Проблема здоровья школьников остается актуальной на сегодняшний день. Врачи по-прежнему отмечают высокий процент хронических заболеваний, приобретаемых в школьном возрасте. И среди них ведущее место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта. Основную причину этого специалисты видят не только в недостатке знаний у детей и взрослых о здоровом питании, но и в низком уровне квалификации персонала школьных пищеблоков, плохой обеспеченности столовых технологическим и холодильным оборудованием. Продолжая тему о школьном питании и комбинатах школьного питания, предлагаю очередную статью об отравлении школьников в мае и о том, как организовано школьное питание в московских школах.



Автор Светлана Михайлова
11 мая 2012г.

Майские праздники для некоторых оказались совсем не праздничными. Например, для школьников из Тулы, оказавшихся в больнице с диагнозом «острая кишечная инфекция». Как показала проверка, проведенная прокуратурой, причиной заболевания стала вопиющая антисанитария в школьной столовой. И эта ситуация типична - в большинстве случаев массовые отравления учащихся случаются из-за пренебрежения сотрудниками пищеблоков санитарными и технологическими нормами. Московские школьники, правда, пока еще «держатся» - но неизвестно, надолго ли хватит здоровья детей если учесть, что творится с питанием во многих школах столицы.

Наиболее проблемными можно назвать два округа - ЗАО и СЗАО. Именно отсюда чаще всего поступают жалобы на отвратительное питание в школьных столовых. Вот, например, школа № 64. Родители учеников отзываются о детском меню так: «Это действительно отвратительно! Склизкие макароны с каменной котлетой, в которой панировки в 2 раза больше чем мяса. А мясо, видимо, забрала та бомжеватого вида тетка, которая называется сотрудником пищеблока». В школе № 811 ситуация не лучше: «Даже мои неизбалованные дети отказываются есть то, что в меню 811 школы гордо называют творожным пудингом! А суп из цветной капусты похож на похлебку для собак-вегетарианцев! Может быть, это и полезно, но в исполнении наших поваров несъедобно!».



Подобные комментарии можно цитировать бесконечно - родители выражают свое недовольство давно и, к сожалению, безрезультатно. Свои претензии они адресуют КШП «Коникс-Школьник», ГУП комбинат питания «Школьник» и КШП «Логарифм» - компаниям, которые весьма плотно «оккупировали» учебные заведения этих двух округов. Причем по слухам все эти компании подконтрольны одному и тому же человеку. И, если копнуть чуть глубже, выясняется, что низкое качество питания вполне объяснимо. Судя по отзывам людей, работавших на этих предприятиях, обстановка там невыносимая - зарплаты минимальные (да и те задерживают), в итоге персонал - крайне неквалифицированный.

«Ну вот и разогнали грамотных шефов и поваров. На мойках таджики и узбеки. Посуда не промывается. По-русски не говорят и не понимают. О каком качестве может идти речь? Потому что не умеют, не знакомы с СанПиНом», - так отзываются о работе в «Коникс-Школьник» не вынесшие таких условий труда сотрудники бывшего ШБС Кунцево.

Единственный навык, которым все же в совершенстве удалось овладеть руководству комбинатов, - искусство завышения цены. То есть купить подешевле, а продать подороже, комбинаты питания ГУП «Школьник», «Коникс-Школьник» и «Логарифм» с этим прекрасно справляются. Ведь главное в этом деле - знать среди поставщиков продуктов для школьного стола тех, с кем можно хорошо договориться. И лучше всего, конечно же, покупать самим у себя.

Например, основным поставщиком «Коникс-Школьника» является практически одноименное предприятие - ООО «Коникс». В результате цены на самые ходовые продукты (яйца, хлеб, молоко, макароны) оказываются завышенными в два раза. В какой пропорции делят между собой навар поставщик продуктов и поставщик питания, остается только догадываться. Но еда от таких взаимозачетов лучше не становится.

