Общие требования к квалификации и моральных

Требования профессионально-квалификационных характеристик к

государственным служащим

Соответственно потребностям перестройки украинского правового государства в условиях перехода к рыночной экономике, развитию предпринимательства и формированию гражданского общества государственный служащий должен: иметь определенные фундаментальные и специализированные знания в отрасли права, рыночной экономики, государственного строительства и управления; быть широко эрудированным, культурным, убежденным патриотом своей Родины; достойно представлять интеллигенцию Украины.

Он должен иметь твердые гражданские позиции, высокие моральные качества, ответственно относиться к порученному делу, добиваться согласования общегосударственных интересов и интересов каждого гражданина в частности, быть готовым отстаивать истину, законность и правопорядок, быть не пораженным угодливостью, лицемерием и корыстолюбием.

Государственный служащий должен соединять широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, постоянно совершенствовать свои знания и распространять общественно-политический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть современными передовыми методами работы, нести знание у массы, пропагандировать необходимость утверждения демократических основ, законности и правопорядка в обществе, соблюдения законов на всех уровнях.

Государственный служащий должен:

Добросовестно выполнять свои служебные обязанности, предусмотренные актами законодательства и его должностной инструкцией;

Организовывать работу относительно эффективного выполнения заданий и функций в соответствующей должности органа государственной власти или местного самоуправления;

Постоянно направлять свою деятельность на обеспечение конституционных прав и свобод человека и усовершенствования управленческой деятельности на основе конструктивного решения вопросов, что принадлежат к его полномочиям;

Придерживаться норм законодательства и при необходимости отстаивать принципы верховенства права и законности, добиваться согласования общегосударственных интересов и интересов каждого гражданина в частности;

Хорошо знать историю государства и особенности ее развития, внутреннюю и внешнюю ее политику, иметь широкое мировоззрение, в совершенстве владеть государственным языком;

Определять тактику и стратегию своего поведения соответственно требованиям демократического, социального, правового государства;

Уважительно относиться к гражданам, руководителям и сотрудникам, придерживаться высокой культуры общения, общепризнанных человечеством норм морали и правил здорового образа жизни, находиться на твердых гражданских позициях, не допускать несовместимые с деятельностью государственного служащего угодливость, лицемерие, корыстолюбие;


Не допускать действий и поступков, что могут навредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственного служащего;

Постоянно усваивать и реализовывать научные и культурные достижения мировой цивилизации с внимательным отношением к разным культурам, религиям, правам народов и человеку, идее хранения мира;

Систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать новое законодательство и практику его применения, используя язык профессиональную и научную литературу.

Государственный служащий должен владеть совокупностью знаний и умений, что давали бы ему возможность:

Адаптировать деятельность органа или его структурного подразделения к современным экономическим, политическим и социальным требованиям и условиям;

Соединять знание фундаментальных вопросов теории с практик владеть современной методологией обоснования управленческих решений с учетом общечеловеческих ценностей, личностных, общественных государственных интересов;

Свободно ориентироваться в вопросах законодательства, что имеют отношение к сфере его профессиональной деятельности;

Критически оценивать и прогнозировать политические, экономические, экологические, культурные и другие события и явления;

Знать как минимум один из иностранных языков на уровне профессионального и бытового общения, соответственно должностным обязанностям;

Понимать суть экономических отношений, внешней и внутренней политики государства;

Хорошо владеть стилистикой официальных документов и правилами делопроизводства;

Умело пользоваться достижениями системных и информационных технологий.

Соответственно должностной специализации государственный служащий в пределах предоставленных ему полномочий должен владеть умениями анализа конкретных проблем, беспристрастно и объективно оценивать разные аспекты своей работы, прогнозировать последствия своих решений, оперативно находить и применять эффективные методы и средства решения существующих и возникающих проблем, связанных с его профессиональной деятельностью.

В зависимости от категорий должности государственного служащего, структура совокупности его умений и знаний изменяется. Для должностей 3-4 категорий характерный распространенный объем умений и знаний аналитическо-прогностической и координационной деятельности, что обусловливает разработку стратегии и тактики деятельности органа. Для должностей 5-7 категорий - распространенный объем умений и знаний из информационно-статистической обработки материалов.

Требования к государственным служащим 5-7 категории

Государственный служащий 5-7 категорий должностей должен знать:

Общие теоретические и правовые основы осуществления управления регионом (городом);

Распределение сфер деятельности в процессе управления регионом (городом);

Функции региона в отрасли управления финансами и бюджета;

Основные законы и нормативные акты Украины, которые касаются развития местного хозяйства и работы местных органов власти;

Проблемы социальной защиты;

Основы рационального природопользования и охраны окружающей среды;

Основы кадровой политики;

Основы организационно-правовой работы;

Порядок подготовки и проверки выполнения нормативных актов и

индивидуальных обязательств;

Механизм принятия управленческих решений;

Современную компьютерную технику.

Государственный служащий 5-7 категорий должностей должен уметь:

Применять законы и нормативные акты, юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства, принимать правовые решения и совершать другие юридические действия в полном соответствии с законом;

Юридически грамотно составлять и оформлять правовые документы, давать квалифицированные юридические выводы и консультации;

Применять на практике теоретические знания по вопросам административного менеджмента;

Анализировать процессы развития региона (города), обобщать фактический материал и делать выводы;

Принимать решение по конкретным вопросам местного ведения хозяйства, регуляции демографических процессов при переходе к рыночной экономике;

Применять современные методы научной организации труда, компьютерные технологии в делопроизводстве, пользоваться пакетами правовых данных, архивировать их, редактировать архивирующую информацию, обслуживать командные файлы, защищать информацию от компьютерных вирусов.

Требования к государственным служащим 3-4 категории

Государственный служащий 3-4 категорий должностей должен знать:

Основы общеправовых дисциплин, в частности: историю государства и права Украины, историю учений и теорию государства и права, содержание конституционно-правовых систем, основные функции государства, роль и место конкретных отраслей права в государственном управлении;

Основы общеэкономических дисциплин, в частности: содержание основных экономических процессов на макроэкономическом уровни, притвори заострение экономического кризиса, механизм функционирования рыночной экономики, экономические функции государства;

Основы специальных профессиональных дисциплин, в частности: теоретические подходы мировой науки к толкованию методов государственной регуляции, основы теории и практику менеджмента, менеджмент персонала; фирмы, финансовый менеджмент, управление расходами, организацию и управление в органах государственной власти, социологию и психологию менеджмента;

Построение и принципы функционирования политической организации общества в Украине, систему законодательно-представительских органов;

Местное самоуправление, систему исполнительной власти, судебной власти, компетенцию и порядок функционирования органов прокуратуры, адвокатуры, нотариата, общественных органов, призванных способствовать защите прав личности и укреплению законности и правопорядка;

Основы политических теорий, понимание роли и места политических институтов в государственном управлении, основные принципы функционирования международного содружества и место Украины в нем, методику анализа, прогнозирование и принятие оптимального решения в политической и правовой ситуации в Украине, этику и культуру делового и политического общения;

Структуру и принципы организации и деятельности законодательно - представительской власти, исполнительной власти;

Компетенцию органов, что представляют эти две ветви власти, формы и методы их работы;

Порядок принятия законов и других нормативных актов и решений и контроль за их выполнением;

Систему и методы государственного правового наблюдения и контроля;

Организацию, формы и методы работы органов территориального самоуправления.

Государственный служащий 3-4 категорий должностей должен уметь:

Осуществлять организационно-обеспечивающие функции, быть способным создавать и внедрять механизмы относительно нормативно-правового, материально-технического, финансового, маркетингового и другого функционирования подведомственных структур.

