Тема: Занимательные игры по русскому языку.

Цели:

  • обогащать словарный запас и речь учащихся,
  • формировать орфографическую зоркость,
  • развивать внимание, память, мышление,
  • прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
  • воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Ход занятия

В игре принимают участие 2 класса:

  • 1 команда - 4 «а» класс
  • 2 команда – 4 «в» класс

В каждой команде выбирается капитан.

Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

Капитан выбирает конверт (внутри задание).

1. Составь из букв название команды.

1 конверт:

Знатоки.

2 конверт:

Умники.

Ведущий:

Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

1 задание: «Игра слов»

Каждая команда получает задание на листе.

Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы : ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

2 задание: «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ )

Ответы : мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

(На экране)

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  • Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
  • Чем кончается лето? (О)
  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  • Игра в мячик с ракетками. (Теннис)
  • Пчелиная стая называется…(Рой)
  • Страшная, зубастая морская хищница. (Акула)
  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
  • Сушёный виноград. (Изюм)
  • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
  • Что такое салочки? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

СТРАНА – существительное;

ИДТИ – глагол.

Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем… ».

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

(Исправь ошибки.)

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.

(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

Музыка. Подсчёт баллов.

6 задание : игра: «Составь пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

Подсчёт баллов. Музыка.

7 задание: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

Чья команда первая справиться, поднимает руку.

Музыка. Подсчёт баллов.

8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Данные очки заносятся на табло.

9 задание: «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

Музыка. Подсчёт баллов.

10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Команды по очереди зачитывают слова.

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

Литература

  1. «5000 игр и головоломок».
  2. В.Волина «Праздник букваря».

Как привить чаду любовь к русскому языку и показать, что задания могут быть не такими уж скучными? Как превратить монотонные занятия в увлекательную игру? Конечно, это не так уж просто, особенно если в голове ребенка правописание и грамматика четко ассоциируются с чем-то нудным и неинтересным. Но подобрав интересное задание по русскому языку, вы сможете увлечь дошкольника и помочь ему по-настоящему полюбить этот предмет.

Приемы для развития интереса к русскому языку

В помощь родителям и начинающим учителям методисты разработали множество приемов и упражнений. Они помогут развить способности ребенка к русскому языку, научиться грамотной письменной речи и получить при этом истинное удовольствие от занятий. Но и вам самим придется искренне заинтересоваться совместной работой. Если вам будет интересно, значит, вы сможете увлечь и ребенка, а тогда урок русского языка окажется максимально успешным.

Многие упражнения можно использовать не только на школьных занятиях, но и во внеурочное время и даже во время каникул. Тем самым вы сможете провести время нескучно и с огромной пользой.

Занимательные вопросы

Каверзные вопросы, над которыми придется поломать голову. А вы сразу сможете ответить на них?

  • Их у коровы две. У кошки и у собаки - по одной. А сколько их у носорога? (Ответ - 3, речь идет о буквах «О»).
  • Какую букву можно убрать из слова, чтобы получилось новое слово? Беда (еда), слон (сон), овраг (враг), пруд (пуд), экран (кран) и другие. Включив фантазию, вы сможете придумать множество подобных слов.
  • Сможешь ли ты придумать предложение, в котором встречались бы все имеющиеся части речи? (всего частей речи 10, то есть предложение должно быть как минимум из десяти слов)
  • Какими словами из одного и того же количества букв можно заменить следующие слова: работа, солдат, шагать, приятель, противник ? (Это слова из четырех букв: труд, воин, идти, друг, враг ).

Упражнения на развитие сообразительности

Хотя, в принципе, любое интересное задание по русскому языку способствует развитию смекалки и нестандартного мышления, но эти упражнения действительно помогают расширить границы детской сообразительности.

  • Какие сходства и различия между существительным и прилагательным?
  • Расположите последовательно эти слова в порядке возрастания: абзац, текст, буква, предложение, слово, слог.
  • Род, падеж, число, корень . Какое слово в ряду лишнее?
  • Каким названием можно объединить следующие слова: точка, восклицательный знак, запятая, двоеточие, точка с запятой ?

