Для количественного анализа использовалась доступная нам часть базы данных опроса студентов выпускных курсов вузов. Данные были собраны в 39 вузах стран СНГ (России, Армении, Кыргызстана, Молдовы, Украины, Казахстана, и Таджикистана) в 2013 г. в рамках проекта «Оценка миграционного потенциала студентов выпускных курсов высших учебных заведений стран СНГ» Центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Были получены данные о 8220 студентах выпускного курса трех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Для анализа нам были доступны респонденты из 5-ти городов (Калининград, Кемерово, Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа). Объем выборки составляет 1658 респондентов. Данные были собраны по целевой доступной выборке, где критерием выступало обучение на последнем курсе вуза.

Рисунок 2. Распределение респондентов по городам

В целом, распределение респондентов близко к равному (по 18-20% на каждый город), за исключением Перми, где были опрошены 26% респондентов. Но такое небольшое превышение можно считать приемлемым.

Анкета включает 105 вопросов, сгруппированных в 10 блоков, по социально-демографическим и биографическим характеристикам респондентов, в том числе - в ретроспективе, характеристикам места (населенных пунктов), где они собираются жить и работать по окончании вузов, факторам, определяющим выбор места будущего жительства и жизненным планам в целом. Фрагмент анкеты находится в приложении 4.

Выборка является доступной, и это является важным ограничением наших данных. Процедура сбора данных предполагала анкету на самозаполнение. Мы не располагаем данными об уровне возврата анкет, а доступная выборка может привести к смещению в сторону отдельных вузов и специальностей. Так, в выборке большую часть выпускников составляют выпускники факультетов экономики и менеджмента (31%), относительно мало выпускников медицинских специальностей (1,5%). Насколько такое распределение соответствует реальному распределению выпускников вузов изучаемых городов оценить невозможно из-за отсутствия данных. В любом случае, данные могут быть обобщены только для изучаемой совокупности выпускников вузов этих городов.

Перекос в сторону отдельных специальностей может дать смещение при изучении миграционных установок, так как разные специальности и вузы могут иметь различную котируемость диплома.

Наконец, при анализе важно учитывать региональные особенности и особенности отдельных городов. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 85, 91. В нашей выборке представлены крупные города, с достаточно высокими показателями уровня жизни. По особому территориальному обособлению от остальной части России явно выделяется Калининград. По численности Калининград и Кемерово сопоставимы, но эти города приблизительно в 2 раза меньше остальных городов-миллиоников. Данные Росстата на 1января 2013 года

Проверено от 30 мая.

Нам представляется важным посмотреть на миграционные потоки этих городов. Отдельной статистики по городам, за исключением численности населения, нет. Если посмотреть на миграционные потоки по субъектам Российской Федерации, то сильно выделяется Калининградская область, где примерно 6% от выбывших мигрируют за пределы страны. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / под ред. Дианов М.А. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2013. С. 81-83. Для сравнения - данный показатель составляет от 0,4% (для республики Башкортостан) до 1,6% (Кемеровская область), Самыми популярными направлениями международной миграции для Калининградской области являются Латвия, Литва и Германия. Данные Росстата для Калининградской области. Проверено от 31 мая 2015г. URL: Скорее всего, на такую особенность миграционных потоков оказывает влияние особое территориальное положение Калининградской области. Этот факт важно учитывать при анализе.

Для изучения того, как происходит восприятие места потенциальной миграции в качественной стратегии, мы выбрали кейс Уфы. Этот выбор связан с тем, что по результатам анализа данных опроса, среди уфимских выпускников по сравнению с другими изучаемыми городами, значимо больше тех, кто намеревается переехать внутри страны. (Приложение 1, таблица 17). Такая связь кажется особенно актуальной для изучения, учитывая, что в регионе достаточно большое число вузовДанные с сайта «Статистика образования». Проверено от 31 мая 2015г. URL: , низкий уровень безработицы Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: , а валовый региональный продукт один из самых высоких среди рассматриваемых регионов Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: .

На качественном этапе исследования было проведено 15 полуформализованных интервью. Полевой этап проводился в течение августа 2014 года в Уфе. Интервьюировались выпускники уфимских вузов 2014 года и студенты выпускных курсов 2015 года, которые обладают сформированным намерением уехать из Уфы после окончания учебы (исключая случаи возвратной миграции). Таким образом, выборка информантов характеризуется как целевая.

Отбор информантов производился методом снежного кома с 5 точками входа, где максимальное число найденных информантов с одной точки входа три. Такое небольшое количество информантов из одной точки входа позволяет меньшему смещению при поиске информантов. Из 5 точек входа 3 являются знакомыми интервьюера, другие две найдены в социальной сети «Вконтакте».

