Снова делюсь проживаемым опытом. Это будет первая статья из цикла, где я буду делиться с вами самым ценным знанием, полученным на занятиях личностного роста. В данном тексте речь пойдет о мужском начале внутри нас и о мужской зрелости.

Психологи провели опрос людей из разных стран мира. Вопрос звучал примерно таким образом: «Скажите, какие у вас возникают ассоциации от слова «мужчина»?». В результате было выделено 7 символических мужских архетипов: разведчик, защитник, кормилец, генерал-муж, король, целитель и Творец (Дух).

  • именно в таком порядке, здесь важна последовательность этих архетипов;
  • каждый архетип имеет отрицательную и положительную полярность;
  • каждый последующий архетип включает в себя качества предыдущего;
  • чтобы раскрыть в себе качества следующего архетипа, необходимо обладать качествами предыдущих архетипов в положительной полярности.

Итак, давайте разберемся, кто есть кто.

1. Разведчик

Разведчик собирает информацию, которая необходима для выживания и адаптации в мире. Взрослый, хороший разведчик (со знаком плюс) разведывает новые возможности, чтобы получить опыт, умения, узнает много нового, всем интересуется, всего добивается.

Разведчик с минусовой полярностью разведывает во вред себе и окружающим. Например, это младенец, который облизывает колеса у коляски, в которой его катали во дворе, и подошву папиных ботинок. Он тоже стремится к знанию, к новому опыту, но это может быть опасно. Так же это разведчик импульсивный, его действия хаотичны, а иногда он сам забывает, с какой целью отправился в разведку.

2. Защитник

У мужчин есть армия, куда они идут учиться защищать и становиться Мужчинами. Можно даже сказать, что это аналог древнего обряда посвящения, инициации мальчика в Мужчину. Защитник с плюсом успешно оберегает себя и своих близких.

Защитник с минусом либо очень плохо защищает, либо способен защитить только собственную персону (возможно, что сознательно защищает исключительно себя).

3. Кормилец

Мужчина – это всегда кормилец, добытчик, обеспечитель.

Кормилец с положительной полярностью может прокормить себя и свою семью.

У кормильца с отрицательной полярностью семья живет впроголодь, при этом он может, что называется, пахать на трех работах шо глухонемой не поднимая головы, а в семье всё равно нет достатка. Или же это кормилец, который может прокормить только сам себя.

4. Муж-генерал

Только имея в арсенале в положительной полярности качества предыдущих архетипов, мужчина полноценно может быть Мужем, семьянином. Генерал – с той точки зрения, что он стратег и тактик, ведущий свою семью за собой. Муж-генерал с плюсом таким образом ведет «политику» своей семьи, как мини-государства, что семья расширяет свои территории, преумножает благосостояние и уверенно шагает к успеху. Муж-генерал понимает и решает четко сформулированные задачи, без намеков и иносказаний.

Муж-генерал с минусом может быть деспотом, семейным тираном, или же его стратегические и тактические действия оказываются провальными и приносят семье ущерб.

Этот архетип является серединным, знаковой точкой на пути к цельному сознанию. Здесь наступает «новая эра мужчины», переход на другой уровень. Разведчик, защитник и кормилец объединяют собой самые базовые «горизонтальные» качества. Далее идут архетипы, развивающиеся «по вертикали».

5. Король

Король не только обеспечивает всем себя и свою семью, он еще и заботится о «подданных». Кем они могут быть? Прежде всего – это друзья, а так же коллеги, подчиненные, соседи. Для Короля важно распространять своё покровительство за пределы отдельно взятой ячейки общества, делать так, чтобы его приближенным было хорошо.

Минусовой король бывает самодуром, скупым и деспотичным. Либо он король всё больше на словах.

6. Целитель

Шестая ступень мужской зрелости. Этот архетип подразумевает такое качество, как сострадание. Он тонко чувствует и очень восприимчив, имеет глубокое понимание внутреннего мира и умеет выстраивать прочные связи между ним и миром внешним. Целитель обладает знаниями и стремится к их распространению. Рядом с целителем женщина чувствует себя понятой и защищенной. Целитель с положительной полярностью воспринимается, как волшебник, исцеляющий и возрождающий.

В отрицательной полярности целитель становится злым колдуном, который оборачивает все силы и знания на разрушения.

7. Творец (Дух)

Этот архетип – высшая ступень духовного развития мужчины. Творец очень проницателен, он может рассмотреть тайные колебания души своей женщины и других людей, он как связующая ступень между материальным миром и божественным. Творец помогает принимать и проживать эмоции.

В негативной полярности Творец может жестко диктовать, как нужно развиваться, устанавливать свою идеологию, заставляя ей следовать.

Таким образом, целостное мужское начало включает в себя 7 зрелых архетипов. Это актуально как для мужчин, так и для женщин, так как вся наша жизнь схожа с символом «инь-ян»: в мужчине есть часть женского начала, а в женщине – мужского, и сочетаясь, они создают гармоничную личность.

В следующей статье мы рассмотрим 7 женских архетипов.

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО АРХЕТИПА МУЖЧИНЫ

Мир отношений бесконечно велик и безграничен. На протяжении веков такие вопросы, как дружба, влюбленность, страсть, любовь, остаются значимыми для каждого человека. Мир отношений развивается не хаотично, а по законам, по которым живет Природа. В нем установлены строгие правила и порядок. Поэтому человеку, чтобы быть счастливым и успешным в жизни, необходимо знать эти законы.

В древности не существовало ни психотерапевтов, ни консультантов по семейным отношениям, ни сайтов знакомств. Зато были мифы о богинях и богах, служившие “программным обеспечением” человеческого поведения. То же “программное обеспечение” руководит людьми и сейчас. Мифы - метафоры судеб, в их историях мы узнаем знакомые жизненные сценарии, мифы демонстрируют нам наши человеческие взаимоотношения, разыгранные на большой сцене Олимпа. Энергию мифологических божеств в человеческой психике называют “архетипами”. Эта энергия присутствует в психике каждого мужчины и каждой женщин. В разные периоды жизни преобладает тот или иной архетип, служащий движущей силой, направляющий наши действия и поведение и влияющий на наш выбор.

Для женщины «верность богине» связана больше с биологическим (дефлорация, роды, угасание) и социальным: вступление в брак активизирует Геру, поступление в аспирантуру — Афину, возвращение домой к маме — Кору, любовные приключения — Афродиту. Найти способ проявить в себе другую богиню может каждая.

