Голубоглазый ирландец, который сейчас считается одним из самых перспективных актёров и европейского кинематографа, и Голливуда, с детства мечтал прославиться. Вот только стать он хотел рок-звездой, и всё своё свободное время посвящал музыке. Во время обучения в средней школе пробовал силы в качестве гитариста и солиста нескольких музыкальных групп, в том числе с младшим братом Пэйди в The Sons of Mr. Green Genes.

Такое увлечение музыкой вскоре дало свои плоды - в 1996 году им было сделано предложение заключить контракт с музыкальным лейблом, но оно было отклонено: родители не одобрили столь раннее вовлечение детей в суровый мир шоу-бизнеса, да и сам контракт был довольно «скользким», по которому юные исполнители теряли права на свои песни. Возможно, это и к лучшему, ведь тогда мир не узнал бы, каким Киллиан может стать великолепным актёром.

После колледжа Киллиан поступает в университет, где начинает посещать студенческий театр. Поначалу это было свободное времяпровождение, но это интересовало и затягивало парня всё сильнее.

Киллиан проявил небывалую настойчивость в своём желании связать жизнь с театром. Он бросает учёбу в университете и, распрощавшись с намерениями стать юристом, начинает ходить на прослушивания в Corcadorca Theatre Company. Он получает главную роль в пьесе со странноватым названием «Диско-свиньи». Этот спектакль имел ошеломительный успех в Ирландии, а Киллиана прославил на всю страну.

Карьера в кино началась в Великобритании, где прошла экранизация «Диско-свиньи» и Киллиану Мёрфи досталась центральная роль, которая «задала тон» будущему амплуа.

Асоциальный подросток, существующий только ради своей любимой и творящей вместе с ней различные социальные безумства – вот кем был главный герой этого фильма. Роли злых гениев, маньяков, людей на грани нервного срыва/сумасшествия следовали за голубоглазым ирландцем одна за одной. И что уж скрывать, он просто создан для них.

В США об актёре узнали после премьеры фильма ужасов «28 дней спустя» в 2002 году.

Как ни пытался Киллиан записаться в ряды «киношных» протагонистов, и даже проходил пробы на роль Бэтмена в фильме «Бэтмен: Начало», но образ закоренелого злодея не отставал от актёра и он получает роль доктора Крейна. Интеллигентный психиатр оказался психопатом – вот именно такие изменения в пределах одного фильма даются Мёрфи лучше всего.

Ещё один фильм, в котором Киллиан играет злодея – «Ночной рейс» 2005 года. Здесь он в роли киллера сотрудничал с красавицей Рейчел Мак Адамс, идеально вписавшейся в роль жертвы.

По достоинству оценить актёрское мастерство можно в психологическом триллере «Пикок» 2008 , в котором 32-летний актёр сыграл мужчину с раздвоением личности.

В 2004 году вступил в брак со своей подругой-художницей Ивонн МакГиннесс. Пополнение в семействе состоялось в 2005 и 2007 годах – у пары родились сыновья Малаки и Арaн. Вся семья живёт в Лондоне.

Но Киллиан Мёрфи способен успешно творить не только в рамках заданного амплуа киллеров-маньяков-психопатов. Он сыграл обаятельного трансвестита в «Завтраке на Плутоне», астронавта-физика, обеспокоенного проблемой спасения мира в «Пекле», доктора-патриота в «Ветер, что колышет ячмень».

Одна из последних работ – В сердце моря» (2015)

В работе обаятельный 39-летний ирландец не «всеяден» (как и в жизни, являясь вегетарианцем и старается участвовать только в тех проектах, в которых видит вызов для себя, как актера.

Мы восхищаемся талантливыми людьми. Именно поэтому они да и сам творческий процесс окутаны множеством мифов и легенд. Людям, которые хотели бы творить, но не уверены в своих способностях, часто кажется, будто талант - это что-то врожденное. И нужно сначала понять, есть ли он у тебя, прежде чем что-то создавать. Однако Дэниел Койл в своей книге «Код таланта» приводит научные исследования, доказывающие, что талант - этот тот же навык, который человек отработал десятки тысяч раз и в конце концов овладел им виртуозно.

Мы разобрали основные стереотипы о творческих людях. На примере всем известных писателей, художников и музыкантов мы покажем, как на самом деле создаются шедевры.

Миф 1. Лишения способствуют творчеству

Мы можем посмотреть, что действительно происходит с человеком искусства в критической ситуации, в фильме «Пианист». Он показывает, как выживал в оккупированной фашистами Польше Владислав Шпильман - один из самых талантливых пианистов ХХ века.

Если вкратце: человек потерял всю семью, дом и даже право на жизнь. И эти события отнюдь не способствовали его творческим успехам.

