Вольга Святославович очень древний богатырь из былин. Он хитрый, понимает язык птиц и зверей. Он как оборотень может превращаться в разных животных и птиц. Когда ему исполнилось семь лет, он начал обучатся хитростям и премудростям. Научился плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Когда он шел по земле, то дрожала земля и выплескивались моря из берегов. Вольга настоящий богатырь, и как все богатыри - воин.

Когда Вольга, возмужал, то захотел приобрести силу и жизненную мудрость. Он попросил у князя Владимира 30 человек и собрался в поход за данью. Для сбора дани Владимир выделяет своему племяннику Вольге три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Как только Вольга с дружиной выехал в поле, так услыхал скрип сохи и насвистывание пахаря. Поехал Вольга на эти звуки, день ехал, второй, и только на третий день увидел пахаря. Обратил внимание на то, что у пахаря посох осиновый и лошадь обычная, а на своем скакуне не мог за ним угнаться. Когда догнал крестьянина, то увидел перед собой здорового мужика с длинными кудрями, большими ясными глазами и волевым лицом. На нем были зеленые сапоги с острыми носами и черный замшевый кафтан. На плече висела неподъемная сумка.

Князь рассказал, что едет за данью в города, которые ему пожаловал князь Владимир. Крестьянином оказался Микула Селянинович, он выслушал Вольгу и сказал, что недавно был в этих городах. Купил соль и хотел уехать, но на него напали мужики, чтоб отнять деньги. Ему пришлось драться и проучить злодеев. Микула сказал, что мужики там злые разбойники и могут утопить Вольгу в реке Смородине.

Немного подумав, Вольга решил, что ему пригодится такой богатырь и предложил Микуле поехать с ним в эти города за данью. Микула Селянинович согласился и они отправились в путь. Они отъехали на большое расстояние, и пахарь вспомнил, что забыл вытянуть свою соху из земли и спрятать ее за кустом ракиты. Князь решил сэкономить время и не возвращаться. Вольга приказал пятерым добрым молодцам, из его дружины, вернутся и закинуть соху за ракитовый куст. Оказалось, что они не могут справиться и вытянуть посох из земли. Тогда князь послал в подмогу еще десять молодцев, но и они не справились. Тогда вернулись все войны, но тоже не смогли даже пошевелить посох. Подскакал на своей кляче, Микула играючи вытянул соху и забросил ее за куст. Князя очень впечатлила сила этого мужика, так стали друзьями Вольга и Микула Селянинович.

Поскакали они дальше, и князь заметил, что когда кобыла крестьянина бежит не спеша, его конь скачет во всю прыть, а когда кобыла немного быстрее бежит, то конь вообще не может ее догнать. Добравшись до города, Вольга увидел, что мужики, которых побил крестьянин, узнали Микулу. Мужики подошли к всадникам и начали извиняться, за содеянное в прошлом. Тогда Вольга понял, что Микула пользуется уважением у мужиков и подарил ему три города. Сделал своим наместником и поручил собирать дань с мужиков.

Микула на первый взгляд простой и необразованный рабочий, но он очень мудрый, работящий, с большой духовной силой человек, который может защитить себя и Родину.

Картинка или рисунок былина Вольга и Микула Селянинович

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей

    Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем

  • Краткое содержание Рассказ о неизвестном герое Маршак

    Это произведение о героическом поступке молодого парня. Милиция и пожарные, да и все неравнодушные люди были заняты поисками молодого мужчины.

  • Краткое содержание Простая душа Флобер

    Произведение повествует драматическую историю служанки Фелиситэ, которая в течение всей жизни служила у разных господ, но так и почувствовала к себе хорошего отношения и понимания.

