Федор Тютчев

Еще томлюсь тоской желаний…

Не верь, не верь поэту, дева…

Я встретил вас – и все былое
В отжившем сердце ожило…

Один взгляд на эти строки – и в голове сразу звучит мотив романса. Легко, по памяти, продолжаем:

Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…

Кажется, мы всю жизнь знали эти стихи, и рассказанная в них история представляется совсем простой: когда-то поэт любил женщину, и вдруг встречает ее, скорее всего, случайно, после долгой разлуки.

История действительно простая. Юношеская влюбленность, расставание, случайная встреча. И разлука действительно долгая – без малого четверть века, и встреча случайная. А все воскресает: и очарование, и любовь, и «душевная полнота», и сама жизнь наполняется смыслом. И трудно представить, что поэту уже 67 лет, а его любимой – 61. И остается только восхищаться такой силой и чистотой чувств, такой способностью любить, таким преклонением перед женщиной.

Это была Клотильда Ботмер – младшая сестра Элеоноры, первой жены Федора Ивановича Тютчева; ее инициалы и вынесены в заглавие стихотворения. Между двумя встречами с этой женщиной поэт пережил и юношескую влюбленность, и семейное счастье мужа и отца, и роковую страсть, и горькие потери любимых. История любви Федора Ивановича Тютчева полна драматизма, безумной страсти, роковых ошибок, душевных мук, разочарований и раскаяния. Поэт в своих стихах не называет имен любимых женщин, они становятся для него центром бытия, осью, на которой держится весь мир; и каждый раз любовное увлечение оборачивается не только слиянием родственных душ, но и поединком роковым:

Любовь, любовь – гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

(Предопределенье)

Первая любовь пришла к Федору Тютчеву в Мюнхене, где он служил внештатным чиновником при русской дипломатической миссии. «Младой фее» – Амалии Максимилиановне Лерхенфельд (позднее в замужестве – баронесса Крюденер) – было всего 14 лет, а поэту 18. Они гуляли по городу, совершали поездки по его древним предместьям, к Дунаю, обменялись цепочками для нательных крестиков («Я помню время золотое…»). Однако «золотое время» романтических прогулок и по-детски чистых отношений длилось недолго. Предложение о браке было отклонено родственниками юной возлюбленной: нетитулованному русскому дипломату, находящемуся в Германии на внештатной службе, небогатому и еще слишком молодому, предпочли более удачную партию. Переживания Тютчева – обида, горечь, разочарование – отражены в грустном, щемящем сердце, послании:

Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог – увы! – умилостивить их -
Он служит им укорою безмолвной.
Сии сердца, в которых правды нет,
Они, о друг, бегут, как приговора,
Твоей любви младенческого взора.
Он страшен им, как память детских лет.
Но для меня сей взор благодеянье;
Как жизни ключ, в душевной глубине
Твой взор живет и будет жить во мне:
Он нужен ей, как небо и дыханье.
Таков горе духов блаженный свет;
Лишь в небесах сияет он, небесный;
В ночи греха, на дне ужасной бездны,
Сей чистый огнь, как пламень адский, жжет.

(«Твой милый взор, невинной страсти полный»)

Но была еще одна встреча спустя многие годы. Амалия, уже не останавливаясь перед нормами приличия, без приглашения пришла к умирающему Тютчеву и вернула обещанный при обмене шейными крестильными цепочками поцелуй.

В Мюнхене же Тютчев встретил свою новую любовь – Элеонору Петерсон (урожденную фон Ботмер). Она была вдовой русского дипломата, старше Тютчева на три года и имела от первого брака четырех сыновей. Необыкновенно красивая, женственная, чуткая, она боготворила мужа и подарила ему несколько счастливых лет и трех дочерей: Анну (1829), Дарью (1834) и Екатерину (1835). В январе 1833 года в жизнь Тютчева, словно камень, сброшенный с горы, – кем сброшенный – всесильным Роком или слепым Случаем? – ворвалась новая большая любовь, повлекшая за собой испытания и проблемы…

С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? Никто не знает ныне -
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой?
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса.