Вспомните пирамиду Маслоу: прежде чем переходить к высшим потребностям, к которым относится творчество, нужно закрыть низшие - в сне, еде и безопасности. Если человек регулярно недоедает, плохо спит и думает только о выживании, его мозг находится в состоянии стресса и не способен к творческой работе.

Миф 2. Алкоголь повышает креативность

Группа австрийских ученых провела исследования, доказывающие, что небольшие дозы алкоголя делают человека более сообразительным и оригинальным. Для этого нужно выпить около 300 мл пива или 100 мл вина.

Но увеличение дозы затормаживает работу мозга и ухудшает мыслительные функции. А при постоянном употреблении исчезнет эффект и от 300 мл. Ведь человеку понадобится для опьянения уже бо́льшая доза, и положительного влияния на креативность не будет.

Что насчет творческих гениев? Многие из них восхваляли выпивку и в жизни, и в работе. Однако творить предпочитали трезвыми. Стивен Кинг писал свою норму слов днем, а вечером переходил к выпивке.

Хемингуэй, хоть и любил раздавать советы в стиле «Пиши пьяным - редактируй трезвым», прилежно садился писать каждый день до обедам трезвым. Возможно, они были бы и рады работать в опьянении, но мозг человека не позволяет этого делать даже великим творцам.

Миф 3. Наркотики стимулируют фантазию

Наркотики известные творческие личности любили не меньше алкоголя. Но, как и с выпивкой, их пристрастие окутано ореолом романтизации, а неприглядные факты затерты.

Гении в творчестве были в то же время обычными зависимыми людьми и употребляли запрещенные вещества по той же причине, что и все наркоманы: чтобы облегчить свое состояние. Некоторые из них, как Хантер Томпсон, художественно описали свой опыт приема наркотиков. Но это были не фантазии автора, а реальные галлюцинации, которые испытывают все наркоманы, независимо от таланта.

Проще говоря, сами по себе наркотики не сделали гениальным творцом ни одного человека. Зато убили немало талантливых людей.

Миф 4. Творческому гению не нужна обычная работа


«Гениями» большинство известных нам людей стали в довольном зрелом возрасте. Кому-то было за 30, другим за 40 и даже больше. Все эти годы они (за редким исключением) работали, чтобы себя обеспечить, а творчеством занимались на досуге. Для многих работа служила еще и источником вдохновения.

Кен Кизи был помощником психолога - благодаря этой профессии и родился роман «Над кукушкиным гнездом», который принес ему мировую славу. Чарльз Диккенс подростком трудился на фабрике - эти воспоминания в будущем стали основой «Оливера Твиста».

Талантливый человек может использовать для творчества любой материал, в том числе и самую заурядную работу. Так что если вам кажется, что ваша профессия мешает творчеству, это, скорее всего, отговорки.

Миф 5. Нельзя творить на заказ

Некоторые думают, что гениальный творец должен быть как Ван Гог, который жил в нищете и не мог продать ни одной работы. Однако в мире искусства гораздо больше противоположных примеров, доказывающих, что талант может проявить себя в любых условиях.

Сальвадор Дали на заказ создал логотип Chupa Chups, по которому эту конфету до сих пор узнают во всем мире. Джек Керуак после успеха романа «На дороге» зарабатывал писательством и имел заказы на книги от нескольких издательств. Гонорары не помешали ему создать еще несколько крупных произведений.

Творческая профессия в некоторых аспектах такая же, как и любая другая: у нее есть свой покупатель и автор получает за нее деньги. Невостребованное творчество, оцененное много позже, - это скорее исключение.

Миф 6. Гении творят по вдохновению

Для каждого гения творчество - это постоянный систематичный труд. Например, Джоан Роулинг разрабатывала структуру книг о Гарри Поттере, прописывала характеры и действия героев почти 10 лет и знала, чем все закончится, уже к моменту выхода 1-й книги.

Почему сложно создать шедевр по вдохновению? Все дело в биологии. Когда мы учимся чему-то новому, в мозге создается нейронная сеть. Если мы регулярно тренируемся - пишем, играем на гитаре или в футбол, - нейроны покрываются миелиновой оболочкой. И чем больше миелина вокруг нашей цепи из нейронов, тем проще и лучше нам дается новая деятельность.

Но оболочка утолщается только путем постоянной практики. Поэтому постоянные тренировки делают нас более креативными, свободными и оригинальными - дают возможность творить. Если же нейронная сеть плохо натренирована, мы делаем все медленно и некачественно и остаемся на уровне любителей и дилетантов.

Миф 7. Талант - это врожденное


Выше мы уже писали, что нейронные сети создаются и укрепляются только путем постоянных тренировок. Но все не так просто. Недавнее исследование психологов из Принстона доказывает, что одних тренировок для успеха недостаточно.

