Плетение корзин из ДРАНОК

Плетение из «дранок» (из лент) корзинок является очень интересным занятием. Плетеные корзинки удобны для ягод, грибов, для рынка и для посуды. Они легки, прочны и удобны. Разберем этапы плетения из дранок поподробнее.

Подберём 22 такие дранки, чтобы ширина была у всех одинаковая, а длина: у двух самых больших — в 24 раза больше, чем ширина, у шестнадцати — в 16 раз и у остальных четырёх — в 10—12 раз больше. Самые длинные пойдут на борт, средние — на кузов, короткие — на ручку. Если встретятся длиннее, это ничего, лишь бы не оказались малы.

Начинаем плести (рис. 184).

Кладём дранки средних размеров так, как показано под буквой а, и продолжаем слева и справа каждого ряда подплетать к ним по новой ленте, пока из всех 16 дранок у нас не получится «рогожка» (б). Затем намечаем карандашом прямоугольник дна (показано пунктиром) и проволочными скрепками или мелкими гвоздиками прибиваем к толстой доске, на которой, как на рабочем станке, и будем производить дальнейшее плетение. Перед тем как прибить, все ленты надо «столкнуть», т. е. придвинуть одна к другой как можно плотнее и уничтожить всякие зазоры, трещины между ними. Если корзина большая и дранки взяты толстые, то такое «сталкивание» производят молотком, а уголки прибивают восемью гвоздями, т. е. по два гвоздя в каждом углу.

Пунктирные линии на рис. б — это линии сгиба. Подгибаем поочерёдно все четыре стороны так, чтобы они были не на доске, а выступали перпендикулярно к ней. Сначала они в таком положении держаться не будут; их надо придерживать рукой. Потом благодаря трению они будут сохранять приданную форму стенки. Начинаем плетение стенок с какого-нибудь угла, при этом помним основное правило — чередование: каждая лента идёт над — под — над — под…, чтобы они ложились всё время впереплёт. Под буквой (в) мы видим такой угол, чтобы вплетённые ленты не расходились, когда мы будем заняты другими концами лент, сцепляем их проволочными скрепками наверху (на рис. в показано стрелкой).

Первоначально корзина получается вся в трещинах, так как согнутые ленты стремятся разъехаться в разные стороны. Теперь надо снова «столкнуть», но уже не дно, а углы и бока. Если корзина всё ещё не «успокоилась», придётся на верхних углах вместо временных скрепок поставить постоянные шпильки, но это мы сделаем после того, как ровно подрежем весь край кругом. Прокладываем снаружи и внутри по краю две самые длинные ленты, начиная от середины одного бока корзины и обойдя кругом. Прикрепляем при помощи проволочных шпилек, прокалывая ленты шилом.

Остаётся сделать ручку корзины. Складываем все четыре короткие ленты (г), скрепляем их одной шпилькой посередине. Самая короткая лента будет внутри, самая длинная — снаружи. При помощи шила и шпилек прикрепляем ручку к корзине (д).

Наша корзина получилась продолговатой формы. Если мы возьмём дранки не одинаковой длины, а подберём так, чтобы в рогожке (б) средние были самыми длинными, а крайние — всё короче и короче, тогда мы сможем сплести корзину с квадратным основанием.

В изготовлении украшений и бытовых предметов на Севере широко использовали кору молодой березы – бересту . Из нее делали лукошки и туеса различных размеров и пропорций, которые украшали тиснением, ажурной резьбой или росписью. Из бересты плели лапти, корзинки, коробочки, хлебницы, сумки – пестери. Плетение из бересты и тиснение – украшение поверхности предметов узорами, оттиснутыми штампиком, – были развиты на Севере повсеместно.

Сам материал с его бархатистой, теплой, чуть розоватой или желтоватой поверхностью очень красив, а в умелых руках обыкновенная березовая кора способна превратиться в удивительное произведение. Бересту широко использовали во всех районах Вологодской области, «сеченой берестой» славились Великий Устюг и деревни по реке Шемоксе, где сложились самобытные центры этого искусства.

