Данный метод (от англ. behaviour - поведение) заключается в исследовании поведения субъектов политических процессов - отдельных людей и социальных групп. Однако обосновавшие данный метод американские социологи П. Лазарсфельд, Т. Лассуэл и другие акцентировали внимание главным образом на внешних обстоятельствах поведения людей и, по сути, игнорировали мотивы их политического поведения. Это вполне соответствует установкам бихевиоризма как одного из направлений современной психологии.

Политическое, правовое, экономическое, моральное и другое сознание людей, в том числе субъектов политической деятельности, осталось вне поля зрения представителей, так сказать политологического бихевиоризма, т.е. бихевиористского учения о политической деятельности. Это породило недооценку роли ценностных ориентации, целей и в конечном счете всей субъективной стороны политической деятельности людей.

Это отчасти соответствует действительности: в том и другом случаях одним из основных методов сбора данных о политическом поведении субъектов являются наблюдения исследователя", широко применяются количественные методы анализа полученных данных, в том числе статистические методы, моделирование и др.

Однако позитивизм вообще и позитивистская политическая социология в частности, в отличие от бихевиоризма, никогда не игнорировали сознание людей, в том числе мотивы их деятельности и ценностные ориентации. Напротив, именно этим факторам позитивизм отводит решающую роль в поведении людей и в складывающихся в ходе их деятельности социальных процессах, в том числе политических. Поэтому они в данном случае являются основным предметом анализа всей политической действительности. Что касается бихевиористского метода анализа политических явлений и процессов, то он не способствует получению целостных научных представлений о них - в этом его основной недостаток.

Основное внимание представители бихевиорального направления уделяли не политическим институтам (например, государству), а механизмам осуществления власти. Предметом их анализа явилось политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне (в группах, социальных институтах и т.д.). В поле зрения бихевиористов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим поведением, такие как голосование на выборах, участие в других различных формах политической активности, в том числе и в неконвенциональных формах (демонстрации, забастовки и т.п.), лидерство, деятельность групп интересов и политических партий и даже субъектов международных отношений. Изучая эти разнообразные аспекты, они пытались ответить на вопрос: почему люди в политике ведут себя определенным образом.

Вместе с тем, бихевиорализм был несвободен от некоторых недостатков и спорных моментов. Чаще всего это методологическое направление подвергали критике за следующие типические особенности, которые выделяет Д. Истон:

попытку дистанцироваться от политической реальности и абстрагироваться от "особой ответственности" по практическому применению знаний, которую накладывают занятия профессиональной наукой;

концепцию научности процедуры и методов, которая уводила исследователя от изучения самого индивида, мотивов и механизма его выбора ("внутреннего" поведения) к исследованию условий, которые влияют на действия ("внешнее" поведение людей). Это могло привести к тому, что политическая наука превратится в "бессубъектную и нечеловеческую" дисциплину, в рамках которой изучение человеческих намерений и целей занимает достаточно скромное место;

"наивное предположение, что одна только бихевиоральная политическая наука свободна от идеологических посылок"; Автор Мелешкина Е. Название Политический процесс Год издания, 2005

Кроме того, среди недостатков данного подхода необходимо отметить отсутствие системного взгляда на политические процессы и игнорирование историко-культурного контекста.

Отмеченные недостатки бихевиорализма, его неспособность дать ответы на многие вопросы политической жизни, предсказать некоторые политические события (например, события 60-х гг.) вызвали кризис этого направления.

бихевиористский политический процесс

Подобно Джону Локку, рассматривавшему детский разум как чистую доску, на которой окружающая его среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой поведенческой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской (от англ. behavior - поведение). Ее основоположник - Джон Уотсон, известный следующим своим высказыванием: Дайте мне дюжину здоровых, с хорошими умственными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, - и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, - врачом, юристом, инженером, руководителем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения -самом мощном направлении современной американской психологии развития.

Каким образом предполагает Уотсон сделать из ребенка специалиста по своему выбору? Только благодаря соответствующей организации его окружения, в котором ребенок приобретет навыки того или иного вида деятельности.

Типы обучения. Согласно бихевиористской теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм теорией обучения. Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек учится вести себя всю жизнь, но не выделяют, подобно З.Фрейду, Э.Эриксону и Ж.Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.

