Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора "холод ная война" , появившаяся впервые на страницах английского журнала "Трибюн" осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б. Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У. Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.
Однако "декларацией", или провозглашением, "холодной войны" традиционно считаются два исторических факта: речь У. Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о "железном занавесе" и советской угрозе, а также обнародование "доктрины Трумэна" (март 1947 г.) - американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его "сдерживание". Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя в конечном счете к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.
Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 1945-1948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.
В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой "народной демократии" наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенным с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны "народной демократии" к СССР, т.к. последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.
В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.
Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И. В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советско-югославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советско-югославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах "народной демократии" под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в "титоизме". В период 1948-1949 гг. были репрессированы в Польше - В. Гомулка, М. Спыхальский, 3. Клиш-ко; в Венгрии Л. Райк и Я. Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т. Костов, в Албании - К. Дзодзе и многие другие. В 1950-1951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против "югославских шпионов". Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р. Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода "мероприятия", проходившие в конце 1930-х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран "народной демократии" и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к т.н. «социализму».
Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия "Плана Маршалла", названного так по имени госсекретаря США Дж. Маршалла - одного из "отцов" идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.
После этого участниками "Плана Маршалла" стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военно-политического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать "воздушный мост", который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германия и 7 октября Германской Демократической Республики.
Конец 1940 - начало 1950-х гг. стали кульминацией "холодной войны". В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И. В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (1950-1953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.
Смерть И. В. Сталина, случившаяся в разгар "холодной войны", способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества т.н. "социалистических" государств Европы и Азии, - с другой, за мировое господство.
Проверьте себя
Раздел Германии на два государства произошел: 1) в 1945 г.; 2) в 1948 г.; 3) в 1949 г.; 4) в 1953 г.?
Кто из названных писателей подвергся особенно резкой критике со стороны властей в 1946-1953 гг.: 1) А. Ахматова; 2) М. Шолохов; 3) М. Зощенко; 4) К. Симонов?
Какие из названных событий, явлений относятся к понятию «холодная война»: 1) подписание Антикоминтерновского пакта; 2) политическая конфронтация СССР и США; 3) советско-югославский конфликт 1948-1953 гг.; 4) война в Корее в 1950-1953 гг.?
Назовите основные политические репрессивные кампании послевоенного времени: 1) «дело Промпартии»; 2) «ленинградское дело»; 3) «процесс Тухачевского»; 4) «дело врачей».
1939 – 1935 отношения между ведущими державами складываются под влиянием двух факторов.
В основе первой тенденции было осознание мировым сообществом необходимость взаимодействия государств для обеспечения мира и безопасности, сотрудничества при решении международных проблем экономического, социального, культурного, гуманитарного характера.
Второй тенденцией стало доминирование двух сверхдержав: СССР и США.
Удельный вес США в мировом промышленном производстве к концу войны составил 60%. США после 2МВ сосредоточили в своих руках
После 1945 года началась холодная война – глобальное военно-политическое противостояние СССР и США.
Бывший премьер-министр Великобритании Черчилль в марте 1946 года, выступая в городе Култон, призвал к объединению всех демократических народов для защиты своей свободы.
В марте 1947 президент США Трумэн в послании конгрессу определил сдерживание СССР и союзных ему политических сил в качестве жизненно важного интереса для обеспечения безопасности США.
Основными направлениями холодной войны стали:
- Гонка вооружений
- Разработка и размещение новых видов оружия массового поражения, наращивание их количества
- Противостояние военно-политических блоков
- Прямое военное противостояние в локальных войнах
- Психологическая война, то есть подрывная пропаганда и поддержка оппозиции
- Ожесточенное противоборство разведок и специальных служб
- Борьба за влияние в странах третьего мира
Основные вехи холодной войны:
План Маршала. В 1947 государственные секретарь США Джордж Маршал представил план помощи странам Европы.
Германия была поделена на 4 оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. В январе 1948 года Англия, Франция и США объединили свои зоны в Тризонию. В апрели 1948 года СССР ввел контрольный режим на автостраде и ж/д. В июне 1948 года советская военная администрация запретила ввоз в Берлин денежных знаков и грузов из Тризонии. В течении мая-октября 1949 года оформился раздел Германии на либерально-демократическое государство западного типа – ФРГ и ГДР – государство с социалистической ориентацией. Дипломатические отношения между СССР и ФРГ установились лишь в 1955 году. Восточный Берлин был провозглашен столицей ГДР. В результате в 1961 году восточногерманские власти при посредничестве Советского Союза возвели стену, разделившую город на две части.
