В чём заключаются главные ошибки родителей? Невозможно найти такого человека, который бы никогда не ошибался. Какие ошибки совершают родители чаще всего, и как распознать их просчёты?

Многие родители задаются вопросами, как научить ребенка быть самостоятельным, поскольку подобный нюанс является столпом воспитательского процесса. Наилучший и стойкий эффект выйдет, если вы поясните ему мысл и цель происходящего. Ребёнок должен понимать, что происходит, связывать события с причинами, делать собственные выводы. Это означает неизбежное прохождение злополучной стадии «почемучки», когда ребёнок интересуется причинами буквально всего, что попадается на глаза. Но одновременно идёт очень полезное прививание привычки докапываться до настоящей причины всего происходящего.

Чаще всего диета для подростков нужна, чтобы сбросить лишний вес. Ожирение многим тинейджерам сегодня угрожает намного чаще, чем раньше. Связано это с увеличением объёма потребляемой пищи, большим количеством слишком жирных, вредных продуктов в меню.

Страх с точки зрения психологии – это негативная эмоция. Возникает в случаях опасности для жизни и здоровья человека, как физического, так и психического. Возможно возникновение страхов в результате негативного воздействия на психику человека социальных факторов.

Многим родителям такое словосочетание, как дисграфия у детей ничего не скажет. В СССР данное заболевание было известно, но его диагностировке уделяли мало внимания. Малышу, страдающему от проблем с правописанием и с письменной речью, могли больше рассказывать о необходимости внимательности, усидчивости, важности знания правил правописания. Патология диагностировалась в исключительных случаях, когда предположить какие-либо альтернативные варианты оказывалось достаточно трудным. По статистике это заболевание редко оказывается ярко выраженным.

Оксана Светличная

Здравствуйте! Подскажите, как мне решить мою проблему. Дело в том, что мой сын - очень медлительный. Он все время копается и мы из-за этого вечно куда-нибудь опаздываем. Как научить ребенка все делать быстро?

Современный человек вынужден поддерживать невероятно высокий темп жизни. Скорость приобретает все больше и большее значение - скоростная техника, скоростной интернет, даже отношения стали «скоростными»…

Не удивительно, что в таких условиях многих родителей тревожит медлительность детей. Наблюдая за тем, как ребенок «копается», родитель испытывает резонные сомнения - а вдруг такой «неспешный» ребенок не сможет завоевать себе место под солнцем в мире повышенных скоростей?

И начинается «исправление» ребенка - специалисты предлагают родителям самые различные коррекционные методики, а также обширный медикаментозный арсенал.

Быстрее, быстрее, еще быстрее - требуем мы от медлительных детей. Но вместо эффекта ускорения получаем упрямство, истерики, проблемы в школе и прочие «радости»…

Как же помочь медлительному ребенку?

В кабинет психолога вошла высокая статная женщина. Тонкий аромат дорогих духов, модный костюм, высокая шпилька - от женщины исходили флюиды успешности.

Вслед за женщиной вошел мальчик. Плотненький крепыш, запакованный в аккуратный костюмчик, робко вошел в кабинет и остановился в дверях, насуплено поглядывая на психолога.

- Здравствуйте! У меня проблема, - с места в карьер ринулась женщина, усевшись в кресло. - Мой сын очень медлителен. Пока он был маленький, я как то не обращала внимания на это. Мне было проще помочь ему одеться и обуться, чем ждать, пока он сам соберется. Но в этом году он пошел в школу - и учителя стали жаловаться, что он ничего не успевает. Я не знаю, что с этим делать…

Женщина щелкнула замочком сумочки, достала платочек, закрыла сумочку. Потеребила в руках тонкую ткань, потом опять открыла сумочку и платочек скрылся в ней…

- Я понимаю, ребенку необходимо мое внимание, с ним нужно дополнительно заниматься. Но у меня так много работы…

В этой небольшой зарисовке показано, какие проблемы могут возникнуть, если кожная мама воспитывает ребенка с анальным вектором. Эти дети по своей природе наиболее зависимы от мамы - для эффективного развития им необходимо, чтобы она направляла их, подсказывала, что делать, а также хвалила.

