Одной из самых распространенных схем освещения является так называемая схема «свет Рембрандта». Знаменитый голландский живописец Рембрандт Ван Рейн в подавляющем большинстве портретов использовал свет, который на тёмной стороне лица создавал под глазом тень в виде треугольника.

Rembrandt Harmenszoon van Rijn

Высокий контраст между светом и тенью является ключом к передаче объёма. Художник по праву считается мастером работы со светом и тенью, поэтому его методы были скопированы для работы с портретной фотографией.

Схема Рембрандт-освещения

Для данного вида освещения достаточно одного источника света. Свет устанавливается под углом 45° к модели. Расстояние примерно 1,5 метра. От камеры до источника света должно быть примерно 2 метра. Тени подсвечиваются отражателем, который устанавливается с противоположной стороны от света и поворачивается на 45°. На фон желательно не направлять прямые лучи, поэтому перед источником света устанавливается тёмный занавес.

схема света по Рембрандту

Самая распространённая ошибка при использовании рембрандтовской схемы света является освещение глаза со светлой стороны. Он не должен быть полностью заполнен светом. Решением является поднятие источника света повыше.

Неправильное Рембрандт-освещение

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа. Этот треугольник так и называют - треугольник Рембрандта .

Правильный эффект треугольника Рембрандта

Эффект

Рассмотренную выше схему света лучше использовать для портретов полных или круглолицых людей. Когда половина лица скрывается в тени, происходит визуальное вытягивание лица, что на снимке позволит человеку выглядеть более худым. Для людей с худощавым лицом такой свет не пойдёт на пользу. Лицо будет выглядеть слишком вытянутым.

Считается, что Рембрандт-освещение лучше применимо для мужских портретов, но женщинам оно тоже подходит. Используя различные модификаторы можно добиться большей жесткости или мягкости, что позволяет не меняя схему и положение источников света добиться кардинально отличающегося света от первоначального.

Если взять софтбокс и отражателем заполнить тени, то получится очень светлый и мягкий портрет.

Варьируя позу модели можно добиться различного эффекта. Тенью можно подчеркивать не только лицо, но и линию тали.

В классической портретной фотографии есть несколько основополагающих принципов освещения, которые необходимо знать и контролировать в процессе съемки и понимать, какой из них применить для того, чтобы передать на портрете нужное настроение, правильный образ или наиболее лестно представить модель.

Стоит запомнить эти правила для того, чтобы легко им следовать, а главное — знать когда и как их можно нарушить. Изучите эти 6 правил — они станут вашими вехами на пути к большой портретной фотографии. И не забывайте, что лучшее обучение — перемежать теорию с практикой.

Что такое режимы освещения в портретной фотографии? Можно сказать, что это игра света и тени, которая может изменять восприятие и форму лица. Если говорить простым языком, какой формы тень будет лежать на лице, зависит от способа освещения. Существует четыре самых распространенных основы для освещения человека:

    • боковое освещение;
    • классическое освещение;
    • рембрандтовское освещение;
    • бабочка.

К основным 4 видам стоит добавить два дополнительных способа, которые являются больше элементами стиля и могут быть использованы одновременно с базовыми режимами освещения в портрете: это широкое и узкое освещение.
Давайте рассмотрим каждый тип освещения в отдельности.

1. Боковое освещение (Split Lighting)


При данном режиме свет «разбивает» лицо на две равные половинки, одна из которых находится на свету, а вторая в тени. Такой тип освещения больше подходит для мужчин, его часто используют при съемке портретов музыкантов или художников, потому что придает драматизма портрету. Не существует жестких правил для применения того или иного типа освещения, есть только рекомендации, основанные на среднем восприятии. Необходимо знать подобные правила, чтобы можно было их использовать в качестве основной отправной точки.

Чтобы достичь подобного эффекта, следует поставить на 90 градусов слева или справа от предмета, и, возможно, даже немного позади головы. Место расположения света по отношению к субъекту зависит от формы лица человека. Посмотрите, как свет падает на лицо и подстройтесь соответствующим образом. Свет с теневой стороны должен попадать только на глаза и формировать лицо таким образом, чтобы четко посредине проходила свето-теневая граница. Если, вращаясь вокруг лица человека, вы видите, что свет падает больше на щеку, вполне возможно, что просто модель не подходит для этой схемы, в которой должно быть идеальное разбиение светом.

