Педагогический процесс как система:

ПП – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся направленное на решение развивающих и воспитательных задач. Педагогический процесс - это динамическое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленная на достижение поставленной цели.

На протяжении последних лет дать обоснование ПП пытались многие ученые – педагоги Бабанский, Лихачев, Ильин, Блонский и другие. Рассмотрение сущности ПП носило разрозненные взгляды у этих ученых. Лишь в одном у них была единая позиция, что ПП – это целостное явление и оно должно рассматриваться в системе. Раньше использовали термин «учебно-воспитательный процесс», а в настоящее время получил распространение «ПП». Смысл и содержание этих понятий одинаково.

Главными компонентами ПП является: учитель и учащиеся.

Обеспечение единства обучения и воспитания, развития и формирования составляют главную сущность ПП.

ПП представлен разными подсистемами – процесс обучения, воспитания, развития, формирования. Все эти подсистемы используются при осуществлении взаимодействия между учителем и учащимися и на ПП влияют условия, методы и формы в которых протекает ПП.

Протекание педагогического процесса включает в себя:

процесс воспитания

процесс развития

процесс обучения

процесс формирования

сотрудничество между педагогом и учащимся

С одной стороны на протекание педагогического процесса влияют условия протекания ПП, а с другой - методы и формы протекания ПП.

ПП характеризуется такими понятиями как целостность и единство. Условия, которые влияют на протекание ПП включают в себя:

1) материально-технические условия (оборудование);

2) санитарно-гигиенические условия;

3) психологические условия;

4) эстетические условия (наличие прекрасного).

Движущие силы педагогического процесса:

Движущими силами ПП являются противоречия – столкнувшиеся в конфликте противоположные мнения. Они бывают объективными (внешними) и субъективными (внутренними).

Объективные (внешние) противоречия:

а) противоречия между интересами личности и общества;

б) противоречия между коллективом и личностью;

в) противоречия между явлениями жизни и недостатком опыта для их получения и понимания;

г) противоречия между нарастающим потоком информации и возможностями педагогического процесса.

Субъективные (внутренние) противоречия:

а) противоречия между целостностью личности и функциональном подходе к ее состоянию;

б) между необходимостью применения обобщенных знаний и умения в конкретных условиях и отставанием ПП в передаче этих знаний;

в) между возрастающей ролью гуманитарных предметов и технологизации процесса;

г) между сформировавшимся идеалом личности и реальным поведением;

Структура ЦПП:

Целостность – качество ПП характеризующее высший уровень сознательных действий, его развитие, результат деятельности субъектов ПП.

Понятие структура (с латинского - строение) – расположение компонентов в системе. структурными компонентами ПП является: цель, содержание, деятельность педагога и учащихся, результат. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему. Поэтому они получили следующие названия: целевой, содержательный, деятельностный и результативный.

Структура ЦПП:

1) наличие субъектов и объектов в ЦПП. Субъект – учитель, специалист с профессиональным образованием, который осознает себя ответственным за подрастающее поколение перед обществом, развивает личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. Объект – ученик, личность, которая в процессе непрерывного образования стремится к самовоспитанию и к самосовершенствованию;

3) организационно-управленческий комплекс: формы и методы воспитания и обучения детей;

4) критерии эффективности – в их состав входит: оценка ЗУНов, оценка привитых детям убеждений, черт характера и свойств личности.

Этапы ПП:

Этапы – последовательность развития ПП. Выделяют 3 этапа:

1) подготовительный – здесь решаются следующие важные задачи:

а) целеполагание – конкретные задачи достигнутые на определенном отрезке ПП в конкретных условиях;

б) педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на выявление полученных знаний, условий и обстоятельств, в которых будет протекать ПП (информация о реальных возможностях педагогов и учеников);

в) прогнозирование – предварительно оценить результативность в имеющихся конкретных условиях;

г) проектирование – план или итоговый документ, в котором определено кому, когда и что нужно делать;

2) основной – здесь рассматриваются: система обобщения, которая включает в себя взаимосвязанные элементы:

а) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

б) взаимодействие педагогов и учащихся;

в) создание благоприятных условий для обучения;

г) связь ПП с другими процессами.

Важная роль в ПП отводится обратной связи – основа качественного управления ПП, его развитием и укреплением. Обратная связь – передача знаний от учащихся к учителю. Прямая – от учителя к ученику. Поэтому обратная связь является более эффективной в ПП, т.к. учащиеся участвуют в активной мыслительной деятельности.

3) заключительный – анализ достигнутых результатов. Он необходим, чтобы в будущем не повторять ошибок. Анализируя мы учимся сами. Анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Основными характеристиками педагогического процесса являются:

1. целенаправленность

2. двусторонность

3. целостность

Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека).

Педагогический процесс предполагает наличие педагогической цели, формируемой в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которым затем соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Двусторонность. Из определения понятия педагогического процесса с полной очевидностью вытекает наличие в нем двух сторон.

С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности.

С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.

Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.

Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение.

Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.

