Обучение школьников разным видам чтения.

Одним из важнейших этапов в работе по обучению школьников умению читать является ознакомление учащихся с различными видами чтения и формирование у них соответствующих коммуникативно-речевых умений.

Очень важно убедить школьников, что хороший (зрелый, умелый, заинтересованный) читатель проявляет гибкость в процессе чтения: он сознательно избирает определённый вид чтения в зависимости от той задачи, которая перед ним стоит.

В исследованиях по теории речевой деятельности описаны различные виды чтения – ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее (аналитическое), выборочное, быстрое, медленное и др. Представляется, что по отношению к школьной практике целесообразно говорить о двух видах чтения – ознакомительном и изучающем. Знакомство со сведениями об основных признаках названных видов чтения и освоение приёмов, с помощью которых реализуется каждый из них, позволят учащимся совершенствовать свои читательские способности, выработают у них стремление при чтении текстов различного характера действовать осознанно и целенаправленно.

Цель данного сообщения – предложить один из возможных вариантов изучения следующих тем: «Всегда ли мы читаем одинаково?» (виды чтения); «Как знакомиться с учебной книгой?» (приёмы ознакомительного чтения).

При изучении темы « Всегда ли мы читаем одинаково ?» нужно показать основные признаки ознакомительного и изучающего чтения. Известно, что использование того или иного вида чтения зависит от характера конкретной задачи, которую решает читатель. Если ему нужно отобрать книги для последующего изучения (подготовка сообщения, доклада, личная заинтересованность проблемой и т. п.) или бегло ознакомиться с характером того или иного текста (о чём в нём говорится; кому он адресован; насколько полно в нём освещена та или иная проблема; как он читается – легко или трудно), то необходимо использовать ознакомительное чтение . Если читатель знает, что именно эту книгу (статью) ему нужно прочитать или изучить, проанализировать для получения новой (ценной, интересной) информации, для осмысления каких-либо фактов, явлений, событий и т. п., он использует изучающее чтение .

Всегда ли мы читаем одинаково?

Виды чтения

Что нужно понять

Характер чтения

Ознакомительное чтение

Какая информация в ней содержится?

Для кого она написана?

Перелистывание, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста.

Изучающее чтение

Что нового есть для меня как читателя?

Медленное чтение всей книги или отдельных её фрагментов; максимально полный охват информации; стремление её осмыслить.

Проанализируем высказывания, данные ниже. О каких видах чтения в них говорится? Назовите слова, которые помогли вам ответить на этот вопрос.

  1. …Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чём говорится в книге и в её словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе. («Изборник Святослава», 1076г.).
  2. Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея – предложениями, писателя Теккерея – абзацами, а детектива Конан Дойла – страницами. (Выводы лаборатории развития образования в г.Хьюстоне).
  3. Читайте, читайте, читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книги. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. (К. Паустовский).

Учащиеся должны не просто определить вид чтения, о котором идёт речь, но и найти слова, подтверждающие их вывод.

В первом высказывании это слова подумай о том, о чём говорится в книге; трижды возвращайся к одной и той же главе (изучающее чтение).

Во втором высказывании говорится о разных видах чтения: читать по словам и строчкам, предложениями (медленное, изучающее чтение); абзацами, страницами (быстрое чтение).

В высказывании К. Паустовского почти в каждом предложении есть слова и сочетания, свидетельствующие о том, что писатель говорит о медленном, изучающем чтении художественного текста.

При изучении темы « Как знакомиться с учебной книгой ?» раскрываются некоторые особенности и приёмы ознакомительного чтения.

Чтобы понять в самом общем виде, о чём говорится в книге, какая информация в ней содержится, насколько она может быть полезна читающему, нужно прежде всего познакомиться с внешними особенностями, внешними признаками книги.

Рассмотрим схему. Какие приёмы позволяют предугадать содержание книги, сделать вывод о том, полезна (интересна) ли она для вас в данный момент?

Как знакомиться с учебной книгой?

Внешние данные книги.

книги (заголовка), (знаком или нет? хорошо

эпиграф (если есть) ли знаком?)

Книга до чтения

Знакомимся с выходными Читаем Просматриваем

данными (когда написана аннотацию и рисунки, схемы,

книга? где и когда оглавление иллюстрации и пр.

издана?)

