Данная латиноамериканская страна обладает особенной системой образования, которая отличается и от европейской, и от российской. Официальный цикл обучения можно условно разделить на пять составляющих:

  • дошкольное образование,
  • начальное основное образование, длится 8 лет,
  • среднее образование, срок обучения составляет 3 года,
  • высшее образование, чтобы получить которое, необходимо учиться четыре-шесть лет,
  • дополнительное образование (аналог докторантуры и магистратуры).

Обучение: контроль государства

На законодательном уровне обучение в Бразилии регулируется и контролируется согласно десяти статьям Конституции страны, в которой системе образования посвящена отдельная часть. Самым главным государственным официальным документом, который касается обучения, является закон от 20.12.96 г., его часто называют законом Дарси Рибейро, в честь выдающегося педагога страны.

Система образования в Бразилии включает в себя государственные и частные учреждения. Государство занимается финансированием федерального обучения, которое включает в себя дошкольное, начальное и среднее образование.

Федеральная система высшего образования включает в себя:

  • университеты,
  • промышленные техникумы,
  • сельскохозяйственные училища,
  • центры среднего технического образования.

Кроме того, власти ответственны за национальную программу, целью которой является поддержка кадров высшей квалификации. Строгий контроль на каждом этапе осуществляется Министерством образования.

Школьная учеба

Дошкольное образование в латиноамериканской стране не является обязательным. Детский сад может посещать любой ребенок при желании родителей в возрасте до семи лет.

В соответствии с Конституцией Бразилии основное или начальное образование является обязательным и за него не берется плата с родителей или попечителей. За четкое выполнение двух этих важных пунктов несут ответственность не только отцы и матери, но и государственные инстанции на уровне административно-территориальных единиц, федеральных округов, правительства и городских властей.

Если школа является частной и за обучение в учреждении необходимо платить, то в особых случаях финансовую помощь оказывают государственные органы. Известны прецеденты в судебной практике, когда семьи, относящиеся к бедным слоям, не имели возможности определить детей в платное заведение. Тогда по решению суда, власти штатов должны были взять на себя все расходы на обучение в частной школе.

Достаточно серьезной трудностью обучения в государстве является плохая посещаемость детей школьных учреждений. Они перестают ходить на занятия, так как их родители не имеют возможности контролировать своих чад в достаточной стпени. Также проблема актуальна для бедных семей, когда отсутствуют средства для приобретения необходимых учебно-практических материалов или родители отправляют своих детей зарабатывать деньги, то есть работать, а не учиться.

Несмотря на то, что на законодательном уровне детский труд запрещен и лицам до 16 лет запрещается вести трудовую деятельность, подростки все равно работают и на их деятельность большой спрос.

Для стабилизации ситуации были рассмотрены и приняты две специализированные программы, благодаря действию которых за последние шесть лет посещаемость в школах стала выше и учеба в Бразилии для детей получила более высоки приоритет:

  1. BolsaEscola обязывает родителей посылать ребенка в школьные учреждения и в следить за его самочувствием и состоянием здоровья. Если эти условия выполняются, то государство поощряет матерей и отцов пособием.
  2. FUNGEF - эта программа рассчитана на контроль со стороны муниципалитета. Он получает финансовые средства, их сумма напрямую зависит от количества зарегистрированных девочек и мальчиков.

Большая часть всех учебных заведений финансируется городскими властями или штатом Бразилии. Они обязаны использовать ¼ своего бюджета на обучение. Такое условие провоцирует возникновение большой проблемы, так как штаты более развитые имеют намного больше средств для оптимального финансирования в систему. В населенных пунктах, которые принадлежат им, уровень заработный платы персоналу выше и поэтому там работают компетентные и опытные преподаватели. В населенных пунктах, принадлежащих штатам с небольшим бюджетом, качество обучения достаточно низкое.

В последнее время в стране стали пользоваться растущим спросом услуги частных школ. В большинстве случаев сумма, которую необходимо отдать за учебу, достаточно высокая: от 50 бразильских реалов в малых и до 550 бразильских реалов в больших городах, например, в столице Бразилии.

Латиноамериканская страна активно участвует в программе «ПК каждому ребенку». Согласно которой детям, проживающим на территории стран третьего мира, предоставляются недорогие компьютеры. Стоит отметить, что эта программа действует и развивается очень медленными темпами.

Система среднего образования

Среднее образование в южноамериканском государстве не является обязательным. Чтобы получить его, ребенку необходимо учиться всего три года. Большая часть средних школьных заведений финансируется из бюджета штатов или населенных пунктов. Уровень и качество получаемого детьми образования практически полностью зависит от финансовых возможностей местных государственных органов. Система среднего образования в Бразилии не является слишком развитой.

Большая часть учебных заведений не в состоянии обеспечить необходимый процесс обучения на должном качественном уровне. В Бразилии есть такая разновидность учреждений, как технические школы. Они помогают дать профессиональные знания на хорошем уровне, а не только ознакомить детей с общеобразовательными предметами.

Государственные органы финансируют некоторые технические школы, считающиеся лучшими на территории Бразилии.

Популярными считаются учебные заведения, которые поддерживает:

  1. SENAI (Национальное Обслуживание для Производственного обучения) . Данная организация обеспечивает формальное получение знаний специализированными рабочими в промышленной, строительной и химической сферах.
  2. SESI (Бразильское Социальное обеспечение для Промышленности) является частной некоммерческой организацией . Предоставляет помощь ряду технических школ.

Такие учебные заведения получают хорошее финансирование от отраслей промышленности Бразилии и процесс обучения происходит по определенной программе, которая соответствует кадровым потребностям этой отрасли.

Подготовка к поступлению в вуз и частные уроки

Очень часто специалисты среднего уровня с дипломом не обладают технической специальностью. Многие молодые люди хотят поступить в высшие учебные заведения страны. Для достижения этой цели, необходимо пройти собеседование и сдать экзамены, которые также проходят в форме собеседования.