Где ошибка?

Эти занимательные задания по русскому языку предназначены для детей постарше, которые уже знакомы с основными грамматическими правилами и исключениями из них. Нужно выявить закравшуюся ошибку и объяснить, почему мы пишем так, а не иначе.

  • Вчера на прогулку Катя одела платье в горошек (Платье надевают, а не одевают).
  • У реки стоял одинокий пожилой дуб (Дуб может быть старым, а не пожилым, поскольку это неодушевленное существительное).
  • Столяр смастерил добротный табурет из ясеня с четырьмя ножками (Непонятно, у кого было четыре ножки - у табурета или у ясеня? В этом случае лучше написать «Столяр смастерил из ясеня добротный табурет с четырьмя ножками»).

Кто больше?

Эти интересные задания по русскому языку для дошкольников и младших школьников предназначены для проведения в группах.

  • Кто вспомнит больше слов, в которых все согласные - звонкие? А глухие?
  • Кто назовет больше всего слов, заканчивающихся и начинающихся на одну и ту же букву?
  • Кто первый сможет составить список слов строго в алфавитном порядке? (Акварель, бабушка и так далее). Пропускать буквы нельзя!
  • Кто вспомнит больше слов, заканчивающихся на -чонок ? (Зайчонок, галчонок и т.п.)
  • Кто вспомнит больше пословиц, в которых были бы использованы числительные?
  • Кто подберет больше прилагательных к существительному «платье»?

Можно ли написать сочинение всего за 10 минут? Вряд ли. Но если подойти к делу творчески, даже за такое короткое время можно развить у ребенка фантазию, смекалку и навыки письменной речи. Вот интересное задание по русскому языку, которое заключается в составлении списков.

Попробуйте вместе с детьми составить списки такого плана:

  • 10 вещей, которые я бы взял с собой на необитаемый остров;
  • 10 дел, которые я делаю каждый день;
  • 10 продуктов, которые мы покупаем в магазине каждую неделю;
  • 10 вещей, которые я бы купил, если бы стал миллионером;
  • 10 моих любимых блюд и так далее.

Любое интересное задание по русскому языку - это еще один повод полюбить предмет. Такие задачи учат детей мыслить образами, отходя от стандартных ситуаций, находить сходства и различия, мысленно «превращать» одно слово в другое. Способствуют они развитию спонтанного мышления, выработке внимания к структуре и составу слова.

Проводя урок русского языка, не заостряйте внимание на ошибках, которые в работе обязательно возникнут. Важно так направить мыслительный процесс, чтобы устранить ошибки не составило труда. Учите размышлять, думать, спорить - ведь, как известно, именно

Занимательные задания по русскому языку для учащихся 6 «А» и 8 «А» классов

  1. Игра «ГРАМОТЕЙ»

Условия игры:

Из букв, входящих в слово «грамотей», нужно составить как можно больше слов разных частей речи, учитывая, что буквы не должны повторяться.

Победителями игры в 6 «А» классе стал Толстяк Денис (41 слово),

а в 8 «А» классе – Шевцова Маша (46 слов)

Занимательные задания:

2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:

1) Езда; она нужна для управления лошадью.

2) Ворс; сладкий напиток.

3) Дочь; тёмная после дня.

4) Ел; лежит на дне озера.

5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

6) Тихо; лесной дух, чудище.

За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.

3. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

За каждое верно отгаданное животное – 1 балл .

4. Отгадай шарады:

1) Первое – предлог.

Второе – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

2) С буквой “К” я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С буквой “П” – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в “просьбе” заключён,

В ней он озвучен и смягчён.

Приставка в “воплощение” где-то,

На целое – все ждут ответа.

4) Корень мой находится в “цене”,

В “очерке” найди приставку мне,

Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.

5. Замените выделенные словосочетания одним иностранным "словом, равным по

Значению выделенным словам.

1. Незабываемая картина - торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом. 3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. 4. В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.