У мужчин смена основных архетипов происходит по-другому . Во-первых, на них не оказывает такого влияния физиологический цикл. Мужчины не меняют свой ведущий архетип просто потому, что поступили в институт или пошли в армию, вступили в брак или постарели. Семья, наличие любовницы, развод, вторая жена не меняют ролевой сценарий мужчины. Им приходится прикладывать определенные усилия не только для того, чтобы перейти от влияния одного архетипа к другому, но и для того, чтобы развиваться внутри своих «родных» и самых значительных сценариев (Аполлон-Дионис, Аполлон-Гадес или Посейдон-Дионис). И лишь какие-то ключевые события, важные для внутреннего мира и самоощущения мужчины способны радикально изменить его жизненный сценарий.

Таким образом, надо помнить, что мужчина свои архетипы выбирает бессознательно в детстве и следует им почти постоянно, или же осознанно меняет в силу серьезных жизненных кризисов. Трансформация, движение к зрелости внутри родного архетипа наиболее вероятна, чем смена!

Итак, рассмотрим мужской Пантеон

Архетипы, действующие в мужчинах представлены в образах богов - олимпийцев: Зевс, бог неба, правитель Олимпа, Посейдон , бог моря, Гадес , бог подземного мира, Аполлон, бог солнца и искусств, покровитель медицины и юриспруденции, Гермес, бог красноречия и торговли, Арес, бог войны, Гефест , бог кузни и ремесел, Дионис , бог вина, виноделия и экстаза.

Архетипы отцов - Зевс, Посейдон, Гадес.

Боги отцы Зевс, бог неба, правитель Олимпа, Посейдон , бог моря, Гадес , бог подземного мира, владеют тремя частями мироздания: небом, морем и подземным миром. Они по-своему самодостаточны и представляют «отцовские» архетипы в душе мужчины. Обычно Зевс и Посейдон развиваются, если человек становится вождем, руководителем или начальником. Гадес (Аид) хоть и является одним из «старших богов», детей в мифологии не породил, и к отцовским архетипам его можно причислить лишь условно. Его история отдельна и исключительна.

Архетип Зевса - это прежде всего роль Отца и Руководителя. Он - тот, кто стоит на вершине большой или маленькой иерархической пирамиды. Он организует всю систему и обеспечивает ее нормальное функционирование. Власть как цель. Стратег. Умелец заключать союзы и маневрировать. В отличие от своих братьев - Посейдона и Гадеса - обладатель легитимной власти. Жена как часть образа. Постоянные любовные интриги на стороне.

Архетип Посейдона это роль вождя, предводителя, атамана, харизматического лидера. Он - тот, кто стоит во главе какого-то сообщества людей и толкает их на разные… дела. Его стимул - желание. Он умеет вдохновлять. Но Посейдон - младший брат, и у него вечен комплекс недолюбленности и от Зевса его отличает крайняя эмоциональность и часто неразумная мотивация. Как буря в океане - стихия, которая сметает все вокруг без всякой видимой причины, которой невозможно противостоять, с которой невозможно договориться.

Гадес (Аид) - Зевс Подземный. Это роль замкнутого отшельника, теневой фигуры и вместе с тем тайного властителя. Живет как бы в потустороннем мире и в реальности относится к окружающим «плоско» и функционально. Аскетичен от природы. Обычно не имеет потомков или не привязан к ним, родительских функций не несет. Но, как правило, он верен некоей общности - роду, идее, верность Родине. Это обычно ощущение себя частью какой-то большой системы. Также является младшим с ревностью к старшему Зевсу, которому досталось больше владений и власти.

Архетипы сыновей - Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис. Аполлон, бог солнца и искусств, покровитель медицины и юриспруденции, Гермес, бог красноречия и торговли, Арес, бог войны, Гефест , бог кузни и ремесел, Дионис , бог вина, виноделия и экстаза.

Боги-сыновья не имеют своих царств и владений. Для них еще наиболее важны отношения с родительскими фигурами.

Аполлон - законник, спортсмен, артист. Это старший сын в олимпийской семье. Он первенец и наследник, с которого спрашивается многое. Ему необходимо быть лучшим, и он постоянно доказывает это. В спорте или искусстве. Это образ хорошего и правильного сына, любимца своей матери и послушного исполнителя в глазах своего отца. Аполлон наследует опору на законы и рациональность своего родителя. Убил даже любовника своей сестры, чтобы не делить с ним внимание семьи. Это очень популярный, культивируемый образ положительного юноши, успешного молодого специалиста, социально адекватного и предсказуемого. Мы его видим как ролевой архетип у мужчин и архетип Анимуса у женщин. Однажды поднял мятеж против отца Зевса, но был наказан. Отбыв срок наказания, Аполлон стал самым умеренным и эмоционально уравновешенным богом Олимпа.

Гермес -э то роль посредника, трикстера, значительно облагороженного в олимпийском семействе. Посредник, шутник, хитрец, ловкач. В греческой мифологии и проводник душ в царство мертвых. Это наш внутренний трикстер, "спаситель" или "провокатор. Непостоянство правил и отсутствие четких ориентиров в семье. Роль младшенького несмышленыша и проказника, часто наличие старшего брата выраженного Аполлона. Фигаро. Труффальдино. Хлестаков. «Прикольный дядька» среди молодежи. Незрелый Гермес - Питен Пэн: «- Осторожно, леди. Никому не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину». Отсутствие четкого социального статуса. Трансформация и зрелость - признание границ и отказ от беспечности. Гермес заключил союз с Аполлоном и его подтверждает сам Зевс. Подключение к мужской линии. От Аполлона Гермес получает жезл и посох проводника, от Зевса - возможность отличать добро от зла, учится ответственности и его признают равным олимпийским богом.

Арес - бог войны. борец, солдат, соперник. Это роль связана с традиционным мачо-возмужанием в патриархатном обществе и в военном братстве многих культур (банда, дружина). Маленький хулиган проходит через этап подростковых и юношеских драк и побоищ, и если остается жив, то становится на службу общества. Охранять и защищать его от врагов, нападать на врагов, делать новых воинов, возвращаться с войны с щитом или на щите. Это образ "военного, красивого, здоровенного".

Нелюбимый сын отца. В детстве или юности может появиться отчим или «приходящий мужчина», который вступает с ним в соперничество за внимание «их» женщины. Способ единения с материнской энергией - обида за мать-Геру, несправедливо задвинутую отцом-Зевсом в тень. Может принять эстафету «защитника» от ушедшего отца (часы в наследство). Легче действовать, чем обдумывать или переживать. Храбрость и решительность вызывают высшее уважение. Женщины как трофей. Воин. Самурай. Агрессия как уход от эмоций. «Но я же тебя не бью! Я вообще после второго развода не таскаю женщин за волосы…». Типичный Арес - тактик, но не стратег. На их силе играют более дальновидные люди.

