В Москве развернулась большая кампания по благоустройству главных улиц города. Осенью в новом виде предстанут Тверская и Новый Арбат. Что из этого выйдет, нам только предстоит узнать. Пока же разбираем пять примеров новых технологий и нестандартных решений при создании малых архитектурных форм и городской мебели, которые могут появиться и в столице.


Городские аттракционы для любителей музыки

Качели, как самостоятельные элементы в городе, всем доказали свою состоятельность еще на примере Триумфальной площади. Канадские архитекторы стали дальше развивать эту тему, превратив двухместные качели в музыкальный инструмент. Для Фестивальной площади Торонто Lateral Office и CS Design установили 30 интерактивных конструкций, которые светятся и воспроизводят согласующиеся между собой музыкальные звуки. Интенсивность излучения и звучания зависит от угла и высоты подъёма качелей, а также скорости движения.

Пример интересен еще и своей морозостойкостью. Конструкция изначально разрабатывалась и тестировалась для зимних условий. Даже полностью покрытый льдом и снегом корпус из поликарбоната продолжает издавать звуки и светиться. Судя по фотографиям, инсталляция пользуется успехом даже во время метелей. Подробнее различные примеры интерактивных инсталляций мы разбирали в материале .

МАФы как световой акцент в городской среде

Продолжая тему качелей можно вспомнить инсталляцию Swing Time в Бостоне. Бюро Howeler + Yoon Architecture установили на лужайке перед выставочным центром 20 кольцевых качелей, светящихся изнутри разными оттенками. Конструкции собраны из сварного полипропилена и оснащены акселерометрами и светодиодами, изменяющими цвет в зависимости от положения качели. В спокойном состоянии объект дает мягкое белое свечение, а в движении цвет плавно меняется на ярко-фиолетовый.

Дизайнер Даан Розегаарде, известный по против городского смога, для голландского Алмере придумал инсталляцию Marbles. Шесть глыб литой непроницаемой формы со встроенными датчиками движения меняют свой цвет и издают звуки при приближении к ним. В проекте использованы LED-светильники, потребляющие всего 15 ватт. Хотя, судя по последним новостям, подобные светящиеся «городские камни» скоро можно будет создавать и без применения электричества. В Мексике активно идет работа по выводу на рынок .

Сверхлегкая мебель из бетона

Когда речь заходит о бетоне, то представляются в сознании именно массивные глыбы, как у Розегаарде. Собственно, компания Bellitalia и получила признание за счет своей классической коллекции цветочниц из архитектурного бетона. Но это не мешает компании развивать другие направления и экспериментировать с современными материалами.

Совместно с архитектурным бюро C+S (интервью с руководителями бюро в 14-м номере журнала speech:) и кафедрой материаловедения Университета Марке Bellitalia изучала на практике предельные возможности бетона. Результатом стала новая серия «Сверхлегкий бетон», основанная на собственной формуле высокопрочных бетонов UHPC (Ultra High Performance Concrete). В отличие от обычного состава, такая смесь чрезвычайно гибка и может заливаться в куда более гибкие формы, благодаря своей способности заполнять промежутки более плотно.

В сравнении с традиционным бетоном у такой формулы прочность повышается в 7-10 раз, что позволяет создавать максимально тонкие для этого материала конструкции. При этом UHPC абсолютно непроницаем для газов и воды. Влажность, соль и агрессивные газы практически не проникают в его капилляры. Поэтому коллекция Bellitalia одинаково хорошо сработает и на улице, и в интерьере. Мебель остается прочной, а за счет своей динамичной формы и больших консольных выносов особенно эффективно смотрится в городской среде, разрушая привычные стереотипы.

Массовая печать мебели из бетона

Бюро Нормана Фостера на правах самого крупного в Британии вкладывает время и средства в новаторские разработки сразу по нескольким направлениям. В этом мы убедились, когда рассматривали студии. Британец создает инфраструктуру будущего, работает над реальными прототипами жилья на Марсе и развивает потенциал 3D-печати из бетона в архитектуре.