В конечном итоге более успешным становится тот, кто меняет сложившийся подход и традиции. Примеров множество: Сальвадор Дали, который стал проповедником сюрреализма, или «Битлз», которые взорвали мир рок-н-ролла. Все эти люди настолько отличались от всего, что было до них, что моментально вошли в историю.

Но здесь есть большое «но»: для креативного подхода нужна база. К тому моменту, как создать свои шедевры и хиты, Дали уже умел рисовать, а «Битлз» - играть. Никто из них не придумал ничего стоящего в детстве, хоть и имел творческие задатки. Чтобы менять традиции, нужно в них разбираться, а на это требуется время.

Миф 8. Творчество доступно только людям искусства

Некоторые люди чувствуют в себе творческие задатки, но не могут их реализовать, потому что работают на «скучной» работе. Но на самом деле творческий подход доступен в совершенно любых профессиях. Учителям нужно мыслить оригинально, чтобы заинтересовать ребенка своим предметом. Даже для грамотного распределения бюджета требуется определенный креатив, если бюджет ограничен.

Оригинальное мышление нужно не только в искусстве. Мы используем его и в работе, и в жизни, чтобы находить неочевидные решения сложных ситуаций или просто самовыражаться.

В мире множество людей самых разных профессий, отличающихся креативным мышлением: Алан Тьюринг, например, заложил основы современной информатики, когда во время Второй мировой войны создал машину, способную взломать шифры немецкой армии. А школьный дворник рисует во время работы картины прямо на снегу. «Скучная» профессия не мешает ему творить.

Миф 9. У всех талантливых людей необычная яркая жизнь


Часть людей волнует не творчество как таковое, а бонусы, которые они от него получат: слава, награды, деньги. Мы знаем множество людей, которые действительно получили это все благодаря таланту. Но какой процент они составляют от всех талантливых и даже гениальных? На самом деле очень небольшой.

Когда мы представляем себя на месте тех, кто уже добился успеха, то делаем одну из распространенных ошибок систематического отбора - «ошибку выжившего». Обращаем внимание на победителей, но игнорируем тех, кто проиграл - остался неизвестен при жизни или не смог прокормить себя творчеством.

Если хотите отрезвить себя, почитайте биографию Кафки: нынешний гений литературы в свое время был заурядным писателем, всю жизнь проработал клерком, прожил на одном месте и скончался в возрасте 40 лет. И он далеко не единственный гений со скучной биографией. Талант - это не гарантия яркой жизни, не стоит на это надеяться.

Миф 10. Талантливые люди высокомерные и самоуверенные


Что ж, творческие личности и правда нередко обладают скверным характером. Однако больше о гениях мы знаем не из реальных источников, а из фильмов и сериалов. Но в жизни великие творцы вовсе не такие, как Шелдон или Шерлок.

Среди них немало тех, кто сомневался в себе и именно поэтому работал больше и усерднее в попытках доказать, что чего-то стоит. А кто-то был настолько в себе не уверен, что хотел уничтожить свои произведения. Только благодаря случайности мы сегодня можем прочитать книги Кафки. Писатель попросил своего друга сжечь рукописи после его смерти, но он не исполнил его волю, а издал черновики. Моне в уничтожении своих работ преуспел больше: со своей падчерицей художник сжег около 60 картин.

Мифов о талантливых людях много, но большинство из них далеки от истины, когда дело доходит до фактов. Известные нам гении совершенно по-разному выражали свои способности, имели разные склонности, характер и образ жизни. Все, что их объединяет, - настоящая страсть к своему делу. А какие мифы о таланте мешают вам заниматься творчеством?

Люко Дашвар (настоящее имя Ирина Ивановна Чернова ; род. 3 октября 1957 года), Херсон) - украинская писательница, сценарист, журналист.

Лауреат литературной премии Коронация слова: в 2007 году роман «Село не люди» получил II премию и премию «Дебюта года» от книжного портала «Друг Читателя», в 2008 за «Молоко с кровью» (или «Каприз») стала дипломантом конкурса, а 2009-го её роман «Рай. Центр» получил диплом «Выбор издателей».

Биография

Имеет два высших образования: Одесский институт легкой промышленности (инженер-механик), Академия государственного управления при Президенте Украины (магистр государственного управления).

После получения первого высшего образования (технического), работала по инженерной специальности, вышла замуж, родила детей. Потом уволилась и пошла работать учетчиком писем в газету. Через полгода работы в газете стала заместителем главного редактора.

В журналистике с 1986 года.

С 1991 года - главный редактор херсонской молодежной газеты. После распада СССР занимала должность председателя комитета по делам прессы и информации Херсонской областной государственной администрации. Освободившись, основала две собственные газеты в Херсоне, редакцию которых разграбили. После этого переезжает вместе с семьей в Киев.