Контроль за эмоциями, умение их осознавать и отделять — главная жизненная задача ярко выраженного Ареса. Зрелый Арес учится дисциплине, приходит к пониманию «для чего и для кого», обретая смысл служения и самопожертвования, высшую цель защиты.

Гефест - простофиля, изобретатель, чудак. Хилый от рождения. Единственный работающий бог в греческом пантеоне. Хромой и неловкий в обществе, но талантливый и искусный мастер своего дела, бог кузнечного ремесла, преданно любящий свою Афродиту. Часто сын деспотичного отца и матери, презирающей и стыдящейся его с рождения.

Бывает славным добрым парнем, к помощи которого охотно прибегают, но не торопятся отплатить благодарностью. Тем, кто не умеет считать деньги и всегда готов снять с себя последнюю рубашку, пожалев ближнего. Он может не замечать измен супруги и всю жизнь подчиняться капризам своей матушки, веря ей на слово. Но за все это периодически отвечает изобретательным тихим мщением и регулярными истериками. Это и опустившийся юродивый, пьющий добряк со странностями, хирург, ученый «не от мира сего», отшельник-писатель, полярники и метеорологи дальних станций. «Тридцать три несчастья» — это тоже про него. Или же тот единственный Иван-дурак, кому удается разгадать загадку, выполнить задание и совершить нужный поступок.

Дионис - гуру, любовник, пьяница. воплощение экстаза, несущий «перерывы на безумие». В позднем возрасте, после духовного странствия за потерянной частью души, исцелился сам и также исцелял безумие с помощью экстатического танца.

Брошенный матерью (синдром «мертвой», т.е. эмоционально недоступной матери), отвергнутый, но частично признанный в итоге отцом (Зевс спас его от смерти в утробе). Мстил тем, кто не признавал в нем сына Зевса. После странствия добился признания себя богом среди олимпийцев.

Саморазрушитель. Причинение себе боли дает ощущение, что он жив. Уход в измененные состояния сознания дает ощущение, что он — часть чего-то неизмеримо большего. Кажется, это на какое-то время залечивает раны, заполняет пустоту в душе или просто отвлекает от них. Яркие сны. «Шаманская болезнь». Яркий символ материнского комплекса, подросткового отделения от матери с помощью наркотического бунта. Простил и вывел мать из подземного царства бессознательного, отделив ее с образ с реальным человеком, тем самым исцелился от безумия.

Единственный из богов, напрямую связанный с трансформацией. Оргии с безумными менадами (вакханками).

Единственный из богов, взявший в жены смертную земную женщину Ариадну. Ариадна, помогающая найти выход из лабиринта, первой возбудила в нем сочувствие и любовь не к любви, а к конкретной женщине. Дионису важно найти Ариадну в себе.

Тест , приведенный ниже, поможет вам выяснить, архетипы каких богов преобладают в вашей (вашего партнера) психике. Прочтите каждый вопрос. В каждом вопросе могут быть несколько ответов , на которые вы можете ответить положительно. Отметьте все ответы, которые кажутся вам подходящими. Почерпните информацию о своем архетипе (архетипе партнера - настоящего или желаемого.

Тест научно разработан в сотрудничестве с преподавателями МГУ им.Ломоносова и лег в основу моей дипломной работы. В качестве результата после внесения взноса 299р. (форма для внесения появится в конце теста) вы получите:

- персональный подход - я ЛИЧНО просматриваю все результаты и описания

- количество набранных баллов по принадлежности к тому или иному мужскому архетипу

- подробное описание каждого архетипа применительно к жизненным реалиям - сила и слабости

При заполнении обоих тестов (М+Ж) - бонус - особенности формирования отношений в вашей паре.

Начать тест

Жми сюда, если нравится

Какие мужчины бывают, и какие женщины им подходят? Как научиться различать мужчин и принимать их такими, какие они есть…

Сочетание разных стихий одних превращает в полководцев, других в художников и лириков, третьих в ученых, корпящих над научными трудами и пытающихся постичь тайны мироздания, а четвертых в торговцев и учителей. Это четыре основные категории.

Четыре главные стихи управляют миром и наделяют нас каждая своей энергией. Земля дает нам практичность и устойчивость, умение видеть детали и поддерживать чистоту и порядок, умение быть конкретными и рассудительными. Вода наделяет нас эмоциональностью и чувствительностью, состраданием, умением иногда идти за чувствами вопреки логике. Огонь дарит нам творчество и воображение, умение фантазировать и изобретать, способность увидеть те скрытые возможности, которые таятся в каждом новом шаге. Воздух поддерживает в нас способность анализировать и думать, вдохновлять и строить системы, быть волевыми.

Как правило, в человеке присутствуют все стихии, но лишь две из них доминируют, наделяя его определенными свойствами и способностями. Две ведущие стихии формируют определенную категорию.

Категория правителей — это Воздух и Земля. Мужчины , в которых ярко проявлены логика и практичность. Это прирожденные вожаки, они умеют управлять и увлекать за собой. У них сильная воля, они целеустремленны и настойчивы. В их понимании миром правит сила, и они умеют ее проявлять. Они редко терпят поражения, не прощают обид и унижений, ожидая удобного случая, чтобы отомстить. От окружающих они требуют соблюдения порядка. Они сдержанны в проявлении своих эмоций, скрытны и ревнивы. Они склонны следить за каждым шагом женщины и готовы спрятать ее ото всех. Такие мужчины прохладно относятся к собственной внешности, больше обращая внимание на статусность тех вещей, которые им принадлежат.

Категория торговцев — это Земля и Вода. В таких мужчинах преобладает практичность и чувствительность. Эмоциональность проявляется в том, что они прекрасно умеют улавливать настроение других и, точно подыгрывая, добиваться своих целей. Великолепно умеют торговаться, всегда отстаивая свои интересы. В то же время они не склонны к сентиментальности и романтизму. Их основные качества: свобода действии и мышления, стремление следовать собственным импульсам. Они мало предсказуемы, склонны к риску, оптимистичны, решительны и не понимают абстрактных рассуждений. Этому типу мужчин свойственно стремление к власти и славе. Они всегда уверены в себе и своей правоте. Всегда и во всем стараются показать окружающим свое превосходство, но при всем этом общительны и умеют создавать праздник себе и другим. Они обладают прекрасным вкусом и умеют наслаждаться красотой окружающего мира. Очень трепетно относятся к собственной внешности, прекрасно одеваются. Могут то проявлять щедрость, осыпая подарками, то проявлять скупость, даже в мелочах. Они умеют красиво ухаживать, доставляя как чувственное, так и эстетическое удовольствие. Большие любители женщин. Любят разнообразие во всем, постоянно ищут новых ощущений.

