Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Внутреннее обустройство русской избы


Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка - это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».

Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.

Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.

Центральное место в доме отводилось под печь. Печь порой занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь, порою, олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи - нежилой). Приготовление пищи в русской печи являлось сакральным действом: сырое, неосвоенное превращалось в варёное, освоенное. Печь - душа дома. Добрая, честная Матушка-печь в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы - Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.

Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.

В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху - две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол, образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся своеобразным женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

Сравнительно небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с наибольшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Спальные места располагались на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост - «полати». Особенно любили сидеть на полатях дети — и тепло и всё видно. На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.

Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов - они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.

В русской избе было много ребятишек, и колыбель - люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Распространёнными материалами для изготовления колыбелей был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, ногой. В некоторых регионах колыбелька подвешивалась на очеп - деревянную, довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку обязательно клали обереги. А на изголовье люльки вырезали солнце, в ножках - месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями.

Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В качестве основной цветовой гаммы для избы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.

Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.

Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».

Где: Свердловская обл., д. Кунара

В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.

Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»

В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.

Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21

Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.

Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»

Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян.
Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта.
Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.

Где: Москва, Погодинская ул., 12а

Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.

Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.

Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112

Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев.
В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.

3 В крестьянской избе

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и теплого – избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен – венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них–то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Рубка углов избы: 1 – «в обло»; 2 – «в лапу»

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Изба на подклете XII–XIII вв. Реконструкция

Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему? Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.

Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. В передней стене избы было обычно три окна. Эти оконца закрывались (заволакивались) дощечками и назывались волоковыми. Иногда их затягивали бычьим пузырем или промасленной холстиной. Через окно, которое было ближе к печке, выпускали дым при топке, так как трубы на крыше не было. Это называлось топить «по–черному».

В одной из боковых стен крестьянской избы делали косящатое окно – с косяками и вертикальными брусьями. Через это окно наблюдали за двором, через него свет падал на лавку, сидя на которой хозяин занимался ремеслом.

Волоковое окно

Косящатое окно

Изба на жилом подклете. Реконструкция. На втором этаже видна печь на опечке

Ухват и чугун

В северных районах Руси, ее центральных областях полы настилали из половиц – половинок бревен, вдоль избы от двери к передним окнам. На Юге полы были земляными, смазанными жидкой глиной.

Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба). В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Печь в крестьянском доме ставили на опечек – фундамент из бревен. Внутри выкладывали под – днище, где горели дрова и готовили пищу. Верхняя часть печи называлась сводом, отверстие – устьем. Печь занимала почти четвертую часть крестьянской избы. От расположения печи зависела внутренняя планировка избы: даже поговорка возникла – «Плясать от печки». Печь ставили в одном из углов, справа или слева от входа, но так, чтобы она была хорошо освещена. Расположение устья печи относительно двери зависело от климата. В местностях с теплым климатом печь ставили устьем к входу, в районах с суровым климатом – устьем к стене.

Печь всегда строили на определенном расстоянии от стены, чтобы не было пожара. Небольшое пространство между стеной и печью называлось запечьем – его использовали для хозяйственных нужд. Здесь хозяйка хранила необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочергу, чапельник, большую лопату.

Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу.

У печи был обязательно шесток, где стояли горшки. На него сгребали угли. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, а зимой… там жили куры. Были и маленькие ниши для хранения хозяйственных мелочей, сушки рукавиц.

Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посудыпосудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

Деревянные ложки. XIII и XV вв.

Черпаки. XV в.

Подумайте, почему так часто в крестьянской избе встречается узор с конской головой.

Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати, где спали дети, хранили имущество, сушили лук, горох. Об этом даже скороговорку сложили:

Под матицей, под потолком

Висит полколпака гороху

Без червячка, без червоточинки.

Со стороны входа к печке примыкала пристройка из досок – припечек, или голбец. На нем можно было сидеть, с него – залезть на печку или по лестнице спуститься в погреб. В припечке хранили и домашнюю утварь.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала ее. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землей, куда летели искры.

Внутренний вид избы с полатями. Реконструкция

Внутренний вид избы XVII в. Реконструкция

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница, под ней стоял обеденный стол. Это почетное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.

Вообще, крестьяне были очень верующими, да и само слово «крестьянин» произошло от родственных «христианин», «христианский». Большое значение крестьянская семья придавала молитвам: утренним, вечерним, перед едой. Это был обязательный ритуал. Не помолясь, не начинали никакого дела. Регулярно посещали крестьяне церковь, особенно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. Крестьянская семья также строго соблюдала посты. Любили крестьяне иконы: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. У икон зажигали лампады – специальные небольшие сосуды с маслом. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками.

Русское село в XVII в. Гравюра

Рукомойник. XVI в.

Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божественным творением.

В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.

Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Это о нем говорили: «Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора».

Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки (низкие плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.

Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.

Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок и ложек сегодня находятся в музеях России.

Ковш. XVII в.

Деревянная посуда XII–XIII вв.: 1 – тарелка (видны следы резания мяса); 2 – миска; 3 – ставец; 4 – блюдо; 5 – ендова

Бондарные изделия X–XIII вв.: 1 – кадка; 2 – шайка; 3 – бочка; 4 – ушат; 5 – лохань; 6 – ведро

Тесло и скобель

В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках. В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев.

Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель – плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами.

Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.

Вопросы и задания

1. Как строили крестьянскую избу? Из каких частей она состояла? Попробуйте нарисовать ее план.

2. Опишите, как выглядела крестьянская изба изнутри.

3. Как в крестьянской избе располагались окна, печи и лавки? Почему именно так?

4. Какую роль играла в крестьянском доме русская печь и как она была устроена?

5. Нарисуйте предметы крестьянской утвари:

а) печную утварь; б) кухонную утварь; в) мебель; г) инструменты для работы.

6. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

к–ч–рга

к–р–мысло

кр–стьянин

п–ловица

рук–мойник

п–ставец

7. Составьте подробный рассказ «В крестьянской избе».

8. Разгадайте загадки и нарисуйте отгадки к ним.

1. Основа – соснова, Уток – соломенный.

2. Марья–царевна Сама в избе, Рукава во дворе.

3. Два подьячих Водят Марью вертячу.

4. Белое ест, Черное роняет.

5. Мать толста, Дочь красна, Сын – сокол, Под небеса ушел.

6. Годится молиться, Годится горшки покрывать.

7. Черный конь Скачет в огонь.

8. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет.

9. – Черныш–загарыш!

Куда поехал?

– Молчи, кручено–верчено,

Там же будешь.

10. Три братца

Пошли купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется.

Искупались, вышли,

На третьем повисли.

11. Рыба в море,

Хвост на заборе.

12. Стоит попадья,

Тремя поясами подпоясана.

13. С ушами, да не слышит.

14. Все голубки

Вокруг одной пролубки.

Отгадки: ведра и коромысло, икона, горящая лучина, ковшик, кадка, крыша, кочерга, ложки и миска, матица, петли и дверь, печь, ухват, ушат, чугун и горшок.

Через порог руки не подавать, окна на ночь закрывать, не стучать по столу – «стол божья ладонь», в огонь (печь) не плевать – эти и многие другие правила задают поведение в доме. – микрокосм в макрокосме, свое, противостоящее чужому.

xdir.ru
Человек обустраивает жилище, уподобляя его мироустройству, поэтому каждый угол, каждая деталь наполнены смыслом, демонстрируют взаимоотношения человека с окружающим его миром.

1.Двери

Вот мы вошли в , переступили порог, что может быть проще!
Но для крестьянина дверь – не просто вход и выход из дома, это способ преодоления границы между внутренним и внешним мирами. Здесь таится угроза, опасность, ведь именно через дверь могут проникнуть в дом и злой человек, и нечисть. «Маленький, пузатенький, весь дом бережет» – замок должен был уберечь от недоброжелателя. Однако помимо затворов, засовов, замков выработана система символических способов, защищающих жилище от «нечистой силы»: кресты, крапива, обломки косы, нож или четверговая свеча, воткнутые в щели порога или косяка. В дом просто так не войти и из него не выйти: приближение к дверям сопровождалось краткой молитвой («Без бога – ни до порога»), перед дальней дорогой существовал обычай присаживания, путнику запрещалось переговариваться через порог и смотреть по углам, а гостя нужно было встречать за порогом и пускать вперед себя.

2. Печь



Что мы видим перед собой при входе в избу? Печь, которая служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь порою олицетворяла все жилище, ее наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи – нежилой). Показательна народная этимология слова «изба» из «исътопка» от «топить, истопить». – приготовление пищи – осмысливалась не только как хозяйственная, но и как сакральная: сырое, неосвоенное, нечистое превращалось в вареное, освоенное, чистое.

3. Красный угол

В русской избе всегда по диагонали от печи располагался красный угол – священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный – красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

4. Стол



Неотъемлемая часть красного угла – стол. Уставленный яствами стол – символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь сконцентрирована и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.

5. Лавки

Вдоль стола, вдоль стен – обратите внимание! – лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

6. Матица

Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Считалось, что матка является опорой верха жилища, поэтому процесс укладки матицы – один из ключевых моментов строительства дома, сопровождавшийся осыпанием хлебных зерен и хмеля, молитвой, угощением плотников. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была, а чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

7. Окна



Выглянем в окно и посмотрим, что происходит за пределами дома. Однако окна как глаза дома (окно – око) позволяют наблюдать не только тому, кто внутри избы, но и тому, кто снаружи, отсюда угроза проницаемости. Использование окна как нерегламентированного входа и выхода было нежелательным: если залетит в окно птица – быть беде. Через окно выносили умерших некрещеных детей, взрослых покойников, болевших горячкой. Только проникновение солнечного света в окна было желательно и обыгрывалось в различных пословицах и загадках («Красная девушка в окошко глядит», «Барыня на дворе, а рукава – в избе»). Отсюда и солнечная символика, которую мы видим в орнаментах наличников, украшавших окна и в то же время оберегавших от недоброго, нечистого.


Источник

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени - это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли "бабий угол", поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют "коник". Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах - лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.