Многие абитуриенты, чтобы хорошенько подготовиться к предстоящим экзаменам, посещают индивидуальные занятия после успешного завершения средней школы. Частные уроки преподаются в неофициальных заведениях, поэтому обучение там не гарантирует поступление в университет и человеку может не выдаваться какой-либо официальный документ, как после завершения специализированных курсов.

В системе образования Бразилии уроки, занятия и курсы частного характера занимают серьезное место. Они широко распространены и в небольших, и в крупных городах страны. Частные уроки предлагают получить знания по самым разным дисциплинам, включая иностранные зыки, искусство и многое другое. Стоимость такого обучения зависит от многих показателей: города и места расположения, длительности курса, количества изучаемых дисциплин, репутации заведения.

Стоимость обучения на подготовительных курсах в простом учреждении часто не превышает ста бразильских реалов (26 американских долларов), но учеба в элитных школах, например, DanteAlirhieri, может обойтись вам и в несколько тысяч реалов.

Система высшего образования в Бразилии

Высшее образование в Бразилии, как и во многих государствах мира, не является обязательным, но наличие диплома открывает перед человеком больше перспектив для дальнейшего успешного трудоустройства. Очень много денежных средств из федерального бюджета направлено на интенсивное развитие высшего образования.

На территории Бразилии находится много государственных и частных колледжей и университетов. Высшие учебные заведения, находящиеся под непосредственным контролем государственных властей, можно разделить на два типа:

  1. Вузы, которые получают финансирование от муниципалитета или штата.
  2. Заведения, которые получают необходимую финансовую поддержку от правительства федеративной республики.

Обучение в таких вузах бесплатное, но иногородние студенты должны платить за жилье, так как оно не предусмотрено, обучающиеся должны самостоятельно закупать учебный материал и другие, необходимые для обучения, предметы. Питание, как правило, в бразильских вузах предоставляется бесплатно.

Преимущества государственных университетов

Государственные вузы Бразилии предоставляют более качественные услуги, нежели частные организации. Это связано с хорошим финансированием из федерального бюджета. Особой популярностью в таких учебных заведениях пользуются медицинские и инженерные специальности.

В большинстве частных университетов страны абитуриенту предлагается освоить специальности с гуманитарным уклоном, а также бухгалтерский учет и юриспруденцию. Как в государственных, так и в частных университетах отсутствует ограничения по набору абитуриентов, то есть, нет конкурса на популярные специальности, как в некоторых вузах России.

В государственных университетах Бразилии оценивают только уровень знаний и интеллекта будущих студентов. А вот в некоторых частных заведениях учитывают спортивные достижения и другие элементы успеваемости.

Правительство Бразилии стремится развить и усовершенствовать систему высшего образования, поэтому проводятся постоянные изменения и поправки.

Дополнительное образование

Такой вид бразильского образования можно получить в государственных ВУЗах. Речь идет о получении степени доктора или магистра. В некоторых случаях такое обучение является платным. Следует отметить, что в привычном для россиян понимании, магистратура и докторантура отсутствуют, но есть аналоги этих степеней. У вузов практически свободный набор студентов. Основными требованиями, во многих случаях является предоставление плана будущей научной работы и наличие рекомендательных писем.

Самые популярные университеты Бразилии:

  • государственный университет Сан-Паулу,
  • федеральный ВУЗ Минас-Жерайс,
  • большое количество специальностей предлагает самый старый университет страны, расположенный в столице,
  • высшее учебное заведение в Рио-Гранде-ду-Сул,
  • Кампинасский университет.

Основные отличия между российской и бразильской системами образования:

  1. Начальное образование в России подразумевает изучение литературы, русского языка, ИЗО, математики и других основных предметов, то есть предполагает обучение ребенка с первого по третий класс, а среднее образование - с пятого по девятый или 11 класс. В Бразилии основному образованию ребенок посвящает восемь лет, а среднее образование является необязательным и составляет три года;
  2. В Российской федерации выстроена четкая иерархия процесса всего обучения: дошкольное, начальное, среднее т.д., в Бразилии она размыта.
  3. В Бразилии отсутствуют градации «бакалавр» и «магистр», есть одна степень, объединяющая оба эти уровня.
  4. В университетах РФ предлагается намного больше специальностей, чем в вузах латиноамериканского государства.
  5. Уровень качества образования в РФ выше, в целом пока еще выше, чем в Бразилии. Во многом это связано с тем, что в России история образовательной системы насчитывает не одну сотню лет.
  6. В Бразилии, вместо диплома о высшем образовании для поступления на определенную работу, достаточно закончить курсы, уровень подготовки на которых соответствует обучению в российских техникумах.

Такова картина государственного школьного образования в Бразилии, складывающаяся в соответствии с результатами единого экзамена (Prova Brasil), где оценивается уровень знаний школьников, получивших базовое (среднее) образование.

Более 65% пятиклассников государственных школ Бразилии не умеют различать квадрат, треугольник и круг. Около 60% не способны выделить определенную информацию в художественном или публицистическом тексте. Среди старшеклассников: в 9-м классе около 90% учащихся не научились переводить указанную длину из метров в сантиметры, а 88% не могут назвать основную идею статьи или стихотворения. Вот лишь некоторые из минимальных навыков, которыми, как предполагается, должны обладать школьники на указанных этапах обучения, и которые наши учащиеся не демонстрируют. Это показывают результаты последнего единого экзамена, обнародованные федеральным правительством в конце ноября. Каждые два года по итогам Prova Brasil оцениваются успехи пяти- и девятиклассников в освоении португальского языка и математики. Тест используется для того, чтобы определить основной показатель качества образования в стране — Индекс развития базового образования (Ideb).