Одним из примеров великоустюжской бересты является небольшая шкатулочка с изображением сюжетной сценки. На ее крышке помещен фасад дома с окнами в первом этаже и большими головами двух людей во втором. Слева к дому приближается мужчина в халате, с трубкой с длинным чубуком. У его ног бежит собака. Цветы и ветви символизируют пейзаж. Большеголовые персонажи переданы с юмором, в условной плоскостной манере, но с достаточной наблюдательностью и точностью в воспроизведении костюмов конца XVIII века. В исполнении этой уникальной шкатулки мастер совместил резьбу напроем с тиснением, гравировкой и своеобразным «канфарением» фона, более свойственным художественной обработке серебра.

Коллекция изделий из просечной бересты в фондах Вологодского музея-заповедника насчитывает несколько сотен экземпляров. Они повествуют о развитии этого интересного промысла на протяжении почти двух веков. Сеченая прорезная береста, которой украшали сундучки, шкатулки, бураки, кузова, получила название шемогодской по реке Шемогсе, притоку Северной Двины. В деревне Курово-Наволок бывшей Шемогодской волости была развита орнаментальная резьба по бересте. На лист бересты тупым шилом наносили узор, который затем просекали острым ножом. Основой орнамента шемогодских изделий был мотив закрученного спиралью завитка с розеткой внутри и пышными ответвлениями волнистых побегов. Варианты подобных узоров густо заполняют поверхности многих предметов крестьянского обихода, которые украшали таким берестяным кружевом. А чтобы оно лучше читалось, под бересту подкладывали подкрашенную фольгу или цветную бумагу.

Современные вологодские мастера не закрашивают бересту, а выявляют ее природные свойства: рисунок текстуры, чистый золотистый цвет, словно излучающий солнечное тепло. Плетеные берестяные хлебницы и корзины находят живой отклик у наших современников не только своей целесообразностью, но и непреходящей красотой самого материала.

Не меньше берестоплетения распространено было плетение корзин, коробов, пестерей из сосновой дранки , лозы, соснового корешка. Древесина сосны, выросшей на болоте, легко расслаивается на тонкие пластины и для плетения материал вполне пригодный. Плели «по прямому» или косыми рядами, верх закрепляли березовыми или черемховыми ободами, украшали бахромой из бересты. В начале XX века особенно славились плахинские корзинщики (Кирилловский уезд). Они отправляли на торг в Николо-Волок по десятку возов с драночными корзинами в день. Данное ремесло было распространено в деревнях Лещево, Андроново, Русаниха, Альферово вплоть до 1970-х гг.

Привыкли мы, современные люди, за всякой хозяйственной надобностью в магазин идти. Вёдра под грибы-ягоды, корзина для белья, контейнеры для хранения овощей – всё это у нас теперь из пластмассы. Практичный материал, лёгкий, недорогой, ничего не скажешь. А всё же увидишь где-нибудь фотографии старинных вещей – и вздохнёшь: до чего красиво! Вот взять плетёные вещи. Ещё лет сто назад жизнь без них нельзя было себе представить.

Лукошки из бересты

Третьеклассница из г. Мезени Архангельской области Таня Нифанина написала в прошлом году целую исследовательскую работу, посвящённую корзинам. Оказывается, каких только корзин не было в быту наших прабабушек! Тане удалось насчитать 20 видов: в одной выносили коровушкам сено, в другой держали ложки, в третьей – веретёнца и другие части для ткацкого станка, с «набирушками» бегали в лес по ягоды, даже «бельевых» корзин было несколько: в одной бельё хранили, в другой носили полоскать, а в третьей даже кипятили. В отдельных корзинах и коробах хранили рыбу, стряпню, дрова… Всего и не перечесть!

Надо сказать, что из ивового прута у нас на Севере не плели. Свои корзины северяне мастерили из сосновой дранки. Есть у древесины замечательное свойство – расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием брёвен вдоль волокон.

