В жизни часто смешивают такие понятия, как эмоции и чувства , однако явления эти разные и отражают разный смысл. Эмоции не всегда осознаются, иногда достаточно четко человек не может сформулировать какие эмоции он испытывает, например, люди говорят «во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаянье? Тревога? Досада?. Не всегда человек может определить сиюминутную эмоцию, зато чувство человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.

Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретные эмоции, чувства же всегда осознаваемы, человек осознает почему он дружит или гордится, чувства - это личностное отношение к окружающей действительности (объектам и предметам).

Наши эмоции связаны с конкретной ситуацией, только «здесь и сейчас» возникает эмоция, т.е. эмоции - ситуативные и отражают наше оценочное отношение к ситуации (настоящей или будущей, или только возможной). Чувства - это устойчивое эмоциональное отношение к предмету (объекту), т.е. чувства - предметные и не связаны с ситуацией. А вот выражаются чувства через эмоции, в зависимости от того в какой ситуации человек оказывается. При этом эмоции и чувства могут не совпадать или противоречить друг другу, например, горячо любимый человек может в определенной ситуации вызвать эмоцию гнева.

Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады, эти эмоции кратковременные, когда Вы приедете домой, этих эмоций уже не будет. А чувства - это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, чувства устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека, т.е. при встрече с объектом, или при воспоминании о нем, чувство каждый раз актуализируется с новой силой. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «теплое чувство» внутри.

Чувства и эмоции тесно связаны между собой, но это не одно и тоже, эмоции сиюминутные, проявляются «здесь и сейчас» и относятся к конкретной ситуации, чувства - устойчивое, постоянное отношение человека к чему либо или кому либо, чувства не зависят от ситуаций, например, чувство любви не изменится, если любимый незаслуженно , в этой ситуации проявятся всего лишь эмоции: волнение, обида, печаль, чувство останется прежним.

Таким образом, чувства как бы «выделяют» из ситуации конкретный объект, независимо от того, что происходит вокруг, а эмоции «срабатывают» на ситуацию в целом.


Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, являясь отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

«Я его люблю до безумия»

«Я ненавижу его каждой клеточкой…»

«Я сейчас слишком устал»

«Она сегодня с утра грустит»

Эмоции и чувства достаточно близкие понятия, но тем не менее необходимо отличать их. Порой мы можем спросить: «Что ты сейчас чувствуешь?» Казалось бы, спрашиваем про чувство, а имеем в виду эмоции. И подобный вопрос может поставить в тупик.

Не сложно, конечно, понять, что любовь и ненависть — это чувства, а злость и радость — это эмоции. Но эмоций и чувств такое многообразие, что порой становится сложно определить, что есть что. Поэтому эмоции и чувства, хотя бы базовые, нужно знать и уметь отличать.

Так в чем отличие чувства от эмоции?

В отличие от эмоции чувство привязано к объекту: оно возникает по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. Эмоция же не имеет объектной привязки: она возникает не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. Например,

«Я боюсь этого человека» — это чувство

«Мне страшно» — это эмоция.

Эмоции кратковременны, ситуативны, а чувства более стабильны.

Эмоции очевидны, ярко проявляются, мы можем определить их по лицу, интонации, жесту, положению тела и даже по молчанию… Чувства же более скрыты, глубинны, о них можно лишь догадываться.

Читаем по лицу…

Эмоции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими нам людьми. Эмоции могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред. Под их влиянием мы можем выполнять действия, которые будут казаться нам обоснованными и уместными, но под их влиянием мы можем совершать и такие поступки, о которых будем впоследствии горько сожалеть.

Ощущаете ли вы свои эмоции так же, как и другие люди? Вызывают ли у вас гнев, страх или печаль те ситуации, которые, по–видимому, оставляют равнодушными других людей, и можете ли вы что–то сделать со своими эмоциями?