Однако кожная мама подчас не видит в своем анальном ребенке положительных свойств - через себя она ощущает ребенка слишком медлительным, безынициативным и нерешительным. Там, где она «все быстро сделала бы», ребенок «копается», стараясь вникнуть во все детали и сделать все пусть не быстро, зато качественно. И это касается всего, начиная от шнурования кроссовок и заканчивая посещением туалета.

Не понимая этого стремления к перфекционизму и пытаясь вылепить ребенка по подобию своему, кожная мама невольно начинает его подгонять, дергать - и тем самым вгоняет анального ребенка в ступор, усугубляя ситуацию. А ведь для него очень важно каждое дело довести до логического конца - в противном случае ребенок начинает испытывать стресс и свойства его вектора уходят в минус: вместо послушания - упрямство, вместо чистоты и порядка - грязь, вместо заботы о близких - садизм.

- Ребята, сдавайте тетради! - учительница обвела взором класс. Ученики завозились, начали передавать тетради… И только Ваня с последней парты задумчиво смотрит в окно.

- Ваня, ты все написал? - окликнула учительница задумавшегося мальчика. Он вздрогнул, рассеянным взглядом обвел класс, опустил глаза на лист тетради, девственную чистоту которого нарушило лишь одно предложение.

- Я еще не дописал, - смутился мальчик.

- Ну что ж ты так медленно пишешь-то? - возмутилась учительница. Мальчик тяжело вздохнул и взялся за ручку…

Медлительными и даже заторможенными могут показаться дети со звуковым вектором. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка - эти дети обладают очень чутким слухом. Громкие крики, резкие звуки, оскорбления - все это доставляет ребенку физический дискомфорт. Кроме того, дети со звуковым вектором существуют сразу в двух мирах, разделенных их чуткой барабанной перепонкой - внешнем и внутреннем, таком же реальном для них, как и окружающий мир.

К сожалению, родители не всегда учитывают эту особенность, и пытаются «расшевелить» ребенка со звуковым вектором всеми доступными средствами, в том числе и криком. Но если на звукового ребенка постоянно кричат и оскорбляют, если в доме постоянно шумят, он невольно пытается снизить чувствительность эрогенной зоны - «уходит в себя», становится неконтактным. В особо тяжелых случаях возможно развитие аутистического спектра.

Звуковые дети испытывают определенные сложности с адаптацией в школе, так как там на их барабанную перепонку обрушивается гвалт и шум. Невозможность сосредоточиться на внутреннем мире приводит к тому, что эти дети испытывают постоянный стресс.

Кроме того, учительница с кожным вектором оценивает ребенка через себя и не понимает, что его замедленность объясняется тем, что ребенку необходимо время на то, чтобы «вынырнуть» из своего внутреннего мира, осознать вопрос, «нырнуть» назад, мгновенно решить поставленную задачу и вновь «вынырнуть», чтобы ответить.

В совокупности все это приводит к тому, что звуковые дети, обладающие невероятно мощным интеллектуальным потенциалом, подчас оказываются в отстающих учениках, а их родители слышат жалобы на то, что ребенок сонный, замедленный и не успевает за другими ребятами.

Усугубляется ситуация, если анальный и звуковой вектор сочетаются - такой ребенок растет абсолютным интровертом и кажется флегматичным, даже заторможенным. Не смотря на это, в них заложен мощный потенциал, порожденный сочетанием аналитического мышления, свойственного анальному вектору, и необъятного интеллекта, характерного для звукового вектора.

Такие дети - потенциальные гении, но лишь при условии правильного развития их свойств. Постоянно дергая и подгоняя «медлительных» детей, навязывая им несвойственный для них ритм жизни, мы не даем возможности правильно развиться их свойствам - в результате из потенциального гения может вырасти садист и морально-нравственный аутист.

Каждому ребенку природой от рождения заданы свойства, позволяющие вырасти ему счастливым человеком! Заданы - но не обеспечены! И основная задача родителей - обеспечить оптимальные условия для развития этих свойств.