Корзины из сосновой дранки

Так вот, дранка – это тонкие длинные древесные ленты. А как из них плести – лучше мастера никто не расскажет. Вот Таня Нифанина и разыскала настоящего мастера корзинного дела, который славится в их местности. Александр Михайлович Гмырин из деревни Езевец охотно поделился с девочкой секретами мастерства. Очень многое, сказал он, зависит от материала, от того правильно или нет его хранят, а ещё от того, набита ли рука у человека и хватает ли терпения. Сам он научился этому ремеслу по молодости у мужиков из бригады, с которыми трудился на заготовках леса, – таким способом они коротали свободное время в дождливую погоду вдали от дома. Получалось у него далеко не всё и не сразу. «Ломал, выкидывал – всяко было».

Мастер показал Тане, как сделать корзину из сосновой дранки. И девочка попробовала сплести свою корзиночку, правда из самого доступного материала – из бумаги. Но когда она немного подрастёт, то наверняка наплетёт и маме с бабушкой, и себе множество полезных в хозяйстве и красивых вещей.

учимся ремеслу

Л. Зубарев

Дранка бывает строганая и колотая. Строгают дранку из осиновых или липовых квадратных чурок длиной 25...30 см и сечением 10x15...20 см. Чурки закрепляют на поднятом на 1 м от земли настиле, там же устанавливают поворачивающийся на оси длинный рычаг из жерди, на конце которого крепят специальный нож. С помощью этого устройства и производят строжку дранки толщиной 0,5 см. Разумеется, что одно плечо у рычага, где находится нож, короче другого.

Кроют крышу дранкой по сплошной обрешетке в несколько слоев, накладывая дранку каждого слоя внахлест (по принципу рыбьей чешуи).

Колотая дранка делается исключительно из сосны, причем древесина у заготовок должна

лонь составляет основную часть древесины ствола. Если нет кондовой сосны, а она редкость даже в тайге, дранку делают из обычной сосны, диаметром 40. ..50 см и более. Не страшно, если сердцевина сосны слегка подгнила, так как в дело идет только окраинная часть бревна.

Бревно режут на чурки длиной 1,2 м (длина шифера), колют их топором и клиньями по радиусу, то ёсть от краев к центру (величина отколотых чурок по широкому краю 15...20 см).

Для получения колотой дранки требуется специальный нож, который обычно изготавливают из рессоры. Длина такого ножа 45 см, ширина 6...8 см, толщина 3...4 мм. На одном конце ножа предусматривается (приваривается или загибается из этой же полосы) втулка (рис. для деревянной ручки (диаметр ручки 4...5 сми длина 50...60 см).

Колют дранку так: чурку ставят на попа и, от

Puc. 1. Нож для получения колотой дранки

Рис. 2. Крепление дранки гвоздями (1) с проволокой (2)

быть прямослойной и без сучьев (лучше всего подойдет комлевая часть дерева). Заметим, что самая качественная дранка выходит из кондовой сосны. Эта сосна в лесу отличается от других гладкой корой светло-желтого цвета. Древесина кондовой сосны мелкослойная, смолистая. Заболонь - наружный менее плотный слой древесины, лежащий непосредственно под корой,- достаточно узкая, толщина ее 1,5...2 см. У обычной же сосны забо-

Чем плетюха от набирушки отличается

Плетение коробов для него — хобби. Лет 10 назад, говорит, увидел, как дед короба плетет и попросил научить, чтобы не ушло это умение. Плести короба оказалось несложно, новое дело оказалось настолько по душе, что затянуло надолго.

От деда перенял не только практику, но и теорию. Оказалось, что название «короб» произошло от слова «коробить», так как при изготовлении щепу гнули и коробили.

