Всем здравствуйте.

Сегодня я Вам расскажу одну из многочисленных версий о том,как появились игральные карты в России. Многие версия являются отражением тех эпох, в которых зарождались карты. И эта версия является одной из любопытнейших.

Современные игральные карты – это многоступенчатое развитие истории, со своими взлетами и падениями, развитие той истории, которая постоянно развивается, и ищут новые пути совершенства.

Только одним этим фактом уже стоит гордиться.
Одной из загадкой остается то, что ни кому до сих пор не известно точная дата, год происхождения игральных карт, и так же загадкой по сей день остается место их изобретения.

Место зарождения карт

Конечно, Вы наверняка читали много теорий о том или ином месте и дате зарождения. В одном старинном китайском словарике Чинг цзе Тунга (этот словарь получил популярность в 1678 году в Европе), говорится о том, что игральные карты были изобретены в 1120 году в Китае, а вот в 1132 году получили в Китае массовое распространение.

Но давайте рассмотрим сегодня несколько вариантов появления карт, помимо китайской версии, рассмотрим также версию индийскую и египетскую версию.
При всем интересе к картам, японская и китайская колода являются непривычными для нас, что и порой удивляет и вводит в заблуждение наш разум.

Внешний вид, характер игры, который похож на домино – все это вызывает интерес. Однако, есть сведения о том, что в Китае в VIII веке для игр использовались палочки, а после полосочки бумаги с различной символикой.

Эти далекие прародители карт использовались так же в качестве или вместо денег, именно поэтому было всего лишь три масти: монета, две монеты и много монет.

Спустя какое-то время у японцев появилась четвертая масть, да и значение мастей так же изменилось, теперь эти масти символизировали времена года, а количество карт (52 шт.) в колоде означало количество недель в году.

Так же существует еще одна теория происхождения игральных карт. До появления, всеми нам привычным бумажных карт, японцы играли специальными табличками, которые напоминали карты, выточенные из слоновой кости или из дерева с прорубленными фигурками.

А в Средневековой Японии, основоположниками игральных карт служили раковины от мидий, такие карты были одни из самых удивительных.

С помощью игральных карт-раковин раскладывали пасьянс на столе, в разложенных раковинах искались ракушки с одинаковыми рисунками. Такие темпами, известность карт и в Индии и в Египте стала в XIII веке.

Одним из интереснейших моментов было то, что в Индии на картинках игральных карт был изображен четырехрукий Шива, у которого в руках были кубок, меч, монета и жезл.

После таких изображений четырехрукого Шивы в Индии стало поверее о том, эти предметы в руках Шивы обозначали сословия и это послужило началом современных карточных мастей.
Но одна из самых популярных версий происхождения игральных карт – это египетская. Эта версия раскручена современными оккультистами.

Они утверждают, что в глубокие древние времена жрецы Египта записывали все мудрости и таинства мира на 78 табличках из золота, а эти таблички были изображены в виде символики игральных карт.

Таблички делились на части: 1. «Младшие Арканы» — 56 штук (позже они стали обычными игральными картами); 2. «Старшие Арканы» — 22 штуки, считались загадочными картами колоды Таро, и использовали их исключительно для гаданий.
Эта версия была запущенна в массы в 1785 году французским аккультистом Эттейлом, а многочисленные его продолжатели не только поддержали и продолжили, но и создали собственную систему интерпретацию карт Таро.

Название Таро якобы имеет происхождение от египетского слова «та рош», что означает «путь царец», а занесены они в Европу, опять же якобы, были или арабами, или цыганами, которых кстати часто считали раньше выходцами из Египта, а может и по сей день считают так.
Единственное что я могу Вам сказать, это то, что ни одного доказательства столь раннего возникновения карт Таро ни найдена, ни одному ученому не удавалось это доказать.

Появление карт в Европе

Про появление карт в Европе существует несколько версий. Одна из версий такова, что появление карт связано с появлением цыган на территории Европы в XV веке.

А другая версия приоткрывает нам интересный факт, будто малоизвестный живописец изобрел карты для развлечения, умалишенному короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), и в истории он всем известен как Карл Безумный. Якобы с появлением такого развлечения у короля он успокаивался и его деспотичный сумасшедший характер был отвлечен.

Мнение о том, что изобретение карт для Карла VI Безумного как развлечение и утеха – всего лишь очередная легенда. Игрой на черенках с изображениями цифр на них играли в Древней Греции уже в те времена, а в Индии – это раковины или пластинки из слоновой кости; а в Китае игральные карты похожи на наши с вами современные карты, известны с XII века.
В 1379 году было опубликовано первое документальное подтверждение о появление карт. В хронике одного из городов в Италии появилась заметка: «Введена игра в карты, пришедшая из страны сарацин и называется ими «наиб».
По названию этой игры «наиб» — можно сделать предположение того, что это игра была придумана военными, или имела военный характер, т.к. «наиб» означает «капитан», «начальник».

Арабские карты

Арабские карты имели одну особенность, которая отличала их от остальных игральных карт, на этих картах изображались только цифры, запрет был на изображение человеческих фигур, таков был закон Магомета. Поэтому французы скорее не изобрели карты, и только преобразили уже имеющиеся всевозможными рисунками.

