенствования человека.
Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Эти чаяния и грезы людей отражены в народном творчестве и мифологии всех времен и народов. Здоровье не существует само по себе, раз и навсегда данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
У каждого человека есть свои резервы здоровья. Так, например, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5—9 л воздуха в минуту. А у некоторых спортсменов легкие могут пропускать в 30 раз больше. Это и есть резерв организма. Точно так же есть скрытые резервы сердца, почек, печени. То есть здоровье — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
Здоровье обеспечивает стабильную жизнедеятельность организма. Наряду с основными компонентами народного благосостояния, материального и духовного богатства, уровень жизни человека зависит от уровня его здоровья, а также от масштабов использования резервов его психофизического потенциала. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации на временном векторе истории человечества. Здоровье — это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая самую высокую ступень на иерархической Лестнице ценностей, а также в системе таких степеней бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровье как наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию. Причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей в пище, жилье и других благах, — относительная ценность здоровья в глазах человека все более возрастает и он уделяет ему все большее внимание.
Значение сохранения здоровья неуклонно возрастет по мере влияния технотизированной окружающей среды на человека и его организм. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества.

20.2.2. Проблема болезни и здоровья

Болезнь является вещественной альтернативой нормы и здоровья. Болезнь — это качественно новое состояние организма и личности человека, возникающее в результате воздействия внутренних и внешних патогенных факторов, нарушающих структурно-функциональное состояние организма и проявляющихся в нарушении вида специфической деятельности человека.
Если здоровье рассматривать как проявление нормальной жизнедеятельности организма, которая предоставляет человеку реальную возможность полноценно выполнять общественные, трудовые функции, то болезнь является нарушением нормальной жизнедеятельности организма, ведущим к понижению, а нередко и к потере приспособительной к окружающей среде функции и способностей организма.
Проблему болезни и здоровья в общебиологическом плане следует рассматривать в единстве с проблемой сущности жизни и обмена веществ. Здоровье и болезнь являются специфическими формами проявления жизнедеятельности организма, основным содержанием которого является обмен веществ. Болезнь означает нарушение согласованности течения обменных процессов в целом или некоторых его видов (белкового, водного, углеводного). Болезнь обычно является нарушением многих обменных процессов. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными. В свою очередь повышение и понижение интенсивности обменных процессов, выходя за рамки нормы, нередко ведут к качественным сдвигам и изменениям в организме и возникновению того или иного заболевания.
Современная медицина достигла уровня, когда ставится вопрос о разработке критериев и прогнозов психического и физического развития человека с учетом воздействия на него НТП, изменяемой социальной и экологической среды. Научно-технические достижения усиливают возможности направленного воздействия медицины на развитие человека, способствуя продлению его творческого долголетия. Увеличение продолжительности жизни должно сопровождаться продлением творческого периода деятельности человека.
Пока еще окружающая среда способна восстанавливать равновесие, нарушенное в результате хозяйственной деятельности человека, адаптируясь к этой деятельности. Однако адаптационные механизмы биосферы оказываются сейчас на грани истощения, работают на пределе своих возможностей. На этой основе возникают негативные необратимые сдвиги и изменения, способные пагубно влиять на жизнедеятельность животного и растительного миров, а также человека.

