На самом деле, вопрос очень интересный. На мой взгляд, о настоящей, реальной причине дуэли, узнать практически нереально. Все же, исторический факт. А история, как мы знаем, - наука фактов и предположений. Поэтому и версий может быть несколько. Я, будучи человеком, изучающим историю, могу привести несколько причин. Какая из них, настоящая, - выбирать Вам.

1) Классическая версия: Пушкин, спустя несколько лет после женитьбы на Натали Гончаровой, столкнулся с соперником, Жоржем Дантесом. Он назойливо ухаживал за женой Пушкина, после чего был вызван на дуэль, на которой и убил поэта.

2) Вторая, принадлежит князю Александру Васильевичу Трубецкому. Согласно воспоминаниям и свидетельствам, которые были доступны Трубецкому, Пушкин совершенно не ревновал Натали к Дантесу. Ситуация несколько отличалась от привычной - Пушкин был влюблен в сестру своей жены, Александру.Она была влюблена в поэта еще в то время, когда он не был женат на Натали. Как утверждает Трубецкой, Пушкин ответил ей взаимностью. Дантес был неприятен Пушкину, но не более того. Дуэль же стала следствием другой ревности - к Александре: "Вскоре после брака Пушкин сошелся с Alexandrine и жил с нею. Факт этот не подлежит сомнению. Alexandrine сознавалась в этом г-же Полетике. Подумайте же, мог ли Пушкин при этих условиях ревновать свою жену к Дантесу.. . Если Пушкину и не нравились посещения Дантеса, то вовсе не потому, что Дантес балагурил с его женою, а потому, что, посещая дом Пушкиных, Дантес встречался с Alexandrine"

3) Важна была измена не физическая, а духовная. "Дом поэта в этот миг рухнул как карточный, - пишет Владимир Фридкин. - Пушкин потерял смысл своей жизни. Нельзя хотеть убить другого человека только за то, что его полюбила твоя жена. Но можно желать смерти себе самому из-за этого. Возможно, это и есть причина безумств Пушкина в последние месяцы жизни, его чудовищных метаний. Как писал Сологуб в своих воспоминаниях: "Все хотели остановить Пушкина. Один Пушкин того не хотел". Как писал Павлищев, зять Пушкина: "Он искал смерти с радостью, а потому был бы несчастлив, если бы остался жив... " Владимир Фридкин, написавший книгу "Из зарубежной пушкинианы", писал: "Женясь на Натали, Пушкин осознавал, что Наталья Николаевна его еще не любит, о чем писал теще. Но в 1831-м он хотел остепениться и был уверен в том, что сможет стать с Натали счастливым. Она была абсолютно его типом женщины - Татьяной Лариной во плоти. Спокойная, преданная, тихая заводь.. . Но вспомните, чем заканчивается "Онегин": будучи женой генерала, душой Татьяна навеки с другим мужчиной. Физическая верность героини законному супругу для самого Пушкина в этой истории оказывается не главной. Для поэтов всегда была важнее душа... "

4) Другая версия принадлежит потомку Жоржа Дантеса, барону Лотеру де Геккерну Дантесу. Он рассказал свой вариант, основанный на многочисленных исследованиях: Пушкин любил Натали. Любил ее искренне, восхищался, но при этом "лепил ее под себя", не давая возможности выражаться как личности. В качестве доказательства он приводит письма поэта к теще, Наталье Ивановне Гончаровой: "Обязанность моей жены - подчиняться тому, что я себе позволю".

5) Роковым стал второй вызов на дуэль, исходящий от Пушкина - первая не состоялась по причине того, что была отозвана в преддверии грядущей свадьбы Екатерины Гончаровой (сестры Натали) и Дантеса. Помимо огромного количества различных домыслов на тему взаимоотношений внутри этого треугольника, есть и несколько документально подтвержденных версий: конечно, в той степени, насколько о них могли судить посторонние люди...

Какая из версий правдивая - об этом уже никто не знает. Ведь прошло столько лет. Но на мой взгляд, причиной дуэли все же, была любовь.

В конце публикации предлагают не стесняться в высказываниях. Не будем стесняться, чего уж там. Поразительная история. Как справедливо было замечено в одном из комментариев к этому тексту в FB, автор не сказал решительно ничего нового, просто пересказал то, что известно всем, кому эта история интересна. И не он один в последнее время принял участие в этом развлечении. А до этого пожалуй что лет двадцать, если не больше, этой трескотни не было слышно. Народ отвлекся на иные развлечения. Не то было в советское, по крайней мере, послевоенное время, в 60-70-е годы. В 60-х появилось много разных публикаций, в том числе по вновь открывшимся эмигрантским источникам, и советский народ, та его часть, которая считала себя культурной, бросился перемывать давно истлевшие кости. Тут, конечно, пошла в дело и кольчуга Дантеса, и бесконечное возмущение легкомыслием Натали, как, неизвестно с какой стати, принято было и тогда, и, как мы видим сейчас, называть Наталью Николаевну. Случалось задавать вопросы публике: какая она вам Натали и почему, ну, почему вы позволяете себе трепать эту историю после того, как Пушкин, которого вы якобы так любите, пошел на смерть фактически ради того, чтобы заткнуть глотки тем, кто тогда трепал его имя и имя его жены? Ведь слова об этом были едва ли не последними, которые он сумел сказать. Да чихали они на волю Пушкина! И тогда чихали, и теперь, с новым удовольствием. За последние годы как раз появились серьезные публикации, но что этим писакам и болтунам до них. То ли дело в разбитном тоне снова и снова смаковать все, что бесило когда-то Пушкина, доводило до сумасшествия, так, что он предпочел умереть. Наивный, он думал что своей кровью смоет всю эту пакость. Ничуть не бывало!

