Научный метод - совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний.

Структура метода содержит три самостоятельных компонента (аспекта):

    концептуальный компонент – представления об одной из возможных форм исследуемого объекта;

    операционный компонент – предписания, нормы, правила, принципы, регламентирующие познавательную деятельность субъекта;

    логический компонент – правила фиксации результатов взаимодействия объекта и средств познания.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

12. Два уровня научного исследования: эмпирический и теоретический, их основные методы

В философии науки выделяются методы эмпирического и теоретического познания.

Эмпирический метод познания представляет собой специализированную форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний.

На теоретическом и эмпирическом уровнях научного познания используются следующие виды научных методов:

Теоретический научный метод

Эмпирический научный метод

теория (др.-греч. θεωρ?α «рассмотрение, исследование») -система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт) в научном методе - набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту - его воспроизводимость.

гипотеза (др.-греч. ?π?θεσις - «основание», «предположение») - недоказанное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

научное исследование - процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды исследований: -фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;. - прикладное исследование.

закон - вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом.

наблюдение - это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение. Виды: - непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств; - опосредованное наблюдение - с использованием технических устройств.

измерение - это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания

индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса

дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению

абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования - абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)

классификация - объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)

Методами, которые используются на обоих уровнях, являются:

    анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;

    синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;

    аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;

    моделирование - это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.

13. Сущность и принципы применения методов:

1) Исторического и логического

Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту.

Исторический метод основывается на выявлении и анализе противоречий в развитии объектов, законов и закономерностей развития техники.

В основе метода лежит историзм – принцип научного познания являющийся методологическим выражением саморазвития действительности, который включает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования; 2) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некритической оценке настоящего; б) архаизации или модернизации прошлого; в) смешению предыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепенными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

Логический метод – это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, основанный на изучении закономерностей и раскрытия объективных законов, на которых базируется данная сущность. Объективной основой логического метода является то обстоятельство, что сложные высокоорганизованные объекты на высших стадиях своего развития сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции. Логический метод является эффективным средством раскрытия закономерностей и тенденций исторического процесса.

Логический метод в сочетании с историческим выступают как приемы построения теоретических знаний. Ошибочно отождествлять логический метод с теоретическими построениями, также как отождествлять исторический с эмпирическими описаниями: на основе исторических фактов выдвигаются гипотезы, которые проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса. Если применяется логический метод, эти закономерности выявляются в очищенном от случайностей виде, а применение исторического метода предполагает фиксацию этих случайностей, но не сводится к простому эмпирическому описанию событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию и раскрытие их внутренней логики.

Историко-генетические методы – один из основных методов исторического исследования, нацеленный на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) конкретных исторических явлений и анализ причинности изменений.

И. Д. Ковальченко определил содержание метода как «последовательное раскрытие свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения, что позволяет в наибольшей степени приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта». Отличительными чертами метода И. Д. Ковальченко считал конкретность (фактографичность), описательность, субъективизм.

По своему содержанию историко-генетический метод в наибольшей степени соответствует принципу историзма. В основе историко-генетического метода лежат преимущественно описательные технологии, однако результат историко-генетического исследования только внешне имеет форму описания. Основная цель историко-генетического метода состоит в объяснении фактов, выявлении причин их появления, особенностей развития и последствий, т. е. анализе причинности.

Сравнительно-исторический метод – научный метод, с помощью которого путём сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений; разновидность исторического метода.

Историко-типологический метод – один из основных методов исторического исследования, в котором реализуются задачи типологии. В основе типологии лежит деление (упорядочение) совокупности объектов или явлений на качественно однородные классы (типы) с учетом присущих им общих значимых признаков. Типология требует соблюдения ряда принципов, центральным из которых является выбор основания типологии, позволяющего отразить качественную природу как всей совокупности объектов, так и самих типов. Типология как аналитическая процедура тесно связана с абстрагированием и упрощением действительности. Это отражается в системе критериев и «границ» типов, которые приобретают абстрактные, условные черты.

Дедуктивный метод – метод, который заключается в получении частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Иначе говоря, это движение нашего мышления от общего к частному, отдельного. Например, из общего положения, все металлы имеют электропроводность, можно сделать дедуктивный умозаключение о электропроводность конкретного медной проволоки (зная, что медь - металл). Если выходные общие положения являются установленной научной истиной, то благодаря методу дедукции всегда можно достать верный вывод. Общие принципы и законы не дают ученым в процессе дедуктивного исследования сбиться с пути: они помогают правильно понять конкретные явления действительности.