С 2001 года главный редактор газеты «Крестьянская заря». Именно это время писательница определяет как незабываемый жизненный опыт. Некоторое время работала журналистом и редактором женских журналов.

Далее окончила курсы сценарного мастерства голливудского профессора Ричарда Креволина. Известно, что писательница также училась в школе практической журналистики и на курсах по нейролингвистическому программированию.

С 2006 года занимается исключительно литературной деятельностью и написанием сценариев.

Творческая деятельность

Начала с написания сценариев для кино: «ЛунаОдесса» и «Время - это все».

Осенью 2010 года вышел четвёртый роман писательницы «Иметь все».

Общий тираж книг писательницы составляет уже более 300 тысяч экземпляров. В связи с этим многие украинские СМИ, делает автора «самой тиражной писательницей страны».

В 2010 году конкурс «Коронация слова» предоставил писательницы официальный статус «Золотого автора» - автора, чьи произведения проданы тиражом более 100 тысяч экземпляров.

В августе 2015 года официальной facebook-страницей Клуба Семейного Досуга (КСД) был анонсирован выход нового романа Люко Дашвар к Форуму Издателей во Львове, который пройдет с 9 по 13 сентября 2015 года.

Все книги печатало харьковское издательство «Клуб семейного досуга».

В 2012 году она получила награду «Золотой писатель Украины».

Пишет сценарии для сериалов.

2 февраля 2016 года состоялась официальная презентация книги Покров и встреча с автором в Киеве

Псевдоним Люко Дашвар писательница придумала, собрав слоги и буквы имен дорогих для неё людей.

Дети и муж писательницы её произведений не читают, за что она им благодарна.

Когда Ирина Ивановна работала главным редактором «Крестьянской зари», то там придумала рубрику «Помню всю жизнь», в которой люди, присылая в редакцию письма, рассказывали в них о едином незабываемый факт своей жизни.

Прототипы литературных героев и сюжетов Люко Дашвар, в основном, услышанные или увиденные писательницей явления реальной жизни.

Произведения

  • «Село не люди» (2007)
  • «Молоко с кровью» (2008)
  • «Рай. Центр» (2009)
  • «Иметь все» (2010)
  • Трилогия «Биті Є»:
  1. «Битые есть. Макар» (2011)
  2. «Битые есть. Макс» (2012)
  3. «Битые есть. Гоцик» (2012)

Русский, а позднее советский поэт Валерий Брюсов отметился в истории как человек, стоявший у истоков русского символизма. Его биографию можно читать, как интересную книгу - жизнь поэта пестрит любопытными фактами, даже если абстрагироваться от его творческой деятельности. И тем более удивительно кажется сопоставлять его личность со стихами, которые он писал.

Факты из жизни Валерия Брюсова

  1. Дед будущего поэта был крепостным. Он сумел выкупить себя из неволи, после чего переехал в Москву.
  2. В Москве прошла большая часть жизни Валерия Брюсова, он в этом городе и родился, и скончался.
  3. Поддавшись влиянию отца, азартного человека, проигравшего немало денег на скачках, Брюсов и сам ими увлёкся. Первая его публикация была статьёй, защищающей тотализаторы от нападок.
  4. Семья поэта была далека от религии, и сам он в зрелом возрасте разделял эти идеи.
  5. В детстве Валерий Брюсов зачитывался романами Майна Рида и Жюля Верна (см. ).
  6. Юный Брюсов четыре года проучился в частной классической гимназии, откуда был в итоге отчислен за пропаганду атеизма.
  7. Первые мысли о том, чтобы заняться литературой, пришли к поэту в возрасте тринадцати лет.
  8. Одним из его увлечений был филателизм - коллекционирование почтовых марок.
  9. Одним из кумиров Брюсова был Некрасов (см. ).
  10. Своё первое стихотворение он написал в восьмилетнем возрасте.
  11. Когда Валерию Брюсову было 20 лет, он написал письмо знаменитому поэту Верлену, в котором без лишнего стеснения именовал себя основоположником русского символизма. Что интересно, потомки впоследствии согласились с этим утверждением.
  12. Поэт предпочитал ходить на работу, в офис редакции, который он возглавлял, пешком. На вопросы о том, почему он не наймёт извозчика, он отвечал, что в пеших прогулках по Москве он черпает вдохновение.
  13. Долгие годы жизни Валерий Брюсов страдал от зависимости от морфия.
  14. Его стихотворение «Крысолов» было переложено на музыку знаменитым композитором Рахманиновым (см. ).
  15. Современники описывали характер Валерия Брюсова, как довольно тяжёлый. Он с трудом находил общий язык с другими людьми, и, главное, не стремился этого делать.
  16. Одно время он также водил дружбу с Константином Бальмонтом, но продлилось это лишь несколько лет. Впоследствии Брюсов критически высказывался о творчестве бывшего друга, иносказательно именуя его стихи «остывшей золой стихов Тютчева» (см. ).
  17. За перевод книги «Поэзия Армении с древнейших времён и до наших дней» он получил почётное звание народного поэта этой страны.
  18. Единственный брак Брюсова продлился двадцать четыре года. Поэт скончался, так и не оставив после себя потомков.
  19. Литератор был членом масонской ложи.
  20. Валерий Брюсов перевёл на русский язык массу произведений таких писателей и поэтов, как Байрон, Метерлинк, Оскар Уайльд и Виктор Гюго (см. ).
  21. Он принимал участие в Первой Мировой войне в роли военного корреспондента.
  22. Помимо сочинения стихов и переводов зарубежной литературы, Валерий Брюсов также был литературным критиком.
  23. Он прославился благодаря своим стихам, но в его наследие входят и произведения в жанре прозы.
  24. После революции Брюсов вступил в коммунистическую партию.
  25. Когда поэту исполнялось 50 лет, он получил от советской власти почётную грамоту, в которой признавались его заслуги перед государством.
  26. Одним из любовных увлечений Брюсова была поэтесса Надежда Львова. После разрыва отношений с ним она застрелилась.
  27. В течение жизни Брюсов, пытаясь изобразить большое количество последователей заложенных им основ русского символизма, публиковал свои произведения под тремя десятками разных псевдонимов.