2 Вопрос. Педагогический процесс как целостное явление

Главное свойство педагогического процесса как динамической системы - его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: цельная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между цельностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Основные аспекты целостности педагогического процесса

В содержательном плане целостность педагогического процесса обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, в том числе о способах выполнения действий; умений и навыков; опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру. Реализация основных элементов содержания образования есть не что иное, как реализация единства образовательных, развивающих и воспитательных функций цели педагогического процесса.

В организационном плане педагогический процесс приобретает свойство целостности, если обеспечивается единство лишь относительно самостоятельных процессов-компонентов:

1) процесса освоения и конструирования (дидактического адаптирования) содержания образования и материальной базы (содержательно-конструктивная, материально-конструктивная и операционно-конструктивная деятельность педагога);

2) процесса делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними - цель взаимодействия;

3) процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);

А) процесса освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).

Как видно, первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй - собственно педагогические, а третий - взаимные, следовательно, охватывают педагогический процесс в его целостности.

3.вопрос закономерностях педагогического процесса выражаются его главные, объективные, повторяющиеся связи. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в нем, что и от чего зависит. Понятно, что каждый педагог должен хорошо понимать и знать их действие. В такой сложной и динамичной системе, как педагогический процесс, проявляется большое количество разнообразных связей и зависимостей. Рассмотрим самые важные, которые в учебно-воспитательном процессе должны учитываться прежде всего.

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина достижений ученика на всех последующих этапах зависит от его успехов на предыдущих. Это значит, что педагогический процесс имеет «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие этого закона видим на каждом шагу - тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты. Один в 3 классе уже умеет хорошо читать, другой в его возрасте имеет проблемы с чтением и пониманием. Кто лучше закончит начальную школу, нетрудно предугадать.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия. Действие этой общей закономерности мы уже рассмотрели.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между учениками и педагогами;2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников. Во всем объеме действие данной закономерности мы рассмотрим ниже. Тут же укажем на очевидные зависимости: если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомыми; если воспитатель глубже вникнет в поведение ребенка, правильно его поймет и вовремя окажет поддержку хорошим делам, устранит ошибочные действия, общий результат будет более значительным.

4. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного. Чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассудок и действие. Если ребенок чувствами не вникает в то, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без практического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигает прочного успеха.

5. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует.

Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспитателем - при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: ученик должен найти своего учителя, учитель должен найти своих учеников.

Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными закономерностями исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. На самом деле их гораздо больше, к изучению их исследователи еще только подступают.

Таким образом, мы поняли, что в учебно-воспитательном процессе действуют важные закономерности, выражающие связи между всеми компонентами педагогической системы. Закономерности устанавливают динамику достижения стабильно высоких результатов воспитания, обучения; показывают зависимость их от среды, наследственности и воспитания; раскрывают связи между деятельностью учителей и деятельностью учащихся; учитывают зависимости между важнейшими факторами воспитания. Их действие в практическом педагогическом процессе нужно учитывать на каждом шагу. Прежде чем дать, например, новое задание ученикам, учитель, выполняя требования 4-й закономерности педагогического процесса, проверит: сочетается ли логическое наполнение задания с его эмоциональным воздействием, как будет происходить чувственное восприятие теоретических положений учениками, как сделать приятными и полезными их практические действия.

Цель воспитания - то, к чему стремится воспитание, система конкретных задач.

Закон цели - цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

Генеральная цель школы - обеспечить каждому всестороннее и гармоническое развитие.

Практическая цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Задачи(составные части) воспитания - умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное), духовное, экологическое, экономическое, правовое воспитание.

Духовное воспитание - составная часть воспитания, направленная на формирование непреходящих ценностей человека.

Педагогический процесс - процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Направлен на достижение заданной цели, приводит к заранее намеченному преобразованию свойств и качеств учеников.

Главная особенность - целостность.

Главные этапы - подготовительный, основной, заключительный.

Педагогическая диагностика - исследовательская процедура, направленная на «уяснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.

Закономерности педагогического процесса - главные, объективные, повторяющиеся связи, объясняющие, что и как связано в педагогическом процессе, что от чего в нем зависит.

4 вопрос. Педагогический процесс выполняет определенные функции. Казалось бы, у него одна функция - обеспечить достижение цели воспитания. В общем-то это правильно. Однако даже самая при­митивная цель воспитания (например, подготовка воспитанника к выполнению в обществе роли исполнителя несложных обязанно­стей) достаточно сложна по своему содержанию. Исполнителя самых простых обязанностей нужно познакомить с ними, добить­ся их усвоения, выработать умения их выполнять в различных (изменяющихся) условиях, сформировать навыки сотрудничества с другими людьми в производственных и бытовых условиях.

Даже эти перечисленные задачи, которые необходимо решать в ходе педагогического процесса, показывают, что функции его дос­таточно многообразны. И первой, наиболее заметной функцией педагогического процесса являетсяпросвещение воспитанников. Усвоение ими знаний о природе, обществе, отношениях между людь­ми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о спо­собах деятельности начинается в семье, продолжается на более вы­соком, профессиональном уровне в школе. Потом происходит ус­воение профессиональных знаний в профессиональных учебных заведениях, в системе повышения квалификации работающего спе­циалиста; обеспечение человека разнообразной, необходимой ему информацией осуществляется через средства массовой информа­ции, культурно-просветительные учреждения и др.

