Посмотрев на человека — его внешний вид, поведение, разговор, можно понять, развиты ли у него эстетические чувства прекрасного и возвышенного.

Есть ли у него чувство вкуса и стиля, чувство красоты и прекрасного, эстетического…

Все люди ведут себя и выглядят по-разному, у всех разный вкус и чувство стиля (как говорят: «на вкус и цвет товарищей нет»), у каждого воспитали свои эстетические чувства прекрасного…

Вам предложено пройти онлайн тест на чувство стиля , чтобы понять развито ли у вас эстетическое чувство вкуса прекрасного или нет.

И не просто понять, но и научиться развить в себе чувство вкуса, т.к. если у человека видны развитые эстетические чувства, то это о многом говорит…

Тест на чувство стиля, эстетические чувства вкуса прекрасного

Прежде чем пройти тест на чувство стиля и вкуса прекрасного, т.е. определить насколько у вас развиты эстетические чувства, вам следует понимать, о чем идет речь (маленький экскурс перед тестированием).

По словам немецкого философа Иммануила Канта, вкус — это способность судить о прекрасном.
Только развитое чувство вкуса в человеке способно привести личность к гармонии с собой, другими людьми, миром и вселенной.

Например , принято считать наличием чувства эстетического вкуса у человека во внешности, т.е. если мужчина или женщина одеты со вкусом и стильно, когда у них одежда, другие аксессуары и элементы внешнего облика (включая макияж, запахи духов, украшения, прическа…) подобраны с учетом особенностей фигуры, лица и пр. — т.е подчеркивают достоинства и скрывают недостатки.

Эстетический вкус и стиль предполагает избирательность человека, его приверженность к какому-либо направлению, и личные предпочтения с собственным мнением о вещах (подчеркиваю — с собственным, а не взятым с кого-то).

Те, кто не предпочитают чего-то конкретного, не имеют собственного «Я» (подражает, копирует кого-то), кто всеяден и неразборчив — не имеют чувства вкуса и стиля. У них не развиты эстетические чувства.

Посмотрите сами на окружающих людей на улице. У многих ли есть чувство вкуса и стиля? А значит — многие ли гармоничны внутри, в жизни, в отношениях?

Психологический аспект эстетического вкуса прекрасного

Еще пару слов, и вы сможете пройти тест на чувство стиля и вкуса.

Вы, наверное, видели людей одетых со вкусом, а у других отсутствие эстетического вкуса, безвкусицу в стиле, нет ощущения прекрасного.

Например , приятно смотреть на красивую девушку с прекрасной фигурой, у которой облегающая одежда подчеркивает ее достоинства — ее одежда, аксессуары, украшения, хороший макияж, маникюр, легкий приятный запах духов показывает ее чувство вкуса.

Или, девушку со складками, растяжками на животе, целлюлитом и не в меру полными ногами, так же одетую в обтягивающее или эти части тела открыты, плюс запах ее духов режет нос, а макияж искусственно ярок и не гармоничен — явно говорит о дисгармонии в душе и отсутствии чувства вкуса и прекрасного.

Та и другая могут быть одеты в стильную и модную одежду одного бренда, но показатель ли у обоих чувства стиля?

Наверное, если у девушки не очень точеная фигура, то ей бы стоило одеть вещи нивелирующие ее недостатки, а не показывать их…

Психологический аспект чувства вкуса и стиля , или его отсутствия, как раз не в самой одежде, аксессуарах, духах и макияже.

И даже не в том, что человек умеет подчеркивать достоинства и скрывать недостатки, за счет умения правильно одеваться и накладывать макияж.

Эстетический вкус внутри человека, в его голове, в душе (в психике) — чувство вкуса закладывается еще в детстве, в процессе воспитания и социализации.

С психологической точки зрения, мы может несколько перевернуть (но не исказить) мнения философов о чувстве вкуса прекрасного.

Т.е. не развитое чувство вкуса приводит человека к гармонии внутри себя и во внешнем мире, а немного наоборот — чувство гармонии внутри себя приводит к развитию эстетического вкуса и гармонии в мире и вселенной.

Это легко проверить. Посмотрите сами. Если девушка прекрасна и телом и в душе, то как ее не «накрась», как не наряди, как не надуши — хоть никак, хоть одень ее летом в валенки, телогрейку и шапку ушанку — она все равно прекрасна, гармонична, обаятельна и притягивает.., от нее веет чем-то теплым, прекрасным, хорошим…

Ее чувство вкуса и прекрасного внутри нее, а не в одежде и других аксессуарах

Взгляните на другую красивую девушку стильно и со вкусом одетую и ухоженную.