МБОУ СОШ № 19 городского округа город Камышин Волгоградской области.

Исследовательский проект.

«Интересные факты из жизни Н.В.Гоголя».

Работу выполнили ученики 6а класса: Кузнецова Ульяна, Минулина,Дарья, Мухина Валерия,

Котенко Данил, Костычев Владимир.

Руководитель УИР:

учитель русского языка и литературы:

Говорусская Зоя Олеговна.

Камышин 2014г.

Цель проекта :

1. Активизировать исследовательские, творческие навыки учащихся;

совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки коллективной работы, создание условий для повышения познавательной активности учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности по литературе.

2. Изучить биографию Н.В.Гоголя, выделив особенно яркие и интересные моменты его жизни и творчества.

Задачи:

1. способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;

2. содействовать установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;

3. обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.

4. проектировать ситуации, способствующие формированию субъектного опыта ученика;

5. показать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество, исследовательская деятельность).

6. показать эффективность проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках через активные формы работы;

Актуальность темы :

Н.В.Гоголь - самый необычный поэт и прозаик, каких только рождала Россия.

Обоснование выбора темы :

Каждый может оценить уникальность творчества этого писателя, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Его жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл его творчества.

Практическая значимость :

Полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме буклета и презентации и выступить с ней на научно - практической конференции.

    Введение ………………….. 4 стр.

    История семьи Гоголя. ………………….. 4-8 стр.

    Учеба. Полтава. Нежин. …………………..8-10 стр.

    Интересные факты из жизни Н.В. Гоголя. …………………..11-17 стр.

    Заключение. …………………..18-20 стр.

    Используемая литература. …………………..21 стр.


«Я почитаюсь загадкою для всех».

Н.В. Гоголь

Часто, когда мы говорим о писателях, мы забываем о том, что ко всему прочему они были людьми со своими достоинствами и недостатками, а также со своими, порой, удивительными увлечениями.

Николай Васильевич Гоголь – совершенно уникальный писатель, не похожий на других мастеров слова. В его творчестве много поразительного, вызывающего восхищение и удивление: смешное переплетается с трагическим, а фантастическое с реальным.

Гоголя называют «самой загадочной фигурой в русской литературе», по словам русского философа Н. Бердяева. Загадочностью отмечен прежде всего жизненный путь писателя, начиная с первых его шагов.

Предки Гоголя были люди страстные. Дед по отцовской линии бежал со своей возлюбленной, у которой был репетитором, с намерением тайно обвенчаться.

Необычайно интересна, окрашена мисткой история знакомства и женитьба родителей будущего писателя.

Отец Гоголя, Василий ещё попросту назывался Васютой, объявил отцу и матери, что знает, кто его суженая. Выяснили: по пути на богомолье пришлось им заночевать на постоялом дворе, где мальчику привиделся сон. Сошла к нему Царица Небесная, сообщила, какие болезни его ждут, а потом сказала Василию: «Выздоровеешь ты, женишься, и вот твоя жена». Подняла руку, и увидел он у ног её ребёнка, сидящего на полу.
О сне скоро все забыли, а зря…

Как-то заехали к помещикам Кисяровским, к тетке по материнской линии. Тут кормилица вынесла в сад семимесячную малышку, Машеньку Кисяровскую. Взглянул на неё Васюта и сердце его защемило…и еле дотерпел, пока той исполнится 14 лет. Священник обвенчал двадцативосьмилетнего Василия и четырнадцатилетнюю Машеньку в сельской церкви. 17 лет в любви и заботе друг о друге прошли незаметно.