Представьте такую ситуацию: Ваш ребенок полез на дерево, Вы делаете замечание ему и просите слезть вниз, не потому что Вам так хочется, а потому что Вы знаете о возможных последствиях; но ребенок даже и не думает слушаться Вас; Вы начинаете злиться. Что скрывается под Вашей злостью? Страх за ребенка. Да, эмоции бывают первичными и вторичными. В данном случае страх — это первичная эмоция.

А как же порой хочется прочитать человека изнутри, понять, что думает наш собеседник, независимо от того, что он сейчас говорит. Конечно, для того чтобы изучить психологию эмоций потребуются года. Но зная базовые эмоции, можно научиться понимать эмоции людей на бытовом уровне: на работе, в общении с детьми и друзьями… А также разобраться в своих эмоциях и уметь их корректировать.

Согласно классификации Пола Экмана, базовых эмоций семь. Рассмотрим как выглядит каждая.

1. Удивление

Удивление - это самая краткая из всех эмоций, длящаяся не более нескольких секунд. Удивление мгновенно проходит, как только мы осознаем происходящее, и затем превращается в страх, радость, облегчение, гнев, отвращение и т. д. в зависимости от того, что нас удивило, или же после удивления может не наблюдаться никаких эмоций.

Брови подняты, изогнуты дугообразно, на лбу горизонтальная морщинка, веки открыты, над радужной оболочкой можно видеть белок глаз; нижняя челюсть опускается так, что губы и зубы размыкаются, рот находится в не напряженном состоянии.

2. Страх

Когда мы чувствуем страх любого типа, когда мы осознаем, что чем–то напуганы, то нам в течение определенного времени трудно испытывать какое–то другое чувство или думать о чем–то другом. Наш разум и наше внимание сосредоточены на угрозе. Когда возникает немедленная угроза, мы фокусируемся на ней до тех пор, пока не добиваемся ее устранения.

Брови приподняты и слегка сведены, морщины только в центральной части лба, верхние веки приподнимаются, обнажая склеру, а нижние веки напряжены и приподняты вверх; рот открыт, губы напряжены и оттянуты назад.

3. Отвращение

Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные образы или звуки способны вызвать отвращение, но и действия и наружность людей или даже их идеи.

Верхняя губа приподнята, нижняя приподнята и придвинута к верхней или же опущена и слегка выдвинута вперед; нос сморщен, щеки приподняты, брови опущены.




4.Гнев

Наиболее действенным способом вызвать гнев у детей является физическое вмешательство посредством удерживания рук ребенка таким образом, чтобы он не мог ими свободно пользоваться.

Брови опущены и сведены, между бровями появляются вертикальные морщины, нижние и верхние веки напряжены, глаза глядят пристально и могут быть слегка выкачены наружу; губы могут находиться в двух состояниях: 1) плотно сжаты, уголки прямые или опущены, 2) губы раздвинуты, образуя прямоугольный рот и напряжены, как при крике; ноздри раскрыты.

5. Печаль

Печаль могут вызвать разные виды потерь и утрат: потеря друга или возлюбленной; потеря самоуважения вследствие невозможности достичь поставленной карьерной цели; потеря части тела или утрата определенной функции по причине несчастного случая или болезни, а для некоторых людей - и потеря ценного для них предмета.

Внутренние уголки бровей приподняты, участки под бровями похожи на треугольники, опирающиеся на основание; уголки рта опущены, или губы дрожат.

6. Радость

Радость — это положительное эмоциональное состояние, характеризуется чувством уверенности и значимости, чувством, что ты любишь и тебя любят. Уверенность и личная значимость, приобретаемые в радости, дают человеку ощущение способности преодолеть трудности и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается кратковременной самоудовлетворением, удовлетворенностью окружением и всем миром.

Присутствуют носогубные складки, гусиные лапки у глаз, морщины на лбу.

Но несмотря на эти описания, нужно помнить, что одновременно могут проявляться признаки двух эмоций.