Характеристики информантов приведены в таблице 3.2. В выборку попали выпускники 5 вузов: Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Башкирского государственного университета (БГУ), Уфимского государственного авиационного университета (УГАТУ), Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ), Уфимской государственной академии искусств (УГАИ). Среди информантов 6 девушек и 9 юношей. Практически все - местные жители или проживали в других городах республики. Направления миграции: Москва, Казань, дальнее зарубежье и Санкт-Петербург.

Таблица 1. Краткое описание информантов

Направление миграции

Знакомство с местом переезда

Год выпуска

Место проживания до поступления

Каждые несколько месяцев приезжает к девушке

Не была, знает от друзей

Опыт посещения как туриста

В 14 лет провел там лето

Была в качестве туриста

республика Башкортостан

Санкт-Петербург

Живет сестра, был там несколько раз

республика Башкортостан

Финляндия

В январе планирует пробный визит

республика Башкортостан

Санкт-Петербург

Была в качестве туриста

Скандинавия

республика Башкортостан

Не была, знает со слов родных и знакомых

республика Башкортостан

Сан-Франциско

Проживала в течение нескольких месяцев, работала

Это лето провела в Москве, до этого приезжала максимум дней на 10

Гайд интервью включал следующие основные блоки вопросов: причины переезда, описание направления (места) предполагаемого переезда, текущего места проживания, представления об идеальном месте жительства и пр. (приложении 5). Во время интервью беседы часто уходили от составленного плана, так как информант начинал невольно сравнивать текущее место проживания и место предполагаемого переезда, приводил доводы, почему место переезда его привлекает. Такое отклонение от гайда можно считать продуктивным, так как это позволило получить новые категории для анализа, расширить основанные на теории представления о факторах, привлекающих потенциальных мигрантов.

Для изучения представлений о «месте» исследователями активно используются проективные методики, так как они позволяют получить качественно иную информацию, выраженную невербально. Широко известны техники метальных и когнитивных карт. В отличие от ментальных карт, применение когнитивных карт для отражения представлений о городе возможно и при исследовании города, отличного от места проживания информанта, как это предполагается в нашем случае. Жданова С. Ю., Кильченко О. И., Мишланова С. Л., Полякова С. В. Визуально-образное содержание психологической репрезентации городской среды у жителей городов-побратимов // Вектор науки ТГУ. 2011. №7. С. 185.

Когнитивные карты призваны отражать пространственные представления, содержащиеся в головах у людей, важные места, наполненные особым смыслом. Такой вид карт представляет собой наброски местности, сделанные от руки по памяти информанта. Веселкова Н. В. Ментальные карты города: Вопросы методологии и практика использования // Социология 4М. 2010. № 31. С. 12. Очень часто такая методика используется для получения представлений о местности от детей или, наоборот, пожилых информантов. Blaut J. M., Stea D., Spencer C., Blades M. Mapping as a Cultural and Cognitive Universal // Annals of the Association of American Geographers. 2003. Vol. 93. No. 1. P. 165-185. Методика предполагает, как открытое свободное задание нарисовать видение города (free-recall sketch maps), так и более четкие, например, на уже имеющейся карте (sketch maps). Hooper H., Lloyd R. Urban Cognitive Maps: Computation and Structure // The Professional Geographer. Vol. 43. No. 1. P. 18 - 20. Существует также техника когнитивных карт, когда в рамках заданных границ необходимо припомнить все имеющиеся здания. Такая техника применяется скорее для практических целей городского планирования. Evans G. W., Smith C., Pezdek K. Cognitive Maps and Urban Form // Journal of the American Planning Association. 2007. Vol. 48. No. 2. P. 233. В нашем случае нам интересны привлекающие черты предполагаемого места переезда. В связи с этим полезнее давать задание в свободной форме, для того чтобы информант сам отразил все важные характеристики предполагаемого места переезда. Информанта просили нарисовать, как он представляет город предполагаемого переезда. Таким образом, информант работал над пространственной картой (free-recall sketch maps) города. До момента начала интервью информанты не были предупреждены о необходимости создания когнитивной карты, что исключает намеренную подготовку. С другой стороны, он не мог дополнить свой рисунок каким-либо готовыми изображениями, как это делается при создании ряда ментальных карт (части настоящей карты, фотографии, изображения).

Когнитивные карты были нарисованы информантами по окончании интервью. Для изображения предоставлялся лист формата А4, набор гелевых ручек из 10 цветов, набор карандашей из 15 цветов, шариковая ручка синего цвета, несколько простых карандашей с ластиком. Положение листа (горизонтальное или вертикальное) информант выбирал на свое усмотрение, также как и количество используемых средств рисования.

Информационной основой диссертационного исследования являются гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, магериалы судебной практики по вопросам применения гражданского нрава.