Системное мышление дает возможность подходить к воспитанию дифференцированно - развивать те свойства, которые у ребенка заданы, а не те, которые мы хотели бы видеть у него, ощущая «через себя».

Только осознав это, мы перестанем вешать на своих детей ярлыки: «слишком медлительный» или «гиперактивный» и начинаем воспитывать полноценную Личность, получающую удовольствие от жизни.

На вопрос отвечала Клищенко Татьяна

Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА

Сверхактивный ребенок (живчик)

Это непослушный и непоседливый ребенок. Две главные проблемы таких детей - двигательная

активность и невнимательность. Появляются эти проблемы чуть ли не с третьего месяца жизни.

В разумных пределах эти качества присущи многим детям до 3 лет и являются залогом хорошего

физического развития и гибкости мышления. Конечно, пределы нормальности определить трудно.

Нужно оценивать поведение объективно, так как эти качества, доведенные до крайности, становятся

серьезной проблемой. В младенчестве “живчики” изводят родителей тем, что никак не укладываются

спать, тем более что у многих сверхактивность приходится именно на вечер и ночь. В дошкольном

возрасте - травмами и несчастьями, которые бесконечно чередуются. В школе у них постоянные

конфликты, они чаще вступают в драки, теряют деньги и вещи, в общем, совершают совершенно

необъяснимые поступки. Замечено, среди них много шумных, но даже если эти дети молчаливы, то

беды ждать приходится каждую минуту. Шумные в избытке чувств вопят, жестикулируют, суетливо

сучат руками в грудничковом возрасте. Хотя такой ребенок быстрее знакомится с миром, знания эти

неглубокие, случайные. Это усложняет воспитание.

Серьезной проблемой также является импульсивность этих малышей. Они могут действовать

работает нервная система. Несомненно, “живчики” нуждаются в помощи. Природа такого

темперамента в гипердинамичности. Но на это накладываются чаще всего ошибки воспитания,

которые приводят к ненормальному поведению. Избалованность, неуправляемость, непослушность -

это мешает малышу правильно развиваться. Причем здесь вся ответственность ложится на вас,

родители.

Есть два пути воспитания такого ребенка:

1) вместе с ребенком по пути познания должен идти близкий взрослый человек, готовый объяснять

неправильность поведения малыша и сделать так, чтобы ребенок исправился (попросил прощения,

собрал игрушки и т. д.);

2) ограничить двигательную активность ребенка: если он разбросает игрушки, оставить его рядом с

ними до тех пор, пока не уберет. Главное - не отвлекать малыша от конфликта.

Заторможенный ребенок (“тюфячок”)

Это тихие дети, медлительные в движениях и в своих реакциях на события, которые их окружают.

Они рождаются такими, и это не является болезнью. Такой ребенок может родиться в любой семье. В

первые месяцы он может отставать в развитии. Если этим детям не помогать, то жесткий темп жизни


может негативно отразиться на их характере. Поэтому надо постараться сделать для них все

возможное. И опять, в первую очередь, этим должны заняться родители.

Чаще всего “тюфячок” - послушный ребенок. Если ему предложат какое-либо дело, малыш будет

долго им заниматься в силу своей натуры, но все равно почувствует, может быть чуть позже,

утомление от однообразной работы. И здесь надо уловить момент и сменить занятие, заинтересовать

ребенка чем-либо другим. И так постепенно необходимо расширять круг общения с предметами, а

потом и со сверстниками, с незнакомыми ему людьми. Если этим не заниматься с самого раннего

возраста, то вырастет вялый, туповатый, склонный к полноте, равнодушный подросток. Так считают

психологи и советуют организовать жизнь ребенка, начиная с первого года, так, чтобы он участвовал

в каких-то событиях. Причем не играет роли, большие, важные это события или нет.

Также можно проявлять перед ребенком контрастные чувства и не обязательно, чтобы они были

направлены на него. Постарайтесь пробуждать в малыше радостное ощущение от сделанной работы,

от общения. Это будет стимулятором для эмоционального развития ребенка. Необходимо создать

возможность контакта со сверстниками, но надо избегать насмешек и конфликтов, которые могли бы

ранить малыша.