Своими действиями обеспечивать сдерживание законности в деятельности государственных и общественных органов, учреждений, организаций, требовать этого от подчиненных, должностных лиц и граждан;

Юридически грамотно составлять и оформлять правовые документы, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

Применять на практике теоретические знания по вопросам административного менеджмента, руководства персоналом;

Свободно ориентироваться в социально-политическом просторные, отбирать, анализировать и обобщать информацию, что будет характеризовать экономическое и социально-политическое положение общества (региона);

Представлять свой орган (структурное подразделение, предприятие) в других структурах государственного управления, независимых организациях, перед прессой и общественностью;

Применять современные методы научной организации труда и компьютерные технологии.

Соответствие человека выдвигаемым требованиям сопряжено со множеством факторов. В большей мере это требования к приобретенным качествам и умениям. Однако приобретение и реализация полученных знаний зависит от знания личностных особенностей психики человека.

Понимание этих особенностей и профессиональное применение знаний способствуют повышению уровня профессионализма госслужащих.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Одной из доминирующих характеристик индивида, которую необходимо учитывать в работе с людьми, есть темперамент. От темперамента работника зависит, на какую должность целесообразно назначить человека, как оптимально организовать ее деятельность, которыми будут ее отношения с коллегами.

Темперамент определяется в справочниках как совокупность индивидуально-психических особенностей человека, который характеризуется скоростью возникновения чувств и реакций и их силой.

И. П. Павлов его последователи Ю. Г. Венозный, В. С. Мерлин, В. А. Трошихин, Г. А. Усиевич и др. доказали: каждый человек живет в своем собственном физиологичном ритме. Нарушение ритма, попытка навязать индивиду неприсущий ему темп жизни негативно влияет на здоровье, интеллект и психику личности.

Далеко не всем известно, что темперамент человека в течение жизни в основе своей не изменяется и зависит от физиологичных особенностей организма, хотя это экспериментально доказали еще в XIX веке известные российские ученые П. Ф. Лесгафт и А. Никифоров. В XX веке в лабораторных условиях под руководством И. П. Павлова была проведена серия исследований, благодаря которым выводы научных работников XIX века подтвердились, а также оказались новые доказательства физиологичного происхождения темперамента. Разнообразие поведенческих форм людей и животных объяснялось теперь не только особенностями структуры кровеносной системы, но и свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов), то есть типом высшей нервной деятельности. И. П. Павлов признал теоретически возможной большое количество комбинаций этих трех свойств: 24 или и больше. Однако отметим, что практически в природе встречаются 4 ярко очерченных типов или их сочетания: меланхоличный, сангвинический, флегматичный и холерический. В 1952 году г. А. Усиевич доказал, что от нервной системы и особенностей кровообращения зависит интенсивность выделения желудочного сока, скорость пищеварения, функционирование почек, мочевого пузыря, желез внутренней секреции, обмен веществ в организме, скорость заживления ран. Скорость хода функций организма условно распределяется на 4 групп в соответствии с темпераментами. Таким образом неоспоримо демонстрируется физиологичное происхождение темперамента и невозможность коренного изменения нежелательной для конкретного человека его разновидности на желаемый.

Исследования, проведенные учеными в XIX веке и подтвержденные в XX веке, показывают, что темперамент каждого человека несколько изменяется природным путем в течение ее жизни. Причина в том, что на каждом этапе развития организма размер сердца и его пропорции изменяются относительно сосудистой системы, изменяется и диаметр кровеносных сосудов. Наибольшие просветы в артериях в раннем и старческом возрасте, оттого в маленьких детей и пожилых людей оказываются черты меланхоличного и флегматичного темпераментов. В период полового развития артериальная система имеет узкие просветы, оттого в поведении подростков присутствуют признаки, присущие холерикам и сангвиникам. Именно физиологичные изменения и предопределяют возникновение кризисов 2, 4, 6 лет и подросткового кризиса. Однако в целом темперамент остается стабильным.

На наш взгляд, наиболее точную практически ориентированную характеристику для представителей всех темпераментов создал немецкий философ И. Кант. Она была изложена в труде «Антропология с прагматической точки зрения». Нынешним руководителям эта характеристика по большей части неизвестная, оттого наряду с использованием материалов современных психологических исследований целесообразно акцентировать внимание на ее содержании.

Оптимальным в наше время общепринято считать сангвинический темперамент. (Хотя так было не всегда. С античных времен приблизительно к середине XIX века эталоном признавался философ-флегматик.) Проанализируем, какие свойства присущие людям с сангвиническим темпераментом и какой оптимальный подход к этим работникам нужен со стороны руководителя.

Сангвинический темперамент И. Кант называет темпераментом «человека веселого нрава», относит к «темпераменту чувства». По И. Канту, это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи на мгновение он придает большое значение, а через минуту уже прекращает о ней думать. Он честно обещает, но не придерживается своего слова, поскольку недостаточно глубоко обдумал, сможет ли придерживаться его. Сангвиник достаточно добродушный, чтоб оказать помощь другим, но он плохой должник и всегда требует отложения срока уплаты долга. Он хороший собеседник, шутливый, веселый, готов ничему в мире не придавать большого значения, и все люди ему друзья. Как правило, он не злой человек, но «грешник», который нелегко подвергается исправлению. Правда, он сильно кается, но скоро забывает о своем раскаянии (которое никогда не превращается у него в скорбь). Работа его быстро утомляет, но он неутомимо занимается тем, что по существу является только игрой, ибо игра всегда связана с изменениями, а выдержка не для него.

Современные ученые определяют сангвиника как представителя сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы. Люды с этим темпераментом легко приспосабливаются к любым требованиям, окружающим, коллективам, учреждениям. Сангвиник работает достаточно быстро, но при необходимости может замедлить темп и проделать работу с особенной точностью и тщательностью. Высокая коммуникабельность позволяет сангвинику успешно работать и на рядовых, и на руководящих должностях. С сангвиниками у руководителя организации, как правило, менее всего проблем. Опасность составляют лишь два фактора: 1) сангвиники пытаются заниматься только легкой, приятной и интересной для них деятельностью и избегать сложного, неприятного, неинтересного; 2) компромисс, оптимизм, жизнерадостность, общительность сангвиников при неконтролируемости со стороны руководства способен стать источником таких негативных проявлений, как легкомысленность, поверхностность, непостоянность, эгоизм.

К «темпераменту чувства» И. Кант относил также меланхоличный темперамент или «темперамент человека мрачного, грустного нрава». Этот человек предоставляет всему, что ее касается, большого значения, всегда найдет повод для обеспокоенности и обращает внимание в первую очередь на трудности, тогда как сангвиник, наоборот, начинает с надежды на успех. Оттого меланхолик мыслит настолько же глубоко, насколько второй поверхностно. Он с трудом дает обещания, ибо не может их не выполнить, сомневается, способен ли выполнить их вообще. И все это у него объясняется не моральными принципами (ибо язык здесь идет о чувственных мотивах), а тем, что невезения или невыполнение составляют для него неприятность, и именно поэтому он становится обеспокоенным, недоверчивым и преисполненным сомнений, и поэтому мало склонным к радостям. Когда мрачность становится для меланхолика обычной, он сам обходится без радостей и вряд ли пожелает их другим.

Из исследований ХИХ-ХХ веков известно, что кровообращение у меланхолика происходит медленнее, чем у сангвиника, и поэтому даже при самых благоприятных условиях он выполняет каждую работу приблизительно вдвое медленнее. В спокойной, доброжелательной атмосфере меланхолик работает качественно. При неблагоприятных условиях меланхолик нервничает, теряется и работает некачественно и медленно. Оттого создание оптимального психологического микроклимата в учреждении - ключевая проблема руководителя. Однако осуществить это не так легко. Будучи робкими, недоверчивыми, подозревая окружающих в самых коварных намерениях, меланхолики неохотно и тяжело сходятся с коллегами, медленно адаптируются в новой среде. Как следствие, более целесообразно не поручать меланхолику деятельность, связанную с многочисленными контактами с людьми и с принятием рискованных решений. Руководителю приходится прилагать значительные усилия для того, чтобы помочь меланхолику влиться в коллектив учреждения. Из за особенностей темперамента меланхоликов нежелательный назначать руководителями больших коллективов. Однако небольшие группы доброжелательных и спокойных по натуре лиц меланхолик может возглавлять. Среди людей, которым он поверил и которых не остерегается, меланхолик может успешно выступать лидером.