Масти карточных колод всегда были разнообразны. В одних из самых ранних итальянских колод масти например носили названия: «мечей», «кубков», «жезлов», «денариев» (монет).

Очень похоже было на Индийскую тематику: духовенство, дворянство и торговый класс, а сам жезл символизировал королевскую власть стоявшую нам всеми нами.
А вот Французы придумали свой вариант мастей и у них вместо мечей появились «пики», кубки стали «червями», денарии превратились в «бубни», а жезлы назвались «крестами» или «трефы» «треф – с французского означает «лист клевера»).

Разнообразие названий

Эти названия, на разных языках, сейчас звучат по разному, например: Англия и Германия – это «лопаты», «бриллианты», «сердца» и «дубинки», Италия – это «копья», «сердца», «цветы» и «колокола» и «листья». А в России слово «черви» произошло от слова «червонный», т.е. красный, теперь понятно почему черви изначально относились к красным мастям.

Карты, карты, карты.. Ах это слово, у многих людей при этом слове загорались глаза, азарт брал верх нам ними, разум уже не справлялся. Быстрыми темпами карты распространялись по многих странам Европы.

Правительство наблюдая за всем этим, пыталось укротить азарт в людях, принимая меры и запрещая игры в карты, но… все попытки оказываются ничтожными. Наравне с укрощением азартных игр появлялись все новые и новые азартные карточные игры.

В Германии начали появляться ремесленные цеха, которые занимались изготовлением карт, способы выделки так же совершенствовались.
Во Франция в XV веке были установлены масти карты, которые и по сей день существуют. Считается, что масть каждой карты говорит о четырех главнейших предметах рыцарского обихода: трефы – меч, черви – щит, пики – копья, бубны – знамя и герб.

Что зашифровано в картах?

Существует мистическая связь в картах и чем-то неземным и в тоже время всем нам знакомым, например 52 карты – это число недель в году; 4 масти – соответствуют временам года; в каждой масти насчитывается 13 карт, такое же количество недель в каждом времени года; если сложить все значения карт, то общая сумма получится 364 – как и количество дней в году без одного. Удивительное рядом.
Первые карточные игры, были очень замысловатыми, ведь в игре принимали участие не только 56 стандартных карт, но и 22 карты «Старшие Арканы», и еще20 карт которые были козырными названными по стихиям и знакам Зодиака.

Из страны в страну названия этих карт путали и насколько запутались, что играть уже становилось просто невозможно. А уникальностью этих карт было то, что они раскрашивались вручную и цена на них была достаточно велика, и именно поэтому приобретать их могли только богатые люди.

Радикальные изменения произошли в XVI веке, когда исчезли почти все картинки, остались только четыре «старшие масти» и шут «джокер». Интересен тот факт, что все изображения на картах были либо реальными, либо легендарные герои.

Продолжаем расследовать как появились игральные карты.

Кто сыграл роль королей?

К примеру, четыре короля, удивительнейшие люди древности: Карт Великий (черви), Юлий Цезарь (бубны), библейский царь Давид (пики), Александр Македонский (трефы). Относительно дам на картах единогласия не было – дамой червей была то Юдифью, то Дидона, то Елена Троянская.

Пиковая дама олицетворяла богиню войны – Афина, Минерва, Жанна д’Арк. В роли роковой женщины, дамы пик, после многих разногласий, стали изображать библейскую Рахиль, она как ни кто лучше подходила на роль «царица денег», т.к. она обокрала собственного отца.

Дама треф выступала как добродетельная Лукреция, постепенно превратилась в Аргину – символизирует суету и тщеславие.
Одна из самых сложных карточных фигур – валет, с английского означает оруженосец.

Вначале слова «валет» было значением слуг и даже шутов, но потом утвердилось в другом значении. Французкий рыцарь Ла Гир, прозвище которого было Сатана (черви), герои эпоса Ожье Датчанин (пика), Роланд (бубна) и Ланселот Озерный (трефы).

Первые карты, были очень дорогими из-за того, что рисовались они от руки, станков по их производству еще не существовало. Длина карт была, в то время 22 см, это был очень не удобный размер, но он был удобен для рисовальщиков карт.

Атласные карты

В нашей жизни, где мы привыкли ко всему, что нам знакомо с детства – кажется обычным. Вот и атласные карты, она для нас родные и привычные, посмотрев на другие карты, нам они могут показаться какими-то нелепыми.

Не один десяток лет атласные карты распространяются по всему миру и именно поэтому так и заслужила наше доверие.

Они для нас настолько привычные, как сказки, как мифы и былины. Но карты появились в России всего лишь в середине 19 века.

Вопросами художественного оформления занимались одни из высочайших специалистов, академик Адольф Иосифович Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александр Егорович Бейдеман.

Эти люди сделали эпоху своим талантом, твоим мастерством, уже спустя эпоху карточные изображения, оформленные этими людьми, являются эталоном и чудесной карточной графикой. В данный период времени эти шедевры украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Продолжаем расследовать как появились игральные карты.