Надо также стараться приучать ребенка в детском саду и школе к активности.

У “тюфячка” не возникнет самостоятельной активности, тем более необходимо поощрять даже зачатки

ее самыми различными способами - от похвалы до игрушки, все пойдет в дело.

Конечно, эти характеристики крайнего толка, и у детей чаще всего есть что-то и от “тюфячка”, и от

“живчика”. Но какой-то тип обязательно преобладает, поэтому мы советуем разобраться, каков ваш

малыш, ибо знание, как известно, - сила.

В 8-10 месяцев ребенок начинает ползать, и это благоприятное время для развития у малыша

творческих способностей.

Поскольку для ребенка очень важно исследовать весь окружающий его мир, в этот момент стоит

отказаться от манежа. Конечно, бывают такие обстоятельства, когда манеж необходим (например,

если вы на некоторое время отлучились). Но не злоупотребляйте им. Тем более, что, по мнению

педиатров, малыш на полу научится падать, а это одно из самых важных умений. И помните: обычное

падение на пол для ребенка безопасно. У маленького человека организм приспособлен к тому, чтобы

падать. Следить следует только за тем, чтобы малыш не упал с большой высоты.

С 10-11 месяцев ребенка необходимо знакомить с опасностями. Но делать это надо с умом, не

травмируя малыша. Слово “нельзя” будет ему понятно гораздо позже, а вот серьезный ответ на

желание протянуть руку и достать горячий чайник: “Осторожно, будет горячо! Будет больно!” -

важен и необходим. И даже если ребенок все-таки дотронется до горячего чайника, лечить маленький

ожог будет не слишком тяжело, зато он с вашей помощью научится быть осторожным.

К этому же возрасту ребенок уже способен испытывать радость, сочувствие, проявлять желание

“помогать”, подражать старшим. Это стремление надо поддерживать, разрешать ему делать что-то

несложное, не играть: сложить листики бумаги, протереть стол. И пускай сначала ничего не

получится, но это поможет развиться эмоционально, ребенок будет открыт миру.

“Искорка” (от 1 до 2 лет)

Так можно назвать ребенка 1-2 лет. В это время в нем зарождаются первые навыки мыслящего

существа. Он начинает думать, соотносить одно с другим, радоваться и печалиться, сострадать и

любить. Поэтому главное в этот период - не гасить интерес. Случайно, нечаянно не задеть эту

открытость миру, от нее многое сейчас зависит.

Любопытство, любознательность, стремление действовать с большим количеством игрушек и

предметов, желание узнать и обдумать - все должно быть замечено взрослыми, должно ими

поощряться. Надо организовать жизнь малыша так, чтобы его интерес к миру не угасал.

Игрушки совершенно необходимы, но вовсе не обязательно, чтобы их было много. Главное -

разнообразие. При помощи кукол, набора посуды, мебели и т. д. ребенок может изображать действия

взрослых, при помощи мячей, обруча, машин, тележек и пр. - устраивать подвижные игры.

Игрушки для сборки и разборки (матрешки, пирамидки), материалы для строительства (конструктор,

кубики, мозаика), а также лопатки, ведерки помогут научиться выполнять целый ряд полезных в

будущем действий.

“Простые игрушки - самые лучшие”, - считает доктор Б. Спок. Обычно дети чаще занимаются

простыми игрушками, и не стоит сокрушаться, что у вас недостаточно средств на дорогие. Например,

поезд из кубиков интереснее малышу, чем “железная дорога”, да и если он его сломает - не так

страшно. Тем более, что и в воде они не тонут, поэтому могут стать кораблем. К полутора годам

ребенок с удовольствием вкладывает один предмет в другой. Поэтому любимая игрушка - это

коробка на колесиках. Также интересны обыкновенные мягкие игрушки - мишки, зайчики и т. п.: их

можно кормить, укладывать спать и т. д.

Для того чтобы познание с помощью игрушек было глубоким и разносторонним, нельзя, чтобы

большое их количество попадало на глаза ребенка, так как они быстро приедаются малышу. Игрушки

надо менять.