4 апреля 1949 года в Брюсселе представители 12 стран (США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия) подписали североатлантический пакт, создав НАТО. В 1952 году к альянсу присоединилась Греция и Турция, в 1955 году – ФРГ.
В 1949 возникает СЭВ – совет экономической взаимопомощи.
Кульминационным моментом холодной войны стал Карибский кризис 1962 года. 1 января 1959 на Кубе произошла революция, направленная против диктаторского режима американского ставленника Бастисты. Лидер кубинской революции Кастро заявил о социалистическом характере революции, о своих марксистко-ленинских взглядах и ориентации на СССР.
Первый кризис – в условиях 1 мв
Второй – 2мв
Третий – кубинская революция
СССР тайно решил разместить на острове Свободы 42 атомные ракеты среднего радиуса действия 2000 км. На Кубе находилось 40 000 советских солдат и офицеров. Американское руководство объявило об экономической блокаде Кубы. В октябре 1962 года США приготовились нанести мощный удар по Кубе. Над территорией Кубы в ночь с 27 на 28 октября советской ракетой был сбит американский самолет-разведчик. Пилот погиб. В результате начавшихся переговоров Советский Союз убрал все атомные ракеты с территории Кубы, а США отказались от планов вооруженной агрессии в отношении Кубы и размещения собственных атомных ракет на территории Турции.
После Карибского кризиса в 1963 году был подписан договор о запрещении испытаний атомного оружия в трех сферах: на земле, под водой и в космосе. Этот договор подписали США, СССР и Англия.
В след за США в 1945 СССР в 1949 – ядерное оружие. Великобритания впервые провела испытание ядерного оружия – 1952, Франция – 1960, Китай – 1964, Индия – 1974, Пакистан – 1998. Северная Корея – 2006. Израиль не комментирует наличие у него ядерного оружия.
1968 год подписан договор о нераспространении ядерного оружия.
Планы послевоенного устройства
Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР, США и Великобритании в Тегеране, Ялте и Потсдаме, а также на совещании руководителей США, Великобритании и Китая в Каире были согласованы вопросы о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности. Союзные державы решили оккупировать Германию, Италию и Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Они постановили предать главных военных преступников суду Международного трибунала. Территориальные захваты Германии, Италии, Японии и их союзников, осуществленные в З0-е гг. и в период второй мировой войны, аннулировались. СССР, США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванию Румынии. Чехословакия согласилась передать Советскому Союзу Закарпатскую Украину, где преобладало украинское население.
Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе (Одра и Нисса). Восточная граница Польши должна была проходить по границе с Западной Украиной и Западной Белоруссией, вдоль линии Керзона. Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Более 6 млн. немцев и венгров, проживавших на территориях, отошедших к Польше, Чехословакии и СССР, выселили с прежнего места жительства. Германия и ее союзники должны были уплатить репарации странам, ставшим жертвами фашистской агрессии.
Репарации (лат. восстановление) – возмещение побежденным гос-вом причиненного им материального ущерба в денежной или какой-либо иной форме. Выплата репараций предусматривается после окончания войны в мирном договоре.
Великобритания, США и СССР решили освободить из-под власти Японии все территории, «которые она захватила при помощи силы», и ограничить японский суверенитет четырьмя главными островами. Корее была обещана независимость. Северо-Восточный Китай (Маньчжурия), остров Тайвань (Формоза) и другие китайские острова, захваченные Японией, предполагалось возвратить Китаю. Советскому Союзу возвращался Южный Сахалин и передавались Курильские острова, до 1855 г. принадлежавшие России. С согласия китайского правительства, СССР должен был получить в аренду военно-морскую базу в районе городов Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь) на Ляодунском полуострове Китая.
На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Англии было достигнуто соглашение о разделительной линии между советскими и англо-американскими войсками, действующими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территории к востоку от этой линии, за исключением Греции, освобождались советскими войсками; к западу от нее - англо-американскими.
Аналогичная разделительная линия была намечена в Корее. Северную Корею (к северу от 38 параллели) освобождали советские войска; Южную Корею - американские.
Первоначально разделительные линии мыслились как временная военная мера, но вскоре они превратились в фактическую границу между советской и англо-американской сферами влияния.
Многие согласованные между СССР, США и Англией меры были проведены в жизнь еще в ходе войны при заключении перемирий с бывшими союзниками Германии - Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, - а также в результате безоговорочной капитуляции Германии и Японии. Их полное осуществление предполагало послевоенное сотрудничество между тремя великими державами антифашистской коалиции - Советским Союзом, США и Великобританией, однако после окончания войны и ликвидации опасности со стороны фашистского блока противоречия между ними значительно обострились.
