К книге прилагаются иллюстрации.

Содержание великого дэ подчиняется только дао.
Дао бестелесно.
Оно столь туманно и неопределенно!
Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи.
Оно столь глубоко и темно,
Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы.
Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью.
С древних времен до наших дней
Его имя не исчезает.
Только следуя ему, можно познать начало вещей.
Каким образом мы узнаем о начале всего сущего?
Только благодаря ему!
Лао-цзы, Дао Де Цзин, гл. 21.

Введение

В 1920-х годах в Америке я завел знакомство с академически образованной леди - назовем ее Мисс X, - которая в течение девяти лет изучала психологию. Она была знакома со всей литературой в этой области, вышедшей в последние годы. В 1928 году, в возрасте пятидесяти пяти лет, она приехала в Европу, чтобы продолжить свои занятия под моим руководством. Будучи дочерью выдающегося отца, она имела разнообразные интересы, была исключительно развита и обладала живым складом ума. Она не была замужем, но жила с бессознательным эквивалентом человеческого партнера, а именно -анимусом (персонификацией всего мужского в женщине); эта характерная любовная связь чрезвычайно распространена среди женщин с академическим образованием. Как это часто случается, предпосылкой такого ее состояния был комплекс положительного отца: она была "fille a papa"*Папина дочка (фр.) и, разумеется, не слишком хорошо относилась к своей матери. Ее анимус был не из тех, что внушают эксцентричные идеи. От этого ее предохраняла врожденная рассудительность и замечательная восприимчивость к мнениям других людей. Это хорошее качество, редко наблюдаемое в присутствии анимуса, в сочетании с некоторыми неизбежными тяжелыми переживаниями, позволило ей осознать, что она достигла предела и "влипла". Женщина ощутила крайнюю необходимость пуститься на поиски путей, которые могли бы вывести ее из тупика. Это было одной из причин ее поездки в Европу. С этим был связан и другой - отнюдь не случайный - мотив. По материнской линии она была отпрыском скандинавов. Поскольку ее отношение к матери оставляло желать лучшего, что осознавала и сама женщина, у нее постепенно сформировалось ощущение того, что эта сторона ее натуры могла бы развиваться иначе, если бы только изменилось ее отношение к матери. Решаясь отправиться в Европу, она понимала, что возвращается к собственным истокам, и намеревалась реактивировать часть своего детства, связанную с матерью. Перед приездом в Цюрих она побывала в Дании - на родине ее матери. Там ее наиболее сильно поразил ландшафт, и неожиданно женщину охватило желание рисовать - и более всего пейзажные мотивы. До этого она не замечала в себе никаких подобных эстетических наклонностей. Особых способностей к живописи и рисованию у нее не было. Теперь же, попробовав себя в акварели, она испытала странное чувство удовлетворенности от своих скромных пейзажей. Ей показалось, что живопись наполняет ее новой жизнью. Приехав в Цюрих, она продолжала свои занятия живописью, и днем раньше ее первой встречи со мной она начала работу над другим пейзажем - на этот раз она писала по памяти. Во время работы над ним между ней и картиной неожиданно всплыл образ-фантазия: она увидела себя прочно воткнутой по пояс в каменную глыбу. Местность вокруг представляла собой пляж, усыпанный валунами. На заднем плане было море. Женщина чувствовала себя пойманной и беспомощной. Затем она неожиданно увидела меня в облике чародея и позвала на помощь. Я подошел ближе и прикоснулся к скале волшебной палочкой. Тотчас же камень рассыпался, и женщина невредимой вышла наружу. Тогда она изобразила эту фантазию вместо пейзажа и на следующий день принесла рисунок мне.

