Трудно точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой. Когда Средние века сменились Новым временем? Для многих историков границей является английская буржуазная революция, во время которой была разрушена старая политическая система и открылся свободный путь для развития капитализма.

Закат Средневековья начался с XV века. Не случайно это время называют эпохой великого прорыва. Географические открытия раздвинули границы западной цивилизации, расширили кругозор европейца. Стремительно растущие научные знания ломали привычную картину мира.

В XV в. стали закладываться основы буржуазного производства, появился новый социальный тип, представленный дельцом-предпринимателем. Наступило время бурного роста производства, в котором все активнее использовались технические изобретения. Торговля теперь связывала целые континенты. В религии, литературе и искусстве происходили изменения, разрушавшие средневековую систему ценностей.

Это не означает, что Средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранились гораздо дольше, чем в сознании писателей, философов или художников. Церковь была достаточно сильна, чтобы дать отпор новым идеям. Она боролась с ними, используя вполне средневековое средство – инквизицию, или сама трансформировалась под их влиянием.

Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезла до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (в Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне.

Тем не менее, с XV в. кардинальные изменения охватили все области цивилизации. Иным стал сам темп ее жизни: патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое. Эту эпоху историки называют или этапом перехода к Новому времени, или ранним Новым временем, ибо уже тогда закладывались основы современной западноевропейской цивилизации.

В XVI–XVII вв. привычная средневековая картина мира стала разрушаться и на белорусских землях. Наши земли максимально приблизились к ценностям Нового времени: в городах формируется новая трудовая этика, деньгам придается статус самодостаточной стоимости. Ростовщичеством в XVI в. начинают заниматься не только горожане, но и духовные лица и шляхта. Согласно III Статуту занятие ростовщичеством шляхтичем лишало его шляхетства.

Нищенство начинает трактоваться как явление, допустимое только при потере человеком трудоспособности.

Этот период стал временем как окончательного оформления института шляхетских «золотых вольностей», так и полного усвоения белорусским мещанством правовой концепции «bohum commune». Важнейшей приметой XVI в. является религиозная толерантность и мирное сосуществование православных, протестантов и католиков. Однако нараставшие процессы конфессионализации и контрреформации привели к нарушению конфессионального равновесия и в результате реализации Брестской церковной унии привели к острому религиозному конфликту в белорусском обществе. Во вт. пол. XVII в. была закреплена полная победа контрреформации. Речь Посполитая превратилась в католическую державу через тотальную правовую дискриминацию некатолического населения.

Кардинальные изменения произошли и в этнической самоидентификации белорусской элиты. Именно в XVI – пер. пол. XVII вв. происходит насыщение термина «русин» этническим содержанием, вырабатываются новые критерии самоидентичности, среди которых важнейшими становятся язык и этническое происхождение, а не религиозная принадлежность.


«Новой историей» в исторической науке называют промежуток времени между историей средних веков и новейшей историей , то есть историей современности. Этот термин, как и термин «средние века», ввели в историческую науку гуманисты шестнадцатого века. Они считали, что стоят у истоков нового времени, под которым они понимали время Возрождения духовных ценностей Античности, которые, по их мнению, были забыты после падения Западной Римской империи. Термин прижился, но понимание его с течением времени менялось. Постепенно стало ясно, что суть нового времени в зарождении нового типа цивилизации, впитавшей все ценное как из античного мира, так и из европейского средневековья.

Новое время характеризуется ростом индивидуализма, секуляризацией, то есть «обмирщением» сознания, складыванием новых экономических и политических отношений. Это время экспансии европейской цивилизации в другие регионы мира. Это время индустриализации и бурного развития капиталистических отношений в экономике. Это время слома феодальных отношений, основанных на личной преданности и зависимости, и перехода к новому типу отношений, регулируемому законом и договорами. Это время постепенного осознания прав отдельной человеческой личности, время складывания и развития той системы ценностей , которые сейчас называются «общечеловеческими». Это время конфликтов между странами и цивилизациями, вызванные причинами, которых не было в древнем и средневековом мире: борьба за источники сырья для промышленного производства, то есть создания крупных предприятий (фабрик и заводов), борьба за рынки сбыта промышленной продукции. Это время становления национального самосознания многих народов, ведения ими борьбы за свою национальную независимость. Это время, когда темпы научного, технического, экономического, социального развития ускорились настолько, что человечество всего за четыреста лет сделало рывок вперед, сопоставимый с путем, пройденным за все предыдущие тысячелетия своей истории.