Все естественные науки получают новые знания с помощью дедукции, но особенно большое значение дедуктивного метода в математике.

Индукция – метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, который дает возможность получить общий вывод на основе отдельных фактов. Иначе говоря, это движение нашего мышления от частного, частного к общему.

Индукция реализуется в виде следующих методов:

1) метод единой сходства (во всех случаях при наблюдении какого-либо явления проявляется лишь один общий фактор, все остальные - различные, следовательно, этот единственный подобный фактор и является причиной данного явления);

2) метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-либо явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, во многом подобные и различаются только одним фактором, присутствует только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и является причиной данного явления)

3) соединен метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов);

4) метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз вызывают определенные изменения другого явления, то отсюда следует вывод о причинной связи между этими явлениями);

5) метод остатков (если сложное явление обусловлено многофакторной причиной "причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления - другие факторы, составляющие вместе общую причину этого явления).

Родоначальником классического индуктивного метода познания был Ф. Бэкон.

Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.

Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.

Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов.

Первый – тщательное изучение опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.

Второй – составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.

Третий – создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить.

Синхронический –применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.

Хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий.

Периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании. Диахронный метод подразумевает исследование определённого явления в его развитии либо исследование смены этапов, эпох в истории отдельно взятого региона.

Ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени.

Актуализации – историк пытается прогнозировать, давать практические рекомендации на основании «уроков истории».

Статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные.

Биографический метод - метод исследования личности, групп людей, базирующийся на анализе их профессионального пути и личных биографий. Источником информации могут быть разнообразные документы, резюме, опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос сослуживцев), изучение продуктов деятельности.

Под методом понимается совокупность операций и приемов, с помощью которых практически и теоретически можно изучить и освоить действительность. Благодаря методу человек вооружается системой правил, принципов и требований, используя которые, он может добиться и достичь поставленной цели. Владея тем или иным методом, человек может разобраться в том, в какой последовательности и каким образом совершать определенные действия для решения той или иной задачи.

Изучением методов уже длительное время занимается целая область знаний - методология научного исследования. В переводе с греческого понятие «методология» так и переводится - «учение о методах». Основы современной методологии были заложены еще в науке Нового времени. Так, в Древнем Египте геометрия являлась формой нормативных предписаний, с помощью которых определяли последовательность процедур по измерению земельных наделов. Изучением методологии занимались и такие ученые, как Платон, Сократ, Аристотель.

Занимаясь изучением закономерностей человеческой методология научного исследования вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Самой главной задачей методологии является изучение различных исследования, таких, как происхождение, сущность, эффективность и др.

Методология научного исследования состоит из следующих уровней:

1. Конкретонаучная методология - делает упор на методики проведения исследования и технические приемы.

2. Общенаучная методология - представляет собой учение о методах, принципах и формах знания, которые функционируют в различных науках. Здесь выделяются (эксперимент, наблюдение) и общелогические методы (анализ, индукция, синтез и т.д.).

3. Философская методология - включает философские положения, способы, идеи, которые можно использовать для познания во всех науках. Говоря о нашем времени, то этот уровень практически не используется.

Понятие научного исследования, исходя из современной методологии, включает в себя следующее:

· Наличие объекта исследования;

· Разработка методов, выявление фактов, формулирование гипотез, выяснение причин;

· Четкое разделение гипотезы и установленных фактов;

· Прогнозирование и объяснения явлений и фактов.

Цель научного исследования - это конечный результат, полученный после его проведения. И если каждый метод используются для достижения определенных целей, то методология в целом призвана решить следующие задачи:

1. Выявление и осмысление движущихся сил, оснований, предпосылок, закономерности функционирования познавательной деятельности, научного знания.

2. Организация проектно-конструкторской деятельности, проведение ее анализа и критики.

Помимо этого, современная методология преследует такие цели, как:

3. Изучение реальности и обогащение методологического инструментария.

4. Нахождения связи между мышлением человека и его реальностью.

5. Нахождение связи и взаимосвязи в мыслительной действительности и деятельности, в практике познания.

6. Выработка нового отношения и понимания к символическим системам познания.

7. Преодоление универсальности конкретнонаучного мышления и натурализма филосовского.