Foster + Partners вместе со шведской компанией Skanska заканчивают работу над созданием коммерческого робота, печатающего бетоном. Их технология снижает в разы затраты по времени, позволяя создавать как несущие конструкции, так и малые архитектурные формы. По словам производителей, с помощью робота можно создавать любые искривленные поверхности, которые нельзя получить нынешними стандартными методами производства.


В меньшем масштабе, именно для производства городской мебели, 3D-печать использует американская экспериментальная студия Rael San Fratello Architects . Архитекторы создали первую в мире скамью, напечатанную из полимер-бетона. Сложная форма была смоделирована на компьютере, после чего поделена на 250 частей. Каждую деталь отдельно распечатали на промышленном принтере, скрепив их между собой с внутренней стороны.

Архитектурная мебель из грибов

С конца 1990-х Нью-Йоркский музей современного искусства MoMA PS1 в Куинсе приглашает молодые бюро для постройки инсталляций, затрагивающий проблемы окружающей среды. Например, бюро Office for Political Innovation создало в прошлом году по очистке воды размером с жилой дом. Нас же интересует павильон, построенный годом ранее студией The Living павильон на основе кирпичей из местных грибов, которые растут на сельскохозяйственных отходах стеблей кукурузы.

Американские архитекторы объединись с компанией Ecovative — победителем престижной технологической премии Buckminster Fuller Challenge и по совместительству первой экологической компанией, которая попала в рейтинг Forbes в категории «Самые яркие звезды бизнеса моложе 30 лет». Авторы экспериментирует с естественными материалами, которые не наносят вред окружающей среде.

Для проекта MoMA PS1 из стандартизированных кирпичей был создан павильон вместе с сопутствующей мебелью. Все работы по изготовлению и формовке кирпича велись прямо на стройплощадке. При этом, как утверждают авторы, такой кирпич получается на 15% прочнее традиционного силикатного. Компания уже получила пакет инвестиций на 14 млн. долларов, так что стоит ждать новых наработок в этой области.

Процесс по , да и вообще любой другой сборной мебели, включает в себя процессы от обработки заготовок и нарезки дерева, до сборки и упаковки готовой продукции. Основываясь на современных технологиях конечный продукт в итоге обеспечивается такими показателями как эстетичность, эргономичность и качество.

В процессе изготовлении добротной и востребованной мебели очень важное место занимает использование на различных этапах производства современного, высокоточного дереворежущего и шлифовального оборудования, а также инструмента от признанных производителей.

Стоит отметить, что мебельное оборудование каждый год совершенствуется и модернизируется, что позволяет в тех или иных конструкциях использовать новейшие технологии. Мебель, сделанная из цельной древесины, всегда была дорогой, поэтому чтобы уменьшить стоимость готовой продукции и сделать мебель более доступной и конкурентоспособной, стали применяться материалы из отходов деревообработки. На данный момент за основу материала для изготовления мебели всё чаще берут древесностружечные плиты - древесные частицы, полученные из отходов деревообработки, в последствии измельчённые, высушенные, пропитанные карбамидоформальдегидными смолами и подверженные горячему прессованию.

Этапы сборки мебели:

1. Раскрой прямолинейный. Раскрой облицовочных или ламинированных листов ДСП с высокой точностью, исключая сколы. Форматно-раскроечные станки осуществляют разрез и распиловку древесностружечных, древесноволокнистых плит, а также фанеры, ЛДСП, пластика и др. видов материалов. В свою очередь сверлильно-присадочные станки служат для изготовления глухих и сквозных отверстий при обработке шкантов и различной фурнитуры.

2. Раскрой криволинейный. Раскрой облицовочных или ламинированных листов ДСП по контуру, исключая сколы.

3. Нанесение облицовочного материала на кромку прямолинейной заготовки. Кромка обрабатывается одновременно при подаче заготовки.

4. Облицовка криволинейных заготовок. Нанесение облицовки на криволинейную кромку с последующей обрезкой материала. Горячий пресс с плоскими плитами применяется в качестве облицовки плоских изделий шпоном и декоративными пленками

Мебель является неотъемлемой частью повседневной жизни. Мебель и другие детали интерьера оформляют наше существование, создают комфорт и уют, дарят практичность и эстетическое удовольствие.

Технологии мебельного производства насчитывают тысячелетия. Многие процессы остались без изменений, что-то ушло в прошлое, уступив место новому.