Как уже было написано выше, нужно уметь различать эмоции. И необходимо научить ребенка различать их, уметь называть свои чувства.

Распечатайте изображения эмоций , изучите с ребенком названия и как выглядит та или иная эмоция. Поиграйте: изобразите с ребенком эмоции; пусть один показывает эмоцию, а другой отгадает и попробует повторить изобразить ее. Вашему малышу такая игра очень понравится, ему будет весело, и в такой обстановке он легче запомнит и сможет отличать эмоции в дальнейшем.

Статья содержит информацию из открытых источников

Зачем нужно так всё усложнять? Вы просто себя запутаете. Все впечатления и переживания внутренние от событий,- чувства. Проще, чувства это всё что Вы чувствуете. А вот проявления этих чувств,- эмоции. Проще,- эмоции это реакции Ваших чувств на события. Проявляются чувства у людей по разному. И это определяет настроение. Одни всегда весёлые, другие всегда хмурые (например). И это же формирует темперамент. Сангвиник там, холерик и т.д. Всё зависит от эмоций. То есть от того как эти чувства проявляются.

Alexey.n.pop***@u*****.ua Teacher 08.06.2011

Нетушки-нетушки. Не будем упрощать ситуацию. Давайте разбираться по существу.

Более сложным будем считать определение, которое более трудно понимается, а более простым – то, которое более легко понимается. Предварительно заметим, что усложнение определения неоправданно тогда, когда более сложное определение возможно, но его не требует решение поставленной задачи, когда это решение возможно с использованием и более простого определения. Однако бывает, что более простым определением нельзя обойтись по причинам логического, методологического, научного и т.п. характера. А теперь перечислим некоторые из ситуаций неоправданного усложнения определений:

(а ). Ситуация, когда вместо вполне удовлетворяющего задаче простого остенсивного определения дается трудно воспринимаемое или логически несостоятельное вербальное определение. Ситуация возникает в силу бытующего мнения, что всем терминам надо непременно давать только вербальные определения, которые в свою очередь представляются всегда возможными.

…Определение обязано разъяснять неясное через ясное. Тогда зачем весьма понятное определять через трудно воспринимаемое? Разве это что-либо разъясняет?…

Надо сказать, что вообще очень широкие понятия, как правило, определяются остенсивно, и не видно, как дать им вербальные определения, соблюдая правила культурного оперирования понятиями. Например, неясно, как дать правильные вербальные определения таким терминам, как "вещь(предмет)", "множество", "свойство", "отношение", "движение" и т.п. Самые общие понятия, вероятно, в то же время и самые простые. Поэтому разъяснить их смысл через термины (т.е. вербально), имеющие еще более простой смысл, не представляется возможным (конечно, при условии соблюдения правил определения).

Однако бывают ситуации, когда неоправданно упрощают определения – вплоть до того, что они становятся логически несостоятельными, а потому и непригодными для решения каких-либо задач.

… Из сказанного следует практический совет: если это удовлетворяет поставленной задаче, то пользуйтесь более простыми остенсивными определениями вместо более сложных вербальных. А если пользоваться вербальными определениями, то по возможности более простыми (даваемыми через более простые определяющие термины) . Тем более нельзя давать вербальных логически несостоятельных определений ради самих вербальных определений, а не ради решения поставленной задачи. Особо обращайте внимание на определения исходных терминов некоторой теории, вашей научной работы и т.д. Исходные термины могут быть определены и остенсивно, и вербально. Однако вербальные определения исходных терминов можно давать только через термины, не принадлежащие данной теории.

(б ). Ситуация, когда более сложная задача реального определения неоправданно подменяется значительно более простой задачей переименования (номинального определения)… Иначе говоря, по условию задачи требуется дать термину реальное определение через указание специфического и существенного признака определяемого объекта. А вместо этого дается другое наименование этого объекта, ничего не разъясняющее. Тем самым мы получаем просто новое слово, смысл (или значение) которого столь же неизвестны, как и смысл (или значение) первоначально взятого слова. Подобная операция, вообще говоря, не бессмысленна, она принята в логике и называется номинальным определением. Нередко эти определения помогают сократить речь, менее знакомые слова заменить более знакомыми и т.д. Но эти определения не решают проблемы разъяснения смысла (или значения) термина, что как раз и требуется от реального определения.