526 Поскольку женщина была начинающим живописцем и не обладала надлежащими навыками, создание рисунка потребовало от нее значительных усилий. В подобных случаях в живопись с легкостью проскальзывают подпороговые образы бессознательного. Поэтому случилось так, что большие валуны на бумаге утратили свои естественные очертания и приняли неожиданные формы. Некоторые из них выглядели как сваренные вкрутую и разрезанные пополам яйца, с желтком посередине. Другие казались остроконечными пирамидами. Именно в одной из таких пирамид и была замурована мисс X. Ее развевавшиеся волосы и волнение, заметное на море, говорили о сильном ветре.
527 Прежде всего рисунок подчеркивал ее состояние заключения, не говоря ничего об акте освобождения. Здесь женщина была изображена прикованной к земле, к родине своей матери. Психологически это состояние означает пойманность в бессознательное. Неадекватное отношение женщины к матери оставило за собой нечто темное и нуждающееся в развитии. Ее увлечение магией материнской родины и попытки выразить эту увлеченность при помощи живописи свидетельствовали о том, что половиной своего тела она все еще погружена в Материнскую Землю: она все еще частично идентифицирована со своей матерью и, более того, через эту часть тела, содержащую в себе именно ту тайну матери, которую она никогда не исследовала.
528 Поскольку мисс X совершенно самостоятельно открыла метод активного воображения, к использованию которого я давно уже привык, я смог подойти к проблеме именно с той стороны, на которую указывал рисунок: женщина поймана в бессознательное и ждет от меня, как от волшебника, магической помощи. А поскольку ее психологические знания сделали ее вполне аи fait* Ближе к сути (фр.) с некоторыми из возможных интерпретаций, не было нужды даже в понимающем кивке, чтобы прояснить видимый sous-entendu** Намек (фр.) освобождающей волшебной палочки. Сексуальный символизм, имеющий для многих наивных умов столь основополагающее значение, не был для нее открытием. Она была достаточно развита, чтобы понять, что такого рода объяснения, несмотря на всю их возможную приемлемость в других отношениях, в ее случае совершенно не важны. Ее не интересовала общая форма возможного освобождения, она желала знать, как и каким образом оно могло бы произойти именно с ней. А об этом я знал столь же мало, как и она сама. Мне было известно, что подобные ситуации могут разрешаться лишь индивидуальным образом, предугадать который невозможно. Нельзя искусственно выдумать пути и средства, не говоря уже о том, чтобы знать их наперед, ибо такое знание носит чисто коллективный характер, оно основано на усредненном опыте и, следовательно, может оказаться абсолютно неадекватным и совершенно неверным в частных случаях. А когда, вдобавок к этому, мы примем во внимание возраст пациента, мы правильно поступим, с самого начала отказавшись от всяких попыток применения избитых рецептов и банальных обобщений, известных пациенту столь же хорошо, как и самому доктору. Долгая практика научила меня не претендовать на знание чего-либо наперед и лучше других, но позволять самому бессознательному взять первенство. Наши инстинкты столь многократно благополучно справлялись с проблемами, возникавшими на жизненной сцене, что мы можем быть уверены в том, что процессы трансформации, делающие возможным переход, уже давным-давно сформированы в бессознательном и лишь поджидают момент, чтобы вырваться на волю.
529 Предыдущая история уже показала мне, как бессознательное воспользовалось неспособностью пациента рисовать, чтобы исподволь внушить свои собственные предложения. Я не упустил из виду того факта, что валуны тайком превратились в яйца. Яйцо же представляет собой зародыш новой жизни с высочайшей символической значимостью. Оно является не только космогоническим, но и "философским" символом. В первом случае речь идет об орфическом яйце, мировом начале; во втором - о философском яйце средневековых натурфилософов, о сосуде, из которого в результате opus alchymicum возникает гомункулус, то есть Антропос, духовный, внутренний и целостный человек, в китайской алхимии называемый чен-йен (буквально: "совершенный человек")2.
530 Благодаря этой подсказке я уже мог увидеть, что за решение имело в виду бессознательное, - речь шла об индивидуации, ибо именно процесс трансформации ослабляет привязанность к бессознательному. Это и есть то безусловное решение, по отношению к которому все остальные пути являются вспомогательными и временными заменителями. Это знание, которое я в то время держал при себе, предписывало мне действовать с осторожностью. Поэтому я посоветовал мисс X не ограничиваться лишь образом-фантазией акта освобождения, а попытаться изобразить его. Чем это обернется, я не предполагал, и это было к лучшему, ибо в противном случае я мог бы направить мисс X по ложному следу во вред ей самой. Она нашла поставленную задачу ужасно трудной по причине неразвитости ее художественных дарований. Я же порекомендовал ей довольствоваться возможным и мобилизовать свою фантазию на преодоление технических трудностей. Целью этого совета было ввести в рисунок как можно больше фантазии, предоставив таким образом бессознательному наибольшие возможности раскрытия своих содержаний. Я также посоветовал ей не бояться ярких цветов, ибо на опыте убедился в том, что живые цвета, по-видимому, привлекают бессознательное. Так появился новый рисунок.

531 Валуны круглой и заостренной формы все еще присутствовали; но круглые были уже не яйцами, а правильными кругами, а заостренные были увенчаны золотистым светом. Одна из округлых фигур была сброшена со своего места золотистой вспышкой молнии. Здесь больше не было волшебника и волшебной палочки. Личное отношение ко мне казалось исчезнувшим: рисунок изображал обезличенный естественный процесс.
532 За время работы над этим рисунком Мисс X сделала множество открытий. Прежде всего она не имела ни малейшего представления о том, что она собиралась изобразить. Она старалась вновь представить себе первоначальную ситуацию; об этом свидетельствовали скалистый берег и море. Однако яйца превратились в абстрактные сферы и круги, а прикосновение волшебника стало вспышкой молнии, прорезающейся сквозь ее бессознательное состояние.

Просмотров: 6952
Категория: Библиотека » Юнг Карл Густав

Дамы и господа, я рад вновь видеть вас в этом зале. В прошлый раз мы говорили о реальности психического и преодолении типично западной установки превосходства внешнего над внутренним. Сегодня я раскрою вам ключевое понятие мысли Карла Густава Юнга - понятие индивидуации.

Перед тем, как непосредственно приступить к теме, я предлагаю поразмыслить вот над чем: нам всем знакома теория эволюции, согласно которой из простейших форм жизни в ходе естественного отбора появляются более сложные. Сейчас очень многие подвергают эту гипотезу сомнению, но на данный момент у нас нет иной альтернативы, ибо не будем же мы всерьёз воспринимать гипотезу Адама и Евы, которая даже недостойна критики. Итак, согласно теории эволюции, человек произошел из некоего существа, отдалённо напоминающего обезьяну.

Вопрос, который я хочу поставить перед вами: по-вашему, в какой момент эволюционного движения произошел эволюционный сдвиг и человек стал человеком?

Классический материализм предполагает, что человека сделал труд, но уже сейчас в свете открытий в области зоологии очевидна ущербность этой гипотезы. Орудиями труда без какого-либо внешнего обучения пользуются некоторые обезьяны, причём в отдельных стаях у них оказываются совершенно свои навыки труда по добыванию пищи, которым взрослые особи обучают детенышей. Заметим, что это нисколько не приближает современную обезьяну к состоянию человека. Итак, вопрос остаётся открытым.

Подойдём к вопросу с другой стороны - что отличает человека от любого животного? Ответ напрашивается сам собой - сознание, но определить, что есть сознание, не так то просто. Отбрасывая все ложные наслоения, созданные вокруг этого понятия, можно сказать, что сознание - это некое особое бытие, при котором происходит опознавание себя как отдельного существа. Необходимо научится чётко разделять понятия «психическое» и «сознательное», ибо психическим обладает и животная жизнь, но ни у одного животного не может быть сознания. Животное органично слито с окружающей средой - с одной стороны, и со своими инстинктами - с другой. Инстинкты суть психические явления, но сознания при этом нет. Точно так же сознание отсутствует у грудного ребёнка до года - мы можем проследить у него целую гамму сложных психических реакций, полностью лишенных сознания.