  • Краткое содержание Платонов Чевенгур

    История начинается с Захар Павловича, который по воли судьбы остался в своей деревни один, остальные же бежали из неё от голода. Захар Павлович отличался отменным умением запросто чинить и восстанавливать любые вещи

  • Краткое содержание Макаренко Педагогическая поэма

    Действия начинаются в 20х годах 20 века тем, что герой произведения создает колонию для беспризорных детей и несовершеннолетних преступников. Главный герой старался создать дисциплину в колонии

Микула Селянович и Святогор

Жил богатырь на Святых горах. На мо­гучем коне, как великая гора, ездил меж ущельев каменных.
То был Святогор-богатырь. Ему сила-могу-та дана непомерная. Святогора да его коня богатырского не носила мать - сыра земля - вот и ездил он на каменных горах.
Как-то спросил Святогор своего коня вещего:
- Хочется мне на Руси побывать. Понесёт ли нас мать - сыра земля, коли спуститься с этих каменных гор?
И проговорил конь речью человеческой:
- Лёгкой поступью поедем - земля вы­держит, а на грунь перейти либо скоком ска­кать - провалимся.
И спустился Святогор с каменных гор, едет лёгкой поступью да и задремал на коне. И проехал он заставу богатырскую, а на зас­таве стояли тогда три богатыря: Илья Муро­мец с Добрыней Никитичем да Алёша Попо­вич-млад. Заметили, усмотрели они следы Святогорова коня: из каждого копыта по печи земли вывернуто, смотреть на следы - страх берёт.
Проговорил тут Илья Муромец:
- Поеду-ка я, братья крестовые, по этим следам, поразведаю, коль не с добрым умыс­лом кто приехал, с нахвальпдиком силой по­меряюсь, ведь в бою мне смерть не писана.
Оседлал он своего бурушку-косматушку и поехал во чисто поле. Едет, коня понужает^ и невдолге настиг-застал наездника. Видит - легко богатырский конь переступывает, по печи комья земли из копыт выворачивает, а на коне великан-богатырь сидит, сидя спит, похрапывает.
Поближе подъехал Илья Муромец и зыч­ным голосом окликнул раз, другой и третий наездника. Богатырь не оглянулся, не от­кликнулся, сидит на коне, сидя спит в седле да похрапывает. Илья Муромец подивился тому, подъехал к наезднику близко-наблизко да тупым концом долгомерного копья ударил по плечам наездника. А наездник сидит, спит в седле, не оглядывается, сидя спит да похра­пывает. Удивился Илья Муромец, рассердил­ся и ударил во всю силу богатырскую наезд­ника в третий раз.
После третьего удара оглянулся богатырь. Оглянулся, повернулся и вымолвил:
- Думал, русские комарики покусывают, а тут богатырь Илья Муромец с долгомерным копьём тешится!
Он нагнулся с седла, ухватил Илью Му­ромца вместе с конём одной рукой, поднял, оглядел и сунул в седельную суму. Ехал так час и другой. Святогоров конь спотыкаться стал, а под конец на коленки пал. Рассердил­ся, закричал на коня Святогор:
- Что ты, волчья сыть, травяной мешок, спотыкаешься, а под конец и на коленки пал? Чуешь, видно, беду-невзгоду над моей головой!
Отвечал Святогоров конь:
- Потому я спотыкаться стал, что вместо одного тебя несу на себе двух могучих богаты­рей да в придачу коня богатырского, а на ко­ленки пал потому, что чую беду-невзгоду над твоей головой.
Святогор-богатырь доставал Илью Муром­ца из седельной сумы, становил его с конём на землю и говорил таковы слова:
- Будь ты, Илья Муромец, моим братом названым. Тебе в бою смерть не писана, а мне такая сила-могута дана, что худо носит нас с конём мать - сыра земля, оттого я живу да разъезжаю по каменным горам.
По чистому полю, по широкому раздолью едут два богатыря: Илья Муромец, сын Ива­нович, да Святогор-богатырь.
Едут, слышат, как орет в поле пахарь, по-нукивает, сошка у пахаря поскрипывает, омешики по камешкам прочиркивают, непо­мерные борозды оратай помётывает, из края уедет - другого не видать.
Тут увидали Святогор с Ильёй возле пашни на обочине малую суму перемётную. Святогор-богатырь поддел за лямки сумочку на конец копья долгомерного, да не может сумочку с земли поднять. Он слез с коня, ухватился за сумочку одной рукой, а сумоч­ка будто в землю вросла: не пгелохнулась, с места не стронулась. Удивился богатырь да двумя руками взялся за малую суму пе­ремётную, а сумочка лежит, не трохнется, не ворохнется.
Рассердился Святогор-богатырь и напряг­ся во всю силу-могуту свою непомерную, сам по колени в землю увяз, пот кровавый на лице выступил, а малая сумочка будто в зем­лю вросла, с места не сдвинулась.
Последние силы богатырь собрал и так напрягся, натужился, что по плечи в землю ушёл, все суставы у него перервалися, все жилы распустилися - да тут богатырю и кончина пришла. На том месте и похоронил Илья Муромец Святогора-богатыря.
А в ту самую пору издали-далече пахарь обратную борозду гнал-метал. Довёл борозду до обочины, сошку в землю воткнул, с Ильёй Муромцем поздоровался:
- Здрав буди, Илья Муромец! Ты куда едешь, куда путь держишь?
- Здравствуй и ты, крёстный батюшка, славный пахарь Микула Селянинович,- от­вечал Илья Муромец и поведал-рассказал о кончине Святогора-богатыря.
Подошёл Микула Селянинович к малой сумочке перемётной, взялся одной рукой, поднял сумочку от сырой земли, руки в лям­ки продел, закинул сумочку на плечи, подо­шёл к Илье Муромцу да и вымолвил:
- В этой сумочке вся тяга земная. В этой сумочке я ношу и тягость пахаря-оратая, и хоть какой богатырь ни будь - не поднять ему этой сумочки.
На том былина и кончилась. Синему морю на тишину, а добрым людям на послушанье.

