Заочное знакомство с семьей Никитиных для меня началось с книги "Мы, наши дети и внуки", подтолкнул меня к этому кризис 3 лет, как его называют и частые болезни ребенка с тех пор, как мы пошли в садик. С момента рождения ребенка я старалась дать ему все самое лучшее - грудное молоко, качественную пищу после года (все пюре готовила сама на пароварке-блендере из деревенских продуктов), физическое развитие (плавали в ванной с 1го месяца, делали каждый день массаж и гимнастику для малышей, высаживались над непромокаемыми пеленками с месяца, над тазиком с 3х) и умственное развитие (развивающие игры, чтение вслух детских книг с момента как ребенок начал держать головку лежа на пузике, постоянное общение с ним с момента рождения). За свои усилия я была вознаграждена здоровым веселым ребенком, опережающим в развитии сверстников, с которым можно обо всем поговорить и договориться. С 1,5лет у моего ребенка был богатый словарный запас, он уже знал все буквы(причем специально я ни по какой методике не занималась), в 1,9 говорил логичными взрослыми предложениями, по шведской стенке без поддержки ребенок научился лазить раньше, чем ходить. До 2,5лет мы вообще не болели, но случилось так что в 2,5 пришлось делать операцию, вроде бы и несерьезную, но под общим наркозом. Наркоз, антибиотики, стресс в больнице от уколов - после нее нам пришлось долго восстанавливаться, ребенок стал похож на маленького старичка - грустный, серьезный. Я так радовалась, когда снова начались шалости, что не заметила как шалости переросли в кризис 3 лет. Ребенок постоянно требовал от меня внимания, играть и даже смотреть мультики в одиночку не хотел, почувствовал себя главным членом семьи и ни на какие уговоры не поддавался, началась пора капризов плюс снизился иммунитет после больницы и мы проболели все лето, не успев еще пойти в садик. А уж в садике эпопея продолжилась по полной... Я чувствовала себя загнанной в угол и не могла понять, в какой момент все пошло не так. Год назад ребенок с удовольствием играл со мной, а я с ним, мы легко договаривались без ультиматумов и капризов, с удовольствием учились всему новому, а теперь в одночасье все стало по-другому. Каюсь, в какой-то момент глядя на детей своих подруг, которые смотрели часами мультики, послушно играли в одну игрушку, не знали частей тела и букв, но зато вообще не требовали внимания со стороны мам, я пожалела о раннем развитии, которое требовало от меня все больше времени и усилий.

Вот в таком растерянном состоянии я начала искать способы восстановить здоровье ребенка и к счастью мне попалась книга Никитиных (хотя до этого момента у нас давно была игра "Сложи квадрат" Никитина, который мы с удовольствием собирали, но видимо время еще не подошло и я не проявила интереса ни к другим играм, ни к самому автору). Извиняюсь за долго предисловие, но без него я считаю, что картина была бы неполной.

Прочтя книгу "Мы, наши дети и внуки" старого издания я была в восторге от смелости авторов в воспитании собственных детей, с глубокой болью думала какие ошибки я совершила и как много упустила за эти 3 года, а ведь они самые главные в жизни ребенка. С воодушевлением говорила мужу, что дети могут быть совершенно послушными если им не потакать с самого рождения и удивлялась КАК?! Лена Никитина не побоялась довериться своему мужу, не вмешаться в его процесс воспитания, кажущийся диким со стороны обычных людей. Ведь материнское сердце все-таки постоянно переживает о детях, как не ошибиться, не навредить... Вот такое однобокое восприятие их методики у меня сложилось. Эта книга все-таки более "мужская", этакий гимн методике воспитания Никитиных с показом достижений и открытий, но без эмоциональной окраски. Хотя первая книга и называется "Правы ли мы?" в самой книге стоит далеко не вопрос, а огромный восклицательный знак и всю ее пронизывает гордость не за себя (какие молодцы придумали методику), а за своих детей и их возможности. Но на их сайте есть отрывок из дневника, который не был опубликован в книгах, и в нем видно насколько трепетно и с большой любовью относился Борис Павлович к своим детям, они не были для него "материалом для научно-педагогических экспериментов" как считали многие, все что он делал с ними, даже ошибки которые допускал в воспитании он делал для них и из большой любви, в чем я убедилась прочтя другие книги Никитиных.

Книгу Я учусь быть мамой. Л. А. Никитина я прочитала на одном дыхании, для меня настолько близкими оказались мысли и чувства, передаваемые автором, хотя у меня пока всего один ребенок, а не семеро.

У меня она в старом издании, маленькая брошюра меньше половины формата А4 с микроскопическим шрифтом, но зато с невероятно большим смыслом и жизненным содержанием.