Итак, сознание - это переживание себя как отдельного индивида. Наличие сознания неизбежно подразумевает первую дуальность, первую противоположность - противоположность «Я» и «Не Я». И именно когда одна из обезьян пережила это чувство двойственности, ещё достаточно смутное и сумрачное, она стала человеком. Как только появляется дуальность «Я» и «Не Я», появляется внутреннее напряжение, которое и характеризует сознание. Из этого напряжения рождаются религия, мифология и искусство, пока еще в нераздельном единстве, как реакция «Я» на «Не Я». В пра-времена религиозным был любой процесс, ибо всё вокруг и внутри носило характер «не я», а потому появление простейших религиозных реакций означало появление сознания.

Маленький островок сознания у пра-людей носил очень фрагментарный и неустойчивый характер, и сознание находилось в особого рода неустойчивом состоянии частичного слияния, которое получило название «мистического соучастия». Я бы определил это состояние как «частичное мистическое соучастие», поскольку в полном «мистическом соучастии» находятся животные, появление же своей пусть абсолютно фрагментарной психической жизни говорит о том, что время бессознательного слияния уже прошло.

Сложнейшие табу, которыми окружали себя примитивные люди, имели одну бессознательную целевую функцию - создать «точки сосредоточения сознания». Точно такую же динамику мы можем наблюдать у невротиков с недостаточно развитым сознанием, которые концентрируются на исполнении десятков бесполезных действий (например, каждый раз, увидев дверь, дотрагиваться до пятки). Эти действия, внешне лишенные смысла, как бы служат закреплением внимания сознания и автоматически отмирают, когда сознание достигает более устойчивого состояния.

Тем не менее, пра-человек был абсолютно лишен способности разделять внутреннее и внешнее. Определённые психические процессы, которые оказывались в поле ещё неустойчивого сознания, автоматически проецировались на внешнюю реальность. Именно так появилась первая мифология.

Я прошу запомнить всё, что было прежде сказано, и вернуться непосредственно к теме индивидуации. Индивидуация есть инстинктивное стремление к большей осознанности, то есть к более дифференцированному сознанию. Дифференциация есть отделение: насколько более развитым является сознание, настолько больше явлений и феноменов сознание способно осознать, как отдельные феномены. Первое проявление индивидуации есть появление первой сознательной дуали «Я» - «Не-я». При этом «Не Я» выступает единым, непознанным слитым бессознательным, и затем появившееся сознание дифференцирует явления одно от другого, что и является процессом познания. Именно стремление к большей осознанности и дифференцированности и является индивидуацией.

Индивидуация - ключевое понятие юнгианской психологии. В прошлой лекции мы в общих чертах определили её главную идею - трансформация из бессознательного и аморфного состояния в целостную индивидуальность. Сейчас же мы рассмотрим это понятие несколько подробнее и определим основные стадии этого процесса.

В словаре аналитической психологии понятие индивидуации определяется так: «Воссамление - процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности. Процесс формирования и обособления единичных существ; говоря особо, она есть развитие психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии».

Юнг рассматривает индивидуацию как основную движущую силу психики. Все сферы человеческой деятельности, за исключением тех, что продиктованы инстинктом выживания, согласно Юнгу, исполнены неосознанным стремлением к индивидуации. Но хотя потребность к индивидуации в бессознательном есть у всех, способность к её осуществлению имеется только у немногих.

Индивидуация есть динамический процесс. В начале индивидуации присутствует бессознательная психика, состоящая из инстинктивных, плохо осознаваемых импульсов и стереотипов, усвоенных в процессе воспитания, затем, проходя определенные стадии, индивид приходит к познанию своего центра, целостности, Самости. Говоря языком религий, подобное достижение традиционно определялась как достижение «богоподобия», «единства с богом» и могло быть осуществлено очень немногими.

Сразу скажу, что понятие «бог» в юнгианском дискурсе не имеет ничего общего с патриархальными представлениями о карающем или милующем отце на небесах. Скорее, «бог» или «самость» - это совершенно особое психическое состояние приближения к центру своей индивидуальности. Прекрасное определение было некогда дано Якобом Беме: «Бог - это круг, центр которого везде, а окружность нигде». Позднее эта тема будет подробно развита в главе, посвященной Самости. Для неподготовленного человеком может показаться шокирующим, что цель, которая раньше достигалась жесточайшей аскезой, сейчас вполне досягаема в кабинете аналитического психолога, тем не менее, факты свидетельствуют в пользу этого. Процесс индивидуации происходит в несколько этапов, которые имеют отражения в мифологии, алхимии и везде, где проявляется творческий дух человека.

Поняв, что все есть отображение воли к индивидуации, мы можем попасть в хитрую ловушку, решив, что если все мифы говорят об одном, то достаточно знать один миф, чтобы понять всё. Но бессознательное, в отличие от сознания, способно говорить на тысячи языках и использовать сотни символов в совершенно разных контекстах и значениях. Если мы не будем понимать его язык, то просто впадем в иллюзию духовного роста, чем и занимается большинство современных ньюэйджевских групп. Хотя любой процесс индивидуации имеет некоторые архетипические закономерности (о которых мы поговорим впоследствии), нет двух тождественных индивидуаций - каждому придется столкнуться со своим набором испытаний, символов и знаков на этом пути.

Воля к индивидуации является одним из тех атомом, из которых состоит вся психическая жизни индивида и человечества. Культура знает множество аллегорий, в основе своей имеющих инстинкт индивидуации. Нищий, становящийся принцем, воин, побеждающий дракона и спасающий принцессу, свинец, превращающийся в философский камень, или, душа, проходящая через семь планетарных сфер и обретающая божественность - всё это аллегории психологического процесса пресуществления. Беда человека в том, что он имеет свойство проецировать этот внутренний инстинкт трансформации на внешнюю реальность, в результате чего растрачивает драгоценные силы и обрекает себя вечно бежать по кругу. Так алхимик может стать одержим идеей получить из свинца золото, забыв о золотых словах Кунрата «наше золото, не есть золото черни» и потратив свою жизнь на бесполезные опыты в лаборатории. Или, например, политик, подчинивший себя цели получить кресло премьер-министра. Власть, престиж, статус и другие психические удовольствия, которые он для себя с ним связывает - лишь проекция обретения царя внутри себя.