Однако результаты выявляют нечто еще более опасное, чем низкий уровень знаний: неравенство. В то время как в некоторых южных штатах, таких как Сан-Паулу и Санта-Катарина, половина учащихся демонстрирует вполне сбалансированные результаты по португальскому языку, в таких штатах, как Алагоас и Мараньян, аналогичный показатель не дотягивает до 20%. «Если исходить из того, что образование является неотъемлемым правом каждого, то выходит, те школьники, которые не получают образования на должном уровне, этого права лишены», — говорит Эрнешто Мартиньш Фариа, координатор проектов фонда Леманн, некоммерческой организации, направляющей свои усилия на улучшение качества образования.

Сокращение неравенства в обучении является еще нерешенной задачей даже для тех штатов, которым удалось набрать минимальное значение индекса качества, установленного Министерством образования. В 2013 году только четыре штата смогли достичь минимальных показателей Ideb, среди них Гояс. Но если взглянуть на уровень знаний школьников в этом штате, выявленный на основании единого экзамена, мы обнаружим, что только 24% учащихся показывают адекватные данному этапу обучения знания по португальскому языку, и только 41% учащихся — по математике (среди пятиклассников). Гояс набрал индекс 5,5, выше минимального 4,9 (Ideb 6 считается показателем хорошего качества). Это объясняется тем, что Ideb рассчитывается не только на основе качества полученных знаний. Его показатель также зависит от процента успешно сдавших экзамены.

В целом, в период с 2011 по 2013 год процентная доля бразильских школьников с адекватным уровнем знаний по португальскому языку возросла, а по математике значительно сократилась, особенно среди девятиклассников. Если смотреть по штатам, то в большинстве из них процент учащихся с должным уровнем знаний остается неизменным с 2011 года. Неравенство между теми, кто дотягивает до минимума и нет, тоже остается стабильным. Что делать, чтобы уменьшить этот показатель?

«В Бразилии неравенство связано с инфраструктурой школ», — объясняет Даниэл Кара (Daniel Cara), генеральный координатор Национальной кампании за право на образование. «В больших городах, где школы располагают соответствующим оборудованием, лабораториями, библиотеками и преподавателями с более высоким уровнем подготовки, обучение является более эффективным», — говорит он. В дополнение к инвестициям в инфраструктуру и учителей еще одна необходимая мера заключается в принятии единой национальной учебной программы, где будет указан тот объем знаний, которым каждый учащийся должен обладать на определенном этапе школьного обучения.

В отличие от многих стран у Бразилии нет национальной учебной программы. Некоторые штаты и крупные города разработали собственные учебные программы. Но у большинства штатов их нет — хотя все они на равных правах принимают участие в едином экзамене, проводимом федеральным правительством. Вопросы стандартизированы, но сам изучаемый материал — нет. Абсолютно нелогично. Кроме того, правительством не обозначены критерии для определения адекватности полученных знаний на каждом этапе. Критерии, используемые в диаграммах в данной статье, принадлежат движению «Все за образование», неправительственной организации, которая следит за качеством национального образования. Министерство образования (MEC) только в этом году приступило к обсуждению базы общей учебной программы. Разработка ее входит в План по национальному образованию, одобренный в июне, закон, устанавливающий цели для достижения более качественных результатов в данной области.

Отсутствие критериев обучения рождает еще один вопрос относительно единого экзамена и Ideb: до какой степени этот вид оценки, называемый стандартизированным, может быть единственным показателем качества для правительства (в разработке государственной политики) и для школ (которые должны знать, что им следует улучшить)?

Созданный в 2007 году Ideb является одним из крупных достижений государственной образовательной политики в Бразилии. Хорошие системы образования, за редким исключением, используют этот тип оценки для измерения качества обучения. Но его может быть недостаточно. «Этот тип тестирования ничего не оценивает, только измеряет», — говорит Осимар Алаварсе (Ocimar Alavarse), специалист по оценке обучения педагогического факультета Университета Сан-Паулу (USP). Результаты единого экзамена отражают реальное состояния дел, но не говорят нам о том, хорошо это образование или плохо. «Один лишь Ideb или единый экзамен не дают нам достаточно сведений для того, чтобы оспаривать государственную политику», — считает Кара.

Стандартизированная оценка должна быть дополнена конкретными данными — о каждом образовательном учреждении в отдельности. План национального образования предусматривает анализ факторов, определяющих эффективность каждой школы, такие как образование учителей, расположение школы, профиль учащихся и участие местного сообщества. «Эти условия способны изменить не только уровень знаний студентов, но в конечном счете влияют на качество образования в целом», — говорит Кара.

С тех пор как более 25 лет назад образование стало правом, гарантированным Конституцией, робкие успехи в бразильской системе образования были достигнуты благодаря двум основным политическим шагам со стороны государства: универсализации начального образования, обеспечившей каждого ребенка школьным образованием, и системе оценки обучения. Отныне, чтобы выйти на новый уровень качества образования, страна нуждается в более совершенных инструментах, нежели только предоставление рабочих мест и проведение стандартизированного теста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Образование в Бразилии

Полный образовательный цикл в этом государстве включает: 8 лет начального (основного) образования; три года среднего образования; высшее образование - от четырех до шести лет; обязательное или по желанию дополнительное образование. образование муниципалитет абитуриент

Дошкольное образование в Бразилии является не обязательным.

Основными законодательными актами, которые регулируют вопросы в сфере образования, являются Конституция Бразилии и Закон Руководящих принципов и образований, изданный в 1996 году.

В соответствии с Конституцией Бразилии начальное (основное) образование - бесплатное и обязательное. За исполнение этих условий отвечают не только родители детей, но и само государство. Бывали такие случаи, когда бразильскому суду приходилось исправлять ситуации, когда семьи из бедных слоев населения не могли устроить в школу детей. В подобных случаях суд принимал решение, что штат должен взять на себя обязательства по оплате обучения таких детей в частных школах.

Наиболее частая и серьезная проблема в школах Бразилии - когда дети перестают посещать школу, потому что за ними не следят их родители. Также такая проблема возникает из-за того что бедные родители не имеют средств для подготовки и отправки детей в школу либо они считают правильным отправлять детей на работу, а не в школу.