20.2.3. Единство человека и природы

Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. В этот период человек использовал, в основном, средства, содержащиеся в биологических объектах.
По мере развития науки и техники появилась возможность синтезировать различные органические и неорганические препараты. Однако многие ими злоупотребляют. В результате мы все чаще сталкиваемся с людьми, приучившими себя к постоянному приему лекарств. Многие в этой связи страдают лекарственными аллергиями. Широко известны факты, когда многие препараты в момент их выпуска считались безвредными, а с течением времени выявились их опасные свойства.
Многие лекарственные вещества наряду с полезным действием вызывают вредные побочные эффекты, например, нарушают течение обменных процессов, деятельность различных внутренних органов, эндокринных желез. В результате бесконтрольного применения препаратов у болезнетворных организмов возникают “привыкание” и невосприимчивость к этим лекарствам, а болезнь переходит в хроническую форму. Кроме того, антибиотики замедляют развитие как вредных микроорганизмов, так и полезных, а в итоге мы имеем трудноизлечимые грибковые заболевания.
Вывод напрашивается сам собой: если и принимать лекарства, то только те, которые стимулируют работу самого организма, не вмешиваясь грубо в процессы жизнедеятельности. Или вообще постараться избегать применения лекарств и перейти к природотерапии.
Природотерапия — это сознательное или стихийное, непреднамеренное использование бальнеологических ресурсов природы: воздуха, воды, солнца, красоты ландшафтов, запахов растений, фитонцидов и т.д. в излечении и профилактике болезней.
Человек формировался среди естественной природы и связан с нею тысячами нитей. Шум леса, воздух, насыщенный легкими ионами, фитонцидами и кислородом, тысячелетиями стимулировали обменные процессы человека. Окружающая нас среда — будь то лес или поле, пахучие травы и цветы, тенистые парки или солнечные поляны, природные источники и родники, — содержит в себе столько лечебных свойств и факторов, что при умелом подходе их можно применять при всех болезнях и часто даже с большим эффектом, чем широко известные и модные лекарственные препараты.
Благотворное воздействие природы на здоровье че ловека хорошо было известно и крестьянам, которые широко пользовались природотерапией, На работаю щих или отдыхающих на лоне природы бальнеологи ческие факторы действуют в комплексе и очень эффек тивно. Крестьяне же постоянно жили среди этих фак торов естественной среды, незагрязненной природы восстанавливая силы непосредственно при общении с природой.
Рассмотрим некоторые из природных лечебных факторов.
1. Природотрудотерапия — это укрепление здоровья в процессе умеренной работы на природе — в саду огороде, на поле, в лесу и т.д. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, способствует психологической реабилитации человека. Кроме того, большое значение имеет нормальное удовлетворение от проделанной полезной работой. Прекрасный пример в этом плане — Лев Толстой, который в молодости обладал богатырским здоровьем, жил в усадьбе, превосходно питался, но для поддержания своего здоровья граф регулярно занимался физическим трудом.
2. Гидротерапия — использование водных процедур, купаний для лечения болезней и профилактики заболеваний. В древнем китайском трактате записано: “Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин”. Бегание детей по лужам является “зовом предков”. Купание избавляет от многих заболеваний верхних дыхательных путей, ангин и т.п.
3. Аэротерапия — лечение воздушными ваннами. Особенно полезен зимний морозный воздух, лишенный микробного загрязнения. Селяне работали в поле или на сенокосе в легкой продуваемой одежде или обнаженными по пояс, принимали воздушные ванны.
4. Гелиотерапия — загорание на солнце. Оно снижает восприимчивость к раковым заболеваниям в 10—30 раз. Селяне, которые работали от восхода до заката солнца на поле, в саду, в огороде, на сенокосе, одновременно загорали, подвергаясь при этом воздействию лучей широкого спектра. Быть может, поэтому и раковые заболевания были распространены значительно реже. В одном из ведущих университетов США недавно установлено весьма благоприятное воздействие первых утренних “малиновых” лучей на организм человека: этот свет лечит мигрень. У многих народов утренние лучи считались самыми полезными. Однако нарушение озонового слоя резко изменило ситуацию: врачи Японии не советуют находиться соотечественникам на солнце без зонтика, так как это чревато заболеваниями рака кожи.
5. Педотерапия — лечение почвой в прямом и переносном смысле. На Дону, когда почвы еще не были загрязнены, казаки прикладывали к ранкам кусочки почвы, и ранка затягивалась, так как в почве содержатся микроскопические грибы, выделяющие витамины, способствующие свертыванию крови. Сейчас почвы загрязнены и попадание их на ранку может вызвать столбняк и другие болезни. Здесь надо выделить еще одну сторону, которая очень полезна для здоровья, — это хождение по земле босиком.
6. Ландшафтотерапия. Живописный ландшафт поднимает настроение, возвышает душу человека, снимает стресс, отвлекает от тяжелых переживаний. Стресс разрушает иммунную систему, вызывает преждевременное старение организма, различные поломки в нем. Красивые березовые леса не только чаруют своей красотой, но и врачуют тело, возвышают душу. Особенно велика эффективность разнообразных пересеченных ландшафтов, покрытых различными типами лесов. Сосняки с сухим, пропитанным фитонцидами и легкими ионами воздухом уже давно широко используются для лечения легочных заболеваний.
7. Лечение тишиной. Шум вызывает самые различные заболевания: от легкого недомогания до язвы желудка, тяжелого истощения нервной системы. Шум падающих капель использовался в древности в качестве наказания. Поневоле на ум приходят строки из стихотворения А. Вознесенского: “Тишины хочу, тишины... Нервы что ли обожжены? Тишины хочу...” Пенье птиц, шелест деревьев, журчание ручья, звуки дождя — все это оказывает оздоровительное влияние на нервную систему человека и железы внутренней секреции, восстанавливает силы человека, повышает работоспособность и творческий потенциал. Л.Н. Толстой говорил: “Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”.
8. Лечение запахами. Известно, что запахи могут вызывать разные эмоции: навеять грусть и радость, поднять настроение, повысить работоспособность, неприятные запахи вызывают головную боль, головокружение, раздражение, повышают давление и т.п. Установлено, что запах ромашки аптечной успокаивает центральную нервную систему человека. Знаменитые врачи древности Гиппократ и Авиценна наборами нюхательных солей лечили различные припадки, головные боли и другие болезни. Сельские жители на сенокосах вдыхали запахи свежих скошенных трав и сами того не подозревая, лечились от многих болезней. В настоящее время лечение ароматами снова возрождено.
Ныне известно, что листья деревьев выделяют до 200 различных веществ. Только пихта, например, выделяет их около 60. В природе каждое растение издает свой запах, нередко целый букет запахов. Многим известно также благоприятное воздействие на настроение запаха прелых листьев. Установлено, например, что регулярное вдыхание запаха герани помогает многим избавиться от бессонницы. Один профессор задался вопросом: “Почему в большом городе человек быстро устает, а на колхозном рынке в том же городе может ходить часами и чувствовать себя хорошо?” Ответ простой: “Все дело в зелени, в ароматах, которые она источает”.
Существует множество и других природных факторов, оказывающих лечебное действие. Селяне пользовались ими постоянно. Воздействие их было непрерывным, комплексным, естественным и более благоприятным для организма, нежели многие современные методы физио-, водо-, грязе- и т.д. лечения. Современный горожанин больше оторван от природы. А между тем, чтобы сохранить свое здоровье, надо почаще бывать в лесах, на лугах, водоемах, болотах (в ряде стран болота с их абсолютной тишиной стали использовать для лечения нервно-психических расстройств), вести здоровий образ жизни.