Вызывает вопросы не только цена, но и качество продуктов, приобретаемых комбинатами школьного питания. Почему дети, например, не хотят есть даже котлеты или сосиски, ведь дома обычно они идут «на ура»? Впрочем, скорее всего, любящие родители, покупая колбасные изделия, не руководствуются принципами «что подешевле», и берут сосиски, сделанные не по ТУ, а по ГОСТу - в них мяса должно быть не менее 50%. А вот для комбинатов школьного питания «самым лучшим» становится самое дешевое, а не самое качественное. Тут сойдут и сосиски, изготовленные по ТУ - 10% мяса, 30% животного жира, кожи и мяса птиц, остальное - белково-жировые эмульсии, белковые стабилизаторы и т.д. И вы хотите, чтобы детям было вкусно? То же самое касается и мяса. Для питания учащихся можно использовать только охлажденное мясо, а не замороженное. Но на это обычно «плюют». А ведь заморозка позволяет скрыть признаки порчи продукта и поставлять к детскому столу залежалое мясо по цене свежего.

Качество продуктов, закупаемое комбинатами школьного питания, таково, что на него жалуются не только родители, но и сами сотрудники, причем не только вышеперечисленных комбинатов. Вот, например, что думает о продуктах, закупаемых комбинатом «ВИТО-1» один из его работников: «Я такое мясо даже своей собаке побоюсь дать, а этим она кормит детей».

После этого крайне резкие отзывы от родителей тех самых детей уже не удивляют: «Есть эту еду невозможно! Это отходы! Мороженые фрукты, хлеб с плесенью, рыбные палочки и прочие полуфабрикаты самого наихудшего качества. Дети ничего не едят, ходят голодными до 3 часов дня, кто и до вечера». Жалобы на некачественные продукты и использование полуфабрикатов для «питомцев» этого комбината - не редкость; «Кухня преотвартная. Еда невкусная, холодная, очень часто приготовлена из полуфабрикатов. Дети есть такое отказываются, из 20 порций на столе остается 10. Жаль денег, затраченных родителями на то, что и едой не всегда назвать хочется» - так оценивают «кулинарные изыски» от комбината «ВИТО-1» те, кому довелось их попробовать.

Неудивительно, что мало кто из поставщиков школьного питания готов открыть для посторонних глаз свою кухню - как в прямом, так и в переносном смысле. Цеха, где готовятся блюда, склады, холодильники - все это остается «за кадром». Перед глазами - только готовые блюда, которые привозятся в школьные столовые. И пойди докажи, из чего они сделаны.

Конечно, перечисленные компании - не единственные поставщики, нарушающие условия многомиллионных государственных контрактов. С января 2011 года организацию питания в образовательных учреждениях города Москвы осуществляет 23 предприятия, получивших это право на конкурсной основе. И проверки Департамента образования и Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, показывают, что их работа часто оказывается, мягко говоря, некачественной. Так, «типичными недостатками» считается отсутствие необходимого пакета документов на продукцию; наличие в столовых продуктов, не предназначенных для питания детей и продуктов с истекшим сроком годности; отступления от меню; недостаточный ассортимент буфетной продукции… Одно из самых часто встречаемых нарушений - это неравноценная замена блюд. Например, вместо сложных овощных гарниров дети получают картофельное пюре, а вместо картофеля - рис или макароны.

Среди «проштрафившихся» компаний - ООО «Московский школьник», ООО «Коникс-Школьник», ООО КШП «Логарифм», ООО «Комбинат дошкольного питания», ООО «ВИТО-1»…

Особо отличился ГУП «Перовский школьник», который умудрился оставить детей даже без хлеба - как показала проверка, в школе №478 ГУП не просто поставляет недостаточное количество порций готовых блюд (168 порций из 178), но еще и почти вдвое снизил нормы поставки хлеба - 4770 кг вместо положенных 7160 кг). Также в этой школе в меню не были представлены фрукты и закуски, ассортимент буфета оказался крайне ограниченным - только кондитерские изделия, сок и питьевая вода. Что и говорить, скудный рацион. При этом выяснилось, что у некоторых работников столовой в санитарных книжках отсутствовали сведения о наличии прививок - в том числе и от дизентерии.

Не лучше ситуация и в детских садах - питание в них поставляют те же предприятия, и, если у школьников хотя бы есть выбор (купить что-нибудь в буфете или перекусить после уроков дома), то детсадовцам приходится либо есть то, что приготовили из некачественных продуктов неквалифицированные повара, либо ходить голодными весь день. В итоге - желудочно-кишечные расстройства, аллергии и т.д.