Кроме того, автором рассматривались материалы докладов, конференций, отчеты государственных органов и негосударственных и международных организаций, публикации ведущих юридических и аудиторских фирм, инвестиционных банков, рекомендации международных рейтинговых агентств, а также многочисленная информация в сети Интернет, в частности, ня страницах участников сделок секыоритизации, котсрые были проведены в России.

Цель диссертационной работы - комплексное изучение правового положения специального юридического лица относительно других участников сделки секыоритизации активов, а также совокупности прав и обязанностей специального юридического лица в сделках секыоритизации активов.

Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи:

исследование зарубежной теории и практики проведения сделок секыоритизации и выявление основных характеристик специального юридического лица в сделках сскьюригизации активов за рубежом;

анализ теории секьюритизации активов, а также практики осуществления сделок секыоритизации и участия в них специальных юридических лиц в России;

анализ положений российского законодательства, регулирующего вопросы правого статуса ипотечного агента в сделках секыоритизации активов посредством выпуска облигаций с ипотечным покрытием;

обоснование и разработка предложений по совершенствованию Закона об ИЦБ в части правового статуса ипотечного агента;

комплексный анализ положений действующего законодательства для определения возможности эффективного использования российского

хозяйственного общества в качестве специального юридического лица в сделках секьюритизации активов; а также обоснование и разработка рекомендаций по построению российского законодательного регулирования статуса специальных юридических лиц в сделках Секьюритизации различного рода активов путем принятия закона о секьюритизации.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные^ тяк и частнопаучныс методы исследования - системный, лингвистический, исторический, логический, методы моделирования и обобщения, сравнительно- правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

Научная новизна исследования сосгоит в том, что данная диссертационная работа является первым комплексным научным исследованием правового статуса специального юридического лица в сделках секьюритизации акгивов по российскому праву. Наиболее существенные результаты, полученные автором и содержащие научную новизну, заключаются в следующем.

В диссертации уточнено содержание таких понятий и категорий, как «секьюритизация», «секьюритизация активов», «действительная продажа», «защита от банкротства» и сформулированы определения сделки секьюритизации и специального юридического лица.

В работе предложен перечень и раскрыто содержание основных характеристик специального юридического лица в сделках секьюритизации активов.

В диссертационном исследовании обоснован ряд новых теоретических положений, имеющих значение для развития юж теории, так и практики. В частности, речь идет о разработке положений о специальной правоспособности специального юридического лица, о создании специального юридического лица как лица, независимого от иных участников сделки, а также о специальном банкротном режиме специального юридическою лица.

Научная новизна диссертации определятся также тем, что в ней разработан ряд новых выводов, направленных на совершенствование теории и законодательства в части правового статуса специального юридического лица.

Еще по теме Эмпирическая основа исследования:

  1. 1.2. Юридические основания подхода к личности преступника как к объекту психологического исследования

Вторая глава научно-исследовательской работы ‒ это анализ предмета исследования, который основан на реальных фактах, полученных автором. Автор наблюдает, исследует, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в исследуемой реальности. Это отражается в названии второй главы, которое должно быть конкретным и содержать ключевые, отражающие суть исследования слова.

Например: «Эмпирическое исследование различий в базовых факторах личности педагогов в условиях психического выгорания», «Эмоциональные особенности дошкольников из семей с разными стилями семейного воспитания».

В этой части исследования студент показывает, насколько он овладел методами научного анализа сложных явлений действительности, практической деятельности психолога, использованием методов и методик исследования, умениями пользоваться рациональными приемами отбора, поиска, обработки и систематизации информации, осуществлять ее проверку, умением делать обобщения и выводы.

Эмпирические исследования могут быть представлены различными видами:

1. Описательное исследование. В таком исследовании опытным путем выявляются и описываются новые факты, касающиеся либо малоизученных объектов и явлений, либо расширения представлений об уже известных, но недостаточно исследованных явлениях. В таком исследовании, как правило, выдвигается гипотеза о фактах.

Пример: «Гипотеза исследования: существуют различия в развитии личностных качеств младших школьников из полных и неполных семей ».

2. Объяснительное исследование. В таком исследовании не только выявляются новые факты, но и предпринимается еще и объяснение полученных фактов, выяснение взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей между ними. В таком исследовании выдвигается гипотеза либо о взаимосвязи, либо о зависимости.

Пример: «В процессе подготовки исследования была сформулирована гипотеза о том, что между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности ребенка младшего школьного возраста имеется взаимосвязь».

3. Исследование по плану формирующего эксперимента. В таком исследовании в начале констатируется исходный уровень развития какого-либо признака, качества и.т. п. Затем создается специальная ситуация либо в форме воздействия (например: тренинга, консультирования, психотерапевтических процедур и т.п.), либо в форме коррекционно-развивающих занятий. После реализации воздействия констатируется новый уровень признаков и проводится сравнение до и после воздействия, в том числе с применением методов математической статистики. В таком исследовании выдвигается гипотеза об эффективности воздействия.