Отдельного пинка заслуживает хамство автора в отношении Лермонтова - сопливый-де он был. Это в 22 года из прожитых 26-ти. Ты, автор, напиши хоть строчку стоящую (не про чебуреки в Сухуми), а потом высказывайся про того, от чьих стихов у людей чуть не 200 лет сердце замирает. Трепло.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт, драматург, публицист и прозаик. Его гибель — одно из самых загадочных событий 19 века. Исследователи почти два столетия подряд пытаются прояснить таинственные события дуэли. Как умер Пушкин? Что послужило причиной? Эти и многие другие вопросы остаются загадкой и по сей день. В этой статье рассматриваются различные версии обстоятельств его дуэли, смерти поэта, а также странности при его погребении.

Краткая биография Пушкина: детские и юношеские годы

А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В детстве мальчик проводил длительное время со своей няней, занимался французским языком с гувернерами, а в 12 лет пошел учиться в Царскосельский лицей, где провел шесть лет. Годы обучения способствовали формированию его как поэта (именно в этот период юношей было написано 130 стихотворений) и становлению его политических воззрений. Приведем интересные факты из жизни Пушкина, случившиеся еще при его обучении в лицее:

  • Поступил Александр Пушкин в заведение по просьбе своего дяди Василия Львовича. По итогам обучения он числился вторым с конца по успеваемости.
  • Еще будучи лицеистом, поэт пользовался успехом у женщин. В данном заведении он также впервые влюбился.
  • Первая его дуэль случилась еще в годы обучения, причем по совершенно пустяковой причине.
  • Поэт увлекался карточными играми, из-за чего влезал в долги, а потом рисовал эпиграммы и шаржи на своих кредиторов, чем вызывал большие скандалы.

Годы творчества в Петербурге и в ссылке

Окончив лицей в 1817 г., он начал служить в Коллегии иностранных дел в Петербурге. Однако вместо работы увлекся творчеством, отличающимся юношеским вольнодумием. За стихотворения, в которых он выступал против власти и призывал к революции («Огонь очищения»), юноша в 1820 г. был отправлен царем в ссылку на юг России. В эти годы творчество Пушкина развивалось очень интенсивно. Им созданы поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и др.

В 1824 поэт переехал в село Михайловское, где были написаны «Евгений Онегин», «Борис Годунов» и множество стихотворений. В декабре 1825-го он узнал об аресте своих друзей после восстания на Сенатской площади. И, оберегая их от ареста, ему пришлось уничтожить автобиографические записи. В 1830 г. он провел очень плодотворную осень в с. Болдино. Пушкин написал известные произведения в прозе и стихах, закончил «Евгения Онегина».

В 1831 опять переехал в Петербург и стал служить в Иностранной коллегии. Пользуясь правом посещения архива, начал работать над произведениями про Пугачева и царя Петра I. А 18 февраля он обвенчался в Москве с Натальей Гончаровой, брак с которой стал источником вдохновения, счастья и привел поэта к смерти. Краткая биография Пушкина, представленная в статье, поведала нам о его детстве, юности и зрелых годах. Теперь обратимся к его последнем периоду жизни в Петербурге.

Что предшествовало трагическим событиям?

Чтобы рассказать подробно, как умер Пушкин, нужно отметить, что последние годы поэта были морально тяжелыми из-за враждебного отношения к нему царя и дворянского общества, нелицеприятных высказываний в газетах. Но работа над произведениями продолжалась: в это время он пишет поэму «Пиковая дама», повесть «Капитанская дочка», поэму «Медный всадник».

Зимой 1836 г. по городу начали распространяться слухи про романтические отношения его жены и Ж. Дантеса, результатом чего был вызов Пушкиным господина Жоржа на дуэль, в которой Александр Сергеевич оказался смертельно ранен. На момент смерти гениальному поэту было всего 37 лет. Принято считать, что Пушкин погиб на дуэли от руки Дантеса, но в действительности это произошло через 2 дня после этого события.

Причины дуэли с Дантесом и условия проведения

На первый взгляд все просто. Вспыльчивый и очень эксцентричный Пушкин, приревновав свою жену Наталью к поручику Жоржу Дантесу, вызывает того на дуэль. Место, время и секунданты назначены. И 27 января 1837 года дуэлянты пускают друг в друга пули из пистолетов недалеко от Черной речки, вследствие чего соперник Жорж смертельно ранит поэта.

По подсчетам историков, дуэль Пушкина и Дантеса была 21-ым вызовом Александра Сергеевича. Поэт был инициатором примерно 15-ти, и лишь четыре из них состоялись, во многом благодаря друзьям Пушкина, содействующих примирению сторон. В шести остальных случая инициаторами были оппоненты. Условия, на которых проходила данная дуэль, были довольно жестоки. Соперники расходились на 20 шагов, после чего начинали стреляться, идя навстречу друг другу. Если первые выстрелы не приносили результатов, то дуэль возобновлялась.

Причина дуэли Пушкина - один из самых главных вопросов, который волнует историков много лет. Ведь самая популярная и официальная версия — ревность поэта, которую вызвал Жорж Дантес своими ухаживаниями за Натальей Гончаровой. Но существуют некоторые варианты. Сопоставив различные интересные факты из жизни Пушкина, самого поединка, а также погребения великого поэта, можно обнаружить несколько вероятных причин, приведших к трагической дуэли.

Ревность Пушкина — официальная причина дуэли

Впервые вызов на дуэль произошел еще 5 ноября 1836-го. Причиной послужило анонимное письмо, пришедшее днем ранее, с клеветническим и оскорбительным для поэта текстом. Тогда дуэль Пушкина и Дантеса не произошла из-за просьбы барона Геккерн, приемного отца Жоржа. Тот попросил отложить поединок на две недели. Француз объявил о своем намерении жениться на сестре Натальи - Екатерине, что помогло уладить разногласия Александра и Жоржа, но, увы, ненадолго.

Вскоре произошел случай, который сделал дуэль практически неизбежной. Возвращаясь из театра, Геккерн спросил Наталью Гончарову о том, скоро ли та собирается разводиться. Женщина рассказала об этом случае мужу, и Пушкин отправил барону письмо, выказывающее все его чувства и негодование по поводу произошедшего. В ответ секундант Дантеса принес ответ Луи Геккерна с вызовом на дуэль, подписанную самим Жоржем.