Заметьте, автор в ней всего лишь делится своим опытом воспитания семерых! детей, а не призывает всех поступать точно так же, как в ее семье. Неоднократно она извиняется за высказывание своих мыслей перед теми, для кого они кажутся прописной истиной и слишком наивными, в то время как для нее (да и для меня) они стали настоящим открытием, основанным на своем опыте.

Без тени смущения и лукавства откровенно рассказывает о жизни своей семьи, о том что Никитины такие же живые люди, у которых бывают и несогласия, и конфликты. И что нельзя слепо следовать по их пути, а в первую очередь нужно чувствовать свое сердце и своего ребенка.

Вся семья должна в первую очередь основываться на любви и уважении. Никого не хочу обидеть, но если вы вышли замуж не за того человека и внутри вашей семьи негармоничные отношения, то можно сколько угодно выгонять детей на снег, заставлять лазить их по шведским стенкам и обклеивать комнаты развивающими плакатами, оставаясь при этом сторонними наблюдателями или хуже того - осуждать то, что у них не получается. Здоровее и умнее они от этого не станут, хорошо еще, если не навредите.

Итак в первую очередь - любовь к себе, к мужу, к своим детям. И тогда Вам будет легко и интересно заниматься со своими детьми любым делом и любой игрой.

Во вторую - доверие, человек создан по подобию Божьему и ваш ребенок не исключение. Доверьтесь ему, иногда он знает что ему нужно делать лучше и раньше Вас, не обрезайте ему крылья и не загоняйте в рамки!

В третью - труд, объединяющий семью. И не важно, что Вы будете делать - лепить пельмени, мыть пол или вешать картину. Делайте это вместе с детьми, не отнимайте у маленьких исследователей возможности приучаться к труду с любовью в доброй домашней обстановке. Это не только веселое занятие, но и физическая активность, которой так не хватает нашему "планшетному" поколению.

В четвертую, если Вы требуете что-то от ребенка подумайте сначала, настолько же ли Вы требовательны к себе. И соответствуете ли Вы своим принципам идеала, в которые пытаетесь загнать своего ребенка. Чтобы не было бессмертного "А судьи кто?"

Если Вы хотите его шлепнуть, то сначала вспомните, ударили ли Вы соседа, который поставил машину на ваше место на парковке, начальника, который урезал вашу зарплату или продавца, нахамившего в магазине и задумайтесь почему.

В пятых, не слушайте ничьих советов - любимое дело мам, гуляющих с колясками не разговоры со своим ребенком об окружающей природе,"ведь он же еще маленький и ничего не понимает", а обсуждение чужих детей и сравнивание своего, а затем неверное применение чужих советов. К сожалению добрые советчики умудряются даже прописывать лекарства вместо врачей, что приводит иногда к ужасным последствиям. Включайте свою материнскую интуицию и не доверяйте никому, кроме себя и ребенка. Даже врачам (в исключительных случаях), к сожалению большинство из них сейчас покупает дипломы и ваш ребенок всего лишь очередной пациент. Правило "семь раз отмерь, один отрежь" здесь как нельзя кстати.

В шестых и последних, у Вас должно быть хобби или любимое дело, чтобы не раствориться в ребенке полностью и не потерять свою личность. Будучи сами интересными людьми, Вы сможете дать ребенку гораздо больше и избавить его от лишней опеки.

Если у Вас на первом месте в жизни - работа, развлечения, друзья и только потом дети, то я не советую даже тратить время на чтение этой книги, все равно ваше восприятие не совпадет с мнением автора. Эта книга для тех, кто хочет научиться лучше понимать своих детей, проводить с ними вместе время с удовольствием, стать настоящей Мамой и вырастить из каждого своего ребенка настоящего Человека. Ни больше, ни меньше.

Мне как человеку, с детства любящему литературу так же крайне ценными показались ее размышления и аналогии с художественной литературой, а также приведение чужих писем и примеров. В свое время, "Семейное счастье" Толстого буквально спасло мой брак. Считаю крайне полезным сравнение чужого опыта, в том числе и художественной литературы, если оно своевременно и подходяще к ситуации.

После прочтения этой книги я провела работу над ошибками: избавилась от комплекса "плохой мамы" и излишней опеки над ребенком, мое настроение и самооценка улучшились, стала играть с ребенком в игры Никитиных (именно играть, а не заниматься, ибо мне это приносит такое же удовольствие как и ребенку). С введением в нашу жизнь игр и некоторых принципов воспитания Никитиных мой хороший добрый ребенок вернулся, наш кризис 3 лет благополучно разрешился, ребенок стал более усидчивым, самостоятельным, сам собирает игрушки после игры на место, подолгу рисует и строит прекрасные домики и города из деревянного конструктора, болеть мы тоже стали меньше.