Таким образом, с первых дней жизни человека и до самой его кончины функция его информатизации является одной из важ­нейших для педагогического процесса. Знать все то, что необхо­димо для обеспечения нормального своего существования, не го­воря уже о достойной жизнедеятельности в обществе, человек может, только освоив хотя бы минимум культурного достояния общества.

Второй функцией педагогического процесса являетсяраз­витие воспитанника, совершенствование его физических сил, ин­теллектуальных возможностей, его духовности. Из четырех «высших начал педагогического процесса», сформулированных П.Ф.Каптеревым, два непосредственно касаются именно этой функции: 1) все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематиче­скими упражнениями; 2) усовершенствование личности основыва­ется на самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу присущей ему самодеятельности.

Подчеркивая важность оказания систематического влияния на развитие воспитанников, П.Ф.Каптерев писал: «Помощь само­развитию организма должно оказывать не случайную, отрывоч­ную по временам и обстоятельствам, но постоянную, системати­ческую, продуманную. Точно так же заботы об усовершенствова­нии личности не должны касаться одной какой-либо стороны, а обнимать всего человека»1.

Естественно, в первые годы жизни ребенка педагогический про­цесс должен обеспечить прежде всего развитие физическое и интел­лектуальное. Укрепление здоровья дошкольника, младшего школь­ника и подростка, его полноценное физиологическое развитие яв­ляются залогом успешного развития его интеллекта и духовной сферы в целом. В то же время своевременное обогащение знаний воспитанника и развитие рационально-деятельностной сферы спо­собствуют его совершенствованию в физическом отношении.

Для взрослого человека проблемы интеллектуального и физи­ческого развития отодвигаются на второй план, а затем и совсем утрачивают свою актуальность. Актуальным становится сохране­ние здоровья, способности мыслить, воспринимать и использо­вать информацию. Большое значение приобретает проблема раз­вития профессионального мастерства, развитие способностей применения полученных знаний и выработанных умений в раз­личных, в том числе новых, условиях.

В пожилом возрасте возникает не менее острая для человека проблема развития способности использования уменьшающихся возможностей (физических, прежде всего, но и интеллектуальных тоже) для обеспечения полноценной жизни. И естественно, что роль педагогического процесса в развитии этих способностей должна быть значительной. Только выполнять эту функцию в от­ношении взрослых и пожилых людей будет не общеобразователь­ная школа, а профессиональные учебные заведения, социальные службы (опирающиеся на разработки социальной психологии и педагогики), семья, средства массовой информации, культурно-просветительные учреждения.

Третья функция педагогического процесса -формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира. Ее можно назвать ценностно-ориентационной или аксиоло-гической. Она так же, как и первые две, важна на протяжении всей жизни человека. Если для ребенка необходима помощь в выработке первоначальных установок, то для подростка важна поддержка в формировании убеждений как ориентиров в повсе­дневной практической деятельности и в отношениях с людьми.

В ином отношении эта функция проявляется в воспитании взрослых и пожилых людей. На их долю почти всегда выпадает удел испытать крушение ценностных ориентации их молодости, утверждение в обществе новых общественных ценностей. Конфлик­ты «отцов» и «детей» в конце концов разрешаются утверждением ценностей новых поколений. В каких формах по отношению к старшим поколениям осуществляется утверждение новых ценно­стей, во многом зависит от педагогического процесса: насколько принята в обществе идея преемственности поколений, в какой сте­пени развиты формы обеспечения достойной старости и нравствен­ной «оплаты» младшими вклада старших в развитие духовной и материальной культуры и т.п., - все это зависит в основном именно от постановки педагогического процесса, от меры его совершенст­ва. И в случае его крайнего несовершенства ценностные ориента­ции «предков» уже при их жизни будут подвергаться насильствен­ной трансформации и в их собственном сознании. В случае же вы­сокого уровня развития педагогического процесса важнейшие ценностные ориентации предшествующих поколений бережно со­храняются, укрепляются и развиваются новыми поколениями, де­монстрирующими старшим свое уважительное отношение ко всему, что составляло их жизненные приоритеты. Тем самым аксиологическая функция педагогического процесса и в отношении пожилых людей реализуется успешно и безболезненно.

И, наконец, четвертая функция -социальной адаптации -заключается в том, что педагогический процесс обеспечивает при­способление воспитанников к условиям жизни. Этот процесс тоже не ограничен какими-то временными рамками, он продолжается всю жизнь, поскольку и сам человек не стоит на одном месте, и жизнь постоянно изменяется.

В общей структуре социализации личности процесс его соци­альной адаптации можно рассматривать на разных уровнях и в различных отношениях. С одной стороны, это освоение ребен­ком форм социального поведения, взрослым - форм сотрудниче­ства с людьми в бытовых, производственных и социальных ус­ловиях и преобразования общественных отношений в условиях социального творчества. С другой стороны, это просто усвоение и реализация определенного социального опыта человеком в различные возрастные периоды: в детстве освоение опыта дет­ских отношений; в школьные годы - опыта ученичества, в моло­дости - профессиональных знаний и умений использовать их в условиях сотрудничества с другими людьми и т.п. В любом слу­чае в содержании этой функции педагогического процесса сле­дует видеть не только оказание помощи в обретении индивидом уверенности в своей полноценности в обществе. В содержание

этой функции входит также формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности, умений и навыков общественной деятельности.