(Probleme)

Всепоглощающая безумная страсть к молодой и прелестной Эрнестине фон Дёрнберг (урожденной фон Пфеффель) в сочетании со служебными обязанностями и чувством семейного долга вызывают у поэта томление, раздражение, отчаянную тоску. Однако этим испытаниям и проблемам суждено было закончиться настоящей трагедией: в результате несчастного случая в жесточайших мучениях Элеонора умерла. Нежную память о ней поэт сохранил на всю жизнь, а на 10-ю годовщину смерти Элеоноры написал:

Еще томлюсь тоской желаний.
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

(«Еще томлюсь тоской желаний…»)

Так спустя шесть лет после знакомства и безумной страсти Эрнестина стала второй женой поэта.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза потупленные ниц,
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

(«Люблю глаза твои, мой друг…»)

Эта женщина вдохновила Тютчева на создание таких шедевров любовной лирики, как «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», «Вчера, в мечтах обвороженных», «Не знаю я, коснется ль благодать…», «1 декабря 1837», «Она сидела на полу…». Она родила ему трех детей: Марию (1840), Дмитрия (1841) и Ивана (1846). В сентябре 1844 года под влиянием жизненных обстоятельств Тютчев принял решение вернуться в Петербург. Начиналась вторая, русская, жизнь Федора Ивановича. Тютчеву – 41 год.

Жизнь в России для семьи оказалась сложной: постоянные денежные затруднения, непривычный климат, неустроенный, по сравнению с европейским, быт; а главное – дети, свои, крошечные, с детскими болезнями и почти взрослые падчерицы с новыми взрослыми проблемами. К Петербургу Эрнестина Федоровна так и не привыкла, не увлекали ее и успехи в «модном свете»; охотно отпуская супруга блистать в аристократических гостиных, она с удовольствием занималась детьми, домом, много и серьезно читала, а позже подолгу жила в родовом имении Тютчевых в Орловской губернии. Федор Иванович начал томиться, скучать, рваться из дому… Ему стало тесно внутри семейного круга.

Как дымный столп
светлеет в вышине! -
Как тень внизу скользит,
неуловима!..
«Вот наша жизнь,-
промолвила ты мне,-
Не светлый дым,
блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма…»

(«Как дымный столп…»)

В таком состоянии души и сердца застало Тютчева знакомство с Еленой Денисьевой. Елена Александровна была женщиной красивой, смелой, темпераментной; роман с нею развивался бурно и страстно. Последовали скандал и общественное осуждение.

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно постыдилась
И тайн и жертв, доступных ей.
Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Ее спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!

(«Чему молилась ты с любовью»)

Гордая молодая женщина, бросившая вызов светскому обществу, совершившая подвиг во имя любви и погибшая в отчаянной борьбе за свое счастье – такова героиня денисьевского цикла стихотворений. Тютчев понимал, насколько роковой оказалась для нее их любовь.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
…..
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

(«О, как убийственно мы любим…»)

Душа поэта разрывалась между двумя любимыми женщинами. И Эрнестина, и Елена были как бы центрами двух его разных жизней, двух одновременно существующих миров. Испытывая глубокое благодарное чувство к жене, он тем не менее не мог положить конец своим отношениям с Еленой, которые в одном из стихотворений 1859 года, обращенном к Эрнестине Федоровне, назвал «духовным обмороком»:

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была -
Ты, ты, мое земное провиденье!..

(«Не знаю я, коснется ль благодать»)

Однако привязанность, чувство долга и благодарности к жене не могли вытеснить из души поэта такую драматичную, но нежную любовь к Елене Денисьевой.

  1. Стихотворение «Еще томлюсь тоской жела-ний…» посвящено памяти Элеоноры Тютчевой, же-ны поэта. Какие фразы и словосочетания характери-зуют внутренний мир поэта, его переживания?
  2. Внутренний мир поэта полон глубочай-ших переживаний, для выражения кото-рых он находит волнующие сердце чита-теля слова и словосочетания. Сам психо-логический процесс возвращения к образу любимой женщины обозначен рядом гла-голов, выстроенных по нарастающей, — томлюсь, стремлюсь, ловлю. Состоя-ние лирического героя передают образы-метафоры: тоской желаний, в сум-раке воспоминаний.

  3. Как вы думаете, судя по этому стихотворению, только ли в воспоминаниях поэта живет образ адре-сата этих стихов? Как выражено отношение автора к «милому образу»?
  4. Милый образ остается всегда живым для поэта. Прежде всего, такое впечатле-ние создается за счет прямого обращения к любимой женщине как к адресату сти-хотворения. С одной стороны, «милый об-раз» незабвенен, он всегда перед взором лирического героя, с другой стороны, не-доступен, недостижим. Для выражения этого, казалось бы, противоречивого обра-за (недостижим и «передо мной везде, всегда») найдено очень яркое сравнение, вбирающее в себя два эти начала, «как ночью на небе звезда».