Другие версии причин дуэли

Вторая версия не настолько популярна, но многие ученые и историки выдвигают неоспоримые факты в ее поддержку. В ней говорится о том, что с помощью Дантеса царь Николай I избавился от Пушкина. Ведь поэт отличался дерзостью и своенравностью, и его стихотворения не всегда поддерживали правителя и устои Российской империи.

Третья версия противоречит предыдущей. Следуя ей, поэт был убит потому, что в своих стихотворениях выставлял в благоприятном свете царя (такие произведения действительно присутствовали в его творчестве). Это мешало голландскому послу в Российской империи барону Луи Геккерну, который решил избавиться от Пушкина. На это указывает и то, что барон принимал слишком большое участие сначала в разборках между Дантесом и поэтом, подстраивая и вызывая ссоры, а позже в суде, защищая Жоржа.

Четвертая версия, в последнее время набирающая все большую популярность, гласит о том, что смерть Пушкина произошла по приказу масонов-иностранцев. Существуют факты, что в одно время Александр Сергеевич состоял в этом обществе. Но позднее, в 1820 году, он порывает с Орденом вольных каменщиков и становится поэтом, который прославляет царя и его правление. Подтверждением этой версии является травля, которую устроили все газеты, выставляя поэта в худшем свете и называя «необузданным и диким». По мнению историков, такое могли устроить только масоны.

Почему врачи не спасли русского гения?

Как умер Пушкин и от чего именно — тоже очень животрепещущие вопросы. Официальной причиной считается сильная потеря крови и перитонит после ранения в живот. К сожалению, в те времена подобные недуги медицина была не в силах излечить.Смерть Пушкина наступила 29 января 1837 года в его квартире на набережной Мойки. В последнюю минуту жизни с ним находились его друзья: Жуковский, Даль и Тургенев.

Очень интересный вопрос, который вызывает споры ученых не первое десятилетие: "Почему пуля, выпущенная из пистолета Пушкина, не нанесла большого урона Жоржу Дантесу?" Официальная версия — она срикошетила от пуговицы сюртука. Но не кажется ли это странным? По этому поводу существует много споров. Выдвигается предположение, что на Дантеса была надета кольчуга. Но эта версия не раз опровергалась учеными, так как даже спрятать незаметно «пуленепробиваемый жилет» под военный мундир или сюртук не представляется возможным.

Тайны захоронения поэта

Смерть Пушкина - это действительно очень таинственное событие, но не менее загадочным является и история его захоронения. На свет выходят очень странные обстоятельства:

  1. Поэт должен был быть погребен рядом со своей матерью, недалеко от села Михайловское. Но по каким-то причинам его последняя воля не была выполнена. Было решено похоронить его в другом месте.
  2. Еще одним таинственным фактором является перенос отпевания из одной церкви в другую. Изначально планировалось провести церемонию в Исаакиевском соборе, но в последний момент гроб с телом Пушкина перенесли ночью в Конюшенную церковь, разрешенную для посещения только придворными. Скорее всего, власти пытались не пустить народ к телу поэта.
  3. Второго февраля и целый день 3-го числа труп оставался в церкви. Некоторые исследователи предполагают, что в это время тело поэта заменили на другое, но точных доказательств подобной версии нет. Вечером друзья Пушкина проводили его. И ночью ящик с гробом был перевезен в город Псков, где 6 февраля рядом с храмом в Святогорском монастыре поэт был предан земле.
  4. Очень интересен факт, что родственники на могиле у поэта не были, а жена посетила могилу лишь раз и находилась тут совсем недолго.

Когда разрешатся загадки смерти поэта?

Творчество Пушкина отличается любовью к родине, восторженным восприятием жизни, прекрасной любовной лирикой и легким музыкальным слогом. Это прекрасные стихотворения и проза, наполненные чувствами самого поэта. Еще не один век, начиная с самого детства, люди будут читать произведения Александра Сергеевича, а историки и литературоведы разгадывать тайны его жизни и смерти. К сожалению, загадочный вопрос о том, как умер Пушкин, может так и остаться неразрешенным.

…По переулку бежал человек. Он был изрядно пьян, поэтому спотыкался, падал, поднимался и снова бежал, его заносило из стороны в стороны. Одежда его была уже абсолютно грязная, на лице красовалось несколько свежих царапин. Завидев прохожего, он бросался к нему и кричал:

" Пушкин! Пушкина убили нашего, французишка поганый застрелил! Нету, нету его больше!.." Кто–то отшатывался, кто–то брезгливо отталкивал пьяного, кто–то застывал в ужасе и удивлении. А тот бежал дальше, заглядывал в попадающиеся по дороге питейные заведения и выкрикивал посетителям свои слова. На перекрестке он остановился, вытащил из кармана чудом уцелевшую после всех падений бутылку, сделал несколько глотков и мельком взглянул в окно дома. Отражение в грязном стекле ему понравилось, выдать могли только глаза, абсолютно трезвые. Да и в бутылке плескалась чистейшая колодезная вода, но он никому и не предлагал ее попробовать.

Агент Третьего отделения не имел права пить на работе…

— Все, Александр Сергеевич, не извольте беспокоиться, заканчиваю. Вот, пожалуйста, зеркало, Вы можете убедиться — сходство потрясающее! Уложить Вас рядышком — ни за что бы не отличил… Шучу, шучу–с. Эх, помру вот — так ведь никто не найдет такого мастера, чтоб меня самого подкрасить, буду как пугало лежать, хе–хе! Вот, готово. За такие деньги можно было постараться. Все–таки хорошо, что Вы ему в голову не попали. Ну, не смею Вас более задерживать…

Пушкин, не говоря ни слова, встал, поднялись со скамьи два конвоира, и все вместе вышли во двор, где их ждала карета с решетками на окнах. А мастер кивнул своим помощникам, и они осторожно, чтобы не смазать грим, принялись перекладывать тело Дантеса со стола в стоявший рядом на козлах гроб…