Меланхолика быстро утомляет любая деятельность, даже легкая и приятная. Оттого, чтоб он качественно проделал работу, руководителю целесообразно распределить задание на части. После завершения работы над каждой частью меланхолику необходим хотя бы непродолжительный отдых.

С целью повышения работоспособности меланхоликов в учреждении следует создать комнату для отдыха и психологической разгрузки. Желательно также иметь опытного психолога.

Существенной характеристикой меланхолика являются поиски сильного (по его мнению) человека, который в случае опасности смог бы его защитить. Такого защитника меланхолик признает как самое авторитетное лицо и готовый во всем нем подчиняться. Если «защитником» становится руководитель, меланхолик превращается в его преданного сторонника.

Кроме группы «темпераментов чувств», И. Кант выделяет группу «темпераментов деятельности», к которым относит холерический и флегматический.

Холерический темперамент в интерпретации ученого - это темперамент «человека вспыльчивого». Холерик, за И. Кантом - человек «горячий», вспыхивает быстро, как солома, но при покладистости других способен быстро остынуть. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, что быстрее тот ему уступает. Его деятельность быстрая, однако непродолжительная. Холерик деятельный, но неохотно берет на себя дела, ибо у него нет выдержки. Вот почему он охотно становится управленцем, который руководит делами, но сам вести их не желает. Его доминирующая страсть - честолюбие; он охотно берется за общественные дела и жаждет, чтоб его громко хвалили. Он любит сияние и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту других и на вид великодушный не от любви, а от гордости, ибо самого себя он любит больше. Он следит за порядком и поэтому кажется умнее, чем есть в действительности. Он любит иметь деньги; он вежливый, напряженный и спесивый в общении и охотно имеет при себе подхалима, который служит мишенью для его острот. Он чрезвычайно проникается, когда его надменное домогательство встречает сопротивление, поскольку довольно немного едкого остроумия, чтоб исчез ореол его значимости. Этот темперамент вызывает наибольшее противодействие со стороны окружающих.

Кровообращение у холерика происходит быстрее, чем у сангвиника. Оттого он отмечается энергичностью, непоседливостью. Холерику сложно надолго сосредоточиться на одной работе. Он быстро устает от рутины, однообразия. Как правило, все делает чрезвычайно быстро (иногда в 2-3 разы быстрее сангвиника) и некачественно, часто не доводит дел до конца. Холерик по большей части сначала говорит, а затем думает. Для представителей этого типа темперамента самое важное - постоянно общаться с окружающими и всегда находиться в центре внимания. Холерики будут рваться в лидеры, пытаются навязать окружающим свои взгляды и свой способ действий. Если это не удается, могут проявить0 агрессию. Мгновенно адаптируются на новом месте, в новом коллективе.

Руководитель учреждения, работая с холериками, должен помнить, что холерика нецелесообразно назначать на рядовую или руководящую должность, которая нуждается в выдержке, длительной сосредоточенности, высококачественном и точном выполнении работы. В то же время, производительным будет назначение холерика на должность, которая требует быстрой реакции, оперативности, разнообразной разноаспектной деятельности.

Чтобы направить в полезное русло неугомонную энергию представителей этого типа темперамента, используют общественную работу и спорт. Общественную работу холерики выполняют качественно, ибо получают удовлетворение от многочисленных контактов, общение с окружающими и чувствуют себя чрезвычайно значимыми лицами. Если есть возможность, для холериков хорошо оборудовать в организации хотя бы небольшой тренажерный или спортивный зал, где они смогли бы дать выход своей избыточной энергии. Спорт и движение для холериков - основа здоровья и хорошего настроения. Кроме того, после занятия спортом холерик на более длительное время, чем обычно, может сосредоточиться на работе.

Если из за каких-то причин холерик должен выполнять однообразную и точную работу, руководитель должен давать ему эту работу, как и меланхолику, небольшими частями. Распоряжения и инструкции холерики преимущественно не дослушивают до конца, не вникают глубоко в суть дела, оттого следует информировать холерика кратко, немногословно, акцентируя его внимание на основных аспектах. Не лишне также проверить, понял ли холерик суть дела. Если холерик некачественно выполнил задание, нецелесообразно его ругать, поскольку почти никакого эффекта, кроме «взрыва» эмоций, это не даст. Действенным будет требование повторного добросовестного выполнения.

В нашу бурную эпоху, возможно, сложнее всего жить флегматикам. Безумные ритмы современности для них непонятные, логически не обоснованы и чрезвычайно изнурительные.

По И. Канту, флегматический темперамент - это темперамент «холоднокровного спокойного человека».

Этот человек не легко и не быстро начинает движение, но надолго; «медленно нагревается, но долго сохраняет тепло». Не легко злиться: сначала размышляет, стоит ли злиться. Холерик в таких случаях «сходит с ума от злости», что не может твердого человека вывести из равновесия. Флегматик спокойный. Не сожалеет, что у него обычная доза ума. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в повседневной жизни его часто называют философом. Хотя он и лишенный «сияния», однако своим темпераментом он доминирует над другими, не задевая их достоинства. Все направленные на флегматика «снаряды» отскакивают от него, как от мешка с ватой. Это общительный человек, который умеет держать власть над семьей и родственниками, хотя на вид он покорен всем. Владея непреклонной, но обдуманной волей он умеет приспособить волю окружающих к своей, подобно тому, как тела небольшой массы и с большой скоростью движения наносят удар, пробивая встречные преграды насквозь, а при меньшей скорости, но при большем объеме захватывают за собой и преграду, не разрушая ее. В отличие от ХХ-ХХІ веков, когда оптимальным типом темперамента начали считать сангвинический, И. Кант как наивысший оценивает флегматичный.

Как утверждает исследователь XIX ст. П. Ф. Лесгафт, кровообращение у флегматика существенно медленнее, чем у меланхолика, а следовательно значительно медленнее, чем у сангвиника, на которого фактически ориентирован современный темп жизни. Работу флегматик выполняет чрезвычайно добросовестно, чрезвычайно опрятно, чрезвычайно качественно, но ужасно медленно (иногда в 4-6 раз медленнее сангвиника). В каждую проблему пытается вникнуть глубоко, спокойный до невозмутимости. Флегматик - это человек, который сначала все тщательным образом продумает, просчитает, взвесит и только потом скажет или сделает.

Неправильный подход к работнику-флегматику - это обвинять его в тупости, ненаходчивости, постоянно подгонять, карать за медленность. Последствия такого обращения по большей части трагические: у человека возникают неврозы; он начинает выполнять порученное быстро, но некачественно, недобросовестно; формируется комплекс неполноценности, связанный с постоянными невезениями. В итоге индивид не раскрывает себя как личность, не реализует заложенный природой мыслительный потенциал.

Д. Я. Богданова, Ю. Г. Виленский, В. О. Трошихин доказали, что флегматики не выдерживают значительных физических нагрузок, если вынуждать их двигаться в быстром темпе.

Флегматикам не присущие бурные проявления чувств, оттого часто их считают безразличными, толстокожими. В действительности чувства этих людей выделяются глубиной и стабильностью. Флегматики болезненно переживают несправедливость, посягательства на их права, разлуку, с близкими людьми, не любят изменений, нестабильности. Они способны полностью игнорировать требования неавторитетного для них лица. В связи с этим, руководителям при общении с флегматиками нужно взвешивать каждое слово, каждое действие, чтоб не потерять авторитета в их глазах, пытаться создать полное взаимное доверие в отношениях, чтоб флегматики не замыкались в себе.

Менеджеру приходится прилагать специальные усилия, чтоб помочь флегматику адаптироваться в коллективе, выявить себя в нем как личность, найти друзей.

Советы отдельных психологов все время «тормошить» флегматиков, чтоб они не были «вялыми», и пытаться ускорить их деятельность следует признать вредными и даже опасными для здоровья этих людей.