Слова для справок. Свитер, тир, мандат, парад.

6 . Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов употреблен для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная.

(А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхое, старенькое пальтишко, «из которого уродливо вырос». (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.)

7. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодаря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

8. На плакате - надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями животного мира» - нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык.

В своих ответах ребята называли такие идиомы:

как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе свистнет, брать быка за рога, комар не подточит, метать бисер перед свиньями, носиться как курица с яйцом и т. п.

9 . Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

Вот некоторые из них :

Валится из рук -"не клеится, не работается";

Голыми руками взять - "легко одолеть";

дать по рукам -"наказать, отучить";

дать руку на отсечение - "поручиться";

из рук в руки -"непосредственно";

как без рук -"беспомощно";

Легкая рука -"удачное начало";

Мастер на все руки - "умелец"; -

не покладая рук -"неустанно";

Подать руку -"помочь".

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

10. Игра «Кто быстрее?».

Подобрать по десять (можно больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

Нос

Задирать (задрать) нос;.

вешать (повесить) нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать носом;

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру.

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть глаза выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу.

Подведение итогов и награждение победителей

Составила Брага Л.Н.


Занимательные задания на уроках русского языка

Работа со словарными словами.

Работа со словарными словами является обязательной на каждом уроке русского языка. Эту работу можно сделать более эффективной и интересной.

Записываю на доске 10 ранее изученных словарных слов, читаю их по слогам. Даю ребятам для запоминания 1 минуту. Закрываю доску, даю 2 минуты для того, чтобы дети записали (необязательно по порядку) и подсчитали количество записанных слов (цифру ставят на полях тетради). Затем открываю доску и ребята проверяют сами или взаимопроверкой (важно количество и грамотность). За 9-10 правильно записанных слов ставлю 5. за 8 правильно записанных слов или 9, но с 1 ошибкой - 4, за 7 правильных или 8 с 1 ошибкой - 3.

Разгадывание кроссвордов со словарными словами. Иногда такие кроссворды готовят сами дети.

Кроссворд №1 . Разгадав кроссворд, в выделенной строке вы получите новое словарное слово (числительное), которое нужно просклонять.

1. Книжка с перечнем всех дней в году (календарь).

2. Группа вьючных животных (караван).

3. Старый, опытный воин, участник войны (ветеран).

4. Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты и звёзды (атмосфера).

5. Офицерское звание или чин (лейтенант).

6. Возвышение для оратора (трибуна)

Получилось числительное двести.

Кроссворд №2. Отгадать новые словарные слова, записать их, составить словосочетания.

1. Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход (квартира).

2. Срочное сообщение, передаваемое по телефону (телеграмма).

3. Танцевальный спектакль в театре (балет).

4. Звание высшего командного состава армии (генерал).

В словосочетании Железная дорога главное слово - дорога. (1)

Проверяем, разбираем ошибки.

Буквенный диктант.

Эту работу можно использовать при необходимости быстро вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое.

Задание: Выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы.

Московские м агистрали о свещены всю ночь.

Л ёнька быстро о глянулся и д ёрнул девчонку за косичку.

Лесная е жевика ц арапала руку.

Получилось слово МОЛОДЕЦ.

Можно подобрать такие предложения, чтобы в результате получилось: а) слово для дальнейшего разбора; б) тема урока; в) словарное слово.

Дидактические игры.

Учебный процесс включает различные виды деятельности , и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивает их самостоятельность, память, внимание, творческую мысль, общий кругозор. По моему мнению, на уроках русского языка нужно чаще использовать такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны для них - т. е. ИГРУ.

Игра - основной вид деятельности младших школьников, но её можно успешно использовать при обучении школьников средних и старших классов, важно только, исходя из цели урока, найти форму игры, органично вплести её в ткань урока, чтобы способствовать усвоению материала и развивать творческие возможности детей.

Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы "Лексика".

1. Игра "Переводчик". Существует несколько вариантов этой игры.

1. Кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?