Тем самым порой очень трудная задача реального определения решается формально, по видимости, но не по существу. Создается иллюзия того, что реальное определение дано, хотя на самом деле ничего не разъяснено, т.е. произошел уход от решения задачи…

Отсюда следует простая и полезная для логического мышления рекомендация: если стоит задача разъяснения смысла (или значения) термина, то не подменяйте ее значительно более легкой, но не решающей поставленной задачи задачей номинального определения, т.е. выбора нового названия, переименования . Переименование не есть нахождение специфического и существенного определяющего признака. Правда, иногда оно является подспорьем в нахождении реального определения (тут имеет место психологический фактор понятности одного термина и непонятности другого). Например, определение множества как совокупности является не реальным, а номинальным определением, однако термин "совокупность" кажется более понятным, чем термин "множество", хотя их смыслы и значения одинаковы.

(в ). Ситуация, когда более простую задачу определения более узкого понятия ставят в зависимость от решения гораздо более сложной задачи определения более широкого понятия. Здесь имеет место на первый взгляд парадоксальное явление: интуитивно более понятно более широкое понятие, а для вербального определения оно как раз более трудное.

В этих ситуациях надо поступать так: если возможно более узкое понятие определить, не прибегая к более широкому, то надо сразу так и делать . Более того, если это возможно, то надо более широкое понятие определять через его частные случаи (как в то же время и более простые). Зачастую так и поступают: для определения более широкого понятия его делят на понятия более узкие (частные случаи широкого). Определяют последние, а затем разъясняют более широкое понятие по этим случаям.

правило оптимальной познавательной трудности определения : Из определений, удовлетворяющих решению поставленной задачи, следует выбирать определение меньшей познавательной трудности, руководствуясь правилами (рекомендациями) разрешения ситуаций.

(г ). Ситуация выбора "точного" или "неточного" определения. На первый взгляд подобная ситуация вообще не должна возникать, ведь кажется неоспоримым, что точное лучше, чем неточное. И если есть точное, то зачем же второе? Теоретически это так. Но практически не совсем так. Дело в том, что нередко точное определение в познавательном отношении – более трудное, так как связано с формулировкой его на более точном языке, как правило, искусственном. Смысл же терминов уточненных языков выходит за рамки обыденных пониманий, непривычен, что создает трудности познавательного характера для понимания терминов. Создается ситуация довольно противоречивого характера: с одной стороны, вроде бы точное мы должны понимать лучше, чем неточное (ведь точный смысл более ясен). Но, с другой стороны, практически мы, как правило, именно неточное понимаем лучше, чем точное.

Но что такое точное определение? Обычно говорят, что в математике определения точные, а, например, в гуманитарных науках – неточные. Это не совсем так… Вообще в науке происходят удивительные вещи: из фундаментальных неточных определений получаются производные определения – уже точные. Это неоспоримый факт, но его объяснение выходит за рамки данной работы.

Анализируя те определения, которые и в математике, и в естественных, и в гуманитарных науках относят к точным, можно заметить их общий специфический признак – связь определяющего признака с каким-то более или менее эффективным методом распознавания определяемого объекта. При этом методы могут быть разные. Это может быть алгоритмический метод (алгоритм) наподобие алгоритма Евклида, алгоритмов сложения, умножения и т.п. математических операций. Это может быть метод так называемого "предписания алгоритмического типа", очень похожий на алгоритм, но все же им не являющийся. Это могут быть просто достаточно четкие и определенные способы распознавания определяемого объекта.

