Вид домашней учебной работы, выполняемой учеником, в значительной степени зависит от характера задачи. Исходя из определенных признаков, можно выделить много видов домашних заданий. Рассмотрим некоторые из них.

По способу выполнения, которые используются, различают устные, письменные и предметно-практические задачи . Так, многие действия можно выполнить и устно, и письменно, и показать на практике. Однако есть задачи, которые выполняются преимущественно устно (например, выучить стихотворение, прочитать статью, упражнение, подобрать примеры на правила), письменно (решить задачу, написать сочинение, перевод) и практически (провести какой-нибудь опыт, изучить рельеф местности, явлений природы).

Согласно этапам процесса усвоения могут быть составлены задачи на восприятие нового материала (знакомство с текстом, рисунками, таблицами и т.д.), на осмысление усвоенного материала (систематизация, обобщение, объяснение и т.п.), на его укрепление (заучивание, упражнения на запоминание материала) и применение полученных знаний (решение задач, выполнение опытов и др.). Вид задания выбирается в зависимости от методической цели, поставленной учителем.

Исходя из характера учебных действий, которые может выполнять ученик, задачи подразделяются на исполнительные (повторение, воспроизведение материала, упражнения) и творческие (написание сочинений, проведение экспериментов и др.). Оба вида задач играют чрезвычайно важную роль в успешном усвоении знаний учащимися.

Задачи могут быть обязательными для всех школьников или выбираться ими по желанию (с использованием дополнительной литературы или других источников информации).

По степени индивидуализации задания могут разделяться на общие, дифференцированные (индивидуализированные), индивидуальные . Основное назначение дифференцированных задач-обеспечить для каждого ученика оптимальный характер познавательной деятельности в процессе учебной работы, а организация работы на уроке позволяет учителю одновременно работать со всеми учениками. Сильные учащиеся углубляют свои знания, помогают слабым, а слабые прочно усваивают программный материал. Задача подбираются такие, чтобы и слабые чувствовали, что они могут самостоятельно добывать знания.

Способы дифференцирования домашней работы.

По содержанию и основной функции, которую выполняют задачи в процессе обучения, выделим следующие их виды:

Домашние задания, которые подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на следующем уроке.

Это может быть и осмысление сообщенных новых знаний учителем, и решение задач, и проведение практических работ и т.п. Задачи такого характера даются в виде поручения: подобрать пословицы и поговорки, крылатые слова, рисунки на определенную тему; посмотреть передачу по телевидению или прослушать радиопередачу и подготовиться к ответам на вопросы по написанию произведения; отобрать факты, провести наблюдения; собрать цифровой материал, который может быть использован для составления и решения задач на уроке прочитать материал, который будет обсуждаться на уроке, найти ответы на вопросы, которые будут рассматриваться, и т.д.

Такие задачи обеспечивают связь обучения с жизнью, вызывают у учащихся познавательный интерес, а главное - готовят их не только к сознательному и активному восприятию нового материала на уроке, но и к его обсуждению, формируют умение давать ответы на вопросы, которые возникают, и формулировать их самостоятельно.

Домашние задания, которые способствуют систематизации и обобщению полученных знаний, их углубленному осмыслению.

Такие задания даются после изучения материала урока или после окончания рассмотрения темы. Очень полезно сведение изученного учащимися материала в схемы, таблицы, составление перечней и т.д. Это помогает наглядно представить изученный материал в системе, состоящей из компонентов, определенным образом связанных друг с другом. Изученное выступает перед учащимися под другим углом зрения, выявляются новые связи.

Этот вид заданий предусматривает составление планов, подготовку ответов на поставленные учителем вопросы, самостоятельную постановку вопросов, придумывание задач.

Домашние задания, способствующие закреплению знаний и практическому овладению методами учебной работы.

Это предложение выучить наизусть стихи, части текстов, которые обогащают язык ученика, формулы, необходимые при решении задач и т.д. Однако основной их вид - упражнения, выполняя которые ученик одновременно и закрепляет знания, и овладевает методами учебной работы.

Во время выполнения этого вида заданий школьник использует разные приемы запоминания: многократные повторения, установление ассоциативных связей, деление учебного материала на части, выделение каких-либо признаков и т.д.

Домашнее задание на применение полученных знаний на практике.

Задания даются после изучения учебного материала на уроках. Это несложные опыты, связанные с использованием полученных знаний в домашнем хозяйстве, в учебно-производственных мастерских, во время работы ученика в хозяйстве. Такие задачи связывают обучение с жизнью, повышают познавательные интересы учащихся, формируют практическую направленность их мышления.

Выделяют также репродуктивные, конструктивные и творческие домашние задания.

Некоторые учащиеся после объяснения учителя могут выполнить только аналогичное задание, которое решалось на уроке. Таким школьникам предлагается на время репродуктивные задачи, например, прочитать и перевести статью из учебника; вставить пропущенные буквы; решить задачу с помощью формулы, провести исследование согласно инструкции.