Сталинское руководство Советского Союза, исходившее из идеи о неизбежности грядущей победы социализма над капитализмом, рассчитывало установить свой контроль в странах, освобожденных Советской армией, постепенно ликвидировать там капиталистические порядки и, таким образом, нанести мощный удар мировой капиталистической системе.
В свою очередь, американские правящие круги намеревались, - как заявил президент США Г. Трумэн в послании конгрессу 19 декабря 1945 г., - «сохранить свою роль руководителя всех наций». Считая, что победа возложила на Америку «бремя постоянной ответственности за руководство миром», они стремились помешать переходу стран Центральной и Восточной Европы под контроль Советского Союза; хотели не допустить распространения социализма на новые территории. Создание в каких-либо странах дружественных Советскому Союзу правительств руководящие деятели США и Великобритании считали «советской экспансией» и пытались остановить ее.
В первые послевоенные годы совместные решения держав антифашистский коалиции еще проводились в жизнь, но отношения между Советским Союзом, Великобританией и США быстро ухудшались, постепенно превращаясь из союзнических во враждебные.
Образование ООН
Важным событием международной жизни первых послевоенных лет было создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой являлось поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.
По предварительной договоренности между СССР, США и Великобританией, достигнутой на конференции глав трех великих держав в Ялте, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявившие войну Германии и другим странам фашистского блока. Конференция приняла Устав ООН, зафиксировавший важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательство во внутренние дела других государств, разрешение международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы. В Уставе указывалось, что международное сотрудничество должно осуществляться в духе «уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Согласно Уставу, руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея, т.е. собрание всех членов ООН, где каждая страна имеет один голос, периодически собирается на сессии, которые рассматривают общие принципы международного сотрудничества и проблемы, связанные с поддержанием международного мира и безопасности. Решения Генеральной Ассамблеи носят не обязательный, а рекомендательный характер, но обладают высоким международным авторитетом. Совет Безопасности, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, принимает решения, обязательные для членов ООН. Совет Безопасности состоит из постоянных и непостоянных членов. Постоянными членами являются пять великих держав: СССР, США, Великобритания, Китай, Франция. Непостоянные члены, в число которых первоначально входило шесть стран, избираются Генеральной Ассамблеей сроком на два года. Решения Совета Безопасности действительны лишь при условии единогласия всех его постоянных членов (право вето).
В ООН действуют Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемым Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с правом переизбрания еще на один срок. Кроме того, при ООН существует ряд международных специализированных организаций, в том числе завоевавшая большой авторитет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). День вступления в силу Устава ООН - 24 октября 1945г. - ежегодно отмечается как день ООН.
В 1945 г. членами ООН стало 51 государство - участники конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока - Германия, Япония, Италия и их союзники - сначала не допускались в ООН. Затем количество членов ООН значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигло 83. Постепенно ООН стала наиболее авторитетной международной организацией, играющей крупную роль в деле сохранения мира, предотвращения ядерной войны, борьбы против колониализма, защиты прав человека.
Доктрина Трумэна и план Маршалла
Наряду с «атомной дипломатией», важной составной частью американской доктрины «сдерживания коммунизма» являлась экономическая и военная помощь другим капиталистическим странам. Первым официальным шагом в этом направлении была доктрина Трумэна, сформулированная в послании президента Трумэна конгрессу США 12 марта 1947 г. Ссылаясь на просьбы, полученные от правительств Греции и Турции, Трумэн объявил о предоставлении этим странам военной и экономической помощи для борьбы с коммунизмом в размере 400 млн. долл. В Грецию и Турцию посылались американское вооружение и военные советники, там создавались американские военные базы.
Доктрина Трумэна касалась не только Греции и Турции. По существу, она носила мировой характер. В ней прямо указывалось, что политика Соединенных Штатов должна состоять в поддержке всех народов, борющихся против коммунизма. В соответствии с этим принципом Соединенные Штаты поддерживали китайское правительство Чан Кайши, которое до 1949 г. вело гражданскую войну в Китае, а также оказывали постоянную экономическую и военную помощь правительству Южной Кореи.
Особое внимание правящие круги США уделяли странам Западной Европы, где, по их мнению, в результате войны и послевоенного кризиса возникла «угроза коммунизма». Американское правительство разработало специальный план помощи странам Европы, который был оглашен в выступлении государственного секретаря США Дж. Маршалла. 5 июня 1947 г. Маршалл говорил, что пережившая множество бедствий Европа «должна либо получить существенную дополнительную помощь, либо встретиться с экономическими, социальными и политическими испытаниями угрожающего характера». Он заявил, что Америка готова оказать Европе безвозмездную помощь, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».