Последнего рода способы поясним с помощью примеров, так как они-то и будут нам практически важны. Для этого возьмем определение сущности некоторого объекта, которое удовлетворяет требованию точности в смысле эффективности распознавания определяемого объекта. Последнее требует представления этого объекта как определенной системы, т.е. как множества каких-то предметов (элементов системы) с теми отношениями, которые имеют место между этими элементами. Например, стол есть объект, который можно представить как систему деревянных и железных деталей с механическими связями, существующими между ними. В данном случае стол будет механической системой. Но стол есть в то же время и молекулярная система, и атомарная система и т.д.

Так вот, сущностью системы будут те ее свойства и отношения, которые обусловливают (с помощью связей, характерных для данной системы) другие ее свойства и отношения. Такое определение сущности можно назвать точным (эффективным), так как из него следует метод распознавания сущности исследуемой системы, а именно: (1) уточнить, какую конкретно систему представляет объект в данном его представлении; (2) постараться обнаружить как можно больше его свойств (отношений); (3) выяснить, какие связи существуют между ними; (4) выявить те свойства (отношения), которые с помощью этих связей обусловливают другие свойства (отношения) исследуемой системы. Чем точнее будет известна система, тем точнее можно выявить ее сущность. Например, сущностью такой теории, как геометрия, будут ее исходные законы (аксиомы), потому что они с помощью логических связей обусловливают все другие ее законы (теоремы).

Проблема рассматриваемой ситуации звучит так: всегда ли целесообразны точные определения? Оказывается, не всегда. Можно привести достаточно точное определение понятия формы системы как того общего, что имеют все изоморфные (одинаковые по форме) системы. Имеется и интуитивное (неточное) понятие формы: как структуры, как способа организации содержания. Каким же понятием пользоваться? В обыденных ситуациях можно использовать и интуитивное понятие. Но, например, выявление формы предложения, формы теории, формы умозаключения и т.п. уже не может основываться на интуитивном понимании формы. Эта задача требует уточненного понимания формы. Подобное можно сказать и о понимании философской категории сущности и других терминов различных наук.

Аналогичных примеров можно привести сколько угодно. Вот в школе изучают алгоритмы Евклида, сложения, умножения и т.п. При этом имеют чисто интуитивное (неточное) понятие об алгоритме. И оно работает. Школьные задачи прекрасно решаются. Но если поставить задачу доказательства существования или несуществования алгоритма для решения какой-либо массовой проблемы, то школьным понятием об алгоритме обойтись уже нельзя. Тогда возьмем более точное понятие об алгоритме как о детерминированном, результативном предписании для решения массовых проблем. Такое определение алгоритма довольно понятно с точки зрения обычного языка, но оно все равно весьма неточное, и для решения проблемы существования алгоритма непригодно. Пригодным для этой задачи является уточненное понятие алгоритма, например, в смысле "машины Тьюринга" или рекурсивной функции. Но чтобы понять уточненные определения алгоритма, нужно не просто знать соответствующие логико-математические языки, но и, как говорится, вжиться в них, свободно ими владеть. Тут дело обстоит так же, как с иностранным языком. Поэтому если задача не требует точного определения термина, то не всегда его надо и использовать.

Так как же все-таки быть с использованием точных и неточных определений? Рекомендация может быть такова: если это удовлетворяет решению поставленной задачи, то следует использовать по возможности более точное, но в то же время и более познавательно доступное определение . Тут должен быть определенный баланс точности и восприимчивости.

Однако нельзя всегда и везде пользоваться только неточными (интуитивными) определениями еще и по той причине, что чем точнее понятия в суждении, тем точнее можно оценивать истинность суждения. Кроме того, на основе точных (эффективных) определений возможны точные рассуждения.

Итак о чём мы говорили?

Вы дали определение чувствам и эмоциям. (Я пользуюсь основным научным методом. Если можешь не давать определения,- не давай. По причине изначальной ясности понятия). Эти определения ничего мне не дают. Тем более что не просматривается разница между чувством и эмоцией. Вы можете подходить с логарифмической линейкой к определениям. Но иногда лучше этой линейкой слегка огреть по мозгам. Может тогда что-то прояснится.