А) При проверке было выявлено много дефектов. Б) Он пишет мемуары. В) Ваши аргументы убедительны. Г) Все работали с энтузиазмом. д) Мы гордимся нашим голкипером.

2. Кто быстрее найдёт старославянизмы и заменит их русскими словами?

А) Горят румянцем свежие ланиты. Б) Старец нахмурил чело. В) Построен град великий над Невой.

2. Игра "Перевёртыши".

1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, глухая собака, стальная балка, золотые часы, колючий ёж.

2. Замени в каждой паре слов синоним антонимом , а антоним синонимом.

Грусть, тоска, радость. Мрак, темнота, свет. Близко, далеко, рядом. Храбрец, трус, смельчак. Похвала, порицание, одобрение. Жара, холод, зной. Ложь, правда, вымысел.

3. Игра "Шеренга".

Расставь синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жёсткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).

Дидактическая игра даёт хорошие результаты в сочетании с другими методами.

Игра "Аукцион".

За время, отведённое учителем, учащиеся записывают как можно больше слов (пар слов, фразеологизмов) на определённую тему.

Кто больше составит пар антонимов, синонимов;

Кто больше запишет слов в которых две, три мягкие согласные;

Кто больше запишет фразеологизмов, в которых встречалось бы слово голова (глаза) или число семь.

Кто больше запишет существительных (прилагательных, причастий) в которых НЕ является приставкой.

Игра-эстафета "Чик и Щик".

Класс делится на команды, которые соответствуют вариантам (первому и второму). Одна из команд условно называется ЧИК, а вторая - Щик. Командам даётся листок, где через запятю записаны слова с пропущенными буквами в суффиксах - чик - и - щик-. По команде учителя начинается эстафета. Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на место пропуска вписывает букву "ч" или "щ" в зависимости от своего варианта. Та команда, чей лист окажется на столе учителя быстрее, получает 20 баллов, вторая 10. Каждая допущенная ошибка - минус 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.

Игра "Допиши слова".

Класс делится на две команды (или по рядам, каждый ученик восстанавливает одно слово). Цель игры: отработка навыков правописания глухих и звонких перед глухими.

Установка: Этим утром я получила морскую почту, а она, как известно, приходит по воде в бутылке. Часть слов размыло, и я не могу прочитать их. Помогите мне восстановить слова.

Шка жка

Шка жка

Шка жка

Шка жка

Шка жка

Шка жка

Сказка-игра. "Оловянные солдатики".

В каждом слове есть только одно ударение. Не сломай слово ударением. Ударение помогает правильно говорить, писать и исправлять ошибки. Прочитайте сказку и расставьте ударение в выделенных словах.

Вдоль стены тянулись длинные полки. На них стояли полки оловянных солдатиков. Они замерли по стойке смирно. Впереди усатый командир на коне. Лука 1 узорчатого седла изогнута наподобие лука . Но вот стрелки часов показали восемь. Лихие стрелки подняли ружья, и раздался дружный залп. Пушки выстрелили, и над полем поднялись белые пушки дымков. Наступило утро.

Лука1 - выступающий изгиб переднего или заднего края седла.

Найдите одинаково написанные слова и объясните, как узнать, что они разные?

Развитие чувства юмора и фантазии.

Остановимся ещё на одном из путей формирования интереса школьников к предмету. Это обращение к юмору на уроках русского языка и стремление учителя развивать фантазию детей.

Почти каждый ребёнок остро ощущает смешное, комическое. Даже в драматической, по мнению взрослого, ситуации ученик может увидеть юмористическую деталь, вызывающую улыбку или даже смех, которая понятна только его сверстникам. Это тонко подметил в книге "От двух до пяти" и В. Драгунский в юмористических "Денискиных рассказах".

1. Юмор прекрасный помощник в самых разных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них.

Идут дни за днями, и каждый понедельник может более напряжённым, чем предыдущий. Поддерживаю детей шутливым стихотворением М. Вейцмана

Понедельник день весёлый.

Пламенеют окна школы,

Не дадим его в обиду!