Если у нее дисгармония и пустота в душе, то какой бы ни был ее внешний лоск и эстетический вкус, от нее веет холодом, негативом, глаза пусты, она отталкивает духовно… (притянуть может, разве что физически…по-похоти…).

Резюме , перед тестом на на стиль и вкус:
Вы в праве одеваться и украшать себя так, как вы лично считаете хорошо. Вы можете придерживаться любого направления в моде и стиле. Чувство вкуса не врожденное — его приобретают, вы всегда можете развить и изменить эстетический вкус.
Главное, что вам нужно знать это то, что ваше личное чувство вкуса и стиля у вас в голове, а не на теле. Будьте гармоничны в душе, а остальное приложится…

Итак, пройти тест на стиль и эстетический вкус прекрасного онлайн

Возможно вас заинтересует.., или вы хотите избавиться

Бессмысленная, но масштабная по своей глупости суета разворачивается вокруг выставки «Без Смущения» в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

«Может, для начала г-же Мизулиной надо было своими глазами посмотреть на выставку?»

Выставка начала работу 8 сентября, а вот тучи сгустились только сейчас. И главное, черт с ними, с искусствоведами – сотрудникам Центра братьев Люмьер, что они вообще понимают в искусстве? Народ ведь знает лучше.

Особенно Антон Цветков, не замеченный ранее как любитель или знаток искусства. И особенно интернетные активисты. Вот с них-то все и началось.

Забушевали вихри гнева в интернете, и вот уже г-жа Мизулина, даже не удостоив выставку своим присутствием, трубит о пропаганде педофилии.

Послушайте, но, может, все-таки имеет смысл «спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел»?

Может, для начала г-же Мизулиной надо было своими глазами посмотреть на выставку? Вспомнить, что все же в Центре братьев Люмьер профессионалы работают... А, впрочем, зачем? О крахе и подъеме Голливуда можно рассуждать, не видя ни одного фильма.

Детский омбудсмен тоже решила отметиться знатоком искусства и начать свой карьерный путь с громкого дела. А уж без тонкого чувства прекрасного от представителей Офицеров России и, в частности, г-на Цветкова обойтись в данном случае и вовсе было невозможно.

На ваш взгляд

Какие виды общественных активистов в культурную жизнь вы могли бы одобрить, если разделяете их позицию?










Можете выбрать несколько вариантов ответа

В частности, на своей странице в «Фейсбуке» г-н Цветков написал (пунктуация и орфография сохранены):

«На месте разберемся по существу и примем все решения. По его заявлению фотограф действительно этот, но фото его другие. Исходя из этого мой вопрос, ваше мнение, может ли проходить в центре столицы России выставка человека на которой эти снимки не выставлены, но он делал эти снимки, снимал голых детей. Является ли это кощунством по отношению в тч к жертвам педофилии или если это было добровольно у него с детьми, то можно забыть про эту страницу его жизни и рекламировать его работы и выставлять на обозрение».

Снимал голых детей...

Черт, да в социальных сетях миллион фотографий детей в неприглядном виде: на горшке, голышом на пляже и т.д. Родители фотографируют, не спрашивая мнения своих детей (а чего их мелких спрашивать-то?) и без всякого смущения выкладывают в открытый доступ.

И это не считается пропагандой того самого на букву «п». А ведь аккаунты закрыты не у всех, и кто угодно может лицезреть эти фото, находясь где угодно и помышляя при этом о чем угодно.

На фото Стерджерса модели. Они давали согласие на фотосъемку, давали согласие на публичную демонстрацию снимков. И раз эти работы колесят по миру без сопутствующих судебных разбирательств, может, эти модели не нуждаются в мракобесном сочувствии?

И потом, а как же тетки, которые прилюдно спускают со своих детей штаны и приучают их, простите, писать в общественных местах? Лучше бы наши отчаянные моралисты и г-н Цветков в частности уделяли внимание этим случаям. Привитию аморального поведения с детства и публичной демонстрации полуголого ребенка в общественных местах без согласия самого ребенка.

Само по себе "чувство прекрасного" - эволюционно-нейтрально .