В этом государстве широко используется детский труд, несмотря на то, что детям моложе 16 лет запрещается работать, и в тоже время начальное образование - обязательное. А причина этого очень простая - родителям необходимо, чтобы их дети работали и зарабатывали деньги.

За последние 5 лет ситуация в стране улучшилась благодаря 2-м специализированным программам:

· BolsaEscola - по этой программе родители отправляют своих детей в школу и в обязательном порядке следят за их здоровьем. И за это государство выплачивает им небольшое пособие;

· FUNGEF - по этой программе муниципалитет получает денежные средства, сумма которых зависит от числа зарегистрированных детей.

Большая часть начальных школ финансируется или штатом или муниципалитетом. И муниципалитет, и штат должны расходовать на образование минимум 25% своего бюджета. Из-за этого возникает проблема - богатые штаты и города имеют больше средств для финансирования средств в сферу образования, а, следовательно, в таких городах уровень заработной платы выше и в школах работают более квалифицированные учителя. В бедных городах качество образования оставляет желать лучшего.

В этой стране большой популярностью пользуются частные школы. Однако они являются платными и дорогостоящими, из-за чего бедные семьи не могут позволить себе отдавать детей в такие школы. Стоимость обучения в таких школах колеблется от 50 долларов (в маленьких городах) до 500 долларов (в крупных городах).

Среднее образование в Бразилии не является обязательным. Занимает оно всего три года. Основная часть средних школ финансируется штатом и муниципалитетом. Из-за этого качество образования в таких школах зависит от финансовых возможностей властей. Большая часть бразильских школ не обеспечивает получение образования на профессиональном уровне. Однако есть школы, которые называют техническими школами. Они вместе с общеобразовательными навыками дают и профессиональные. Несмотря на то, что среднее образование не обязательно, федеральное правительство финансирует сеть технических школ, которые являются лучшими в стране. Кроме того, очень популярными считаются технические школы, которые поддерживаются SENAI и SESI: такие организации финансируются за счет промышленных отраслей и обучение происходит по программе таких отраслей.

Однако зачастую дипломированные специалисты среднего уровня не имеют технической специальности. Для получения диплома большинство жителей Бразилии стремятся поступить в вуз. Для этого необходимо пройти собеседование и при необходимости сдать специальные экзамены, которые проходят в форме собеседования.

Для того чтобы подготовиться к экзаменам, большинство абитуриентов берут частные уроки после окончания средней школы. Такие уроки предоставляют неофициальные учреждения, то есть посещающим не гарантируется получение диплома после завершения курсов и поступление в вуз. Частные курсы занимают важное место в сфере бразильского образования. Они распространены практически во всех больших и средних городах страны. Помимо обычных предметов на частных уроках предлагаются дополнительные, например, различные языки, спортивные состязания, искусство. Стоимость таких уроков может быть очень высокой. Это зависит от репутации учреждения.

Высшее образование в Бразилии тоже не является обязательным. Но большая часть федеральных инвестиций направлены на его развитие.

В стране есть и общественные и частные колледжи и университеты. Общественные вузы делятся на вузы, поддерживаемые муниципалитетами, штатом и федеральным правительством. Обучение в общественных высших учебных заведениях бесплатное, студентам из других городов жилье практически не предоставляется, учебный материал не предоставляется, но питание обычно субсидируется.

Общественные университеты зачастую лучше частных из-за федерального финансирования. В таких вузах в основном предлагаются специальности в сфере инженерии и медицины. А в большинстве частных вузов предлагаются гуманитарные специальности, такие как учет, юриспруденция, администрирование.

У вузов Бразилии, и общественных и частных, существует относительная свобода набора абитуриентов. Основной способ отбора студентов - вербальный процесс, то есть собеседование. Однако некоторые вузы используют результаты тестирования, которые проводятся в средних школах.

Несколько лет назад в сфере образования были внесены некоторые изменения. Например, в Федеральном университете в Рио-Де-Жанейро были выделены места для бедных людей, а в Университете Бразилиа выделено несколько мест для мулатов и черных.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность экопедагогического образования и его значение для жизни человека и формирования экологической культуры. Организация эксперимента по экопедагогическому образованию студентов факультета начальных классов, используемые педагогические технологии.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2018

    Характеристика основных педагогических категорий. Развитие человека как процесс становления личности под влиянием социальных и природных факторов. Сущность воспитания и обучения. Образование как процесс педагогически организованной социализации.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Статус Канады как страны иммигрантов. Условия получения образования. Обучение для иностранных студентов. Система дошкольного воспитания детей, ее структура. Классификация канадских школ. Специальное (инклюзивное) образование. Процесс среднего образования.

    реферат , добавлен 16.05.2016

    Эволюция системы образования на Северном Кавказе в 1860-1934 гг.: создание сети начальных школ с изучением родного и русского языков; профессиональное образование, открытие женских учебных заведений. Современный образовательный процесс в регионе.

    реферат , добавлен 20.06.2011

    Особенности высшего образования в XXI в. Мобильность студентов, преподавателей, исследователей. Характерные особенности Европейской кредитно-трансфертной системы накопления – ECTS. Системы студенческого самоуправления в университетах Европы, других стран.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2010

    Структура, принципы, движущие силы и функции педагогического процесса. Требования к педагогу. Образование как социокультурный феномен. Педагогический процесс как взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Болонский процесс как пример глобализации образования. Болонская декларация, ее цель и основные положения. Характеристика влияния глобализации на образование в современном мире. Анализ проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2013

    Понятие образования как целенаправленного процесса и результата усвоения человеком систематизированных знаний и навыков. Образование как необходимый фактор развития отдельных общественных сфер (экономики, политики, культуры) и педагогический процесс.

    реферат , добавлен 26.06.2015

    Биологические, социальные и педагогические факторы развития личности, неразрывно связанные с природой, современным прогрессом и общественной жизнью. Процесс развития личности, подчиненный психологическим закономерностям, его этапы. Функция воспитания.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2015

    Совокупность творческих способностей, от которых зависит готовность развития личности. Коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие творческих способностей детей. Проектная деятельность на уроках трудового обучения.