Пример: «Гипотеза состоит в предположении о том, что активные методы воздействия на личность в форме тренинга способствуют развитию профессионально важных качеств педагогов».

Могут быть и виды исследования, построенные по другому плану: психодиагностическое исследование, экспериментальное и ряд других.

Эмпирическая глава исследования в начале ее разработки требует формулирования целей и задач именно эмпирического исследования , но при этом они должны соотноситься с целями и задачами исследования в целом и являются их конкретизацией.

Пример: «Цель исследования: выявить различия в личностных особенностях педагогов с разной степенью психического выгорания ».

Цель была конкретизирована через постановку следующих задач:

1) подобрать блок методик для исследования уровня психического выгорания;

2) оценить уровень эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений педагогов начальной и средней школы;

3) измерить выраженность базовых личностных характеристик с точки зрения их проявления в профессиональной деятельности педагогов начальной и средней школы с синдромом психического выгорания;

4) провести сравнительный анализ личностных факторов в зависимости от содержания деятельности педагогов начальной и средней школы;

Приводится гипотеза исследования, которая является предположением о возможности решения проблемы, она отражает отношение между варьируемым признаком исследования (это независимая переменная) и теми результатами, к которым она приводит (это зависимая переменная). Гипотеза может быть конкретизирована в эмпирической части исследования.

Пример: «В процессе подготовки исследования была сформулирована гипотеза: личностные особенности выгоревших профессионалов варьируют в зависимости от содержания деятельности. При этом предполагалось доказать следующие частные гипотезы:

2. Уровень психического выгорания воспитателей школы-интерната приводит к различиям в структуре базовых факторов личности».

Оптимальный объем эмпирической части исследования составляет 30-35 страниц и не может быть меньше теоретической части исследования. Небольшой объем эмпирической главы позволяет предполагать неумение автора применять развернутую интерпретацию результатов. Если объем слишком большой, то это говорит о неумении автора правильно обобщать и представлять полученные данные.

По какому бы плану ни строилось эмпирическое исследование, оно предполагает описание организации, методов и методик исследования, они включаются в первый параграф, с которого начинается вторая глава.

Обычное название этого параграфа: Организация и методы исследования .В этом параграфе раскрываются задачи эмпирического исследования, этапы исследования, методы и методики исследования, дается развернутая характеристика исследуемой группы с указанием основных социально-демографических характеристик и тех особенностей, которые имеют отношение к целям, задачам и гипотезе исследования, указывается конкретное место работы, род занятий, количество испытуемых, возраст, профессия, семейное положение и другие характеристики.

Количество испытуемых, привлеченных к исследованию, может быть различным и зависит от целей исследования. Минимальное их количество не может быть меньше 30-35 человек. Если в работе используется формирующий план исследования, то количество участников в контрольной и экспериментальной группе составляет 12-15 человек в каждой группе.

В этом разделе также необходимо привести те способы, с помощью которых формировались исследуемые группы, если план исследования предусматривал наличие двух и более групп. Как правило, в исследовательской работе используются две группы, поэтому необходимо привести сведения об их эквивалентности или о тех способах, которыми формировались эквивалентные группы, а также перечислить признаки, которые использовались при отборе испытуемых.

Далее кратко описываются методы и методики, используемые в исследовании, относящиеся как к сбору информации, так и к ее обработке. Диагностический инструментарий подбирается таким образом, чтобы с его помощью можно было правильно оценить величину всех факторов, необходимых для проведения исследования. Вначале приводятся методы, а далее они конкретизируются с перечислением и описанием методик. Известные методики просто называются в общепринятой сокращенной форме, с указанием автора, места публикации и измерительных возможностей.

Пример описания:

«16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF).

Многофакторный опросник личности дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.

В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей выделяются следующие блоки факторов:

1) интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);

2) эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);

3) коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).

На основе 16-ти основных факторов вычисляются два вторичных фактора: экстраверсия-интроверсия (F1), тревожность (F2). В тест входят шкалы валидности: шкала «мотивационного искажения» (MD), шкала «выглядеть плохо» (FB).

Подъем профиля выше семи стенов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее четырех стенов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Опросник 16-PF позволяет подробнейшим образом описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязи отдельных характеристик личности, выявить скрытые личностные проблемы».

Оригинальные (авторские) и малоизвестные методики описываются более подробно, дается характеристика их направленности, способов обработки, данные о валидности и надежности. Информация о разработке и проверке методики приводится в приложении.

