Жизнь Константина Ушинского (1823 — 1871) показывает, что даже в самых неблагоприятных условиях упорный созидательный труд может приводить к позитивным переменам. Когда подавляющее большинство российской образованной публики желала изменений всего и сразу и устраивала то заговоры, то восстания, то террор, Ушинский работал. Ему приходилось несладко — и с работы увольняли, и нового места не давали, но Константин Дмитриевич не сдавался. Не хотели принимать на приличное место — устраивался на мелкую должность и продолжал работать над трудами по педагогике. Ему не мешали ни проблемы с финансами, ни пошатнувшееся здоровье.

И результат был, как говорится, налицо. В России появилась собственная педагогика — до Ушинского детей, конечно, учили, но бессистемно и без всякого личностного подхода. Константин Дмитриевича разбудил интерес к педагогике во всём российском обществе. Буквально за несколько десятилетий подход к процессу обучения начал изменяться. В школе, конечно, осталось место и телесным наказаниям, и зубрёжке, и учительскому произволу, однако Ушинский и его последователи показали, что школа для детей может не быть юдолью беспросветного ужаса.

1. В семейной жизни Ушинскому можно только завидовать, если бы не ранняя смерть матери (она умерла, когда Косте было 12 лет). Он родился в дворянской семье. Отставной военный Дмитрий Григорьевич Ушинский и его супруга Любовь Степановна души не чаяли друг в друге. Они были очень стеснены в средствах (30 крепостных, 100 десятин земли и небольшая пенсия Дмитрия Григорьевича), но вели хозяйство так, что не чувствовалось ни малейшего стеснения. Более того, собранной семьёй библиотеке завидовал весь уезд. Второй брак отца Ушинского также был удачным. Сестра генерала Гербеля, занимавшего высокие посты в оборонной промышленности, обеспечивала супругу, ставшему судьёй, семейный тыл и хорошо относилась к пасынку. Сам Константин Дмитриевич женился в возрасте 28 лет на женщине, с которой был знаком с детства. В браке с Надеждой Семёновной Дорошенко у них родилось 6 детей.

2. Костя Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии. Тогдашняя Малороссия в целом и система образования в ней в частности характеризовалась более свободными нравами. За пределами учебного заведения гимназисты не стеснялись ничем, кроме родительских наставлений. Сам Константин Дмитриевич впоследствии признавал, что потакание небольшим детским слабостям парадоксальным образом вело к общему улучшению дисциплины. Гимназисты твёрдо усваивали пределы доступных шалостей и серьёзных проступков практически не допускали.

3. Косте Ушинскому приходилось ходить в гимназию пешком. Дорога в один конец занимала больше часа, однако в гимназии мальчику нравилось — одноклассники, которые были старше, оценили знания и характер мальчика. Правда, если из-за непогоды Ушинскому приходилось оставаться в городе, он очень скучал по родному поместью.

4. Ушинский, уже будучи известным педагогом, с большой теплотой отзывался о директоре своей гимназии Илье Фёдоровиче Тимковском. Старичок-директор не блистал общей эрудицией, но настойчиво стремился привить воспитанникам стремление к получению новых знаний. Общаясь с выпускниками других учебных заведений, Ушинский поражался тому, что даже считавшиеся лучшими учебные заведения не оставляли следа ни в умах, ни в сердцах детей.

5. Учёба в гимназии сначала давалась Ушинскому легко. На подготовку домашних заданий у него уходило очень мало времени. Досуг он заполнял чтением, причём предпочтение отдавал книгам по истории. Кроме того он самостоятельно выучил немецкий язык. Однако лёгкость обучения была обманчивой — он провалил выпускные экзамены и не получил аттестата об её окончании. Благо, тогда можно было сдавать вступительные экзамены в университет без наличия документа о среднем образовании.