В преддверии нового учебного года «Известия» изучили системы образования в Европе, США и Азии, сравнив их по ряду параметров - от длительности обучения до предметов, которые входят в программу.

Где летние каникулы длятся не больше 10 дней, зачем учеников в Италии заставляют менять школы и чем отличается престижное британское образование - в специальном материале к 1 сентября.

Европа

Фото: Global Look Press/ZB/Patrick Pleul

Возраст

В большинстве случаев дети здесь идут в школу раньше, чем в России: европейским первоклашкам обычно по шесть лет. В Италии родители могут сами решать, когда отправить ребенка в школу - учителя по закону обязаны принимать даже пятилетних.

График занятий

Школьники в Европе учатся дольше, чем в России: иногда они остаются в школе по восемь часов. Однако это время включает в себя часовой перерыв на обед, прогулки на улице, экскурсии, игры, занятия спортом. Кроме того, им не дают на дом объемных заданий.

Предметы

Чаще всего более сложные предметы - например, математика или родной язык - ставятся в расписании на первую половину дня, особенно в младших классах. Стандартный набор - математика, языки, точные науки, история и обществознание - присутствует везде, однако акценты расставляются по-разному. Например, в Италии считается, что литература - слишком сложный предмет для 13–14-летних учеников, поэтому в программе ей отведено совсем немного часов.

Начало года

В большинстве стран Европы учебный год начинается в начале осени, а точная дата может меняться в зависимости от особенностей региона - в жаркой местности, например, ученикам могут дать лишнюю неделю отдыха осенью, чтобы они наверстали ее зимой.

Фото: Global Look Press/Matarazzo/Fotogramma/Ropi

Система оценок

По всей Европе система оценок отличается, но везде шкала насчитывает больше российских пяти баллов. Во Франции работу учеников оценивают по 20-балльной системе. В Италии - по 10-балльной, когда речь идет о каждом отдельном предмете. На выпускных экзаменах вводится 100-балльная система, причем ученику также начисляются баллы за дополнительную активность: спортивные успехи, выступления на конкурсах. Поэтому отличник, активно занимавшийся спортом или другими внеклассовыми занятиями, может в итоге получить отметку 110 баллов. Ближе всего к российской системе Германия - там ученик может получить от 1 до 6 баллов.

Справка Известий

В большинстве европейских стран школьники учатся 13 лет, при этом обязательное образование рассчитано на 10 лет - дальше следует колледж или целенаправленная подготовка к поступлению в университет.

Так, например, работает система в Италии или Франции: в начальную школу дети идут в раннем возрасте - в пять или шесть лет. Затем следует средняя школа, причем чаще всего переход сопровождается сменой класса. В Италии это вообще обязательное условие - начальные школы там никак не связаны со средними, и дети, отучившись в младших классах, меняют учебное заведение. Считается, что таким образом они учатся лучше адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам.

После окончания средней школы в Италии и Франции желающие могут поступить в лицей, но с этого момента обучение становится платным. Выбор лицея - творческого, гуманитарного, естественно-научного или с акцентом на профессиональное образование - зависит от планов ученика на будущее. В Италии определятся с планами на будущее подростку приходится в 14–15 лет.

В Германии школьное образование длится столько же, сколько во Франции и Италии, но разделение здесь происходит даже раньше. После окончания начальной школы менее расположенные к учебе дети направляются на пятилетнее обучение - после этого они могут получить профессиональные специальности, не требующие высокой квалификации. Более способные ученики проходят шестилетний курс в реальной гимназии, после которого могут дополнительно закончить 11-й и 12-й классы гимназии. 13-й класс считается очень сложным и нужен лишь тем, кто планирует поступать в университет.

Великобритания

Возраст

Британские дети начинают учиться в пять лет, однако это подготовительная школа, где основное внимание уделяется играм и социализации. В самой начальной школе (primary school) в программе появляются основные предметы. Упор в это время делается на проектную работу, чтобы помочь детям сдружиться.

График занятий

Время, которое ученик проводит в школе, может меняться в зависимости от учебного заведения - это также зависит от того, учится ли он в пансионе или в обычной школе, а также является ли она частной (что в Великобритании очень распространено) или государственной. Уроки начинаются в 8:30 или 9 часов, предусмотрен часовой перерыв на обед. А после занятий в большинстве случаев детей ждут внеклассные занятия - например, спорт или работа над совместными проектами.

Начало учебного года

Обычно ученики идут в школу в начале осени, но дата может варьироваться в зависимости от учебного заведения - иногда, например, уроки начинаются еще до 1 сентября. Делится школьный год на три семестра - летом школьники отдыхают шесть недель, зимой и весной - по 2–3 недели.

Предметы

Основные предметы - математика, естествознание, спорт, язык, - появляются в программе еще в начальной школе. В качестве второго языка в Великобритании чаще всего выбирают французский. Ближе к старшим классам ученики получают возможность выбрать часть предметов в зависимости от своих планов на будущее и таким образом составить себе индивидуальное расписание - в результате состав класса часто меняется от занятия к занятию.

Система оценок

Оценки в Великобритании ставятся по 100-балльной шкале. При этом существует специальная классификация, которая позволяет соотнести полученное количество баллов с уровнем ученика. К отечественной пятерке приравниваются оценки от 70 баллов и выше, к четверке с плюсом - от 60 до 69, к четверке - от 50 до 59 бвллов, к тройке - от 40 до 49, к двойке с плюсом - 30–39 баллов, а всё, что ниже 30, - абсолютный неуд.

Справка Известий

Из-за престижности своего образования Англия стоит особняком в ряду европейских стран, хотя основные принципы здесь очень похожи на общеевропейские. Обучение делится на три этапа: начальную и среднюю школы, а также на самые сложные, предуниверситетские, годы.