Относительно того, когда закончился, и, особенно, когда начался исторический период, называемый «новым временем», ученые до сих пор спорят. И это неудивительно: с одной стороны, многие приметы нового времени можно проследить, уже начиная с тринадцатого – четырнадцатого веков. Это, например: 1) постепенная переориентация торговли на целенаправленное получение прибыли (а не только на приобретение нужных товаров или сбыт случайных излишков); 2) зарождение товарного производства и кредитно-банковской системы ; 3) появление сословно-представительских органов власти; 4) принятие законов, ограничивающих власть королей и крупных феодалов.

С другой стороны, многие типично средневековые черты в европейских странах сохранялись вплоть до начала двадцатого века. Это феодальная раздробленность, личная зависимость крестьян и даже суды инквизиции.

В нашей стране долгое время была принята так называемая «теория общественно-экономических формаций», созданная историками-марксистами. Согласно этой теории, каждой исторической эпохе соответствует свой «способ производства»: древнему миру – рабовладельческий, средним векам – феодальный, новому времени – капиталистический. Новейшее время считалось временем «загнивания капитализма» и постепенного перехода к коммунизму. Согласно этой теории, хронологические рамки нового времени определялись между одна тысяча шестьсот сороковым годом и одна тысяча девятьсот восемнадцатым годом. Одна тысяча шестьсот сороковой год – это год начала Английской буржуазной революции, когда, по мнению советских историков, капиталистический способ производства впервые возобладал над феодальным в масштабах целой страны. Одна тысяча девятьсот восемнадцатый год – это год окончания Первой мировой войны, которая была, по мнению историков-марксистов, последней «империалистической» войной, то есть войной между капиталистическими державами за передел мира. К тому же в одна тысяча девятьсот семнадцатом году в России произошла Октябрьская революция, считавшаяся началом перехода от капитализма к социализму, а затем и к коммунизму.

Западные ученые придерживались несколько иных позиций. Они считали, что новое время началось почти на полтора века раньше, в конце пятнадцатого - начале шестнадцатого века. Советские историки в принципе соглашались с ними , признавая, что шестнадцатый век – это как бы переходный период от средневековья к новому времени. Иногда этот век называют «поздним средневековьем», иногда – «ранним новым временем».

Сейчас в исторической науке преобладает точка зрения, что новое время началось с эры Великих географических открытий, положивших начало распространению европейской цивилизации по всему Земному шару. Величайшим же из Великих географических открытий было, несомненно, открытие Колумбом Нового света, то есть Американского континента. Поэтому условно датой начала нового времени можно считать одна тысяча четыреста девяносто второй год. Концом же этой эпохи и началом новейшей истории считают теперь одна тысяча девятьсот четырнадцатый год, год начала Первой мировой войны. Это была война совершенно нового типа: впервые она велась во всемирном масштабе, с применением новейшей техники, на протяженных фронтах, массовыми армиями. Кроме того, эта война вызвала к жизни ряд важнейших общественных процессов, потрясших основы капиталистического строя и заставивших правительства ведущих мировых держав всерьез задуматься о необходимости его коренного реформирования. Социальные революции, спровоцированные Первой мировой войной, привели к тому, что капитализм изменился , вступил в новую стадию своего развития, которая, по мнению многих современных ученых, ведет к формированию нового типа общества, условно называемого «постиндустриальным».

Для самого же нового времени характерен процесс «индустриальной революции». Цивилизации древнего мира и средних веков были цивилизациями аграрными. Они целиком зависели от сельскохозяйственного производства. Социальное положение человека, его значение в обществе определялись в основном тем, являлся ли он собственником земли или только ее держателем, обрабатывал ли землю сам или был в состоянии заставить других делать это за себя. Основным источником доходов являлась феодальная земельная рента. Промышленного производства как такового не существовало, зато были распространены ремёсла, назначением которых было обеспечение довольно скромных потребностей человека в одежде, орудиях труда, оружии, предметах роскоши. Для аграрных цивилизаций характерны крайне медленные темпы развития. Социальные отношения, научные взгляды, средства производства, технологии не менялись на протяжении веков и тысячелетий. Развитие происходило в основном экстенсивным путем – за счет освоения новых территорий, увеличения количества работающих.