Флегматики не любят общаться, фактически, не чувствуют в этом потребности. Они устают от длительных разговоров, пребывание в многолюдных шумных коллективах, и эта усталость имеет физиологичную основу. Оттого попытка флегматика периодически уединяться - своеобразная защитная реакция организма. Лишение флегматика возможности чередовать периоды общения с длительным отдыхом в уединении или в обществе близкого спокойного друга постепенно приведет к разладу его нервной системы и психики. Всевозможные бега и соревнование быстро утомляют флегматиков и перестают их интересовать. Единственное, что может ускорить деятельность этих работников - формирование у них стойких, полуавтоматических навыков выполнения производственных операций. В то же время следует помнить, что флегматик выполняет любую работу приблизительно в четыре раза медленнее сангвиника той же возрастной группы. Соответственно, доведение до автоматизма навыков ускорит выполнение флегматиком той или другой работы, но не позволит полностью ликвидировать проблему «медлительности». От флегматика нельзя требовать мгновенного ответа на вопрос, быстрого переключения на другой вид деятельности.

Флегматики по большей части не любят долговременных общественных поручений, связанных с активной деятельностью и общением со многими лицами. Вместе с тем нельзя однозначно, как это делают отдельные психологи, твердить, что флегматики не способны к руководящей, организаторской деятельности. Все зависит от многих факторов. Практика показывает, что флегматик может быть хорошим руководителем и организатором неагрессивного интеллектуального коллектива.

Менеджерам важно не забывать, что флегматик не способен быстро сориентироваться, оттого все дела ему нужно поручать заранее.

Флегматики больше, чем холерики, ограниченны в выборе профессии. Работа, которая нуждается в быстрых реакциях для них нежелательна и может нанести вред здоровью.

Правильное понимание руководителями происхождения темперамента приводит к таким логически обоснованным выводам:

1. Скорость движений, процессов мышления, речи и др. не может превышать скорости, с которой кровь поставляет клеткам организма кислород и питательные вещества. Циркуляция крови тесно связана с темпераментом, оттого, страстно желая изменить темперамент подчиненных, руководители пытаются достичь нереальной цели. Результатом некомпетентного вмешательства становится ускоренное истощение организма работника учреждения и развитие у него разнообразных хронических заболеваний, часто неизлечимых. Например, негативное последствия возникают в случае применения менеджером постоянных замечаний и наказаний при управлении работой холерика. Такой подход окончательно расшатывает нервную систему человека, у которого и так процессы возбуждения доминируют над процессами торможения. Попытка ускорить медленный темп флегматика или меланхолика замечаниями, угрозами и даже наказаниями вызывают последствия двух видов: 1) физиологически обусловленный медленный темп сохраняется, а у работника устанавливается негативная реакция на общение с менеджером; 2) темп ускоряется, но ускорение происходит исключительно за счет потери работником позитивных качеств, присущих его темпераменту. Например, флегматик теряет добросовестность, стремление глубоко вникать в суть каждого дела, спокойную рассудительность и уравновешенность; у меланхолика исчезает способность тонко чувствовать наименьшие нюансы настроения окружающих и тому подобное. Кроме того, у работников учреждения могут развиваться неврозы, поскольку им приходится постоянно находиться в напряжении, истощать себя неестественным темпом. Таким образом, скорость и интенсивность в любом виде деятельности не должна быть одинаковыми для всех сотрудников организации, поскольку находятся в прямой зависимости от строения организма и во многих случаях не могут ускоряться никакими внешними влияниями.

2. Достичь высокого результативности труда подчиненных путем изменения их темпераментов невозможно, оттого руководителю необходимо приспосабливать приемы и методы управления к каждому конкретному индивиду и уметь правильно расставить кадры в организации.

3. Руководителю не следует подходить к рассмотрению темперамента каждого подчиненного с позиции создания условий для развития позитивных черт темперамента и стремления полностью ликвидировать другие черты, ибо именно вредные на первый взгляд свойства могут оказаться особенно полезными для учреждения и единственным возможным средством приспособления индивида к физическому выживанию в современном мире. Целью целесообразно избрать не ликвидацию, а направление развития каждой черты в полезном для человека и организации направлении. Например, стремление флегматика настоять на своем неправильный управленческий подход может превратить в безосновательное упрямство и склонность всегда возражать, не вникая в суть; правильный же подход поможет этой черте перерасти в целенаправленность, умение достигать цели, преодолевая препятствия.

Особенности поведения руководителей различного типа темперамента таковы:

Служащий сангвинического типа с интересом относится к профессиональной деятельности, надежен в экстремальных условиях. Ему по душе живая, подвижная работа, требующая смекалки и находчивости. Предпочитает самостоятельность и свободу действий. Целеустремлен, настойчиво добивается своей цеди. В достижении целей организации проявляет высокую волевую активность, гибкость и творчество. Сангвиник способен преодолевать высокие интеллектуальные нагрузки. Неудачи и ошибки его не расстраивают. Сильные эмоции стимулируют деятельность. В сложной обстановке эффективно руководит людьми, действует уверенно, увлекает личным примером. Он легко устанавливает эмоциональные и деловые контакты с людьми. С искренней симпатией, с уважением относится к подчиненным. Умеет формировать в коллективе атмосферу заинтересованности, всеобщей радости, оптимизма.

Сангвиник не любит монотонной и однообразной работы. Резко реагирует, когда его поучают. Нагрубость может ответить грубостью. Наиболее ефективно - спокойное и корректное к нему отношение. В стрессовых условиях может вести себя беспечно, неосмотрительно, (отдавая не до конца продуманные распоряжения.

Служащий холерического темперамента отличается творческим воображением, оперативностью мышления, глубокой и быстро меняющейся эмоциональностью. Старается осваивать новые методы работы с людьми, легко избавляется от стереотипов п привычек. Стремится к общению с колегами и подчиненными, вникает в их нужды, любит оказывать им помощь. Дорожит общественным мнением, но энергично навязывает свою точку зрения. Настойчив и требователен, любой ценой стремится достичь намеченной цели. Любит командовать и распоряжайся властью. Быстро принимает решения, идет на риск, самоотверженно действует в опасной обстановке.

Холерик часто торопится, проявляет излишнюю поспешность, не дослушав объяснение, перебивает, задает вопросы, раздражается, если подчиненный не умеет точно выразить свою мысль. Страдает вспыльчивостью, обидчивостью, невыдержанностыо. Не воспринимает критику. С подчиненными и начальниками груб и нетактичен.

Служащий флегматического темперамента отличается высоким самообладанием и ровностью настроения. Трудолюбив и добросовестен. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели. Старательно и пунктуально выполняет распоряжения, задания в среднем темпе. Усидчив, умеет долго сохранять значительное напряжение. Наиболее успешно справляется с физической, однообразной работой. В стрессовых условиях действует спокойно, надежно. С подчиненными не конфликтует, не вмешивается в их личные проблемы.

Флегматик из-за медлительности может не выполнить план, потерять инициативу и авторитет руководителя. Игнорирует критику в свой адрес, к недостаткам колег и подчиненных относится равнодушно, не стремится их перевоспитать. Спокойствие и рассудительность со стороны кажутся инертностью и пассивностью. Бывает чрезмерно ленивым.

Служащиймеланхолического темперамента успешно работает в спокойной и безопасной обстановке, не требующей быстрых, ответственных решений. Любит налаженный ритм деятельности. Успешно работает в одиночку, без частых контактов. Хорошо руководит малой группой в условиях кратковременного напряжения физических и интеллектуальных сил. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений. Тщательно продумывает план работы организации и предстоящую личную деятельность.

Меланхолик в сложной обстановке теряется, так как сильные эмоции дезорганизуют его мышление и поведение. Отличается малой выносливостью и легкой отвлекаемостью, склонен к пессимизму, к неоправданному самоанализу. Обидчив и мнителен. С трудом приспосабливается к новому коллективу.