Завершается описание методов и методик информацией о том, чем был обусловлен выбор методов исследования. Как правило, учитываются следующие моменты: соответствие методик методологическому основанию исследования, целям, задачам и гипотезе исследования, возрасту и другим особенностям исследуемых групп, а также их психометрическими параметрами (валидностью и надежностью), возможны и другие аргументы.

За параграфом, описывающим организацию и методы исследования, следует параграф, в котором описываются исследования исходных переменных, интерпретации их варьирования и констатации уровней развития признаков. Какие именно признаки исследуются, должно отражаться в названии этого параграфа.

· «Исследование базовых характеристик личности воспитателей школы-интерната с синдромом психического выгорания»;

· «Особенности проявления эмоций дошкольников и стили семейного воспитания».

В этом разделе исследовательской работы необходимо установить параметры исследуемого признака, привести конкретные данные, последовательно их изложить и дать их развернутую интерпретацию. Поскольку в исследовании применяется несколько методов и методик, целесообразно ввести этапность изложения, рассматривая на каждом этапе одну или несколько сходных переменных.

« На первом этапе исследования была выявлена сформированность социальных эмоций у дошкольников с помощью методики А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина «Изучение социальных эмоций». Нами было проведено две серии, которые заключались в следующем:...»

Обсуждение полученных результатов сопровождается ссылками на таблицы и иллюстрации, в качестве которых могут выступать графики, диаграммы, схематические изображения и другая информация. Для иллюстрации соотношения процентных долей используют круговые диаграммы. Они должны быть удобными для чтения и понимания приведенной в них информации и содержать все необходимые обозначения и подписи.

Иллюстрации в тексте называются рисунками, они в тексте имеют свою собственную нумерацию, которая ставится под иллюстрацией и имеет сквозную нумерацию по всему тексту.

Рис. 1. Выбор подростками стратегий поведения в конфликте.

В тексте этого параграфа необходимо дать четкое и последовательное описание данных таблиц и диаграмм и интерпретацию приведенных результатов с указанием, на какие именно таблицы ссылается автор работы. Текст таблиц приводится в приложении к дипломной работе. Если информация, помещенная в таблицы, является важной, то в тексте работы можно использовать итоговые строки таблиц, приведенных в приложении. По каждому этапу исследования необходимо сделать вывод об уровне развития изучаемого признака. Второй параграф главы, описывающей организованное и проведенное исследование, содержит только констатацию фактов, сравнительный анализ полученных результатов проводится в следующем параграфе.

Правила оформления таблиц. Каждая таблица имеет содержательное название, в ней указано, что именно измерялось, какой методикой и кто ее автор. Структура таблицы должна быть очевидной для читателя. В таблице должна быть итоговая обобщающая информация по строкам, а иногда и по столбцам, которая служит аргументами, подтверждающими или иллюстрирующими утверждения автора. Таблицы могут сопровождаться наглядным представлением результатов в виде диаграмм, графиков. Параметры измерения по каждому испытуемому располагаются в Приложении.

что такое ЭМПИРИЧЕСКАЯ основа исследования? и получил лучший ответ

Ответ от Ёоболев Илья[гуру]
ЭМПИРИЧЕСКИЙ, основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение.
Эмперической основой исследования - являются изученые факты, явления, опят.
То есть эмперически иследовать то или иное явление, вещество, процесс, значит произвести исследования основываясь на уже существующих факта, явления касаемых изучаемого вопроса.

Ответ от Полякова Карина [эксперт]
основаннная на опыте


Ответ от Данил [гуру]
Эмпири́зм (от греч. έμπειρία - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.


Ответ от Лена Форевер [гуру]
опытные данные (данные, полученные опытным путем), на основании которых делаются выводы в исследованиях. Например в социологии - это процентные распределения ответов на различные вопросы в анкете, полученные с помощью опроса.
Эмпирика это и есть даные опытов. Например теоретически индекс социальных настроений - это комплексный индикатор, который включает измерение субъективных оценок разных сторон общественной и личной жизни населения, а эмпирически он же - это 80 пунктов из 100 на конец 2008 года.


Ответ от Streamer [гуру]
Теоретическую часть исследования вы "набираете" из книг/ периодики, а эмпирическую из опыта:), если можно так сказать. На конкретном примере, диплом по развитию мышления детей с умственной отсталостью. Теория из монографий, кто-где-как-что говрил по этой проблеме, в эмпирической (опытной) части вы, в идеале, рассматриваете, как конкретные методы (которые вы почерпнули в лит-ре) работают на конкретных умственно отсталых детях (группа детей). Далее в эмпирической же части вам надо будет показать на сколько эффективны выбранные вами методы, как они аботают в КОНКРЕТНОЙ ситуации. для лучшего отражения 🙂 нужно строить диаграммы, таблицы.
Примерно так.
Кратко: эмпирическая - это опытная или практическая часть исследования.