  • Это довольно случайный побочный эффект существования эволюционно-полезной системы "нравится" / "не нравится" , во-первых.
  • Во-вторых, НЕКОТОРЫЕ человеческие предпочтения являются врожденными , а НЕКОТОРЫЕ из врожденных - эволюционно-полезны (есть и нейтральные, например). Это сказывается на особенностях восприятия.
  • В третьих, "чувство прекрасного" во многом - просто результат научения . А сама способность учиться предпочитать (воспринимать как "нравящееся" / "прекрасное") что-то одно (а другое, наоборот, отвергать как "не нравящееся" / "безобразное") - в целом эволюционно-полезно.
    Замените "чувство прекрасного" на более адекватное "нравится" . Какие-то объекты нравится видеть, какие-то звуки - слышать. Какие-то другие оставляют безразличным, третьи - отталкивают, пугают и т. д. На ощущения от обоняния, вкуса и осязания традиционное понятие "чувства прекрасного" не распространяется, но "нравится" и "не нравится" здесь тоже есть в той же мере.

Есть ли "эволюционный толк" в том, что нечто одно "нравится", а другое - наоборот? Да, конечно. Толк в том, чтоб делать (в среднем) нечто полезное и избегать делать (в среднем) нечто вредное. Например, определенные анатомические пропорции свидетельствуют (не гарантируют, но коррелируют) о хорошем мужском/женском здоровье и плодовитости. Симметрия лица и тела - это тоже о здоровье. Если не сиюминутном, то в прошлом (детство, эмбриональное развитие). Ну вот вам многие классические стандарты красоты в изобразительном искусстве и скульптуре. От искусства "эволюционного толка" нет, а от выбора здорового и плодовитого сексуального партнера - очень даже есть, А кого вы выберете в первую очередь? Того, кто "нравится"!

"Нравящееся " не обязательно побуждает к сближению, как в сексе, но всегда приковывает внимание . Людям нравится смотреть на представителей семейства кошачьих. Особенно - на крупных, но близко общаться с крупными не тянет обычно. Есть тут "эволюционный толк"? Да, это были наши злейшие враги. Особенно - африканский леопард, чье меню во многом состоит из живущих в саванне приматов (павианов, например). А в недалеком прошлом в его рацион входили и живущие в саванне гоминиды. Входили бы и сейчас, но у людей есть копья и ружья, их много и они мстительны. Раньше с ружьями и даже копьями было не столь хорошо.

Есть "эволюционный толк" пристально наблюдать из безопасного места за злейшим и опаснейшим врагом? Не давать ему уйти из виду, незаметно спрятавшись неподалеку? Подмечать повадки, способ охоты, сильные и слабые места? Есть, вернее был. А в наследство от беззащитного прошлого остались величественные кошачьи как символы правителей и/или как объект демонстрации превосходства великого царя даже над "самим" леопардом или львом. А также непропорционально большое присутствие крупных хищников в передачах о животных и крупных кошачьих - по сравнению с прочими крупными хищниками. Как прекрасен завораживающий образ природного врага, который когда-нибудь убъет и съест нас! Просто глаз не оторвать! ..

Итак, само существование системы "нравится" / "не нравится" имеет эволюционную подоплеку . НЕКОТОРЫЕ врожденные особенности этой системы - тоже. Но это не значит, что такую подоплеку имеет абсолютно все из области "чувства прекрасного". Человек - обучаемая тварь . Привитые с детства общественные стандарты и/или личные биографические события влияют на индивидуальное восприятие. Полезна такая обучаемость для выживания? Да, несомненно! Но это не значит, что все выученное непременно полезно и имеет собственный "эволюционный толк".

Что касается общественных стандартов, сравните классическую европейскую музыку, попсу, музыку Китая, арабского Востока, африканских племен... У каждой есть свои поклонники, обычно - просто привыкшие с детства. А мне, неспециалисту, общим кажется, разве что, наличие почти в любой музыке хоть какого-то ритма (повторяемости).Бог весть, какой биологический (эволюционный?) бэкграунд стоит за чувством ритма и его позитивным эстетическим восприятием, но это свойство всех культур и большинства людей. Остальные музыкальные пристрастия обусловленны культурно, а не эволюционно .