Репертуар состояний "Я"

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью обнаруживают, что время от времени разные аспекты по­ведения людей (позы, голос, точка зрения, разговорный сло­варь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются и изменениями эмоциональными. У каждого человека некий набор поведенческих схем соот­носится с определенным состоянием его сознания. Новое психическое состояние, часто несовместимо с первым и свя­зано уже с другим набором схем. Эти различия и измене­ния приводят к мысли о существовании различных состо­яний Я.

На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных по­веденческих схем. По-видимому, каждый человек распола­гает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний Я. Для этих состояний, определяющими являют­ся не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний разбивается на следующие категории;

Состояния Я, сходные с образами родителей;

Состояния Я, автономно направленные на объектив­ную оценку реальности;

Состояния Я, все еще действующие с момента их фик­сации в раннем детстве и представляющие собой архаичес­кие пережитки.

Неформальное проявление этих состояний Я называют­ся: Родитель. Взрослый я Ребенок. В дальнейшем будет ис­пользована именно эта терминология.

Человек в социальном группе в каждый момент време­ни обнаруживает одно из состояния Я - Родителя. Взрос­лого я Ребенка. Люди с разной степенью готовности могут переходить отодного состояния в другое.

На основе этих наблюдений можно прийти к некоторым диагностическим выводам. Высказывание "Это ваш Роди­тель" означает: "Вы сейчас рассуждаете гак же, как обыч­но рассуждал один из ваших родителей. Вы реагируете так, как прореагировал бы он (теми же позами, жестам, словами, чувствами и т.д.). Сло­ва "Это ваш Взрослый" означает: «Вы только что самосто­ятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, форми­руете свои проблемы и выводы, к которым вы пришли». Выражение "Это ваш Ребенок" означает: «Вы реагируете так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ре­бенок».

Смысл этих высказываний можно пояснить подробнее.

1. У каждого человека были родители (или те, кто их за­менял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяю­щих состояний Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятель­ствах начинают активизироваться. Следовательно, упро­щая это понятие, можно сказать: "Каждый носит в себе Ро­дителя".

2. Все люди (не исключая детей) способны на объектив­ную переработку информации при условии, что у них ак­тивизировано соответствующие состояния Я. На обыден­ном языке это звучит так: "В каждом человеке есть взрос­лый".

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, по­этому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Мож­но сказать, что "каждый таит в себе маленького мальчика или девочку". Во многих отношениях Ребе­нок одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребе­нок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и оча­рование.

Если Ребенок нездоров и беспокоен, то последствия мо­гут быть самыми неблагоприятными. Однако определенные меры для улучшения ситуации могут и должны быть при­няты.

2. Все вышеуказанное касается и слов "зрелый" и "не­зрелый" Э.Берн не считает, что существуют так называе­мые «незрелые личности». Есть люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей личностью, но в то же время у них есть и хорошо структурированный Взрослый, которого нужно только об­наружить и привести в действие. У так называемых "зре­лых людей", наоборот, контроль над поведением почти все время осуществляет Взрослый, но и у них, как и у всех ос­тальных, Ребенок может прорваться к власти, и тогда по­являются обескураживавшие результаты.

3. Следует отметить, что Родитель может проявляться двояким образом - прямо или косвенно: как активное состо­яние Я, или как влияние Родителя. В первом, активном слу­чае, человек реагирует так, как реагировали бы в подоб­ных случаях его отец или мать. («Делай, как я»). Если же речь идет о косвенном влиянии, то обычно реакция чело­века бывает такой, какой от него ждали ("Не делай, как я, делай то, что я говорю"). В первом случае он подражает одному из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

4. Ребенок тоже может проявлять себя двумя способами: как приспосабливающийся Ребенок и как естественный Ре­бенок. Приспосабливающийся Ребенок изменяет свое пове­дение вод влиянием Родителя. Он ведет себя так, как это­го хотели бы отец и мать: например, очень зависимо от них или не по годам самостоятельно. Нытье или "уход в себя" - это тоже способы адаптации. Таким образом, влияние Ро­дителя выступает как причина, а приспособившийся Ребе­нок - как следствие. В то же время естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении: например, в не­послушании, бунте или в проявлении творческого порыва.

Между родителями и ребенком устанавливается опреде­ленный стиль общения, порождаемый, как правило, взрос­лыми. В одной семье мать или отец могут требовать от ре­бенка беспрекословного подчинения, как в армии, и он при­выкает, не задумываясь, выполнять все требования.

В другой - принято потакать веем капризам. Стоит толь­ко ребенку пожаловаться на недомогание, как его начинают опекать. Постепенно он входит в роль "слабого и безза­щитного" и от окружающих ожидает решения всех своих проблем только за счет сочувствия к его несчастному виду. В семье может быть принят товарищеский стиль общения, когда родители обращаются с ребенком, как со взрослым или сами входят в роль сверстника, когда, например, отец часто повторяет сыну: "Ну и попадет нам от мамы".

Можно было бы привести много других примеров меж­личностных ролей, которые волей родительской режиссу­ры предоставляются в семье ребенку. Чем жестче рамки этих ролей, тем беднее будет опыт освоения ребенком мно­гообразия человеческих отношений. Родителям трудно пре­одолевать сложившийся в семье ролевой стереотип обще­ния, да и не всегда это необходимо. Но, во всяком случае, им не следует требовать от ребенка, чтобы в общении с дру­гими людьми он соблюдал те же жесткие каноны поведе­ния. Ребенок должен научиться разным межличностным ро­лям. Он должен научиться проявлять непреклонность и ус­тупчивость, умение руководить и умение подчиняться, тре­бовательность и снисходительность. Чем больше межлич­ностных ролей освоит он, тем гибче будет его поведение в различных коллективах, с различными людьми. В данном случае речь идет именно о гибкости, а не о приспособлен­честве. Приспособленчество формируется в тех условиях, когда декларируемые воспитателем требования к личнос­ти ребенка разительно отличаются от поведения самого воспитателя.

Состояние Я - это нормальные физиологические феноме­ны. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний «Я». Некоторые работы американских уче­ных содержат конкретные факты, подтверждающие эту точку зрения. На разных уровнях существуют и другие упорядочивающие системы, такие, например, как память на факты. Однако естественным образом опыт запечатлева­ется в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип со­стояний по-своему жизненно важен для человеческого орга­низма.

Ребенок - это источник интуиции, творчества, спонтан­ных побуждений и радости.

Состояние "Взрослый" необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодейство­вать с окружающим миром. Ему знакомы собственные не­удачи и удовольствия. Например, при переходе улицы с сильным движением необходимо произвести сложные оцен­ки скоростей.

Человек начинает действовать только тогда, когда оце­нит степень безопасности перехода улицы. Удовольствия, которые люди испытывают в результате такого рода ус­пешных оценок, на взгляд Э.Берна, объясняют любовь к таким видам спорта, как горные лыжи, авиационный и па­русный спорт.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-пер­вых, благодаря этому состоянию человек может эффектив­но играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем са­мым выживание человеческого рода. Важность этой функ­ции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся си­ротами в раннем детстве, испытывают значительно боль­шие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши ре­акции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только по­тому, что так принято делать. "Это освобождает Взросло­го от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя ре­шению более важных жизненных проблем, оставляя обыден­ные вопросы на усмотрения Родителя.

Личность может реагировать на определенное воздей­ствие совершенно по разному, исходя из каждого состояния своего Я. Иногда эти состояния Я находятся в согласии, иногда в конфликте.

Люди, находящиеся в различных состояниях Я, могут по разному чувствовать, обонять, осязать, говорить, слушать, смотреть и вести себя. Каждое состояние Я, имеет свою соб­ственную программу. Некоторые люди из одного состоя­ния Я, откликаются чаще, чем из других. Например, те, ко­торые чаще откликаются на состояния Родителя, видят мир глазами своих родителей. В этом случае, их способности воспринимать этот мир снижены или искажены.