Каждая прокурорская проверка выявляет на кухнях детских дошкольных учреждений многочисленные нарушения санитарно-гигиенических норм. Только в марте после проверок детских садов Москвы было возбуждено 17 дел. Например, в детских садах №№125 и 763 работниками пищеблока не соблюдается режим мытья кухонной посуды, контроль качества продукции производился с нарушениями, а в довершение всех дел повара использовали для приготовления пищи остатки - то есть по сути кормили детей вчерашними объедками. В детском саду №1960 выявлены нарушения при устройстве, оборудовании, содержании пищеблока, хранении продуктов, санитарном содержании помещений. Не везде соблюдаются и правила хранения продуктов питания для детей. Например, в детском саду №776 обнаружены гнилые овощи, а в садике №328 не соблюдался температурный режим хранения. А в детском саду №701 плюс к этому еще и персонал не имел обыкновения своевременно проходить медосмотры….

И этот список можно продолжать бесконечно. Никем не контролируемое качество как поступающих продуктов, так и блюд, идущих на стол детям; персонал с недействительными санитарными книжками; вчерашний обед в качестве сегодняшнего завтрака; плохо вымытая посуда; грязь в пищеблоке… К сожалению, для питания школьников и дошкольников, такая ситуация - не исключение, а скорее норма, хотя можно ли считать это нормальным? Впрочем, с точки зрения недобросовестного поставщика - наверное, да. Зачем что-то менять, если пока еще никто не умер? А на «мелочи» типа аллергии, хронических заболеваний ЖКТ или риска подхватить дизентерию можно не обращать внимания.



Подробнее:

Вовсе не капризы

Многие дети отказываются обедать в школьных столовых и детсадах. Екатерина АНУФРИЕВА, жительница Новосибирска, рассказала: «Моя дочка учится во втором классе. И практически не ест в школе, потому что ей не нравится каша на воде, несолёная тушёная капуста и несладкий компот. Из всего, что предлагают в столовой, она съедает только выпечку. Приходится собирать ей с собой из дома еду, чтобы она пообедала».

Беспокоятся родители также, насколько натуральны продукты?

Николай ТЯМИН, депутат Совета депутатов Новосибирска, рассказал: «Полтора месяца назад мы открыли горячую линию, на которую за короткий срок поступило более 300 звонков от родителей, которые обеспокоены качеством продуктовв детсадах и школах».

В Новосибирске большинство образовательных учреждений готовят завтраки и обеды в собственных столовых, в некоторые готовые блюда привозят из комбинатов питания. Всего их в городе три, один частный и два муниципальных - в Ленинском и Калининском районах. Но кто следит за качеством продуктов, непонятно. Депутаты горсовета Новосибирска и общественники в кашах и салатах одной из школьных столовых нашли фальсификаты.

Александр БУРМИСТРОВ, депутат Совета депутатов, рассказал: «В 2015 году мы проверили вместе с Сибирским федеральным центром оздоровительного питания, чем кормят детей в одной из школ города. В результате в составе колбасы, которая была на столе, обнаружили 20% посторонних компонентов. В сливочном масле нашли растительный жир. Между тем, его регулярное употребление может привести к ухудшению состояния здоровья, появлению различных заболеваний».

Находит нарушения в организации детского питания и Роспотребнадзор. Во время проверок образовательных учреждений часто обнаруживают недовес порций. Получается, что ребята недополучают суточную норму витаминов и микроэлементов. Например, после проверок в 2015 году в ведомстве выяснили:в большинстве детских садов города детям подают порции, которые меньше нормы. По этой причине дети недополучили молока 15%, рыбы - 29%, мяса - 15%, сыра - 44% и сметаны - 23%».

Однако у директоров детских садов есть объяснение, почему такое происходит. Они в один голос говорят о том, что дети попросту не съедают большие порции и часть продуктов приходится выбрасывать. А при нехватке финансирования - это непозволительное расточительство.

Евгений ФЕОКТИСТОВ, председатель Октябрьской общественной районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, пояснил: «У образовательных учреждений попросту не хватает средств, чтобы покупать необходимое количество продуктов. В 2014 году в Новосибирске была принята норма, по которой на день за 4-разовое питание ребёнка в детсаду родители платят 80 рублей. И хотя стоимость продуктов за последние 2 года значительно выросла, в оплате за питание детей ничего не изменилось».

На условиях анонимности директор одного из детсадов Новосибирска призналась, что денег на питание детворы катастрофически не хватает и родители уже сами предлагают докупать фрукты и соки в группы. Они посчитали, что при нынешних ценах на питание одного ребёнка в день должно уходить минимум 150 рублей.

Для того чтобы решить острые вопросы с питанием в школах и детсадах, создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Совета депутатов города Новосибирска, представители мэрии и общественники.