Потому важнейшим условием индивидуации Юнг считал извлечение проекций из внешнего мира или, если говорить языком алхимиков, «создание внутренней герметичности».

Инстинкт индивидуации является стремлением к обретению сознания. Выше мы уже говорили, что сознание - это некая особая форма психической жизни, при которой происходит опознавание себя как отдельного существа. Первобытный человек обладал только зачатками сознания и находился в состоянии, которое великий этнолог Леви Брюлль определял, как «мистическое соучастие». Он не был способен отделять себя от окружающего мира. Глядя на ветку с попугаем, первобытный человек скажет не «я вижу попугая», а «я попугай», не имея достаточного навыка дифференцирования себя от окружающей действительности. В таком же психическом состоянии находятся дети до пяти лет.

Но именно здесь, на первобытной и примитивной стадии, начинаются первые инстинктивные импульсы индивидуации. Прежде всего, эти импульсы находят свое выражение в примитивной, зачаточной религии. Именно здесь впервые происходит отделение себя, как поклоняющегося, от внешнего объекта, которому происходит поклонение. Не труд, как наивно полагали марксисты, а обряд, религия, тотем сделали животное человеком, даровав первый проблеск сознания.

Процесс индивидуации можно разделить на две части. Первая часть, которую можно назвать предварительной индивидуацией, направлена на познание внешних объектов и формирование устойчивого эго, которое эффективно действует во внешнем мире. Вторая часть индивидуационного процесса, собственно, и является индивидуацией в юнговском смысле - это познание бездонных глубин психики, прыжок в неизвестность и достижение трансформации своего Я. Мотивы и образы именно второй части индивидуации проявляются в мифологии и религии.

Путь индивидуации - это путь героя, проходящего определённые испытания, чтобы в конце пути достичь слияния со своей женской ипостасью (символизируемой в мифах принцессой) или, что является ещё более высоким уровнем, установить контакт с некой высшей божественной силой. Путь, который проходит герой, встречаясь с помощниками и врагами, колдунами и драконами, ведьмами и феями - символ пути индивидуации, в ходе которого эго встречается в глубинах психического с инстинктивными и архетипическими фигурами. Именно потому мифология крайне полезна с точки зрения психологии.

По сути, никакой разницы между сказками и современным фольклором, как то голливудский боевик или фильм ужасов, нет. И там и там основной темой повествования является символический путь героя, целью которого является спасение Анимы (то есть своей женской ипостаси) и преодоление неких теневых персонажей.

Стремление к индивидуации, являясь стремлением к большей осознанности, как и другие инстинктивные стремления бессознательно. В этом парадоксе кроется разгадка того, что зачастую действия, которые по символике можно было бы отнести к индивидуационному инстинкту, ведут к ещё большей бессознательности. Вся психическая жизнь (будь то религия, искусство, политика или любая другая сфера приложения человеческого духа) движима инстинктом индивидуации, но поскольку в абсолютном большинстве случаев этот инстинкт бессознателен и спроецирован вовне, то вместо индивидуации идёт бессмысленный расход сил ни на что и в результате - ещё большая бессознательность.

Рассмотрим уже упомянутый пример голливудского боевика. Зритель его смотрит, отождествляясь с главным персонажем и испытывая некоторые суррогатные переживания его пути. Но поскольку эти персонажи всецело спроецированы, в психике самого индивида ничего не происходит, он лишь впустую растрачивает переживания, которые в идеале должен был направить на личный путь индивидуации. Система государства подобна пожирающей матери, дающей своему ребёнку тысячи всевозможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Средний человек, переживая в своей душе инстинкт индивидуации, проецирует его на внешний объект, не проходя настоящей индивидуации - как ребёнок играет во взрослого, не являясь им. Потому первой стадией индивидуации является некое символическое отключение от ложных идентификаций и самая серьёзная интроспекция, то есть самопознание.

Поскольку символы индивидуации наиболее чётко представлены в мифологии, следовательно, изучая мифологический путь героя, мы можем определить, какие именно стадии и примерно в какой последовательности проходятся на пути индивидуации. Для более подробно ознакомления с символикой пути героя я настоятельно рекомендую к прочтению книгу Джозефа Кембелла “Герой с тысячей лиц”. В рамках лекций я могу лишь кратко и сжато осветить основные архетипы пути индивидуации.

К слову - самой грубой ошибкой Фрейда было зацикливание на предварительной индивидуации, в результате чего он ошибочно отождествлял примитивные, навязчивые повторения и религиозные церемонии, полные глубочайших символов пресуществления психики.

Мы говорили, что первобытный человек обладает лишь зачатками сознания. Но что представляет собой среднее сознание обычного человека? Так ли далеко оно ушло от первобытного состояния? Современный человек имеет преимущество перед примитивным в том, что способен дифференцировать свое эго от внешних объектов. Однако эта дифференциация является далеко не полной и касается только физических объектов, в то время как способность дифференцировать себя от внешних (привнесенных) психических воздействий бывает очень маленькой. Средний человек не способен критично смотреть на доминирующие коллективные представление и автоматически принимает их в себя, считая своими собственными. С одной стороны, его сознание оказывается подчинено инстинктам, с другой - ограничивающим догмам, навязанным системой воспитания. Да, именно так - сейчас мы обращаемся к классической схеме папаши Фрейда: сверху - контролер суперэго, снизу - неистовые инстинкты ид, а в середине, точно Мюнхгаузен между крокодилом и львом, заперто наше эго-сознание.