Песни о Святогоре относятся к наиболее ранним былинным сказаниям: они появились еще до принятия христианства на Руси. И сам Святогор, древнейший русский богатырь и житель гор, предстает в них воином огромной, внушающей восхищение величины и невероятной силы. Иногда даже возникает ситуация, когда эта сила, которая просится на волю, Святогору в тягость: сохранившиеся былины описывают богатыря, но почти не рассказывают о его истинных подвигах.

Имя героя подчеркивает, что он - обитатель гор, житель вершин. Представления о его облике сформировались еще в те времена, когда признаками настоящей героической силы считались огромный рост и нечеловеческая сила. Святогор превосходит по своей мощи все мыслимые пределы человеческих возможностей. И эта сила важна сама по себе: этот богатырь может совершить любой подвиг, но в былинах сами его деяния не находят отражения.

Микула Селянинович, на первый взгляд, выглядит полной противоположностью. Он - возделывающий землю крестьянин, путешествующий пешком с сумой переметной. И только в одном превосходит Микула Святогора - в той особой земледельческой силе, которая способна поднять эту суму с «тягой земной» и которая горному богатырю недоступна.

Эта «тяга земная» и есть ключ к пониманию образа Святогора и самого известного сюжета с его участием. Естественная среда обитания Святогора - горы, тогда как его собеседник - человек равнины. И то, что по силам возделывающему землю, совершенно непосильно архаичному богатырю-небожителю. В народном сознании прикладная сила Микулы выглядела такой знакомой по сравнению с неподвластной пониманию высшей мощью Святогора.

Мастера-камнерезы воплотили и обострили это скрытое противостояние двух героев. Помимо замечательного подбора материала для костюма Святогора и тончайшей резьбы по пириту в кольчуге, стоит обратить внимание на решение основания каменного произведения. Сказочная атмосфера создается во многом благодаря сочетанию роскошных травяных кочек из нефрита разных оттенков и блока халцедона с тончайшей корочкой кристаллов зеленоватых тонов.

Из сборника народных песен, собранных П. Н. Рыбниковым

Едет богатырь выше леса стоячего,

Головой упирается под облако ходячее.

Поехал Святогор путем-дорогою широкою

И по пути встретился ему прохожий.

Припустил богатырь своего добра коня к тому прохожему,

Никак не может догнать его.

Поедет во всю рысь - прохожий идет впереди,

Ступою едет - прохожий идет впереди.

Проговорит богатырь таковы слова:

«Ай же ты, прохожий человек, приостановись немножечко,

Не могу тебя догнать на добром коне!»