Более сложными являются конструктивные (или реконструктивные) задачи, например, выделить главное, составить план, таблицу, схему, сравнить отдельные положения, систематизировать материал. Давать учащимся такие задачи можно только после должной подготовки в классе, когда они овладевают основными приемами умственной деятельности. Не рекомендуется давать задания на копирование схем, рисунков, карт: каждая работа должна требовать новых усилий, быть хоть небольшим, но шагом вперед в умственном развитии.

Творческие задания выполняются как отдельными учащимися, так и всем классом, они способствуют развитию познавательных потребностей и творческого мышления школьников. Творческие задания могут даваться как перед изучением на уроке определенного материала, так и после его изучения. Обсуждение творческих работ, предложений, разработок всегда вызывает интеллектуальный и эмоциональный подъем, создает благоприятную почву для изучения учебного материала, отвечающего интересам учащихся. Такие задачи требуют, как правило, ответы на следующие вопросы: «Как сделать, чтобы...?» И «Почему?» Даются творческие задания ученикам, которые обладают достаточными знаниями и мыслительными операциями, имеют необходимый опыт творческой деятельности, время на их выполнение. К творческой работе относят написание сочинений, проведение самостоятельных экспериментов, составление задач, нахождение новых методов их решения и т.д.

Домашние задания, как правило, выполняются индивидуально. Иногда практикуются групповые задания, которые выполняются несколькими учениками по частям.

Проверка домашней работы может осуществляться учителем разными путями: устным опросом или попутным ознакомлением с письменными работами на уроке или просмотром тетрадей после урока. Проверка заданий в основном проводится в начале урока, однако может осуществляться и в конце, и в течение его в сочетании с работой над новым материалом. Некоторые учителя вместо проверки домашнего задания дают учащимся упражнения, аналогичные задачам, и на основе их выполнения делают вывод о качестве домашней работы.

Наиболее распространена фронтальная проверка выполнения задания на уроке . Учитель проверяет, выполнение домашнего задания, ставит всему классу вопрос относительно его содержания, ученики дают краткие ответы, отмечают трудности, с которыми встретились. Педагог выявляет и устраняет ошибки, делает обобщение. Более глубокая индивидуальная проверка предполагает опрос одного-трех учеников, в течение которого другие ученики следят за ответами, дополняют, исправляют ошибки.

Если школьник не выполнил задания, то учитель должен выяснить причины этого. Они бывают самыми разными - от неблагоприятных условий для занятий дома, к нежеланию систематически работать. В случаях, когда окажется, что задача сложная для ученика, следует выяснить, в чем затруднение и помочь его преодолеть. Если школьник ленивый, то нужно усилить контроль за его работой, требуя выполнения ученических обязанностей, приучать доводить начатое дело до конца. Если ученик не успевает выполнять домашние задания - помочь ему овладеть приемами рациональной организации труда.

Важной формой контроля является взаимная проверка выполненных работ учащимися с обнаружением ошибок, их устранением и выставлением оценки, а затем, в отдельных случаях, обоснованием оценки перед всем классом. Вовлечение всех учащихся класса к проверке домашних заданий, для обсуждения ошибок, путей их преодоления очень целесообразно, поскольку дает каждому школьнику дополнительные представления о процессе усвоения и возможных трудностях. Привлечь учащихся к участию в проверке можно еще таким образом: учитель вызывает одного из учеников, который демонстрирует выполненное задание (записывая на доске, читая и т.д.), а остальные сверяют его со своей работой. Если учитель обнаруживает у вызванного ученика ошибку, то спрашивает, у кого сделано иначе, с помощью класса выясняет, как должно быть правильно.

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели различные виды домашних заданий и способы их проверки . Наиболее распространенным является их деление на репродуктивные, конструктивные и творческие, а также устные и письменные. Относительно способов проверки домашней работы, установили, что основными способами являются фронтальная, индивидуальная проверка и взаимопроверка.

Разнообразные виды проверки домашнего задания

Романовская Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №147 Красногвардейского района

Одна из важнейших задач общеобразовательной школы - повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний.

Конечно, можно работать и без домашних заданий. Но многовековая практика и педагогические законы, доказывают, что если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

В виду разнообразия форм и видов домашней работы различны методы и способы ее проверки. Новые подходы к современному уроку вопрос об организации проверки домашней работы ставят одним из главенствующих в методике преподавания

Основная задача учителя на этапе всесторонней проверки домашнего задания заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе выполнения домашней работы. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом и это обязательный элемент каждого школьного урока. Простой выход к доске с рассказыванием правила или написанием сделанного примера может показаться ученикам скучным занятием.

Именно поэтому сейчас учителя приходят к инновационным методам проверки . К таким методам относятся:

Постановка неожиданных вопросов . Неожиданный вопрос, заданный учителем, представляет собой вопрос, который сформулирован немного по-другому, нежели задания после параграфа. Если дети внимательно отнеслись к выполнению домашнего упражнения, то им не составит труда ответить на него.