Классическое обусловливание - это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных - врожденные. Ребенок (как и детеныш животного) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

Вот как 9-месячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания, т.е. используя только его безусловные рефлексы. Как-то Дж.Уотсон и Р.Райнер заметили, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появлялся, его тельце автоматически вздрагивало, он вскидывал ручки, начинал сучить ножками, и затем раздавался плач (ответная реакция на стимул - резкий сильный звук). Испуг, автоматически включавший механизм плача, и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись только в ответ на неожиданный и резкий звук. По терминологии бихевиоризма, громкий звук, вызвавший реакцию ребенка, называется безусловным стимулом, а рефлекторная реакция испуга и плача - безусловным ответом на этот стимул.

Оперантное обусловливание. Представьте ситуацию: вы - студент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по курсу психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить крысу нажимать на засов, расположенный на дверце клетки, и открывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие преподавателя? Советуем прежде всего о знакомиться с концепцией Б.Скиннера.

Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию.

Подкрепление - это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения.

Негативное подкрепление - такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Представьте себе, что вы садитесь на водительское место своего нового автомобиля и вдруг слышите громкий резкий звонок, который кажется вам очень неприятным; но вот вы начинаете пристегивать ремень безопасности, и тотчас звон смолкает. Таким образом впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звона, вы будете постоянно пристегивать ремень. Согласно теории

Скиннера, ваша реакция, форма поведения (пристегивание ремня безопасности) повторяется ради того, чтобы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание тоже специфическое средство обучения. Наказание - это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Понятия наказание и негативное подкрепление часто путают, поэтому советуем обратить внимание на следующее обстоятельство. При наказании человеку предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия или поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Скиннер придавал позитивному подкреплению большее значение, чем наказаниям, из-за их отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление - более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать. Некоторые формы поведения удается исключить и в том случае, если на них никак не реагировать.

Суть обучения посредством наблюдения (иногда говорят: моделирование, подражание) заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. Например, если в поликлинике ребенок общался с добрым врачом или видел, или слушал по радио, смотрел по телевидению передачу о людях самой гуманной профессии, то он может решить стать врачом, когда вырастет.

За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении может и не воспроизводить их. Однако если видит, что за какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что ребенок будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать обраэГцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

Классический бихевиористский подход - это одно из основных направлений в психологии, методом которого является наблюдение и экспериментальное исследование реакций организма на стимулы извне для дальнейшего математического обоснования связи между этими переменными. Развитие бихевиоризма стало предпосылкой для формирования точных перехода от умозрительных заключений к математически обоснованным. В статье описаны: бихевиористский подход к изучению личности, история развития этого направления и его значение в современной жизни общества. Последнее представлено на примере использования бихевиористских принципов в развитии политологии.

Бихевиористский подход в психологии

Бихевиоризм в психологии возник на основе методологии философии позитивизма, которая считает изучение непосредственно наблюдаемого. Отсюда и предметом изучения психологии должно стать поведение человека, которое существует реально, а не сознание или подсознательное, которое невозможно пронаблюдать.

Термин "бихевиоризм" происходит от английского behaviour и означает "поведение". Таким образом, целью изучения этого направления в психологии и является поведение - его предпосылки, формирование и возможность им управлять. Поступки и реакции человека есть единицами изучения бихевиоризма, а само поведение строится на известной формуле "стимул - реакция".

Бихевиористский подход личности стал совокупностью знаний, которая базируется на экспериментальных исследованиях поведения животных. Приверженцы этого направления в психологии создали свою методологическую базу, цель, предмет, методы изучения, а также способы коррекции поведения. Некоторые тезисы бихевиоризма стали основой для других наук, целью которых является изучение поступков людей. Но особо большой вклад сделан в теории и практике обучения и воспитания детей.

Представители бихевиоризма в психологии

Длительную историю развития и усовершенствования своих научных методов исследования и терапии имеет бихевиористский подход. Представители его начинали с изучения элементарных принципов поведения животных и пришли к системе практического применения этих знаний на человеке.

Основоположник классического бихевиоризма Д. Уотсон был приверженцем мнения, что реально только то, что можно наблюдать. Он придавал значение исследованию 4 актов поведения человека:

  • видимых реакций;
  • скрытых реакций (мышление);
  • наследственных, природных реакций (например, зевание);
  • скрытых природных реакций (внутренних процессов жизнедеятельности организма).

Он был убежден, что сила реакции зависит от силы стимула, и предложил формулу S = R.