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое ЭМПИРИЧЕСКАЯ основа исследования?

Культурология. Помогите пожалуйста найти определение термина "культурологический анализ" или "культурологический подход".
Интегративный метод анализа, ближе всего тяготеющий к историко-философской традиции.

Дата публикации: 28.10.2017 11:37

Первая часть ВКР по психологии - это теоретическое исследование. Оно предполагает изучение литературы по теме исследования, обобщения материала, его анализа и структурированного изложения.

Выпускные работы по многим гуманитарным дисциплинам содержат только эмпирическое исследование. Но в психологии исследователи стремятся к проверке на практике своих теорий. Поэтому вторая часть курсовой, дипломной и магистерской работы по психологии представляет собой эмпирическое исследование.

Что такое эмпирическое исследование в психологии

Термин «эмпирический» является синонимом слову практический, связанный с опытом. Поэтому вторая глава диплома или курсовой по психологии называется еще «Практическая глава» или «Опытно-экспериментальная глава».

Логика выпускной работы по психологии состоит в следующем:

  • Сначала студент изучает то, что сделали в рамках выбранной им темы другие исследователи. Знакомится с теоретическими моделями психологических феноменов, а также с результатами эмпирических исследований.
  • На основании теоретического анализа чужих работ и собственных идей студент разрабатывает план собственного эмпирического исследования.
  • Далее студент-психолог проводит эмпирическое исследование, анализирует его результаты и делает выводы.

В чем же суть эмпирического исследования по психологии?

Его главная особенность состоит в том, что оно позволяет изучить закономерности психики человека, закономерности мышления, эмоциональной жизни, поведения и пр.

Главным инструментом эмпирического исследования в психологии выступают инструменты психологической диагностики - тесты, опросники, анкеты и пр. С их помощью психолог-исследователь получает эмпирические данные, подвергает их математическому анализу и на его основе делает выводы о психологических закономерностях.

Результаты эмпирического исследования в психологии претендуют на статус психологического закона или закономерности. Этот сближает психологию с точными науками, например, с физикой.

Однако, в психологии существует множество теорий и моделей, которые активно используются в практике психотерапии и консультирования. Но эти модели не прошли эмпирическую проверку. Однако отсутствие эмпирической обоснованности не делает эти теории менее ценными. Этот факт отражает принадлежность психологии к гуманитарным наукам, где невозможно получить точное знание об объекте.

Структура эмпирического исследования

Структура эмпирического исследования отражена в первом параграфе второй (практической) главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии и включает следующие элементы.

Цель эмпирического исследования , как правило, совпадает с целью всей работы. Чаще всего эта цель может быть связана либо с выявлением взаимосвязей между психологическими показателями, либо с выявлением различий выраженности психологических параметров в двух группах испытуемых, разделенных по какому-либо признаку.

Задачи эмпирического исследования отражают последовательность шагов, которые необходимо проделать для реализации цели эмпирического исследования. Например, они могут включать:

  1. Подбор психодиагностических методик.
  2. Формирование выборки эмпирического исследования.
  3. Проведение психодиагностики и составление сводной таблицы результатов психологического тестирования.
  4. Качественный анализ полученных данных.
  5. Статистическая обработка результатов психодиагностики.
  6. Интерпретация результатов математической обработки.
  7. Формулировка выводов.

Гипотеза эмпирического исследования , как правило, совпадает с гипотезой всей работы и отражает предположение о взаимосвязи показателей или их различиях. Гипотез может быть несколько, если в исследовании используется много психологических показателей. Иногда уместно сформулировать общую гипотезу, а затем конкретизировать ее в нескольких частных. Например:

Общая гипотеза: существуют различия мотивации у сотрудников организации разного пола.

Частные гипотезы: 1) мужчин отличает большая выраженность мотивации достижения успехов; 2) женщин отличает большая выраженность мотивации одобрения.

Выборка эмпирического исследования - это испытуемые или респонденты, которые будут участвовать в тестировании. При формировании выборки важно, чтобы все испытуемые имели сходные социально-демографические характеристики. В работе обычно указывают пол, возраст, образование респондентов. По необходимости можно указать семейный статус, профессиональный стаж. Выбор характеристик определяется целью и задачами исследования. Например, если изучаются личностные факторы профессионального выгорания педагогов, то вряд ли необходимо при описании выборки указывать количество детей.