Он сулит забот немало,

Блещет вешняя вода.

Мы довольны этим днём!

Но и света и тепла.

Понедельник день тяжёлый?

Снова что-нибудь увидим,

От него берут начало

Не поверим никогда!

Снова что-нибудь поймём!

Все хорошие дела.

Если б взяли меня в лес.

3. Правописание ПОЛ - с именами существительными.

Непроизносимые согласные.

1. Есть согласные такие В, Д, Т, Л.

Не во всех словах слышны,

Но везде они нужны.

Чтобы знать, где их писать,

Надо слово проверять.

Грустный

Грустный - грусть,

Грустить не буду.

Грустный – «Т» не позабуду.

Поздно – проверим опоздали,

В слове поздно «Д» написали.

В слове солнце «Л» не слышим.

В слове солнышко напишем.

Звёздный

Звёздный – проверяй звезда.

Звёздный – «Д» пиши всегда.

Здравствуй

В слове здравствуй «В» не слышна,

Проверим словом здравие.

Здоровья всем вам пожелаем

И в слове здравствуй «В» не забываем.

4. Для создания комического эффекта на уровне морфологии чаще всего в современных детских стихах обыгрываются морфологические ошибки.

Смех

Микроба

Хоть смеялся я тише всех,

(из стихов талантливого двоечника)

Но от смеха под парту съехал.

Вот не моют руков мухи -

Потому что бесшумный смех

И болят у мухов брюхи,

Самый сильный из всех смехов.

Потому, что к ним в утробы

(О. Григорьев)

Забираются микробы.

Ведь микроба тоже, детка,

Руки с мылом моет редко!

(С. Востоков).

Использование "весёлого" материала может быть связано с учебной задачей, к примеру, загадки - лаконичные и яркие - прекрасное дидактическое средство. Загадывание загадок не только и не столько игра, сколько положительный фон, на котором решается учебная задача.

Мы послушаем загадки,

Трудное заданье это:

Но запишем лишь отгадки,

И загадки угадать,

А потом прочтём ответы.

И без ошибок записать.

1. Не куст, а с листочками,

2. Кто всегда ходит,

Не рубашка, а сшита,

А места не находит?

Не человек, а рассказывает (книга).

3. Стоит Егорка

4. В поле стоял,

В красной ермолке,

В мешках отдыхал,

Кто не пройдёт,

В печи сидел,

Всяк поклон отдаёт. (земляника)

Людей накормил. (хлеб)

5. Железный конь с бензином,

6. Ящик на коленях пляшет,

Подкованный резиной. (автомобиль)

То поёт, то громко плачет. (гармонь)

7. Мимо рощи, мимо яра

8. Я глазищами моргаю

Мчит без дыма, мчит без пара

Неустанно день и ночь;

Паровозова сестричка.

И машинам помогаю,

Кто такая? (электричка)

И тебе хочу помочь. (светофор)

Задание: в отгадках подчеркнуть "ошибкоопасные места", составить с ними словосочетания или предложения, или выполнить разбор.

Скороговорки.

Мой первый слог – это предлог,

Согласья знак – второй мой слог,

Мой третий слог – судьбина злая,

Всё вместе – в праздник получаем.

(подарок)

Первый слог для измеренья круга нужен,

Два вторых совместно значат «век».

В целом – огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек.

(пистолет)

Вот ворона закричала –

Мы услышали начало.

На болоте – завершенье.

В целом – мастера творенье.