Совет № 1, основной. Несколько раз в день включайтесь в игру с ребенком, так как в одиночестве он

явно скучает, и игрушки теряют свое назначение. Своевременная же подсказка, даже простое

внимание к игре побуждают ребенка к новым действиям. Это помогает его более успешному

умственному развитию.

Уже на втором году жизни малышу нужны книжки с картинками. Поначалу вы будете рассматривать

их вместе, чтобы он научился хорошо с ними обращаться. Повесьте картинки над кроватью ребенка,

чтобы, просыпаясь, он увидел красочные рисунки.

Также можно привлекать малыша к несложной работе по дому, например, к протиранию и

укладыванию вымытых ложек. И пусть даже он это делает неумело и реальная помощь от его

действий не слишком велика, все равно нужно постараться включить малыша в домашнюю работу.

Нельзя отгонять ребенка, даже если он действительно мешает. Выражения: “Ты больше вымажешь, чем

вымоешь” или “Ты вся испачкаешься, уйди”, - гасят его интерес и любознательность.

Лучше найти приемлемые действия для малыша: “Принеси тряпочку, мы пол вымоем”. Учите и

поощряйте своего ребенка. Постарайтесь отвечать на большинство его вопросов, причем так, чтобы

ему было понятно.

Совет № 2. Даже если вы устали, раздражены, а малыш требует ответа, постарайтесь успокоиться и

ответить либо переключите внимание ребенка на что-то другое.

Помните, что ваши ответы развивают пытливость ума, стремление узнать, разобраться, понять. Когда

вы отвечаете ему, то даете понять, что объяснить что-либо - это важно и для вас. Задатки будущих

разговоров по душам - вот что сейчас представляют собой ответы на детские вопросы.

На втором и третьем году довольно быстро развиваются действия восприятия и мыслительные

действия. Если в грудиичковом периоде психическая жизнь малыша носила слитный,

нерасчлененный характер, то теперь достаточно отчетливо видно: ваш ребенок зрительно обследует

предмет, его свойства, решает мыслительную задачу, например, как взять любимую игрушку с полки.

Но пока нельзя выделить отдельные психические процессы: память, внимание, воображение. Они еще

носят непроизвольный характер.

В начале второго года жизни ребенок хорошо узнает знакомых и родных людей. Даже если он видел

их всего лишь несколько дней, их образ сохраняется в памяти. Также малыш способен вспомнить, что

было неделю назад. Он начинает ориентироваться в пространстве, то есть примечает, как и где

расположены предметы в доме, сколько в нем комнат и т. д. Выходя на улицу, он сам может найти

место, где постоянно играет.

На третьем году он уже может найти место, где живет, если вы находитесь недалеко от дома, также

может вспомнить отдаленные события (зимой подробно рассказывает о том, как ездил с папой на

рыбалку).

Разговаривая с малышом о том, что происходило в прошлом и произойдет в будущем (“Мы поедем с

тобой на автобусе. Помнишь, как автобус едет?”), вы развиваете его образную память и кругозор.

На протяжении второго года жизни ребенок намного дольше занимается игрушками (ЗСМЮ минут), а

если в игру вступает взрослый, то еще дольше. Теперь его трудно оторвать от заинтересовавшего его

дела. Занять малыша другим делом, которое не интересует его, также очень сложно. Поэтому надо

стараться привлечь ребенка к разным играм, чтобы это было ему полезно и развивало разнопланово.

Но заставлять, принуждать нельзя, ибо можно надолго отбить у малыша интерес заниматься этим

В это же время у ребенка начинает складываться воображение. Палочка становится лошадкой, стул -

машиной. Но это воображение еще нуждается во внешних предметах, без них ребенок ничего

вообразить не сможет. Из чего следует вывод, что воображение и восприятие у ребенка на втором

году жизни развито, но несовершенно. Нужно малышу помочь!

Совет № 3 - предлагайте ребенку игрушки, которые бы обучали его различать предметы по цвету и

форме, а также по размеру. Это пирамидки, кубики, мячики и др. В раннем детстве размер игрушки и

цвет еще не могли иметь никакого значения. К одному году малыш различает цвета, но признаками

одного или другого предмета они для него не являются. Поэтому ребенок не обращает внимания на

кольца разных цветов. Они пока для него все - кольца, которые можно катать, надевать на стерженек.