Методики эмпирического исследования - это те инструменты, которые использует психолог для получения эмпирических данных о психологических особенностях испытуемых. Различают следующие виды методик, используемых в ВКР по психологии:

  1. Анкеты. Этот тип методик предполагает опрос испытуемых об их социально-демографических характеристика, а также некоторых психологических особенностях. Анкеты не являются строго надежными и валидными психологическими инструментами. Поэтому их данные носят справочный и вспомогательный характер.
  2. Опросники и тесты представляют собой стандартизированные по определённым правилам психологические инструменты. С их помощью можно получить данные о психологических особенностях испытуемых. Эти данные считаются валидными и надежными, то есть достоверными. Этот вид методик эмпирического исследования наиболее часто используется в курсовых, дипломных и магистерских по психологии.
  3. Проективные методики также позволяют получать данные о психологических особенностях испытуемых, как и опросники, но они менее стандартизованы. Проективные тесты редко используются в ВКР по психологии, так как их результаты с трудом переводятся в численные показатели. Проективные методики более уместны в клинической и психотерапевтической практике при индивидуальной работе.

Следующий важный элемент эмпирического исследования - это результаты эмпирического исследования и их анализ. Учитывая его важность, остановимся на нем подробнее.

Результаты эмпирического исследования и их анализ

Смысл эмпирического исследования в психологии состоит в получении результатов и после их анализа формулировки заключения о некоторых психологических закономерностях.

Выделяют несколько видов результатов эмпирического исследования, отражающих последовательные этапы их обработки.

  1. Первый тип результатов эмпирического исследования - это результаты тестирования. Ответы испытуемых на психологические опросники обрабатываются по ключам и заносятся в сводную таблицу результатов (она обычно помещается в приложении).
  2. Второй тип результатов эмпирического исследования - это результаты статистической обработки данных. Например, сводная таблица результатов психодиагностики заносится в статистическую программу (например, STATISTICA или SPSS) и проводится расчет корреляций или анализ различий . Эти результаты приводятся в тексте работы и сопровождаются описанием и интерпретацией.

Обычно анализ результатов эмпирического исследования проводится в два этапа:

  1. Первый этап - качественный анализ данных, полученных по всем психодиагностическим методикам. Он предполагает построение гистограмм или таблиц с распределениями показателей, а также диаграммы средних значений.
  2. Второй этап - статистический анализ данных. Этот этап предполагает представление результатов статистических расчетов в виде таблиц. Под таблицами приводится описание результатов и их интерпретация.

Рассмотрим на примере анализ результатов эмпирического исследования, цель которого состояла в сравнительном анализе копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Пусть использовалась лишь одна методика - Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптация Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).

Выборка включала две группы испытуемых: Группа 1. Молодые люди, граждане России, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст - от 20 до 25 лет; проживают в Москве; Группа 2. Молодые люди, граждане США, 60 человек (30 юношей и 30 девушек), возраст - от 20 до 25 лет; проживают в Нью-Йорке.

На этапе качественного анализа сравниваем структуру копинг-стратегий в группах, представив их в виде графика.

На рис. 1 приведены структуры копинг-стратегий молодых людей из России и США.

Анализ данных, отраженных на рис.1, показывает, что в группе испытуемых из России в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки и дистанцирование. В наименьшей степени выражены - бегство-избегание и самоконтроль.

В группе испытуемых из США в наибольшей степени выражены такие копинг-стратегии как планирование решения проблемы и принятие ответственности. В наименьшей степени выражены - бегство-избегание и конфронтационный копинг.

Можно отметить некоторые общие черты структуры копинг-стратегий в группах испытуемых. У молодых людей из России и США в наименьшей степени выражен копинг бегство-избегание, то есть вне зависимости от гражданства молодые жители мегаполисов не склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. Такой результат может отражать специфику жизни в мегаполисе, где инфантильные формы поведения в ТЖС не позволяют достигать успеха.

Также можно отметить одинаково низкие значения в отношении конфронтационного копинга, что означает, что молодые люди из России и США в равной мере не склонны разрешать проблемы за счет конфликтного поведения и выплеска эмоций.

На втором этапе анализа результатов эмпирического исследования проводим статистический анализ данных с использованием U-критерия Манна-Уитни , который позволяет выявить статистически значимые различия выраженности копинг-стратегий в двух группах.

Результаты расчета достоверных различий показателей копинг-стратегий молодых людей из России и США приведены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты расчета статистически достоверных различий копинг-стратегий и жизнестойкости молодых людей из России и США.

Средние значения

U-критерий Манна-Уитни

Уровень статистической значимости (p)

Россия

США

Конфронтационный копинг

43,6

44,3

1777

0,904

Дистанцирование

62,1

49,0

1136

0,000*

Самоконтроль

45,3

50,8

1348,5

0,018*

Поиск социальной поддержке

65,7

49,3

0,000*

Принятие ответственности

54,9

54,0

1690,5

0,565

Бегство-избегание

41,8

41,4

1718

0,667

Планирование решение проблемы

50,4

56,4

1293,5

0,008*

Положительная переоценка

45,3

45,2

1760

0,834

* - различия статистически достоверны (р≤0,05)

Анализ данных, приведенных в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы:

Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.