Схема «Внешние данные книги» содержит перечисление приёмов, с помощью которых читатель начинает первое знакомство с книгой. Анализ схемы связан с выполнением следующего задания, в процессе которого названные приёмы осваиваются на практике. Необходимо добиться от учащихся осознанных, полных, доказательных ответов на вопросы, сформулированные в задании.

Таким образом, знакомство с внешними данными книги, умение предварительно осознать их позволяет включить в работу механизм предугадывания, прогнозирования, заставляет читателя активно мыслить ещё до чтения текста. Только в этом случае процесс чтения будет результативным и эффективным.

Далее следует показать учащимся, что и в самом тексте имеются опоры, позволяющие быстро понять, о чём в нём говорится. Это – ключевые слова, несущие основную информацию. Умение видеть ключевые слова и соотносить их с предварительными предположениями о характере информации – первый шаг к постижению содержания текста.

Затем показываем школьникам, какую роль в понимании текста играет членение его на смысловые части.

Если это книга, то в ней, как правило, выделяются части, главы, в учебных и научных изданиях – параграфы.

Но даже если текст небольшой (статья, заметка, параграф школьного учебника), в нём тоже – с помощью абзацев – выделяются смысловые части.

Начальные фразы абзацев, так же как и ключевые слова, содержат большую информацию о содержании текста. Они помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее не описанное свойство явления, факта, события, подводятся ли итоги, выводы.

Начало нового абзаца обозначается в тексте с помощью абзацного отступа (красная строка).

Очевидно, что при обучении чтению (и прежде всего – ознакомительному) необходимо сформировать у учащихся умение прогнозировать по начальным фразам абзацев содержание текста, умение по характеру начальной фразы абзаца определять её роль в тексте, умение находить ошибки в членении текста на абзацы, умение правильно членить текст на абзацы при оформлении высказывания.

Умение делить текст на абзацы – одно из величайших умений, способствующих как созданию текста, так и его пониманию. Чтобы разделить текст на абзацы, необходимо определить смысловые вехи текста, те его точки, в которых обозначен переход к новой части в раскрытии темы и основной мысли высказывания. Такие смысловые вехи в анализируемом тексте легко определяются. Они являются начальными фразами абзацев.

Овладение приёмами изучающего чтения способствует формированию у школьников важнейших коммуникативных и собственно общеучебных умений, прежде всего умения самостоятельно и эффективно работать с учебным текстом. Чтение учебного текста предполагает глубокое проникновение в его содержание, осознание сути раскрываемых в нём понятий, тех связей и отношений между фактами и явлениями, которые отражают в той или иной степени действительную картину мира, изучаемую школьниками в курсе соответствующих дисциплин.

Овладение приёмами изучающего чтения представляется особенно важным потому, что эти приёмы обеспечивают глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно и более прочное запоминание. Кроме того, овладение приёмами изучающего чтения подготовит школьников к работе над такими видами вторичных текстов, как конспект, тезисы и т. п. На основе умений, связанных с осмыслением прочитанного, реализуются многие речевые жанры публичного выступления (доклад, сообщение), ораторского искусства (торжественная речь, речь-призыв, речь-обличение), а также такие жанры письменных высказываний, как реферат, обзор, рецензия и т. п.

Следовательно, необходимо познакомить учащихся с основными признаками изучающего чтения, научить их пользоваться приёмами, обеспечивающими достижение целей изучающего чтения в ходе выполнения соответствующих заданий.

В качестве материалов для заданий можно использовать реальные тексты из школьных учебников истории, географии, биологии, из хрестоматии по литературе, справочной литературы и т. п.

Приступая к обучению школьников приёмам изучающего чтения, учитель должен помочь им вспомнить, какие виды чтения им известны, с какой целью они используются в реальной речевой практике.

Раскрывая суть изучающего чтения, важно выделить его основные признаки, уже знакомые школьникам. Целью изучающего чтения является глубокое проникновение в содержание текста, вдумчивый анализ читаемого. Изучающее чтение позволяет понять и запомнить прочитанное, а также создать на основе прочитанного новые (вторичные) тексты (пересказ, план, аннотация, отзыв, рецензия, конспект и др.).

Активная мыслительная работа при изучающем чтении начинается на первом этапе знакомства с текстом (книгой), перед чтением.