Теперь в моих планах организовать домашний спорткомплекс, как у Скрипалева, чтобы продолжать физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

1. Голодную подопытную крысу помещали в специально оборудованный ящик – «ящик Скиннера». При нажатии на рычаг, установленный внутри, животное получало порцию еды. Скоро крыса понимала, что, нажав на рычаг, сможет полакомиться (позитивный результат), поэтому вследствие позитивного подкрепления такая форма поведения закреплялась.

2. Далее крысу снова помещали в ящик и воздействовали на ее лапки через решетку в полу слабым разрядом электрического тока. Когда животное нажимало на рычаг, разряд прекращался, и так далее. Разряд, нажатие на рычаг и прекращение подачи тока. Таким образом, каждый последующий раз, когда на крысу воздействовали током, она закрепляла поведение, которое клало конец неприятным ощущениям. Это пример негативного подкрепления, поскольку животное приучали к определенной форме поведения, чтобы прекратить действие негативного фактора.

3. Крысу помещали в ящик, и каждый раз, когда она нажимала на рычаг, через лапки воздействовали на нее слабым электрическим разрядом (негативное подкрепление). Постепенно такое поведение затухало из‑за негативного последствия – это пример наказания.

4. И последнее: крысу помещали в ящик, не давая ей при этом еды, но не воздействуя на нее и электрическим током, сколько бы она ни жала на рычаг. В этом случае в мозге животного не формировалась связь между нажатием на рычаг и позитивными либо негативными последствиями, поэтому постепенно такая форма поведения затухала.

«Ящик Скиннера»

Издержки изобретения «ящика Скиннера»

В 1943 году беременная жена Скиннера попросила его придумать безопасную детскую кроватку для будущего малыша. Будучи изобретателем по природе, исследователь изготовил закрытую подогреваемую кроватку с плексигласовым окошком и назвал ее «Няней». Чрезвычайно довольный своим изобретением, Скиннер отправил описание кроватки в журнал Ladies’ Home, и там статью напечатали под названием «Малыш в ящике». Поскольку к тому времени уже многие знали об исследованиях Скиннера в области оперантного обусловливания, в обществе довольно быстро распространились слухи о том, что ученый сажает в изобретенную им экспериментальную камеру собственную дочь, из‑за чего малышка тронулась умом и хотела покончить жизнь самоубийством. Но это, конечно, были просто слухи.

Режимы подкрепления

Еще один важный аспект оперантного обусловливания – идея о режимах подкрепления. Частота и момент выдачи подкрепления весьма существенно влияют на интенсивность закрепления нужного поведения и быстроту реакции; причем может использоваться как позитивное, так и негативное подкрепление. Цель – закрепить поведение и повысить вероятность его повторения в будущем. Существует два типа режимов подкрепления:

1. Постоянное подкрепление – поведение подкрепляется каждый раз, когда оно имеет место.

2. Частичное подкрепление – поведение подкрепляется не во всех случаях.

Следует отметить, что реакция, вырабатываемая в результате частичного подкрепления, оказывается более стойкой к угасанию, поскольку в этом случае для научения требуется время; и оно проводится не за один раз. Частичное подкрепление, в свою очередь, подразделяется на четыре типа:

1. Режим подкрепления с постоянным соотношением: реакция закрепляется после конкретного количества реакций. Например, еда появляется в кормушке только после того, как крыса нажимает на рычаг три раза.

2. Режим подкрепления с вариативным соотношением: подкрепление возникает после какого‑то в среднем предопределенного числа реакций. Например, крыса нажимает на рычаг несколько раз, но еда в кормушке появляется произвольно, независимо от количества нажатий.

3. Режим подкрепления с постоянным интервалом: реакция вознаграждается по истечении определенного периода времени, прошедшего с момента предыдущего подкрепления. Например, если крыса нажимает на рычаг в течение тридцати секунд, она получает пищу. В данном случае неважно, сколько раз она нажмет, поскольку за этот промежуток времени ей в любом случае выдадут только одну порцию.

4. Режим подкрепления с вариативным интервалом: подкрепление выдается по истечении неопределенного промежутка времени. Например, крысе дают еду каждые пятнадцать секунд, потом каждые пять секунд, затем каждые сорок пять секунд и так далее.