Все три аспекта личности чрезвычайно важны для фун­кционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов наруша­ет здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый из них - Родитель, Взрослый, Ребенок - заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Когда один человек встречает другого улыбкой, кивком головы, хмурым взглядом, устным приветствием и т.д., на языке трансакций это называется контактом. Два или бо­лее контактов составляют трансакцию.

Э.Берн называет трансакцией единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом, или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называют трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией.

Цель трансакционного анализа - выяснить, какое имен­но состояние Я, ответственно за трансакционный стимул, и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию.

Все трансакции можно разделить на дополнительные, пересекающие и скрытые.

Какими могут быть деловые качества работника, перечень, которым должны руководствоваться? Перечень их конечно велик и разнообразен. В настоящее время со стороны работодателя оценить действия любого сотрудника, уровень его профессионализма, сильные стороны и деловые качества. Это становится совершенной задачей, помогающей сформировать работоспособный коллектив и значительно повысить эффективность труда. А вот со стороны самого работника, их перечень помогает не только составить грамотное резюме, отправляемое при поиске работы, но и повышает шансы перед другими потенциальными соискателями в процессе трудоустройства.

Личностные качества работников можно разделить на 2 большие категории: личностные, которые изначально являются врожденными и развиваются на этапах становления самого человека, и профессиональные, которые приобретаются в процессе работы и приходят с опытом. Умелое сочетание тех и других, и постоянная работа над собоюй дают уникальную возможность карьерного роста и хорошего расположения руководства. Рассмотрим эти категории более подробно.

Профессиональные качества работника

Конечно, в своем стандартном понимании, этот перечень может быть огромным, и критерии, которые использует руководитель при оценке того или иного работника, могут существенно отличаться в зависимости от занимаемых должностей, функционала, возложенного на сотрудников, и задач, поставленных перед ними.

Но попробуем собрать их часто встречающиеся позиции в единый список.

  1. Уверенность в себе. Это приобретенное качество, дающее четкое осознание безупречного выполнения своих функции и своего рода основа для дальнейшего принятия решений.
  2. Отличное знание особенностей и технологии работы, способов ее усовершенствования. Вырабатывается с приходящим опытом и благодаря собственной заинтересованности в актуальности производственных перемен.
  3. Умение правильно выбирать средства и реальные методики достижения наилучших результатов.
  4. Креативность. Определение подхода к налаженному производственному процессу с обновленной стороны и возможность посмотреть на него иным, нестандартным взглядом.
  5. Стрессоустойчивость. Это умение проявлять сдержанность собственной реакции по отношению к ситуации или действиям сотрудников.
  6. Планирование собственного рабочего процесса по отношению к эффективности и сочетание его с работой всего коллектива.
  7. Эмоциональная уравновешенность. Отсутствие яркой реакции на происходящее и регулярное сохранение спокойствия в конфликтных вопросах. Вырабатывается с течением времени в стабильности возникающих ситуациях.
  8. Стремление к победе. Регулярное желание добиваться наилучших показателей по отношению к другим сотрудникам, занимающим такие же позиции в организации.
  9. Распределение полномочий и ответственности. Умение определять приоритетность возложенных задач и делегировать часть полномочий коллективу с последующим их контролем.
  10. Четкое и жесткое решение оперативных вопросов. В процессе налаженной работы возникающие нестандартные ситуации, требующие своевременного определения и разрешения, и здесь необходимы только фактические действия.
  11. Строгость и справедливость к собственным действиям и действиям со стороны. Способности, дающие возможность оценивать результаты работы.
  12. Организация работы кадров. Умение профессионально наладить процесс деятельности так, что каждый из сотрудников четко понимает свои задачи и стремится к их эффективному исполнению.

Личностные качества работников

Это такие стороны жизнедеятельности человека, которые формируются индивидуально, развиваясь с каждым годом. Они влияют не только на отношение в семье, быт и дружеские контакты, но также и на рабочие процессы.

  1. Умение работать в команде. Конечно, это очень важно, когда коллектив, как единое целое, настроен на достижение результата, организовать свою работу без конфликтов и в приятном позитивном ключе с остальными сотрудниками.
  2. Справедливость и честность. Это залог правильного настроя и возможность потребовать такого же отношения к себе.
  3. Умение прислушаться к чужому мнению, принять советы и рекомендации. Нужно понимать, что не всегда принимаемое решение может быть единственно верным и правильным, а взгляд со стороны иногда способен наиболее эффективно оценить ситуацию. Важно просто принять такую помощь.
  4. Адекватное восприятие критики со стороны. Не стоит думать, что критикующий человек настроен абсолютно негативно по отношению к вам. Возможно, это просто метод показать реальные результаты деятельности и повысить их уровень. Такая критика в большинстве своем приносит положительные результаты.
  5. Умение отстаивать свои решения и интересы. В производственных спорах на основе доказательств и фактов важно правильно доносить показатели эффективности своей деятельности
  6. Принципиальность. Это качество, помогающее отстаивать собственную точку зрения.
  7. Умение сдержать данное слово. Такая позиция убеждает в ответственности и возможности положится на вашу кандидатуру, подтверждая еще раз, что вы — хороший работник.
  8. Проявление тактичности. Это способность, с помощью которой возможно выстроить лучшие отношения в коллективе.
  9. Решительность и настойчивость. Такие врожденные качества позволяют отстоять собственную позицию и убедить руководство в правильности принимаемых вами решений.

Оценка деловых качеств сотрудников в первый раз происходит при приеме на работу. Именно здесь, в процессе собеседования руководитель организации рассматривает вашу кандидатуру попозиционно, мысленно применяя эти качества относительно будущего функционала работы. А немного позже, проводя регулярные аттестации, помогает оценить соответствие способностей, занимаемой должности. В процессе оценки решается еще ряд основных задач:

С одной стороны, такой процесс помогает активно собирать все необходимые сведения для изучение уровня профессионализма сотрудника и возможной организации его обучения, а с другой — повышает его мотивацию и вырабатывает основу для будущих материальных поощрений.

Существует несколько этапов деловой оценки персонала:

  • сбор предварительной информации о деятельности и результатах труда работника на производстве;
  • составление основных вопросов для оценочной беседы с сотрудником;
  • проведение собеседования и оценка полученных ответов на задаваемые оценочные вопросы;
  • формирование заключения на уровне эксперта и передача данных в специальную комиссию;
  • принятие индивидуальных решений выдвинутых предложений.

При приеме на работу руководитель должен правильно оценить положительные и отрицательные качества специалиста. При выборе кандидата на вакантную должность учитываются как профессиональные качества работника, так и его личные особенности. Новому человеку предстоит проявить себя и стать частью коллектива.

Персонал подбирается по уровню профессионализма

Что нужно нанимателю

Качества идеального работника определяются организатором труда. Это владелец предприятия или другой человек, ответственный за подбор персонала. Для него важны как деловые, так и личные качества соискателя. Деловые качества работника - это способность качественно и своевременно выполнять задания, которые перед ним ставит начальство. Это возможно при наличии соответствующего образования и опыта работы в той же сфере. Руководитель должен понимать, будет ли новый работник полезным для предприятия.

Оценить личные качества претендентов на вакантное место - еще одна задача руководителя. Важно, чтобы новичок сумел проявить себя и стал частью дружного коллектива. При сходстве деловых характеристик претендентов сложно сделать выбор. Правильная оценка личных достоинств позволит выбрать лучшего кандидата.

Профессиональные качества

При приеме на работу оцениваются профессиональные качества человека. Руководителю нужно знать, сможет ли работник выполнять его задания. Какие из них наиболее востребованы:

  • образование, специальность;
  • быстрая адаптация к новым условиям работы или быстрая обучаемость;
  • готовность к сверхурочной работе;
  • профессиональная честность;
  • навыки взаимодействия с клиентами;
  • умение работать в команде.

Положительные свойства могут касаться определенного склада ума, внешних данных или физической формы. Вариантов множество. Предпочтения к характеристикам работника у руководителей различаются. Это зависит от особенностей профессии и личных пожеланий руководителя.