Перед чтением текста, который предстоит изучить (проанализировать, осознать, понять), нужно:

Вдуматься в его название, осмыслить заголовок; вспомнить, в какой степени знаком тебе автор книги (текста);

Проанализировать внешние данные книги (текста);

Попытаться предугадать содержание, структуру и смысл текста.

Все теоретические сведения о специфике изучающего чтения могут быть предъявлены учащимся в виде таблиц, схем, памяток. Усвоение данных сведений не является самоцелью. Главное – научить школьников пользоваться приёмами, обеспечивающими результативность чтения. В связи с этим представляется необходимым проанализировать вместе с ними их читательский опыт, чему способствует выполнение соответствующих заданий.

На основе читательского опыта ответьте на следующие вопросы:

Как вы начинаете знакомство с текстом (книгой) перед тем, как приступить к изучающему чтению (на что в первую очередь обращаете внимание: что более всего анализируете, рассматриваете и т. п.)?

Какие вопросы у вас возникают в процессе предварительного осмысления текста, который предстоит прочитать?

Что вы считаете наиболее важным при ознакомлении с внешними данными текста?

*Подготовьте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.

В ходе беседы по этим вопросам учитель выделит главное, существенное, поможет школьникам грамотно оформить свои выказывания, обобщить свой читательский опыт.

Особенно важно обсудить два последних вопроса.

Если учащиеся не приводят своих примеров, следует показать, какие вопросы могут возникать на этапе предварительного осмысления текста:

Что мне известно о …?

Что будет рассказано о …? (Посмотреть оглавление.)

Почему так названа книга?

Где происходит действие книги?

Выделяя наиболее значимые компоненты внешних данных книги (текста), следует указать те из них, на которые школьники могут не обратить внимания: выходные данные, структура текста, наличие иллюстраций, шрифтовые выделения и т. п.

Во время чтения активная мыслительная работа продолжается и проявляется в следующем:

В умении выявлять скрытые вопросы по содержанию текста;

В умении обдумывать, как ответить на возникшие вопросы, или искать в тексте ответы на них;

В умении выделять (подчёркивать, записывать) главное, существенное, трудное, неизвестное, непонятное.

Умение передать содержание прочитанного в виде схем, таблиц, условных знаков, рисунков и т. п. способствует развитию умения видеть в тексте главное, существенное, осознавать взаимосвязь между фактами и явлениями, которые изучаются в рамках соответствующей учебной дисциплины, систематизировать изученный материал в нужном направлении.

Активная мыслительная работа продолжается и после чтения . На этом этапе читающий должен проверить, удалось ли:

- сформулировать основную мысль прочитанного;

Выделить основную информацию;

Обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста;

Выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке).

Изучающее чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного.

Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, нужно научить школьников не только представлять основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков, но и переформулировать определения, правила, выводы, (переводить прочитанное на «свои слова»).

В заключение ещё раз подчеркнём, что обучение чтению в школе предполагает ознакомление учащихся с различными видами чтения, с теми приёмами, которые помогут сформировать зрелого читателя, способного работать с книгой в самых разнообразных ситуациях, возникающих в той или иной сфере деятельности.


Ознакомительное чтение

При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому, частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объему тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность. Навыки, приобретенные при изучающем чтении, используются при ознакомительном чтении.

Просмотровое чтение

Просмотровое чтение, в результате которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например при чтении газет и т. д. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия. В школьном курсе чтения на иностранном языке просмотровое чтение используется лишь как предварительная фаза изучающего и ознакомительного видов чтения для определения общей темы и уменьшения тем самым меры неопределенности. К просмотровому чтению учащихся следует приобщать при чтении газет. Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. «Учебное чтение, его содержание и формы. Общая методика обучения иностранным языкам», М. - 1991.

Итак, все три вида чтения практикуются в средней школе, но их удельный вес различен. Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение, в этом проявляется общий принцип аппроксимации, предполагающий необходимые компромиссы и «снисходительность», вытекающие из реальных условий обучения иностранному языку. Изучающее чтение и просмотровое чтение также развиваются, хотя и занимают подчиненное место в системе обучения чтению, они в основном поддерживают и «питают» ознакомительное чтение.