Категория творцов — Вода и Огонь. Это мужчины , в которых сильнее всего проявлена чувственность. Чувственность проявляется и в творчестве. Это мужчины , обладающие богатой фантазией, умеющие очаровываться новыми возможностями и устремляться вслед за мечтой. Они умеют создавать новое. Это художники, поэты, архитекторы, актеры, музыканты. Умеют выражать и вызывать нужные им эмоции. Они мечтательны, романтичны и способны на красивые жесты. Такие мужчины абсолютно равнодушны к бытовым мелочам, им не важно, где спать, что есть, во что и как они одеты, но им необходима чья-то забота. Они щедры и скупы одновременно. В их жизни всегда царит творческий беспорядок, но только среди этого хаоса рождаются прекрасные произведения искусства. Они воспевают женщину, но им трудно ее обеспечить. Они готовы посвятить ей всю жизнь, но вряд ли смогут построить для нее дом. Они живут в воображаемом мире, оторванном от реальности, и это позволяет им создавать новые миры. Но чтобы эти миры превратились в реальность, им нужен кто-то, кто откроет их и сможет воплотить в жизнь все их фантазии. Очень изобретательны в постели.

Категория первооткрывателей — Огонь и Воздух. В этих мужчинах сильны логика и интуиции, мужская сила. Это ученые и исследователи. Они всегда готовы бросит
ься в неизведа?
?ное, чтобы открыть законы, управляющие миром. Легко разрушают старое, чтобы создать что-то новое. Их мало волнует, в каком виде их дом, порядок там или беспорядок. Они не обращают внимания на свое здоровье, могут, увлекаясь работой, забывать про еду. Равнодушны к деньгам и способны легко зарабатывать и так же легко тратить. Они плохо разбираются в чувствах, поэтому предпочитают не проявлять их и никого близко не подпускать к своему внутреннему миру. Прекрасно умеют аргументировать свою точку зрения и часто в поисках истины не замечают, как ранят чувства других людей. Они кажутся холодными и сдержанными, но по натуре очень страстные.

Знание того, к какой категории принадлежит мужчина , позволяет лучше понимать его и принимать таким, каков он есть, со всеми достоинствами и ограничениями. Не стоит требовать от художника золотых дворцов, а от прирожденною правителя — проявления сильных чувств.

Каждый мужчина ищет ту энергию, которая дополняет и усиливает его. Например, мужчина , в котором проявлена практичность и логика, будет искать женщину, в которой больше чувственности и непосредственности. А творческий мужчина , в котором чувства как раз в избытке, наоборот, будет искать женщину, в коей преобладает практичность.

Разберем более подробно.

Мужчины-правители ждут от женщины умения быть сексуальной и эмоциональной, быть любовницей и девочкой. В Японии их называли гейшами, в Индии — девадаси, в Греции гетерами, но не важно, какое им дать имя. Их образ — порхающая Разноцветная бабочка. Такие женщины талантливы во многом: они прекрасно поют и танцуют, сочиняют стихи и играют на сцене. Они пластичны, творчески изобретательны. Для них жизнь — это подмостки, и они каждый раз создают новый сюжет, придумывая все, начиная от костюмов и заканчивая репликами. Мужчины из категории правителей благодарны им за это, так как нуждаются, чтобы кто-то наполнил красками и непредсказуемостью их регламентированную и серую жизнь. Эти женщины умеют искренне восхищаться мужчиной и вдохновлять его на новые свершения. И даже если мужчина ворчит, не найдя нужную вещь среди вороха ее безделушек, он готов потакать капризам своей маленькой девочки, а ночью таять от ее умелых ласк. Образ романтичной девочки подходит им больше всего.

Мужчины-торговцы ждут от женщины умения быть рассудительной и сексуальной — королевой (стервой) и любовницей. Такие женщины внешне холодны и недоступны, дьявольски умны, но раскрепощены в постели. Они темпераментны и игривы, но у мужчины всегда остаются сомнения в ее чувствах. Ему кажется, что он участвуют в каком-то эксперименте, но вкус риска лишь добавляет остроты его ощущениям. Даже холодная расчетливость таких женщин и их транжирство не отпугивают мужчин из клана торговцев, а, наоборот, толкают их на проявление щедрости и подарки. Она позволяет мужчине самому выбрать подарок, не навязывая свое желание, полагаясь на его вкус. Она может лишь обмолвиться о том, что ей нравится. Но в тяжелые для мужчины времена такая женщина умеет остановиться и готова умерить свои аппетиты и не требовать ничего. Мужчины-торговцы готовы мириться с причудами своих возлюбленных и их вечным бардаком, с их пренебрежением к уюту и неумением готовить. Их очаровывает горючая смесь независимости, ума, страстности и необузданности. Активные и непредсказуемые, такие женщины держат мужчин в постоянном тонусе, то устраивая кратковременный скандал, то вредничая, но быстро успокаиваясь и уступая. Достаточно спокойно относясь к вниманию других мужчин , мужчины-торговцы больше ревнуют к подругам. Дорогая косметика, ухоженные и накрашенные ногти — это приметы их подруг. Мужчина-торговец обращает внимание на качество и оригинальность. Обтягивающие вечерние платья, постоянная смена туалетов рождают в мужчине-торговце желание, очаровывая его, как новый товар. Женщина — королева — любовница готова танцевать для мужчины , не позволяя ее касаться и тем сильнее разжигая его желание. Она виртуозно умеет переключить мужчину с его проблем, отвлекая его рассказами о моде, о своих чувствах, хваля его достоинства, возвращая ему уверенность в себе. Мужчине также нравится проявление ревности с ее стороны, сильный скандал. Она не позволяет себе в присутствии мужчины проявлять свое плохое настроение.