Последователь Уотсона Э. Торндайк развил теорию дальше и сформулировал такие основные законы человеческого поведения:

  • упражнения - взаимосвязь между условиями и реакциями на них в зависимости от числа воспроизведения;
  • готовности - проведение нервных импульсов зависит от наличия внутренней готовности к этому индивида;
  • ассоциативного сдвига - если из множества стимулов индивид реагирует на один, то оставшиеся из них в дальнейшем будут вызывать аналогичную реакцию;
  • эффекта - если действие несет за собой получение удовольствия, то это поведение будет проявляться чаще.

Экспериментальное подтверждение теоретических основ данной теории принадлежит российскому ученому И. Павлову. Именно он опытным путем доказал, что у животных можно сформировать условные рефлексы, если при этом использовать определенные раздражители. Многим известен его эксперимент с формированием у собаки условной реакции на свет в виде слюноотделения без подкрепления в виде еды.

В 60-е годы развитие бихевиоризма расширилось. Если ранее оно рассматривалось как набор отдельных реакций на стимулы, то с этих пор начинается введение в эту схему других переменных. Так, Э. Толмен, автор когнитивного бихевиоризма, назвал этот промежуточный механизм когнитивным представлением. В своих опытах с мышами он показал, что животные находят выход из лабиринта на пути к корму разными способами, следуя по незнакомому ранее маршруту. Таким образом, он продемонстрировал, что цель для животного важнее механизмов ее достижения.

Принципы бихевиоризма в психологии

Если подытожить выводы, к которым пришли представители классического бихевиоризма, можно выделить несколько принципов этого подхода:

  • поведение - это реакция индивида на стимулы внешней среды, с помощью которых он приспосабливается (реакция может быть как внешней, так и внутренней);
  • личность - это опыт, приобретенный человеком в процессе жизни, набор моделей поведения;
  • поведение человека формирует социальная среда, а не внутренние процессы.

Данные принципы - это тезисные положения классического подхода, которые в дальнейшем развивались и оспаривались последователями и критиками.

Виды обусловливания

Развитие человека происходит путем научения - усвоения опыта взаимодействия с внешним миром. Это и механические навыки, и социальное развитие, и эмоциональное. На основании этого опыта формируется и поведение человека. Бихевиористский подход рассматривает несколько видов научения, среди которых самыми известными являются оперантное и классическое обусловливание.

Оперантное предусматривает постепенное усвоение человеком опыта, в котором любое из его действий повлечет определенную реакцию. Так, ребенок узнает, что если разбросать игрушки, это может разозлить родителей.

Классическое обусловливание говорит индивиду о том, что за одним событием идет следующее. Например, при виде груди матери ребенок понимает, что за этим актом последует вкус молока. Это формирование ассоциации, элементами которой есть один стимул, за которым следует другой.

Соотношение стимула и реакции

Теоретически предложенная Уотсоном и практически обоснованная Павловым идея о том, что стимул равен реакции на него (S - R) была направлена от избавления психологии от "ненаучных" представлений о существовании "духовного, незримого" начала в человеке. Исследования, проводимые на животных, распространялись и на психическую жизнь человека.

Но развитие этой теории изменило и схему "стимул - реакция". Так, Торндайк отметил, что ожидание подкрепления усиливает связь между стимулом и реакцией. Исходя из этого, человек осуществляет действие, если ждет положительного результата или избегает негативного последствия (положительное и негативное подкрепление).

Э. Толмен также считал эту схему упрощенной и предлагал свою: S - I - R, где между стимулом и реакцией находятся индивидуальные физиологические особенности индивида, его личный опыт, наследственность.

Научение с точки зрения бихевиоризма

Бихевиоризм стал основой для развития поведенческого подхода в психологии. Хоть зачастую эти направления и отождествляют, но все же между ними есть существенная разница. Бихевиористский подход рассматривает личность как результат научения, как совокупность представленных внешне реакций, на основе чего формируется поведение. Таким образом, в бихевиоризме имеют смысл только те действия, которые проявляются внешне. шире. В него включены принципы классического бихевиоризма, когнитивного и т. е. исследованию подлежат и внутренние действия организма (мысли, чувства, роли), которые созданы личностью и за которые она несет ответственность.