6. В 1840 году Ушинский поступил в Московский университет и с головой окунулся в студенческую жизнь. С лёгкой руки Виссариона Белинского в трактире «Великобритания» образовался кружок или клуб студентов. Константин выделялся в нём самостоятельностью мысли. В те годы в России преклонялись перед Наполеоном Бонапартом и Вольтером, а Ушинский с лёгкостью указывал на слабые места или промахи кумиров тогдашнего образованного класса.

7. Педагогическая деятельность Ушинского началась во время учёбы в университете. Как и всем студентам, ему не хватало денег, присылаемых родителями. А тут ещё Константин пристрастился к театру. Пришлось подрабатывать частными уроками.

8. Студент Ушинский восхищался игрой выдающихся актёров Павла Молчанова и Михаила Щепкина, однако считал, что пьесы, в которых те вынуждены играть, не достойны их мастерства. Константин написал пьесу и собственноручно представил её Молчанову. О реакции актёра на своё произведение Ушинский позже рассказывал в лицах, неизменно вызывая восторг и хохот публики. Пьесу он, конечно же, не сохранил.

9. Камералистика — так называлась специальность Ушинского, учившегося на юридическом факультете. В XIX веке это была, если говорить обобщённо, наука об управлении государственной собственностью. В России (а когда бывало иначе?) господствовала европейская точка зрения — собственность или должна приносить прибыль, или от неё следует избавиться. Ушинский же, получив назначение в Демидовский лицей в Ярославле, уже в первой программной лекции оспорил этот тезис. По его мнению, камеральные науки должны заниматься не поисками способов извлечения прибыли из государственного имущества, а изучать способы улучшить благосостояние населения. Смелая лекция сделала Ушинским популярным.

10. 1848 год стал переломным не только для общественной мысли в России, но и в жизни К. Д. Ушинского. После череды революций в Европе российские власти закрутили гайки до предела. В частности, от преподавателей высшей школы потребовали готовить тексты лекций и утверждать их у руководства. Ушинский счёл это неприемлемым и уволился из Демидовского лицея.

11. После столь громкого поступка Ушинский не смог получить даже место уездного учителя. Нет худа без добра — Константин Дмитриевич получил место в Министерстве внутренних дел. Служба в Департаменте иностранных вероисповеданий была необременительной — у Ушинского было время для изучения английского языка и написания статей в журналы.

12. Профессиональную педагогическую карьеру Ушинский начал в Гатчинском сиротском институте. По протекции своего бывшего начальника в Демидовском лицее Константина Дмитриевича приняли в это довольно привилегированное заведение преподавателем законоведения и словесности.

13. Переворот в педагогических воззрениях Ушинского произвели несколько номеров американского журнала «Athenaeum», присланные ему на перевод. Ушинский, по его собственным словам, ознакомившись с материалами журнала, не спал несколько ночей.

14. Свою педагогическую доктрину Ушинский изложил в трёх программных статьях — «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» и «Три элемента школы» — изданных в 1857 — 1858 годах.

15. В 1859 году К. Д. Ушинский был назначен инспектором (директором) Смольного института, который тогда был помесью закрытого пансиона (воспитанниц не отпускали даже на каникулы) со средней школой. Это формальное повышение на самом деле было ссылкой — Смольный институт был закостенелым учебным заведением, никак не отвечавшим духу времени даже по меркам правительства. Реформировать его не удавалось из-за косности педагогического коллектива, будто застрявшего в XVI веке. Ушинский сократил срок обучения девушек с 9 до 7 лет. Кроме того, он исключил из учебного плана риторику и пиитику, заменив их курсами литературы и истории отечественной литературы. По-другому стали преподавать математику, географию и историю.

16. Работая вместе с Н. А. Вышнеградским, Ушинский разработал концепцию женских гимназий, на четверть столетия опередив в этом передовые европейские страны.

17. В своей небольшой квартире на окраине Петербурга Ушинский регулярно проводил «Педагогические четверги» — собрания, на которых учителя со всего Петербурга обменивались опытом.