Мы с вами ежедневно видим примеры четырех режимов подкрепления в повседневной жизни. Скажем, подкрепление с постоянным соотношением очень часто встречается при игре в видеоигры: чтобы получить приз, игроку нужно набрать определенное количество баллов или собрать определенное число монет. Торговые автоматы представляют собой пример режима подкрепления с вариативным соотношением. Необходимость раз в одну или две недели оплачивать счета – это пример режима с постоянным интервалом. А если ваш начальник время от времени заходит в отдел, чтобы проверить работу конкретных сотрудников, – это режим подкрепления с вариативным интервалом. Следует отметить, что для научения совершенно новой форме поведения лучше всего подходит режим с постоянным соотношением, зато режим с вариативным интервалом дает наиболее стойкий к угасанию результат.

Несмотря на то что сегодня бихевиоризм не так популярен, как раньше, значимость и теорий, и открытий Фредерика Скиннера никто не отрицает. Его методики научения остаются чрезвычайно важным инструментом в работе врачей‑психиатров, а идеи подкрепления и наказания используются в педагогике и при работе с животными.

Зигмунд Фрейд

(1856–1939)

Отец психоанализа

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года во Фрайберге, в Моравии (теперь это Чешская Республика). Его мать, вторая жена отца, была на двадцать лет моложе мужа. У Зигмунда было двое сводных братьев, тоже на два десятка лет старше его. Он был первым из семи детей своей матери. Когда мальчику исполнилось четыре года, семья переехала из Моравии в Вену, где Фрейд провел бо льшую часть своей жизни, несмотря на то что постоянно твердил о своей нелюбви к этому городу.

В школе Зигмунд учился хорошо. Поскольку он был евреем (по вероисповеданию Фрейд называл себя атеистом, не причисляя ни к какой религии), то после школы в 1873 году он поступил в медицинскую школу при Венском университете: в те времена в Австрии медицина и юриспруденция считались единственно приемлемыми профессиональными стезями для еврейского юноши. По окончании университета Фрейду больше всего хотелось заниматься нейропсихологией, однако получить место в исследовательской лаборатории оказалось чрезвычайно трудно, поэтому он открыл частную практику со специализацией на нервных расстройствах. В этот период Фрейд подружился с врачом‑физиологом Джозефом Брейером, и эта дружба во многом определила дальнейшее направление его научной деятельности, особенно после того как Брейер стал лечить пациентов, страдающих истерией, посредством гипноза, поощряя их вспоминать и рассказывать о своем прошлом. Во время гипнотических сеансов, которые одна из пациенток Брейера по имени Анна О. назвала «целительными беседами», пациенты обсуждали воспоминания, в сознательном состоянии никогда не всплывавшие в их памяти, и это способствовало заметному облегчению симптомов заболевания. Несколько позже Фрейд стал соавтором книги Брейера «Очерки об истерии», а потом, решив больше узнать о гипнозе от знаменитого французского психиатра Жана Мартена Шарко, отправился в Париж.

В 1886 году Зигмунд Фрейд вернулся в Вену и открыл новую частную практику. Поначалу для лечения пациентов, страдающих неврозами и истерией, он применял гипноз, но скоро понял, что добивается значительно лучших результатов, когда во время сеанса терапии пациент просто расслаблен (например, полулежит на кушетке) и рассказывает психотерапевту обо всем, что приходит ему в голову, – этот метод называется свободные ассоциации . По мнению Фрейда, такой подход позволяет врачу проанализировать услышанное и выявить в прошлом пациента травмирующее событие, приведшее к психическому заболеванию, что существенно облегчает задачу исцеления больного.

Самые известные труды Зигмунда Фрейда появились буквально один за другим. Всего за пять лет он опубликовал три книги, оказывавшие огромное влияние на психологию на протяжении целого ряда десятилетий: «Толкование сновидений» (1900 год), в которой Фрейд поведал миру о своей идее бессознательного; «Психопатология обыденной жизни» (1901 год), в которой он теоретизирует по поводу того, что наши оговорки – позднее их начали называть оговорками по Фрейду – на самом деле представляют собой вполне осмысленные комментарии, выдаваемые динамическим бессознательным; «Три очерка по теории сексуальности»(1905 год), где автор, в числе прочего, рассказывает о таком психическом феномене, как эдипов комплекс.

Фрейд считался одним из самых выдающихся умов своего времени, а в 1933 году оказался в центре весьма нежелательного внимания: пришедшие к власти нацисты сжигали его книги. В 1938 году немецкие войска вошли в Австрию, и у Фрейда отобрали паспорт. Только благодаря всемирной славе и давлению высокопоставленных и влиятельных иностранцев ему разрешили выехать в Англию, где он прожил до самой смерти (1939 год).


Похожая информация.