Новое время - время господства индустриальной цивилизации. На первый план выходит товарное производство. Основной тенденцией становится стремление получить прибыль . Это стремление стимулировало бурное развитие промышленности, а, следовательно, технологии и науки: видь для того, чтобы получить больше товаров, необходимо совершенствовать производство. Развивались и социальные отношения. Все большее количество людей занималось квалифицированным трудом, требующим определенных знаний. Следовательно, они становились более грамотными, образованными, начинали осознавать свои права и отстаивать их. Ушла в прошлое личная зависимость, труд стал наемным. Власть имущие вынуждены были считаться с требованиями наемных рабочих и совершенствовать систему социальных отношений. Этот процесс происходил болезненно и привел к ряду кровавых потрясений, но результатом его стало признание равенства всех перед законом. В целом для индустриальной цивилизации характерно бурное всестороннее развитие, происходящее в основном по интенсивному пути.

Изучая историю нового времени, мы будем придерживаться современной периодизации , согласно которой «новое время» ограничивается периодом с одна тысяча четыреста девяносто второго по одна тысяча девятьсот четырнадцатый год. Кроме того, саму эпоху нового времени имеет смысл разделить на два периода, граница между которыми - это конец восемнадцатого века, Великая Французская революция.

Во время первого периода нового времени происходит первоначальное складывание нового типа социально-экономических отношений, названных «буржуазными», и постепенное вытеснение ими старых, феодальных отношений. В наиболее развитых странах происходят первые промышленные революции, а система международных отношений строится на «дележе» вновь открытых земель между ведущими державами.

Второй период, охватывающий девятнадцатый век, - это время утверждения и бурного развития буржуазных отношений, эпоха расцвета индустриальной цивилизации сырьевых ресурсов и рынков сбыта между государствами, вырвавшимися вперед в своем развитии.

Говоря о хронологических рамках нового времени, следует хорошо помнить, что дата «одна тысяча четыреста девяносто второй год», как дата начала «новой истории», достаточно условна. Строго говоря, открытие Америки Колумбом было лишь завершением ряда крупных событий , произошедших на протяжении пятнадцатого века и ознаменовавших собой завершение тысячелетней эпохи средневековья. Каждое из этих событий подводило итог процессам и явлениям, характерным для Средних веков и одновременно являлось предвестником наступления новой эпохи.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

От Средневековья к Новому времени

Цели и задачи урока. В предметном направлении: формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. В метапредметном направлении: формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление. В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества. Задачи: - развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения; - учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации; - воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Какие периоды (эпохи) в истории выделяют ученые?

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

Средние века V в. н.э. – XV в.

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Новейшее время (Нач. XX в – нач. XXI в.)

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.\

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголо-татарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И.Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

Когда появляется термин Новое время?

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. 1. Когда появляется термин Новое время?

Назовите исторические границы Нового времени.

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517) О ткрытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя (1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

Какие существуют периоды Нового времени?

Раннее Новое время – XVI – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIX в. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны - от Великой французской революции до Венского конгресса. 3. Какие существуют периоды Нового времени?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам. Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Р азвитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?

По каким источникам изучают историю Нового времени?

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI-первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель - реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьян-держателей арендаторами. Богатейшая информация относительно самых разных сторон социально-экономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее - и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом. Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях - от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Значение нарративных источников для изучения проблем социально-экономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI - первой половине XVII в., что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников - публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Домашнее задание Стр. 5 – 8 Сообщения Проблемы периодизации Нового времени. Исторические источники по изучению Нового времени.

Предварительный просмотр:

План конспект урока по истории «От Средневековья к Новому времени» 7 класс

Цели и задачи урока.

  1. В предметном направлении:

формирование у учащихся представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории. Подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известного материала. Пробудить интерес к изучению темы «От Средневековья к Новому времени». Сформировать у учащихся умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию.

  1. В метапредметном направлении:

формирование коммуникативных и регулятивных умений, навыков групповой работы, способности выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Развитие у учащихся умения искать информацию из разных источников, делать выводы, обобщать и систематизировать информацию, формировать их познавательную активность и творческое мышление.

  1. В направлении личностного развития:

развитие логического и критического мышления, способности внимательно относиться к документации любого рода, развитие навыков делового сотрудничества.

Задачи:

Развивать интерес к истории, развивать навыки делового общения;

Учить узнавать и применять пройденный материал в нестандартной ситуации;

Воспитывать внимание, ответственность за качественное выполнение своего задания, формировать навыки самооценки.