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Диктант на основе домашнего упражнения . На уроках русского языка учитель может подготовить выборочный диктант, графический диктант, диктант с группировкой по орфограммам. Весь материал берется из знакомого домашнего упражнения. С этой же целью для проверки можно использовать карточки и перфокарты.

Краткий письменный ответ на вопрос . Учитель задает предельно конкретный вопрос, на который можно ответить в двух словах. Подобные задания помогут закрепить знания и обратить внимание учащихся на основные моменты заданного параграфа. После письменного ответа выученная теория дольше отложится в памяти учеников.

Проверка с помощью новых компьютерных технологий . Текст заданного упражнения, примера или задачи проецируется на экране. В данном тексте цветным шрифтом проставляются акценты над самыми сложными моментами. Ребята сверяют записи в своей тетради с тем, что они видят на экране, и исправляют возможные ошибки.

Как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания , способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего

«Блиц - опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ - несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право

отказаться от участия в блицтурнире, поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю»- этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

Пример. В слове «здоровье» пишется «з», потому что «д»- звонкая, а сама «з»- приставка. Это утверждение неверное, так как буква «з» является частью корня.

«Да-нет»- это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо

(предмет, литературный персонаж и т.д.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да»-«нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме- научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Диктант для «шпиона». Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимание и ответственность за конечный результат. Он хорошо работает на уроках филологического цикла, на уроках математики, географии.

Класс поделен на 5-6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляются к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его,запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или сделает меньше других).

«Интеллектуальная разминка»- это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки- настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л»- легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1 . Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, героям приписываются чужие мысли и поступки, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная- чья команда лучше спрячет свои ошибки и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1 . К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы- короткие и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Снежный ком». Как растет снежный ком, так и этот методический прием привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Алгоритм этого приема можно кратко описать так: Слово- предложение- вопрос- ответ.

Вариант 1. Учитель показывает на ученика и говорит: «Слово!» Тот говорит слово, которое касается темы урока. Показывает на другого ученика и говорит: «Предложение!» Второй ученик составляет предложение с этим словом. Третий ученик предлагает вопросы к этому предложению, четвертый ученик отвечает на него.

Вариант 2. Каждый ученик добавляет к первой фразе свой литературный «шедевр» таким образом, чтобы образовалась непрерывная цепочка определенных грамматических категорий.

Пример. Русский язык. Тема «Причастный оборот».

Учитель. Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-й ученик. В пальто, вывернутом наизнанку мехом.

2-й ученик. Мехом, торчащими лоскутами.

3-й ученик. Лоскутами, похожими на прическу клоуна.

«Светофор». Очень простой, но эффективный методический прием. Подготовив материал однажды, вы долго будете пожинать плоды своего трудолюбия. Светофор- это длинная полоска картона (длиной 9 см, шириной- 4 см), с одной стороны оклеена красной бумагой, с другой- зеленой. «Работает» светофор очень просто: при проведении устного опроса все ученики сигнализируют учителю, знают ли они ответ на вопрос (зеленая сторона- готов отвечать, красная- не готов). Положительным моментом в этой ситуации является то, что во время проведения опроса пассивность неприемлема. Хочешь- не хочешь- надо поднять карточку и сказать, знаешь ли ты этот вопрос. Учитель объясняет ученикам, что, подняв красную карточку и заявив о незнании, ученик отказывается от ответа. Показал зеленую - будь добр, отвечай.

При проведении устного опроса можно сделать так: пригласить двух - трех (не обязательно сильных, но ответственных) учеников к доске и поручить им роль помощников учителя. Помощникам следует заранее выдать листы, на которых написаны фамилии учеников и расчерчена таблица. Роль помощников состоит в том, чтобы на листе отмечать работу конкретного ученика, т.е. количество поднятых зеленых (+) или красных (-) карточек. Интрига в том, что класс не знает, чьи фамилии записаны на листах, так работают все. Через 5 минут проведения устного опроса у учителя, во-первых, есть четкое представление, что из предложенного на предыдущем уроке дети усвоили хорошо, а к чему следует обратиться еще раз. Во-вторых, помощники сдают учителю таблицы, в которых уже подытожено количество правильных ответов, и учитель честно и аргументировано выставляет несколько оценок за устный опрос.

«Тренировка памяти и внимательности». Это достаточно интересный прием, он особенно эффективен, когда ученики будут готовы работать с ним. Предупредите их заранее, чтобы они внимательно читали домашний параграф. Учитель дает ученикам лист, на котором посередине расположен текст, часть стиха. Задача состоит в том, чтобы ученики смогли написать необходимый текст сверху и снизу имеющейся фразы, или попытаться выразить его устно- что же должно предшествовать фразе и чем она должна была заканчиваться.