Бихевиористский подход получил множество модификаций, среди которых самая распространенная - А. Бандуры и Д. Роттера. Ученые расширили понимание человеческого поведения. Они считали, что действия личности детерминированы не только внешними факторами, но и внутренней предрасположенностью.

А. Бандура отмечал, что готовность, вера, ожидания - как внутренние детерминанты - взаимодействуют с поощрением и наказанием, внешними факторами в равной степени. Он также был уверен в том, что человек способен самостоятельно менять свое поведение под воздействием отношения к нему окружающего мира. Но главное - личность может формировать новый план действий путем простого наблюдения за поведением других людей даже без непосредственного их влияния. По мнению исследователя, человек обладает уникальной способностью к саморегуляции своего поведения.

Дж. Роттер, развивая эту теорию, предложил систему прогнозирования поведения человека. По мнению ученого, личность будет действовать исходя из 4 условий: потенциала поведения (степени вероятности поведения на какой-то стимул), ожидания (оценки субъектом вероятности подкрепления в ответ на его поведение), ценности подкрепления (оценки личной значимости реакции на действия) и психологической ситуации (внешней обстановки, в которой может произойти действие). Таким образом, потенциал поведения зависит от совокупности этих трех факторов.

Отсюда социальное научение - навыков и паттернов поведения в социальном мире, которое детерминировано как внешними факторами, так и внутренней предрасположенностью личности.

Бихевиористский подход в политологии

На смену привычному юридическому методу в политологии, изучавшему правовые, политические институты, в 50-х годах пришел бихевиористический. Его назначением стало изучение природы политического поведения людей как граждан и политических групп. Этот метод позволил качественно и количественно проанализировать политические процессы.

Бихевиористский подход в политологии применяется для изучения поведения индивида как части политической системы и побуждающих его к действию стимулов - мотивов, интересов. Благодаря ему в политической науке стали звучать такие понятия, как "личность", "установка", "убеждения", "общественное мнение", "поведение электората".

Основные тезисы

  1. Акцент внимания должен сдвигаться с политических институтов на поведение личности в рамках жизни государства.
  2. Основное кредо: политология также должна изучать непосредственно наблюдаемое с помощью строгих эмпирических методов.
  3. Доминирующий мотив участия в политической деятельности основывается на психологической ориентации.
  4. Исследование политической жизни должно стремиться раскрыть причинно-следственные связи, существующие в обществе.

Представители бихевиоризма в политологии

Основателями бихевиористского подхода к политике являются Ч. Мерриам, Г. Госнелл, Г. Лассуэлл. Они пришли к выводу, что политологии нужны методы "рационального" контроля и социального планирования. Используя идею Терстоуна о связи поведения человека и его установок, ученые адаптировали ее к политической науке и позволили перейти от анализа государственных институтов как основного объекта исследования к анализу власти, политического поведения, общественного мнения и выборов.

Продолжение эта идея нашла в трудах П. Лазерсфельда, Б. Барельсона, А. Кемпбела, Д. Стокса и других. Они проанализировали процесс выборов в Америке, обобщили проявления поведения людей в демократическом обществе и пришли к нескольким выводам:

  • участие большей части граждан в выборах является, скорее, исключением, чем правилом;
  • политическая заинтересованность зависит от уровня образования и доходов человека;
  • средний гражданин, как правило, слабо информирован в вопросах политической жизни общества;
  • результаты выборов во многом зависят от групповой лояльности;
  • должна развиваться на пользу реальным проблемам человека в кризисные периоды.

Таким образом, развитие бихевиористического метода в политологии произвело настоящую революцию и стало предпосылкой для формирования прикладной науки о политической жизни общества.

Бихевиористский подход (бихевиоризм)

Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон(1878-1958) и Эдуард Торндайк (1874-1949) - последний подготовил бихевиоризм идейно, в своих опытах над животными с использованием «проблемного ящика» - ящика с лабиринтами. Американский психолог Уотсон в 1913 г. ввёл в науку термин бихевиоризм, что в пер. с англ. означает поведение. Он заявил, что объективно можно изучать только поведение человека в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определённое поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, считал он, следует изгнать из научной психологии. «Выражение «ребенок боится собаки» для науки не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от неё зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятными могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).

Поведение в бихевиоризме рассматривалось как система реакций на внешнее воздействие, на внешние стимулы. Оно описывалось формулой «Стимул- Реакция» (S-R). Изучалось, в основном, на животных (кошках, крысах, обезьянах, голубях), но выводы бихевиористы распространяли и на человека.