Для того чтобы научить малыша ориентироваться в цвете предметов, полезно предлагать выбрать из

двух разных по цвету предметов тот, который соответствует образцу.

Более сложную задачу представляет следующая игра. Берем два листа различной по цвету бумаги 20 х

20 см. Вырезаем в центре треугольник или круг. Вырезанные фигурки даем ребенку в руки. Он должен

соответственно цвету вложить фигурку в отверстие. Взрослый сможет назвать цвета, а от малыша

достаточно потребовать, чтобы он сказал словами, такой же это цвет или другой, так как название

цветов ребенок еще не освоил. Цвета необходимо подбирать контрастные (зеленый - красный,

белый - синий). А потом менее контрастные (желтый - оранжевый, красный - розовый).

Также надо учить малыша различать формы предметов. Круг, овал, квадрат, прямоугольник должны

быть не только названы родителями, но и применены в играх. И стараться играть с ребенком в игры,

где малыш в одну сторону складывает все предметы, которые представляют какую-нибудь

определенную геометрическую фигуру. Ребенок должен научиться распределять предметы по

определенному признаку. В данном случае - по форме.

Таким же образом надо учить малыша различать размеры предметов. Также, общаясь с ребенком,

взрослые постоянно употребляют слова, которые обозначают свойства предметов. Самые обыденные

занятия - еда, одевание, умывание - несут много сведений. Надо научить малыша сравнивать

предметы, например: “Смотри, какой большой носок у папы и какой маленький - у тебя”.

Когда идете на прогулку, обращайте внимание на явления природы: снег и дождь, песок и трава,

солнце и облака - все это должно быть предметом разговора для вас.

Совет №4 - продолжайте петь малышу песенки, слушайте вместе с ним музыку - этим вы разовьете

слух ребенка, а в плане эмоционального контакта это неоценимо.

Время на чтение: 2 мин

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них . Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, и ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных . Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

Они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

Их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

Эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о задержке психического развития у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Всех родителей, которые жалуются на медлительность у детей, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся те родители, в семье которых растет задумчивый и неторопливый ребенок с флегматичным типом характера, который любит помечтать. Кажется, что он буквально спит на ходу. Но на самом деле ребенок совершенно нормальный, даже намного более скрупулезный и рассудительный, чем его ровесники.

Вторая группа родителей – это те, которые столкнулись с реальной проблемой. И в данном случае то, что ребенок очень медлительный, является следствием проблем в его нервной системе, деятельность которой замедленна.

Существует и еще одна возможная причина медлительности у ребенка. Это может быть связано с отношениями в семье. Например, постоянные скандалы и разборки между родителями могут вызвать у ребенка сильное чувство тревоги, которое способно привести к замедлению активности умственной деятельности малыша. Так же действует на ребенка и излишняя строгость папы или мамы. Постоянные мешают ребенку сконцентрироваться на выполняемой работе, да и стимул для ее выполнения, как Вы понимает, отсутствует. Навряд ли бесконечные упреки смогут заставить малыша Вас слушать и с удовольствием выполнять Ваши задания. Но в отличие от первых двух причин медлительности, с этой справиться проще простого. Чтобы все изменить в лучшую сторону, достаточно просто прекратить ругать ребенка, а также наладить добродушную и спокойную атмосферу в семье.

Теперь давайте поговорим о том, что делать, если ребенок медлительный от природы, и это никак не связано с его воспитанием и отношениями в семье. Родители, у которых растет медлительный ребенок, ежедневно сталкиваются с множеством трудностей. Начинается все с того, что ребенок очень долго одевается, ему нужно много времени, чтобы утром проснуться и привести себя в порядок, и еще больше времени, чтобы вечером собраться ко сну. На медлительного малыша жалуется воспитатель в детском саду, так как кроха очень медленно есть, ему нужно помогать одеваться, он устает от с другими детьми. Родители очень часто не обращают на это особого внимания.