Если под "не можешь не давать определений - не давай" вы бритву Оккама подразумеваете, то она таки про другое. Научный метод же подразумевает, что все понятия, которыми оперируете, обязательно определены, при том однозначно.

Бритва окама это мелочи. Это моё научное определение. А по поводу чувств и эмоций можно сказать кратко. Эмоция это проявленное чувство. Как внешне, так и внутренне. Активация чувства - эмоция. А самому чувству определение не нужно.

Ваше научное определение? Ви таки большой ученый? :)

Во-первых, у вас получается, что эмоции без чувств невозможны, а это не так. Во-вторых, что значит "чувство, не проявленное внутренне"? Если чувство - сущность внутренняя и нематериальная. Если оно не проявляется внутренне, оно отсутствует.

Да понимаю я, что вы хотите сказать. Однако в вашей концепции имеются две вышеуказанные дырки, которые и в примере точно также вызывают вопросы:

1. Без чувства ударить в глаз нельзя?

2. Если в глаз я никому не даю, значит чувств соответствующих не испытываю?

У Вас в душе море различных чувств, во многом определяющих личность. И характер, и темперамент. В непроявленном виде, почти бессознательных (бессознательное это другое, поэтому почти). В молодости прекрасна душа полная чувств. Со временем в первые ряды выходит разум и рассудок. Но чувства не исчезают, лишь умаляются. И не спорьте с этим, это так. Когда Вы их испытываете, они уже стали эмоциями, способными проявиться и во вне. Например, то что "написано на лице". Что-то их вызвало, заставило проявиться. Или внешняя причина, или внутренняя. И они стали эмоциями.

Вот бессознательное - это как раз и есть эмоции. Чувства - осознанное, почувствованное (тавталоги, однако суть отражает).

В молодости бушуют как раз эмоции - чувства остаются с вами всегда.

>И не спорьте с этим, это так

Ага, "Я сказал".

Чтобы могло быть "это так", вам таки нужно ответить на вполне конкретные поставленные вопросы. Мне даже несложно их повторить:

1. Как вы объясняете существование эмоций без чувств?

2. Что есть чувство, которое не проявляется даже внутренне?

>Что-то их вызвало, заставило проявиться

А вот тут вы прямо себе противоречите: так вызвало, или заставило проявиться? Если вызвало, значит до этого их не было (см. вопрос 2), если заставило проявиться, то таки в каком виде они существовали до этого?

Как вы объясняете существование эмоций без чувств? Никак. Таковых не бывает. Что такое чувство, которе не проявляется даже внутренне? Это либо задавленное чувство (при Сталине, например, люди забыли о сострадании), либо неосознанное, но имеющиеся в душе. Например, любовь к женщине. У одних оно проявляется, у других наблюдается идиотизм в этой сфере. Вызвало,- это внешний фактор воздействия на чувство (та же женщина). Проявилось (стало эмоцией) - результат этого воздействия.

>Никак. Таковых не бывает.

Это неверно.

>Это либо задавленное чувство

Что значит "задавленное чувство", "забыли о сострадании"? Они либо испытавали это чувство, либо нет. Раз "забыли" - значит, не испытывали этого чувства, то есть не было его у них. Вот, собственно, и те самые грабли, из-за которых в науке за отсутвие определений терминов, которыми оперируют, бьют по голове логарифмическими линейками. Вы явно называете чувствами что-то другое, отличное от того, что так называю я, автор определений в теме и множество других людей.

Определения тому, что такое эмоции, а что - чувства дают и толковые словари, и психологи. Определения довольно неопредленные (:)) - трактовать можно довольно широко, однако ваша концепция их не трактует, а прямо им противоречит.