…Император был вне себя. Сколько усилий было приложено, чтобы отношения с Францией после войны, наконец, наладились, сколько денег, времени ушло, и вот теперь — в одночасье все потерять. Сначала этот грязный скандал — стыд и позор, российский государь и галльский выскочка не могут поделить женщину, да еще и чужую жену, а теперь еще ее муж, этот престарелый камер–юнкер Пушкин, не только затеял дуэль, но и оказался метким стрелком… Ну, зачем Геккерну было это все устраивать, какие–такие тайные цели преследовала старая лиса? Вот, доигрался…

Ему тоже совершенно ни к чему возвращаться во Францию с гробом племянника и скверной историей про российские нравы. Конечно, можно дать ему денег, даже нужно дать денег, много денег, но Дантес от этого живее не станет. Правильно говорил как–то Христофорович: "Ваше Величество, Вам лучше иметь дело не с замужними женщинами, а со вдовами, тем более, жизнь каждого Вашего подданного в Ваших руках…"

Так, а ведь неплохая идея! Живой Пушкин нам абсолютно не нужен. Но уж коли жив он, а не Дантес, придется их немного поменять местами. И опять деньги… "Вызвать ко мне Бенкендорфа!" — крикнул он…

Заседание специальной коллегии Тайной Канцелярии постановило:

1. Объявить Пушкину Александру Сергеевичу, что императорским указом от … февраля 1837 года он приговорен к смертной казни через повешение за злодейское убийство французского подданного.

2. В приватной беседе довести до сведения означенного Пушкина А. С., что по милосердию государя приговор может быть смягчен, если оный Пушкин А. С. согласится выполнить некоторые особые условия.

3. Особые условия смягчения приговора заключаются в следующем: Пушкин А. С. отказывается от своего имени и всех прав, с оным именем связанных, получает новые имя и фамилию и клянется ни при каких условиях не разглашать условия тайного договора.

4. Пушкин А. С. клянется не вступать ни в какие отношения со своими прежними знакомыми и родственниками, а также клянется ни словом, ни делом не давать понятия никому, кто он такой, или что он знает о настоящей судьбе Пушкина А. С., а также как–либо препятствовать государственным мероприятиям по исценированию его смерти и похорон.

5. Пушкин А. С. обязуется не писать и не публиковать стихов и иных произведений изящной словесности на любом языке, даже и под чужим именем.

6. Если же Пушкин А. С. согласится на вышеуказанные условия, то сослать навечно его в действующую армию на Кавказ в чине подпоручика.

7. Если же Пушкин А. С. не согласится, или же согласится, но потом нарушит этот договор, то казнить его без промедления… …

Смерть Пушкина стала национальной трагедией. Сотни, тысячи людей приходили проститься с любимым поэтом. Поэты посвящали ему свои произведения. В списках ходило стихотворение без подписи "На смерть поэта" Одоевский сказал: "Солнце русской поэзии закатилось." И, отчасти, он был прав… Очевидцы дуэли не любили о ней рассказывать.

Когда Данзаса спросили: "Кто стрелял первым?", он, не задумываясь, ответил: "Пушкин, конечно…", и замолчал. На вопрос: "Так он промахнулся?", Данзас пробормотал что–то про пулю, отскочившую от пуговицы, и совсем стушевался. Действительно, огнестрельное оружие в те времена было весьма ненадежным…

Было объявлено, что Жорж Дантес выслан из России, вернулся на родину и, вместе с женой, российской подданной, поселился в провинциальном городке на юге Франции. Общественность негодовала. …

Пушкина никогда не пугали запреты властей на литературный труд и публикации. Но тут ему просто не хотелось писать. И море, и горы смотрятся совершенно по разному, гуляешь ли ты после обеда с тростью в руке, или скачешь в дозоре в пыльном мундире на потной лошади. Вся предыдущая жизнь казалась сном. Знакомства понемногу забывались, все менее и менее мучила его разлука с семьей. Ему даже, по–своему, полюбился армейский быт. Для развлечений ему всегда хватало и времени, и возможностей, здесь же они стали буднями гарнизонной жизни. В свое время много шуму наделала история с похищением молодой черкешенки. Но неожиданный кровавый финал ее принес Пушкину недобрую славу человека циничного и недоброго. Женщины же, напротив, находили в нем зловещее очарование.

Однажды, будучи на водном курорте, Пушкин выпил более обычного в офицерском собрании и разговорился о литературе с неким Лермонтовым из соседней части. Тот был приятно удивлен, найдя такое знание предмета у пьяного поручика. Под разговор вино лилось рекою. Внезапно Лермонтов обнаружил, что читает со слезами на глазах свое сихотворение "На смерть поэта", а собеседник его чуть не падает под стол от хохота.

"Милостивый государь, что Вы нашли тут смешного?" — воскликнул он. "Боже мой, Михаил Юрьевич, — сквозь смех произнес поручик, — какой же Вы, все–таки, идиот, какие вы все идиоты, какая, черт возьми, идиотская жизнь!" Лермонтов побледнел и схватился за саблю. Их растащили…

Наутро состоялась дуэль. Решено было ужесточить условия поединка, поскольку Лермонтов был в совершенном бешенстве, а поручик лишь тихо посмеивался и отвергал любые предложения секундантов о ритуальном обмене выстрелами в воздух. Противники стояли на противоположных краях небольшой горной площадки и стреляли по очереди. Если кто–то из них получал рану, хоть и не смертельную, то падал в пропасть. Кроме того, смерть неудачника можно было свалить на несчастный случай.

Перед поединком Лермонтов спросил: "Не хотите ли Вы хотя бы теперь объяснить Ваше вчерашнее поведение?" "Объясню, — ответил поручик, — но на месте и без свидетелей." Секунданты, скрепя сердце, согласились остаться внизу, в четверти версты от места дуэли. Противники спешились, взяли пистолеты и стали подниматься. Вскоре они исчезли в тумане… …Через некоторое время донесся выстрел, затем другой. Один из секундантов и врач бросились наверх, оставив другого сторожить лошадей.