Отец писателя.

В.А.Гоголь-Яновский, отец писателя, талантливый рассказчик и писатель. Сын полкового писаря, Гоголь по происхождению, характеру, складу ума и литературной деятельности был типичный малоросс. Он числился на почтовой службе, в 1805 г. вышел в отставку с чином коллежского асессора и женился.


М.И.Гоголь-Яновская, мать писателя происходила из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. Про свою семейную жизнь Мария Ивановна сообщает: «Жизнь моя была самая спокойная; характер у меня и у мужа был веселый. Мы были окружены добрыми соседями. Но иногда на меня находили мрачные мысли. Я предчувствовала несчастья, верила снам».

Мать Гоголя была глубоко религиозной женщиной, нервной и впечатлительной. Она, потеряв двоих детей, умерших в младенчестве, окружила сына особой лаской и вниманием. От матери Гоголь унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к мистицизму и религиозность. Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь. А ещё знала бабушка массу народных песен и сказок, которые не всегда оканчивались всеобщим пиром да свадьбой.


Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.

Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви.

Гоголь родился в пору предчувствия радости, ликования людей и природы, накануне явления всего нового - будь то новые листья на деревьях или новые надежды. Он и сам стал надеждой отца и матери, которые, потеряв двоих детей, со страхом и неуверенностью ждали третьего. Много раз ездили они молиться к святой иконе Николая-чудотворца в соседнюю Диканькскую церковь, много раз просили угодника заступиться за них, даровать им здоровое дитя; судьба сжалилась над ними - родился сын.

По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.


Мать писателя Мария Ивановна Гоголь и его сестры.

Маленький Николай был окружён безоговорочным обожанием, и позиций этих не поколебало ни рождение сестры Марии в 1811 году, ни брата Ивана в 1812. «Я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне», - писал он

позднее матери.

Гоголь поздно научился говорить (в три года) и очень стеснялся вначале говорить на людях. Застенчивость Гоголя с годами не исчезла: как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

Дома, вдохновившись отцовскими постановками, он пытался сочинять стихи. И ещё он рисовал и даже как-то организовал выставку своих картин в Васильевке.

Но пора было учиться. Так что для Николая и Ивана был нанят семинарист, однако дело не двигалось, поэтому в 1819 году родители решили отправить обоих мальчиков в Полтавскую гимназию. За всякую провинность там жестоко наказывали, а случалось, и пороли…

В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.

С детства Н.В.Гоголь перенял от отца любовь к садоводству. Всегда, когда у него была свободная минута, он отправлялся в лицейский сад и там подолгу беседовал с садовником. «Ты рассаживай деревья не по ранжиру, как войска в строю, один против другого на рассчитанном расстоянии, а так, как сама природа это делает»,- говорил он.

Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И, действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.

Недостатки школы восполнялись самообразованием в товарищеском кружке, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы.

Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах.

Иван часто болел, и родители взяли его домой. Гоголь лишился брата, когда ему было 10 лет.Н.В.Гоголь всю свою жизнь винил себя за это - он часто играл с братом в покойника и думал, что именно этим он накликал смерть на брата.Он сильно плакал, сочинил поэму «Две рыбки» о брате и о себе, где скорбел о смерти одной из них.

После смерти Ивана отец забрал Николая домой - родители боялись за его здоровье.

В 1821 году Николая определили в Нежин, в гимназию высших наук, которую ещё называли лицеем. Оттуда вышло много замечательных людей.

Нежинская гимназия высших наук.

Появление Гоголя в лицее (в гимназии) запомнилось однокашникам как комическое зрелище: новичок был укутан в шубы, свитки. Одеяла. Их долго развязывали, а когда, наконец, развязали, глазам предстал невзрачный мальчик с длинным носом, пугливо озирающийся по сторонам. Из его ушей торчала вата.

В юности, во время учебы в гимназии, из-за его неряшливости и золотушного вида (у него текло из ушей) многие ученики брезговали подавать ему руку, отказывались брать его книги - это был настоящий ад для нормального человека. «Гоголь постоянно косился на нас, держался в стороне, всегда смотрел букою…»

В нежинском лицее ученики дали ему прозвище «таинственный Карла» - у невысокого ростом Гоголя обнаружились странности в характере, которые и были подмечены его однокашниками.

Да, это только в учебниках литературы гении рождаются на свет сразу в виде бронзовых памятников! А в жизни они подчас даже золотухой болеют и бывают, некрасивы, напуганы и нелюдимы.