Советское правительство усмотрело в плане Маршалла «план закабаления Европы», имеющий целью «реставрировать власть капитализма в странах новой демократии», укрепить империализм и фашизм, подготовить новую империалистическую войну. Исходя их таких представлений, Советский Союз отказался участвовать в плане Маршалла, даже не обсуждая его конкретных условий. Под нажимом СССР план Маршалла отвергли все страны Народной демократии, а также Финляндия. Только Чехословакия сначала согласилась принять план Маршалла, но через несколько дней по требованию СССР отказалась от него. Напротив, 16 капиталистических стран, в том числе такие крупные, как Англия, Италия и Франция, выразили готовность получать американскую помощь и создали для этой цели специальную постоянную международную Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). (Кроме Англии, Италии и Франции в число 16 государств входили Бельгия, Голландия, Дания, Люксембург, Швеция, Норвегия, Исландия, Ирландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В 1949 г. к ним присоединилась Западная Германия).
В течение 1948 года члены ОЕЭС заключили с США двусторонние соглашения об условиях получения помощи по плану Маршалла. В обмен на американские поставки продовольствия, сырья, промышленных товаров и оборудования они обязывались предоставлять правительству США информацию о состоянии своей экономики, снабжать США дефицитными материалами, не допускать продажу «стратегических товаров» Советскому Союзу, поощрять американские капиталовложения. В каждую страну направлялись специальные американские миссии, контролировавшие выполнение плана Маршалла. Средства от продажи американских товаров, полученных по плану Маршалла, могли расходоваться только с согласия этих миссий.
План Маршалла действовал 4 года: с 1948 по 1952 г. За это время США поставили в Западную Европу оборудование, промышленные товары и продовольствие на сумму около 17 млрд. долл. Ежегодные расходы по плану Маршалла составляли в среднем около 1% валового национального продукта США. Наибольшую долю поставок получили Англия (2,8 млрд.), Франция (2,5 млрд.), Италия (1,3 млрд.) и Западная Германия (1,3 млрд. долл.). Поставки по плану Маршалла дали мощный импульс развитию экономики западноевропейских стран, но на определенное время увеличили их зависимость от США и способствовали консолидации, консервативных сил.
Попытку применить замысел плана Маршалла к бывшим колониальным и зависимым странам предпринял президент Трумэн. Четвертый пункт его послания от 20 января 1949 г. содержал обещание использовать научные и технические достижения Америки «для развития и процветания слаборазвитых стран». По образцу плана Маршалла получатели помощи должны были заключать с США особые двусторонние соглашения, причем помощь оказывалась лишь в том случае, если американский президент считал, что она укрепит «безопасность США». За три года, с 1950 по 1953 г. американскую помощь по «программе 4-го пункта» получили 37 развивающихся стран, в том числе такие крупные, как Индия и Индонезия.
Американское правительство поддерживало правительство Чан Кайши в Китае, но китайская народно-освободительная армия, действовавшая под руководством Коммунистической партии, разгромила его войска. Чан Кайши укрылся на острове Тайвань под охраной американского флота.
Послевоенное устройство мира. Сложность и противоречивость развития советского общества
В послевоенный период сложилась новая расстановка политических сил на мировой арене . Ликвидировано германское могущество в центре Европы и Японии – на Дальнем Востоке, истощены силы Великобритании и парализованаФранция после четырех лет немецкой оккупации. Начался распад колониальной системы. На авансцену мировой арены вышли две новые сверхдержавы – СССР и США, могущественные в политическом и военном отношении.
После войны сложился новый – биполярный мировой порядок , т.е. утвердилась двухполюсная структура международных отношений в виде противостояния двух общественно-политических систем. США объявили себя защитниками свободного мира, капитализма, а СССР – оплотом мира, демократии и социализма. Стержневым приоритетом стала жесткая конфронтация с внешним врагом двух блоков – НАТО и ОВД (Организация Варшавского Договора). В контексте противостояния двух полюсов сформировался блок неприсоединившихся стран. Весь мир был разделен на сферы влияния и интересов. Понятия «Восток» и «Запад» приобрели идеолого-политическое измерение. Когда обозначились крупные революционные перемены в странах Африки и Азии, то линия США и других стран Запада была направлена на оттеснение левых сил, придерживающихся «социалистической ориентации», и сохранение освободившихся стран в орбите «свободного мира». СССР же стремился максимально расширить «сферу социализма», насаждая «советскую модель». СССР сумел создать собственную сферу влияния, над которой был установлен жесткий контроль. Однако сталинскому руководству не удалось распространить влияние СССР в Средиземноморье, на Ближний и Средний Восток. Жесткая конфронтация, противостояние осложнялось новым военно-стратегическим фактором – наличием у лидеров блоков ядерного оружия.