Личные характеристики

Личностные характеристики претендента могут восполнить его профессиональные недостатки. Трудовые навыки не помогут решить проблемы или конфликты в коллективе. Поэтому учитываются:

  • дисциплинированность;
  • вежливость;
  • коммуникабельность;
  • настойчивость;
  • тактичность;
  • стрессоустойчивость.

В работниках также ценятся: энтузиазм, энергичность, целеустремленность, пунктуальность и трудолюбие.

Отсутствие коммуникабельности не играет на руку работнику

Указание отрицательных характеристик в резюме

Иногда претенденты на работу отмечают в резюме свои отрицательные качества. Не всегда это во вред. Может, человек так проявляет свою честность. Нужно это проверить. Чаще всего в резюме встречаются такие негативные качества:

  • отсутствие опыта трудовой деятельности или образования;
  • наличие вредных привычек;
  • прямолинейность;
  • неумение врать;
  • проблемы с чувством юмора.

Отношение сотрудника к работе идеализировано им самим.

Чтобы прояснить ситуацию с недостатками, нужно попросить претендента рассказать о них подробнее. Тогда указанная в резюме «неусидчивость» может оказаться желанием работать в быстром темпе, переключаясь с одних задач на другие.

А «прямолинейность» - умением договариваться с клиентами быстро и уверенно. В результате руководителю станет ясно, какие качества претендента скрываются за пунктом «недостатки».

Поиск хорошего работника начинается с приема и анализа резюме. В нем человек указывает свои сильные стороны. Руководители сталкиваются с такой проблемой, как схожесть данных. Это характерно для резюме, в которых в графу «профессиональные и личные качества» механически вписаны положительные качества: ответственность, внимательность, пунктуальность, работоспособность. Работодателя этим не удивить. Выяснить, что имеется в виду, очень просто: нужно спросить об этом кандидатов. Если человек подробно расскажет о своих достоинствах и приведет примеры, то он соответствует требованиям вакантного места.

Есть совет и для людей, которые ищут работу. Чтобы сделать резюме качественным и нестандартным, замените привычные слова новыми: работоспособность может означать возможность работы с большим количеством информации или готовность работать сверхурочно.

Критерии отбора человеческих ресурсов

Способы оценки работника

Существуют более эффективные способы выбора кандидата, чем стандартное рассмотрение резюме и собеседование. Характеристика деловых качеств работника может быть оценена специалистами. На некоторых предприятиях есть специальные отделы оценки персонала. Их работа основывается на использовании таких методик:

  • тестирование;
  • рекомендательные письма;
  • экзамены;
  • психологические тренинги (ролевые игры и кейсы).

Популярный и эффективный способ оценки личности - ролевая игра. В ней искусственно воссоздается организация работы: инсценировка трудностей, конфликтных ситуаций в коллективе.

В такой игре можно поставить цель. Это поможет оценить положительные и отрицательные стороны конкурентов на вакансию.

Влияние профессии

Трудовая деятельность требует от человека определенных профессиональных навыков. Чтобы упростить процесс поиска нового работника, важно сузить круг претендентов на вакантное место. Для этого в объявлении о приеме на работу нужно указать определенные характеристики:

  1. Для сферы обслуживания: коммуникабельность, умение работать с клиентами, вежливость, обходительность, гибкость мышления и т. д.
  2. Для сферы развлечений и продвижения: работа в команде, коммуникабельность, умение заинтересовывать людей, обаяние и энергичность.
  3. Для офисных вакансий (бухгалтера, системные администраторы и др.): математический склад ума, внимательность, организованность, умение работать с большим объемом информации.

Есть универсальные характеристики. Работодатели всегда ценят внимательность, целеустремленность, стрессоустойчивость. Люди, которые ищут работу, знают об этом и вписывают в резюме эти качества. Устроиться на вакантное место это не поможет. Работодателю нужна информация о конкретных умениях претендента.

Профессионализм и отличные знания в сфере работы предприятия не делают человека лучшим среди кандидатов на место. Есть качества, которые могут оказаться важнее: внимательность, трудолюбие и приятный внешний вид в сфере обслуживания имеют решающее значение.

Для офисных работников эти качества не так важны. Список требований к кандидату на место зависит от особенностей работы. Поэтому важно рассматривать конкурентов всесторонне: их профессиональные навыки, личные качества и образ жизни.

Ведение бизнеса это процесс по ходу, которого предприниматель сталкивается с миллионом разнообразных нюансов и вопросов прямо не связанных с его основной деятельностью. Особенно если речь идет о малом бизнесе, где все приходится делать самому. Примеров такого совместительства много, одним из них является составление характеристики на сотрудника.

Давайте разберем, что такое характеристика на сотрудника, зачем она нужна и главное как правильно ее составить? Дабы выглядеть достойным работодателем в глазах окружающего бизнес сообщества.

Что такое характеристика на сотрудника

Характеристика это краткий отзыв (в нашем случаи работодателя) о конкретном человеке (сотруднике) с уточнением его профессиональных, деловых, личных качеств, а также описание его трудового стажа на конкретном рабочем месте.

Необходимо отметить, что в характеристике с места работы не указывается общая биография или достижения и этапы трудовой деятельности вне данного предприятия. То есть пишем только о работе в конкретной фирме, другие этапы жизни указываются в резюме или отдельных характеристиках. Аналогичная ситуация с указанием семейного состояния или наличие образования.

В большинстве случаев характеристику работнику выдают на фирменном бланке предприятия, если такого нет, то обязательно указание полных реквизитов фирмы или предпринимателя в первом разделе. Подписывают такую бумагу или непосредственно руководитель или же уполномоченной лицо с проставлением мокрой печати.

Как правильно составить характеристику с работы на сотрудника

Данный документ в обязательном порядке должен состоять из трех основных частей (минимально).

Первая часть – общая

В ней указываем:

  • — фамилию, имя, отчество,
  • — дату рождения
  • — при отсутствии фирменного бланка указываем полные реквизиты фирмы
  • — трудовой стаж в конкретной фирме работника

Вторая часть – трудовой стаж

В ней расписываем

  • — этапы трудовой деятельности. Переводы, повышения, понижения и т.д.
  • — расписываем поощрения, награждения, выговоры (с обязательным указанием причин)
  • — указывают прохождение курсов повышения квалификации, профессиональные тренинги, обучения.

Третья часть – личная характеристика

В ней расписываем

  • — наличие профессиональных качеств;
  • — опыт работы и умения специалиста качество и быстро выполнять поставленные задачи;
  • — коммуникабельность;
  • — взаимоотношение сотрудника в коллективе;
  • — трудоспособность и т.д.

Конечно, это общий макет написания характеристики на сотрудника с места работы и никто не мешает вносить коррективы или добавлять от себя информацию, к примеру о дополнительных навыках или знаниях (не связанных с профессиональной деятельность но используемых на рабочем месте)

Примеры характеристики на сотрудника

Пример первый

Бланк организациям (фирмы, предприятия, данные индивидуального предпринимателя)

Исх. № ____ «______» _______________ 20___

Характеристика

Выдана Иванову Сергей Ивановичу

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)

Иванов Сергей Иванович работает в ООО «Продай все» начиная с «01» января 2006. По ___________ (заполняем, если выдается не работающему сотруднику)

Трудовой стаж на предприятии составляет 10 лет.

Принят на работу 01.01.2006 года на должность консультанта по продажам.

С 01.01.2010 года переведен на должность старшего консультанта- продавца.

С 01.01.2015 года переведен на должность начальника отдела продаж.

10.10.2012 года получил звания продавца года, за самый высокий уровень продаж.

За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам маркетинга и менеджмента.

Иванов С.И. обладает большим объемом знаний по специальности, систематически повышает свои профессиональные знания путем самообучения, использует в работе самые последние наработки в сфере продаж. Обладает отличными навыками деловых переговоров.

Личные качества — пунктуальность, деликатность в общении с клиентами, подчиненными, пользуется уважение в коллективе, обладает лидерскими качествами. Требователен к себе.