На площадке никого не было. На камнях лежал один из пистолетов, а внизу на острых скалах что–то чернело… …Почти неделю не могли поднять застрявшее в расселине тело. Камни, жаркое солнце и птицы сделали свое дело — когда то, что осталось от дуэлянта, вытащили на площадку, опознать его смогли только по фуражке, помеченной М.Ю.Л., которую несчастный сунул за пазуху, очевидно, перед тем, как поднял пистолет.

Врача особенно поразил вид длинных, ухоженных ногтей на распухших посиневших пальцах. Мартынова же (так звали поручика) обнаружить так и не смогли. Очевидно, увидев смерть противника, он испугался и ударился в бега.

Больше о нем никто ничего не слышал. Подозревают, что он перебрался в Персию.

Перед решающими событиями

К 1835 году атмосфера вокруг Пушкина становится поистине мрачной. К долгам, обострению болезни и другим трудностям добавилась проблема защиты чести семьи. Настойчивость императора, податливость Натальи Николаевны и ее неумное поведение, подающее повод для сплетен и пересудов, вели ситуацию к неизбежному финалу. В своей книге “Последняя игра Александра Пушкина” академик Н.Я.Петраков достаточно подробно показал, как развивались события, хотя некоторые нюансы неизбежно остались в стороне от стержня изложения. Попробуем это изложение повторить еще более кратко — практически конспективно.

Видя, что Пушкин “неадекватно” реагирует на его “ухаживания” за Н.Н., Николай принимает решение перевести стрелки дворцовых сплетен на Дантеса, карьера которого зависит от его благоволения. Дантес должен сделать вид, что он увлечен женой Пушкина. Он ухаживает за Н.Н. демонстративно шутовски, шаржированно, но свет с удовольствием эту игру подхватывает, а Н.Н. с согласия (если не по наущению) Николая принимает ее тоже. Пушкин, для которого поведение всех участников этой игры прозрачно, разворачивает свою контригру. К этому моменту для него вопрос о дуэли — неважно, с кем — решен: ведь дуэль, даже в случае ее благополучного исхода для стреляющихся, приведет к суду и как минимум — к высылке его из столицы, а именно этого он и добивается. Но именно этого не хотят все остальные участники игры: Николай в этом случае теряет Н.Н., которая должна последовать за мужем, Н.Н. теряет Николая, свет и балы, Дантес (если считать его тем, с кем Пушкин назначит дуэль) теряет карьеру. Такова диспозиция перед решающими событиями в этой истории.

1 июля 1836 года Пушкин отвергает приглашение на традиционный бал в честь дня рождения императрицы — под предлогом траура по матери, хотя сам в это же время появляется на других балах. Разозленная императрица, опекавшая Дантеса и даже приплачивавшая ему добавку к жалованью, требует от кавалергарда активизации в его ухаживаньях за Н.Н. В конце лета Пушкин, вернувшись из города на дачу, застает у Натали Дантеса, который специально задержался, зная о скором возвращении ее мужа. Пушкин разыгрывает сцену из анекдота, слышанного им на попойках в юности, намазывает губы сажей и, целуя Н.Н. в губы, выходит, дав понять Дантесу, что тому пора уходить. На выходе Дантес встречает Пушкина, который, заметив на губах Дантеса сажу с губ Н.Н., насмешливо улыбается.

Дантес приходит домой (он снимал комнату вместе с А.П.Трубецким) и говорит своему приятелю, что ему не понравилась улыбка Пушкина и что тот явно что-то замышляет. И точно, через 40 минут к ним приходит девушка с запиской от Н.Н., при чтении которой у изумленного Дантеса глаза на лоб лезут. После ухода Дантеса Пушкин, рассказав жене про свой фокус с сажей, требует у нее объяснений, и та вместо признания в невинном флирте выдает первую пришедшую на ум ложь: дескать, Дантес говорил с ней о его желании посвататься к ее сестре, Екатерине Гончаровой. (Это первое, что ей приходит в голову, приходит потому, что сестра влюблена в Дантеса, они между собой об этом говорили, и не раз, что теперь облегчает для нее возможность сказать, как она думает, в общем, невинную ложь.) Пушкин мгновенно использует это вранье и диктует ей записку, в которой Н.Н. сообщает Дантесу, что она рассказала об их разговоре мужу и что он согласен на брак Дантеса и ее сестры.

Женитьба Дантеса

Дантес в шоке (свидетелем этого шока был его приятель А.Трубецкой); он понимает, что шутить с Пушкиным опасно. Он вынужден теперь проявлять интерес и к Екатерине Гончаровой. 2 ноября Пушкин от кого-то узнает о состоявшемся у Полетики свидании Н.Н. с царем, застает ее врасплох, и жена, никогда не умевшая врать правдоподобно, излагает ему первую пришедшую ей в голову ложь о Дантесе, заманившем ее в ловушку, стоявшем на коленях и грозившем покончить с собой. Пушкина эта ложь устраивает (защищая честь его семьи, именно такую версию поддерживали для мира и он сам, и его друзья), и он начинает действовать. 3 ноября он рассылает друзьям (кроме одного-двух экземпляров, которые должны дойти и до царя) заблаговременно изготовленные им “дипломы рогоносца”. Пушкин дает понять своим друзьям, что дело тут не в Дантесе, а в царе, которого он вызвать на дуэль не может, и одновременно развязывает себе руки: под покровом тайны он может обвинить в изготовлении “диплома” кого угодно.

Н.Н. Пушкина.

4 ноября Пушкин сам получает “диплом” и в тот же день посылает вызов Дантесу, поставив в известность жену. Натали, в ужасе от того, какими последствиями грозит сам факт дуэли, мчится к Жуковскому, тот сообщает о вызове царю и немедленно начинает улаживать дело. 6 ноября Пушкин отправляет письмо министру финансов Канкрину, написанное с таким расчетом, чтобы тот немедленно показал его царю — что тот и делает. Вызов Дантесу и это письмо рассчитаны на то, чтобы царь согласился на личную встречу. В письме Канкрину Пушкин дает понять Николаю, что с этого дня отказывается от царских подачек, и тот факт, что царь не разрешил ему погасить свой долг предложенным Пушкиным способом (продажа имения), уже не имеет никакого значения: оба понимают, что это фактическое объявление войны.