Большое внимание, особенно в начальной школе, где дети остаются до 11–12 лет, уделяется социализации учеников и занятиям спортом.

В Великобритании больше, чем в других странах, распространены пансионы, в которых школьники учатся и живут в течение всей недели. Кроме того, в стране популярно раздельное обучение мальчиков и девочек - предполагается, что таким образом удается достичь большего равенства: детям приходится выполнять все обязанности, а не делить их по гендерному признаку, а в классах не возникает сложностей из-за того, что девочки в этом возрасте часто более усидчивы и восприимчивы к знаниям, чем мальчики.

США

Фото: Global Look Press/ZUMA/Alex Garcia

Возраст

Учиться американцы начинают с шести лет, но в начальных классах набор предметов ограничен - дети учатся писать, читать, изучают арифметику. Чаще всего учащихся в классах распределяют по уровню знаний - основываясь на результатах тестов, которые они сдают в самом начале.

График занятий

В школе ученики находятся по семь часов - в среднем уроки длятся с 08:30 до 15:30. Весь учебный год рассчитан на 180 дней и делится не на четверти, а на семестры. Остальные 185 дней приходятся на выходные и каникулы - единой системы тут не существует, они определяются отдельно в каждом штате и каждой школе.

Начало учебного года

Как и в Европе, учебный год в США начинается в конце августа/начале сентября, а точная дата может меняться от штата к штату.

Предметы

Как и в Великобритании, американские школьники могут сами составлять себе программу, выбирая предметы, соответствующие их дальнейшим целям, способностям или интересам: в младшей средней школе обычно это не более пяти предметов, в старших классах можно выбрать себе уже большую часть предметов для изучения самостоятельно. В число обязательных для всех входят математика, естественные науки, английский язык и аналог отечественного обществознания. За каждый предмет положено определенное количество «кредитов» - ученик должен сам составить программу таким образом, чтобы в конце семестра в сумме у него набралось необходимое количество этих баллов.

Система оценок

Оценки выставляются в буквах, всего их пять - A, B, C, D, E. Однако рассчитываются они все равно по 100-балльной системе. Так, А - аналог нашей пятерки, - выставляется за 93 балла и больше, а меньше 63 баллов - это уже E, самая низкая из возможных оценок. При этом школьные оценки в США не сообщаются никому, кроме ученика и его родителей.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Sandy Huffaker

Справка Известий

Американские дети идут в школу с шести лет и учатся примерно до 17: школьная система включает в себя 12 классов. К школе детей начинают готовить в старших группах детского сада или в подготовительной школе, куда они приходят в возрасте пяти лет.

Обучение в младшей школе рассчитано на 6–7 лет, в зависимости от учебного заведения, после чего дети переходят в среднюю школу, где остаются до девятого класса. Средние школы могут быть многопрофильным, академическими или профессиональными. За этим следует так называемая старшая средняя школа - 10–12-й классы, однако учатся в них в первую очередь те, кто после учебы хотел бы поступить в университет.

Формально школьное образование является государственным, однако власти отдельных штатов могут вносить в общую систему свои правки - поэтому от штата к штату жизнь школьников может отличаться.

Азия

Фото: Global Look Press/DanitaDelimont.com

Возраст

Учиться японцы и китайцы начинают в шесть лет, не считая детского сада и подготовительных групп, программы которых намного более насыщенны, чем в Европе.

График занятий

В Китае учеба в школе начинается в 8–9 часов утра, однако предполагается, что к этому времени школьник уже посвятил минимум час самостоятельным занятиям. Заканчиваются уроки около 4, после чего еще несколько часов ребенок проводит на дополнительных занятиях и, если хватит сил, вечером посвящает какое-то время самостоятельной учебе. Расписание выходных не сильно отличается от будней.

В Японии график у детей примерно такой же - занятия длятся с 8 утра до 6 вечера, при этом, как и в Европе, в середине дня их ждет часовой перерыв. Вечером дети отправляются к репетиторам или занимаются дома самостоятельно. А каникулы используют как шанс подтянуть знания по отдельным предметам.

Начало учебного года

В Японии учебный год начинается в апреле и связан с началом нового цикла в природе. В Китае он привязан к общемировой системе - ученики идут в школу 1 сентября. Делится учеба на полугодия - второе начинается 1 марта, а летние каникулы часто длятся не больше 10 дней.

Фото: Global Look Press/ZUMA/Zhao Yuguo

Предметы

Большая часть времени в школе тратится на родной язык и математику, затем следуют общепринятые предметы - история, естественные науки, обществознание. В обязательном порядке изучается иностранный язык, чаще всего - английский.

В Японии при этом школьники изучают не только современный японский, но также древний и средневековый. В качестве бонуса в большинстве школ есть хорошие спортивные площадки и кабинеты музыки, оборудованные самыми разными современными инструментами.

Система оценок

В Японии, как и в США, оценки выставляются буквами - всего пять букв, от A до E, - каждая буква соответствует определенному результату по 100-балльной системе. В Китае также действует алфавитная система оценок.

Однако высшей точкой напряжения и самой главной оценкой для китайских и японских школьников становятся результаты на выпускных экзаменах и вступительных экзаменах в вузы. Всекитайские вступительные экзамены гаокао, например, длятся в течение трех дней и являются настоящим испытанием на прочность. С не меньшим напряжением финальные экзамены связаны и для японцев - их результаты публикуются на специальных табло, перед которыми собираются абитуриенты.

Справка Известий

На Востоке, и в первую очередь в Китае и Японии, школьная система отличается от европейской и американской своей требовательностью к ученикам. Если на Западе акцент делается на социальной адаптации детей, их индивидуальном развитии и занятиях спортом, то в Японии, например, арифметике детей начинают учить еще в детском саду.

Там же они учатся самоуправлению, когда четырехлетних малышей по очереди назначают старшими дежурными по группе.