В юнгианской традиции суперэго определяется, как ужасный отец, а изначальная инстинктивность - как ужасная кастрирующая мать. Вопреки парадигме Фрейда, в жизни часто бывает, что эти, на первый взгляд, непримиримые противоположности действуют как бы заодно, на манер "плохого и хорошего полицейского".

Освобождение от власти навязанных извне стереотипов, их критическое переосмысление - первая стадия индивидуации. Уже здесь подстерегает большое количество сложностей. Окружающий мир готовит тысячи искушений и подмен, чтобы только оставить нас в бессознательном, некритичном состоянии. Помните: система подобна пожирающей матери, которая даёт своему ребёнку тысячи возможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Потому первой стадией индивидуации является символическое отключение от ложных идентификаций и серьёзная интроспекция, то есть самопознание.

Несомненно, первой ступенью является символический уход из дома. В мифах герой оставляет дом своих родителей и устремляется в странствие. Он перестаёт быть “дитем своей матери” и становится полноценной отдельной единицей. Это означает разрыв с семейным бессознательным и начало собственного самоопределения. Проявлением этой ступени часто является подростковый бунт, который, к сожалению, в силу своей бессознательности, в 95 процентах из ста заканчивается полным поражением и возвращением к состоянию “дитя своей матери”, хотя в роли матери может выступать что угодно - работа, семья, президент. Бессознательный инстинкт индивидуации порой даёт о себе знать, но увы, в силу бессознательности самого индивида оказывается потерянным.

В древних культурах были разработаны особые инициации взросления, зачастую достаточно жесткие. Их цель - отделение индивида от семейного бессознательного, разрушение идентификации с прежним состоянием ребёнка через символическую смерть и новое рождение в принципиально новом качестве. Отсутствие в современной культуре подобных инициаций и является причиной повального невротизма и инфантильности.

Следующей ступенью является встреча с тенью. Тень - персонификация всего не принимаемого в нашей психике. Мифы полны образов «враждующих дуалей»: Каин и Авель, Христос и Иуда, Фауст и Мефистофель. Встреча со своей теневой противоположностью и разрушение фиксированной идентификации с эго - мучительная, но неизбежная, стадия индивидуации.Следующей ступенью является встреча с Анимой, для женщин - с Анимусом. По своей природе эти архетипы половых противоположностей достаточно двойственны. С одной стороны, это спасаемая принцесса (у женщин - герой-освободитель), с другой - это вечно совращающие сирены, валькирии, русалки (у женщин - демонические мужчины). Психологически стадия освобождения Анимы (Анимуса) соответствует освобождению внутренней женственности (мужественности) от власти материнского (отцовского) начала. Эти мотивы будут самым подробным образом разобраны в дальнейших лекциях, и сейчас идёт исключительно схематичное ознакомление с темой.

Установление позитивного контакта с Анимой в большинстве мифов является итогом, что заставляет юмористов иронизировать на тему «а что же происходит с принцем после свадьбы?». А после свадьбы, то есть после иерогамии и интеграции своих женственных (мужественных) аспектов, следует установление контакта с нашей внутренней божественностью. В юнгианской традиции мы принципиально не пользуемся проективным термином «бог» (давно скомпрометированным мировыми религиями), заменив его на более научно-нейтральное «Самость». Самость - это центр и основа всякой психической жизни, богообраз в нашей психике.

Выше я кратко обрисовал ключевые архетипы, которые связаны с индивидуацией. В дальнейшем каждому из этих архетипов будет посвящена отдельная лекция, и вы сможете усвоить тему значительно глубже.

Рекомендуемая литература: Карл Юнг «Эмпирика процесса индивидуации», сборник статей «Проблемы души нашего времени», «Подход к бессознательному». «Шесть архетипов», Джозеф Кемпбелл «Тысячеликий герой», Эрих Нойманн «Происхождение и развитие сознания».

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Индивидуация [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В настоящее время отмечается новый всплеск интереса к психологическому консультированию и психологии в России. В этой связи ряд ключевых понятий нуждаются в трактовке и анализе. Такое понятие как индивидуация берет своё начало в школе психоанализа Карла Густава Юнга и представляет собой одно из основных понятий аналитической психологии К. Г. Юнга. В свете текущих тенденции данное понятие очень актуально.

Психоанализ К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг личность известная всем и каждому. Его новаторские исследования используются в психиатрии по всему миру и не теряют свою актуальность. Его изыскания в сфере теории личности и психоанализа изучаются снова и снова, находя подтверждения их гениальности.

К.Г. Юнг родился 26 июля 1875году в Кесвиле, Тургау, Швейцария. Отец Юнга был пастором швейцарской реформаторской церкви в Кесвиле. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле .

Является одним из самых знаменитых учеников основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Он также был одним из первых, наиболее талантливых и наиболее любимых учеников Фрейда. По предложению Зигмунда Фрейда Юнг был выбран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации.

На начальном этапе развития своей теории психоанализа К.Г. Юнг следовал постулатам З. Фрейда, но позднее возникли разногласии в природе понимания либидо и иных аспектах. Рассмотрим подробнее ключевые разногласия в теориях Фрейда и Юнга . Как упоминалось ранее, ключевое разногласие имело место в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Ключевые отличия отраженны в таблице ниже.

Разногласия в теориях психоанализа З.Фрейда и К.Г. Юнга

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Психоанализ Карла Густава Юнга

Причина все психических расстройств лежит в подавлении сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир.

Контакт с внешним миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную. Например, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением.

Невроз зарождается непременно в раннем детстве и главными его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом.

Невроз связан с настоящим пациента. Все детские фантазии – явление второго порядка.

Сновидения – это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. "Зримое содержание сна", говорил он, всего лишь покрывало на "скрытом содержании", которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства .

Сновидения – это каналы связи с бессознательным. Они наполнены символами, которые весьма сложны для понимания и трактовки. Они необязательно связаны с желаниями или скрывают неприемлемое. Чаще всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути .

Рассмотрев различия в восприятии психоанализа, следует отметить, что разрыв между двумя гениями психоанализа было лишь делом времени. В 1913 году Юнг и Фрейд прервали научное сотрудничество. Это было сложно для обоих гениев психоанализа. На этой почве у К.Г. Юнга произошел духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства. Однако расхождение во взглядах и последующее расставание обернулось стало плацдармом для свободных и широкомасштабных уникальных изысканий в сфере психоанализа. В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому. Гений психиатрии Карла Густава Юнга часто обращается к проблеме индивидуации . В соответствии с этим, существование личности определяется не только ее собственными границами.

Индивидуация по Карлу Густаву Юнгу

Индивидуация относится к числу ключевых понятий в психоанализе Карла Густава Юнга. Индивидуация создает фон для развития личности в рамках не только социума, но и внутреннего мира пациента. Полное раскрытие возможно исключительно через соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного. В связи с этим, он выделяет три взаимодействующих между собой структуры:

  1. Личное бессознательное
  2. Коллективное бессознательное.

Как писал об индивидуации Мюррей Стайн: "Индивидуация направлена на то, чтобы сдвинуть эго-сознание за рамки установившихся личностных черт, привычек и культурных ценностей к гораздо более широкому горизонту самопонимания и целостности ".

По мнению Юнга К.Г. индивидуация имеет цель обнаружения точки, в которой человек раскрывается как "собственная самость". Если обратиться непосредственно к терминологическому аппарату Карла Густава Юнга, то такое понятие как самость являет собой сложное явление, имеющее множество трактовок. Однако, будучи лаконичным следует понимать самость как координирующий центр и конечный результат индивидуации. Он характеризует это понятие как центр тотальной безграничной психической личности, не поддающейся описанию . Это означает, что самость отражает то, кем человек в реальности является – все его многообразные стороны, а не то, кого в нем видят другие, или то, что он о себе думает.

Самость подразумевает наличие противоречивых сторон человека, включающих противоположности, такие как бессознательное и сознательное.

Но противоположности не означают борьбу, поскольку самость соединяет их в целостную личность. По мнению Юнга К.Г., в психике человека присутствует постоянное стремление к достижению самости. Именно эта сила и проявляет себя в процессе индивидуации .

Самость, с одной стороны, индивидуальна, а с другой – связана с внутренней силой коллективного бессознательного, в которой самость находит свое архетипическое воплощение в образе идеальной, гармоничной и совершенной личности. Поскольку индивидуальная личность связана со всем человечеством, к символам самости относятся именно те, которые существовали испокон веков.

Процесс индивидуации является врожденным и свойственен человеку с самого рождения. Он делится на две части и напрямую связан с налом и концом жизни.

Первая часть индивидуации является инициацией, посвящением во внешнюю действительность. Для этого этапа индивидуации характерно:

  1. укрепление "Я"
  2. выделение основной функции и доминирующей установки
  3. развитие соответствующей "маски" достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды.

Этап связанный со второй половиной жизни второй половины жизни, имеет своей целью "посвящение во внутреннюю действительность", а именно углубленное самопознании и познание человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми.

Индивидуация в психоанализе связана с образом матери и имеет особенности у мужчин и женщин. В рамках психоаналитического подхода личность матери изучалась с точки зрения того, что она должна дать ребенку, и как отношение матери к ребенку влияет на его развитие. В то же время, как считают многие специалисты, упущением было то, что не рассматривалась психология материнства в структуре личности женщины. Однако, возможно это справедливо лишь отчасти. Какую-то часть этой проблемы все же можно проследить в работах Юнга К.Г., связанных с процессом индивидуации в целом и архетипе матери в частности.

Теории психоанализа активно развиваются. В актуальной психоаналитической литературе получила распространение точка зрения, в соответствии с которой многие психические заболевания связаны с отделением ребенка от матери в раннем возрасте. Отечественные и зарубежные психоаналитики поддерживают мнение о том, что отделение младенца от матери в сопровождении с прекращение эмоциональных связей чревато серьезными последствиями. Это обусловлено тем, что сопровождаемое прекращением эмоциональных связей отделение младенца от матери не только вызывает у ребенка чувство незащищенности и порождает переживания горя, но и способно привести к крайнему проявлению враждебности или депрессии. Краткое по времени отделение ребенка от матери вызывает ухудшение его психического состояния, которое может быть устранено в случае последующего восстановления соответствующих эмоциональных связей между ними или своевременного терапевтического лечения.

Литература

  1. Лейбин В. М. Психоанализ, Юнг, Россия // Российский психоаналитический вестник. 1992. № 2
  2. Карл Густав Юнг. Психологические типы Перевод: София Лорие /Под ред. В. Зеленского -Спб.:Азбука, 2001
  3. Мюррей Стайн Принцип индивидуации. О развитии человеческого сознания – М.: 2016г.
  4. Бойко О.А. Роль индивидуации в процессе личностного совершенствования в концепции К.Г. Юнга // Вестник ТГУ, выпуск 4 (84), 2010г.

«Понятие индивидуации играет в нашей психологии немаловажную роль. Вообще говоря, индивидуация есть процесс образования и обособления единичных существ - говоря особо, она есть развитие психологического индивида как существа отличного от общей, коллективной психологии.

Поэтому индивидуация есть процесс дифференциации, имеющий целью развитие индивидуальной личности.

Индивидуация является естественно-необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки по коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности значит искусственно калечить её. Ясно без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и долговечным - ибо только то общество может считаться живучим и долговечным, которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только единичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своему существованию, то процесс индивидуации ведёт не к разъединению, а к более интенсивной и более общей коллективной связанности.