18. Книга «Детский мир», изданная Константином Дмитриевичем в 1861 году стала бестселлером. После того, как первый тираж в 3 600 экземпляров разошёлся в мгновение ока, в течение года допечатывали ещё два тиража. «Детский мир» был настольной книгой во многих учебных заведениях. С выходом книги слава и популярность Ушинского достигли апогея.

19. Реформы Ушинского не могли понравиться касте бюрократов от педагогики. На Ушинского написали донос, в котором ему инкриминировали мыслимые и немыслимые прегрешения. И хотя его всячески поддерживала даже императорская семья, Константин Дмитриевич после трёх лет работы был вынужден уволиться из Смольного. Отставку оформили как командировку за границу для изучения опыта с сохранением денежного содержания. Такие командировки в те времена означали возможность развеяться за казённый счёт, однако Ушинский в течение пяти лет действительно изучал педагогический опыт и изучал положение женщин в зарубежных странах. В Германии он познакомился и подружился с выдающимся врачом Николаем Пироговым.

Александр Блок, интересные факты из жизни которого приводятся в статье, - один из самых известных

Все начиналось так

В доме Бекетовых, где прошло детство будущего поэта, стихи любили и ценили. Их писали в семье, кто в шутку, кто всерьез, почти все. В связи с этим можно привести первый интересный факт из жизни и По признанию поэта, проба пера относится приблизительно к пятилетнему возрасту. Маленький Саша сочинял небольшие стишки, рассказики, которые аккуратно, печатными буквами, переписывал в альбомы. В последних все было, как положено: оглавления, яркие рисунки. Почти все детские «сборники» мальчик посвятил матери, о чем свидетельствовали сделанные им надписи.

Лет в девять Саша стал «выпускать» ежемесячный журнал «Корабль», который умещался в обычной тетради. Позже, в 94-97-х годах, «являлся редактором» домашнего рукописного «Вестника», в издании которого участвовала вся родня. Здесь, кстати, было немало юного Блока. Но серьезно Александр стал относиться к творчеству только к восемнадцати годам. На тот момент в его «копилке» было уже около восьмисот стихотворений.

Интересные факты из жизни Блока: гимназия

С самого рождения Бекетовы ограждали Сашу от всего дурного, что происходило вокруг. Поэтому поступление в одиннадцать лет в Введенскую гимназию, находившуюся на окраине Петербурга, стало для него настоящим ужасом. Из спокойной доброжелательной домашней обстановки с разговорами об искусстве он попал в место с толпой громко кричащих остриженных мальчиков. Тягостное впечатление на аккуратного и воспитанного Сашу произвели и учителя. Не случайно после первого дня пребывания в гимназии он сказал, что больше всего его поразили люди. Впоследствии посещение учебного заведения превратилось для мальчика в повинность, а первые приятели появились только в Такова интересные факты из жизни которого помогают взглянуть на него, как на обычного человека.

Первая любовь поэта

Все любители творчества Блока знают о его жене, Л. Д. Менделеевой, которой был посвящен сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Но далеко не каждому известно, что первой музой поэта стала не она, а тридцатисемилетняя К. М. Садовская.

Их знакомство произошло в Бад Наугейме - немецком городке, куда семнадцатилетний юноша приехал вместе с матерью и теткой. Александр в течение месяца, до отъезда К. Садовской, каждое утро покупал ей розы и повсюду сопровождал. Этот роман продолжился в Петербурге и длился до тех пор, пока в августе 98-го Блок не воспылал страстью к Любочке Менделеевой. И хотя уже в ноябре того же года в одном из стихотворений поэта появятся строки о «любовнице, давно забытой», их переписка, в основном сводящаяся к выяснению отношений, будет продолжаться до лета 1901-го. После августа этого года они больше не виделись и не общались. А в 1909 году поэт вновь оказался в Бад Наугейме, где, как воспоминание о былом увлечении, родился цикл стихотворений «Через двенадцать лет». Вот такие интересные факты из жизни Блока связаны с его первой влюбленностью.