«Узнай меня». На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического героя), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Цепочка слов» позволяет осуществлять быструю фронтальную проверку определения понятий, формулировку правил, теорем (репродуктивный уровень). Его суть состоит в том, что ученики по цепочке называют только одно слово из проверяемых определений понятий или фактов, а затем один из них проговаривает формулировку полностью. Указанный прием можно проводить в форме соревнований по рядам, а в качестве жюри выступают 2-3 ученика, которые фиксируют ответы товарищей.

«Экипаж»- класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

· Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

· Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

· Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

· Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

· Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное - учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

Необходимо отметить, что перечисленные выше способы проверки домашнего задания на школьном уроке будут эффективными, если будут применяться комплексно и систематически.

А это означает, что и формы контроля домашнего задания могут быть различными

Ø контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке: формально - у всех, контроль содержания - у отдельных учащихся;

Ø косвенный контроль с помощью тестов, диктантов, самостоятельных работ, в содержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;

Ø контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальные обсуждают и дополняют ответы одноклассников;

Ø внеурочная проверка учителем тетрадей ; только через проверку тетрадей учитель может сделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаются чаще всего и т.д.;

Ø непрямой контроль , основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

Ø взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

Ø самоконтроль учащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или с воспроизведённым с помощью компьютера на интерактивной доске;

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида домашнего задания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.

Как же решать проблему контроля и оценки домашнего задания?

Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить.

Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма выполнения задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки - вместе с другими факторами педагогического процесса - являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности учеников. Если мы отказываемся от контроля домашнего задания или относимся к нему недостаточно серьёзно, мы разочаровываем тем самым ученика, поскольку игнорируем его работу, его достижения. Негативные последствия такого рода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания.

Результат выполнения домашнего задания имеет для учителя двойную функцию. Во-первых, он является объектом контроля деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, - своей собственной деятельности на прошлом уроке.

И ещё несколько советов:

Ø с помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно домашнее задание;

Ø используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;

Ø определите, что и как вы будете оценивать, будете ли за это ставить отметку, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки;

Ø если ученики не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как их устранить;

Ø добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.

Ø помните, что проверка домашнего задания является неизбежной частью и необходимым дополнением к хорошему уроку

Организуйте проверку так, чтобы ученики не сочли данный этап «самым скучным» на уроке.

Гармоничное сочетание различных видов, форм и методов подачи и проверки домашних заданий повлияют на формирование самостоятельности у школьников и повышение уровня учебной мотивации, формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал домашних заданий. Ведь учитель даёт знания, прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле домашние задания - незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно.

Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут ответственно подходить к выполнению домашнего задания

Список литературы

1.Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998.

2.Дейкина А.В. О домашних заданиях по русскому языку.- Журнал «Русский язык в школе». 1984, №6.

3.Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2004г.

Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов Проверка выполнения учениками домашнего задания - важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается. Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома. Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей. Оригинальные способы проверки домашнего задания Дискуссия Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления. Вопрос автору (в форме интервью) Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них - учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому. Тематический кроссворд Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом. Неожиданные вопросы Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено. Рецензия на устный ответ Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений). Взаимная проверка При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы. Краткие письменные ответы Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний. Сверка с проектором Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников. Рекомендации по организации устного опроса Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике. Опрос-светофор В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, - это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!». Солидарный опрос Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку. Взаимный опрос Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы. Программируемый опрос В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить. Тихий опрос Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание. Опросная цепочка Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику. Лист «защиты» Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем. Интересная проверка домашнего задания в начальной школе Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся. Игра «Рисуем ответ» Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге. Игра «Похлопаем-потопаем» Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе. Командная игра «Что и почему?» В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды. Игра «Семицветик» Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью. Игра «Лови мяч» Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ. Подведем итоги Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.

Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности - всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию - это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • · индивидуальная;
  • · групповая;
  • · творческая;
  • · дифференцированная;
  • · одна на весь класс;
  • · составление домашней работы для соседа по парте.

Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Имена собственные» школьникам предлагается собрать материал о различных наименованиях: одна группа узнаёт название улиц, встречающихся по дороге в школу, другая - находит названия поселков, входящих в состав города, третья - названия городов в области. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Дифференцированная домашняя работа - такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий .

Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения;

· Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.

Одна на весь класс - самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Составление домашней работы для соседа по парте - новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд.

Таблица 1 Классификация творческих домашних заданий (далее - ТДЗ) .

Основные цели ТДЗ:

  • 1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.
  • 2. Научить выделять главное из общей информации.
  • 3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.
  • 4. Сформировать ораторские навыки.
  • 5. Воспитание эстетической культуры.
  • 6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.

Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.

Если задавание уроков на дом учитель не всегда выделяет в плане отдельным пунктом, то проверка домашнего задания является по традиции частью урока .

В последние годы, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. Иногда тетради с домашними заданиями собирают на проверку; в других случаях учитель просматривает тетрадь, вызывая ученика к доске. Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибку в чужой работе, чем своей, поэтому проведение взаимопроверки, во-первых, носит воспитательный характер, а, во-вторых, повышает ответственность учеников, способствует формированию у них адекватной самооценки .

Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Гораздо важнее, чтобы проверка домашней работы будила мысль учеников. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически.

Проверить выполнение домашнего задания - значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

У части учителей существуют опасения. Как же можно научить чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СаНПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? На уроке обучения грамоте или чтения за 35 минут сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку? Ответственные и заинтересованные родители стараются нагрузить ребенка: диктуют диктанты, решают примеры - то есть начинают изобретать нагрузку для ребенка вместо учителя. Важная задача учителя - внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.

Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать "специальные" домашние задания для детей.

Главное для учеников - не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности. Вот какие советы можно дать для родителей первоклассников.

  • 1. Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя - не "натаскать" малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это "трудно и неинтересно". Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?
  • 2. Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте ему найти разные буквы в компьютере, в книгах, сделать из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка "запоминает" неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?
  • 3. Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: "Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его". Предложите: "Давай вместе будем раскрашивать" или "Давай склеим эту поделку" (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).

Можно также предложить выполнить задания закрепляющего характера. Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание "как большие" .

При проверке домашних заданий важно помнить, что изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения системы оценивания. Появилось понятие как “безотметочное обучение”.

Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания. Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.

Таким образом, подходя творчески к структуре урока, учителя используют многие разнообразные формы проверки, но преобладающей всё-таки остаётся фронтальная проверка письменных заданий. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Изучив теоретические основы формирования положительного отношения к учебной деятельности у младших школьников, мы сделали некоторые выводы.

Важность проблемы развития положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена работа, будет зависеть ее успешность и результативность.

Воспитание положительного отношения к школе детей младшего школьного возраста - одна из актуальных проблем современной педагогики.

Для развития положительного отношения и интереса к знаниям и возбуждения познавательной активности учащихся важное значение имеет создание противоречия между знанием и незнанием. Для этого необходимо так поставить вопросы, чтобы вывести учащихся за пределы имеющихся у них знаний.

Формирование положительного отношения в учебно-познавательной деятельности - одна из ведущих функций домашней работы.

Домашняя учебная работа выполняет широкие педагогические функции. Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений.

Учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать "специальные" домашние задания для детей.

От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней учебной работы школьников, пожалуй, самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Многие стороны этой проблемы требуют самого пристального внимания.

Домашнее задание.

Способы проверки домашнего задания

(из опыта работы)

подготовила: Глущенко Н. В.

В начале года учитель знакомит учащихся с требованиями по выполнению письменных и устных домашних заданий:

    систематическое выполнение д/з

    запись д/з в дневник

    д/з – это самостоятельная работа, за которую учитель может выставить оценку в журнал

    предупреждение о выполнении д/з «на оценку»

    работа над каллиграфией

    соблюдение орфографического режима

    запись в дневнике о невыполнении д/з

    доработка, отработка невыполненных д/з

Украинский язык. Проверка д/з:

    дневник-учебник-тетрадь,

    чтение инструкции к упражнению и сопоставление с выполненным в тетради заданием

«Текст. Виды текстов. Части текста»

    д/з списывание и чтение, работа над содержанием.

«Предложение. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения»

    прочитай только повествовательные (вопросительные, побудительные) предложения;

    прочитай нераспространенные предложения;

    прочитай предложение, в котором подлежащее отвечает на вопрос кто? (что?)

    прочитай предложение, в котором подлежащее обозначает …(называется лексическое значение)

    объяснение значений слов, которые встретились при выполнении д/з

    тестирование учащихся

«Словосочетания. Виды словосочетаний» «Главные члены предложения. Виды сказуемого »

    составление опорного конспекта по вопросам, предложенным учителем. На следующем уроке при выполнении самостоятельной работы по теме ученик может пользоваться только своим конспектом, а не учебником.

    для д/з предлагаются задания с самопроверкой «если вы правильно выпишите слова, словосочетания, то из первых (вторых, и т.д.) букв вы прочитаете высказывание…» (8,5 кл)

    использование в заданиях для самостоятельной работы материала домашних заданий (о чём ученики информируются заранее)

    тестирование учащихся

    письменный опрос (да/нет)

    карточка с индивидуальным заданием

    продолжи предложение (работа над изученным правилом) Словосочетание – это…, Обращение – это…

    выполнение письменного д/з на основе домашнего текста по литературе (чтению), когда необходимо выписать…сущ, прил, глаг, и т.д. и задать вопрос «сколько?». Цифра – ключ к правильному ответу.

Проблема организации домашней работы весьма актуальна. Как отмечается в учебнике педагогики, необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.), сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Домашнее задание как структурный элемент урока заключает в себе широкие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся.

Домашняя работа рассматривается как одна из дополнительных организационных форм обучения. Отмечая, что домашняя подготовка учащихся выступает неотъемлемой частью традиционного обучения, В.И. Загвязинский относит ее к дополнительным внеурочным формам организации обучения, которые должны органически дополнять урок и составлять систему работы, предусмотренную тематическими и календарными планами. Некоторые специалисты рассматривают домашнюю работу учащихся как разновидность самостоятельной работы.