В послевоенный период сложилась новая структура мирового порядка: две супердержавы – вершина пирамиды, за ними – Англия, Франция и Китай, которые наряду с СССР и США входили в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, далее страны, имеющие меньший вес в решении международных проблем.
А теперь в рамках биполярного миропорядка рассмотрим тенденции мирового развития к интеграции и разъединению, демократизации и насилию. Еще в 1944 г. создаются международные экономические организации – МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Они влияют на формирование мирового хозяйства, мирового рынка. Кстати, СССР участвовал в работе конференции Бреттное-Вудс при их создании, но соглашений не ратифицировал, то есть не стал членом этих организаций. Объединяющая роль была присуща и плану Маршалла (плану американской помощи Европе). Напомним, что в обсуждении плана Маршалла принимали участие СССР и страны Восточной Европы. Документы архива показывают, что в высшем руководстве страны шла острая дискуссия по поводу возможности принятия плана. Как тогда не было, так и теперь нет однозначной оценки отказа СССР, а под его нажимом – стран Восточной Европы, от участия в плане Маршалла. Этот план приняли 18 стран Европы и постепенно формировалось экономическое европейское сообщество. Страны, не участвующие в этих организациях, процессах, постепенно выталкивались на периферию мирового хозяйства и в итоге несли серьезный урон, т.к. их экономический механизм не приводился в соответствие с правилами, действующими в мировом экономическом общении, не продвигались по пути конвертируемости денежной единицы, не входили в мировую валютно-кредитную систему. Обязательным условием членства в этих организациях являлось признание и внедрение рыночной экономики в разных модификациях, как наиболее эффективной. Страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) ориентировались на интеграцию коллективной замкнутости, на изоляцию от мирового рынка.
После окончания войны набирала силу тенденция к демократизации . В целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами в 1945 г. была создана ООН . Специализированные учреждения ООН, такие как Всемирная организация здравоохранения , Юнеско, Детский фонд были созданы в 1946 г. для разработки санитарных правил, улучшения санитарного состояния внешней среды, борьбы с особо опасными болезнями, для сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, для помощи детям. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В 30 статьях декларации изложены права и свободы человека с целью обеспечения признания и уважения, удовлетворения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.
Однако набирала силу и тенденция к насилию, «холодной войне» . Причины возникновения «холодной войны» многие отечественные и зарубежные историки усматривают в гегемонистских устремлениях И. Сталина и Г. Трумэна, в действиях Запада, направленных на изоляцию СССР в послевоенном мире и устремлениях СССР в этом направлении. Как показатели ее начала, чаще всего называют два выступления: Сталина – в феврале 1946 г. о том, что «капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений и необходимо гарантировать страну от всяких случайностей»; и У. Черчилля в марте 1946 г., в котором он провозгласил «крестовый поход» против СССР, стран Восточной Европы, выдвинул программу англо-американского мирового господства. Если говорить о причинах происхождения «холодной войны», то прежде всего это столкновение интересов; а также узел противоречий на Ближнем и Среднем Востоке.
Это «иранский» и «турецкий» кризисы 1945–1946 гг. Это раскол Европы, Берлинский кризис 1948–1949 гг. Корейская война (1950–1953 гг.) – кульминационный момент в «холодной войне», мир был близок к третьей мировой войне. Своеобразным символом «холодной войны» стало возведение Берлинской стены (1961 г.). Во время Карибского кризиса (1962 г.) мир вновь оказался на грани мировой ядерной войны. Период с 1945 г. по конец 80-х и начало 90-х гг.в можно назвать состоянием мира с форсированной гонкой вооружения, «балансирующего на грани воины». Изолированность, неосведомленность друг о друге, тенденциозный подбор информации, целевая психологическая обработка массового сознания сформировали «образ врага», конфронтационное мышление. В настоящее время историки, используя документы архивов, устанавливают, какие возможности были упущены в политике между СССР и США, где были сделаны неверные шаги, втянувшие мир в жесткую конфронтацию, которая подрывает экономическую стабильность, доверие между народами, а в ядерный век создает смертельную опасность для человечества.