Мужчины , принадлежащие к творцам, ценят в женщине практичность и логичность (разумность), им важно видеть в спутнице хозяйку и стерву. Такие ж
енщины умеют
создавать уют, поддерживать чистоту, вкусно готовить и разумно вести хозяйство. Они прекрасно управляют своим миром, и порой для них не важно, что их мир — целое государство. Такие женщины основательны и спокойны, сдержанны в проявлении своих чувств. Они ухожены и элегантны. Умение все спланировать и организовать приводит к тому, что они становятся лидерами в семье. Но мужчины-творцы спокойно передают им бразды правления, занимаясь творчеством и не заботясь о бытовых мелочах. Часто проблема в том, что такие женщины все равно ищут сильных и успешных мужчин , в ком проявлены похожие энергии, не понимая, почему такие мужчины не обращают на них внимания. Королевы-хозяйки не хотят тратить свое время на многообещающих художников и писателей, не понимая, что только их усилия и делают этих мужчин знаменитыми. Лишь женщина помогает мужчине достичь тех вершин, которые предначертаны ему судьбой.

Мужчины , принадлежащие к категории первооткрывателей, также ждут от женщины практичности, но в то же время эмоциональности — хозяйки и девочки. Такие женщины обладают прекрасным вкусом, аккуратны. Они предпочитают удобную и практичную одежду, без всяких рюшечек. Прекрасно готовят и шьют. Все спорится в их руках. Они все время чем-то заняты. Их дом всегда блестит чистотой и всегда открыт для гостей. Хозяйки-девочки общительны и жизнерадостны. Готовы поддержать в трудную минуту, успокоить и приласкать. Такие женщины прекрасно улавливают все оттенки настроения мужчины и могут легко подстроиться под него. Мужчина-первооткрыватель благодарен ей за поддержку Я организацию его жизни, за те эмоции, которые она порой на него обрушивает. Но ему важно видеть в ее глазах восхищение веру в него. Она ведет все дела, но всегда дает ему возможность чувствовать себя главным. Она оставляет за ним последнее слово, но это не значит, что сделает так, как он сказал. Она позволяет мужчине править, мягко и нежно управляя им.

Слово «архетип» имеет греческие корни. В переводе с этого языка оно означает «прообраз». Учеником З. Фрейда Карлом Густавом Юнгом была разработана теория архетипов. Этот швейцарский исследователь переработал психоанализ. В результате данное направление обогатилось целым комплексом сложнейших идей, пропитанных мифологией и философией, теологией и археологией, а также рядом других областей знаний.

Основу теории составляет предположение Карла Юнга о том, что душа человека включает в свою структуру три компонента. Это личное, бессознательное, а также коллективное бессознательное. Первое из них, или эго, является сознанием. В бессознательном содержатся воспоминания. Среди них имеются и такие, которые в свое время были подавлены. Уникальнейшим компонентом является коллективное бессознательное. Карл Юнг считал, что данная часть души представляет собой форму психологического наследования. В ней содержится весь опыт и знания, присущие человеку как биологическому виду.

Определение термина

Работы К. Юнга и до настоящего времени остаются для многих загадочными и не до конца понятными. Причиной этому является необычный стиль его психологической теории, который большинством воспринимается не столь однозначно. если рассматривать теорию Юнга с точки зрения ценности, то она является бесценной.

Так что же такое архетип? Данный термин довольно часто встречается в мифологии. В работах с проведением теоретического анализа его первым начал использовать швейцарский психиатр К. Юнг. Однако он придал этому термину значение, отличное от его конкретного перевода. Архетипы в интерпретации Юнга являются не чем иным, как начальными схемами различных образов, которые воспроизводятся на бессознательном уровне и активизируют наше воображение. И только впоследствии все это находит отражение в снах и мифах, в фантазиях и верованиях человека, в искусстве.

Важно понять, что архетипы - это вовсе не образы, а всего лишь схемы. Их еще называют возможностью и психологической предпосылкой.

У Юнга архетипы обладают формальной характеристикой. Первая из них может проявляться в том случае, когда определенный образ проникнет в сознание и начнет наполняться жизненным опытом. Сам Юнг считал, что благодаря мифотворчеству происходит определенная трансформация. Она и способствует превращению понятия в образ. Порой подобное происходит при невольных высказываниях, относящихся к душевным событиям и носящих, как правило, бессознательный характер.

Несмотря на то что архетип представляет собой нечто бессодержательное, формальное и обобщенное, он обладает определенными свойствами. По мнению специалистов, исходя из уровня своей эмоциональной насыщенности и отчетливости, такие начальные схемы способны увлечь и впечатлить человеческую природу. И только после этого рождается художественный первообраз, столь необходимый для творчества.

Кроме этого, по утверждению Юнга, человечество наследует архетипы. Другими словами, первообразы представляют собой коллективное бессознательное наследие.

Архетип может быть рассмотрен с точки зрения концепции или символа. При этом он объединяет в себе психику, тело, образы и инстинкты. Принадлежность человека к тому или иному архетипу оказывает существенное влияние на его мировоззрение, жизненный сценарий и позицию. Прообраз, доминирующий в психике индивида, задает ему определенный тип мышления, становясь той моделью поведения, которая определяет дальнейшую судьбу личности. Почему мы говорим о доминирующем архетипе? Да потому, что в человеке их может быть не один, а два или три. При этом они находятся в постоянном соперничестве друг с другом. Присущие индивиду архетипы управляют своим носителем. Они определяют направление его деятельности, область интересов, а также приверженность определенным идеалам.

В своей теории Юнг дал описание мужских и женских архетипов. Знание и тех, и других весьма полезно для изучения человеком своего внутреннего «Я», часто скрытого от нас на подсознательном уровне. В этой статье мы рассмотрим мужские архетипы.

Классификация

Мужская сила может рассматриваться в качестве кристалла, имеющего семь граней. То же самое можно сказать и о коллективном бессознательном сильной половины человечества. Мужских архетипов в психологии существует также семь. И те представители сильной половины человечества, которые знакомы с теорией Юнга, могут заметить в себе эти прообразы и начать управлять их основными направлениями. Такая внутренняя работа может проводиться для разрешения имеющих место внутренних конфликтов, а также для приобретения навыков и умений, способствующих направлению энергии индивида в правильное русло. Все это позволит мужчине достигнуть наивысшего уровня гармонии личности и стать успешным в семье, в бизнесе и в социуме.

В перечень мужских архетипов входит:

  1. Воин. Данный прообраз означает стремление к победе и к совершенству.
  2. Монарх. Он означает стремление к обеспечению достойного менеджмента, а также способность брать на себя ответственность.
  3. Купец. Такая личность способна на создание красивых комбинаций, которые ею создаются словно играючи.
  4. Крестьянин. В характере подобной личности существует стремление к упорядоченной и стабильной работе.
  5. Философ. Такие мужчины постоянно учатся новому и пытаются отыскать смысл в том, что происходит в настоящий момент.
  6. Монах. Эти личности стремятся служить великой идее.
  7. Слуга. В таких индивидах обнаруживается стремление к служению людям.