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков

Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем, что протекает по указаниям учителя, но без его непосредственного руководства. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы.

В 1960-е годы пропагандировался опыт организации обучения без домашних заданий, когда вся работа над материалом завершается на уроке. Однако этот опыт себя не оправдал. Домашняя подготовка учащихся должна не заменять, а завершать работу, выполненную в классе, под руководством педагога: введение и анализ основных понятий и идей, знакомство с новыми способами деятельности.

Виды домашних заданий

Поскольку теоретические аспекты домашней работы учащихся исследованы недостаточно, в педагогической и методической литературе предлагаются различные основания классификации домашних заданий.

По дидактическим целям выделяют следующие виды домашних заданий:

Подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

Направленные на закрепление и применение знаний, полученных на уроках, выработку умений и навыков;

Способствующие расширению и углублению учебного материала, изученного в классе;

Направленные на формирование и развитие умений самостоятельного выполнения упражнений;

Способствующие развитию самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающем возможностям учеников.

Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).

По виду учебной деятельности учащихся выделяются следующие виды домашней работы:

Работа над текстом учебника и различными дополнительными источниками информации (словари, периодическая печать, Интернет и т.д.);

Выполнение упражнений и решение задач;

Выполнение письменных работ;

Заполнение рабочих тетрадей на печатной основе;

Написание рефератов и докладов;

Изготовление наглядных пособий, макетов и т.д.

В опыте передовых учителей используются также чтение и анализ дополнительных литературных источников; самостоятельная работа с периодической печатью; аннотирование кино и видеофильмов и т.д.

Классификация в зависимости от типа предстоящего урока:

К урокам изучения нового материала:

1) изучение материала учебника и его пересказ;

2) доработка материала, изученного на уроке;

3) группировка материала по какому-либо признаку;

4) сбор материалов из дополнительных источников и окружающей действительности.

К урокам изучения применению знаний:

1) практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц);

2) решение задач, аналогичных решенным в классе, или по образцу;

3) решение нестандартных задач;

4) решение задач с межпредметными связями;

5) самостоятельное составление задач;

6) самостоятельное изучение материала;

7) сравнение фактов, наблюдаемых явлений и объяснение их сходства и различия;

8) работа над ошибками.

К урокам обобщения:

1) ответы на специально поставленные вопросы учителя;

2) подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем;

3) самостоятельное составление плана ответа по теме или подготовка по этому плану;

4) выделение в тексте основного и второстепенного материала;

5) самостоятельное доказательство того или иного положения или вывода, аналогичное тому, которое давалось в классе;

6) подбор дополнительного материала по теме;

7) самостоятельное составление задач по изученной теме (индивидуальное, парное или групповое);

8) формулирование выводов на основании фактического материала (наблюдений, опытов, эксперимента, экскурсии);

9) подготовка таблиц, схем, опорных конспектов;

10) нетрадиционные задания обобщающего характера: составление кроссворда, теста, обучающей программы и т.д. по изученному материалу.

К урокам контроля и проверке знаний:

1) письменные ответы на вопросы;

2) индивидуальная домашняя контрольная работа;

3) решение нестандартных задач.

В статье рассматриваются следующие виды домашней работы: индивидуальная, групповая, творческая, дифференцированная, одна на весь класс, составление домашней работы для соседа по парте (в парах постоянного состава).

Индивидуальная домашняя работа задается, как правило, отдельным учащимся класса. Учитель может проверить уровень знаний конкретного ученика. Такая работа выполняется на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе. Ее целью может быть и коррекция имеющихся знаний по конкретной теме, восполнение имеющихся пробелов и т.д. Это могут быть и необязательные задания, например, для внеклассной работы.

При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразнее задавать заранее.

Творческая работа как отдельный вид домашней работы не выделена, но она должна объединять все виды домашней работы. Например, составление задач со сказочным сюжетом, сообщений и докладов. Такой тип домашней учебной работы можно назвать «отсроченным».

Дифференцированная домашняя работа может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной, которая реализуется посредством следующих типичных приемов и видов дифференцированных заданий.

1. Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например, разное количество задач.

2. Задания, включающие несколько вариантов с правом выбора любого из них: «Дома выполнить один из номеров по выбору: №... или № ... на с. ...». Свободный выбор задания не означает, что учитель не может посоветовать тем или иным ученикам начинать решение с более легкого, а потом переходить к более сложным упражнениям.

Для «слабых» учащихся могут быть даны карточки: с пропусками, которые нужно заполнить; с ошибками, которые нужно исправить; с неоконченными решениями.

Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы. Составление домашней работы для соседа по парте (пары постоянного состава). Например: «Составьте для своего соседа два задания, аналогичных тем, что рассматривались на уроке».

Заметим, что в реальной практике более 80% учителей дают одну домашнюю работу на весь класс, и лишь время от времени дают дифференцированные задания.