Психологический процесс индивидуации тесно связан с так называемой трансцендентной функцией, ибо именно эта функция открывает те индивидуальные линии развития, которых никогда нельзя достигнуть на пути, предначертанном коллективными нормами.

Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили.

Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности к коллективной норме, потому что она есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априори в наклонностях существа. Но противоположность коллективной норме есть лишь кажущаяся, ибо при более внимательном рассмотрении индивидуальная точка зрения оказывается не противоположной коллективной норме, а лишь иначе ориентированной.

Собственно говоря, индивидуальное может и совсем не противостоять коллективной норме, потому что её противоположностью могла бы быть лишь противоположная норма. А индивидуальный путь, по определению, не может быть нормой. Норма возникает из совокупности индивидуальных путей и только тогда имеет право на существование и жизнеобразующее действие, когда вообще налицо имеются индивидуальные пути, время от времени обращающиеся к норме за ориентированием. Норма, имеющая абсолютное значение, ни на что не годится.

Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления жизненно-необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтому индивидуация ведёт к естественной оценке коллективных норм, тогда как при исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится всё менее нужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное нормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность, безнравственность.

Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального состояния тождества. Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни».

Само по себе Бессознательное в понимании Юнга – это, своего рода психический музей всего, что было накоплено человеком. В этом смысле задача человека – найти и построить свою целостность. При этом человек не знает, как выглядит эта целостность. У него нет априорного представления о том, каким он должен быть и к чему он должен стремиться. «Если верно утверждение, что Бессознательное состоит не из чего иного, как из содержаний, которые случайно лишились осознанности, и если Бессознательное ничем не отличается от сознательного материала, тогда, вероятно, можно было идентифицировать «Я» с целостностью психики. Ситуация, однако, не столь проста. Обе теории покоятся, главным образом, на опыте неврозов. Никто из авторов не располагает специальным психиатрическим опытом. Однако психотический материал никак нельзя вывести из сознания, ведь в этом материале не наличествует никакой предпосылки, с помощью которой можно было бы объяснить чужеродность этих представлений. Невротические содержания можно без особого ущерба интегрировать в Эго, психотические же идеи, напротив, нельзя – они остаются неприступными и, размножаясь, постепенно закабаляют Эго сознания.

У них прямо-таки вопиющая тенденция – втянуть Эго в свою систему». Поэтому мы не можем говорить, что Бессознательное – это наше второе «Я». Бессознательное – не наше второе «Я», оно больше, чем наше второе «Я». В Бессознательном есть какие-то куски, которые можно было бы отнести к нашему первому «Я», поэтому нельзя сказать, что Бессознательное является аналогом сознания.

В Бессознательном существуют две тенденции:

  1. Тенденция к захвату сознания (например, в случае психоза);
  2. Тенденция к автономии (Бессознательное как бы «выталкивает» из себя сознание – и этот выталкиваемый контент пытается отделиться от него). Соотношение этих двух тенденций и определяет нашу жизнь. Юнг пишет: «В случае нормы совместная работа сознания и Бессознательного протекает без трений и сбоев, так что можно просто не приметить существования Бессознательного.
Когда же индивид или некая социальная группа чересчур сильно отклоняются от инстинктивных основ, вся мощь бессознательных сил узнается сполна. Бессознательное сотрудничает с сознанием разумно и целенаправленно – и даже в том случае, когда оно ведет себя по отношению к сознанию антагонистично, манера его выражения все же остается интеллигентной и компенсаторной, как если бы оно пыталось восстановить потерянное равновесие». Напрашивается аналогия с танго, в котором не всегда понятно кто ведет танец (сознание обычно уверено в том, что ведет именно оно). «Подобно тому, как тело представляет собой что-то типа музея своей филогенетической истории, так же и психическое. У нас нет никаких оснований для предположения, будто особая структура психики есть нечто единственное и уникальное в мире, где нельзя было бы указать никакой истории, выходящей за рамки идеальных манифестаций. Даже нашему сознанию нельзя отказать в истории, которая охватывает примерно 5 тысяч лет. Лишь «Я» сознания неизменно имеет новое начало и скорую кончину, бессознательная же психика не только бесконечно стара, но она может простираться в далекое будущее».

Следующий тезис Юнга касается прогностичности нашего Бессознательного: «Поскольку в сознании у нас есть пространство и время, а в Бессознательном нет пространства и нет линейного времени (там оно циклическое), то Бессознательному в каком-то смысле все равно – это было или это будет. <... > Иногда мы склонны думать, что Эго-сознание способно ассимилировать Бессознательное – и мы, по крайней мере, надеемся, что такое решение возможно. Но, к несчастью, Бессознательное действительно является неосознаваемым, то есть его нельзя познать. А как можно ассимилировать что-то неизвестное? Даже если бы мы сумели бы составить себе достаточно полное представление об Аниме и прочих фигурах, то все равно не проникли бы до самых глубин Бессознательного ». Когда у нас происходит процесс построения целостности, т. е. Индивидуации, то это процесс, в котором сознание и Бессознательное должны прийти в какое-то гармоничное состояние. Юнг пишет: «Сознание и Бессознательное не составляют никакой цельности, если одно подавляет и причиняет вред другому. Если же они должны друг друга одолевать, то пусть, по крайней мере, это будет честная борьба, в которой обе стороны имеют равные права. Обе они – аспекты жизни. Сознание должно защищать свой разум и свои возможности самоограждения, но и хаотическая жизнь Бессознательного также должна иметь возможность следовать своему собственному характеру в той мере, в которой мы можем его выносить. Это означает открытую борьбу и открытое сотрудничество – так, вероятно, должна выглядеть человеческая жизнь. Это старая-престарая игра – молот и наковальня. Страдающее железо, оказавшееся между ними, закаляется и выковывается в нерушимую цельность, а именно – в индивида».