Главным святилищем для Николая была библиотека – 7 тысяч томов. Здесь он и сам на добровольных началах состоял библиотекарем. Он так благоговейно относился к книгам, что требовал от других учеников листать книги не голыми пальцами, а предварительно надев на них бумажные кулёчки, которые сам же и вертел для этой цели и раздавал их всем

Гоголевское затворничество закончилось, когда в гимназии открылся театр. Гоголь расписывал роли для исполнителей, рисовал декорации, сооружал подмостки, делал бутафорские вещи и даже шил костюмы. Тут пригодился его васильевский опыт вышивания по тюлю. Естественно, что он играл почти в каждом спектакле. Актёрский талант Гоголя (говорили талант передразниванья) здесь раскрылся полностью

Гоголь был одинаково хорош во всех ролях. особенно ему удалась роль госпожи Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль». В этой роли он своей игрой вызывал у зрителей и смех, и слёзы. Им было жаль невежественную госпожу Простакову, которая страдает от своей безмерной любви к сыну.

Но актёрская карьера не манила Гоголя – он мечтает о литературном поприще.

.


Гоголь-гимназист (портрет неизвестного художника 1820-х

Гоголь стеснялся своего носа. На всех портретах Гоголя его нос выглядит по-разному – так, с помощью художников, писатель пытался запутать будущих биографов.


Это настояший портрет Николая Васильевича, здесь ему 23 года

Это единственна, дошедшая до нашего времени фотография Гоголя, сделанная в Риме в 1845 г.

Интересные факты о Гоголе Н.В. уже издавна волнуют критиков и историков

И это происходит потому, что Николай Васильевич Гоголь был очень незаурядной личностью, поэтому и возникает многочисленное количество значимых расхождений во мнениях. Примеров, можно привести достаточно много, но суть остается, до сих пор не раскрыта.

Выделим основные принципиальные особенности личности Гоголя Н.В.

В первую очередь , неотъемлемый интересный факт о жизни Гоголя - это то, что он был весьма нелюдимым человеком. Это проявлялось абсолютно во всех сферах и этапах жизни. Например: еще в школьном возрасте он не поддавался не на серьезную строгость педагогов и никогда не контактировал со своими ровесниками. Из записок сестер Николая Гоголя, выяснилось, что он практически всю свою сознательную жизнь очень сильно подвергался депрессивным состоянием, что никак не вовлекало общество. То есть, при появлении в круги семьи посторонних людей, он удалялся и никогда не присутствовал на церемониях чаепития, бала и многое другое.

Во вторую очередь , как ни странно, но для многих из нас станет интересным фактом то, что Гоголь Н.В. еще при учебе в школе отличался будоражащей неграмотностью при письме, а вот красноречивость высказываний, которые звучали, крайне редко, удивляли всю аудиторию.


В третью очередь , любовь и привязанность к рукоделию: вязал шарфы, кроил платья сестрам, шил себе шейные платки

В четвертую очередь , сегодня современники выделяют еще целую массу версий о жизни, творческом развитии и конкретном душевном равновесии поэта. Но до сих пор многие утверждают, что он был человеком, живущим ради материальных жизненных ценностей. А вот о контакте с женщинами не написано ни в одном из исторических источников или записок.

    Н.В.Гоголь несколько раз посещал монастырь в Оптиной Пустыни.

    Монахи были поражены набожностью светского писателя, тщательностью и аккуратностью, с которой он подходил к исполнению религиозных обрядов.

    Сохранилось даже предание, повествующее о желании Николая Васильевича поселиться в скиту Оптиной Пустыни, сделавшись иноком.

    Н.В.Гоголь всю жизнь, как он сам считал, боролся с дьяволом.

    Он ненавидел всё склизкое и продолговатое (червяков или гусениц), убивал жуков, пауков, так как считал, что все они от дьявола.

    Даже когда тяжело заболел, он отказывался от лечения пиявками, которые были для него воплощением дьявола.

    Н.В.Гоголь очень много ел (был способен повторить плотный обед без перерыва), но умел и готовить.

    Если бы судьба не сделала Гоголя писателем, он был бы непременно великим артистом-поваром. Любимейшее блюдо - макароны. Он их мастерски готовил. Живя в Риме, Николай Васильевич специально ходил на кухню учиться у поваров, а потом, вернувшись в Россию, угощал своих друзей изысканными блюдами. Они вызывали в нем особенно хорошее расположение духа. Он сам готовил их.

    Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками.

Украинские галушки

Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»

«Гоголь-моголь»

Гоголь был образцовым сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство» - так описывает Гоголя товарищ по гимназии.

Комната Гоголя

При жизни Н.В.Гоголь страдал тафефобией- страхом погребения заживо, поскольку с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, был подвержен обморокам с последующим продолжительным сном.