На родительском собрании учительница рассказала, что в школьной столовой могут обедать и родители. Пригласила приходить на обед тех, кто близко работает. Так что, если в школьную столовую приглашают родителей, значит, пропустят любого постороннего человека? А как же безопасность наших детей? - обратилась в редакцию читательница.

О безопасности школьников действительно немало разговоров. После нескольких ЧП в школах обещали ужесточить пропускной режим: поставить турникеты и пропускать учеников и учителей только по пластиковым карточкам. Поэтому «Комсомолка» отправилась в несколько столичных школ, чтобы проверить: может ли зайти на обед в школьную столовую посторонний человек. Мы обошли несколько учебных заведений в центре города недалеко от нашей редакции.

«Несколько раз остановили учителя, а дети проводили до столовой»

В гимназии на проспекте Независимости у входа встречает охранник.

А как у вас в столовую пройти? - спрашиваю.

А вы кто? - интересуется мужчина.

Просто хочу зайти пообедать.

А вас там ждет кто-то?

Нет. Пообедать хочу, - повторяю снова. - Можно зайти? Я ненадолго.

Охранник недоверчиво смотрит, но пропускает в школу. Столовая здесь расположена далеко от входа. Иду в ту сторону, куда показал охранник, но упираюсь в стену. Дети, замечая незнакомого человека, оборачиваются.

Девочки, а как в столовую пройти?

Две ученицы начинают рассказывать: подняться по лестнице - пройти налево - спуститься. Понимают, что я не запомнила, и тут же говорят:

Давайте мы проведем! - девочки идут со мной почти до самой столовой.

А вот здесь налево, - говорят ученицы и убегают на урок. Поворачиваю не туда и попадаю в спортзал.

А вы куда? - останавливает меня учительница в спортивной форме. Объясняю, что хочу попасть в столовую, и она показывает мне, куда надо повернуть.

В сегодняшнем меню пюре, рыба и грибной суп. Еда выглядит аппетитно и по-домашнему. В буфете можно купить салаты, свежие овощи, бутерброды и сладости. Да и цены не кусаются. Самый дорогой салат - с крабовыми палочками, стоит 82 копейки.

Итак, в гимназическую столовую мы попали. Правда, понадобилось несколько минут, чтобы объяснить вахтеру и учителям, кто я и что делаю в школе.

«Снимите верхнюю одежду и запишитесь в журнал»

В школе недалеко от проспекта пропускная система показалась серьезнее, чем в гимназии. Не успела я поздороваться, как меня попросили записаться в журнал посещений.

А в столовую можно попасть?

Да. Имя, фамилию напишите, - протягивает журнал вахтер.

Беру ручку, записываюсь.

А цель визита, - спрашиваю, - какую писать?

Так и пишите: в столовую.

Теперь под серьезным записями «к директору», «в приемную» красуется моя «в столовую».

Вы у нас были уже?

Нет, - отвечаю.

Мне подробно рассказывают, как пройти в столовую. В школе немноголюдно: у детей урок. По дороге встречаю пару учителей. Они внимания на незнакомого человека не обращают, куда иду, не интересуются. На двери в столовую - листок с надписью «В верхней одежде не входить». На этом запреты в школе заканчиваются. Ради приличия снимаю куртку и отправляюсь к стойке с едой. Буфет и столовая здесь находятся вместе. У стойки заказываешь еду, а расплачиваешься в кассе буфета.

За молочный суп отдаю 47 копеек.

Буду должна вам 1 копейку, приходите к нам еще, - говорит кассир.

В столовой обедают двое мужчин и мама школьницы.

Пропускная система в школе оказалась не такой суровой, как показалось сразу. Записался в журнал - и можешь спокойно заходить.

«Если я на вахте и пропущу, в столовой все равно вас не обслужат»

Не пустили нас только в одну гимназию. Кстати, она же единственная из тех, в которых мы побывали, где есть турникеты.

Я вас даже если и пропущу здесь, в столовой все равно не обслужат, - добродушно объясняет вахтер через турникеты. - У нас система такая. В столовой не обслуживают посторонних. Сходите в столовую исполкома, здесь недалеко.

Поговорили с вахтером, разворачиваюсь и ухожу. В столовую не попала.

В начале пятого, когда мы пришли еще в одну гимназию, столовая уже была закрыта. Но все равно на будущее узнали: поесть постороннему здесь можно.