Методология научного исследования - это не просто набор научных методов, а настоящая система, элементы которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом. С другой стороны, ей нельзя приписывать главенствующее положение. Несмотря на то, что методология включает в себя и глубину воображения, и гибкость ума, и развитость фантазии, а также силу и интуицию, она всего лишь вспомогательный фактор творческого развития человека.

В книге с позиций системного анализа в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры изложены основы методологии научного исследования (методологии науки, методологии научной деятельности – синонимы) как учения об организации научной деятельности.
Работа предназначена для научных работников, а также студентов, аспирантов и докторантов.

Науковедческие основания.
Методология как учение об организации деятельности, естественно, опирается на научное знание. Исследователь, включаясь в научную деятельность, должен достаточно четко и осознанно представлять себе - что такое наука, как она
организуется, знать закономерности развития науки, структуру научного знания. Ему также необходимо четко представлять критерии научности нового знания, которое он намерен получить, формы научного знания, которыми он пользуется и в которых он намерен выразить результаты своего научного исследования и т.д. - то есть все то. на что он должен будет опираться в своей научно-исследовательской деятельности для того, чтобы она была осмысленна и организованна.

Этим вопросам и посвящен данный раздел.
Отрасль науки, которая изучает саму науку в широком смысле слова, называется науковедением. Она включает в себя целый ряд дисциплин: гносеологию, логику науки, семиотику (учение о знаках), социологию науки, психологию научного творчества и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
1.1. Философско-психологические и системотехнические основания
1.2. Науковедческие основания
1.3. Этические и эстетические основания
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Особенности научной деятельности
2.2. Принципы научного познания
Глава 3. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Средства научного исследования (средства познания)
3.2. Методы научного исследования
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
4.1. Фаза проектирования научного исследования
4.2. Технологическая фаза научного исследования
4.3. Рефлексивная фаза научного исследования
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
приложения
Приложение 1. Моделирование как метод научного исследования
Приложение 2. Научное прогнозирование
Приложение 3. Об измерениях и анализе эмпирических данных
Приложение 4. О роли науки в современном обществе
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методология научного исследования, Новиков A.M., Новиков Д.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Метод - совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности. Он служит получению и обоснованию объективно истинного знания.

Характер метода определяется многими факторами:

Предметом исследования,

Степенью общности поставленных задач,

Накопленным опытом,

Уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В тоже время, многие выдающиеся достижения в науке - следствие переноса и использования методов, хорошо зарекомендовавших себя в других областях исследования. Таким образом, на основе применяемых методов происходят противоположные процессы дифференциации и интеграции наук.

Метод научного исследования - это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы:

1. Эмпирического

2. Теоретического

3. Метатеоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический , гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование , общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию , аналогию) и др.

Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Некоторые ученые к этому уровню относят метод системного анализа, а другие его включают в число общелогических методов.

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;

3) частные - для родственных наук;

4) специальные - для конкретной науки, области научного познания.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничивать понятия техники, процедуры и методики научного исследования. Под техникой исследования понимают совокупность специальных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования - определенную последовательность действий, способ организации исследования.


Методика - это совокупность способов и приемов познания.

Например, под методикой экономических исследований понимают систему способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о экономических явлениях, их причинах и условиях.

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией.

Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания.

Учение о методах - методология. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность применения их в разных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными для реализации определенных научных целей.

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает использование различных методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. В научном познании применяют методы общие и специфические, эмпирические и теоретические, качественные и количественные и т.д.

В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.

Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

Методология науки разрабатывает многоуровневую концепцию методологического знания, распределяющую все методы научного познания по степени общности и сфере действия.

При таком подходе можно выделить 5 основных групп методов:

1. Философские методы , среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический и др.

2. Общенаучные подходы и методы исследования , которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной» методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.

К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования - совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Таким образом, методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

Термин «методология» происходит от греческого «methodos» - путь, способ, и «logos» - понятие, идея.

Существует ряд обобщенных определений понятия «методология» :

1) это учение о принципах, формах, способах научного познания или исследования;

2) это наука о методах познания и методах научного исследования, то есть наука о науке;

3) наука, определяющая общее направление развития исследований, его цели, границы, принципы; научный способ установления основы, расстановки акцентов смысла понятий;

4) область науки, изучающая общие и частные методы научных исследований, а также принципы похода к различным типам объектов действительности и к разным классам научных задач.