То же и с визуальным восприятием. Симметрия, узкие бедра и широкие плечи у мужчины, широкие бедра у женщины - это достаточно универсальная эстетика по физиологическим причинам. Позитивное восприятие "луноликой красавицы" (плоское лицо с глазами-щелками) - это уже местная культурная особенность (других красавиц в этой популяции сроду не было - вот и возлюбили то, что есть). Предпочтение крепких полных женщин или астеничных худышек - культурная особенность, связанная с условиями жизни популяции. Биологический оптимум - крепкая, широкобедрая и толстая (не тощая, хотя бы). Родит без кесарева, выносит и выкормит ребенка в голод. Отклонения от физиологического оптимума могут успешно культивироваться только в неестественных условиях . Астеничных красавиц могли позволить себе (не вымирая при этом) только аристократы, которым была гарантирована еда, а ребенку - кормилица из простолюдинок. Крестьяне не могли и их идеал женской красоты был примерно тем же, что у кроманьонцев каменного века (эволюционно обусловленным). Бедра - пошире и сиськи - побольше. Сейчас полно жратвы для всех, есть искуственное питание и современная медицина (тоже для всех) и общество начало позволять себе антиэволюционные "аристократические" стандарты красоты. Узкобедрых тощих манекенщиц, например.

Наконец, есть много чисто случайных предпочтений , не имеющих ничего общего (или противоположного) с эволюцией или условиями существования. Просто так случайно получилось, что у всех или многих людей есть какие-то врожденные предпочтения - эволюционно-нейтральные. А отдельный индивид может по более или менее случайным причинам иметь вообще какие угодно врожденные или приобретенные вкусы, не связанные ни с эволюцией, ни с обществом.

Спасибо, но всё-таки почему более умственно- одарённые люди (почти все)- считают прекрасным одно и тоже?- Закат, запах росы по утрам, запах скошенной травы, или та же классическая музыка? Стремление к красоте варьируется от интеллекта?

Ответить

более умственно- одарённые люди (почти все)- считают прекрасным одно и тоже

Вы считаете так, а мне ближе "на вкус и на цвет товарища нет". Буду очень удивлен, если "Черный квадрат" Малевича, поздний Пикассо или картины Шагала НА САМОМ ДЕЛЕ очень-очень нравятся большинству людей вообще, или большинству из вашей выборки. Поверю не раньше, чем это будет подтверждено не на словах, а объективными измерениями активности соответствующих регионов мозга и т. п.

"Умственно-одаренные" (а скорее уж просто лучше образованные) люди с большей вероятностью ВЫУЧИЛИСЬ считать красивым то, что принято считать в их среде. И даже если имеют иное мнение, могут скрывать его из конформизма, который им свойственен не меньше прочих. Или уже столько раз ходили на какой-нибудь балет и Пикассо, что что они им и впрямь начали нравиться. Повторение - мать (на)учения.

Всякие росы и травы... Ну, скошенная трава реально приятно пахнет. Тут какой-то биологический бэкграунд, видимо. Роса? Не припомню в своем окружении особых любителей росы, хотя любители произведений искуства попадались.

В любом случае, я являюсь исключением из вашего предполагаемого правила (в кавычках, или без) и, соответственно, ваш дополнительный вопрос надо адресовать кому-то другому. Моя "эстетическая" позиия изложена в другой теме:

Ответить

Ну Вы правы в какой-то степени... Дело в том, что в моей жизни попадались люди как раз таки попадающие под это правило. Когда несколько образованных людей приходят на луг- посмотреть на облака и поговорить о Достоевском. Пока им не помешает семья приехавшая на шашлыки, включающая попсу, разбрасывающая вокруг пластиковый мусор и смачно харкая каждый раз если у них во рту что-то застряло.

Естественно по нескольким частным примерам, нельзя судить об обществе в целом. Но когда я например, в 8 лет услышал классическую музыку- уже не мог себе представить ничего прекраснее. Раздобыв диск я после школы заслушивался чУдесными произведениями Баха, Моцарта и Дебюсси. В школе я никому не мог рассказать о своих пристрастиях в музыке- иначе бы меня выставили на посмешище, а дома, когда родители приходили с работы то и сами слушали попсу, а от моей музыки- у них болела голова.

Отправившись в первый раз на балет я также не остался равнодушным и он меня впечатлил гораздо сильнее, чем дискотеки под грохочущую музыку или разговоры под матюки на лавочке у подъезда.Если бы позволяли финансы и время- ходил бы на оперу, концерты симфонической музыки и в театр хоть каждую неделю. Я знаю ещё несколько похожих случаев, когда люди влюблялись в принятое в обществе понятие "прекрасное"- не знаю навязали ли им такой стереотип что если ты умный- то должен любить классической искусство. А они его любят- хоть они и люди разных профессий- программист, доцент- стажёр преподаватель в университете и любитель- астроном.

О вкусах не спорят- это правда, да и любители искусства в жизни не обязательно являются "ангелами"- но всё же хочется верить что "прекрасное" делает нас в какой-то мере лучше. Спасибо.