Послевоенный мир реализовал различные модели экономического развития . Так, в Западной Германии был сделан переход (после 12 лет национал-социализма) от тоталитарного режима и централизованных методов управления к социальной рыночной экономике. Приоритетом экономической реформы, предложенной вице-канцлером Л. Эрхардом, было развитие отраслей, работающих на потребительский рынок. Реформа создавала условия, побуждающие людей вложить деньги в инвестиции. Все запреты были сняты, предложена гибкая налоговая система. По плану Маршалла, привлекались внешние инвестиции. Конкуренция, свобода предпринимательства, поощрение личного интереса принесли свои плоды. Страна получила эффективную экономику и достойный уровень жизни, открытое индустриальное общество. Социально-рыночная модель экономики в разных модификациях, как наиболее эффективная, становилась доминирующей на планете и, соответственно, шла дальнейшая эволюция буржуазно-демократической политической системы. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм (политика гибкого государственного регулирования экономики, осуществляемая, как правило, социалистическими и социал-демократическими партиями). В политическая жизнь на Западе у власти периодически сменяли друг друга буржуазные консерваторы и неолибералы (социалисты).
Страны Восточной Европы пытались осуществить модель демократического социализма : различные формы собственности (государственная, коллективная, частная), демократия, а не диктатура пролетариата; многопартийность, множественность идеологий; экономическая самостоятельность предприятий с выходом на внешний рынок. Но Сталину уже в 1948 г. удалось им навязать авторитарный строй и командно-распределительную экономику. За послевоенные годы эти страны добились определенных результатов в экономическом и научно-техническом росте, хотя и нажимными, антидемократическими методами. СССР помогал им в восстановлении народного хозяйства, но в дальнейшем экономически они начали эксплуатировать СССР, поскольку сотрудничество, интеграция в рамках СЭВ велись на невыгодной для советского государства основе.
Таким образом , для послевоенного устройства мира был характерен процесс формирования нового мирового порядка. В итоге сложился биполярный конфронтационный мир, две новые сверхдержавы, блоковое противостояние. Главной чертой послевоенного мира стало балансирование на грани войны.
Победа предоставила СССР возможность выбора: развиваться вместе с развитыми странами Запада или опустить «железный занавес», обрекая страну на изоляцию, и сохранить без изменения довоенную модель. Возможность перемен, реформ существовала сразу после войны, в 1945 г. Контакты офицеров и солдат с Западным миром во время войны давали возможность сравнивать жизненные условия, реальнее относиться к действительности. Имела место тенденция перестройки мышления, демократического обновления общества, свободы. В «верхах» моделировалась перспектива развития страны. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР, в 1947 г. проект новой программы ВКП(б). В них содержался ряд прогрессивных положений: в формах собственности господствующей признавалась государственная, но допускалось мелкое частное хозяйство крестьян и кустарей. В ходе обсуждения документов было предложено: децентрализовать экономическуюжизнь, дать больше прав наркоматам, местным властям, ограничить сроки пребывания на руководящих должностях, выдвигать на выборах в Советы несколько кандидатов и др. Оба документа обсуждались только в узком круге ответственных работников и появление в этой среде либеральных идей говорило о новых настроениях части руководства – Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина, Г.К. Жукова и др. Сомнения в целесообразности сложившейся административно-командной экономики возникли у экономистов Л.Д. Ярошенко, А.В. Савиной, В.Г. Венжера и др. Они отстаивали использование товарно-денежных отношений, а не приказно-волевых методов. В письмах рядовых граждан в ЦК партии обосновывалась необходимость преобразования государственных предприятий в акционерные, предлагалось колхозникам дать возможность свободно продавать продукцию по рыночным ценам и др. Оценка ЦК этих документов: «вредные взгляды», «в архив».
И.В. Сталин по-своему определил перспективу развития общества . На приеме в Кремле 24 мая 1945 г. он замечает, что советский народ «верил в правильность политики своего правительства... И это доверие оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу... над фашизмом». В выступлении перед избирателями в феврале 1946 г. он оправдывает политику индустриализации, коллективизации и репрессий. В законе о пятилетнем плане на 1946–1950 гг. крайне высокие темпы восстановления промышленности шли вразрез с идеей сбалансированного развития экономики. В проекте новой программы ВКП(б) партия зафиксировала цель: в течение 20-30 лет построить в СССР коммунизм и решить основную экономическую задачу – в течение 15-20 лет превзойти главные капиталистические страны по производству на душу населения. Об утопичности этих установок говорит соотношение между промышленным потенциалом СССР и США в 1945 г. – 1:4. В книге Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.) был обоснован возврат к модели развития 30-х гг. Сталин возражал против любой уступки рынку, он считал, что категории деньги, цены, стоимость, себестоимость и др., при социализме действуют формально, а денежные платежи в ближайшей перспективе должен заменить продуктообмен. Переход к коммунизму он сводил преимущественно к административным мероприятиям в сфере распределения.