  5. В чем вы видите эмоциональный смысл сти-хотворения «Она сидела на полу…»? Почему, по- вашему, поэт использует сравнение взгляда на пись-ма со взглядом душ «на ими брошенное тело»? Ка-кие еще эпитеты и метафоры особенно привлекли ваше внимание при чтении стихотворения и по-чему? Материал с сайта
  6. В письмах перед женщиной проходит история жизни и любви, но «любви и ра-дости убитой». Отсюда эмоциональное воздействие, осуществляемое через зри-мую картину общения ее с дорогими пись-мами, очень сильное. Мы приобщаемся и к отрадным чувствам героини, и к ее глу-бокой грусти, постигаем ее печаль, тоску. Усиление этого чувства осуществляется и с постижением настроений лирического героя, настолько преисполненного к ней трепетного сочувствия, страшной грусти и готового «пасть… на колени». В сравне-нии писем с золой символизируется про-щание с любовью и надеждами (вспомним «Сожженное письмо» Пушкина; только здесь сожжение происходит мысленно). Однако еще более яркое сравнение нахо-дит Тютчев для показа, как в возвраще-нии к старым письмам нахлынули одно-временно и радостные («О сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой») и го-рестные чувства. Это строки:

    Брала знакомые листы И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • еще томлюсь тоской желаний анализ
  • тютчев еще томлюсь тоской желаний статья
  • тютчева вопросы стихов
  • анализ стиха тютчева еще томлюсь тоской желаний
  • отзыв о стихе тютчева "ещё томлюсь тоской желаний..."

Стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний... » посвящено памяти первой жены Тютчева Элеоноры Петерсон, урожденной графини Ботмер. Она умерла в 1838 г. вскоре после пожара на пароходе «Николай |», где она находилась вместе с детьми. Нервное напряжение подорвало ее здоровье, и Тютчев, переживая ее смерть, поседел за одну ночь.
Настроение стихотворения вызывает чувство скорби, утраты. Ключевые образы текста - это Он и Она. Лирический субъект не может забыть свою любовь. Анафоры первой строфы стихотворения усиливают глагольную лексику, передающую невозвратимость и невосполнимость утраты. Но воспоминания о ней «в сумраке» . Это говорит о том, что ее незабвенный образ лирический субъект не может забыть, хотя, вероятно, прошло уже много времени, омраченного горечью воспоминаний.
Во второй строфе стихотворения явно чувствуется упрек лирического субъекта самому себе. Он называет ее образ «недостижимым» , подчеркивая тем самым ее нравственное превосходство. В стихотворении нет богатства лексических и синтаксических изобразительных средств. Однако глубина чувства создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, который способен много лет «в сумраке воспоминаний» искать на небе свою неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство.

Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний…» посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости. Овдовевшая к двадцати шести годам женщина, с четырьмя сыновьями на руках, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Она была умной, тонкой, образованной красавицей и вскоре они тайно поженились. Элеонора смогла окутать Тютчева таким вниманием и заботой, которое он не смог забыть до конца своих дней. Но, к сожалению, при её жизни поэт не смог это оценить и завёл роман на стороне. Жена поэта была не в силах вынести потрясений и скоропостижно скончалась.

Стих-посвящение был издан спустя десять лет после её смерти. Преждевременный уход близкого человека настолько ранил поэта, что он не смог смириться с этим никогда. Современники поэта говорили, что за ночь, проведённую у гроба жены, он поседел.

Использование анафоры в виде четырёхкратного повторения слова «ещё» подсказывает читателю, что с момента разлуки прошёл уже немалый период. Но, тем не менее, герой тоскует и страдает. Не удивительно, ведь Элеонора смогла стать не только другом и соратником, но и вдохновителем поэта. Больше никто не смог так бескорыстно заботиться о нём.

Даже после одиннадцати лет их совместной жизни супруга любила его так, что это нельзя было не заметить. Её образ, «милый», «незабвенный», живёт в его душе до сих пор. Он недоступен для героя, но в то же время близок сердцу. Для того чтобы передать это читателю, поэт использует сравнение со звездой, яркой и недостижимой. Здесь явно ощущается чувство вины Тютчева, он противопоставляет супругу себе. И делает вывод, что не достоин возвышенного чувства с её стороны.