Уровень копинг-стратегии «поиск социальной поддержки» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России. Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны разрешать проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; для них характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

Уровень копинг-стратегии «самоконтроль» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения при высоком контроле поведения и стремлении к самообладанию.

Уровень копинг-стратегии «планирование решения проблемы» статистически достоверно выше в группе молодых людей из США. Это означает, что по сравнению с россиянами, американские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.

Можно отметить, что не выявлено статистически достоверных различий показателей жизнестойкости в группах молодых людей из России и США. Это означает, что несмотря на различия в способах преодоления стресса и ТЖС мера способности молодых людей из России и США выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности не различается.

Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.

Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для себя и в этом проявляется определённая созерцательность российского менталитета. Также показано, что молодые люди из Москвы в больше степени, чем их сверстники из Нью-Йорка склонны прибегать к социальной поддержке в ТЖС, что можно рассматривать как отражение коллективистских тенденций в русском характере в противовес индивидуалистическим - в американском.

Молодые американцы в большей степени, чем их российские сверстники склонны в ТЖС проявлять самообладание и контролировать свое поведение, что отражает национальную черту американцев к эмоциональной сдержанности. Также молодые люди из США в отличие от своих российских сверстников в большей степени склонны к планированию решения проблемы, что отражает склонность американцев в целом к ориентации на успех, предполагающую планирование деятельности.

  1. Краткое описание конкретного результата статистической обработки. Например, «Уровень копинг-стратегии «дистанцирование» статистически достоверно выше в группе молодых людей из России.»
  2. Расширенное описание результата статобработки. Например, «Это означает, что по сравнению с американцами, российские испытуемые склонны преодолевать трудные жизненные ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее; для них в большей степени характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.»
  3. Интерпретация результата статистической обработки. Например, «Выявленные различия в использовании стратегии совладания «дистанцирование», с нашей точки зрения, связаны с различиями в российском и американском менталитете. В частности, с большей активностью американцев во внешней деятельности и большей созерцательностью россиян».
  4. Обобщающий вывод по результатам анализа статданных: «Итак, проведенный анализ позволил выявить национальные особенности совладания с ТЖС у молодых россиян и американцев.
  5. Молодые люди из России в трудных жизненных ситуациях склонны отстраняться от ситуации и тем самым снижать ее значимость для … (см. выше)»

Типы эмпирических исследований в ВКР по психологии

Чаще всего в курсовых, дипломных или магистерских работах по психологии в рамках эмпирического исследования предполагается констатировать некоторые психологические закономерности. То есть, выявить то, что есть и такой тип исследования называется констатирующим.

Например, в приведенном выше примере мы видим образец констатирующего исследования - исследователь выявляет различия копинг-стратегий у студентов из США и России и никаким образом не влияет на ситуацию.

Однако, в некоторых случаях психологи не ограничиваются констатацией, а хотят каким-то образом исправить или улучшить ситуацию.

Например, психолог проводит сравнительный анализ тревожности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Получает какие-то данные, например, что в группе мальчиков число детей с очень высоким уровнем тревожности статистически значимо выше, чем в группе девочек.

Можно, конечно, ограничиться констатацией этого факта. Однако, чаще всего ставится задача провести коррекцию тревожности у детей. Такая задача решается в рамках формирующего исследования .

Таким образом, целью формирующего исследования выступает коррекция (снижение) какого-либо неблагоприятного психологического качества, которое чрезмерно выражено у испытуемых. Это могут быть тревожность, агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению и т.п.

Целью формирующего исследования может быть и развитие некоторого позитивного психологического качества, недостаточно развитого у испытуемых. Это могут быть, например, самоактуализация, самоотношение, уверенность в себе и пр.

Формами реализации формирующего эксперимента могут быть разного рода корректирующие или развивающие программы, психологические тренинги и т.п.

И, наконец, третий тип эмпирического исследования в выпускных квалификационных работах по психологии - это контрольное исследование . Его цель проверить насколько эффективной оказалась программа коррекции или развития какого-либо психологического качества.

Как правило, в рамках формирующего эмпирического исследования проводится повторное тестирование испытуемых по методикам, которые были использованы при проведении констатирующего исследования.

Если показатели улучшились, например, агрессивность подростков снизилась или стрессоустойчивость сотрудников увеличилась, то программа или тренинг признается эффективной.

В курсовых работах по психологии проводятся только констатирующие исследования.

В дипломных и ВКР бакалавра по психологии чаще всего встречаются констатирующие варианты эмпирического исследования, но возможно и использование формирующих и контрольных исследований.

В магистерских диссертациях по психологии достаточно часто встречаются темы, предполагающие проведение формирующего и контрольного эмпирического исследования.