Всякая деятельность человека по сути - общественная (социаль­ная) деятельность. Поэтому и профессиональная деятельность ус­пешна по-настоящему лишь у тех, кто в достаточной степени соци­ально адаптирован. С одной стороны, успешная профессиональная деятельность является главной предпосылкой социального призна­ния, а с другой - социальная адаптированность является одним из необходимых условий успешности профессиональной деятельно­сти. Обеспечение гармоничного развития этих сторон - важнейшая функция педагогического процесса.

5 вопрос. Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.

Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:

        Стимульно-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент характеризуется:

    эмоциональными отношениями между его субъектами (воспитателями-воспитанниками, воспитанниками-воспитанниками, воспитатели-воспитатели, воспитатели-родители, родители-родители);

    мотивами их деятельности (мотивы воспитанников);

    формированием мотивов в нужном направлении, возбуждение социально ценных и личностно значимых мотивов, что во многом определяет результативность педагогического процесса.

        Целевой – осознание педагогом и принятие учащимися цели, задач учебно-познавательной деятельности;

Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.

Связан с разработкой и отбором содержания образования. Содержание чаще всего предлагает и регулирует преподаватель с учетом целей обучения, интересов, склонностей учащихся; Содержание конкретизируется в отношении, как отдельной личности, так и определенных групп в зависимости от возраста субъектов, особенностей педагогических условий.

        Операционно-действенный – наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приемы, средства, формы организации);

Характеризует взаимодействие педагогов и детей, связан с организацией и управлением процесса. Средства и методы в зависимости от особенностей воспитательных ситуаций складываются в определенные формы совместной деятельности воспитателей и воспитанников. Так достигаются желаемые цели.

        Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;

        Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.

6 . вопрос Основные компоненты педагогического процесса

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

Процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов:

преподавания;

Процесс воспитания состоит из:

процесса воспитательных воздействий,

процесса принятия их личностью;

возникающего процесса самовоспитания.

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

средства,

формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,

достигаемые результаты.

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

Характеристика основных компонентов педагогического процесса

Учебно-воспитательный процесс имеет определенную направленность, вытекающую из потребностей развития нашего общества, и генеральную цель - всестороннее развитие коммунистической личности. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.

В учебно-воспитательном процессе проявляется:

единство внешних воздействий и влияний на объекты и внутреннего отражения;

преломления их (опережающий характер);

возникновение обратного действия;

самостоятельного влияния объекта на себя;

влияния, которое проявляется в самовоспитании и самообучении.

Это взаимодействие определенным образом управляется и самоуправляется. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов характеризуют «операционно-деятельностный (организационно-управленческий)» компонент учебно-воспитательного процесса.

М. А. Данилов: "педагогический процесс - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса."

Педагогический учебно-воспитательный процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. Помимо педагогов и учащихся, в школьной системе взаимодействуют еще и руководство школы и педагогический коллектив.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Особенности педагогического процесса при личностно - ориентированном педагогическом процессе

Заключение

Библиографический список

Введение

Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине 19 века в трудах прогрессивных педагогов стали встречаться обоснованные аргументы в пользу объективного единства обучения и воспитания. Наиболее отчетливо эта точка зрения была выражена в педагогических воззрениях И.Ф. Гербарта, отмечавшего, что обучение без нравственного образования есть средства без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средства.

Более глубоко идея целостности педагогического процесса была выражена К. Д. Ушинским. Он понимал ее как единство административного, ученого и воспитательного элементов школьной деятельности. Прогрессивные идеи Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей - Н. Ф. Бунакова, П. Ф. Лесгафта, В. П. Вахтерова и др.

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Однако начиная с 30-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение и воспитание как относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 70-х гг. Наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. В то же время авторы современных концепций едины во мнении, что раскрыть сущность педагогического процесса и выявить условия приобретения им свойств целостности можно только на основе методологии системного подхода.

1. Педагогический процесс как система

Педагогический процесс - взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения и развития, а новое качественное образование. Целостность, общность и единство, - главные характеристики педагогического процесса.

1.1 Педагогический процесс как целостное явление

В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность - объективное, но не постоянное их свойство, может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Целостность педагогических объектов, наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, строится целенаправленно.