Внутренние мотивы и личностные факторы, влияющие на поведение, - сложные процессы сознания, творческий подход к выработке реакций, характер, - бихевиористами не учитывались, и это был главный недостаток бихевиоризма.

И на человека смотрели, как на большую белую крысу, который бегает в лабиринте жизни, где царит случай. Уотсон считал, что поведение зависит только от воспитания, а наследственность роли не играет. И это роднит его с марксизмом-ленинизмом, который отрицает генетический фактор в поведении.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Франку Кентукоторый в 1928 г. опубликовал книгу, озаглавленную "Political Behavior" ("Политическое поведение"). По Кенту, исследование политического поведения означает "циничный реализм" газетчиков. Герберт Тингштейнспас термин "политическое поведение" для политологии, опубликовав в 1937 г. работу "Political Behavior. Studies in Election Statistics", которая была посвящена выборам в Европе (Dahl R.A. The Behavioral Approach in Political Science //Contemporary Political Thought. - N.Y., 1969. - P. 119-120).

После второй мировой войны произошла так называемая "бихевиоральная революция". Сформировались новые представления о политических процессах, благодаря работам С.М. Липсета"Политический человек", С. Вербыи Г. Алмонда "Гражданская культура", А. Кэмпбела"Американский избиратель".

Основная методологическая установка бихевиорального подхода состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Бихевиоральный подход как попытка обратиться к анализу политического поведения, уходит корнями в 20-30-е годы ХХ в. Эмпирическое направление в политологии, как мы отмечали выше, получило развитие в Чикагском университете США. Это направление подготовило почву для становления бихевиорального подхода после второй мировой войны.

Бихевиоральный подход исходит из двух основных принципов неопозитивизма: верификации и операционализма.

  • 1. Принцип верификации означает, что научную ценность имеют лишь те данные, которые могут быть получены или проверены путем наблюдения или количественного измерения. Бихевиоралисты считают, что такие данные могут быть получены при изучении поведения социальных групп и индивидов. Необходимо учитывать индивидуальные психологические мотивы, эмоции людей. Подлинную теоретическую значимость имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты.
  • 2. Принцип операционализма означает, что любое познание представляет собой совокупность "инструментальных операций", служащих средством обработки, получения, измерения данных. Внимание должно быть сосредоточено на исследовательских процедурах. Политолог - собиратель фактов, его главными исследовательскими инструментами являются социологические методы.

Бихевиоралисты подчеркивают, что в анализе политических явлений применение методов других наук допустимо и необходимо. Они отмечают существование закономерностей в политике, моменты повторяемости, поддающиеся обобщению.

Таким образом, политическая наука, как ее понимают бихевиоралисты, является точной наукой, опирающейся на строгие методы исследования. Бихевиоральный подход акцентирует внимание на том, как человек действует политически и какое значение придает своему поведению. Поведение является первичным.

Ярким примером бихевиорального подхода является исследование поведения во время выборов (voting behavior) - работа П. Лазарсфельдаи Б. Берельсона"The People Choise", в которой проанализированы президентские выборы 1940 года в США. Еще один пример - работа "The American Voiter" А. Кемпбела, Ф. Конверза, Д. Стокса(1956). Ряд подобных исследований значительно углубил понимание демократии и дал описание наиболее характерного поведения граждан в демократическом государстве.

Результаты эмпирических исследований 40-60-х годов показали, что участие большинства граждан в политической жизни является скорее исключением, чем правилом. Политическое участие зависит от образования, уровня доходов. Обычный гражданин, как правило, плохо информирован о политических проблемах. Очень небольшой процент граждан участвует в политике не только в качестве избирателей. Результаты выборов зависят от таких факторов, как групповая лояльность и партийная идентификация.

В конце 60-х- начале 70-х годов монополизм бихевиоралистов в политической науке пошатнулся. Обнаружилась не только сила, но и слабость эмпирических исследований. Уязвимость бихевиорального подхода политологи видели в его нацеленности на описание общества, а не на его изменение. В этот период в США развернулось движение за гражданские права, шла война во Вьетнаме. Однако существующая методология не позволяла оценить эти явления. Политическая наука оказалась вне политики (Ган Д. Политическая наука в университетах США //Советское государство и право. - 1988. - № 9. - С. 121).