Каждый из перечисленных выше мужских архетипов проявляется в индивиде исходя из сложившейся ситуации. Рассмотрим эти прообразы подробнее.

Воин

Этот архетип дает человеку силы, позволяющие ему бороться с трудностями. Помимо этого, мужчина получает стремление побеждать, здоровый азарт и желание в достижении намеченного результата.

Архетип Воина обладает ресурсом, позволяющим отстаивать личную позицию, а также вставать на защиту собственного дела и соратников. Такой человек охраняет свою семью, которой приносит добытые им трофеи.

Порой случается, что у мужчины-Воина нет той идеи, ради которой ему необходимо бороться. В таком случае данный ресурс начинает в нем постепенно угасать. При этом подобный процесс может разрушить психику индивида.

Сила Воина никому не дается без конфликтного характера. При этом она формирует некое «чувство территории». В бизнесе подобный архетип станет тем ресурсом, который заставит мужчину идти на покорение новых ниш и на захватывание все больших рынков.

Человек, обладающий силой Воина, очень ревнив. При этом он вполне может изменить своей любимой, не относя это к духовному предательству. Сила Воина делает мужчину в сексуальном плане хорошим любовником, наделяя его обаянием. Во время близости такие люди страстны и интенсивны, словно в бою, но при этом не способны прочувствовать потребности женщины. После проведенного полового акта мужчины, принадлежащие к архетипу Воина, как правило, сразу же засыпают.

К своим детям такие отцы проявляют интерес лишь после того как малыши начинают их узнавать. Предпочтение эти мужчины отдают в основном мальчикам. Ведь в будущем они также могут стать Воинами.

К 30 годам мужчинам с таким архетипом просто необходимо достижение признания и успеха. Ведь после этого возраста Воины растрачивают ресурс, способствующий их социальной адаптации, из-за чего становятся негибкими. Тем не менее такие мужчины убеждены, что заслуживают большего и способны на большее, а люди и социум не позволяют им добиться этого. При этом после 30 лет силы на то, чтобы «взять все желаемое самому», уже иссякли. Так и происходит тот кризис, который имеет место в среднем возрасте. Уже после 40-45 лет сила Воина проявляется в форме раздражительности, конфликтности, а порой брюзжания и ворчания.

Монарх

Данный архетип способствует формированию в мужчине стремления к власти. При этом он является источником честолюбия и мотивации, помогая совершить восхождение по карьерной лестнице. Кроме этого, данный ресурс в значительной мере позволяет усилить организационные способности индивида.

Мужчина с архетипом Монарха обладает самоощущением правителя. Тем не менее применяемые им стратегии для достижения власти непредсказуемы. Они будут зависеть от того, насколько доминирующей явится сила других архетипов.

Мужчины-Монархи очень любят покровительствовать. Они с радостью принимают комплименты, высказанные в их адрес.

В отличие от Воина, сила Монарха с годами только возрастает. К 30-40-летнему возрасту таким мужчинам необходимо обладать собственной недвижимостью, а также иметь рядом тех, кем можно командовать и за кого необходимо возлагать на себя ответственность. Одним из основных испытаний для таких мужчин становится предательство и заговор приближенных. Однако, перейдя в формат игры, Монархи всегда одерживают победу над своими недоброжелателями.

Купец

Данный архетип наделяет индивида особенной силой. Она способна проявиться в различных направлениях и охватить все сферы психики, начиная от инстинкта и заканчивая разумом.

Архетип Купца позволяет человеку достичь небывалых высот не ценой огромных волевых и физических усилий, а мимоходом и вроде бы играючи. Основным оружием таких мужчин является не пистолет или кинжал, а здравый смысл, чувство юмора, артистизм, обаяние и творческое мышление. Купеческая харизма оказывается настолько сильной, что противостоять ей человеку становится просто невозможно. И это работает даже тогда, когда все понимают, что произносится полная чушь. Тем не менее собеседнику будет нравиться, как Купец делает это. Таким образом, данный архетип позволяет мужчине стать гением общения. Он манипулирует людьми и влияет на них, причем делает это весьма охотно, получая от процесса истинное удовольствие. Однако подобной властью над собеседником он вовсе не наслаждается.

Мужчине-Купцу дана удивительная способность притягивать к себе деньги. При этом он всегда верит в здравый смысл, в свою Звезду и Удачу. Он способен врать, глядя на собеседника честными глазами. Быть убедительным ему помогает то, что в такие моменты он сам начинает верить в произносимое. Мужчину с архетипом Купца всегда тянет к риску, авантюрам и приключениям.

Крестьянин

Данный архетип позволяет мужчине быть невероятно надежным, предсказуемым, последовательным, работоспособным, выносливым и терпеливым. У него наблюдается любовь к различным материальным ценностям и прагматизм. Кроме этого, такие мужчины экономны и жадноваты. Среди их жизненных направлений непременно присутствует то, согласно которому они следуют традициям «поднимать своих детей», после обязательно «выводя их в люди».

Архетип Крестьянина указывает на невероятно хозяйственного и пунктуального мужчину, который педантичен, бережлив, и очень любит порядок. Все его действия направлены на обеспечение семьи и детей. Он делает все ради продолжения своего рода, а также поддержания Жизни.

Мужчина с архетипом Крестьянина обладает ресурсом, дающим ему силы для усиления трудолюбия. Они помогают ему работать методично, спокойно и терпеливо, чтобы сделать запасы впрок. При этом мужчины-Крестьяне непременно заботятся о тех, кто находится рядом с ними, берегут материальные ресурсы и деньги, а также всегда стремятся к порядку в делах.

Люди, обладающие подобным архетипом, живут своим умом. Учиться они предпочитают на ошибках других. В жены они всегда выбирают для себя женщину, которая выше их по социальному статусу.

Философ

Что характерно для тех мужчин, которые принадлежат данному архетипу? Для того чтобы двигаться вперед, им нужно философское обоснование их деятельности. Данный ресурс способствует постоянному совершенствованию индивида. В своем деле он стремится достичь состояния Мастера.