Наибольших успехов в применении материалов, создании новых технологий и методов обработки удалось добиться в последние несколько лет.

Что же можно назвать новыми технологиями в мебели сегодня?

Новые технологии «воздушной» мебели

Пожалуй, самыми необычными вариантами оформления домашних интерьеров можно назвать образцы «воздушной» мебели. В данной технологии используется довольно старый принцип, который успешно реализовывался в производстве воздушных матрасов на протяжении нескольких десятков лет. Отличие только в сложности конструкций, интенсивности их использования и масштабах производства.

Кстати, конструкции прошлого имели один весьма существенный недостаток, который значительно сокращал их срок службы - они изготавливались из ПВХ (еще раньше - из плотной резины) и имели сварные швы. При длительной или неправильной эксплуатации эти швы могли довольно быстро выйти из строя и начать пропускать воздух. К тому же такие изделия имели ограничения по весу сидящего и были неремонтопригодны.

Современные модели имеют гарантийный срок службы - более десяти лет, они производятся бесшовным методом, легко моются и ремонтируются. Кроме того. Вы можете самостоятельно регулировать уровень упругости вашей мебели с помощью регулировки давления воздуха внутри каждого ее элемента.

Новые технологии применения универсальной ЛДСП в мебели

Пожалуй, самым популярным на сегодняшний день материалом для изготовления мебельных конструкций остается ламинированная древесно-стружечная плита. Сам по себе материал тоже хорошо известен любому профессионалу и потребителю.

ЛДСП является дешевым аналогом натурального дерева и шпона. Благодаря различным технологиям окрашивания поверхности, такая мебель может имитировать камень, древесину любых пород, пластик, керамику и даже металл. При этом, слой ламината надежно защищает любое изделие от воздействия влаги, обеспечивая экологичность и долговечность вашей домашней обстановки.

Новые технологии мебели позволяют широко использовать ЛДСП не только для производства мебели эконом-класса, но и для сборки гарнитуров, имеющих более высокий потребительский класс.

Технические хитрости в технологиях производства мебели

К сожалению, большинство технических новинок, которые активно применяются в изготовлении мягкой и корпусной мебели были придуманы за пределами России, но это не мешает активно применять их в отечественном мебельном производстве.

Среди наиболее заметных и популярных новых технологий мебели :

  • Использование высокоточного лазера для прочной фиксации облицовочной кромки, повышения влагостойкости и значительного улучшения эстетических характеристик.

  • Применение технологии нестинг, разработанной около 20 лет назад и основанной на экономичном раскрое крупномерных ДВП. Эта технология существенно экономит время на подготовку деталей и позволяет получать готовые комплектующие высокого уровня точности.

  • К дизайнерским новинкам, которые достигаются современными технологическими средствами, можно отнести многообразие видов состаривания поверхностей. Это может быть фактурное структурирование, эффектное браширование, патинирование с помощью спецсоставов. Для этого используется как механическая, так и химическая обработка. Особенно выигрышно состаренная поверхность смотрится в изделиях модного сегодня стилистического направления прованс; а также имитация грубой обработки для придания интерьеру брутального готического вида.

Продолжая тему имитации старинной мебели в современном производстве, стоит обратить особое внимание на новые технологии мебели, которые позволяют сочетать в едином интерьере элементы различных стилей и направлений.

Эклектика приобрела популярность благодаря широкому распространению коллекционирования этнических и субкультурных сувенирных предметов.

Чтобы «трофеи» заядлых путешественников смотрелись органично в едином пространстве дома, во многих коллекциях используются модульные технологии, позволяющие комбинировать элементы в зависимости от разнообразия цветовой гаммы интерьерного фона и отдельных акцентов.

Новые и современные технологии в мебели на выставках

Все самые передовые новые технологии мебели и результаты их применения вы можете увидеть на регулярно проводимых в «Экспоцентре» специализированных мебельных выставках (например, выставка «Мебель» , проходящая осенью каждый год). Здесь можно подробно узнать не только о зарубежных технологиях, но и о разработках отечественных производителей, применяющихся в изготовлении мебели для дома и офиса.