20.2.4. Валеология — новая наука о здоровье души и тела

Человечество, различные совокупности людей, наконец, каждый гражданин в отдельности на всех этапах общественного развития стремились и стремятся не только к возможно большей длительности своей жизни, но и к более богатому качественному ее содержанию.
Важнейшее условие самореализации человека во всех сферах деятельности — высший уровень его психосоматической организации. Рассматриваемые в широкой панораме социального бытия все стороны человеческой деятельности и жизни:
- производственно-трудовая;
- социально-экономическая;
- политическая;
- семейно-бытовая;
- духовная а также проведение досуга и получение образования, — все это в конечном счете определяется уровнем здоровья.
Валеология — новая наука о творении здоровья души и тела. Она направлена на поддержание стабильной жизнедеятельности организма. Цель ее — определить качество здоровья и взять эти данные на вооружение.
Многоплановая связь между здоровьем и благосостоянием, характеризуемая причинно-следственными отношениями, обуславливает необходимость разностороннего изучения здоровья в рамках комплексных исследований уровня жизни населения. Как считает академик А.Д. Адо, все болезнетворные факторы оказывают свое воздействие через социальную природу человека, его ближайшее и более широкое окружение.
Важнейшее направление таких исследований — количественный и качественный анализ влияния на состояние здоровья различных факторов, характеризующих условия и образ жизни людей. Теоретический поиск в области факторов здоровья имеет огромное практическое значение в связи с необходимостью разработки оздоровительно-профилактического прогноза и программ. Первостепенная значимость данного направления обусловлена, таким образом, его непосредственной связью с решением конкретных задач социальной политики государства, направленных на сохранения и укрепление совокупного потенциала здоровья населения, на всестороннее развитие психосоматических способностей каждого человека. Это один из коренных вопросов политики в обществе.
Очевидно, что стратегия формирования положительных характеристик здоровья индивида должна строиться в рамках представлений о существовании “факторов риска” нарушения здоровья и развития тех или иных заболеваний. Следует отметить отсутствие точных оценок между ростом уровня здоровья, продолжительности жизни, снижения заболеваемости и смертности и изменениями отдельных показателей уровня жизни и народного благосостояния. Это, в свою очередь, осложняет определение первоочередности осуществления таких мер воздействия на здоровье людей, как совершенствование условий труда, повышение уровня развития здравоохранения и т.д.
Большой практический интерес представляет исследование отдельных компонентов благосостояния под углом зрения “валеологического ресурса”. Для этого необходимо исследовать главные компоненты благосостояния, включая материальные и духовные запросы, по степени их влияния на качество здоровья. Необходимо провести сравнительный анализ условий жизни отдельных групп населения, различающихся по показателям здоровья и болезней.
Практическая значимость таких исследований заключается в том, что их результаты могут послужить основой рекомендаций, дающих определенные ориентиры социальной политики. Таким образом, те или иные социально-медицинские и экономические мероприятия могут получать приоритет по критерию сохранения здоровья.