В опыт учащихся виды чтения вводятся при помощи соответствующих заданий. При обучении чтению текст сам по себе лишь некая потенция; овладеть его содержанием с необходимой степенью полноты, точности и глубины помогают учащимся задания, преобразующие этот текст в конкретное упражнение. При этом задания не только нацеливают внимание читающего на получение конечного результата (например: «Прочти и выяви главную мысль»), но и предопределяют характер протекания чтения. Таким образом, задания являются существенным рычагом управления чтением, стимулирующим и контролирующим понимание, они обусловливают также вид чтения. Поэтому формулировка задний к тексту - ответственный момент. Они должны быть построены с учетом характера чтения как вида речевой длительности, венцом которой является понимание.

Формы чтения

Помимо видов чтение имеет две формы: оно осуществляется про себя (внутреннее чтение) и вслух (внешнее чтение). Чтение про себя - основная форма чтения - имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой; чтение вслух - вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другому лицу.

Все частные умения, виды и формы чтения шлифуются по мере взросления человека, приобретения им грамоты, развития его общей культуры, т. е. превращения его в «человека читающего»; приобретя эти умения, человек уже с ними не расстается, поэтому они могут стать основой переноса на другой язык. Как подчеркивает С.К. Фоломкина, зрелое чтение на разных языках имеет одинаковую структуру. Фоломкина С.К. «Обучение чтению на иностранном языке», М. - 1980.

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существования и развития человеческого общества. Иностранные языки становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Это существенно повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на изученном иностранном языке.

Изучение иностранного языка предполагает начальное лингвистическое образование и осознание своего мышления, то есть уяснение того, что существуют разные способы оформления мысли.

Существуют множество аспектов изучения иностранного языка такие как: грамматика, разговорная практика, аудирование, письмо и чтение, а так же приемов его обучения.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.

В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Изучающее - направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания.

Ознакомительное - представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты.

Поисковое - чтение направлено на извлечение конкретной информации.

Поисковым чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовой сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.

Поисковое чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности - с письмом, аудированием, говорением. При обучении иностранному языку это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Читающему человеку известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. Такое чтение, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме и объединить информацию нескольких текстов.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Можно предложить следующие задания на понимание текста (поисковое чтение):

    прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;

    найдите известные вам географические названия;

    выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);

    расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;

    определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;

    найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;

    выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.

Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста - разного жанра и функциональных стилей.

Для успешного овладения чтением необходимо:

    подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

    тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;

    быть доступными с точки зрения языковых трудностей;

    отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;

Из методики обучения иностранным языкам известно, что читать на иностранном языке - значит осуществлять сложное речевое умение для получения новой информации, заключенной в представляющем ее графическом источнике, называемом текстом, и поступающей к читающему по зрительному каналу. Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Можно с уверенностью утверждать, что оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности

Нужно быть готовым к тому, что в тексте будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.

Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку. Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, можно подчеркивать незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.

Заключение

Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом - языковым и смысловым.

В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Ознакомительное чтение (reading for a gist или skimming ) предполагает понимание основного содержания прочитанного. При обучении данному виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, развивать умение догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что в данном случае нет необходимости фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это умение обобщать содержание текста, то есть синтезировать основную коммуникативную задачу текста.

Основная коммуникативная задача при ознакомительном чтении заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию (выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам, какие мысли являются наиболее важными и т.п.).

Данный вид чтения требует умения различать главную и второстепенную информацию. Он необходим при чтении специальной, профессионально-ориентированной литературы, научных статей, которые не представляют специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом исключается анализ текста и намеренное внимание к языковым составляющим текста.

Для достижения целей ознакомительного чтения достаточно понимание 70% текста. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту.

ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ

При поисковом чтении (reading for specific information ) текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний) для последующего ее использования в определенных целях. Оно ориентировано на чтение литературы по специальности. Поисковое чтение предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.

Условиями, определяющими успешность обучения данному виду чтения являются:

· точное формулирование задания для поиска, основной целью которого является содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп достаточно быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, то есть прочитанными с целью ознакомления или изучения;


· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ

Изучающее чтение (reading for detail) предполагает максимально полное и точное понимание содержащейся информации в тексте и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Этот вид чтения направлен также на преодоление затруднения в понимании иностранного текста.

Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий – повторным перечитыванием частей текста, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, выделением наиболее важных тезисов, проговаривание вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего использования в работе (пересказа, обсуждения и др.).

В процессе работы над текстом читающий работает над задачами, которые можно объединить в три основные группы:

· восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте;

· извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте;

· осмысление извлеченной информации.