Надежда на аудиенцию у императора не оправдалась: Жуковский, вместо того чтобы поспособствовать такой встрече, сделал все возможное, чтобы замять скандал: он находит выход в том, что было подсказано чуть раньше самим Пушкиным: Дантес, который и раньше, мол, подумывал о женитьбе на Екатерине Гончаровой (чему свидетельство — сохранившаяся у него записка Н.Н.), и в самом деле собирается жениться на ней. 7 ноября Жуковский радостно сообщает Пушкину, что все улажено: Дантес женится (дочь Николая I оставила свидетельство: “Papa заставил Дантеса жениться”). Пушкин в бешенстве: только что жена уверяла его, что Дантес смертельно влюблен в нее, и успела эту чепуху озвучить, рассказав ее близким друзьям поэта, а теперь он должен делать вид, что принимает всерьез ее уверения в том, что Дантес смертельно влюблен и в ее сестру. В порыве отчаяния и гнева Пушкин открывает карты Жуковскому, и тот, услышав, что вся интрига Пушкина направлена против царя, приходит в ужас: “Ради Бога, одумайся. Дай мне счастье избавить тебя от безумного злодейства, а жену твою от совершенного посрамления”.

Пушкин, который был уверен в том, что Дантес ни за что не женится на сестре Н.Н., теперь вынужден уступить посредникам (Жуковский и секунданты Д`Аршиак и Данзас). Несмотря на то что на замужество фрейлины требовалось разрешение императрицы, а брак между католиком и православной требовал еще и согласования с синодом, все разрешения и согласования были получены в считаные дни, и 13 ноября было объявлено о предстоящей свадьбе.

Последняя встреча с царем

Между тем давление на Пушкина усиливается. На первый бал открытия сезона 15 ноября Пушкин приглашения не получает под тем предлогом, что “он носит траур по матери” (объяснение императрицы, почему его вычеркнули из списка, — месть на аналогичный ход Пушкина летом того же года). Эта издевка особенно болезненна, поскольку Н.Н. приглашение получила. Двусмысленность ситуации очевидна даже ей, и она испрашивает совета у Жуковского, как ей поступить; тот пишет записку с настоятельным советом — если не требованием, чтобы она была на балу и непременно одна. В этой записке ее автор больше похож на сводника, чем на воспитателя престолонаследника. Жуковский, написав такую записку, и Н.Н., последовав его совету, поставили последнюю точку: Пушкин в этой борьбе остался абсолютно один против сплотившихся друзей и врагов.

Светом брак между Дантесом и Екатериной Гончаровой трактуется как жертва Дантеса во имя спасения честного имени Н.Н. Геккерен и Дантес пытаются наладить родственные отношения, но Пушкин наотрез отказывается такого рода отношения с ними поддерживать и принимать их у себя в доме. Тем не менее теперь у Дантеса появляется возможность на вполне официальном основании бывать там же, где бывает Н.Н. с сестрами, и продолжать свой шутовской флирт с Н.Н., подогревая любопытство света и удобряя почву для сплетен.

Пушкин, раздосадованный тем, что он сам подсказал противникам встречный ход, и тем, что дуэль не состоялась, разворачивает другой вариант контригры. 21 ноября он показывает Соллогубу написанное им оскорбительное письмо к Геккерену-старшему, зная, что после разговора с ним Соллогуб обязательно будет у Одоевского, у которого приемный день, увидит там Жуковского и расскажет ему о содержании письма. Расчет оправдался, Жуковский в ужасе, но Пушкин согласен не отсылать письма при условии, что Жуковский устроит ему встречу с царем. Через два дня встреча состоялась (в присутствии Бенкендорфа).


Пушкин в разговоре дал понять, что не оставит дела, если его имя и имя его жены будут бесчеститься грязными сплетнями; царь прекрасно понимает, что когда Пушкин говорит о Дантесе, все эпитеты имеют прямое отношение именно к нему, но делает вид, что с участием относится к Пушкину. Он берет с него обещание в случае возникновения дуэльной ситуации прежде поговорить с ним, с Николаем. В конце концов Пушкин принимает окончательное решение разрубить весь узел накопившихся проблем, используя самим царем предложенную договоренность о возможности обратиться к Николаю в случае, если Пушкин решится на дуэль.

25 января 1837 года состоялась эта последняя встреча; подробности неизвестны, но, судя по воспоминаниям Николая I, он ее запомнил на всю жизнь. Примерная реконструкция разговора Петраковым весьма достоверно описывает ситуацию. Видимо, оба готовы были идти до конца, но Пушкин так говорил с царем, что тот струсил. Результатом этой трусости стала и его месть, когда он, как и Бенкендорф, стал соучастником убийства, поспособствовав тому, чтобы дуэль не была предотвращена, и его попытка обелить себя даже через много лет.

Остальное общеизвестно. Военно-судное дело прошло под присмотром царя; Н.Н. для дачи показаний не вызвали — царь запретил, понимая, что она неизбежно проговорится. Священник, принимавший исповедь у Н.Н., в ужасе от услышанного и нарушая тайну исповеди, заявил, что она ни в чем не виновата.

Версия Петракова непротиворечиво объясняет мотивацию всех писем Пушкина, всех его высказываний и всех событий в этот период. Все вопросы получают ответы — все, кроме одного: зачем Пушкину понадобились смертельные условия дуэли?

Поэт не грыз ногти

В одной из своих статей для советского спортивного журнала Александр Лацис рассказал о пушкинских занятиях физкультурой. Из писем Пушкина и воспоминаний о нем вполне возможно воссоздать тот образ жизни, который он вел в деревне; известно, что он любил верховую езду, много ходил пешком, обливался холодной водой. В городе он стремился по возможности сохранить эти деревенские привычки, в течение всей жизни занимался гимнастикой и для укрепления “дуэльной” руки носил тяжелую трость. Однако только к концу жизни сам Лацис на собственном примере понял, что Пушкин с помощью этой “лечебной физкультуры” надолго отодвинул неотвратимую победу болезни, одно из первых проявлений которой описано поэтом в раннем стихотворении “Сон” (эти неожиданные обмороки преследовали Пушкина всю жизнь).