Слайд 10. Разнообразие идей Скиннера

Занимаясь психологией, Скиннер конструировал различные приборы и педагогические технологии и даже изобрёл манеж для маленьких детей. Манеж представлял собой что-то вроде шкафа со встроенной колыбелью для малыша, лежащего за прозрачным стеклом. В ящике поддерживалась оптимальная для ребёнка температура и влажность, в нём был специальный матрас, который легко менялся, а также развивающие игрушки. Так как в ящике всегда была комфортная температура, Скиннер рекомендовал держать младенца всегда голым, чтобы его тактильные ощущения развивались без помех. Именно в таком манеже он вырастил собственную дочь.

Скиннер изобрел теорию и технику программированного обучения и обучающие машины. Правда начал разрабатывать свою обучающую машину он после того, как посетил четвертый класс, в котором училась его дочь, и решил, что необходимо что-то сделать для улучшения учебного процесса.

Он разработал программу бихевиорального контроля общества, идеи которой изложил в романе «Уолден Два», который и через пятьдесят после выхода в свет оставался популярным. А в 1971 году его книга «По ту сторону свободы и достоинства» стала национальным бестселлером.

Все его идеи и изобретения основывались на ортодоксальном бихевиористском взгляде, согласно которому такие «субъективные реальности», как разум, мысль, память, рассуждения не существуют. На самом деле они являются лишь «вербальными конструкциями, грамматическими ловушками, в которые попало человечество в процессе развития языка», «объяснительными сущностями, которые сами по себе необъяснимы». Целью Скиннера было не понимание психики, а определение того, как поведение формируется внешними причинами. Он не сомневался в правильности своих взглядов и писал, что «бихевиоризм, возможно, нуждается в прояснении, но нет необходимости его доказывать».

Выше упоминалось о влиянии на Скиннера позитивистской философии. Одним из важных элементов позитивизма является операциональный подход или операционализм. Операционизм утверждает, что значимость теорий или конкретных научных данных зависит от значимости тех измерительных операций, которые использовались для получения этих данных. Все концепции, лишенные физической измерительной основы, должны отбрасываться.

Впервые основные положения операционализма были изложены Бриджменом в его книге «Логика современной физики» (1927 г.), которая привлекла внимание многих психологов, особенно бихевиористов.

Бихевиористам особенно понравилось положение Бриджмена об отбрасывании псевдопроблем - то есть тех проблем, ответы на которые не могут быть проверены объективными экспериментами. Все понятия или предположения, которые не могут быть подвергнуты экспериментальной проверке, - такие, например, как вопросы существования или сущности души, - не имеют никакого смысла для науки.



Скиннер все объективировал и измерял, то есть операционализировал. На картинке – существенно модифицированная им клетка Торндайка – проблемный ящик Скиннера , приспособление для исследования закономерностей оперантной активности подопытных животных

Оперантное поведение возникает без воздействия каких-либо внешних наблюдаемых раздражителей. Реакция организма кажется спонтанной в том смысле, что внешне она никак не связана с каким-либо наблюдаемым раздражителем. Это вовсе не означает, что стимула, вызывающего ту или иную реакцию, не существует; это значит, что при возникновении данной реакции ни один стимул не является наблюдаемым.

Хоть речь далее пойдёт об экспериментах преимущественно над животными и птицами- практически всё это применимо для всех живых организмов, в том числе и для таких высокоорганизованных, как люди. Так что не думайте, что на вас это не подействует...

Немногие, но слышали про "ящик Скиннера". Это такая коробка, в которую помещают хомячков и заставляют бесконечно жать на кнопочку ради получения еды.
А знаете, как заставляют хомячков это делать? Ведь если хомячок будет знать, что стоит ему нажать кнопку и он получит корм, как он расслабиться. Корм выпадает случайно. Хомяк может 10 раз нажать и ничего не произойдет. Со временем корм выпадает все реже и реже и все доходит до такой степени, что хомяк вынужден жать на кнопку все время. Как это происходит?

Оперантное обусловливание

Оперантное обусловливание. В цирке дрессировщики по­буждают зверей совершить какое-то действие, а затем хвалят их и дают маленький кусочек пищи. После того как животное научилось делать это новое действие, его побуждают к совершению следующего действия. Если действие не то, которое нужно дрессировщику, то он не дает животному кусочка пищи, т. е. не поощряет его. Животное начинает совер­шать разные попытки и в итоге реализует нужное действие.

Оперантное обусловливание -научение, в ходе кото­рого приобретение нового опыта и реализа­ция его в поведении приводят к достижению определенной цели.

Если мы понаблюдаем за поведением собственной собаки, когда она во дворе иг­рает с мячом, то мы заметим, что она может его кусать, прижимать к земле и отпус­кать или подкидывать его. В естественных условиях обитания организмы не только отвечают на стимулы, но и воздействуют на среду. Но как только организм совершил новое действие, дальнейшее появление этого действия в поведенческом репертуаре будет зависеть от того, каков был его результат. Так, собака чаще будет подбрасывать мяч, если мы будем поощрять это действие поглаживанием или кусочком лакомой пищи.