Архетип Философа приносит в жизнь мужчины жажду исследования, изучения нового и познания. Такие люди во всем стремятся докопаться до самой сути. У них есть желание объяснить те явления, которые происходят в природе, обществе и в жизни, а также заняться созданием собственной теории. При этом они стремятся обучать других людей, мечтают о создании своей школы и ищут последователей, чтобы им передать полученный опыт.

И даже встретив мужчину-Философа, ставшего бомжом, от него можно услышать стройную теорию, касающуюся самореализации человека в этом мире.

Каковы у таких людей отношения с женщинами? Для Философов важно, чтобы их возлюбленные играли для них роль ученицы. Только в этом случае мужчины с этим архетипом смогут научить свою спутницу жизни делать и поступать правильно. Успешные, образованные и умные женщины не для них. Ведь таких и учить-то нечему.

С годами ресурс Философов постепенно нарастает. После сорока лет им важно иметь возможность обучать других и преподавать. В пятьдесят они готовы писать мемуары.

Монах

Мужчина, обладающий данным архетипом, имеет ощущение высокого предназначения, служения и выполнения собственной миссии. Такие люди уникальны благодаря духовной обусловленности. Также для архетипа Монаха характерна самодисциплина, самоограничение и самодостаточность. Такой прообраз позволяет мужчине воспользоваться огромным ресурсом психологической резистентности в виде устойчивости к стрессовым факторам. При этом действия Монаха не зависят от мнения окружающих. Такой мужчина не привязывается к людям, но при этом обязательно придерживается определенной идеи. Именно поэтому переубедить Монаха очень сложно.

Может ли быть женщина счастлива с таким мужчиной? Да, но это произойдет лишь в том случае, когда она станет всецело поддерживать его служение идее, а также мириться с потребностью своего спутника жизни часто оставаться в одиночестве.

Слуга

Данный архетип дает мужчине силу понимать то, что невозможно подчинить, а также подчиняться этому. Такой индивид всегда смиряется перед обстоятельствами.

Архетип Слуги позволяет человеку быть достойным подчиненным, честно выполняющим свои обязанности. На какое-то время эти люди забывают том, что они хотят, и делают только то, что надо.

Те мужчины, у которых сила Слуги блокирована или ничтожно мала, никогда не смогут сделать серьезной карьеры. В жизни им ставят только клеймо «бунтарь».

Определение типа личности

Помимо описанных выше существует и множество других архетипов. Сам Юнг называл их количество бесконечным.

Как выяснить тип личности? Для этого понадобится пройти тест на мужской архетип. Существуют онлайн-опросники. В них предлагается ответить на 20 вопросов, которые направлены на выявление психотипа личности. Пройти такой тест понадобится приблизительно за 5 минут. После этого можно будет получить оценку, указывающую на то, к какому архетипу принадлежит мужчина.

Женские и мужские архетипы

Существуют четыре основных аспекта женской и мужской самости, и каждый относится к одной из четырёх функций сознания.
Самость становится целостной, когда все эти различные аспекты развиваются независимо и в конечном итоге интегрируются в пределах каждого индивида.
Женская Самость. Каждая женщина - область воплощения женской энергии желаний и инстинкта. Это архетип природы и жизни, земного и эротического. Существует четыре аспекта женского потенциала, относящиеся к четырём функциям сознании: Мать (аффект); Принцесса (эмоции); Амазонка (интеллект); Жрица (интуиция). Как женская сфера компенсирует мужские характеристики, так же и женственность дополняет мужественность. Женоподобный эмоциональный мужчина, живущий с амазонкоподобной женщиной, не такая уж и редкость. Преимуществом такого мужчины является то, что любая соматическая патология у него протекает более благоприятно, что характерно в целом для женщин по сравнению с мужчинами.
Мужская Самость. Является воплощением логики, интеллекта, духа сознания. В архаических сообществах этот принцип менее развит, чем в цивилизованных сообществах. Так называемый современный человек стремится к сверх дискриминации, тоталитарности, быстро становится, обладая властью, излишне критичным и несправедливым, морализирует и сбивается с пути в сухую интеллектуализацию. Этот процесс повторяется вновь и вновь в каждом последующем поколении. В мужской Самости существует четыре основных аспекта реализации, каждый из которых относится к одной из четырёх функций сознания: Отец (аффект); Вечный Юноша (эмоции); Герой (интеллект); Маг (интуиция).
АРХЕТИПЫ СЕМЕЙНОГО КРУГА
1. Мать. Защитный материнский образ женщины, её домашние качества - содержание дома, приготовление пищи, создание уюта, способность быть любящей и внимательной. Коллективный социальный аспект женственности. Для женщин этого круга важно раскрыть и развить именно протективную сторону женственности. Прототип Геи и Деметры в Греции, Исиды в Египте, Кали в Индии. Объективная истина природы
Великая Мать, Мать-Земля. Этот архетип эквивалентен Мудрому Старцу и представляет женскую целостность, или потенциальную целостность. Его нельзя путать с женским потенциалом, которым является материнство. Таким образом, фактически рождённые дети могут помочь развивать материнский аспект характера. Однако это не обязательно, т. к. данный аспект личности является внутренним и духовным и может культивироваться по-разному, в частности, при отсутствии детей он может реализоваться в педагогическом поведении. Характер в данном архетипическом пространстве становится целостным, интегрируя различные аспекты женственности.
Ужасная Мать. Собственническая, деструктивная сторона материнства, которая может возникать в результате гиперпротективного понимания матерью своей роли. Такая мать сдерживает рост индивида, его развитие и формирование независимости. Мать, удерживающая ребёнка около себя со сверхпротективной любовью, может появляться в снах детей в анималистической и деструктивной форме; или же это может быть сон самой матери с хрюканьем, напоминающим свинью, или нытьём, напоминающим волка. Сон может изображать ужасный аспект действительно возвращая к воспоминаниям о наказаниях матерью в детстве. Вероятно, угрожающий сон может быть символической защитой от инцеста.
Архетипом Ужасной Матери является также образ разгневанной богини, например Кали.

2. Отец. Фигура является воплощением авторитарности, закона, порядка, социальных обычаев, паттернов поведения, связанных с обществом а также мужской защиты. Реально существующий отец у каждого вносит свой вклад в формирование образа идеального отца. Эту роль может принимать на себя дедушка.
Великан-Людоед. Ипостась амбивалентная отцу. Собственнический отец, угрожающий индивиду. Любые проблемы, имеющие отношение к дисциплине, в период непослушания, когда следует подчиниться в результате опасений наказания. Эти представления могут быть перенесены на взаимоотношения с реальным отцом, но в случае, когда индивид не признает существования в себе архетипа Отца. Если он способен видеть проблемы в себе (включая потенциал отца), он способен переводить негативный и деструктивный аспекты данного архетипа во что-то позитивное. Соответствует Сатурну, пожирающему своих детей.