Конечно, детей же кормят. Поэтому и горячие обеды у нас есть, и буфет. Открыта столовая в будние дни до четырех. К нам постоянно ходят те, кто работает в соседних зданиях. А вы далеко работаете? - интересуется вахтер.

Прогулялись по школе, рассмотрели стенды. Можно было бы пройти и в столовую, но она уже закрылась.

В столовую очередной школы посторонним прийти можно, «если попадешь на доброго вахтера».

Это у нас как когда. Иногда пропускной режим строже, иногда слабее, - объясняет женщина на вахте.

Мы попали «на доброго» и прошли в столовую.

КОМПЕТЕНТНО

« Посторонн ие люди не должны ходить по школе»

Посторонние люди не должны ходить по школе, где учатся несовершеннолетние. В учреждениях образования питание организовано для учеников. В качестве исключения в школьных столовых могут поесть родители. Например, когда в школе проводятся какие-то мероприятия, в шестой школьный день. Это касается всех школ, - рассказали в комитете образования.


Warning : chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/сайт/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Чтобы питание детей было налажено на высоком уровне, отличалось разнообразием и сбалансированностью, школьные повара должны иметь соответствующее образование и высокую квалификацию.

Нормативное положение о школьной столовой определяет отношения между родителями или законными представителями детей и общеобразовательным учреждением. В соответствии с ним определяется порядок, по которому организуется питание детей в школьной столовой. Штат школьной столовой определяется уставом школы, и это учитывается при получении лицензии образовательным учреждением. Как будет школьная столовая функционировать и обеспечиваться, решает администрация школы.

Положение о школьной столовой регулируется федеральными законами и другими Указами и распоряжениями Правительства РФ. После Положение утверждается директором школы в соответствии с документами исполнительных органов субъектов РФ. Ученики обеспечиваются горячим питанием на основании договора между школой и родителями. Питание участников образовательного процесса организуется и производится в полном соответствии с правилами противопожарной безопасности, техники безопасности, а также оно должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.

В основные задачи Положения входят два основных пункта: сформировать здоровый образ жизни учащихся и воспитывать их культурное самосознание. Организацию питания следует осуществлять в соответствии с единым цикличным меню, а также следует организовать дополнительное питание по желанию через буфет. Школьные повара должны обеспечивать наличие продукции, приготовленной на месте, горячий чай, кофе. Молочная продукция должна поставляться в буфет два раза в неделю.

Для учета количества учащихся, которые в школе получают питание, необходим зав производством в школьную столовую. Он и классный руководитель ежедневно отчитываются перед бухгалтерией о фактическом количестве детей, получивших питание. Кроме обедов, дети получают завтраки, а те учащиеся, что посещают ГПД, также должны быть обеспечены горячими обедами. Работа столовой при школе обычно начинается в 8 часов утра и продолжается до 16 часов пополудни. Продукция из буфета отпускается только за наличный расчет, как учащимся, так и сотрудникам школы.

Обеды, а также завтраки отпускаются только по заявке, которую классный руководитель подает накануне. Учителя либо классные руководители в обязательном порядке сопровождают детей до столовой в соответствии с поданными заранее списками, а также несут ответственность за них и за питание, которое отпускается по спискам.

Порядок в школьной столовой в течение учебного процесса должны обеспечивать работники столовой, для этого им в помощь выделяются дежурные из класса, который дежурит по школе, они же помогают сотрудникам столовой накрывать разносить напитки в стаканах и хлеб, а также накрывать столы к обеду. Каждый классный руководитель приводит свой класс и отвечает за порядок в столовой и организацию питания своего класса. Стоимость блюд регулируется приказом по УО. Организация питания должна соответствовать требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим расписанием. Если произошло пищевое отравление или выявлен случай острой кишечной инфекции, администрация школы обязана проинформировать местные органы Госсанэпиднадзора.

К сотрудникам столовой предъявляются правила личной гигиены, которые должны соблюдаться неукоснительно. Все лица, работающие в столовой, обязаны быть здоровыми и пройти медицинский осмотр, в первую очередь обязан иметь медицинские документы требуемого образца принятый повар в школьную столовую. Медсестра школы перед каждой сменой обязательно осматривает открытые части тела сотрудников столовой для выявления гнойничковых повреждений кожи.