В начале 70-х Д. Истонвозвестил о постбихевиоральной революции. Он считает, что важнее понять смысл актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве владеть техникой исследования. Чрезмерное увлечение исследованием поведения ведет к утрате связи с действительностью. Политическая наука должна стать на службу действительным потребностям человека в период кризиса. Изучение и конструктивная разработка ценностей является неотъемлемой частью изучения политики. Политологи несут ответственность перед обществом, и их роль, равно как и всей интеллигенции, состоит в защите человеческих ценностей (Истон Д. Новая революция в политической науке //Социально-политический журнал. - 1993. - №8. - С. 115-129).

Таким образом, Истонпоставил вопрос о макроанализе политики. Это привело к возникновению системного и структурно-функционального подходов в политологии.

Бихевиористский подход.

Для объяснения поведения бихевиоризм использует два основных понятия: стимул (S) и реакция (R); при этом сознание и другие субъективные понятия отрицаются. Бихевиористы стараются иметь дело только с теми фактами, которые можно наблюдать.

Американский психолог Б.Скиннер рассматривает личность как изолированную самость, которой нет места в научном анализе поведения. Для характеристики личности он вводит понятие "паттерн", которым обозначает некоторую совокупность реакций поведения. Личность является суммой паттернов. Каждая индивидуальная реакция основывается на предыдущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер существенно расширил схему образования условных рефлексов И.П.Павлова, предложив модель так называемого оперантного обусловливания - награды за желаемые и наказания за нежелательные реакции. Положительные и отрицательные стимулы, подкрепляющие поведение, регулируют и управляют ею.

Б.Скиннер отрицает спонтанность поведения и ее источников, лежащих вне жизненным опытом человека. Его интересует управления поведением, а не ее прогнозирования.

Гуманистические теории личности.

Одним из основателей гуманистической психологии является американский исследователь К. Роджерс (1902-1990). Он считал, что у каждого человека есть стремление стать компетентной и способной настолько, насколько это возможно для нее биологически. Основным положением его теории является самооценка, представление человека о себе, "Я-концепция", порождаемое во взаимодействии с другими людьми. Но формирование самооценки не проходит без конфликтов, она часто не совпадает с оценкой человека окружающими, и возникает дилемма - принять оценку других, или остаться со своей. Способность к гибкой самооценки, умение благодаря опыту переоценить систему ценностей, возникла раньше, - все это определяется К.Роджерсом как важное условие психической целостности личности и ее психического здоровья в различных жизненных ситуациях.

Благодаря К. Роджерсу явление самосознания и самооценки, их функции "в поведении и развитии субъекта стали важным предметом дальнейших психологических исследований других представителя гуманистического направления психологи США - Г.Олпорт (1887-1967) и А. Маслоу (1907-1970).

Маслоу исследовал проблемы личностного роста и развития. Его теория является своеобразной альтернативой бихевиоризма и психоанализа, которые отрицали творчество, любовь, альтруизм и другие человеческие ценности.

Центральным понятием гуманистической психологии является самореализация.

Изучая выдающихся людей, Маслоу выделил характеристики самоактуализирующейся личности:

1. эффективное восприятие реальности и комфортнее отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. центрированность на задаче, а не на себе.

5. Некоторая потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Мижособистиснисть и опыт внешних состояний.

9. Чувство сопричастности, единения с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Творчество, самоактуализирующейся.

Личность, самоактуализирующейся, не совершенна, она может переживать и негативные ощущения. Самоактуализация - не уход от проблемы, а движение от проблем мнимых и простых к проблемам реальных и сложных.

Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:

1. Полное и самоотверженное переживания жизненной ситуации с повышенной усвидомлюванисть и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на вопросы, возникающие, необходимо искать в себе.

5. Развитие способности "лучшего жизненного выбора", умение верить своим суждениям и интуиции, действовать от соответствии с ним.

6. Развитие своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к "пика переживаний", когда мы полнее понимаем мир и себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.

8. Выявление своих "защит" и работа по отказу от них.

Кроме этого, известна концепция А. Маслоу, в которой он выделяет иерархию фундаментальных потребностей развивающихся от низших к высшим:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в любви и привязанности;

4) потребности в признании и оценке;

5) потребность в самоактуализации.

Уровня самоактуализации достигают не все личности. Характеристиками личности, достигла уровня самоактуализации, является непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, глубина и демократичность в отношениях, независимость, проявления творчества и тому подобное.