Отмечали, что Пушкин грыз ногти, но это не так: он просто прикрывал рукой нервный тик в углу рта, который появлялся у него в минуты эмоционального возбуждения. В последний год жизни нервный тик превратился в судороги, которые временами страшно искажали его лицо. Кроме неожиданных обмороков и судорог был еще один грозный симптом, который довершал картину заболевания: микрография. В медицинских справочниках он описывается так: сначала буквы могут быть обыкновенного размера, но по мере письма они становятся все меньше и в конце страницы могут быть меньше в несколько раз. В последний год жизни Пушкина микрография развилась настолько, что буквы в последних строчках на листе были чуть ли не в 10 раз меньше, чем в начале.

Лацис не называет болезнь — он лишь сообщает, что впервые она была описана в Англии в 1817 году. Однако известно, что в 1817 году в Англии впервые было опубликовано “Эссе о дрожательном параличе” Джеймса Паркинсона — то есть описана так называемая болезнь Паркинсона, и практикующие невропатологи вполне могут сопоставить признаки и оценить вероятность именно этого заболевания. Неизвестно, читал ли ее описание Пушкин — в подлиннике ли, в переводе на русский или французский, — но в Одессе поэт был дружен с домашним доктором семьи Воронцовых Уильямом Хатчинсоном (это о нем Пушкин писал в письме к В.К.Кюхельбекеру в апреле 1824 года: “…Беру уроки чистого афеизма. Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей, которого я еще встретил”), хорошо знавшим ее симптомы, поскольку Хатчинсон был учеником и коллегой Джеймса Паркинсона. Скорее всего, он и предсказал Пушкину течение болезни.

“Заказчиком” был Пушкин

Нетрудно представить воображенный Пушкиным исход — с учетом того, что болезнь у него проявилась так рано и что она была практически не изучена; никаких лекарств, хотя бы замедляющих ее течение, не было, а вся стрессовая обстановка вокруг поэта в течение практически всей жизни только провоцировала ее ускорение. Хотя болезнь Паркинсона обычно развивается в пожилом возрасте, Пушкин уже к 35 годам ощутил грозное приближение симптомов, которые для него могли означать только неизбежный скорый конец. Он мог представить себе обездвиженность и старческую беспомощность при естественном развитии болезни — и он не мог этого допустить: при одной мысли о том, что ему грозит подобное, он приходил в ужас.

Летом 1835 года, несмотря на сопротивление царя, Пушкин добивается предоставления ему длительного (четырехмесячного) отпуска и уезжает в деревню. Формально он объясняет потребность в таком отпуске целью переселения в деревню, поскольку городская светская жизнь ему и его семье не по средствам (в письме Бенкендорфу он объясняет, что в Петербурге он тратит 25 000 в год и “за четыре года… сделал долгов на 60 000 рублей”). Но это только одна из причин поездки, и к тому же не главная. Пушкин уже знает, что его единственным спасением от грозной болезни может быть только возврат к деревенскому образу жизни, при котором он чувствовал себя гораздо лучше, что именно после переезда в город болезнь ускорилась и что приостановить ее можно только вернувшись к прежнему, оздоровительному образу жизни. Вопрос лишь в том, не слишком ли поздно он спохватился. Эта поездка в деревню и должна была дать ответ на этот вопрос.


А.С.Пушкин на смертном одре.

Ответ был необнадеживающим: болезнь зашла слишком далеко. Стало ясно, что он должен готовиться к уходу, чтобы не дать болезни приковать его к креслу паралитика. Вся переписка Пушкина этого времени проникнута тревогой этого знания; к этому же времени относятся и его самые отчаянные стихи о близкой смерти — “Родрик” и “Странник”.

“Еще не было анонимных писем, — писал Лацис. — Но уже было ведомо: настали последние дни. Пришла пора исчезнуть. Надлежало тщательно замаскировать предстоящее самоубийство. На лексиконе нашего времени можно сказать, что в исполнители напросился Дантес. А заказчиком был сам поэт”.

Значение Дантеса преувеличено

В конце 1836 года Пушкин пишет для “Современника” мистификационный памфлет “Последний из свойственников Иоанны д`Арк” (он был опубликован уже после его смерти; вся ситуация и “письмо Вольтера” Пушкиным были выдуманы), где проводит параллель: “Вольтер — Дюлис” следовало читать “Пушкин — Дантес”. Пушкин становится на сторону Вольтера, посчитавшего, что ниже его достоинства драться с Дюлисом, — и тем самым показывает свое истинное отношение и к Дантесу, и к последовавшей потом дуэли. Дантес был пешкой не столько в игре травивших Пушкина, сколько в смертельной игре самого Пушкина. Лацис убедительно показал, что одной из причин поведения Пушкина в последний год жизни, истинной причиной смертельных условий дуэли с Дантесом (о которой современники говорили, что “причины к дуэли порядочной не было”) стала осознававшаяся необходимость ухода из жизни.

Те, кто описывал, как выглядел Пушкин в последние месяцы жизни, свидетельствуют, что вид его был страшен, а при упоминании имени Дантеса его лицо сводили сильные судороги. Они не понимали, что принимают за причину следствие: болезнь зашла так далеко, что один из ее самых характерных признаков (судороги) усилился и стал бросаться в глаза, хотя он был заметен у Пушкина и раньше — в виде нервного тика. Немудрено, что симптом так ярко проявлялся при виде человека, которого он — при пушкинском жизнелюбии — намерен был сделать собственным палачом. Это исследование Лациса наконец-то объяснило факт, который для пушкинистики всегда был загадкой:

“Ни один из лучших пушкинистов не взялся объяснить, — писал Лацис, — почему Пушкин плакал навзрыд на праздновании лицейской годовщины 19 октября 1836 года. Почему так и не смог дочитать приготовленные стихотворные листы? Вероятно, эти вопросы задавали себе многие, находили ответ некоторые, но вслух не проговорился никто... Ужели непонятно? Поэт ясно представлял: этот праздник для него последний, на следующем его не будет, его не будет нигде... Стало быть, им было принято твердое решение опередить конечную стадию той болезни, от которой, во избежание предстоящих унизительных страданий, существует лишь одно-единственное лекарство — смерть”.