Объектом методологии является процесс научного исследования в его целостности, то есть вся научно-познавательная деятельность.

В определениях, приведенных выше, методология связывается только с процессом познания. По мнению некоторых ученых (З.И. Равкин, Н.Д. Никандров), важно четкое понимание обращенности методологии не только к познанию, но и к преобразованию действительности.

Под таким углом зрения дается деятельностное определение методологии, приводимое в философском энциклопедическом словаре 1983 года издания. Это определение трактует методологию как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Таким образом, к пониманию методологии существуют в свою очередь разные методологические подходы: 1) определение ее лишь с теоретических позиций; 2) определение с учетом единства ее теоретической и практически-действенной сущности.

Следует отметить, что все эти определения и позиции не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Общенаучная методология опосредованно, через теории, концепции той или иной конкретной отрасли науки влияет на выбор специалистом любой профессии своей профессиональной методологической позиции. Исходя из этого, каждая отрасль науки формулирует свое частнопредметное определение методологии, основой которого является общенаучное определение. К примеру, методология педагогики определяется как исходящая из всеобщей методологии науки система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования (Коджаспирова Г.М. и др. Педагогический словарь).

Вопрос о методологии педагогики всегда вызывал научные споры.

После многолетних обсуждений, дискуссий и конкретных исследовательских разработок сформировалось такое понимание методологии педагогики, сформулированное В. В. Краевским: методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы.

Предмет методологии педагогики, как отмечает Краевский, выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.

Выделение двух функций методологии - дескриптивной , т.е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания обьекта, и прескриптивной , или нормативной, создающей ориентиры для работы исследователя, обусловливается, по мнению ученого, различением двух видов деятельности - методологического исследования и методологического обеспечения. Первый вид предполагает систему знаний, второй - систему научно-исследовательской деятельности.

Наличие этих двух функций определяет и разделение оснований методологии на две группы - основания теоретические и нормативные.

К теоретическим относятся : определение методологии; общая характеристика методологии науки, ее уровней (общефилософского, общенаучного, конкретно-научного, уровня методов и техники исследования); методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики; объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

Нормативные основания охватывают следующий круг вопросов: научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности; определение принадлежности работы в области педагогики к науке; характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий; типология педагогических исследований; характеристики исследования, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна исследования, значение для науки, значение для практики; логика педагогического исследования; система педагогических научных дисциплин, связь между ними.

Методология педагогики, по мнению ученого, выступает как относительно самостоятельная область знания и деятельности, подчиняющаяся собственной логике развития и отражающая этапы эволюции педагогики.

В науке признано существование иерархии методологий, и в качестве таковых выделяются:

Общенаучная методология (материалистическая диалектика, гносеология (теория познания), логика;

Частно-научная методология (методология педагогики, методология истории, методология естествознания, математики и т.д.);

Предметно-тематическая (методология дидактики, методология содержания образования, методология математической подготовки школьников и т.д.).

Полагаем, что такое деление не совсем корректное. То, что называют общенаучной методологией, т.е. материалистическую диалектику, гносеологию и формальную логику корректнее обозначить как методологические основы любой науки. Отсюда необходимость выделения частно-научной методологии, с нашей точки зрения, отпадает. Вместо нее корректнее обозначить «методологические проблемы», «методологические постулаты» конкретной отрасли науки, для которых методологической основой является выше указанные разделы философии, а также логические формы и логические законы познания.

Кроме того, вышеобозначенное традиционное деление (выделение) методологий не выдерживает логических правил классификации, к примеру, рядоположность ее номенклатуры. Понятия «общенаучная методология» и «частно-научная методология» являются нерядоположными, так как второе покрывается первым. Да и практика изучения вопроса методологии тех или иных учебных предметов свидетельствует о том, что их специфические методологические проблемы рассматриваются в единстве с общенаучными, т.е. начинается с осмысления общих методологических основ (диалектики, гносеологии, законов логики).

Подтверждением этому может служить, к примеру, выделение А.И. Кочетовым трех аспектов методологии педагогики: 1) общая методология любой науки, ведущими идеями которой являются философские концепции научного познания, законы диалектики, диалектический метод изучения реального мира и теория научного творчества; 2) ведущие идеи самой педагогики и психологии, на которые опирается исследователь и учитель - практик; 3) постулаты и аксиомы конкретной педагогической проблемы.

Полагаем, что необходимо уточнить и дополнить аспекты общей методологии научного исследования и образования.