Целостность педагогического процесса обеспечивается:

Организационно

Отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, т.е. взаимосвязью следующих элементов:

· Знаний, в том числе о способах выполнения действий;

· Умений и навыков;

· Опыта творческой деятельности;

· Опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру

Единством данных процессов-компонентов:

· Освоения и конструирования содержания образования и материальной базы;

· Делового взаимодействия учителей и учащихся по реализации содержания образования;

· Взаимодействия учителей и учащихся на уровне личных отношений;

· Освоения учащимися содержания образования самостоятельно

1.2 Сущность педагогического процесса

Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

1.3 Структура и компоненты педагогического процесса

педагогический процесс ориентированный обучение

Педагогический процесс (ПП):

Целенаправленная педагогическая деятельность взрослых и ее носитель - педагог являются системообразующими компонентами ПП;

Ребенок - основной и главный компонент педагогического процесса;

Организационно-управленческий комплекс - формы, методы обучения и воспитания;

Педагогическая диагностика - объективное фиксирование с помощью специальных методик успешности отдельных направлений ПП;

Критерии эффективности ПП - оценка (характеристика): усвоенных детьми знаний, умений, навыков; привитых убеждений; повседневного поведения (главный критерий);

Организация взаимодействия с социальной и природной средой - внешний спектр взаимодействия, носящий как целенаправленный, так и стихийный характер;

2. Методологические подходы к построению современного педагогического процесса: системный, личностно-ориентированный, комплексный

Системный подход позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, как совокупность взаимосвязанных компонентов:

1) цели образования;

2) субъекты педагогического процесса; субъекты - все участники педагогического процесса (учащиеся и учителя);

Личностный подход - признает личность, как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, не допускает сведения личности к натуре (витальные или физиологические потребности). Личность выступает как цель, как результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Ценится уникальность личности, нравственная, интеллектуальная свобода. Задача воспитателя с точки зрения этого подхода - создание условий для саморазвития личности и реализации ее творческого потенциала.

Комплексный подход - ориентирует исследователя на рассмотрение группы явлений в совокупности (например, при изучении темы «система социального воспитания в школе», исследователь учитывает объективные и субъективные условия и факторы, влияющие на эффективность социального воспитания детей в школе, взаимосвязь гражданского, нравственного, трудового, экономического, физического и других типов воспитания, единство и координацию влияний школы, семьи, социума на воспитание детей).

3. Особенности педагогического процесса при личностно-ориентированном педагогическом процессе

Личностно-ориентированное обучение -- обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы.

Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Такие выдающиеся психологи, как А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс писали о влиянии школы на формирование личности учащихся. Впервые, термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения как о принципиально новом, позволяющим ученику не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение. Роджерс так же подчеркивал, что по сложившейся традиции упор в образовании делался лишь на интеллектуальное развитие, а не на личностное. Он выделял два основных направления в образовании: авторитарное и человекоконцентрированное, свободное обучение, при котором ученики с первых дней пребывания в школе оказываются в дружелюбной атмосфере, с открытым, заботливым учителем, который помогает изучать то, что хочется и нравится.

У Роджерса существует два слова, характеризующих образовательный процесс: обучение и учение. Под обучением Роджерс понимает процесс воздействия учителя на учеников, а под учением -- процесс развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся в результате их собственной деятельности. Он выделяет следующие установки учителя при использовании личностно-ориентированного метода: открытость учителя межличностному общению с учащимися, внутренняя уверенность учителя в каждом ученике, в его возможностях и способностях, умение видеть мир глазами учащегося.

По мнению К. Роджерса -- обучение должно нести за собой личностный рост и развитие. А учитель, придерживающийся таких установок, может позитивно влиять на развитие личности учеников. Также необходимым условием является использование общих методических приемов. К таким приемам относятся: использование ресурсов чтения и создание особых условий, облегчающих использование учащимися этих ресурсов, создание разнообразных обратных связей между учителем и учащимися, заключение индивидуальных и групповых контрактов с учащимися, т. е. фиксация четкого соотношения объемов учебной работы, ее качества и оценок на основе совместного обсуждения, организация процесса обучения в разновозрастных ученических группах, распределение учащихся на две группы: склонные к традиционному обучению и к гуманистическому обучению, организация групп свободного общения с целью повышения уровня психологической культуры межличностного общения.

Заключение

Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируется на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Современное образование представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика. Направления обучения в образовательном процессе отражают поиск психолого-педагогической наукой того, как оптимизировать этот процесс, что, и призвано обеспечить личностно-деятельный подход. Психологическая служба является органическим компонентом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей, их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей. Педагогическая служба призвана также обеспечить своевременное выявление резервов педагогического развития детей, их реализация в обучении и воспитании. Если речь идет о детях, отстающих в своем развитии от большинства других детей, то задача практического педагога сводится к тому, чтобы вовремя выявить и устранить возможные причины задержек в развитии. Если дело касается одаренных детей то аналогичная задача, связана с ускорением педагогического развития ребенка, трансформируется в проблему: обеспечение раннего выявления задатков и их превращения в высокоразвитые способности. Еще одна сложная задача в психологической службе в системе образования состоит в том, чтобы постоянно, в течение всего детства держать под контролем процессы обучения и воспитания детей с целью повышения качества обучения и воспитания. Имеется в виду необходимость построения этих педагогических процессов в строгом соответствии с естественными и социальными законами психического развития детей, с основными положениями психологической теории обучения и воспитания. Практическая цель работы педагога здесь сводится к тому, чтобы с позиции этой науки оценить содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждения, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста. Таким образом, образование как объединение обучения и воспитания является средством развития личности и формирования ее базовой культуры на различных возрастных уровнях.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002. - 264 с.

2. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика.- М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

3. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1998. -139 с.

4. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М.: Просвещение, 1969. - 265 с.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Логос, 1996. - 321 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Педагогический процесс - как направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы. Функция, структура и этапы педагогического процесса.

    реферат , добавлен 14.07.2011

    Феномен личностно-ориентированного развивающего обучения. Принципы построения личностно-ориентированной системы обучения. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса. Функция, анализ, диагностика эффективности и разработка урока.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2008

    Личностно - ориентированные технологии обучения. Структура деятельности учителя и ученика в традиционноми личностно - ориентированном обучении. Приминение личностно - ориентированного обучения на уроках химии. Организация личностно ориентированного урока.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2009

    Целостность педагогического процесса, его функции и основные сложности. Структура педагогического процесса. Цель как компонент структуры педагогического процесса. Таксономия Блума. Классификация учебных целей и ее реализация в образовательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Характеристика методики и раскрытие сущности личностно-ориентированного обучения в педагогической практике. Комплексный анализ различных подходов к проблеме личностно-ориентированного обучения и определение его отличий от традиционной системы обучения.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2011

    Процесс обучения, развития учащихся в современной средней общеобразовательной школе. Психолого-педагогические проблемы содержания образования. Использование технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе. Организация учебного процесса.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Педагогические технологии в образовании: понятие, структура, классификация. Особенности личностно ориентированного обучения. Реализация проектной и модульной технологий на уроках. Результативность применения информационно-коммуникационных технологий.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2015

    Возникновение и развитие личностно-ориентированного обучения; подходы, отличительные черты и особенности его применения на уроках изобразительного искусства. Принципы обучения дизайну; разработка плана-конспекта уроков по программе Б.М. Неменского.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2013

    Изучение ретроспективы формирования концепции личностно-ориентированного обучения. Рассмотрение основных понятий данной концепции. Описание условий, необходимых для реализации технологий личностно-ориентированного обучения в общеобразовательной школе.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Авторская концепция организации педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход для развития всех сторон личности ребёнка. Образовательный, воспитательный и развивающий блоки педагогического процесса. Личности с умением учиться как результат.

Педагогический процесс и его характеристика

План лекции:

1. Понятие целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Также обязательной характеристикой и условием протекания педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Наиболее распространенными уровнями педагогического взаимодействия, имеющими свои особенности, являются «учитель - ученик», «учитель – группа - ученик», «учитель – коллектив – ученик». Однако исходным, определяющим в конечном итоги результаты педагогического процесса является отношение «ученик (воспитанник) – объект усвоения», что и говорит о направленности педагогического процесса на изменение самого действующего субъекта (ребенка), овладении им определенных знаний, опыта деятельности и отношений.

Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации педагогического процесса и др.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов , таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.

Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся - одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу – с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

2. Функции педагогического процесса.

Функции педагогического процесса .

Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков, опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом выделяются общие знания и умения , необходимые каждому человеку и формируемые на каждом учебном предмете, и специальные , зависящие от специфики отдельных наук, учебных предметов.

Такими общими знаниями и умениями, в современных условиях связанных с понятием компетентности – как интегральной характеристики качества личности, определяющей ее способность (готовность) выполнять определенные виды деятельности, являются:

  1. владение устной и письменной речью;
  2. владение информационными технологиями в широком смысле как умения и навыки работать с информацией, а не только с компьютером;
  3. способность к самообразованию и саморазвитию;
  4. навыки сотрудничества, жизни в многокультурном обществе;
  5. умения осуществлять выбор и принимать решения и др.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.

Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

В большинстве теоретических учебных предметов в основном уделяется внимание развитию умственной деятельности обучающихся, таким его элементам как анализу, синтезу, сравнению, обобщению, аналогии, классификации, выделению главного и второстепенного, умению ставить цели, делать выводы, оценивать результаты и т.д. Это не значит, что другие аспекты развития менее важны, просто традиционная система обучения уделяет этому значительно меньше внимание, но существуют отдельные педагогические технологии (вальдорфская педагогика Р.Штейнера, «Диалог культур» В.С.Библера и др.) и учебные предметы (рисование, физкультура, технология), в которых развиваются в большей степени другие сферы личности.

Важным является также развитие потребностно-мотивационной сферы . Здесь необходимо уделять внимание следующему:

  1. развитию внутренней мотивации личности, к которой в отличие от внешних стимулов и мотивов, относятся удовлетворение от самого поведения, самой деятельности, самостоятельного решения проблемы, собственного продвижения в познании, своего творчества;
  2. развитию высших потребностей – потребностей в достижении, в познании, в самореализации, эстетических потребностей и др.;
  3. развитие социальных и познавательных мотивов, действующих в системе обучения.

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

В современном образовании говорится, в первую очередь, об:

  1. умственном воспитании;
  2. физическом воспитании;
  3. трудовом воспитании;
  4. эстетическом воспитании;
  5. экологическом воспитании;
  6. экономическом воспитании;
  7. гражданско-правовом воспитании и др.