“Я осужден на смерть”

Когда было принято окончательно это ужасающее, мучительное решение? Скорее всего — в 1835 году. Именно к этому времени относятся его стихотворения “Родрик” и “Странник”; последнее, в свете сказанного выше, особенно откровенно:

При детях и жене сначала я был тих
И мысли мрачные хотел таить от них;
Но скорбь час от часу меня стесняла боле;
И сердце, наконец, раскрыл я поневоле.

“О горе, горе нам! Вы, дети, ты жена! —
Сказал я, ведайте: моя душа полна
Тоской и ужасом; мучительное бремя
Тягчит меня. Идет!
Уж близко, близко время...”

“Познай мой жребий злобный:
Я осужден на смерть
и позван в суд загробный —
И вот о чем крушусь: к суду я не готов,
И смерть меня страшит”.

О близкой смерти Пушкин сообщает и в несохранившемся письме к Катенину, написанном не позже апреля 1835 года, поскольку ответное письмо Катенина от 16 мая написано явно без продолжительной паузы в переписке, — и Катенин пишет: “Судя по твоим, увы! слишком правдоподобным словам, ты умрешь (дай Бог тебе много лет здравствовать!) Вениямином русских поэтов, юнейшим из сынов Израиля…”

Значение Дантеса в истории дуэли и смерти Пушкина преувеличено многими поколениями пушкинистов. Дантес был пешкой не столько в игре травивших Пушкина, сколько в смертельной игре самого Пушкина. Лацис не без основания полагал, что одной из причин поведения Пушкина в последний год жизни, истинной причиной смертельных условий дуэли с Дантесом (о которой современники говорили, что “причины к дуэли порядочной не было”) стала осознававшаяся им необходимость ухода из жизни.

Предоставим последнее слово предсмертным словам Александра Лациса, который был потомком Пушкина по одной из внебрачных линий и был болен той же болезнью (потому-то он и распознал ее симптомы у Пушкина):

“Не надо оскорблять поэта, приписывать ему отсутствие выдержки, проницательности, элементарного здравого смысла, — писал он в статье “У последнего порога”. — Он не был заводной игрушкой, не был рабом общего мнения...

А вы знаете, что по подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в жизни поэта. Да-да Александр Сергеевич был весьма горяч и злословен, чем провоцировал немало ссор, причем даже со своими друзьями. Итогом в большинстве случаев была дуэль, к счастью либо стреляли мимо, либо мирились... но дуэль с французским офицером Дантэсом оказалась роковой. Так, что же послужило поводом для ссоры, приведшей к столь трагическим последствиям?

"В любом запутанном деле ищите женщину" - говорят французы, и в данном случае это оказалось именно так. Поводом для вызова на дуэль послужила ревность. Ну да обо всем по порядку.

В 1835 году молодой француз Жорж-Шарль Дантэс, офицер кавалергардского полка, приёмный сын нидерландского посланника в Санкт-Петербурге барона Луи Геккерна, на одном из приемов познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта. В светском обществе сразу же поползли сплетни, в которых Дантес, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа. Ходили слухи о взаимности чувств Пушкиной и о том, что Дантес уже добился победы...

Стараниями злопыхателей порох был рассыпан, для взярыва достаточно было малейшей искры, которая не заставила себя долго ждать. 4 ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, в котором Пушкину присваивался «диплом рогоносца»; в «дипломе» содержался косвенный намёк на внимание к Н. Н. Пушкиной со стороны не только Дантеса, но и самого царя. Письмо имело следующее содержание:

Патент на звание рогоносца

Кавалеры первой степени, командоры и кавалеры светлейшего ордена рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле под председательством достопочтенного великого магистра ордена, его превосходительства Д. Л. Нарышкина, единогласно избрали г-на Александра Пушкина коадъютером великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена.
Непременный секретарь граф И. Борх

Подогретый нестихающими сплетнями и намеками "доброжелателей" Пушкин счёл письмо исходящим от Геккерна. Его уверенность поддержало мнение типографа М. Л. Яковлева, которому поэт показал пасквиль. Яковлев посчитал, что послание написано на бумаге иностранного производства. Поэт немедленно послал Дантесу вызов на дуэль.

К улаживанию конфликта немедленно подключились друзья Пушкина, дело дошло до царя. Доподлинно неизвестно о чем Николай I беседовал с несостоявшимися дуэлянтами, но через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой - сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Так как Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Тем не менее оскорбленный поэт отказывался иметь какие-либо отношения с Дантесом и Геккерном.

10 января 1837 года Екатерина Гончарова стала женой Дантеса. Впоследствии она родила ему четверых детей и умерла после родов в 1843 году, на седьмом году замужества.

После свадьбы Дантеса и Екатерины конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре в свете началось распространение в слухов и казарменных шуток в адресу Пушкина и его семьи.

Ревнивец-поэт долго этого вынесить не мог и 26 января 1837 год Пушкин отправил Геккерну-отцу оскорбительное письмо, где весьма резко отзывался об о нем и его приемномы сыне. Пушкин явно провоцировал Геккена и понимал, что это приведёт к новой дуэли.

В тот же день барон Геккерн письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает поэту вызов. По настоянию Александра Сергеевича стрелялись до смерти одного из участников.

27 января 1837 года под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Он упал после выстрела Дантеса и дуло пистолета забилось снегом, поэт привстал и попросил сменить пистолет. Секундант стал возражать, но Дантес знаком остановил его, и Пушкину дали другой пистолет. Ответным выстрелом он ранил Дантеса в правую руку, после чего лишился чувств.

На карете Геккернов раненый Пушкин был отвезен домой. Поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей он скончался 29 января 1837 года в 14:45. В момент кончины Александра Сергеевича Пушкина были остановлены часы, которые, являясь реликтом эпохи, хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов дома-музея Пушкина.