Одним из символов является Христос. Другой известный символ – рыба (греческое слово «ихтиус», обозначающее рыбу, рассматривается как анаграмма, за которой в переводе с греческого читается что-то вроде «Иисус Христос – сын Божий, спаситель человечества»). Образ самости встречается как в алхимических, так и в христианских мифах. Другой яркий образ Самости, имеющий особое значение для психотерапии – это мандола. Само по себе это слово в переводе с санскрита означает «круг». Мандола и ее аналоги в той или иной форме присутствуют во всех культурах (например, в христианстве – это Спас в силе). Круг или сфера, а также крест и квадрат, рассматриваются как символы Самости. Все это выражает тотальность нашей психики, отражающую взаимоотношения между психикой и человеком, между миром и человеком etc. «Где бы не появлялся символ круга – в примитивном культе Солнца или в современной религии, в мифе или в сновидении, в мандоле, начерченной тибетскими монахами или в плане расположения города, или в представлении о сферическом самых первых астрономов – это всегда и исключительно свидетельствует о чрезвычайном аспекте жизни – ее исходной и начальной целостности.

В индийской мифологии о сотворении мира говорится, что бог Брахма, стоя на громадном 1000-летнем лотосе, бросил взор на четыре стороны света. Этот четырехкратный обзор из круга лотоса был своего рода преддверием ориентации, необходимой для определения своего положения, прежде чем приступить к сотворению мира». Самая лаконичная мандола – это точка, а чуть более продвинутый вариант выглядит как круг с точкой в центре – . Достаточно много изображений мандолы можно отыскать в христианском искусстве – например, изображение девы в сердцевине круглого дерева или мандола, которую Христос окружил четырьмя евангелистами (это изображение восходит к древнеегипетских представлениях о боге Горе и его четырех сыновьях).

Мандола очень часто используется в архитектуре городов. Так, согласно Плутарху, при закладке города Рима Ромул призвал строителей, которые дали ему наставления о сакральных обычаях и посвятили в правила проведения такой церемонии, следовать которой надо неукоснительно, как если бы это были правила проведения мистерии. Сначала они вырыли круглую ямку там, где сейчас стоит Дворец Ассамблеи. Затем бросили в эту ямку символические подношения плодов земли. Потом каждый взял горсть земли из той стороны, откуда пришел – и все вместе бросили эту землю в ямку. Эта ямка получила название мундуса, что также подразумевает космос. Вокруг ямки Ромул начертал плугом, в который запряг буйвола и корову, границу города в виде круга. Там где планировались ворота, буйвол и корова выпрягались.

Средневековые церкви также строились в виде круговых строений. По такому принципу были организованы почти все старые романские церкви X-XI веков, пока к ним позже не пристроили готические алтари. Для многих культовых сооружений была характерна структура «квадрат в круге», где квадрат можно образно сравнить со структурой сознания, а круг – с Бессознательным. У круга нет направлений – это центральносимметричная фигура.

По принципу мандолы построен, в частности, современный Вашингтон, да и Москва тоже «круглая» (Бульварное кольцо, Садовое кольцо, МКАД...) Человеку в какой-то степени свойственно неосознанное стремление к мандоле. Выбор мандолы в качестве градостроительной модели никогда не был продиктован эстетическими или экономическими соображениями. Кроме четверки сакральным числом также является семерка (Москва стояла на семи холмах, пока один не срыли). Город, церковь и крепость считаются символами психики. В этом смысле характерно, что одним из самых страшных древних наказаний было изгнание из Полиса.

Ну, это лирическое отступление, а теперь – собственно об индивидуации.

Процесс индивидуации Юнг считал обретением собственной человека.

Индивидуация по Юнгу есть порождение своей собственной целостности. Это путь, в процессе которого мы пытаемся достичь объединения всех противоположностей. Сам Юнг выделял четыре ступени на пути человека к индивидуации:

1
Ассимиляция Тени

Для описания переживаний, которые испытывает человек, начинающий открывать в себе теневые черты, Юнг ссылается на гравюру Дюрера «Меланхолия». Это состояние «чернее чёрного», а осознавать в себе всяческие «плохости» бывает очень горестно и тяжко. На этапе проработки Тени человек особенно нуждается в терапевтической поддержке или поддержке близкого человека. Человек может легко разувериться в себе и вообще потерять всякую надежду (вспоминаем пример с адептом алхимии и ретортой). На каждом этапе индивидуации те искушения и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, имеют окраску и структуру соответствующего архетипа. Когда мы осваиваем архетип Тени, то нам могут встречаться плохие люди, мы кого-то сильно ненавидим, с кем-то очень сильно боремся (все вокруг инвертированные, а мы – Д’Артаньяны). Например, для людей паранойяльного типа достаточно характерно шатание в крайности и сложность с обретением разумного компромисса между Эго и Тенью (слишком большая полярность между двумя полюсами).

2
Гармонизация взаимоотношений с

Женщины осваивают Анимус, мужчины, соответственно, Анимус. Задача этапа – гармонизировать свой «сознательный» гендер со своей противоположной частью. В процессе актуализации архетипов Анимы и Анимуса человек начинает обращать повышенное внимание на то, что ему нравится/не нравится в женщинах и мужчинах – причем это может касаться не только людей или гендера в целом, но и мужского и женского начала мира.

3
Ассимиляция архетипа Старца/Мудреца/Смысла

На этом этапе мы начинаем понимать какие-то глубинные смыслы мира.

4
Гармонизация всех пар противоположностей и обретение

К этому этапу можно идти очень долго (хотя бы потому, что для описания Самости Юнг использует заимствованное у Аристотеля понятие энтелехии как некоторой потенциальности Самости – это то, что может произойти). Причем Юнг отдельно оговаривал, что чем более зрелым является человек, чем сильнее его Эго – тем сильнее те конфликты, с которыми ему придется столкнуться в процессе прохождения этапов индивидуации. Но тем больше у него ресурса для того, чтобы подняться выше