Мне кажется всё несколько упростится, если не рассматривать человека с его эмоциями и чувствами отдельно от Огромного Мира, включая и тот, что мы неможем непосредственно ощущать, но тем не менее постоянно с ним взаимодействуем.

Кто - то в большей мере, кто - то, как получается...

Почему настолько важно знать, чем отличаются чувства от эмоций? Потому что психология везде: от нейронов мозга до глобальных процессов. А тема эмоций и чувств – одна из основополагающих как для общей, так и социальной психологии. Мои Советы проанализировали, чем чувства человека отличаются от его эмоций, и поставили все на свои места!

Сущность эмоций и чувств

Понимание, в чем разница между чувствами и эмоциями, надобно для взаимопонимания между людьми. Чем отличаются чувства от эмоций? Ответ лучше получить с теоретической точки зрения, чтобы на практике легко отделить зерна от плевел. Ведь если кто-то иногда агрессивен, он не обязательно психопат (может быть как чертой характера, так и следствием «вставания не с той ноги» — негативной кратковременной эмоцией); а испуг от резкого звука может проявить и неимоверно стойкий человек.

Чтобы дать понимание, чем отличаются чувства от эмоций, поясним прежде, что они собой представляют.

Эмоции – это психические процессы, которые проходят в форме переживаний и отображают отношение к внешним и внутренним ситуациям в жизни человека.

Если объединить взгляды на эмоции и чувства человека и систематизировать их, то можно выделить четыре основных группы:

  1. Ученые, которые считают чувства с эмоциями одним и тем же , или же они подменяют понятия.
  2. Те, для кого эмоции как процесс вмещают в себе чувства.
  3. Психологи, что обозначают различные чувства и эмоции как видовые и родовые понятия соответственно.
  4. Те, для которых эмоции и чувства в психологии – абсолютно несхожие категории.

Знать, чем отличаются чувства от эмоций, важно и для понимания, чем человеческая организация души отличается от животной. Ученые не единогласны в том, свойственны ли животным чувства, которые испытывают люди. Все же некоторые умы сходятся на том, что различные чувства и эмоции присущи и Homo sapiens, и представителям фауны.

Развитие эмоций и чувств – пространственно-временной континуум

Чем отличаются эмоции от чувств психологии личности? Наибольшее количество сторонников (А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, Ю. Л. Трофимов) у теории, гласящей о том, что чувства являются разновидностью эмоций. Они выделяют некоторые особенности эмоций и чувств, которые позволяют их разделять в разные категории:


Формы эмоций и чувств: day to day

Если характеристика эмоций и чувств с научной точки зрения слишком сложна, все можно проиллюстрировать отношениями между членами одной семьи. Супружеская пара и их двухлетняя дочка любят друг друга. Чтобы понять, чем отличаются чувства от эмоций, необходимо смоделировать ситуацию, в которой проявятся особенности эмоций и чувств:

Дочь добралась до любимой маминой орхидеи и немного ее подпортила. Если разница между чувствами и эмоциями в привязке к разным слоям сознания, то раздражение и гнев мамы вспыхнут мгновенно, даже против ее воли. Она будет ругать девочку из-за растения и своего страха, что девочка вымазалась в земле и заразиться каким-нибудь микробом. Малыш не менее испуган бурной маминой реакцией.

Папа видит, как обижают его маленькую девочку, это немного выводит его из себя. Это всего лишь какой-то вазон – зачем кричать на ребенка. Эмоции и чувства человека имеют свойство подменять друг друга, поэтому, несмотря на любовь, родители повздорят. Но ведь это дружное семейство, поэтому они непременно скоро помирятся.

Любовь как константа против страха, гнева, раздражения, что воспламеняются и затухают со скоростью обычной спички – так понятие об эмоциях и чувствах раскрывается в полной мере.

Если эта статья помогла вам разобраться, чем отличаются чувства от эмоций, тогда лайкните ее и оставьте комментарий. А для ваших знакомых, которым интересна тема эмоций и чувств, сделайте репост!