Приостановился прохожий,

Снимал с плеч сумочку

И клал сумочку на сыру землю.

Говорит Святогор-богатырь:

«Что у тебя в сумочке?» -

«А вот подыми с земли, так увидишь».

Сошел Святогор с добра коня,

Захватил сумочку рукою - не мог и пошевелить;

Стал вздымать обеими руками -

Только дух под сумочку мог пропустить,

А сам по колена в землю угряз.

Говорит богатырь таковы слова:

«Что это у тебя в сумочке накладено?

Силы мне не занимать стать,

А я и здынуть сумочку не могу!» - «В сумочке у меня тяга земная». - «Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут,

Величают как по изотчине?» - «Я есть Микулушка Селянинович!»

К новгородскому циклу былин относится рассказ «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения позволяет читателю сравнить два разных образа: племянника князя и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными персонажами являются два Микула отвечает за земледелие, а Вольга за охоту. Орест Миллер, ученый-мифолог XIX века, нашел в произведении много схожих характеристик между главными героями и покровителями крестьян и охотников.

Встреча Вольги с Микулой

Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о приобретении житейской мудрости и силы. Вольга попросил у Владимира дружину из 30 человек, чтобы пойти с нею за данью. Киевский князь для этого выделяет племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.

Выехал в поле, слышит поскрипывание сохи да насвистывание пахаря, а самого мужика не видит. Долго ехал он со своей дружиной, лишь на третий день увидел крестьянина. Во время встречи разговорились Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание повествует о том, что князь рассказал крестьянину, куда и с какой целью держит путь, а мужик в свою очередь предупредил его о злобных жителях названных городов.

Невероятная сила пахаря

Узнав о том, что ему придется встретиться с настоящими разбойниками, Вольга попросил Микулу поехать с ним, ведь его войску не помешает такой силач, который в одиночку справился с несколькими горожанами. Князь всерьез был обеспокоен тем, что его дружину могут убить и утопить в речке Смородине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рассказывает о том, что крестьянин согласился поехать в город за данью, но, уже отъехав на приличное расстояние от поля, вспомнил, что не вытянул из земли и не закинул за свою соху.

Чтобы не возвращаться, Вольга послал пять своих молодцов, но, оказывается, выполнить задание Микулы им не под силу. Тогда на поле идут еще 10 воинов, но и те не могут рушить соху с места, вся дружина взялась ее выдергивать, но результата никакого. И тут пахарь, будто играючи, вытянул ее из земли и забросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после этого крепко подружились Вольга и Микула Селянинович.

Герои русского эпоса

И вот в город приезжают князь с крестьянином. Мужики сразу узнали Микулу, который побил их в одиночку, когда они пытались отобрать у пахаря соль, и пришли к всадникам кланяться да извиняться. Вольга своими глазами увидел, каким уважением пользуется его новый знакомый, поэтому решил дать ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим наместником и поручил ему собирать дань с мужиков.

Но есть и несколько иная трактовка былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения говорит о том, что на князя в городе напали разбойники, а пахарь его спас. Как бы там ни было, но Микула Селянинович является воплощением народного героя.

Крестьянское происхождение становится атрибутом и главного богатыря русского эпоса - Ильи Муромца. Но, в отличие от других богатырей, сила Микулы Селяниновича направлена исключительно на мирные дела: он пашет землю, выращивает хлеб. Именно на пашне происходит его встреча с Вольгой. Он слышит:

Как орет в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипывает, Омешки по камешкам почирикивают.

Только на третий день Вольга добирается до пахаря и видит, как тот

Пенья-коренья вывертывает,

А большие-то камни в борозду валит.

Микула Селянинович является действующим лицом двух эпических сюжетов. В каждом из них он выступает как сильнейший богатырь. В былине о Микуле и Вольге (Волхе) Вольга с дружиной не могут вытащить из земли плуг Микулы Селяниновича.

Оратай-оратаюшко

Брал-то сошку одной рукой,

Сошку из земли-то повыздынул,

Из омешиков земельку повытряхнул.

Бросил сошку за ракитов куст.