В зависимости от того, на что делается акцент – на знания и умения, на развитие мотивационной или интеллектуальной сферы личности, на воспитание высоких нравственных качеств личности – происходит более интенсивное развитие одной из функций.

Как утверждал известный отечественный психолог Рубинштейн С.Л.: «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, что воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним».

3. Принципы педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса - это основные положения, нормативные требования, руководящие идеи, определяющие особенности проектирования и реализации педагогического процесса (процесса обучения).

Также под педагогическими принципами понимается инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский).

Раньше принципы педагогического процесса выводились из практики обучения и воспитания (например, «повторение – мать учения»). Теперь это выводы из теоретических законов и закономерностей о сущности, содержании и структуре педагогического процесса, выраженные в виде норм деятельности, ориентиров для проектирования педагогической практики.

Загвязинский В.И. утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы могут отличаться системой взглядов на образование и воспитание личности и системой принципов, реализующих их на практике.

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

  1. создание условий для получения образования всеми категориями граждан (доступность образования);
  2. взаимное уважение и толерантность во взаимодействии всех участников педагогического процесса;
  3. организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  4. индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
  5. введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизни;
  6. создание открытой образовательной среды с возможностью участия в организации и контроля со стороны всех заинтересованных участников педагогического процесса.

Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

  1. поддерживать и укреплять здоровье обучающихся;
  2. организовывать педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  3. быть направленным на самообразование, самовоспитание, самообучение;
  4. опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности обучающихся.

Принцип наглядности - один из самых известных и понятных каждому педагогу принципов педагогического процесса. Смысл принципа наглядности, о котором говорил еще Я.А. Коменский, заключается в необходимости целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Выявленные физиологические закономерности говорят, что органы зрения человека «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. При этом, информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительной перекодировки и запечатляется в памяти человека достаточно легко, быстро и прочно.

Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:

  1. применение наглядности необходимо либо с целью оживления интереса обучающихся путем включения органов чувств, либо с целью изучения тех процессов и явлений, которые сложно объяснить или представить (например, модель экономического кругооборота, взаимодействие спроса и предложения на рынке и т.д.);
  2. не забывайте, что абстрактные понятия и теории легче понимаются и осознаются обучающимися, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами, образами, данными;
  3. никогда при обучении не ограничивайтесь только одной наглядностью. Наглядность – не цель, а лишь средство обучения. Перед тем, как что-либо продемонстрировать обучающимся, необходимо дать устное пояснение и задание к предполагаемому наблюдению;
  4. наглядность всегда находящаяся на обозрении обучающихся менее эффективна в процессе обучения, чем та которая применяется в конкретный запланированный момент времени.

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).

Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.

Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.

Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:

  1. обучение для школьников – это жизнь, поэтому не надо разделять научные (теоретические) знания и практические (жизненные) явления и факты
  2. применяйте в учебно-воспитательном процессе задачи и задания, основанные на реальных событиях, моделируйте в ходе учебного процесса конкретные ситуации окружающей нас действительности (особенно, в ходе деловых и ролевых игр, решении каких-либо учебных задач и проблем).
  3. опирайтесь на личный опыт обучающихся – это основа теоретических знаний.
  4. обучайте школьников осмысленной деятельности, применяйте в учебном процессе рефлексию и самооценку учебных достижений обучающихся. Бывает, что важнее, не каких результатов достиг ученик, а как он анализирует и оценивает свою деятельность.
  5. приучайте обучающихся к самостоятельной исследовательской работе, деятельности по приобретению знаний в процессе поиска, анализа, отбора, обработки (переработки) и оценки информации.

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пос. – М., 1999.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. – М., 2001.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включение в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека.

В структуру педагогического процесса входят две группы компонентов – постоянные и переменные. К постоянным компонентам относятся: педагоги, воспитанники, содержание образования (субъекты педагогического процесса). Переменные компоненты педагогического процесса, зависящие от субъектов педагогического процесса и их взаимодействия – цель, методы, средства формы и результаты педагогического процесса

Существуют и другие подходы к определению структуры педагогического процесса (В.И. Смирнов и др.).

Целевой ‒ включает цели и задачи, реализуемые в определённых условиях. Содержательный ‒ определяет всю совокупность формируемых у субъектов педагогического процесса знаний, отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения.

Деятельностный ‒ характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач педагогического процесса и освоение его содержания.

Результативный ‒ достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса; обеспечивает управление качеством педагогической деятельности.

Ресурсный ‒ отражает социально-экономические, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, кадровое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Структура педагогического процесс универсальна: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия.



Педагогический процесс ‒ специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагогический процесс выполняет следующие взаимосвязанные функции:

1) обучающую ‒ формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний и содержащегося в них опыта ценностных отношений;

2) воспитательную ‒ формирование отношений личности к окружающему миру и себе и соответствующих им качеств, свойств личности;

3) развивающую ‒ развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

Движущими силами педагогического процесса являются присущие ему противоречия : между выдвигаемыми со стороны общества, микросреды требованиями к личности и достигнутым уровнем ее развития; между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью школы охватить их своим педагогическим влиянием; между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности; между групповыми формами обучения и воспитания и индивидуальным характером овладения знаниями, духовными ценностями; между регламентацией педагогического процесса и собственной активностью воспитанника и другие.