Три уровня домашних заданий

Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

Второй уровень домашнего задания – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.

Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. В рамках творческих заданий ученикам предлагается разработать: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы и т.д. (по теме); чайнворды, кроссворды и т.п; тематические сборники интересных фактов, примеров, задач; сборники аннотаций на статьи по выбранной теме; учебные комиксы; плакаты – опорные сигналы, схемы, наглядные пособия и т.д.; мнемонические формулировки, стихи и т.д.

Методика организации домашней работы

Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания.

До 80% учителей дает домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока.

В связи с особенностями предмета (интерактивная работа за компьютером) домашние задания нужно давать с учетом его наличия у учащихся. Целесообразны задания, не требующие компьютера.

Домашняя работа происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения. Одним из таких условий является его доступность.

С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:

Для задавания на дом необходимо отводить специальное время;

Давать задания следует при полном внимании всего класса;

Домашнее задание должно быть понято всеми без исключения;

Учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.

Домашние задания следует дифференцировать. Хорошо успевающие ученики могут получить задание повышенной трудности.

В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом: предложение выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания.

А.А. Гин предлагает ряд приемов подачи домашнего задания:

Задание массивом. Например, учитель дает 10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и сделать не менее заранее оговоренного объема задания. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами.

Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).

Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах.

Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.

Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.

Доклад, подготовка к которому проводится в несколько этапов:

1. Карта сообщения (первая и последняя фраза доклада, которые надо выучить наизусть, и аннотация доклада) (4 мин).

2.Отработка регламента на коротком сообщении (3 мин)

3. Доклад (5-7 мин)

4. Доклад с затруднениями (отработка выхода из затруднительного положения)

Домашнее задание следует дозировать по времени (от 1 часа в начальных классах до 3-4 часов в выпускных), не допуская перегрузки учащихся; оно должно быть хорошо объяснено и, как правило, не требует помощи взрослых.

Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

Учащиеся должны знать, что выполнить домашнее задание легче и быстрее в тот же день, когда оно было задано. Полезно делать уроки рано утром. Некоторым полезно прочитать параграф учебника до того, как его объяснит учитель. С помощью родителей необходимо организовать определенный режим; исключить нерациональные способы выполнения заданного материала; проследить, чтобы рабочее место находилось в порядке.

Для ученика волевого, настойчивого можно посоветовать начинать подготовку домашней работы с более трудного предмета. При отсутствии у ученика таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, лучше начать подготовку с более легкого предмета.

Системная организация домашней работы

Имеет смысл организовать систему домашних заданий, предполагающую обучение приемам самостоятельной учебной деятельности, развитие познавательной деятельности.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития. Но, к сожалению, в практике эти функции не всегда реализуются, так как основное внимание учитель сосредотачивает на проблемах урока. Очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и интерес к учению.

Как показывает практика и многочисленные исследования, большинство слабоуспевающих и даже среднеуспевающих учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних работ. Одной из причин такого положения является недифференцированность домашнего задания (чаще всего оно общее для всех учащихся класса). Возникает ситуация, когда ученику легче переписать домашнюю работу у своих товарищей, причем нередко это делается наспех, не вникая в суть задачи и способа ее выполнения.

Поэтому необходим дифференцированный подход, который предполагает сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Он необходим на всех этапах обучения не только на уроке, но и при выполнении домашних работ.

Дифференцированные задания особенно целесообразно давать:

При прохождении темы, в которой встречаются сложные понятия;

При обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;

При работе над ошибками в контрольных работах.

Дифференцированное домашнее задание особенно важно использовать на этапе закрепления учебного материала. Если сильные учащиеся на этом этапе изучаемый материал в основном осмыслили и усвоили, то слабые ученики еще испытывают неуверенность, поэтому домашняя работа с использованием дифференцированных заданий на закрепление материала, пройденного на уроке, строится так, чтобы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнить задание соответствующего уровня трудности.

Предлагая дифференцированные домашние задания, необходимо учитывать:

Способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);

Умение выражать свои мысли:

Познавательную активность (проявление интереса к знаниям);

Организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познавательной цели и одной теме они отличаются степенью трудности. Причем наряду с индивидуальными карточками заданиями, как правило, в трех вариантах (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников), возможна подготовка работы, содержащей задания нескольких уровней, при выполнении такого задания учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения.

Полезно использовать в домашней работе такие приемы, как:

Выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях;

Выполнение заданий на выявление закономерностей;

Рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

Разнообразные приемы самоконтроля.

Ученики каждый раз упражняются в умении доводить работу до логического конца, постоянно повышают уровень своих знаний. Выполнение более сложного варианта становится целью каждого. Такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности.

На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории. При этом могут быть использованы следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм.

Могут быть предложены нетрадиционные домашние задания:

1) самостоятельное составление словаря терминов, расположение их по темам;

2) уточнение определений школьного учебника;

3) исследование текста учебника;

4) самостоятельное составление задач.