Поэма «Двенадцать»

Революцию Блок принял с воодушевлением. И даже когда сожгли его любимое Шахматово, всем, выражавшим сожаление и сочувствие, он говорил, что так надо. И добавлял: поэту не следует иметь имущества. Полный надежд на будущее, 8 января 18-го года он сел за «Двенадцать. Работал весь день, после чего наступил долгий перерыв. Наконец 27-28 января работа была завершена, и Блок написал: «Сегодня я - гений».

Здесь можно привести интересные факты из жизни Блока, связанные с восприятием поэмы современниками. Так, солдаты и рабочие, перед которыми Блок лично читал произведение, прониклись до слез и бурно выражали свой восторг. Хотя нужно все же отметить, что впоследствии комиссар, руководивший Театральным отделением, посоветовал поэту обойтись без публичных декламаций - он связывал это с образом Христа.

Однако почти вся интеллигенция, включая близких поэту людей, ополчилась против него и даже не подавала руки при встрече. А З. Гиппиус, ранее бывшая с Блоком в дружеских отношениях, записала его имя вторым в списке предателей и перебежчиков, которые для нее являлись «не людями». Чуть позже, в мае, она прислала поэту свой новый сборник, проникнутый ненавистью к большевикам, в который вложила листок со стихотворением «Блоку. Дитя, потерянное всеми…». Поэт написал ей ответ в аналогичной форме на последней странице книжечки со «Скифами» и «Двенадцатью». Когда же в 1921 году Блоку советовали отправиться на лечение за границу, одной из причин для отказа стало то, что там он бы мог встретиться с русскими эммигрантами.

Показательна и фраза, брошенная Колчаком, когда он узнал о переписке Блока с Горьким. И один и другой талантливы, но при встрече обоих придется повесить - таков ее смысл.

Последнее выступление

В многочисленных статьях, приводящих интересные факты из жизни Блока, обязательно упоминается вечер, устроенный в его честь Домом Искусств. Это произошло 25 апреля 1921 года. В Большом драмтеатре собралось около двух тысяч человек. Вечер открыл К. Чуковский. В своей речи он назвал Блока величайшим из современников, чем вызвало недовольство поэта: «Как теперь на сцену выходить?».

Александр Александрович предстал перед публикой похудевшим, угрюмым, в черной одежде. И только в самом конце, перед чтением стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», появился с белым цветком в петлице.

Весь вечер его голос, который великолепно слышался во всех уголках зала, звучал негромко и отчетливо. Зрители, ощутившие особую значительность вечера, уходили не торопясь. А на фоне всеобщего молчания прозвучала пророческая фраза: «Это поминки какие-то». Петербуржцы и в самом деле больше не видели выступающего Блока: с середины апреля его состояние ухудшилось от непонятной болезни.

Концерты в Москве

Это было в начале мая. Поэт чувствовал себя плохо, но запланированную поездку все же не отменил. Трудный, с палочкой, выход на сцену. Чтение стихов через силу. Часто чужая по духу, порой даже враждебная публика. В таких условиях выступал Александр Блок - интересные факты из жизни знаменитых людей порой связывают с тем, что, возможно, для самого героя истории было неприятным. Так вот, во время одного из московских выступлений поэт услышал в свой адрес: «Да … это стихи мертвеца!» Их произнес А. Струве, решивший таким образом свести с Блоком давнишние счеты. Александр Александрович не стал спорить, а лишь спокойно произнес: «Да, я мертвец». А о своей поездке вспоминал как о кошмаре и трудном сне. Впереди у него оставалось еще два мучительных месяца и осознание того, что он умирает.

Таким неординарным человеком был Блок Александр Александрович, интересные факты из жизни которого приведены на основе книги В. Н. Орлова «Гамаюн (жизнь Александра Блока)».

