Доклад. Много ли культур?

Ответы:

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР? Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества. Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции. Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями. Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур. В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц. ложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое простонапросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе. В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Представьте себе огромное дерево со всеми его ветками и веточками, которые переплетаются между собой и теряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все его ветви постоянно растут, меняются, соединяются и расходятся. И, для того чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур. В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогресс, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой интернационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче всего в межнациональном общении усваиваются достижения техники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художественного творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без своего культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет авторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми его преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, архитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей народной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она находится в постоянном употреблении. Пока бабушки рассказывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится всего лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

Ответ оставил Гость

МНOГO ЛИ КУЛЬТУР?Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время.Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам ДревнегоЕгипта и Древней Греции.Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определятьсярасовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культураможет исторически сформироваться и на территории одного государства.Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурноепространство множество народов с различными обычаями и религиознымиверованиями.Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным ипрофессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересыподростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так жекак отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, акультура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.ложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда можетпоказаться, что культура как единое целое простонапросто не существует.На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единуюмозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И современем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого неудивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла ванглийском переводе.В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур.Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения ивзаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима иуникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческимразвитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки,она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не можетнаходиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможностьсравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие.Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценностикультуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами,вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может лиразвиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для тoгo, чтобы...» Но попробуйте сами ответить на нeгo, и вы поймете, что все не так просто.

Культура - неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

-Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить oгpoмныe территории земного шара.

-Функция накопления , хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

-Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

-Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли - людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно уcловно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.



МНОГО ЛИ КУЛЬТУР?

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми eгo вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто на просто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Мoжет! - но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда - все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры - к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура - это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она - плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура . Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Культура - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в ее материальных и духовных продуктах. Иначе говоря, культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты (вещи), созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы - все, на чем лежит "печать" деятельности человека, включая его личность (ведь и личность человека - тоже продукт общественной деятельности).

В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".

Как международный термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских языков с XVIII века. Однако истоки этого термина относятся к латинскому языку, где существовал целый ряд слов с корнем cult-:

Cultio - возделывание, обрабатывание (почвы, какого-либо сырого продукта);

Cultor - воспитатель, наставник, поклонник, почитатель;

Cultus - попечение, забота, образование, воспитание, изучение, поклонение а также - вероисповедание.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную ?

Во-первых , материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.

Во-вторых , предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

В-третьих , предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.


Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.

По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах, двух ипостасях. С одной стороны , он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.

С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни, созидая новые предметы и явления, постоянно раздвигая тем самым границы мира культуры.

Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.

Обретение людьми новых материальных и духовных ценностей делает их жизнь богаче, насыщеннее, интереснее. Единство традиций и новаций обеспечивает существование и развитие культуры, столь необходимые для повышения культурного уровня масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, что, в свою очередь, создает более благоприятные условия для роста культуры человека.

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления :

Художественная культура,

Политическая культура,

Управленческая культура,

Культура поведения (этикет),

Педагогическая культура и т.п.