Оборудование и материалы к уроку:

  1. Презентация «От Средневековья к Новому времени».
  2. Компьютер, проектор.

Используемая технология – квест-технология, системно-деятельностный подход.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Актуализация.

Учитель: давайте вспомним, что мы изучали в прошлом году.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать?

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать?

В 7 классе вам предстоит познакомиться с опытом жизни людей в новую эпоху всеобщей истории, которую называют Новое время или Новая история.

Запишите тему урока «От Средневековья к Новому времени».

Отвечают (историю Средневековья, страны…)

Называют.

Преобладающее сельскохозяйственное производство, натуральное хозяйство, сословное неравенство, неограниченная власть монарха.

Отвечают

Слушают

Записывают.

Проблематизация.

А что такое Новое время?

Отвечают (предположительно – не знаем) .

Планирование.

Сформулируйте цель урока.

Сегодня, чтобы достичь цели урока я предлагаю вам поиграть по типу компьютерной игры «бродилки» (квест). Вам предстоит пройти 5 этапов.

Давайте ознакомимся с заданиями на сегодняшний урок.

  1. Когда появляется термин Новое время?
  2. Назовите исторические границы Нового времени.
  3. Какие существуют периоды Нового времени?
  4. Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время?
  5. По каким источникам изучают историю Нового времени?

Учитель: как мы узнаем, что достигли цели?

Формулируют (- формирование представление о сущности исторического периода «Раннего нового времени», его важности и необходимости для дальнейшего изучения истории ) .

Слушают

Отвечают .

Изучение нового материала.

Вам предстоит пройти 5 этапов. Чтобы попасть на следующий этап, нужно выполнить задание предыдущего. Как и в компьютерной игре есть помощь – подсказки (в случае необходимости). Если вы правильно выполните все задания, сможете ответить на главный вопрос урока «Что такое Новое время?». Итак, начинаем.

Отвечают (сможем ответить на вопросы плана) .

Слушают.

Прохождение маршрута от загадки к загадке.

Учитель переходит с детьми от одного вопроса к другому.

Отвечают на вопросы каждого этапа.

Озвучивают свои ответы, дополняют друг друга.

Осмысление.

Просит детей ответить на главный вопрос урока: «Что такое Новое время».

Просит нескольких человек озвучить свои ответы.

Записывают ответ в тетради.

Проговаривают свои ответы – несколько человек.

Самооценка.

Просит учащихся оценит себя.

Оценивают себя.

Рефлексия.

Просит учащихся ответить на вопросы:

О чём говорили на уроке

Чему научились на уроке

Где эти умения и знания могут пригодиться

Высказываются.

(- о том, что такое Новое время)

(- сравнивать, анализировать, структурировать информацию)

(- умение заполнять таблицу, сравнивать пригодится на многих предметах

Домашнее задание.

Стр. 5 – 8

Сообщения:

Проблемы периодизации Нового времени.

Исторические источники по изучению Нового времени.

Записывают.


Цель урока :Усвоение учащимися понятия «Новое время»

Задачи :

1. Обучащая :Обеспечить условия для усвоения новых терминов, подвести к пониманию того, что начинается изучение нового исторического периода, имеющего свои особенности.

2.Развивающая :продолжить формировать умение анализировать причинно-следственные связи, объяснять исторические факты, формулировать выводы

3.Воспитательная : Учить объективно оценивать свою работу на уроке.

План изучения нового материала:

1.Хронологические рамки и основное содержание первого периода новой истории.

2.Человек Нового времени.

3.Что связывает нас с Новым временем.

Вступительное слово учителя: Уважаемые семиклассники. Вы видите перед собой учебник, по которому нам предстоит заниматься в течение следующих 28 уроков 2 раза в неделю. Пожалуйста, ответьте на вопросы:

Как называется исторический период, который нам предстоит изучать?

Какие хронологические рамки он охватывает?

Проанализируйте структуру учебника. Какими способами авторы дополняют тексты параграфа?Какой еще дополнительный материал содержит учебник7

После ответов учащихся начать работу с текстом введения: стр.5, абз.1. Как называлось общество в Средние века?

1. Определение в тетради. Традиция-в переводе с латинского — передача. Традиционное общество-общество, жизнь в котором основана на традициях. Далее записываем определение, выделенное в тексте учебника:в таком обществе духовные ценнсти, образ жизни, организация трудовой деятельности передаются почти без изменений от поколения к поколению в течение длительного времени.