Голубоглазый ирландец, который сейчас считается одним из самых перспективных актёров и европейского кинематографа, и Голливуда, с детства мечтал прославиться. Вот только стать он хотел рок-звездой, и всё своё свободное время посвящал музыке. Во время обучения в средней школе пробовал силы в качестве гитариста и солиста нескольких музыкальных групп, в том числе с младшим братом Пэйди в The Sons of Mr. Green Genes.

Такое увлечение музыкой вскоре дало свои плоды - в 1996 году им было сделано предложение заключить контракт с музыкальным лейблом, но оно было отклонено: родители не одобрили столь раннее вовлечение детей в суровый мир шоу-бизнеса, да и сам контракт был довольно «скользким», по которому юные исполнители теряли права на свои песни. Возможно, это и к лучшему, ведь тогда мир не узнал бы, каким Киллиан может стать великолепным актёром.

После колледжа Киллиан поступает в университет, где начинает посещать студенческий театр. Поначалу это было свободное времяпровождение, но это интересовало и затягивало парня всё сильнее.

Киллиан проявил небывалую настойчивость в своём желании связать жизнь с театром. Он бросает учёбу в университете и, распрощавшись с намерениями стать юристом, начинает ходить на прослушивания в Corcadorca Theatre Company. Он получает главную роль в пьесе со странноватым названием «Диско-свиньи». Этот спектакль имел ошеломительный успех в Ирландии, а Киллиана прославил на всю страну.

Карьера в кино началась в Великобритании, где прошла экранизация «Диско-свиньи» и Киллиану Мёрфи досталась центральная роль, которая «задала тон» будущему амплуа.

Асоциальный подросток, существующий только ради своей любимой и творящей вместе с ней различные социальные безумства – вот кем был главный герой этого фильма. Роли злых гениев, маньяков, людей на грани нервного срыва/сумасшествия следовали за голубоглазым ирландцем одна за одной. И что уж скрывать, он просто создан для них.

В США об актёре узнали после премьеры фильма ужасов «28 дней спустя» в 2002 году.

Как ни пытался Киллиан записаться в ряды «киношных» протагонистов, и даже проходил пробы на роль Бэтмена в фильме «Бэтмен: Начало», но образ закоренелого злодея не отставал от актёра и он получает роль доктора Крейна. Интеллигентный психиатр оказался психопатом – вот именно такие изменения в пределах одного фильма даются Мёрфи лучше всего.

Ещё один фильм, в котором Киллиан играет злодея – «Ночной рейс» 2005 года. Здесь он в роли киллера сотрудничал с красавицей Рейчел Мак Адамс, идеально вписавшейся в роль жертвы.

По достоинству оценить актёрское мастерство можно в психологическом триллере «Пикок» 2008 , в котором 32-летний актёр сыграл мужчину с раздвоением личности.

В 2004 году вступил в брак со своей подругой-художницей Ивонн МакГиннесс. Пополнение в семействе состоялось в 2005 и 2007 годах – у пары родились сыновья Малаки и Арaн. Вся семья живёт в Лондоне.

Но Киллиан Мёрфи способен успешно творить не только в рамках заданного амплуа киллеров-маньяков-психопатов. Он сыграл обаятельного трансвестита в «Завтраке на Плутоне», астронавта-физика, обеспокоенного проблемой спасения мира в «Пекле», доктора-патриота в «Ветер, что колышет ячмень».

Одна из последних работ – В сердце моря» (2015)

В работе обаятельный 39-летний ирландец не «всеяден» (как и в жизни, являясь вегетарианцем и старается участвовать только в тех проектах, в которых видит вызов для себя, как актера.

Каждый ученик знаком из школьной программы с творчеством многих великих писателей, но как мало мы знаем о личности этих людей. Один из них Александр Блок. Интересные факты из жизни поэта подтверждают незаурядность этого человека, ставшего величайшим поэтом Серебряного века.