Оперантное обусловливание (от лат. оperatic - действие) означает такое научение, в ходе которого приобретение определенного нового опыта и реализация его поведении приводят к достижению определенной цели. Оно позволяет нам воздействовать на среду и присуще не только людям, но и более простым существам, так как паук или таракан. Сам термин был введен Б. Ф. Скиннером, хотя процедуру oпeрантного обусловливания использовали веками для дрессировки животных. У Скиннера также был предшественник, который вплотную приблизился к описанию этой формы научения.

На рубеже XIX и XX вв. американский исследователь Э. Торндайк пытался выяснить, существует ли у животных разум, или интеллект. Для этого он построил «проблемный ящик» (рис. 6-2), в который помещал голодных котов. Вне клетки находилась пища, как правило, рыба. Животное могло открыть дверку ящика только в том случае, если оно нажало на педаль внутри ящика или потянуло за рычаг. Но коты вначале пытались достать приманку, просовывая лапы сквозь решетку клетки. После серии неудач они обычно обследо­вали все внутри, производили разнообразные действия. В конце концов животное наступало на рычаг, и дверка от­крывалась. В результате многочисленных повторных про­цедур животные постепенно переставали совершать лиш­ние действия и сразу нажимали на педаль.


Э.Торндайк (1874-1949) и "Проблемный ящик" Э. Торндайка
Торндайк назвал это научением путем проб и ошибок, поскольку перед тем как животное научается совершать нужный акт, оно реализует множество ошибочных. Такое научение можно представить графически. На рис. 6-3 изо­бражен график, или кривая научения, где по линии абсцисс отложено количество процедур, а по линии ординат - время, за которое животное открывает дверку. Но нему можно увидеть, что чем больше раз животное попадало в проблемный ящик, тем быстрее оно оттуда выходило или, другими словами, тем меньше совершалось ошибок перед реализацией нужного действия.


Кривая научения Торндайка

Важно остановиться на одном моменте, который был отмечен американским ис­следователем и возведен в ранг закона. Он обнаружил, что те действия, которые по­ощряются, т. е. подкрепляются, с большей вероятностью возникали в последующих пробах, а те, которые не подкреплялись, не использовались животным в последую­щих пробах. Другими словами, животное научалось совершать только те действия, за которыми следовало подкрепление - это и есть закон эффекта.

Каковы же были выводы Торндайка по поводу разумного поведения животных? Исследователь отрицал наличие у них каких-либо признаков интеллекта, так как научение происходит путем «слепых» проб и ошибок, а механизм научения заключается в установлении связей между стимулами и реакциями. Не вдаваясь в теоретические подробности, отметим только, что уже упоминавшееся направление - бихевиоризм - стало формироваться после публикации работ Торндайка.

Самый радикальный представитель бихевиоризма, Б. Ф. Скиннер, полагал, что оперантное поведение спонтанно и возникает без каких-либо очевидных стимулов, а реактивное поведение является следствием какого-то стимула. Оперантное поведение можно модифицировать путем подкрепления. По сути, поведение можно контролиро­вать и им можно управлять, создав соответствующий порядок подкрепления. Скиннер много экспериментировал, в основном с крысами и голу­бями, и утверждал, что закономерности научения одина­ковы как для животных, так и для человека.

Разберем типичный эксперимент Скиннера. Голодно­го голубя сажают в так называемый «ящик Скиннера» (рис. 6-4). Внутри ящика нет ничего, кроме кнопки и на­ходящейся под ней кормушки. Голодная птица, попав в клетку, начинает все обследовать, рассматривать и в ре­зультате ударяет клювом по кнопке. Опять повторяется поиск: голубь клюет пол или кормушку, в итоге опять клюет кнопку. Так животное в течение некоторого вре­мени несколько раз клюет кнопку. Количество клеваний по кнопке, скажем, за полчаса, условно принимают за исходный оперантный уровень. Далее включают кормушку, и теперь голубь после каждого удара по кнопке получает зернышко. Через некоторое время птица научается клевать кнопку, так как это действие подкрепляется. Чем больше она клюет кнопку, тем больше она получает пищи. Если голубь будет клевать кнопку с высокой частотой, то это действие характеризуется высоким оперант ным уровнем, если будет клевать ее редко, то действие будет иметь низкий оперантный уровень.