Декларируемая утопия противоречила объективной реальности, где имели место и успехи, и неудачи. Благодаря героизму народа довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г.; восстановлены многие города. Но в 1949 г. последовал пересмотр четвертого пятилетнего плана и принятие сверхволюнтаристских установок экономического роста, преимущество отдавалось тяжелой индустрии. В промышленности фазы роста (1947–1948 гг.) и «перегрева» (1949–1950 гг.) сменялись фазой явного замедления (до 1954 г.). Сдвиг капитальных вложений в пользу тяжелой индустрии (88% из 100%) подорвал базу легкой промышленности, работающей на потребительский рынок. Тяжелая промышленность развивалась к тому же на основе устаревших решений, без учета технологических достижений и новшеств, созданных в мире. Огромного прогресса добилась металлургия, но без внимания остались химия и нефтехимия. В топливно-энергетическом балансе мир предпочтение отдавал нефти, газу, а СССР – углю. Развитие транспорта, связи, дорог оставлено в запустении.
Очень непростая ситуация сложилась в сельскомхозяйстве . После засухи и голода 1946 г., в 1947 г. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, и последовал впечатляющий рывок в развитии. Но в последующие годы темпы роста оставались очень низкими, и только в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Размер обязательных поставок села государству ежегодно возрастал. Укрупнялись колхозы (с 1950 г.) и одновременно значительно уменьшались индивидуальные наделы, сократилась натуральная оплата на трудодни. На все вводились высокие налоги. В деревне не было паспортов, пенсий, профсоюзов.
В 1947 г. в СССР, первой из стран Европы, была отменена карточная система на продукты питания, но одновременно повышены цены на потребительские товары более чем в три раза (к уровню 1940 г.), а зарплата рабочим снижена на 50%. Затем ежегодное сезонное снижение цен на молоко и мясо подавалось как забота о человеке и имело большой политический эффект. Но даже в 1952 г. эти цены были выше довоенного уровня. Одновременно с отменой карточек правительство вводит жесткую денежную реформу (введен обмен новых денег на старые в среднем в соотношении 1:10), хотя была возможность избрать более «мягкий» вариант. Действовавшая экономическая модель не позволяла разрешить жилищный кризис.
Сложные процессы шли и в духовной жизни . В первые годы после победы у трудящихся доминировала мысль «главное – война позади», а послевоенные трудности временные. Однако на рубеже 1947–1948 гг. в массовом сознании был исчерпан лимит «временности» трудностей. Уже налицо были успехи послевоенного восстановления. И реакция людей на жесткие решения властей становилась более резкой. В 1947 г. произошло массовое дезертирство (29 тыс. рабочих) с шахт Кемеровской области. Усилилась критика властей, но власть проигнорировала исторический шанс реализовать реформы и встала на путь жесткого курса, репрессий.
Проискам «врагов», «шпионов» были приписаны все трудности послевоенных лет. Напомним, что в постановлении 1946 г. ЦК партии обрушился на журналы «Ленинград» (выговор), «Звезда» (закрыт) за то, что они – проводники «идеологии чуждых партий», особенно после публикаций произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Критике были подвергнуты некоторые фильмы, в том числе вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна, как «безыдейные». За «формализм» были подвергнуты критике композиторы (в 1948 г.) С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Хачатурян. Интеллигенцию обвиняли в космополитизме, генетику и кибернетику называли лженаукой.
С руководящих постов в центре и на местах устранялись люди, известные реформаторскими взглядами. По руководящим кадрам нанесло удар «ленинградское дело». Особенностью нового этапа кадровой чистки было нагнетание антисемитизма. Позорной провокацией против медицинской интеллигенции было «дело врачей». В январе 1953 г. пятнадцать известных медиков были обвинены в убийстве Жданова, в покушении на жизнь военачальников Конева, Василевского, Штеменко. Продолжалась травля ученых. В 1947 г. был арестован доктор медицинских наук, всемирно известный ученый, заместитель наркома здравоохранения, ученый секретарь АМН СССР В.В. Парин. Он вышел из тюрьмы в 1953 г., стал одним из основоположников космической медицины. В ход вновь была пущена машина страха, преследования, расправы. В результате чрезвычайных мер в стране были задушены все ростки политической оппозиции – реальные и потенциальные. Либералов уничтожили. В странах «Восточного блока» насаждали послушных Сталину лидеров. Дело шло к новой волне террора. Конец этому положила 5 марта 1953 г. смерть Сталина.
1945 г. в Потсдаме. Была окончательно согласована система оккупации Германии; предусматривалось, что верховная власть в поверженной стране будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.
Острая борьба разгорелась по поводу западных границ Польши. Под нажимом западная граница Польши устанавливалась вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кёнигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, другая часть Восточной Пруссии отходила к Польше.
Неудачей закончились попытки США поставить дипломатическое признание некоторых стран Восточной Европы в зависимость от реорганизации их правительств. Таким образом, фактически была признана зависимость этих стран от СССР. Три стороны подтвердили свое решение предать суду главных военных преступников.