Читайте другие наши статьи: / от

Чтобы создать уют и своеобразную атмосферу в современной квартире или доме, сегодня есть все – безудержная фантазия архитекторов, дизайнеров и конструкторов, новые материалы и передовые технологии, позволяющие проделывать с привычными материалами невообразимые вещи.

Общей тенденцией для меблировки последних лет можно считать стремление к максимальной функциональности. Конечно, в салонах можно приобрести традиционную деревянную мебель, габаритную и требующую пространства, выполненную в самых разнообразных стилях. Традиция всегда имеет место, кому-то все равно будет хотеться жить «немного в прошлом». В этом есть определенный шарм. Но мысль и технологии делают свое дело, и в итоге мы получаем необычные мебельные решения.

Во времена генной инженерии, когда для человека не представляет сложности внедрить в растение гены насекомого, что стоит совместить, скажем, туалетный столик и холодильник. Такие модели уже существуют. Небольшая холодильная камера, встроенная в столик служит для охлаждения масок для лица, хранения косметических средств. Дамы оценят.

Своеобразные симбиозы в мебели, в общем-то, новость почти вековой давности. Вспомним, например, пресловутые советские диван-кровати. Но современная мебель, конечно же, ушла несравнимо далеко от этих первых решений.

Нынешнюю можно назвать, перефразируя, не иначе как «диван-всё». Некоторые модели совмещают в себе элементы и функции дивана, комода, полок, журнального столика и могут трансформироваться в двуспальную кровать, кресло или несколько удобных для сидения пуфов.

Разделив элементы дивана на отдельные секции, можно использовать различные комбинации, меняя таким образом его внешний вид. Подвижные составляющие дивана легко трансформируются. Каждая новая сборка данной конструкции предполагает комбинирование подлокотников, спинок и других вспомогательных элементов для сна и сидения, которые могут поворачиваться и крутиться под разными углами. Так, например, раскладная спинка некоторых моделей трансформеров служит еще и дополнительным спальным местом, а специально опускающийся подлокотник легко превращается в комфортное сиденье со столом.

Инновационные технологии в производстве кухонной мебели

Оснащается множеством новых приспособлений, начиная от кухонных шкафчиков, которые открываются нажатием кнопки, до столов-трансформеров, оборудованных электрическим приводом и изменяющих размер по желанию хозяина. Причем большинство из них производят по замерам жилого пространства заказчика, подбирая наиболее удобные и востребованные варианты. Специальные механизмы служат для втягивания дверцы, тем самым способствуя бесшумному и быстрому ее закрытию. Не меньшей практичностью и функциональностью порадуют покупателей инновационные тандембоксы вместо классических полок, позволяя размещать на них около 50 кг различной утвари. Некоторые виды кухонной мебели имеют встроенные лотки для столовых приборов, удобные линейные разграничители, вертикальные функциональные делители, а также выкатные ящички с двойным дном.

Радиусные шкафы

В последнее время актуальны радиусные шкафы. Они могут быть различной формы – радиальные и полукруглые, изогнутые. Такая мебель изготавливается под заказ и идеально вписывается в конкретное помещение. Она позволяет максимально эффективно и компактно размещать достаточно большое количество вещей.

Угловой радиусный шкаф-купе

У подобных шкафов отсутствуют какие-либо ограничения по своей форме. Они могут повторять изгибы на полу и на потолке, а также удачно закрывать ненужные углы. Эти конструкции многофункциональны. Здесь можно соорудить большое количество различных полочек и ящичков, а на стойке с множеством вешалок компактно размещать как верхнюю, так и повседневную одежду. Более того, в угловых радиусных шкафах найдется место для обуви, книг, бытовой техники и других вещей.

Радиальный шкаф-купе

Радиальные шкафы – оптимальный вариант для . Круглая конструкция удобно размещается в любом углу, занимает минимум пространства и облагораживает общий интерьер. Такое искусство дизайна привлекает своей красотой, новизной и эксклюзивностью.

В то же время есть течение в мебельной моде, которому чужда любая рациональность. Дизайнеры, разрабатывающие так называемую бесформенную мебель и вычурные сложные модели, стремятся, с одной стороны, к комфорту для человека, а с другой – к утверждению и главенству эстетики в интерьере. То есть главное, чтобы было красиво и необычно, а уж то, насколько удобно сидеть на кресле-ковре или хранить вещи в прозрачном комоде – вопросы второстепенные.