Изумленный Вольга спрашивает у него:

Как-то тебя да имянем зовут,

Нарекают тебя да по отечеству?

Вольга приглашает богатыря в свою дружину. Но Микула Селянинович отказывается, он должен продолжать работать на поле:

Я как ржи-то сложу, да домой выволочу, Домой выволочу, да дома вымолочу, А я пива наварю, да мужиков напою, А тут станут мужички меня похваливать: Молодец, Микула Селянинович!

В сюжете «Микула Селянинович и Святогор-бо-гатырь» Микула выступает в образе странника-нищего с сумой на плече. Вначале Святогор разговаривает с ним непочтительно, но тот просит его помочь поднять с земли суму. Святогор пытается сделать это, но не может, потому что в суме скрыта «вся тяга земная». Победа Микулы Селяниновича над Свято-гором символизирует превосходство крестьянского труда над традиционными военными проявлениями силы. Аналогичный сюжет представлен в скандинавском мифе о Торе и великане Имире.

Морозко

Персонаж сказочного и обрядового фольклора.

В русских сказках Морозко является стариком, который живет в лесной избушке. Он может наслать непереносимый мороз или выступить в роли волшебного дарителя. В наиболее распространенном сказочном сюжете Морозко щедро награждает трудолюбивую падчерицу и жестоко наказывает ленивую и нерадивую дочь хозяйки.

В быличках Морозко представлен в образе маленького старичка с длинной седой бородой. Он бегает по полям и лесам с колотушкой и наводит трескучие морозы. Морозко часто предстает и в образе богатыря или великана, который проходит по лесу и сковывает деревья и воду.

У лесных народов с образом Морозки связан обряд кормления накануне Рождества. Старший член семьи выходит на порог и предлагает Морозке чашку киселя или каши, вежливо приглашая отведать пищу: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть и не бей наш овес».

После распространения христианства с образом Морозки связались былички и поверья о новогоднем деде, широко распространенные у народов Западной Европы. В них рассказывается, что Дед Мороз живет на далеком Севере. Каждый год он отправляется в кругосветное путешествие на оленьей или конной упряжке. В санях Мороз везет мешки с подарками и дарит их маленьким детям. Приезд Деда Мороза означает наступление Нового года.

Морской царь

Мифологический персонаж, встречающийся в русских былинах и сказках. Вероятно, образ Морского царя был заимствован русским фольклором и представлен в былине о Садко и в сказках, где Морской царь является отцом Василисы Премудрой.

В былине Морской царь - повелитель подводного царства. Когда он танцует, на море разыгрывается разрушительная буря. Узнав об этом, Садко рвет струны на гуслях и отказывается продолжать игру. Пытаясь навсегда оставить героя в подводном мире, Морской царь предлагает ему жениться на одной из своих дочерей. Садко выбирает царевну Чернаву, которая помогает ему перехитрить Морского царя. Она превращается в реку и помогает Садко попасть в мир людей. В рассказе о появлении реки Чернавы отчетливо видны черты новгородского предания о происхождении местных рек.

В волшебной сказке «Елена Премудрая и Морской царь» Морской царь наделяется традиционными чертами чудовища. Он проникает в колодец. Когда царь хочет напиться воды, Морской царь хватает его за бороду и берет обещание послать к нему новорожденного царевича.

Достигнув определенного возраста, царевич отправляется к Морскому царю. По дороге он знакомится с его дочерью, которая оказывается Еленой Премудрой. Она помогает царевичу выполнить требования отца, потом герои убегают из морского царства. Сказка заканчивается свадьбой героев.

Норка-зверь

Мифологический персонаж, распространенный в русских народных сказках.

В некоторых вариантах сказок об Иване-царевиче рассказывается, как герой добывает жар-птицу или норку-зверя. В начале сказки говорится о том, как норка-зверь прибегает в царство отца Ивана-царевича, чтобы поесть золотых яблок. Иван-царевич хочет его поймать и отправляется по следам норки-зверя. Добравшись до волшебного царства, Иван-царевич ловит норку-зверя и женится на его хозяйке - Елене Прекрасной.