И в Китае, и в Японии время каникул у детей крайне ограниченно, а большую часть свободного времени даже в учебные дни они тратят на самостоятельные занятия, походы к репетиторам и в специальные внешкольные учебные группы. То же самое относится и к коротким каникулам, во время которых они используют свободное время, чтобы выполнить побольше дополнительных заданий и еще подтянуть свой уровень знаний.

Как и в других странах, школьное образование здесь разбито на три этапа: начальный, средний и выпускной, всего оно состоит из 12 классов, а обязательными являются девять. Причем за обучение в 10–12-м классах родителям приходится платить.

Латинская Америка

Фото: Global Look Press/ZB/Peter Zimmermann

Возраст

Первичное образование в Аргентине обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 12 лет. Схожая система действует на Кубе, где каждый ребенок от 6 до 11 лет обязан пройти базовый школьный курс. В Бразилии начальное образование длится 8 лет, а в Аргентине и на Кубе - 6 лет без учета дошкольных занятий. Что касается среднего образования, то на Кубе оно делится на базовое среднее продолжительностью 4 года и полное среднее, которое длится 2 года. При этом в Бразилии среднее образование можно получить за 3 года, а в Аргентине - за 5–6 лет. В Мексике дети поступают в первый класс в возрасте 6 лет. Спустя 6 лет они переходят в неполную среднюю школу. Проучившись еще два года, учащиеся решают, продолжить обучение или пойти работать.

График занятий

В аргентинских школах действует обычная пятидневка. В начальной школе занятия обычно начинаются в 8:30, а в средних классах первый урок может начинаться на час раньше, в 7:30. Утреннее обучение длится там, как правило, до 13:00, а вечернее - с 13:00 до 17:00. С разницей от получаса до часа начинается учеба и в большинстве других стран Латинской Америки. Учебный год длится там в среднем от 180 до 190 учебных дней.

Начало учебного года

Поскольку зима в Латинской Америке начинается в то время, когда в России - лето, то и старт учебного года приходится у них на другие месяцы. Например, бразильцы, аргентинцы и костариканцы выходят на учебу в первую неделю февраля. А в Чили и Уругвае ученики отправляются в школу в марте. Исключение составляет Мексика. Там учебный год начинается в сентябре и длится до 30 июня с каникулами в декабре и апреле.

Предметы

Образование на Кубе состоит из нескольких ступеней. С первой по пятую дети изучают математику, информатику, природоведение, получают художественное воспитание и посещают уроки физкультуры. На шестой ступени добавляется еще несколько предметов: английский язык, история Кубы, землеведение Кубы и трудовое воспитание. Стоит также отметить, что раньше на Кубе в одном классе училось от 30 до 45 человек, но после модернизации системы образования количество учеников в одной группе уменьшилось до 15 человек.

В Аргентине же, например, популярны двуязычные школы. Там учебный день состоит из двух смен, при этом вторая смена проходит на иностранном языке. В обычных же школах Аргентины второй язык начинают изучать с четвертого класса. Помимо английского, дети могут также выбрать французский и итальянский языки. Особое внимание уделяется музыкально-театральному образованию. Ученики вправе выбрать направление в обучении, одно из которых посвящено искусству. Среди наиболее популярных кружков - гимнастика, хор и танцы.

Кроме того, приковывает внимание литературная программа латиноамериканских стран. Произведения, которые в России изучают в высших учебных заведениях, в Колумбии входят в обязательную школьную программу. Там нельзя поступить в университет, не прочитав «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса, «Игру в классики» Хулио Кортасара, поэзию Пабло Неруды, «Скромного героя» Марио Варгасы Льосы и другие произведения мастеров «магического реализма».

Фото: Global Look Press/imagebroker.com/Egon Bömsch

Система оценок

Оценки ставятся по 10-балльной шкале. В конце каждого триместра ученики получают балл, который рассчитывается по результатам промежуточных тестов. Проходной оценкой считается 7. Но даже если ученик не сдаст все предметы, он может продолжить обучение. Тем не менее справку об окончании средней школы он не получит до тех пор, пока не закроет задолженности.

В некоторых школах действует 5-балльная шкала оценок. Такие учреждения встречаются в Колумбии. Согласно местной системе выставления баллов, 0 до 2,9 - неудовлетворительный результат, от 3,0 до 3,4 - приемлемый, от 3,5 до 3,9 - хороший, от 4,0 до 5,0 - отличный.

Справка Известий

В последние десятилетия уровень образования в Латинской Америке резко вырос. На общем фоне особенно выделяется Куба. Еще в середине 1950-х годов около 1 млн детей вообще не учились в школах. Сейчас же Куба тратит на гособразование, по некоторым данным, 10% бюджета, опережая по этому показателю и США, и Великобританию.

Тем не менее пальма первенства по качеству высшего образования принадлежит Бразилии. Согласно рейтингу лучших вузов Латинской Америки, первое место занимает Университет Сан-Паулу, а на второй строчке располагается Государственный университет Кампинаса, который тоже находится в Бразилии. Тройку лидеров замыкает Католический университет Чили.

При этом направленность обучения, в зависимости от стран, сильно различается. В Бразилии около 60% вузов гуманитарные. При этом в Аргентине растет интерес абитуриентов к атомной энергетике, хотя ведущей сферой науки там продолжает оставаться медицина.

К тому же большинство вузов Латинской Америки предоставляют бесплатное обучение. Исключение составляет разве что Чили: там государство оплачивает лишь начальное образование, при этом стоимость обучения в чилийских вузах по величине уступает лишь США.


Для меня всегда было загадкой, почему некоторые ученые с удовольствием уезжают в Бразилию работать и возвращаться обратно, по большому счету, не очень-то и желают. Один знакомый почти год провел в Бразилии, рассказывал и много страшилок, однако все локальные минусы исправлялись хорошими условиями труда.
Что ж, попробуем поговорить об образовании в Бразилии.