Должность И.О.Фамилия Подпись

Пример второй

«______» _______________ 20___

Характеристика

Настоящая характеристика выдана ФИО, дата рождения: ___________________________, работающему в ______________________________________________.

(наименование организации и ее реквизиты)

c «______» _______________ 20___ по настоящее время в должности _________________.

Сотрудник является профессионалом имеющим стаж работы ___ . За время на курсы повышения не отравлялся, повышения квалификации проводил самостоятельно. Дисциплинарным взысканиям никогда не подвергался.

С коллегами находится в дружеских отношениях, без ярких лидерских качеств. Доброжелателен и сдержан, всегда готов к мирному решению конфликта, бесконфликтный. Вредные привычки отсутствуют. Жизненные приоритеты и ориентиры соответствуют общепринятым моральным принципам. Систематически участвует в общественной жизни коллектива.

Данная характеристика выдана для предоставления в ___________________.

___________________ ___________________

Должность И.О.Фамилия Подпись

Образец характеристики с места роботы

Положительный образец

Важны ли личные сто р оны при приёме на какую-либо работу? Или же профессиональные навыки первостепенны априори? На самом деле - зависит всегда от специфики предполагаемого труда в первую очередь. Но руководителю предприятия важно не только то, что работник справляется с заданиями, но и то, как действует и живёт коллектив фирмы целиком. Поэтому стоит пристальнее рассматривать человека при выборе кандидатуры и относится ко всем его сторонам рассудительно.

Деловые и личные качества

К деловым относят в первую очередь возможности и способности человека по определённым профессиональным критериям и конкретным задачам. Немаловажную роль играет и уровень общего образования, а также и опыт работы на схожей должности. При оценке деловых качеств всегда внимание обращают на то, какую пользу они могут принести самой фирме.

Личные качества важнее при оценке поведения сотрудника внутри фирмы. Либо же, если работодатель выбирает между двумя претендентами, профессиональные качества которых не дают преимущества ни первому, ни второму. К тому же само отношение к рабочему процессу, умение подчиняться, или же наоборот вести за собой коллектив - всё это личные стороны человека, которые в определённых видах работы играют не менее важную роль. Например, самостоятельность. Если работник будет знать дело, не будет его делать без постоянного надзора и подсказок, то возможно стоит принять вон того парня с меньшим уровнем знаний, но большей самостоятельностью.

Выбор качеств

Как ни странно, но ещё если в резюме возможный сотрудник ставит слишком большое количество своих положительных качеств, то это может говорить об одном отрицательном - о том, что ему сложно сделать выбрать (стандартом признаётся 5 характеристик).

В то же время, банальные фразы по типу «высокая работоспособность» может ни о чём не сказать. Поэтому уточняйте, что человек имел в виду - работать с большим количеством задач, информации, либо же работать больше стандартного рабочего дня.

Или, например, «мотивация к труду», «самоконтроль» - слишком невнятные определения. Всё это при желании можно описать подробно, раскрывая суть своих качеств, а не лениво перебирая варианты, которые встречаются в каждом резюме.

Если вы собеседуйте претендента, всегда просите приводить примеры того, как он сам понимает то, что написал, это во многом поможет раскрыть личные качества. Ну, и естественно, обращайте внимание на то, что некоторые стороны могут быть просто не совместимы между собой, но человек, отражая в резюме себя, просто не задумался об этом.

Отрицательные стороны

Иногда, человек вписывает в резюме не только свои лучшие качества, но также и минусы. Такая честность подкупает. Поэтому делайте выводы по ситуации. Качества могут быть какими угодно:

  • Гиперактивность (некоторые, кстати, не понимают, что это не положительная сторона).
  • Эмоциональность (также почти всегда не лучшее качество).
  • Наглость (А вот тут претендент скорее всего хотел показать отрицательную сторону как свой плюс, потому что в некоторых сферах той же торговли качество может быть применено с пользой).
  • Неумение врать (Увы, но во многих сферах излишняя открытость и честно признаётся минусом).
  • Неумение работать в команде.
  • Отсутствие опыта или образования (это не минус, но критично для части вакансий).
  • Вредные привычки (уточняйте какие).
  • Самоуверенность.
  • Скромность.

Опять же, повторимся, если вы видите в резюме отражённые отрицательные качества, то это может говорить как о честности претендента, так и о его недалёкой опрометчивости. Так что действуйте аккуратнее и по ситуации.

Также полезно просить перечислить свои минусы на устном собеседовании. И будьте готовы оценить отрицательные стороны адекватно. Если человек признаёт, что у него с чем-либо есть проблемы, значит, скорее всего, он готов над этим работать. Да и не все плохие стороны являют собой только лишь проблему. Из них можно выявить плюсы в другой сфере. Так, например, неусидчивость будет скорее плюсом в определённых режимах, потому что позволит быстро переключиться на другую задачу.

Качества для разных профессий

Почти каждая профессия подразумевает необходимость в каких-либо профессиональных качествах или навыках. Чтобы не путать людей, вы можете сами обозначить нужные навыки в информации об открытой вакансии. Однако, если пишите также банальные и размытые определения, ждите, что откликаться будут люди, у которых в резюме также всё размыто и по-общему. Либо же, сконцентрируйтесь на том, чтобы раскрывать эти навыки непосредственно на собеседовании.

  • Если вы заняты в области продвижения товара, или развлекательной ниши, то и головными навыками станут коммуникабельность, командная работа, располагающие к себе качества.
  • В распространённой более остальных сфере торговли нужно найти человека с навыками общения, обаяния и умением знакомиться с людьми. Реакция, вежливость и стрессоустойчивость конечно также скажутся.
  • Если цель - нанять человека на руководящие должности, то и проф качества должны этому отвечать. В первую очередь - это способность руководить, находить общий язык и понимание, быстрота реакции и принятия решений.
  • На бухгалтерские места следует искать человека, который спокойно будет относиться к большому количеству информации, документов и будет обладать аккуратностью и ответственностью.
  • Позиции секретарей подразумевают деловое общение, грамотность, многозадачность. Хорошие внешние данные, хоть они и не относятся к профессиональным значениям, также имеют большую роль. Потому что человек будет взаимодействовать напрямую с важными людьми и представлять вас.

Но помните, чтобы не было написано в резюме, при составлении его человек мог не относиться серьёзно к определяемым навыкам. Поэтому, как уже говорилось, делайте упор на личное общение.

Оценка профессиональных качеств

Многие фирмы сосредоточены на том, чтобы ещё до испытательного срока понять, какими качествами профессионального характера обладает человек. Такой подход позволяет экономить средства и время. Хотя и не подразумевает, что можно будет определить абсолютно всё.

Для того, чтобы выявить эти стороны будущего сотрудника, фирмы устраивают один из этапов приёма на работу в виде тестирования. А вообще, способов оценить пригодность претендента существует множество. Вот некоторые из них:

  1. Письма с рекомендациями от прошлых работодателей.
  2. Тестирование. К нему может относиться не только тест на проф знания, но и личностные тесты.
  3. Собеседование. Грамотно выстроенная беседа также может дать понять, что представляет собой человек как в личном, так и профессиональном плане.
  4. Экзамен по умениям.
  5. Кейсы и ролевые проигрыши ситуаций.

Последний вариант часто позволяет увидеть, на что способен сотрудник в разных рабочих ситуациях. В первую очередь такая тактика применяется при устройстве на работу в сфере взаимодействия с клиентами. Можно устанавливать конкретную цель для участвующего, либо просто пронаблюдать со стороны и оценить.

Для того чтобы наиболее эффективно провести оценку, вам потребуется определиться какие качества играют первостепенную роль для должности.

И помните, что профессиональные качества в отрыве от личных в большинстве случаев не дадут вам представления о том, с кем потом придётся работать на протяжении долгого времени.

Искать и оценивать претендентов может как сам руководитель, или кадровый отдел, так и специализированные кадровые агентства, берущиеся за поиск по договору.