Теги:

Сегодня существует огромное разнообразие видов мебельных изделий. Мебель различается:

  • по назначению: бытовая - для гостиной, спальни, детской и подростковой комнат, для кабинетов, кухонь, прихожих, столовых, для отдыха (мягкая); гостиничная; корабельная; для поездов; для самолетов; для общественных зданий; офисная; садово-парковая;
  • по материалам, из которых она изготовлена, и по способам изготовления: из массивной древесины, из плитных материалов, металлическая, пластмассовая, стеклянная; гнутоклееная, плетеная;
  • по конструкции: корпусная, встроенная, решетчатая;
  • по стилям, видам отделочных материалов и т. д.

Этот перечень не претендует на точность классификации мебельных изделий и не охватывает всего разнообразия, которое постоянно пополняется появляющимися на рынке предложениями разработчиков мебели. Ведь производители стремятся не только удовлетворить высказываемые требования покупателей, но и выполнить скрытые пожелания потребителей. Поэтому не все предложения новых видов мебели приживаются на рынке − если новшества не отвечают ожиданиям покупателей, то они не станут платить за ненужную вещь.

Древнейшая мебель создавалась при строительстве жилища и была неподвижной (сегодня её назвали бы встроенной). Современное понимание мебели связано с возможностью передвигать изделия по помещению при обустройстве жилища. Что, разумеется, не исключает и варианты встроенных шкафов, столов, полок и т. п.

Для работы с древесиной издавна использовались разнообразные инструменты: топоры, тесла, пилы, долота, токарные резцы, скобели, сверла, стамески, резцы для резьбы по дереву. Лесопиление на Руси узнали в XVII веке. Бревно и кряж с помощью клиньев раскалывали на три части и получали срединную толстую доску и два горбыля. Эти доски тесали до нужной толщины. Для соединения деталей мебели использовали шипы разных конструкций, шпонки, нагели и различные клеи. Щитовые элементы мебели изготавливали, соединяя между собой бруски поперечными брусками в форме клина.

В том же веке появились декор мебели и резьба на мебельных изделиях.

Крепежная фурнитура стала использоваться мебельщиками только в XX веке.

На рубеже XIX-XX веков производство носило индивидуальный характер. Ведь даже при изготовлении партии одинаковых изделий не применялся обязательный в серийном производстве принцип взаимозаменяемости. Необходимое качество сборки достигалось подгонкой, доработкой деталей. В этот период были изобретены первые специализированные станки для столярного и мебельного производства. Многие из них принципиально сохранили конструкцию: круглопильный станок с кареткой, фуговальный станок, ленточнопильный станок и др.

Появившиеся столярные плиты (клееная конструкция из брусков с наружными слоями из фанеры) значительно повысили производительность мебельных фабрик и мастерских и качество щитовых деталей. Широко применялась технология облицовывания: оклеивание пластей и кромок деталей, сделанных из дешевых пород древесины, и столярных плит шпоном более ценных пород.

Переходу мебельного производства на промышленную основу способствовали:

  • применение металлической крепежной фурнитуры;
  • появление оборудования, позволяющего уменьшить долю ручного труда;
  • использование фанеры и столярных плит в конструкциях;
  • заимствование из машиностроения принципа взаимозаменяемости, то есть соблюдение требований к точности изготовления деталей (в виде предельных отклонений размеров), позволяющее собирать мебель без предварительной подгонки.

Наиболее значительное развитие мебельные технологии получили во второй половине XX века. И на темпы, и на направления этого развития оказывало большое влияние появление новых и совершенствование используемых материалов для мебельных изделий.

Можно по-разному относиться к древесно-стружечной плите (ДСтП) как материалу для мебельных конструкций, но нельзя недооценивать её значения для развития мебельных технологий. С её появлением производители получили возможность раскраивать полноформатные плиты на заготовки нужных размеров, не обращая внимания на направление волокон.

Проблема с сушкой древесины уже была не так остра для производственников, оставалось только обеспечить сушку деталей из массивной древесины.