(картина)

Особой разновидностью шарад является тип головоломок, называемый «Почему не говорят...? ». Подбирается слово, которое можно разделить на части таким образом, чтобы получилось грамматически правильное словосочетание или предложение, например: новосёл нов осёл . Затем каждое из входящих в получившееся словосочетание слов заменяют на другое, имеющее такие же грамматические характеристики и ассоциирующееся с исходным по смыслу (синоним, антоним и т. п.), например: нов стар , осёл ишак . Загадка готова. Предлагается она в такой форме: Почему не говорят «стар ишак »? Ответ: Потому что говорят «новосёл ». Примеры подобных шарад:

Почему не говорят:

волшебник да ты ? (магия)

потолок сарая ? (половина)

ел, вертясь ? (пилюля)

стегала она ? (поролон)

после шахмат ? (долото)

К шарадам примыкает тип головоломок, которые условно можно назвать «два в одном »: к данному слову предлагается добавить еще одно слово так, чтобы в целом тоже получилось слово, например: пол...  полоса , бар...  барсук ,... окно  вол окно,... мель  кара мель. Для этой разновидности шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

В некоторых случаях можно для целой группы слов подобрать еще одно слово так, чтобы оно, будучи поставлено впереди или позади каждого слова из группы, образовывало бы вместе с ним новое слово, например:

Слово в словах – так можно назвать целую серию головоломок, суть которых состоит в том, что слово (обычно существительное в именительном падеже) «спрятано» в других словах. Выделяется несколько разновидностей этой серии.

Начала и концы. Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например:

т. е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко ;

Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т. п.

Слово может «прятаться» и на стыке других слов. Составляется текст, в котором начало искомого слова совпадает с концом одного слова текста, а конец – с началом следующего слова, например, в предложении Угол, овал, круг – это геометрические фигуры можно обнаружить слово голова . Для зашифровки слова может быть задействовано и более, чем два слова, например, слово Португалия можно разместить в четырех словах: Завтра в аэропорт, у Гали я долго не задержусь .

Еще один способ «спрятать» одно слово в другом – это найти такое слово, в котором буквы другого, более короткого, слова расположены в нужном порядке, но с возможной перебивкой другими буквами. В качестве задачки обычно предлагают отыскать несколько слов с одним и тем же заданным «спрятанным» словом. Например, слово крот можно найти в таких словах, как курорт, крокет, красота, крепость, скорость, фокстрот, куропатка, краткость, электроплита .

Ребус (от лат. rebus, буквально "вещами, предметами; при помощи вещей, предметов") – способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Сейчас мы воспринимаем ребус лишь как головоломку, скрашивающую наш досуг. Между тем принцип звукового ребуса играл важную роль в истории развития письма, когда вместо трудно изобразимого с помощью рисунка понятия рисовали схожее по звучанию, но предметно неродственное понятие.

Для разгадывания современных ребусов-головоломок нужно знать некоторые правила:

1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Например:

Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе Р 1 А читается как «один»: РОДИНА, а в ребусе Ш 1 А как «кол»: ШКОЛА.

2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

https://pandia.ru/text/78/197/images/image018_4.jpg" align="left" width="504 height=279" height="279">

3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.

5. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

6. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

7. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

https://pandia.ru/text/78/197/images/image023_1.jpg" align="left" width="600" height="303 src=">

10. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:


11. Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки, читаем так:

12. Если одна буква расположена рядом с другой, читаем так:

https://pandia.ru/text/78/197/images/image028_2.jpg" align="left" width="513 height=636" height="636">

14. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на», «над», «под». Примеры:

15. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».

Каламбур (от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.

Каламбуры широко используются писателями и поэтами, например:

Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите же, не болтайте,

А не то поколочу.

(А. Пушкин)

Не щеголяй, приятель, тем,

Что у тебя избыток тем.

Произведенья знаем те мы,

Где лучшие погибли темы.

(С. Шевцов)

Однажды кот подкрался к попугаю:

«Сейчас тебя я, братец, попугаю...»

Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!»

Что серый кот, здесь убежала б рысь!

(Я. Козловский)

На каламбурах построены многие загадки-шутки:

Почему человек ходит, а черепаха ползает?

(По земле.)

Зачем охотник носит ружье?

(За плечами.)

У кого голова дорогá?

(У коровы.)

Когда платья бывают из травы?

(Когда они измяты.)

Когда человек бывает деревом?

(Когда он со сна.)

Три теленка. Сколько будет ног?

(Сколько теленка ни три – у него будет четыре ноги.)

О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)