Метафорические образы «тоской желаний», « в сумраке воспоминаний» ясно дают понять, насколько глубоко и неисчерпаемо горе поэта. Но, всё же, искренность его душевных переживаний даёт понять любому высоту его чувств. Тютчев умело смог выразить это при помощи пера и бумаги.

Анализ стихотворения Ещё томлюсь тоской желаний по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Разбуди меня завтра рано Есенина 6 класс

    Сергей Есенин часто вспоминал о своей малой родине - селе Константиново. Живя в Москве в горькие моменты своей жизни он мысленно возвращался на родине чтобы вспомнить те незабываемые приятные мгновенья связанные с родиной

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

  • Анализ стихотворения Домби и сын Мандельштама

    Произведение представляет собой прекрасный образец превращения поэтом схожих, но разных образов колоритную картину.

  • Анализ стихотворения Черный человек Есенина

    Образ, которым является Черный человек в одноименном стихотворении Есенина, во многом напоминает нечто наподобие совести. Только как подобает хулигану и алкоголику и Есенина черная совесть

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда…

КОММЕНТАРИИ:

Автографы (2) - Мураново . Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 1; Альбом Тютч. - Бирилевой . С. 75.

Первая публикация - Москв . 1850. № 8. Кн. 2. С. 288, под общим заголовком «Осемь стихотворений, обещанных в 7 книге «Москвитянина», вместо подписи: «***». Затем - Совр . 1854. Т. XLIV. С. 27–28; Изд. 1854 . С. 54; Изд. 1868 . С. 118; Изд. СПб., 1886 . С. 137; Изд. 1900 . С. 147.

Печатается по автографу Альбома Тютч. - Бирилевой .

Первый автограф - на обратной стороне листа, на котором фрагмент труда «Россия и Запад» на фр., датированный 27 декабря 1848/8 января 1849 г. Во втором автографе карандашом в конце стихотворения проставлено - «1848». К.В. Пигарев полагал, что год поставлен рукой Э.Ф. Тютчевой (Лирика I . С. 379).

Печатные издания, по существу, не отличаются, но в первой публикации выделены две строфы-четверостишия. В Изд. 1900 стихотворение оформлено в виде одного сложного предложения, тютчевские многоточия превращены в запятые. В Изд. СПб ., 1886 и Изд. 1900 в конце указана дата - «1848».

Посвящено памяти первой жены поэта Элеоноры Федоровны (6/18 октября 1800 - 28 авг./9 сентября 1838). Такого мнения придерживался И.С. Аксаков, комментируя стихотворение (Биогр . С. 24–25) (В.К .).

Эмилия Элеонора Тютчева - происходила из графского рода Ботмеров, а по матери из рода Ганштейн. Особенности этой семьи состояли, по словам Брюсова, в «постоянной жажде приключений, в беспокойном стремлении к перемене мест, в какой-то неустойчивости всего душевного склада» (БЛ . С. 491). От первого брака с Александром Петерсоном (ум. 1825) у нее было четверо сыновей: Карл, Оттон, Александр и Альфред. Знакомство Элеоноры и Федора Тютчева состоялось вскоре после возвращения поэта в Мюнхен в первой половине января 1826 г. Брак был поначалу гражданский, ибо они были разного вероисповедания (он православного, она лютеранского), и надо было еще получить разрешение церкви помимо родительского благословения. Их юридический брак состоялся 27 января/8 февраля 1829 г. В своих письмах родителям Тютчев пишет о большой любви жены к нему и о своей благодарности ей. «…Скромная гостиная Тютчева в Мюнхене, при общительном характере прелестной хозяйки, стала вскоре сборным местом всех даровитых и вообще замечательных людей в городе», - рассказывает Аксаков (Биогр . С. 24). Этот салон посещал Гейне и оставил светлые поэтические воспоминания о жене Тютчева и ее сестре Клотильде. Однако финал семейной жизни поэта был омрачен. Примерно в 1834 г. Элеонора узнала о тайных встречах своего мужа с Эрнестиной Дернберг, что явилось причиной ее нервной болезни и попытки самоубийства весной 1836 г. В 1837 г. она с мужем и дочерьми приехала в Россию. На обратном пути (она возвращалась без мужа) ночью 19 мая 1838 г. на пароходе «Николай I» случился пожар. Мужественная женщина спасла детей, но это стоило ей окончательной потери здоровья. Она скончалась в Турине 27 августа/9 сентября 1838 г.