Вот как изменились мебельные технологии с появлением ДСтП. Были созданы станки для раскроя полноформатных плит, а затем и линии, выполняющие весь набор операций раскроя, в том числе и такую интеллектуальную функцию, как составление карт раскроя. Разработан специальный инструмент для обработки ДСтП с твердосплавными вставками, напаянными пластинами: пилы, фрезы, сверла; развилась целая отрасль по производству и обслуживанию дереворежущего инструмента. Необходимость наращивать производительность требовала повышения скорости обработки при всех операциях. Для выполнения многих операций стали внедряться станки проходного типа. Изменилась технология облицовывания пластей щитовых деталей из ДСтП, так как плита в качестве основы для облицовывания потребовала другого подхода к подготовке и режимам производственного процесса. Появились материалы для облицовывания в виде пленок на основе пропитанных смолами бумаг; использовавшиеся многопролетные прессы уступили место однопролетным «короткоконтактным» прессам проходного типа, применение которых стало возможным благодаря созданию клеев быстрого отверждения. Такие прессы хорошо встраивались в линии облицовывания. Возникли линии каширования. Для формирования отверстий стали использовать многошпиндельные сверлильно-присадочные станки проходного типа, которые значительно повысили производительность и не требовали много времени для перенастройки. Облицовывание кромок заготовок тоже приобрело проходной характер − этому способствовал клей-расплав, который отвердевал сразу после охлаждения. Станки проходного типа были созданы в 60-х годах прошлого века и позволили механизировать эту трудоемкую операцию и значительно повысить производительность фабрик.

Предприятия выстраивали серийные, даже крупносерийные производства: станки проходного типа, полуавтоматические, автоматические линии обработки, укладчики, передающие устройства между операциями, − все это увеличивало скорость, производительность труда работников, давало больше возможностей для обеспечения высокого качества продукции, но… привело к существенному сужению ассортимента выпускаемой продукции.

Следующий этап серьезного развития мебельных технологий пришелся на период появления на рынке древесно-стружечных плит, облицованных пленками на основе бумаг, пропитанных смолами. В России такие плиты называются ламинированными. Стало возможно не думать об операции облицовывания пласти и об отделке защитно-декоративными материалами. Технология производства мебельных щитовых заготовок сводилась к нескольким операциям:

  • раскрою уже облицованных полноформатных плит, заранее выбранного цвета и текстуры (при таком раскрое, однако, следовало учитывать направление рисунка облицовки);
  • облицовыванию кромок заготовок (при этом выполнялся весь комплекс сопутствующих операций обработки облицованных кромок - снятие свесов и формирование фаски, шлифование или полирование, если этого требовал кромочный материал);
  • сверлению отверстий под фурнитуру.
Набора этих операций достаточно для изготовления деталей прямоугольной формы, из которых можно собирать мебель простейшей конструкции.

Неискушенному предпринимателю такая технология покажется простой и легкой. Но это не так. «Простая» технология таила в себе новые проблемы:

  • при раскрое ламинированных плит обычным способом от пилы неизбежно образовывались сколы облицовочного материала, которые нельзя зашлифовать или зашпаклевать и закрыть лакокрасочным слоем;
  • на уже готовом покрытии заготовок при проведении последующих операций образовывались царапины, а финишной отделки, которая «исправляла», скрывала возникающие в процессе производства деталей мелкие проблемы, не было;
  • отсутствие процедуры нанесения защитного покрытия на уже облицованные кромки деталей потребовало особого внимания к снятию свесов облицовочного кромочного материала и формированию фаски. Дело в том, что фаска оставалась теперь без защиты при эксплуатации, а её толщина уменьшилась, ведь материал на основе пропитанных бумаг намного тоньше шпона.

Все эти проблемы потребовали от работников мебельного предприятия более аккуратного, бережного отношения к объекту обработки на всех операциях − и технологических, и транспортных. Первым решением проблемы сколов было введение обработки кромок раскроенных заготовок фрезерованием − трудоемкой и дорогостоящей операции. Затем появились станки с подрезной пилой, которые за счет точности настройки взаимного расположения основной и дополнительной пилы позволили избежать сколов и дополнительного фрезерования.