  1. Сочинять короткие стихи и рассказы Блок начал в возрасте пяти лет . Он записывал свои творения в альбомы и делал к ним рисунки. Почти все свои труды маленький Саша посвящал матери.
  2. Став постарше Блок при помощи родных занимался выпуском журнала «Вестник» , где от руки было написано много его произведений.

  3. Тяжелыми были для юного Саши годы, проведенные в стенах Введенской гимназии, куда его отдали в 11 лет . После тихой и размеренной жизни дома мальчик попал в шумный коллектив сверстников. Друзья у Александра появились лишь в конце обучения.

  4. На творчество поэта оказал влияние Владимир Соловьев , с поэзией которого Блок познакомился на первом курсе университета.

  5. Первой любовью Александра стала женщина, старше его на 20 лет . С Ксенией Садовской Блок познакомился в небольшом немецком городе, когда ему было 17 лет. Их отношения длились 4 года, пока Александр не увлекся своей будущей женой.

  6. Ксения Садовская лишь перед смертью узнала о том, как сильно ее любил поэт . Доказательством его страсти стали письма с трогательными стихами, так и не дошедшие до адресата.

  7. Женой Блока стала Любовь Менделеева, знакомая ему с юных лет . Ей он посвятил «Стихи о Прекрасной Даме». Делать предложение Любе писатель шел с предсмертной запиской в кармане, так как в случае отказа он покончил бы с собой. Александр идеализировал жену и не хотел разрушать созданный им совершенный образ женщины физической близостью. Сам Блок часто вступал в половые связи на стороне, поэтому с пониманием принял измену жены со своим другом Андреем Белым. Несмотря на то, что Любовь Дмитриевна соблазнила мужа спустя 2 года после свадьбы, детей у четы Блоков не было.

  8. Одно время ходили слухи о романе Блока с Ахматовой, но Анна опровергла их в своих мемуарах .

  9. Согласие Блока на встречу с малоизвестным в то время писателем и высокая оценка его стихов повлияла на творческую деятельность Сергея Есенина .

  10. В одном из опросников, которые заполняются на отдыхе, поэт указал, что любит пиво и мороженое .

  11. Мир мог лишиться величайшего поэта, если бы Блок дал согласие на поездку на рыбалку . В 1912 году его пригласил на рыбалку его друг – художник по фамилии Сапунов. Писатель не смог поехать. В один из дней лодка с рыбаками перевернулась, и Сапунов утонул, потому что он, как и Блок, не умел плавать.

  12. Блок, как и Владимир Маяковский, хорошо отнесся к революции . Написанная Блоком в это время поэма «Двенадцать», была с восторгом принята простыми людьми. Рабочие и солдаты рукоплескали писателю. Но большое количество интеллигенции и даже друзья выразили негодование и отказались общаться с Блоком. Зинаида Гиппиус – известная писательница и критик того времени, назвала Блока предателем и отправила ему свою книгу, посвящённую борьбе с большевиками. Поэт, в свою очередь, отправил ей поэму «Двенадцать».

  13. В 1919 году Блок был арестован по подозрению в действиях против власти советов . Благодаря политическому деятелю Луначарскому поэта освободили через полтора дня.

  14. В наследство от родителей Александр получил не только любовь к литературе и искусству, но и душевное расстройство . Его отец страдал от этого недуга, а дед скончался в психиатрической больнице. Даже мать поэта, ушедшая от мужа из-за странностей в его поведении, сама неоднократно лечилась от душевных заболеваний. В последний месяц жизни рассудок Блока омрачился, он бредил и хотел избавиться от книг со своей поэмой «Двенадцать». Маяковский считал, что эта книга и погубила писателя.

  15. Незадолго до смерти Блок выступал на сцене Большого драматического театра, читая свои стихи . Атмосфера в зале была угнетающая, и один из зрителей заметил: «Это поминки какие-то!». Оказалось, что это был последний выход писателя на сцену Большого театра.