Управление столовой в школе должно осуществляться по документам, соответствующим законодательству РФ и Уставу школы. Общее руководство столовой возложено на директора школы. Непосредственно школьной столовой руководит зав производством, он же в пределах своих должностных обязанностей несет ответственность перед родителями, учащимися и руководством школы.

В зависимости от количества учащихся рассчитывается количество поваров в школьной столовой. На заведующего производством возлагаются и другие обязанности: он должен подготовить и представить руководству документы о питании учащихся, разработать положения о школьном буфете и школьной столовой, издать приказ о выдаче учащимся молочной продукции, составить график, по которому будут питаться ученики и сотрудники школы. Также он составляет ежедневное меню, прописывает должностные инструкции для своих сотрудников, ведет плановую и учетную документацию, а также технологическую документацию.

Штат школьной столовой комплектуется в соответствии с Уставом школы и регламентируется им же. Трудовые отношения между школой и работниками школьной столовой регулируются в соответствии с ТК РФ. На работников столовой возложена ответственность за своевременное приготовление качественной пищи, они обязаны информировать учеников и учителей о ежедневном рационе, также в их обязанность входит снятие проб для определения качества приготовленной пищи. Все оборудование сотрудники должны правильно хранить и эксплуатировать. Режим работы столовой должен соответствовать потребностям учащихся и сотрудников. Также им необходимо регулярно повышать свою квалификацию и подавать отчеты руководству школы в порядке, установленном Уставом школы.

Финансирование столовой осуществляется из нескольких источников, это плата родителей за завтраки и обеды, деньги идут на закупку продуктов и на приготовление пищи. Также средства поступают за счет реализации продуктов питания через буфет. Выделяются целевые субсидии для малообеспеченных учеников из средств городского или местного бюджета. На всю продукцию, реализуемую через буфет, устанавливается торговая наценка, ее размеры утверждаются законодательством. Плату за горячее питание родители вносят на лицевой школьный счет, основанием служит квитанция. Все отчеты обязательно предоставляются бухгалтерии как отчетность по школе за конкретный период. Бухгалтерия каждый квартал снимает остатки продуктов по столовой и буфету, выражая их по количеству и по денежной сумме.

Контролируют рациональность питания и нормы гигиены сотрудники санэпиднадзора. Органолептические показатели до поступления пищи на столы учащимся контролирует комиссия, ее утверждает директор школы раз в году, в ее составе должно быть как минимум три человека, включая медработника. Контролирует поставку продуктов по контракту комитет образования.

В соответствии с основными принципами питание должно соответствовать энергетической ценности, удовлетворять физиологические потребности в питательных веществах растущий организм ребенка, обеспечивать удобный режим питания. Чтобы достичь поставленных целей, сотрудники столовой готовят завтраки, обеды и полдники. Выпекают изделия из теста, готовят полуфабрикаты, организуют и обслуживают праздники, вечера и другие мероприятия. Они же реализуют через буфет готовую продукцию. Создают и обеспечивают нужное количество посадочных мест в столовой.

Помимо платных обедов и завтраков столовая предоставляет бесплатное питание некоторым учащимся в виде социальной помощи тем детям, средний доход в семье у которых ниже прожиточного минимума по региону. Для социально незащищенных учащихся, посещающих группу продленного дня, предоставляются бесплатно и завтраки, и обеды. Для тех, кто в группу продленного дня не ходит, предоставляют только завтраки.

За деятельность пищеблока и столовой ответственность возложена на директора школы, равно как и за своевременный ремонт помещения. За мебель, ее наличие и состояние, за технологическое оборудование кухни также отвечает директор. А также он несет ответственность за своевременную оплату труда работников.

Для того чтобы горячее питание для школьников постоянно совершенствовалось и содержало все необходимые растущему организму вещества и витамины, необходим зав производством в школьную столовую.

В январе в школьные столовые Минска придет молодое пополнение - 46 поваров. Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась в Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии и узнала, как готовят специалистов для школьного общепита.

Здесь есть своя кухня, где будущие повара оттачивают кулинарное мастерство. Практические занятия ведет преподаватель Дарья Светлович. Заметив, с каким вниманием и удивлением корреспондент рассматривает многофункциональные машины для приготовления еды, спешит сообщить: такая техника уже давно есть и в столичных школах.

- Жарочные шкафы - прошлый век. Сегодня пищеблоки учреждений образования укомплектованы пароконвектоматами, которые позволяют запекать и варить на пару. Так максимально сохраняются полезные вещества в пище , - говорит Дарья.