Закономерности и принципы педагогического процесса

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса ‒ это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.

1. Связь воспитания я социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием, она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей,

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса.

Принципы целостного педагогического процесса (педагогические принципы) ‒ исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению; проявление должного. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

Единство знаний и поведения ‒ сущность принципа определяется законом единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. При реализации необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социальном поведении.

Демократизация ‒ предоставление участникам пед. процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Доступность в обучении и воспитании (принцип постепенного увеличения трудностей) ‒ принцип, следуя которому в учебной и воспитательной работе надо исходить из достигнутого уровня развития учащихся, учитывать их возрастные, индивидуальные и половые особенности и возможности, уровень обученности и воспитанности. Учить от близкого к далекому, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Но этот принцип нельзя понимать как требование легкости в обучении и воспитании. Обучение и воспитание по степени трудности и сложности необходимо ориентировать на «зону ближайшего развития» обучаемого.

Гуманизация ‒ принцип социальной защиты растущего человека; сущность заключается в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, приоритет общечеловеческих ценностей.

Индивидуальный подход в воспитании ‒ пед. процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия и взаимодействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка ‒ реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.

Наглядность ‒ принцип, согласно которому обучение и воспитание строится на «золотом правиле дидактики» (Я. А. Коменский): «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Наглядность предполагает не только непосредственное зрительное восприятие, но и восприятие через моторные и тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, ТСО, в том числе и мультимедийной аппаратуры, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому усвоению воспринимаемой информации.

Научность в обучении и воспитании ‒ принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что сколь бы элементарны не были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

Положительный эмоциональный фон педагогического процесса ‒ такая организация пед. процесса, когда всем участникам интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь то учебная, внеурочная или внешкольная.

Принцип культуросообразности максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение: культуры нации, общества, региона, страны; формирование личности ребенка в рамках национальной культуры.

Принцип природосообразности ‒ исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие ‒ главные и определяющие факторы воспитания; играет роль экологической защиты человека от возможного разрушительного влияния пед. процесса, его насильственного давления.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания и обучения ‒ овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения. При этом следует руководствоваться следующими правилами: «Ничего не следует заставлять выучивать на память, кроме того, что хорошо понято рассудком» (Я. А. Коменский); «Воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на новый этаж» (К. Д. Ушинский).

Принцип сотрудничества ‒ ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Связь теории с практикой ‒ принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

Систематичность и последовательность ‒ соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении. Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все «сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего». (Я. А. Коменский).

Сознательность, активность, самодеятельность ‒ принцип, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

Субъектность ‒ развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему ‒ принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Проблема личности, считал А. С. Макаренко, может быть разрешена, если в каждом человеке (даже самом маленьком) видеть личность. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке.

Эстетизация детской жизни ‒ положительный результат воспитания может быть достигнут только в красиво организованном пространстве воспитания: эстетически оформленные классные и рекреационные помещения, наличие цветов, зелени, аквариумов, произведений искусства, живых уголков, цветочных клумб на пришкольном участке и т. п.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность педагогического процесса.

2. Охарактеризуйте различные подходы к структуре педагогического процесса.

3. Сформулируйте общие закономерности педагогического процесса.

4. Что такое принципы педагогического процесса?

5. В чем проявляется взаимосвязь функций педагогического процесса?

6. Каковы движущие силы педагогического процесса?

7. Раскройте сущность следующих принципов педагогического процесса:

Доступность в обучении и воспитании;

Систематичность и последовательность;

Связь теории с практикой;

Принцип природосообразности;

Наглядность;

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств испытуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования показали, что это понятие суженное и неполное, оно не отражает всей сложности процесса и прежде всего его основных отличительных черт – целостности и общности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.

Педагогический процесс как ведущая, объединяющая система включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую (рис. 3). В ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами и методами их протекания.


Рис. 3


Педагогический процесс как система не идентичен системе его протекания. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др. Каждая их них функционирует в определенных внешних условиях: при-родно-географических, общественных, производственных, культурных и т. п. Есть и специфические для каждой системы условия. Например, к внутришкольным условиям относятся материально-технические, санитарно-гигиенические, морально-психологические, эстетические и др.

Структура (от лат. struktura – строение,) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. В качестве компонентов системы, в которой протекает педагогический процесс, Б.Т. Лихачев выделяет следующие: а) целенаправленную педагогическую деятельность и ее носителя – педагога; б) воспитуемых; в) содержание педагогического процесса; г) организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты (ядром этого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения); д) педагогическую диагностику; е) критерии эффективности педагогического процесса; ж) организацию взаимодействия с природной и общественной средой.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели (всестороннего и гармоничного развития личности) до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу. Деятельност-ный компонент отражает взаимодействие педагогов и воспи-туемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называют также организационным, организа-ционно-деятельностным, организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.