Ответить

Ещё 3 комментария

Скажем так, есть "общепринятое" и хайп, выдаваемый за "общепринятое". И есть люди, научившиеся любить общепринчтое. Или имитирующие такую любовь.

Есть люди, которым не нравится или безразлично многое из "общепринятого", не скрывающие свое мнение и не чувствующие в этой связи какой-либо ущербности или неполноценности. Например, я:-)

Есть люди, которым БЕЗ НАУЧЕНИЯ ("навскидку") нравится многое из "общепринятого". Особенно, из классики, да. В моей жизни было два таких человека и я не имею оснований сомневаться в их вкусах. (Кстати, кое-что нравится и мне, но этого "кое-чего" намного меньше, а "нравится" намного слабее.) Вы, по вашим словам, относитесь к этой категории. Ну и прекрасно - наслаждайтесь тем, что вам нравится.

Только не надо приплетать сюда уровень умственного развития. Коровам тоже нравится классическая музыка - даже удойность растет.

Ответить

Увлекаться классикой- общепринято? Скорее тебя загнобят и засмеют. Типа: Вот он какой выпендрёжник! Давай я его игнорить и в грзь макать- На, тебе! Лох, ушастый- иди увлекайся своей Хультурой- а мы рэпчика послушаем, версусы всякие, курнём в подъезде, пообсуждаем какая Наташка "нехорошая"- то с одним, то с другим. Попса- это общепринятое, тренды Ютуба (100500, посылки из Китая, как я без чужой помощи заработала, кэшбеки, треш)- вот это всё интересно основной массе, а не элитарное искусство.

Даже название: "элитарное"- значит не для всех. А только для прослойки общества которое это нравится. И возникает один вопрос: не появилась ли ассоциация, что умный человек должен проводить время в искусстве, поскольку этим раньше образованные люди и отличались?

Инструкция

Весь процесс формирования чувства прекрасного можно условно разделить на 4 этапа. Это накопление впечатлений, чувственно-эмоционального опыта, знаний и формирование оценки. Конечно, в реальности эти этапы не следуют строго один за другим, они дополняют друг друга. Наличие каждого из них необходимо для того, чтобы человек научился видеть и ценить прекрасное.

Прежде всего вам нужно накопить эстетический опыт. Читайте художественную литературу, смотрите кино, ходите на концерты, выставки и в музеи, интересуйтесь памятниками культуры и т.д. Далеко не все произведения искусства являются воплощением прекрасного. Они могут отражать другие категории эстетики – безобразное, возвышенное, низменное, трагическое и комическое. Восприятие всех категорий в комплексе поможет вам почувствовать красоту в сравнении с другими сторонами жизни. К тому же только «попробовав на вкус» и ужасное, и прекрасное, вы научитесь отличать одно от другого.

Подобная «база» прочитанного, прослушанного и увиденного должна дополняться чувственно-эмоциональным опытом. На начальном этапе вам не обязательно анализировать прекрасное. Но и краткого «нравится/не нравится» уже не достаточно. Попробуйте сосредоточиться на своих впечатлениях, разобраться в них. После встречи с прекрасным запишите свои впечатления, уточняя, какие именно оттенки эмоций вы испытали и в связи с чем. Это относится не только к произведениям искусства. Прекрасное может проявляться во всех сферах жизни человека, относиться к материальной и нематериальной стороне бытия. Внимательно прислушиваясь к своим чувствам, вы постепенно привыкнете более чутко воспринимать действительность, а значит, будете готовы к встрече с прекрасным.

Чтобы перейти от эмоционального восприятия к аргументированным оценкам, изучайте теорию. Для начала будет достаточно самых простых учебников, посвященных истории искусств. Вы сможете узнать базовую информацию обо всех эпохах, направлениях, стилях. Старайтесь придерживаться хронологического порядка, читая теорию и дополняя ее изучением конкретных примеров. Когда основы будут освоены, можно будет углубленно изучить отдельные темы, которые показались наиболее интересными.

По мере накопления такого багажа можно переходить к его анализу. Сориентироваться вам помогут профессиональные критики. Их рецензии можно найти в специализированных журналах, в радио- и телепередачах. Старайтесь сопоставлять различные точки зрения, соглашаться и спорить с ними. В результате у вас будет вырабатываться своя точка зрения. На следующем этапе попробуйте не читать критику на свежее произведение искусства, а прежде самостоятельно отметить его плюсы и минусы. Затем сравните свое мнение с экспертными оценками.