Итак, к аспектам методологии научного исследования и образования следует отнести:

1) общенаучную методологическую основу любой науки, ведущими идеями которой являются философские концепции научного познания, законы диалектики, диалектический метод изучения действительности, реального мира, другими словами, материалистическую диалектику, гносеологию (теорию познания), логику и теорию научного творчества;

2) методологические подходы к научному исследованию и образованию;

3) методологические проблемы конкретной отрасли науки;

4) методологические постулаты (аксиомы) конкретной отрасли науки;

5) методологические постулаты конкретной научной проблемы , которыми руководствуется исследователь в научном поиске и практической деятельности.

Основанием такого деления является принцип восхождения от общего к частному.

Таким образом, говоря о методологии научного исследования, мы выделяем такие понятия, как методологические основы , методологические подходы , методологические проблемы , методологические постулаты . На всех этих методологических аспектах опирается любая научная дисциплина, любое научное исследование, любой учебный предмет, содержанием которого является педагогически адаптированное научное знание, а также образование в единстве содержательного и процессуального сторон.

На указанных методологических аспектах мы остановимся ниже. Но прежде сделаем пояснение понятий основа (основание), подход (позиция), проблема, постулат.

В некоторых философских словарях под основанием понимается суждение или идея, из действительности которых необходимо вытекает действительность другого суждения или идеи (следствия); логическое основание или основание познания. От него отличается реальное основание, которое ставит идею в зависимость от опытного содержания или от метафизической действительности.

Основание и следствие - философские категории, выражающие связь между предметами, при которой одно явление (основание) с необходимостью порождает другое (следствие). Основание и следствие фиксируют одну сторону в отношениях причины и действия, а именно то, что одно явление обуславливает другое и не раскрывают диалектику причины и действия, причинность как сложную форму взаимодействия. Каждое явление порождает следствие, это следствие в свою очередь становится основанием и порождает другое действие и т. д. Например, закон достаточного основания для всего существующего устанавливает основание, исходя из которого можно законным образом выводить отсутствие или наличие какого-либо явления.

Таким образом, если общефилософские положения, положения диалектики, теория познания (гносеология), являются традиционно методологическим основанием (или основой) научного исследования, даже если они явно не обозначаются во введении диссертации, а подразумеваются, то пути, способы, условия решения поставленной в исследовании проблемы и доказательства гипотезы становятся следствием этого основания.

Понятие «подход» в сочетании с понятием «методологический» может быть истолковано как методологическое направление, как методологическая позиция (от лат. Position – положение, утверждение; точка зрения), являющаяся теоретическим новообразованием по отношению к традиционным методологическим основам. Если методологические основы научного исследования и образования, даже если они не обозначаются автором исследования эксплицитно, остаются устойчивыми, необходимыми, инвариантными для исследования в любой отрасли науки, то методологические подходы появляются в процессе развития науки, одни из них устаревают, возникают новые, иногда противоречащие ранее существующим.

Э. Г. Юдин понятие «подход» определяет как принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.

Выделяют следующие подходы:

1) системно-структурный подход;

2) синергетический подход;

3) аксиологический подход;

4) антропологический подход;

5) герменевтический подход;

6) феноменологический подход;

7) гуманистический подход;

8) культурологический подход;

9) эзотерический подход (эзотерическая парадигма).

Проблема (от греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Методологические проблемы – это такие проблемы, постановка и решение которых необходимы для обоснованной постановки и решения другой проблемы – методологической, теоретической и практической. Такое определение отражает лишь внешнюю сторону вопроса. Поэтому, учитывая, что всякая проблема представляет собой известное противоречие, методологическая проблема может быть, как дополнение к вышеобозначенному, определена как противоречие между объектом познания (к примеру, педагогического) и преобразования и методом такого познания и преобразования.

Н. Д. Никандров выделяет три группы методологических проблем педагогики образования:

Первая группа проблем относится к развитию системы образования, это такие проблемы как социальный заказ общества к системе образования; интеграция воспитательных воздействий школы и среды; компьютеризация в системе образования и педагогической науке; прогнозирование развития системы образования и педагогической науки в их взаимосвязи, проблема единого уровня общего среднего образования и др.