С начала широкого использования ламинированных ДСтП в мебельном производстве прошло больше 30 лет. Технологии совершенствовались, сам материал изменялся: появилось много разнообразных рисунков и текстур, а также плиты, облицованные пленками, пропитанными меламиновыми смолами, которые более стойки к механическим воздействиям.

На дальнейшее развитие технологий и конструкции мебельных изделий, безусловно, повлияло и появление плит MDF. Их плотная однородная структура позволила облицовывать детали тонкими материалами без дополнительной подготовки основы, а способность равномерно впитывать лакокрасочные материалы дала возможность покрывать поверхности глянцевыми эмалями.

Стоит отметить, что запросы мебельщиков привели к изменениям и в технологии выпуска древесно-стружечных плит: теперь они поступают от деревообработчиков уже калиброванными, шлифованными, со специальными мелкоструктурными наружными слоями. А ведь ещё в 70-80-х годах прошлого века перед мебельными фабриками стояла проблема калибрования заготовок из ДСтП, а также дополнительного шпаклевания поверхностей (или применения дополнительного слоя облицовочного материала, так называемого подслоя) заготовок перед их облицовыванием тонкими пленками.

Завоевывающий сегодня все большую популярность плитный материал с сотовым заполнением тоже даст толчок новым разработкам в технологиях мебельного производства. Хотя крупнейшие производители крепежной фурнитуры прилагают немалые усилия, для того чтобы мебельщикам не пришлось менять присадочное оборудование при переходе на новый материал. Они предложили для плит с сотовым заполнением специальные конструкции стяжек, петель и т. п.

А вот операция облицовывания кромок таких плит потребовала создания дополнительного опорного слоя кромочного материала и фрезерования специального паза под него. Тем не менее специалисты прогнозируют широкое применение этого материала в мебельной промышленности из-за его несомненного преимущества − небольшого удельного веса.

А вот пример того, как изменение качества облицовочного материала, в частности декоративного бумажно-слоистого пластика (ДБСП), привело к изменению технологии изготовления мебели. Ещё 1970-1980-е годы на мебельных фабриках использовался ДБСП, который терял декоративные свойства при нагревании в горячем прессе, поэтому его наклеивали только холодным способом. Современные ДБСП не только могут иметь глянцевую, матовую или специальную бугристую поверхность, но и не боятся кратковременного нагрева, что позволяет проводить облицовывание этими материалами в тех же прессах, где проводятся подобные операции с использованием других пленок или шпона.

А способность ДБСП «постформироваться» (при нагреве его можно изгибать) позволила разнообразить конструкцию таких деталей мебели, как столешницы и фасады. Так возникла новая операция − постформинг.

Стоит отметить и такой широко применяемый облицовочный материал, как пленки ПВХ, которыми облицовывают мебельные поверхности в вакуумных прессах. Этот способ и этот материал позволяют облицовывать самые разнообразные рельефные поверхности быстро и с высоким качеством. А прессы этой же группы − мембранные − дают возможность использовать для рельефных поверхностей и другие облицовочные материалы (шпон, различные пленки).

На современном этапе меняется и концепция мебельного производства, которое теперь стремится удовлетворить разнообразные желания потребителя.

Фабрики в пылу конкурентной борьбы расширяют ассортимент выпускаемой продукции. Но конструкции оборудования проходного типа, которым требуется немало времени на перенастройку, сдерживают это движение вперед.

Современные обрабатывающие центры различной функциональной направленности решают эту проблему. Эти станки с ЧПУ, относящиеся к позиционному оборудованию, быстро настраиваются, имеют высокую производительность и точность. Обрабатывающие центры, как правило, не расставляют по технологическому потоку − из них формируют самостоятельные участки.

Операции, выполняемые на таком оборудовании, носят комплексный характер, то есть укрупняются: при одной установке заготовки выполняется несколько простых операций. Процесс развития технологий и организации мебельного производства вплотную подошел к изготовлению изделий по индивидуальному заказу потребителя, но теперь на высокопроизводительной автоматизированной основе. Передовые мебельные предприятия уже работают по этим современным принципам.

Ирина БАТЫРЕВА, доцент СПбГЛТА