В каждом ребенке живет творец! Развивайте и поддерживайте в малыше чувство прекрасного. Уделите особое внимание творческой деятельности вашего крохи. Рисуйте кистью и пальчиками, делайте аппликации, лепите из теста, танцуйте , слушайте музыку , пойте детские песенки и колыбельные на ночь, читайте стихи и любимые сказки.

МАЛЕНЬКИЕ ЭСТЕТЫ

Интересно, когда в детях зарождается чувство прекрасного? Двухлетний или трехлетний малыш вряд ли восхищенно будет созерцать шедевры живописи в Эрмитаже. Эстетическое чувство в человеке не рождается вместе с ним, оно не является инстинктивным. Чувство прекрасного воспитывается и взращивается средой, в которой растет малыш. Начинать, как всегда, нужно с самого раннего возраста.

ПРОСТО ПОСМОТРИ. Вам не обязательно быть искусствоведом, литератором, вдохновленным коллекционером бабочек или орденов, чтобы что-то «передать» и «привить» вашему крохе. Когда вы выходите на улицу, перед вами открывается город. Что это? Бесконечно унылый урбанистический пейзаж, мусор и пыль или архитектурные сооружения, достойные внимания, мосты и лестницы, скамейки в парках, украшенные витрины магазинов? Все зависит от вашего фокуса внимания. Приучайте малыша выбирать нужный фокус: прежде всего, видеть красивое, а не уродливое. Обращайте его внимание на архитектурные детали, цветовую гамму, скульптуры и фонтаны. Не факт, что ваш кроха станет скульптором или живописцем. Важно, что он научится жить с позитивным настроем. Ведь от самой жизни (не только от спектакля или художественной выставки) можно получать эстетическое наслаждение.

ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И КО ВСЕМУ ЖИВОМУ. Больше всего душа ребенка откликается на природу. Старайтесь как можно чаще бывать в лесу, слушать пение птиц, плескаться в реке, наблюдать за букашками в траве, нюхать цветы и смотреть, как ветер раскачивает верхушки сосен. Природе ничего от нас не надо. Она только отдает. Мы сами знаем, как лечит уставшую душу и тело пространство, где нет машин, высотных домов и массового скопления людей. Дети близки к природе, даже городские. Попробуйте малыша вывезти в деревню или на дачу. Первым делом он начнет копаться в земле. Позвольте ему такую роскошь!

ОКРУЖАЙТЕ СЕБЯ КРАСИВЫМИ ВЕЩАМИ . Уже с грудничкового возраста, когда у малыша формируется зрение, он цепляется взглядом за привлекательные предметы. Сделайте свой быт ярким. Хорошо, если вас окружают вещи, сделанные собственными руками: вышитая картина, связанный для крохи свитер, панно на стене. Подобные вещи всегда «живые», в них есть частичка нашей души, и она обязательно перейдет к нашим детям. Малыша не надо ничему специально учить, он все увидит сам. Главное, чтобы было что показывать. Мы сейчас не говорим о красоте-комфорте и красоте-престиже. Красота далеко не всегда и не обязательно должна стоить дорого. В некотором смысле старые игрушки нашего детства, которые переходят в наследство детям, — бесценные сокровища нашей биографии, наши живые эмоции (не в прошлом, а в настоящем). Их не заменит даже оригинал Пикассо.

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСА И УДОВОЛЬСТВИЯ . С чего начинается эстетическое чувство? С восхищения, с интереса. Если восхищаемся мы, искренне и от души, наш ребенок тоже не останется равнодушным к окружающему миру. Психологи отмечают, что современное поколение детей имеет большой объем памяти, но слабо развитую эмоциональную сферу. Этому они учатся отчасти у нас, взрослых, которым некогда поднять голову и взглянуть на звезды. Красота, которая всегда рядом, остается незамеченной. Человек, утративший связь с красотой, теряется в житейском пространстве, его поглощает быт и заботы. Перед родителями стоит непростая задача — не потеряться самим и не ввести в заблуждение собственных детей. В принципе у всех детей есть природный дар — любопытство к миру. Мы можем всего лишь расставить акценты: «Видишь вот это. А вот это?» Учите вашего кроху удивляться и получать удовольствие от всего, с чем он соприкасается в жизни.

Чувство меры

Известный детский педагог и психолог К. Д. Ушинский сказал: «От повторения чувство слабеет, и от повторения чувство усиливается... чувство, долго не вызываемое, замирает; чувство, часто вызываемое, притупляется». Он указал на невероятно тонкую грань.