Второю группу методологических проблем составляет большая комплексная проблема – обоснование всестороннего и гармоничного развития личности как педагогической категории, что предполагает решение более частных как методологических, так и теоретических проблем: всестороннее развитие личности как всеобщая цель и идеал воспитания и обучения, а в целом образования; диалектика взаимосвязи общего и профессионального образования во всестороннем развитии личности; всестороннее развитие личности в онтогенезе и в учебных заведениях различных типов, и др.

Третий крупный блок проблем – методологические проблемы развития педагогической науки. В него входят такие проблемы как: педагогика в системе современного научного знания; взаимодействие педагогической науки и педагогической практики; законы и закономерности педагогики, их система и выявление; проблема определения понятий и категорий педагогики; проблема классификации методов обучения; совершенствование методов, методики и организации педагогических исследований; проблема интеграции в педагогике достижений других наук; проблема взаимоотношения общей и частных диалектик и др.

Постулат (от лат. postulatum – требование) – требование, предположение, положение, которое является реально необходимым, которое не нуждается в строгом доказательстве, но должно быть сделано веско и обоснованно, опираясь на факты или исходя из систематических или практических объяснений; положение, принимаемое в науке в качестве исходного положения без доказательств.

К числу основных методологических постулатов философии и мировой педагогики ученые относят следующие:

1) воспитание обусловлено самой природой человека, чтобы стать человеком, личностью, необходимо длительное воспитание и самовоспитание;

2) воспитанность как готовность к жизни предполагает выживаемость индивида, а выживаемость в одиночку невозможна, поэтому надо воспитывать коллективность, социальность, гуманность, человеколюбие, способность к сотрудничеству, демократичность, компромиссность и т.д. Отсюда культура общения и поведения выступает ведущим компонентом воспитанности человека;

3) человек - часть природы, ее типичный во многом представитель, поэтому важно соблюдать принцип природосообразности в воспитании; принцип природосообразности - это не просто построение педагогической системы, ориентированной на закономерности возрастного развития организма и психики, это еще и обучение с помощью реальной жизни, постоянного общения и взаимодействия с природой, накопление опыта ее обогащения и сохранения, одним словом - это ноосферное воспитание;

4) XX век изменил тип культурно-исторического наследия, эпоха расчлененного знания закончилась, рождается интеграция образования, призванная воспитать человека будущего, причем ориентированного на опасности и трудности, а не на романтику и грезы, фантазию и мечты о прекрасном завтра;

5) все в обществе служит, должно служить воспитанию: экономика, культура, политика, частная жизнь. Общество педагогизируется в целом и навсегда. Опыт показывает, что там, где производство духовных ценностей опережает производство материальных ценностей, возможен максимальный экономический взлет;

6) индивид выступает как объект и субъект исторического процесса, общественных отношений, деятельности и воспитания. Он характеризуется природной основой (наследственностью), социальной сущностью (воспитанностью) и высочайшей приспособляемостью к изменяющемуся миру (активностью). Человек - активно действующая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Воспитание играет решающую роль, поскольку от него зависит использование всех внутренних факторов и координация, взаимосвязь внешних условий;

7) развитие организма и психики, саморазвитие и самосовершенствование личности выступают как внутренние факторы формирования личности, а природная и социальная среда, деятельность личности в окружающем мире - как основные условия этого процесса;

8) образование и наука бесполезны или вредны, если они не служат нравственности. Ценность образования не в объеме усвоенной информации (это удел информационных систем, которыми просто надо уметь пользоваться), а в развитии духовности человека, включающей культуру, духовные ценности и нравственные идеалы.

В любой науке, а также в образовании, методология выполняет ряд конкретных функций: нормирование, предписание, целеполагание, регулирование, ориентирование. Кроме них, некоторые ученые выделяют рефлексивную, познавательную, критически-оценочную функции. Все эти функции в целом дают обоснование научной деятельности.

До недавнего времени в методологии педагогической науки эти функции были представлены в философском, идеологическом и гносеологическом обосновании образования только с позиции материалистической диалектики и марксистско-ленинской трактовки, считавшейся единственно истинной, незыблемой методологией, т.е. жесткие законы классической точной науки переносились, как отмечают Е.В. Бондаревская и Кульневич, на педагогическую науку.

Бесспорно, что педагогика и образование, как и любые другие феномены, не могут существовать без определенной философской нормативной базы. Но, как правомерно утверждают выше обозначенные ученые, торможение развития науки, а за ней и практики, и прежде всего образования, возникает тогда, когда философское основоположение провозглашается абсолютным, неизменным. Тогда из средства достижения цели основоположение приобретает признаки самоцели.