Б. Ф. Скиннер (1904-1990)

Оперантный уровень, таким образом, показывает уровень обученности подкрепляемому акту. Но что будет, если перестать подавать подкрепление? Как и в классическом обуславливании, произойдет угасание оперантного поведения. Приведем пример. Маленький мальчик проявлял истерические формы поведения, если родители не уделяли ему нужного внимания, особенно перед сном. Так как родителей такое поведение сильно тревожило, они все время успокаивали его и этим подкрепляли дальнейшее появление истерики. Им посоветовали перестать обращать внимание на ребенка, как бы сильно ни плакал. Отмена подкрепления в форме внимания должна была привести к угнетению, т. е. к исчезновению всех истерических проявлений, что и произошло. Плач мальчика исчез уже через одну неделю.


"Ящик Скиннера"
Процедуру оперантного обусловливания применяют для научения животных сложным формам поведения, которые не возникли бы в естественных условиях. Например, медведя можно научить водить мопед, а дельфина - прыгать через горящий круг. Поведение такой сложности можно выработать у животных, применяя процедуру формирования поведения. Для примера приведем ситуацию научения кролика потягиванию кольца.

В небольшой клетке в одном углу находится автоматическая кормушка, напротив, в другом углу, - кольцо. Голодный кролик, попав в клетку, в первые минуты все обнюхивает, становится на задние лапы и выглядывает из клетки. Экспериментатор начинает подавать кормушку с пищей. Кормушка работает с шумом, поэтому животное не сразу залезает в нее. После того как кролик привык к шуму, он уже связывает его с появлением пищи и смело залезает в кормушку за ней. Через некоторое время перестают подавать пищу, после чего кролик вновь начинает осуществлять поисковое поведение. Когда животное поворачивает в сторону кольца, снова подают кормушку с пищей. После множества реализаций поворота кролику начинают давать пищу только в том случае, если он подходит к кольцу. Когда подход к кольцу сформирован, опять перестают подавать пищу. Животное начинает поисковое поведение, повторяет все формы выученных ранее актов, начинает грызть кольцо и тянет его. Срабатывает кормушка. Через некоторое время животное уже научается потягиванию за кольцо.

В оперантном научении особую роль занимает подкрепле­ние. Подкреплением называется любой предмет или событие, которое значимо для организма и ради достижения которого им совершается поведение. Выделяют положительное подкрепление и отрицательное подкрепление. В качестве положительного подкрепления всегда выступают биологически необходимые для организма объекты, например пища, вода, половой партнер и т. д. У людей к биологически необходимым объектам добавляются продукты культуры или культурные ценности. Отрицательное подкрепление опасно для жизни, поэтому организм пытается избежать его или предотвратить его действие. В качестве отрицательного под­крепления исследователи часто используют электрический ток или громкий звук, а процедуру научения в таких случаях принято называть аверзивным обусловливани­ем (от англ. aversive - отвращающий).

Подкрепление - предмет или событие, которое значимо для организма.

Теперь нам становится понятно, почему Скиннер полагал, что поведением можно манипулировать через подкрепление. Но на самом деле все оказалось гораздо сложнее. Мак-Фарленд сообщает, что некоторые исследователи пытались научить цыплят стоять спокойно на ровной площадке, чтобы получить вознаграждение, но те все время скребли пол. Другие пытались научить свинью вкладывать в копилку особую монету. Но свинья ни за какое подкрепление не хотела научиться этому, она много­кратно роняла на пол монету и поднимала опять. Проводили также исследования с голубями, в ходе которых их обучали клевать кнопку либо взмахивать крыльями. Оказалось, что птицы быстрее научались клевать кнопку, если в качестве подкрепления выступала пища (положительное подкрепление), а взмахивать крыльями - если этим поведением они избегали удара электрического тока (негативное подкрепление). С точки зрения Скиннера, голуби должны были научиться клевать кнопку или встряхивать крыльями независимо от рода подкрепления.

Такой парадокс объяснили этологи - исследователи поведения животных в есте­ственных условиях. У голубей акт клевания является частью пищевого поведения, поэтому голубь быстрее научается клевать кнопку, если за этим следует подкрепле­ние в виде пищи. А взмахивание крыльями является частью избегательного поведения, так как птицы совершают этот акт перед тем как взлететь. Ограничения такого рода показывают, что научение связано с имеющимся опытом животного, а также с врожденными формами поведения.

Тема лутбоксов в современных играх стала одним из трендов последних месяцев. Кажется, люди готовы бесконечно обсуждать и осуждать эту систему монетизации. Один из продвинутых пользователей Reddit разобрался, как работает новая система монетизации с помощью психологии и представил объяснение публике . На мой взгляд, мысли интересные, поэтому я решил перевести всё сообщение на русский язык.