Семейный Круг ассоциируется с цветами земли: чёрным, коричневым, зелёным. Базисным переживанием является сенсация (аффект), то есть тяготение к внезапному и неожиданному изменению обстоятельств. Реакция поведения на сенсацию также носит характер вспышки. Характерен вообще повышенный интерес к сенсационным происшествиям.
Потребность в сенсации важна для предвидения неожиданных событий - качество важное для семьи. Носители ядерных форм таких архетипов предрасположены к сердечно-сосудистым заболеваниям, а также аффективным психозам. К символике этого круга относится дерево, земля как таковая, дом. Цвета зеленый и коричневый. Основной стихией является земля.

АРХЕТИПЫ ЮНОШЕСКОГО КРУГА
3. Принцесса. Данное качество женщины базируется на любви и личном взаимоотношении. Это мифологема флиртующей девушки. Качества непосредственности и теплоты, свойственные для этого образа, постепенно развиваются и созревают. Образ, ожидающий любви через страдания (Спящая Красавица) и самопожертвование, которые эквивалентны мужской инициации.
Соблазнительница. Привлекательные исторические персонажи в сновидениях, преимущественно греческие или римские, а также японские гейши. Соблазнительница, сирена, образ эротических фантазий, гетера.
4. Юноша. Мужской эквивалент Принцессы. И так как он содержит юношеские компоненты, то может являться источником дальнейшего роста в Героя и в конечном итоге в Мудрого Старца, воплощая, таким образом, все аспекты Самости. Динамика архетипа возможна только через преобразования и боль инициации.
Бродяга. Странник, бродяга (известный собиранием сплавного леса в сновидениях). Образ, воплощающий влияние жизненной энергии, окончание периода мальчишества.
Охотник. Пытливая любовь к приключениям в противовес терпению, самопожертвованию и преданности.
Главными психическими характеристиками круга являются эмоции настроение, которые зависят от обстоятельств. Основная стихия - огонь, цвета - красный, оранжевый.

АРХЕТИПЫ ГЕРОИЧЕСКОГО КРУГА
5. Амазонка. Олицетворение интеллектуальных качеств в женщине. Если это основной компонент характера женщины, тогда она будет карьеристкой и компаньоном мужчины.
Женщина-охотница. Это тип карьеристки, которая травит мужчину. Такая мифологема развивается, если женщина фрустрирована в своих притязаниях, которые она в этом случае проецирует на определенного мужчину, или если женщина терпит неудачу в развитии других важных сторон женственности.
6. Герой. Смелость и инициатива индивида, его воля. Этот агрессивный мужской принцип является универсальным и амбивалентным, он лишь наполняется социальным звучанием. Чаще героизму, в отличие от злодейства, приписывают черты альтруизма.
Злодей. Данный архетип воспринимается как эгоистический. В символах этой системы позитивная идея воскрешения используется как орудие пытки и избиения людей; даже любовь в этом архетипе реализуется в некрофилическом аспекте.
Основными психическими функции круга является интеллект и расчет, базисной стихией - воздух. Цвет - белый и любые пастельные тона воплощающие растворение цвета в белом.

АРХЕТИПЫ МАГИЧЕСКОГО КРУГА
7. Жрица. Этот аспект женственности встречается довольно редко. Как основная функция он теоретически должен угасать после пубертата, но женщины, которым удается его культивировать, становятся выдающимися. Внутренний мир для них является большой частью реальности, они стараются реализовать его в творчестве. Великая жрица соответствует богине ночи Исиде (Юноне) - второй аркан Таро.
Ведьма или колдунья. Примитивная, неразвитая интуиция, отделяющая женщину от целостной духовной сферы. Ведьма как фигура в сновидениях может относиться к негативным аспектам женственности, особенно к Ужасной Матери. Её магическая интуитивная власть воспринимается окружающими как нечто деструктивное.

8. Мудрый Старец. Общий архетип для целостной Самости мужчины. Мудрый Старец часто появляется, когда индивид или герой сновидений находятся в безнадёжной, отчаянной ситуации, из которой может вывести его только дух, часто оживляя ресурсы энергии бессознательного. Он часто является источником вдохновения и энтузиазма, проницательности и понимания окружающих.
Трикстер/Чёрный волшебник. Данная фигура столь же неуловима как и интуиция. Фигура ниспровергателя, пересмешника, разрушителя ценностей, бога Ханумана, Локи, вероятно соответствующая Ивану-дураку и Буратино (Джокер). Для архетипа характерно некое высшее понимание ценностей на уровне неразделённости добра и зла. Идеология злого волшебника, который, тем не менее, заставляет обратиться в мир добра.

Эти четыре группы архетипов составляют своеобразный генетический концентрат культуры. Рождаясь с одинаковым набором архетипов, мы, вероятно, можем говорить о некой предрасположенности к реализации конкретного осевого архетипа, который и проявляется под воздействием среды. Однако характер редко бывает столь кристаллизован, что в нём проступает один архетип. Осевой архетип подобен судьбе, которая, хотя и предначертана, всё же может быть модифицирована человеком именно благодаря тому, что он может реализовывать другие архетипы. Вероятно, между архетипическими конструкциями существует противодействие, которое в свою очередь может быть источником развития.
Стрелки показывают, что противопоставление архетипов, которое, кстати, может в обыденной жизни выступать как недоверие к носителям конкретных психологических и поведенческих качеств других людей, одновременно является источником трансформации одного архетипа в другой. То есть трикстер может становиться отцом, а юноша героем, и наоборот. Эти преобразования связаны как с инициацией и, следовательно, индивидуацией, так и со стрессом.
Вполне вероятно, что в различные периоды истории отбор отдаёт предпочтение конкретным архетипам, то есть существует время Героев,Отцов смейств, путешественников или юных мечтателей. Литературные персонажи, герои, популярные в конкретные исторические времена, воплощают те свойства эпохи, которые соответствуют потребности популяции в специфическом осевом поведении. Вчера это может быть образ бедной и обманутой девушки, завтра - юноши, который в 16 лет стал командовать дивизией.
Между тем основоположники великих религий воспринимаются как личности, которые прошли все или почти все центральные архетипы и интегрировали их в неповторимое единство. Мудрость обычно и понимается как умение понять все архетипические конструкции, в то время как величие воспринимается как умение привести их к общему знаменателю.