Успешное в целом для СССР решение важных политических проблем было подготовлено благоприятной международной обстановкой, успехами Советской армии, а также заинтересованностью союзников во вступлении СССР в войну с Японией.
Образование Организации Объединенных Наций (ООН).
ООН была создана на завершающем этапе Второй мировой войны на конференции в Сан-Франциско, начавшей работу 25 апреля 1945 г. Приглашения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав: СССР, США, Великобритании и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение для представителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовали 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция завершила работу.
Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угроз применения силы. Устав провозглашал также равноправие всех людей, уважение прав человека и его основных свобод, необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств.
B качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.
Устанавливалось, что ежегодно будут проводиться сессии Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводилась Совету Безопасности ООН, состоящему из четырнадцати членов. Пять из них считались постоянными (СССР, США, Великобритания, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каждые два года. Важнейшим условием явился установленный принцип единогласия постоянных членов Совбеза ООН. Этот принцип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по отношению к какой-нибудь стране или к группе стран.
Начало «холодной войны».
Уже к концу войны резко обозначились противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влияния в нем обеих сторон. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монополия на ядерное оружие позволяли ему надеяться на возможность решительного изменения расстановки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разработан план военных действий против СССР (операция «Немыслимое»): У. Черчилль планировал начать Третью мировую войну 1 июля 1945 г. совместной атакой англо-американцев и формирований немецких солдат против советских войск в Германии. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного военного превосходства Красной армии от этого плана отказались.
Вскоре обе стороны перешли к политике балансирования на грани войны. В 1947 г. американский журналист У. Липпман назвал эту политику «холодной войной». Поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром стала речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в военном колледже города Фултон (США) в марте
г. Черчилль призвал «мир, говорящий по-английски», объединиться и показать «русским силу». Президент США Гарри Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вызвали беспокойство, который назвал речь «опасным актом». СССР активно усиливал свое влияние не только в занятых Советской Армией странах Европы, но и в Азии.
Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира.
В 1947 г. отношения между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа лежала в развалинах. В этих условиях росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва подобных настроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Маршалла). Условием предоставления помощи стало ее использование под контролем США. Это было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехословакия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла.
С целью укрепления советского влияния осенью 1947 г. создается Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ) - подобие распущенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от первоначально принятого им курса на переход восточноевропейских стран к социализму парламентскими методами. Правительства коммунистов в 1гг. пришли к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. До этого коммунисты получили власть в Югославии, Болгарии, Албании. В 1949 г. победой коммунистов завершилась Гражданская война в Китае. Коммунисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее. Так сложился социалистический лагерь.
Несмотря на колоссальные внутренние трудности, СССР оказал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. в основном преодолеть послевоенную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития создается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в социалистических странах (странах народной демократии) проводились репрессии против ряда деятелей, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. Лишь правителю Югославии Иосипу Броз Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разрыва отношений СССР с Югославией в 1948 г.
План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальнейшему разделению мира на две противостоящие друг другу части: Восток и Запад (биполярный мир).
Первые международные кризисы.
В 1948 г. США приняли решение закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерманское государство. Экономический раскол Германии определило введение в обращение западно-германской марки. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на укрепление своих позиций в Восточной Германии. Советские войска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с западной оккупационной зоной. В ответ на это был создан «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, выделенная для оккупационных войск союзников).
Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 8 мая 1949 г. Парламентский совет под руководством Конрада Аденауэра принял Конституцию Федеративной Республики Германия (ФРГ). 20 сентября 1949 г. Аденауэр представил парламенту первый состав нового государства. 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР).
Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлантический договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.
Корейская война.
После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и американскую зоны оккупации. Когда советские и американские войска были выведены, и северное правительство коммуниста Ким Ир Сена, и южное правительство Ли Сын Мана стремились распространить свою власть на всю Корею.
25июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска пятнадцати стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев американцы дошли до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее стороне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала и советская авиация (советские истребители сбили 1097 самолетов противника, американцы уничтожили 335 советских самолетов).
В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала толчок новому этапу гонки вооружений.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие решения приняла Потсдамская конференция?
2. Когда была создана ООН? Каковы были ее цели? Какие пункты были включены в Устав ООН?
3. Что такое «холодная война»? В чем были ее причины?
4. Что такое биполярный мир? Как он сложился?
5. В чем состояли причины и последствия Берлинского кризиса?
6. Почему началась Корейская война? Каковы были ее итоги?
7. Была ли неизбежной «холодная война»? Свой ответ аргументируйте.