20.2.5. Валеологические уровни здоровья

Для валеологов больных людей нет. Для них все люди здоровы, но качество здоровья — разное. Н.М. Амосов говорил: “Помогите мне подсчитать количество здоровья у людей!”
В зависимости от количества и качества здоровье всего населения можно разделить на 7 уровней.
Последний, седьмой валеологический уровень здоровья можно назвать “реанимационный”. На этом уровне велики проблемы как физического, так и психического здоровья. Человека надо изолировать и спасать его жизнь.
Предпоследний, шестой уровень здоровья можно условно назвать “опасен для жизни”. На этом уровне идет накопление болезней, некоторые даже будут сокращать жизнь. Например, острое респираторное заболевание “бьет” по почкам. Городское население по результатам обследований валеологов находится, в основном, на этом уровне.
Пятый уровень можно условно назвать “опасен для здоровья”. Здесь накапливаются болезни, но и здоровье тоже накапливается. Человек обладает низкой работоспособностью. На этих низких уровнях наблюдается реакция на выживание по типу млекопитающих, у которых опасности вокруг, а значит, надо много видеть и слышать. У людей наблюдается подрагивание мышц, им трудно сохранить внимание, детям — трудно усидеть на месте. Так, например, отек носа — это реакция рептилий: организм платит за ту ответственность, которую человек на себя возложил. Родители “бьют” на честолюбие, загружают детей, поднимают престиж образования, вовлекают их в более интенсивный процесс обучения и в результате — насморк.
Четвертый уровень — “уровень стабилизации”. Это стадия ремиссии. Болезни есть, но они не проявляются. Организму хватает собственных сил, чтобы адаптироваться к окружающей среде. На этом уровне повышается работоспособность, велика антистрессовая защита. Цель исследований валеологов — вывести все население на этот четвертый уровень. Это реальный уровень. На этом уровне, например, живут спортсмены при грамотном тренере.
Третий уровень — это “уровень полнейшей реализации. планов и способностей человека”. На этом уровне происходит адаптация к доминирующему роду деятельности.
Первые два уровня связаны с развитием у человека неординарных способностей, возможностей целительства и т.п.
Переход с более низкого уровня на более высокий возможен. Ориентация коры головного мозга на выживание идет через обучение, через самосовершенствование. Чем больше знаний, — тем крепче здоровье. Прием повышения уровня здоровья — повышение культуры движения, проведение “минуток здоровья”. Среди способов перехода на более высокий уровень здоровья, используемый грамотными тренерами, можно выделить следующие:
1. Очень строгий режим.
2. Регулярная физическая нагрузка.
3. Адекватное питание: оно включает расчет калорий, содержащихся в различных продуктах, нормирование белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.
4. Релаксация, т.е. снятие напряжения (спортсмены обучаются релаксации до и после соревнования, хороший пример релаксации — расслабление после зарядки).
5. Постановка цели, причем чем выше эта цель, тем лучше. Установлено, что те, кто ставил “планку” высоко, хоть чего-то да добился; поставившие цель стать олимпийским чемпионом, как минимум стали чемпионами города.