ПРИМЕЧАНИЕ. Имейте ввиду, что для поддержания целостной картины освещения ваш источник света должен перемещаться в зависимости от того будет ли двигаться модель. Делаете ли вы фронтальный снимок, фотографируете ¾ лица или даже профиль, свет должен «следовать схеме». Если модель просто повернет голову, изменится вся картина в целом. Вы должны регулировать освещение, перемещая источник или слегка разворачивая в нужном направлении модель.

Что такое блик и зачем он нужен?


Обращайте внимание на отражение фактического источника света в глазах модели. Блики выглядят белыми пятнышками в глазах ребенка на фотографии выше. Если приглядеться, можно увидеть контуры приборов, которые были использованы при съемке портрета.

Например, на фото видно яркое пятно шестиугольника с темным центром. Это свет, который был использован, -

Такой эффект называется бликом. Без блика глаза модели становятся темными и выглядят маловыразительно. При съемке убедитесь, что по крайней мере в одном глазу блики отражаются в полной мере. Обратите внимание, что блик также слегка изменяет цвет радужной оболочки и яркость глаз в целом, что усиливает ощущение жизненности и придает блеск глазам.

2. Классическое освещение (Loop Lighting)


Классическим считается такое освещение, которое создает небольшую тень от носа на щеках, при этом образуется свето-теневая петля. Чтобы получить подобное, необходимо расположить немного выше уровня глаз, и примерно под углом в 30-45 градусов от камеры (зависит от человека, вы должны учиться читать лица людей).

Посмотрите на это изображение и обратите внимание на то, как падают тени. Слева и справа можно увидеть небольшие тени возле носа. Их всегда оставляют, следите только за тем, чтобы тень была слегка направлена вниз. Для этого располагайте источник света не слишком высоко, так как это может привести к образованию нежелательных теней на лице и потере бликов в глазах моделей.

Классическое освещение считается самой популярной моделью освещения при портретной съемке, потому что создаваемый рисунок света и теней является наилучшим и подчеркивает достоинства большинства людей.

На схеме черным фоном обозначена полоса деревьев, которая находится за парой, солнце при этом прячется за зеленью. С помощью попало достаточно освещения на лица. Если слегка изменять его положение, можно подобрать различные варианты освещения.

При классическом способе освещения устанавливается под углом в 30-45 град. от камеры и чуть выше уровня глаз моделей. За этим необходимо следить для того, чтобы свето-теневая петля не касалась носогубной складки. Среди новичков распространена такая ошибка, когда отражатель размещается слишком низко, сильно освещая нижнюю часть лица, из-за этого создается нелестный рисунок для портретируемого.

3. Рембрандтовское освещение (Rembrandt lighting)

Освещение носит имя знаменитого художника потому, что Рембрандт часто использовал такой рисунок света в своих картинах. Например, в данном автопортрете.

Освещение Рембрандт отождествляется с треугольником света на щеке. В отличие от петли освещения, где не следует трогать тени носа и щек, в Рембрандт освещении нужно получить только маленький треугольник света в середине щеки. При создании надлежащих теней следите, чтобы на глаз в теневой стороне портрета падало достаточно света, иначе он будет выглядеть безжизненным. Освещение Рембрандт считается драматичным, так как из-за «раскола» в светотенях создается особое настроение у портрета, которое может способствовать трагичному выражению лица.

Чтобы создать Рембрандт освещение, необходимо развернуть модель немного в сторону от света. Источник должен располагаться выше головы человека, чтобы тень от носа падала вниз по направлению к щеке.

Не все лица подходят для подобной схемы. Если у модели высокие или заметно выделяющиеся скулы, Рембрандт освещение может дать интересные результаты. Небольшой нос и плоская переносица заметно усложнит работу фотографа и вряд ли удастся достичь нужного эффекта. Использование той или иной схемы освещения зависит только от модели, которую снимают и от того настроения, которое фотограф хочет передать в снимке.

Если вы будете использовать свет от окна, которое расположено ближе к полу, вы можете закрыть его нижнюю часть, чтобы попытаться получить освещение типа Рембрандт.

4. Эффект бабочки (Butterfly Lighting)


Подобное освещение недаром метко названо «бабочкой» или «баттерфляй». Очертаниями светотеней оно напоминает форму бабочки, потому что создает под носом у модели такие тени, которые напоминают крылья. Основной источник света располагают повыше и непосредственно за камерой. Данную схему часто используют для съемки в стиле гламур, а также она является оптимальной, когда вы фотографируете пожилых людей, так как меньше акцентирует внимание на морщинах.