Писатель патологически боялся, что во время подобного состояния его могут принять за умершего и похоронить. Более 10 лет он не ложился в постель. Ночами дремал, сидя или полулёжа в кресле или на диване

Писал только стоя, а спал - только сидя. Однажды, во время приступа малярии (он заболел ею в Италии) его тело сильно окоченело, и присутствовавшие решили, что он умер… С тех пор, боясь как бы его вновь не приняли за мертвого, он проводил ночь, дремля в кресле и не ложась в постель. С рассветом он взбивал и разметывал свою постель для того, чтобы служанка, прибиравшая комнаты, не могла ничего заподозрить…

Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба».



Писатель обожал миниатюрные книжные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).

Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.

О неряшливости Гоголя ходили целые легенды. Он редко мыл себе лицо и руки по утрам, всегда ходил в грязном белье и выпачканном платье.

Поэт и переводчик Николай Берг вспоминал: «Гоголь либо ходил по комнате, из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач. Когда он скучал за обедом, то опять же катал шарики и незаметно подбрасывал их в квас или суп рядом сидящих…

Гоголь любил совершать продолжительные пешие прогулки… дома. «В крайних комнатах, маленькой и большой гостиных, ставились большие графины с холодной водой. Гоголь ходил из одной в другую и через каждые десять минут выпивал по стакану. Ходил Гоголь всегда чрезвычайно быстро и как-то порывисто.

В молодости Н.В. Гоголь проявлял интерес не только к литературе, но и к истории, географии, ботанике и к фармации. В его “Книге всякой всячины, или подручной Энциклопедии” среди описаний малороссийских обрядов, пословиц и частушек, вооружения древних греков, денег и монет разных государств есть заметки “Аптекарский вес” и “Следующими знаками изображают вес Аптекарский”, впервые опубликованные недавно И.А. Виноградовым.


Это рисунки Гоголя из «Книги всякой всячины, или подручной Энциклопедии».

Гоголь свято верил в загробную жизнь. Поэтому, чтобы не оказаться в аду, ночи напролёт изнурял себя молитвами, стоя на коленях перед образами. В последний год своей жизни Великий пост начал даже на 10 дней раньше, чем полагалось по церковному календарю. По существу это был не пост, а полный голод, продолжавшийся три недели, до самой смерти писателя.

За неделю до смерти, ночью, Гоголь слышал какие-то голоса, которые назвали ему дату его смерти. Он проснулся 14 февраля и сказал, что через неделю умрёт. 21 февраля Н.В.Гоголь скончался. Существует много версий причины смерти Н.В.Гоголя. По одной из них, писатель умер от брюшного тифа, вспышка которого в это время была в Москве. По другой - от менингита. Есть версия, что Гоголь сам отравился ртутным ядом, но для православного, глубоко верующего человека, каким был Гоголь, любая попытка самоубийства была страшным грехом. Но, скорее всего, настоящей причиной смерти Гоголя было истощение организма длительным голоданием. Его можно было спасти насильственным кормлением высокопитательными продуктами, обильным питьём,подкожными вливаниями соляных растворов. Если бы это было сделано, его жизнь была бы сохранена.

Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверены в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.

Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна рассказывала Гоголю, что ангелы спускают лестницу с небес, когда праведная душа поднимается к Богу. А если неправедная, то в ад по этой же лестнице - распространенный образ посмертной жизни человека. И, конечно, оба этих восклицания не зависят друг от друга. Насчет Пушкина - это у Даля есть, он присутствовал при смерти Пушкина, и у Жуковского, который закрыл ему глаза. Он сказал: "Лестницу, лестницу..." И Гоголь перед смертью произнес буквально то же. Но у Гоголя была прямая связь с детским рассказом - он был очень впечатлительный ребенок.

24 февраля (7 марта) 1852 Николая Васильевича Гоголя предали земле на кладбище Данилова в городе Москва приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, На Новодевичьем кладбище установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским.

Могила писателя Булгакова М.А.

При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень «Голгофу», лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. И камень с могилы учителя лег в изголовье могилы ученика. Сбылась мечта Булгакова, в трудные дни обращавшегося к Гоголю, сидящему у бульварного кольца: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

После смерти Гоголя среди многочисленных бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской, написанной, судя по всему, уже после сожжения второй части «Мертвых душ»: «Будьте живые, а не мертвые души!» Странная вещь: человек, который никого не любил, включая самого себя, и всегда убегавший от яркого света и шума жизни, вдруг заявляет: будьте живые души!

Что это - сожаление об утраченном? Неожиданный вывод после подведения итогов жизни? Божественное озарение? Возможно. Однако больше всего это похоже на завещание. Может быть, это и есть то самое главное, что хотел сказать нам, своим потомкам, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.