В закладки

Поведение EA безусловно ужасно. Однако существуют опасения по поводу того, что люди упустят из виду всю суть происходящего, как только EA ощутит последствия своих действий. На самом деле сложившаяся ситуация затрагивает всю игровую индустрию и будет ухудшаться до тех пор, пока на сцене не появятся регуляторы, на подобие работающих в сфере азартных игр.

Слыхали про ящик Скиннера? В научной сфере этот прибор называют «камера оперантного обусловливания», но чаще используют тривиальное название по фамилии изобретателя – известного поведенческого психолога Б.Ф. Скиннера. В ящике содержится специальный рычажок («операнда»), активация которого ведёт к результату, стимулирующему организм к последующим нажатиям рычажка. В случае крыс, например, результатом является подача в ящик награды в виде лакомства. Подробное устройство прибора и эксперимента хорошо описан в Википедии .

Проблема лутбоксов не затрагивает исключительно Star Wars Battlefront II или жанр шутеров. Она задаёт тренд на разработку игр, призванных прежде всего заставлять людей «дёргать рычаг». Каждая активация рычага ведёт к ментальному награждению игрока, что ведёт к новым активациям рычага. При этом каждое следующее такое действие стоит реальных денег.

Вся система прогрессии в подобных играх создана для манипуляции поведением игрока и втягивает его в аналог азартных игр, наградой в которых служат социальные факторы – более высокая позиция в рейтингах, более крутые внутриигровые вещи. Бесконечные рейтинги, достижения, ранги игроков, достижения других «крыс» (игроков) благодаря более продвинутым цифровым предметам – всё это мотивирует людей к самоутверждению в сложившемся социуме.

Системы микротранзакций используют и другие, ещё более коварные приёмы. В психологии проверенным фактом является то, что наиболее эффективной формой награды за действия является неожиданная награда. В 1950-х годах эту закономерность исследовал Скиннер. Учёный обратил внимание на то, что лабораторные крысы наиболее бурно реагировали на случайные награды. Относительно мышей, из раза в раз получавших одно и то же, награждаемые различными лакомствами мыши нажимали на рычаг чаще.

Аналогичный механизм используют лутбоксы. Нет никакой гарантии, что из следующего ящика выпадает такой же предмет, как и предыдущий. Это является ещё одним психологическим моментом, мотивирующим покупателей: игрок с нетерпением ждёт открытия нового ящика, ожидая более весомого выигрыша, чем в прошлый раз.

Как только желанная награда достаётся игроку, цикл уходит на новый круг. Средний уровень мастерства в сообществе растёт, игроки получают более крутую экипировку, и чтобы идти вровень с ними нужно продолжать вкладывать деньги в игру. Новый герой, новое оружие, новый роскошный образ персонажа, новый вариант добиться лучших результатов в игре – ставки растут, а вместе с ним растёт и ментальная награда за нахождение в числе лучших. Всё, что нужно сделать, – всего лишь скормить игрушке несколько долларовых купюр. Каждый день вы тратите деньги на обыкновенный латте. Почему бы не заплатить за куда более привлекательную возможность управляя Дартом Вейдером разносить в клочья сотни не задонативших игроков?

Проблема микротранзакций затрагивает не только EA и проекты издателя. Каждая компания, от 2K Games до Valve и даже мастеров одиночных игр из Rockstar, начинают применять эти инструменты, поскольку они чрезвычайно выгодны. Даже CD Project Red поддаётся этому соблазну . Более того, пока сообщество демонизирует EA, в аналогичном направлении уверенно движется Activision, запатентовавшая систему злоупотребления микротранзакциями. Система подбирает игрокам более сильных противников до того момента, пока они не воспользуются микротранзакцией, после чего оппоненты в матчмейкинге становятся слабее, что создаёт ощущение награды за действие и мотивирует к покупке новых предметов. Это описано в патенте фактически прямым текстом:

«Система может включать в себя механику микротранзакций, которая позволяет результатам матчей влиять на вероятность внутриигровых покупок. К примеру, механизм может подобрать новичку гораздо более опытных/обвешанных противников, чтобы сподвигнуть новичка на покупку внутриигровых предметов, аналогичных используемыми сильными противниками. Новичок может захотеть подражать опытным игрокам и купит аналогичные предметы».

Но самой настоящей проблемой является то, что масштабный виртуальный Ящик Скиннера не только легален, но и никем не регулируется. Схемы работы игровых автоматов чётко регламентированы и запрограммированы заранее, чтобы позволить игрокам получить награду благодаря везению, а не просто отобрать их деньги. Разработчики видеоигр в свою очередь не ограничены подобными рамками и с радостью злоупотребляют человеческой психологией, зачастую действуя в ущерб интересам потребителей. И проблема отнюдь не локальная, а затрагивает индустрию в целом.