Схема «эффект бабочки» создается при наличии источника света за камерой и чуть выше глаз объекта съемки. В качестве дополнительного оборудования, порой, используется светоотражатель, который размещают ниже лица модели, чтобы подсветить тени под подбородком модели. Подобная схема освещения подходит для лиц с выраженными скулами или объектов с тонкими чертами лица. Для круглого или широкого лица лучше использовать стандартную (классическую) схему освещения или даже освещение типа Рембрандт.
Схема сложна для воспроизведения, если в наличии имеется только лайт-диск — тогда с ней трудно будет справиться без ассистента.

5. Широкое освещение

Широкий способ освещения — это не отдельная схема света, а скорее стиль съемки. Любое из выше рассмотренных схем света может сниматься с помощью широкого или узкого способа освещения.

Широким называется такой вариант, когда лицо объекта слегка развернуто от центра и на большую его часть падает свет. Теневая сторона, соответственно, будет меньшей.
Широкое освещение иногда используется при съемке портретов в высоком ключе. Такой тип освещения зрительно слегка расширяет лицо (отсюда название). Лучше использовать для тех, у кого очень узкий овал лица, тонкие заостренные черты. Большинство людей хотят выглядеть на портретах стройнее, поэтому следует внимательно относиться к данной схеме, когда фотографируете круглолицых. Проще говоря, широкое освещение делает акцент на большую часть лица.

Для создания широкого освещения модель следует развернуть от источника света. Обратите внимание, что со стороны лица, которое находится ближе к камере, свет именно такой, который формирует правильные тени на дальней от фотокамеры части лица модели.

6. Узкое освещение


Данный способ является противоположным широкому освещению. Как можно рассмотреть на примере, модель необходимо располагать таким образом, чтобы большая часть лица находилась в тени. Такой прием чаще всего используют при съемке портретов в низком ключе. Лица при этом становятся более скульптурно очерченными, что придает изображению объем. Это очень лестный способ освещения для большинства людей.

Лицо развернуто к источнику света. Обратите внимание, что часть лица, которая отвернута от камеры, также имеет очень значимые тени. Узкое освещение показывает зрителю рисунок теней, который необходимо контролировать.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и воспроизводить каждую из различных моделей освещения, вы поймете как и когда их следует применять. Свет и тень — очень важный инструмент фотографа при съемке портрета. Изучая лица людей, практикуясь, вы разберетесь, какие световые схемы будут лучше для того или иного типа лица и передачи определенного настроения, найдете свой неповторимый стиль.

Кто-то с очень круглым лицом, наверняка, захочет казаться стройнее и будет рад, если портрет подчеркнет утонченность лица. Вы сможете использовать правильную схему, если перед вами будет стоять задача снять гнев или сделать групповую фотографию. Когда вы научитесь читать и распознавать образы, освоите качество света, сможете управлять правильным положением источников света и знать соотношения и пропорции, вы будете совершенно подготовлены к профессиональной работе.

Научиться управлять светом гораздо легче, если источник можно передвигать. Но те же правила освещения работают, когда основным источником света является Солнце или окно. Потренировавшись со , вы начнете непроизвольно применять правила работы и с естественным освещением и легко, единственное отличие — не источник будете крутить вокруг модели, а модель разворачивать так, чтобы получить нужное вам освещение. Вам придется двигать модель или изменять положение камеры, чтобы менять направление света и с помощью теней создавать необходимый по задумке рисунок, но как показывает практика — оно того стоит!

Для того, чтобы создавать классические портреты разного стиля и характера, фотографу необходимо знать основные схемы освещения. В съемке классического портрета применяются четыре основные схемы:
— раздельный свет;
— свет Рембрандта;
— свет «Петля»;
— свет «Бабочка».

И еще дополнительно со схемами освещения применяются два приема освещения: световой и теневой полуобороты.

Рассмотрим каждую схему и прием освещения более подробно:

1. Раздельный свет. Этот свет разделяет лицо человека на две половины: одна будет хорошо освещена, другая же – будет располагаться в тени. Эта световая схема применяется, в основном, для мужских портретов, поскольку она подчеркивает «характер» портрета.

Схема раздельного света выстраивается следующим способом: с правой или с левой стороны от лица нужно разместить источник света, который будет находиться на 90 градусов от фотокамеры. Свет должен падать с боковой стороны, а на части лица, находящейся в тени, световое отражение может быть только в зрачке.

2. Свет Рембрандта. Эта схема получила свое название в честь известного художника Рембрандта, использовавшего это освещение для своих художественных работ. При таком освещении тень от щеки и носа совпадают, и образуют небольшое треугольное отражение света на щеке. Такое освещение используется для более яркого выражения эмоций на портретах. Схема сделана правильно, если в обоих глазах снимаемого человека отражаются световые блики.