2.Характеристика.

Учащиеся выписывают в тетрадь основные черты традиционного общества просто под номером или в виде кластера:

1)преобладание сельскохозяйственного производства;

2)господство натурального хозяйства;

Затем учащиеся в тексте находят те изменения, которые произошли в жизни людей в XV веке (с.5-6). Устные ответы учащихся:

1.Интерес к античной культуре;

2.Стремление к земной жизни и посмертной славе;

3.Интерес к человеку и т д.

Далее учитель говорит о том, что при узучении истории мы должны понимать, что изменения приходят в общество постепенно и поэтому границы между эпохами весьма условны. И даже по вопросу точной даты начала Нового времени среди историков нет единого мнения.

На доске или экране появляются даты с расшифровкой:

1485 год-конец войны Алой и Белой розы в Англии,

1492 год-открытие Колумбом Америки,

1517 год-начало Реформации в Европе.

Учитель подчеркивает, что в любом случае история Нового времени начинается на рубеже XV-XVI веков и этот преход- процесс постепенный и длительный.Здесь он заостряет внимание, что завершается Новое время в начале XX века. В XVI-XVIII веках общество оставалось аграрным. Преобладал ручной труд, но постепенно создавались новые технологии (запись в тетради: технология-совокупность методов обработки сырья, материалов в процессе производства).В XVIII веке появляется машинное производство, фабрики. Широкое применение техники начинается в XIX веке, когда общество перейдёт на следующую, индустриальную, ступень развития.(Здесь возможно обратить внимание на значение слова индустриальный (от лат. Indastria-деятельность). (Картинки на экране, которые иллюстрирут постепенный переход от примитивных орудий труда к машинному производству).

Итак, в 7 классе мы будем изучать период Новой истории XVI-XVIII веков. Для того, чтобы изменилась жизнь людей, должен измениться сам человек. Переходим ко второму пункту плана урока.

Вопрос: Как назывались группы людей, из которых состояло средневековое общество?

Ответ:Сословия.Учащиеся вспоминают, что сословия-это большие группы людей, имеющая определенные права, обязанности и привилегии, нравы и обычаи, закрепленные в традициях или законе и передаваемые по наследству.

Учитель подчеркивает, что сословное деление общества сохранялось, но при этом в обществе появился новый тип личности-человек, который почувствовал в себе силы для самостоятельной деятельности, способность принимать решения и нести за них ответственность. Это и был человек Нового времени.

Вопрос:Какие новые черты вы видите среди представителей семьи Фуггеров? Из каких слоев общества они происходили?

Ответы учащихся: желание разбогатеть, умение принимать решения и отвечать за них, личный успех. Такие люди часто были выходцами из низших соловий.

У людей появлятся другие ценности. Запись в тетради (Ценности-то, что является наиболее значимым в определенный период).Вопрос: Какие ценности появились в Новое время? (Ответы: богатство, слава, успех, свобода)

Переходим к третьему пункту плана урока:Что связывает нас с Новым временем? Какие источники мы можем использовать для изучения данного периода?

В ответах учащихся должна прозвучать мысль, что этот период стоит от нашего времени не очень далеко, поэтому имеется много вещественных и письменных источников для его изучения.Учащиеся сами могут вспомнить события, произведения и другие факты, которые связыват нас с тем периодом истории, который мы будем изучать в 7 классе. В целях мотивации изучения курса можно предложить изображения на экране по выбору учителя. По мере появления изображений идет их обсуждение.

На экране:

Термины: Конституция, правовое государство, гражданское общество;

Портреты художников:Рафаэль, Рембрандт, Дюрер;

Портреты просветителей, Монтескьё, Руссо, Вольтер;

Портреты политиков:Джефферсон, Вашингтон, Робеспьер.

Если имена и термины ученикам не знакомы, то у них появится дополнительная мотивация для изучения курса. Если знакомы-это мотивация для расширения знаний

Итак, этот учебник познакомит вас с важнейшими событиями первого периода Нового времени. Каждая его страница — это рассказ о жизни людей. Когда мы закончим изучать этот курс, вы ответите на вопросы: Что нового я для себя узнал? Какие события из этого курса произвели на меня особенное впечатление? Судьба каких исторических личностей показалась мне интересной и достойной подражания?

Домашнее задание: 5-8, вопросы 1-5, с.8. Повторить и выучить термины и определения.