При такой организации домашнего задания вырабатывается умение самостоятельно пользоваться словарями, дополнительной и справочной литературой.

На втором этапе осуществляется обучение нестандартным способам решения проблем, поиску и использованию недостающей информации, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности.

Могут использоваться следующие задания:

1) разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов;

2) разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.;

3) подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;

4) редактирование учебного и научного текста;

5) исправление допущенных ошибок;

6) подготовка к тематическим урокам: поиск информации, цитат, статей из словаря.

На данном этапе целесообразна групповая форма работы (по принципу объединения учащихся примерно одинакового уровня обученности), что позволяет осуществлять дифференцированный подход.

Эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля является взаимопроверка.

На третьем этапе создаются условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:

1) создание педагогических программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, Web-сайты и т.д.);

2) написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме;

3) задания на основе материалов масс-медиа;

4) разработка материалов для школьной печати (в том числе, например, создание и поддержка электронной газеты);

Способы проверки домашних заданий

Большое влияние на качество выполнения домашнего задания оказывает его проверка. При этом эффективность самостоятельной работы учащихся дома зависит не только от требований, предъявляемых учителем к выполнению домашнего задания, но и от приемов его проверки, которые должны быть разнообразными не только по форме, но и по содержанию. Если проверка домашнего задания проводится постоянно и, как правило, связывается с содержанием работы на уроке, то учащиеся более ответственно относятся к их выполнению и стараются работать дома самостоятельно, чтобы быть готовыми к предстоящему уроку. В связи с этим возникает вопрос об эффективной проверке выполнения домашних работ.

Один из возможных приемов проверки домашних работ состоит в следующем: каждый ученик имеет тетрадь для домашней индивидуальной работы. «Слабые» и «средние» учащиеся делят каждый лист тетради на две колонки (вертикально или горизонтально в зависимости от вида работы). Выполняя работу, ученик пишет только в первой колонке, оставляя вторую чистой. Учитель, проверяя работу, отмечает знаком «плюс» до той строчки, где обнаружена ошибка, которую он подчеркивает, и рядом ставит знак «минус». Это означает, что именно с этого места пошла ошибка. Независимо от того, какую оценку получает ученик, он обязан сделать работу над ошибками во второй колонке листа тетради. При этом ученик не переписывает заново условие задачи и часть ее решения, которая правильно записана в первой колонке. Тем самым снимается вопрос о перегрузке учащегося и выполнении лишней работы.

Кроме того, ученик, работая над ошибкой, должен подумать, в чем состоит ошибка, найти ее, сравнить свое первоначальное решение с вновь решенным вариантом. Может получиться, что и в этот раз ученик допустит ошибку, тогда работа будет продолжена дальше, до тех пор, пока ученик не исправит все ошибки.

Индивидуальный подход здесь проявляется в том, что каждый ученик работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и продвигается вперед относительно самого себя. В качестве главного требования к ученику является достижение ближайшего для него уровня (базового, продвинутого или высокого). Правильное выполнение домашней работы базового уровня оценивается оценкой «три», если самостоятельная или контрольная индивидуальная работа выполнялась в классе – не выше «четверки». Работу над ошибками ученик и в этом случае осуществляет дома.

Описанный прием проверки индивидуальных самостоятельных домашних работ осуществляется наряду с традиционными приемами.

Полностью исписанная индивидуальная тетрадь ученика не выбрасывается, а хранится у учителя. Просматривая их, учитель периодически выписывает в индивидуальную карту ученика обнаруженные пробелы, характер ошибок. Все это позволяет ему в дальнейшем подготовить для ученика индивидуальные задания (не только классные или домашние, но и на период каникул).

Сказанное выше не означает, что учащиеся вообще не выполняют общих самостоятельных работ. На этапе ознакомления с новой темой и этапе первичного закрепления материала все учащиеся работают над общими заданиями во фронтальной форме деятельности.

Способы проверки домашнего задания различны: проверяет и учитель, и сам ученик (самопроверка), и другие учащиеся (взаимопроверка). В этом случае возрастает и роль ассистентов учителя. За учебный год накапливается дидактический материал, который используется и самим учащимся при подготовке к зачету, диктанту, экзамену, и в работе парами, группами.

До 90% учителей используют такие формы проверки домашнего задания, как устная и письменная, работа по карточкам.

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Неудовлетворительную отметку можно не ставить, нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Возможны следующие способы проверки домашнего задания:

1. Решение домашних примеров

а) ученик у доски решает домашний пример, параллельно ведется фронтальный опрос по этапам решения;

ученики по очереди (поэтапно) решают пример. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания.

2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся:

a) пример выполняется у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

б) аналогичный пример выполняется у доски вызванным учеником, решение по просьбе учителя комментируют с места ученики.

3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Без тщательно продуманной, регулярно и систематически выполняемой домашней работы невозможно достичь высокого качества обучения. Домашние задания позволяют развивать у школьников и умение работать самостоятельно, и познавательный интерес.