Бразилии включает в себя как государственные (на уровне федерации, штата и муниципальных округов), так и частные учебные заведения, которые тоже могут получать государственные ассигнования. Государственное образование бесплатно на всех уровнях обучения.
Система образования в Бразилии строится на сотрудничестве федерального правительства, штатов, Федерального округа и муниципальных округов. Федеральное правительство в лице Министерства образования отвечает за организацию и финансирование федеральной системы образования, оказывает техническое и финансовое содействие штатам, Федеральному округу и муниципальным округам в деле развития соответствующих систем образования, уделяя приоритетное внимание системе неполного среднего восьмилетнего образования. Федеральная система образования включает университеты, отдельные вузы, федеральные центры среднего технического образования, а также сеть сельскохозяйственных и промышленных техникумов. Помимо системы высшего образования федеральное правительство отвечает также за национальную программу поддержки аспирантов.
Современная система образования Бразилии начала складываться несколько позже, чем в большинстве стран Латинской Америки.
Еще в 70-х годах прошлого столетия около 20 процентов населения старше пятнадцати лет было неграмотно. Но к концу ХХ века в области просвещения были достигнуты существенные результаты.

Систему образования Бразилии условно можно разделить на следующие ступени:
1. Дошкольное образование;
2. Школьное образование;
3. Послешколькое образование (высшая и профессионально-техническая школа)

Дошкольное образование
Дошкольное образование для детей в возрасте до 6 годов является необязательным, но достаточно популярным, и включает все базовые элементы, необходимые для развития ребенка: моторные, когнитивные и социальные навыки.

Школьное образование
Фундаментальное (школьное) образование является обязательным для детей возрастом 6-14 лет и состоит из 9 классов, которые имеют минимум 200 дней или 800 часов уроков на год. Обязательная для всех школ программа состоит из португальского языка, истории, географии, физики, биологии и математики, другие предметы могут быть добавлены в зависимости от школы.
Начальная школа (4 и 6-летняя) бесплатная и формально обязательная для всех детей от 7 до14 лет, но из-за нехватки учебных помещений, учителей, а также трудного финансового положения родителей многие дети не имеют возможности кончить полный курс обучения. Но в то же время сегодня 97% детей ходят в школу. Принята программа “стипендия-школа”, которая распространяется на 10,7 млн. учащихся в возрасте от 6 до 15 лет.

Высшее образование
После окончания средней школы желающие продолжить образование в университете должны сдать вступительный экзамен. Шансы на поступление в один из престижных государственных университетов зависят не только от результатов вступительного экзамена, но и от качества средней школы, которую оканчивает тот или иной абитуриент. Одним из главных новшеств в бразильской системе образования, установленных законом от 1996 года, является отмена вступительного экзамена как единственной формы оценки знаний абитуриентов. Несмотря на это, вступительный экзамен все еще широко используется при отборе кандидатов. Альтернативой вступительному экзамену является экспериментальная программа серийной оценки, которая на протяжении последних четырех лет используется в Университете Бразилиа. Отбор кандидатов производится по оценкам, полученным по итогам каждой из трех серий средней школы.
Высшее образование делится на две части. Первая заканчивается получением бакалаврской степени и обычно длится 4 года. Для будущих преподавателей необходимо прослушать однолетний курс лисенсиатуры. 5-летние «профессиональные дипломы» выдаются в инженерных, юридических специальностях и ветеринарной медицине. В медицине учеба длится 6 лет и может быть дополнено необязательной резидентурой. В аспирантуре можно получить диплом магистра, для чего необходимо прослушать 2 года курсов и написать магистерскую диссертацию. Для получения докторской степени необходимо прослушать 4 года курсов, пройти квалификационный экзамен, и написать докторскую диссертацию. Обычно также требуется публикация результатов диссертации.
Основу высшей школы составляют университеты, составляющие 15,7% от всего количества вузов. Более 1000 курсов по послеуниверситетской подготовке располагают факультетами с высоким качеством обучения, сравнимым с аналогичным качеством в высокоразвитых странах.
Автономия университетов по законодательству страны закрепляется, но ограничивается только ресурсами, которыми они располагают. Ни правительство, ни политические партии, ни религиозные авторитеты, никакая группа, облеченная властью, не может диктовать, каким образом университеты должны достигать поставленных целей. Университеты решают все свои проблемы interna corporis.
В Бразилии одновременно функционируют несколько типов университетов: государственный и частный; государственные университеты уровней федерации, штата и муниципалитета; университеты, специализированные по областям знания.
В настоящее время в университетах на первом этапе высшего образования - graduacao - учатся около 69% студентов. Их обучают более 72% бразильских преподавателей.
В число крупнейших вузов Бразилии можно включить университет в Сан-Паулу, основанный в 1934 году, где молодые люди получают юридическое, медицинское, философское, литературное, фармацевтическое, зоотехническое, экономическое, архитектурное и педагогическое образование.
Университет имеет филиал медицинского факультета в Рибейран-Прету. Наряду с филиалами факультетов в различных районах страны находятся инженерные школы и другие учебные институты.
Еще один из крупнейших университетов Бразилии - Федеральный университет Минас-Жерайс в г. Белу-Оризонти, основанный в 1927 году. Там студенты проходят обучение на факультете экономических наук, юридическом, философском, изобразительных искусств, музыкальном, литературном. Университет объединяет ряд учебных и научно-исследовательских институтов.
Наиболее престижным и старейшим вузом страны считается университет в Рио-де-Жанейро, основанный в 1920 году. В университете имеется более широкий выбор специальностей, чем в других учебных заведениях.В рамках этого университета функционируют школы изобразительных искусств, физического воспитания и спорта, а также несколько учебных институтов, в частности, физики, химии, математики, биофизики, микробиологии и т.п.
Католический университет в г. Кампинас основан в 1941 году. Он имеет 16 факультетов и институтов.

Ключевые слова: Система образования в Бразилии, Система образования Бразилии, Образование в Бразилии, Школьное образование в Бразилии, Высшее образование в Бразилии, Бразилия, Высшие учебные заведения Бразилии
Key Words: Brazil, Education, The education system in Brazil