Пока беседуем с преподавателем, ребята выполняют практическое задание - готовят борщ и запеканку. Атмосфера, как в сериале «Адская кухня». Работают в ускоренном режиме, каждый четко знает свои обязанности: кто-то занимается нарезкой овощей, а кто-то готовит бульон.

- В школьных столовых важно уметь быстро работать. Мы готовим ребят к этому. На переменке нужно накормить 200 человек, причем еда должна быть свежей и горячей , - поясняет Дарья, наблюдая за учащимися.

Но это не значит, что повара учатся работать на автомате. Они посещают факультативы, например по карвингу.

- На прошедшей выставке «Продэкспо-2017» показывали свое творчество - декоративную вырезку фруктов и овощей. Ребятам присваивают 4-й разряд, поэтому на экзаменах они должны не только качественно приготовить блюда, но и декорировать их , - уточняет преподаватель.

Вот и подоспел обед. В руках у довольных воспитанниц тарелка горячего наваристого борща. Выглядит аппетитно. А как на вкус? Дарья Светлович снимает пробу - оценивает вкус, цвет, запах и консистенцию супа для детей. Остается довольной - кисло-сладкий, как и полагается. Затем задает вопрос ученицам:

- Девочки, давайте вспомним, к каким видам супов относится борщ?

- К заправочным ! - не думая, отвечают хором поварихи.

- Как борщу не утратить свой цвет в процессе варки? - интересуюсь у юных кулинаров.

- Есть несколько способов. Первый: отварить овощи отдельно в кожуре. Второй - добавить в блюдо уксус или лимонную кислоту , - разъясняют девчата.

- Но детям уксус нельзя ! -замечает Дарья Светлович. - У них щадящее питание. Поэтому уменьшаем закладку соли, кислоты, не используем специи. Кроме того, оптимальная температура подачи горячего блюда для школьника - 50 градусов.

Заблуждение, что все выпускники колледжа уходят работать в рестораны и кафе. Некоторые устраиваются в школьные столовые: нравится график работы, привлекают гарантированный соцпакет и большой летний отпуск.

Второкурсница Александра Шкутко говорит, что готовить для детей интереснее, чем для взрослых.

- В колледже мы не только знакомимся с мировой кухней, но и узнаем, как сделать блюдо полезнее. Приятно слышать, когда детки в саду после вкусного обеда говорят повару спасибо. Отдача есть, когда делаешь всё с любовью , - рассказывает Саша, которая уже побывала на практике в студенческих и садовских столовых.

Детям готовить непросто. Только кажется: делов-то - сварить манную или ячневую кашку! А вы попробуйте сделать так, чтобы не подгорела или была без комочков.

- Повара готовят по одним и тем же рецептурам, где все строго расписано, а блюда на вкус у всех разные. В чем секрет?

- Мастер своего дела устанавливает тайные и никому неведомые отношения с продуктами , - делится Саши. - Такие хитрости есть и у меня .

- А как накормить приверед?

- Дети выборочно относятся к еде, некоторые плохо кушают даже дома. Это вечная проблема , - констатирует Дарья Светлович. - По нормативным документам мы должны соблюдать сменность школьного меню: не можем каждый день подавать картофельное пюре, хотя ребята его очень любят. Готовим вязкие каши, рыбу и курицу…

- Необходимо расширять ассортимент блюд и продуктов на столе у школьника , - считает преподаватель спецдисциплин Мария Максимович. - Добавить тыкву, кабачки, яблоки. На предприятиях детского общепита должны работать лучшие повара .

В некоторых школах Фрунзенского района учащиеся питаются по принципу шведского стола. И им это очень нравится.

- Такая форма подачи блюд повышает заинтересованность учащихся в получении горячего питания , - уверена исполняющий обязанности директора КШП Фрунзенского района Елена Трублина. - Во время обеда или завтрака ребята подходят к линии шведского стола и выбирают любое понравившееся блюдо. Ассортимент формируется исходя из установленного двухнедельного меню. Например, предлагаем закуски, горячее и напитки. Порции уменьшены, поэтому школьник может взять на обед несколько наименований блюд. Такую форму питания практикуем в гимназии № 39, СШ № 125.

Дополнительная информация

По данным Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, средняя зарплата повара школьной столовой составляет 560 рублей и зависит от квалификации и разряда.

Фото Тамары Хамицевич