Сто и даже пятьдесят лет назад плетеные из щепы короба использовали более широко, соответственно и видов их было гораздо больше, чем сейчас. Короба из сосновой лучины наши предки использовали повсеместно, изготавливали их также из коры, корней, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть прямоугольными, квадратными, овальными, полусферическими, с открытым верхом и закрытым, с крышками различных конструкций или без крышек. Были, например, специальные «модели» для травы или сена - «плетюхи», для сбора ягод, грибов - «набирушки». Короба с ручкой предназначались для перевозки овощей и фруктов на базар, двуручные — для переноски дров. Другие короба плели специально для хранения белья и даже для... проращивания картофеля!

Плетюхи были удобны тем, что вещи, которые в них хранились, очень хорошо проветривались, - рассказывает Сергей. - А вот этот - самый большой короб - мерная корзина. Сколько в этой корзине сена умещается, столько одной корове на день надо дать. Такими корзинами мерили, какое количество сена надо запасти, чтобы на всю зиму хватило...
Летом щепу не коробили, это было зимнее занятие и - преимущественно мужское. Работали в жилом доме, у печки, или бане. Инструментами мастера были топор и нож. А уж потом везли поделки на Масленичную ярмарку.

Короба, как сказано выше, были разные, а иногда мастеру хотелось отойти от дедовских канонов и придумать что-то свое. Например — декоративный лапоть-короб! Чем не украшение для избы? Да в современной квартире неплохо смотрелся бы...

Что может быть проще, чем пойти в магазин и купить себе новенькое ведро любого размера и отправиться в лес. Но после многочасовой прогулки по лесу можно увидеть, что почти треть грибов задохнулись и раздавились. А с коробами-набирушками такого не произойдет.

Вообще, наши предки были очень умными и практичными, - считает Сергей. - И все у них было продумано до мелочей. Сами подумайте, насколько это приятно - взять в руки, пахнущую сосновой смолой, новенькую корзинку-короб для похода в лес...

«Договориться» с деревом

Теперь немного о том, каким образом такие короба делаются. У сосны, как и у всех прочих деревьев есть годичные кольца, каждое такое кольцо отщипывается ножом — вот и получается щепа.

Главное здесь, по словам Сергея, выбрать нужную сосну. Многие километры приходится пройти, чтобы только найти подходящее для изготовления дерево, ведь не всякое и подойдет. Секретов выбора сосны много, но мастер открыл только один: если трещина прямая на дереве, то и щепа отменная получится. Если трещина идет вкривь, такую сосну для поделки лучше не брать. Удивительный факт: гнется сосновая щепа только в одну сторону, совсем как ладонь. А в другую - ломается.

А вообще, надо уметь «договориться» с деревом, найти с ним общий язык, - продолжает Серей. - Если не нашел, почитай пропал материал, все в отходы пойдет. Нужно понимать, что дерево - оно теплое, живое, мягкое…

Фото: Аннета Татарникова. Сергей Кузнецов

Одним словом, сначала правильно выбирает дерево, а затем распиливает его так, чтобы сердцевины вообще не оставалось. Наколотые куски сосны длиною чуть больше двух метров на сутки кладутся на печь, «чтобы помякли», а затем щипают ножом. Ручки для коробов Сергей также делает из сосны. Иногда украшает берестой и крашеными деревянными фигурками — для настроения...

Некоторые, увидев мои работы, заинтересовались, попросили научить и их тоже, - рассказывает мастер. - Так что обучаю...

Сколько коробов сплел за 10 лет, Сергей Кузнецов и сам не знает - не считал. На плетение короба уходит час-полтора. Мерную корзину плетет с утра до вчера. А набирушки с берестяным пояском - меньше часа.

Но дома, в хозяйстве, признается, есть всего один сосновый короб, да и то сплетенный кем-то из учеников. В ней хранятся резные игрушки из липы, потому что второе хобби мастера - резьба по дереву.

У меня сейчас в голове - сани для лошади, - говорит Сергей. - Очень хочу к зиме сладить. Тянет меня к старине. Там все было правильно, размеренно. Не то что теперь…