Начинать работу с таким ребенком нужно как можно раньше, но родители бездействуют и благополучно отправляют его в школу. Там малыш начинает отставать от класса. Все уже закрывают тетради и открывают книги, а ребенок только дописывает задание. Все уже поели и идут на урок, а ребенок только начинает кушать второе. И именно в это время проявляется разница между флегматичными детками, которые хоть и мечтают на ходу, но все же успевают за классом, не испытывая никаких проблем, и истинно медлительными малышами с низкой подвижностью нервных процессов, темп деятельности которых значительно отличается от большинства других детей. Такие медлительные детки быстро начинают чувствовать усталость, так как обычная школьная жизнь превращается для них в постоянный марафон. Им никогда не удается поспеть за классом, и все заканчивается депрессией или нервным срывом.

Как бороться с медлительностью

Как бороться с медлительностью? Чем бы ни была вызвана медлительность ребенка, самое первое, что должны сделать родители, — донести это до ведома учителя. Педагог не должен ругать ребенка за то, чего он просто не в состоянии сделать. Пообещайте учителю прорабатывать школьный материал дома после уроков и попросите его проявить снисходительность и понимание.

Также очень важно объяснить малышу, что он немного отличается от остальных детей. В этом нет ничего плохого, если сегодня он не успевает за классом. Зато дома в спокойной обстановке он может выполнить все задания медленно и очень аккуратно. Когда ребенок осознает свой небольшой недостаток, придумайте вместе, как Вы будете с ним бороться. Например, Вы можете ежедневно выполнять специальные упражнения. Или может ребенок захочет записаться в , чтобы развивать свою скорость и реакцию.

Флегматичному ребенку может помочь ежедневное общение и подвижные игры с другими детьми. Такие нехитрые упражнения позволят ему стать более коммуникабельным, развить подвижность и сноровку. И этого будет уже достаточно, чтобы ничем не отличаться от класса.

Истинно медлительный ребенок нуждается не только в тренировке скорости, но и умении снимать напряжение. Представьте себя на его месте. Вы живете так, как привыкли, а все люди ходят, разговаривают, спрашивают и отвечают, меняют тему разговора и переходят к новой работе в два раза быстрее. И при этом Вы не просто гуляете и общаетесь с друзьями, Вы вынуждены освоить довольно сложную школьную программу. И все это в нереально высоком для Вас темпе. Именно так чувствует себя медлительный ребенок изо дня в день. В результате, малыш скапливает в себе напряжение, негативные эмоции и усталость. Вы должны научить его расслабляться. Для этого подходит дыхательная гимнастика, прогулки в лесу и все, что помогает снять напряжение.

Родителям медлительного ребенка приходится довольно непросто. Так как ежедневно на протяжении многих лет они должны помогать своему сыну или дочке справляться со стрессом. О чем всегда должны помнить родители медлительного ребенка?

  • Подгонять медлительного ребенка бесполезно. Его нервная система устроена таким образом, что увеличение нагрузки приводит к замедлению ее работы. А постоянные окрики и упреки приведут только к возникновению невроза.
  • Смеритесь с тем, что ребенок выполняет всю работу ровно в два раза медленнее остальных.
  • Также медленно ребенок переключается от одного вида деятельности на другой. Он может нормально усвоит материал, только дайте ему время переключиться.
  • Медленнее на значит хуже! За качеством можете следить со всей строгостью. Медленная нервная система никак не препятствует аккуратному и правильному выполнению заданий.
  • Говорите помедленнее. Ребенок будет лучше Вас понимать. Поверьте, медлительному ребенку трудно улавливать даже речь преподаватель в школе, дайте ему возможность расслабиться, хотя бы находясь дома с родителями.
  • Делите большие задания на несколько маленьких. Так ребенку будет легче закончить работу
  • Подходите к воспитанию медлительного ребенка творчески. Придумайте короткие стишки, чтобы он одевался и готовился к урокам без промедления, или, например, нарисуйте плакаты, чтобы он быстро выполнял все действия одно за другим.
  • Будьте терпимее. И Ваш ребенок вырастет умным и здоровым.