Для освещения Рембрандта нужно поместить источник света над головой, а тень (падающая от носа) должна быть при этом на щеке. Это освещение подойдет только для съемки людей с выразительными скулами.

3. Свет «Петля» . При этом освещении на одной из щек появляется маленькая тень от носа, которая направляется вниз и не соприкасается с тенью от щеки. «Петля» является одной из наиболее популярных схем, т.к. она легко расставляется и подходит для съемки людей разного типа. Для расстановки такой схемы нужно свет поставить на 30-45 градусов по отношению к фотокамере и поднять выше уровня глаз.

4. Свет «Бабочка». Такое название схема получила из-за того, что у фотографируемого человека под носом во время съемки образуется тень, напоминающая бабочку. Схему «Бабочка» часто применяют для гламурных съемок и создания теней под подбородком и скулами. Используется она для моделей в среднем и преклонном возрасте, поскольку за счет освещения морщины становятся менее заметными.

Схема света «Бабочка» выстраивается следующим образом: свет необходимо поставить позади камеры и приподнять его выше уровня глаз. Еще, чтобы больше усилить эффект, можно применять отражатель (лайт-диск).

5. Световой полуоборот. Это уже не схема, а тип освещения, который, наряду с теневым полуоборотом, используется для моделирования рассмотренных выше схем.

Световой полуоборот позволяет осветить большую часть лица, а меньшая его часть находится в тени, т.к. получается небольшой разворот лица от камеры. При таком свете лицо визуально кажется шире, поэтому этот тип освещения часто используют для фотографий людей с худощавым лицом. Используется для портретных снимков в «высоком ключе».

6. Теневой полуоборот . Это тип освещения, при применении которого большая часть лица модели, направленная на фотокамеру, располагается в тени. И даже не смотря на это, фотография все равно кажется объемной. Такой тип освещения часто применяют для фотографий в «низком ключе».

Приветствую читателей! В этом выпуске я хочу рассказать о схеме света, которую я часто использую в своих съемках.
Эту схему называют «Рембрандтовский свет». Описание «Рембрандтовского света» мы можем встретить в интернете. Я хочу рассказать об этой схеме со своей точки зрения, показать ее плюсы и минусы, провести параллели между живописью и фотографией.

Немного истории. Рембрандт Ван Рейн (1606–1669), как мы знаем, великий и непревзойденный мастер светописи. Он был последователем Караваджо Микеланджело (1573–1610). Караваджо писал свои полотна на чердаке, где было одно единственное маленькое круглое окошко под самой крышей, откуда и поступал дневной свет. Это окно называлось «Бычий глаз». Вот именно под этот поток света Караваджо ставил своих моделей. По сути «бычий глаз» - прототип жесткого источника света.
Иллюстрации:
1. Караваджо. Давид и Голиаф.
2. Караваджо. Мадонна со змеей
3. Рембрандт. Флора
4. Рембрандт. Даная.



Но почему именно Рембрандт - мастер светописи? Изучая иллюстрации и живописные полотна можно увидеть, что теневая сторона на работах Рембрандта более прозрачна и читаема, детали и текстуры узнаваемы. В этом его мастерство - детальная прорисовка как света, так и теней.
У Караваджо - тень более глубокая, уходящая порой в черный цвет.

Итак, рисующий свет падает на объект под углом в 45 градусов, камера находится относительно источника света тоже под углом в 45 градусов (я не считаю, что надо строго придерживаться этого угла, лица и образы имеют разные формы, поэтому небольшие отклонения допустимы).

Рефлектор». Именно при таком расположении рисующего источника, предмет расскажет о своей форме и объеме максимально. Это произойдет потому, что мы сможем «остро» проследить за светотенью. Пример показан на самом простом предмете-шаре.


Но просто используя один рисующий свет, мы можем потерять текстуру в тенях! Чтобы этого не произошло (для того, чтобы приблизится к свету Рембрандта) - необходимо ставить заполняющий свет, подсвечивая теневую сторону. Для этого используем софт-бокс или отражатель, который
направляем на теневую сторону объекта.


Если на место рефлектора поставить мягкий свет - переход из света в тень будет более рассеянным.
Опираясь на схему «Рембрандтовский свет» - Вы можете создавать интересные художественные фотографии. Меняйте расположение источников, добавляйте контровый свет - изучайте полученное изображение.
Очень хорошо начинать учиться ставить свет именно с этой схемы. Она с одной стороны проста и понимаема, с другой стороны требует внимательности в настройках и параметрах света. Модель, позируя в таком свете должна понимать задачи, которые ставит перед ней фотограф.

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.