Современность

Со временем игры в карты разделились на две составляющие: коммерческие (чисто математические расчет), азартные (воля случая). Первый вариант (винт, вист, преферанс, бридж, покер) прижился у образованных людей, которые любили поиграть, то второе направление (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») царило в простонародье.

Запад прогрессировал в направлении карт, развивающие логику и мышления игры были включены в школьную программу детей. Впрочем, что судить и рассуждать, играйте, размышляйте, выигрывайте. Моя история о том,как появились игральные карты завершилась.

Советую научиться: ,

Удачи Вам в своей истории, будьте удачливы.

Редкий современный человек не держал в руках игральных карт. Версий их появления несколько, и исследователи до сих пор не пришли к единому мнению на этот счёт.

У карт древняя и весьма драматичная история. Долго существовавшее мнение, что карты были изобретены во Франции для развлечения душевнобольного короля Карла VI Безумного, — всего лишь легенда. Уже в Древнем Египте играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии — пластинками из слоновой кости или раковинами; в Китае карты, похожие на современные, известны с XII века.

Есть две главные версии . Первая — китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

Китайцы усложнили игру в кости и получили домино. Затем вместо точек на табличках стали изображать фигуры, цветы и бытовые сцены. Такие таблички использовались для напоминающей пасьянс игры "маджонг", распространённой в Китае и Японии. Суть игры в том, чтобы из множества высыпанных на стол табличек составить пары одинаковых. Из Азии итальянские путешественники привезли в Европу идею использовать для игр карточки с изображениями. Удивительно, но ни кости, ни домино, ни маджонг не исчезли с появлением карт - прекрасный пример сосуществования разных ветвей эволюции.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них — "Младшие Арканы" — стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Существует предположение, что колода — не случайный набор карт. 52 карты — это количество недель в году, четыре масти — четыре времени года. Зеленая масть — это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть — это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть — символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия "мечей", "кубков", "денариев" (монет) и "жезлов". Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки — в "черви", денарии — в "бубны", а "жезлы" — в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии — "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья". Что касается русского слова "черви", то оно произошло от слова "червонный" ("красный"): понятно, что "сердца" изначально относились к красной масти.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 "Старших Аркана" плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились — из них исчезли почти все картинки за исключением четырех "старших мастей" и шута (джокера).

Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля — это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы). В отношении дам такого единодушия не было — например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны — Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину — аллегорию суеты и тщеславия.

— легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках — скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. " " выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз — слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus — дьявол. Вполне возможно, что Daus — вариант искажения греческого "диаболос" — рассеиватель клеветы.

Самая сложная фигура карточного пантеона — валет, или, по английской терминологии, оруженосец. Само слово "валет" вначале означало слугу или даже шута, но позже утвердилось иное его значение — не вполне честный, хоть и храбрый искатель приключений. Именно таковы были все реальные прототипы валетов — французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Все же каждый исследователь приводит свои толкования мастей и фигур. Отец Менестрье считал, что карты — это символы великих монархий (иудейская, греческая, римская, французская), а четыре дамы — не что иное как главные женские добродетели: набожность, материнство, мудрость и красота. Другие же считают, что "дамами" изображены такие исторические личности, как Мария Анжуйская, Агнесса Сорель, Изабелла Баварская и Жанна д"Арк. Но гипотезы так и остаются гипотезами.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман.

Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея — Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои — . И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня - страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами "картинки" — поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели — иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. К середине этого века они уже обрели популярность в качестве „пути" к преступлениям и разжиганию страстей. В „Уложении" 1649 г. при царе Алексее Михайловиче предписывалось с игроками поступать так, "как писано о татях", то есть бить их кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,"…и у кого карты вынут, бить кнутом". Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных" форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

В XIX в. началась разработка новых рисунков игральных карт. Ей занимались академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. Стоит отметить, что в настоящее время их эскизы хранятся в Государственном Русском музее и в Карточном музее Петергофа. Однако в производство были запущены рисунки академика Адольфа Иосифовича Шарлемана, которые мы и знаем сейчас, как Атласные карты.

А.И.Шарлеман не создал принципиально нового карточного стиля. Рисунки на Атласных картах имели своей первоосновою так называемую "северо-немецкую картинку", которая также происходила из совсем уже древней народной французской карточной колоды.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие "атласные" в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас — это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек.


С конца XVIII века начался настоящий , охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как "известный на Москве банкомет". Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру "на интерес". В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, бридж, ) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, "очко", штосс и сотни других, вплоть до безобидного "подкидного дурака") безраздельно царили среди простонародья.

На Западе "умственные" карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти — "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Статьи на тему:


  • 5 фактов об истории 1. Весной 1986 года, насмотревшись сериала «Спрут», студент психфака МГУ Дмитрий Давыдов придумал игру «Мафия». Сначала зараза проникла во все общежития МГУ. Затем - во все ВУЗы...

  • Нарды - это одна из самых старых и популярных игр. Конечно, она не настолько древняя, как, скажем, шахматы. но это не умоляет её достоинств. Благодаря простым правилам она получила популярность по все...

  • В наши дни существует безумное количество различных автоматов, но все они имеют общего предка. Они происходят от первого автомата, который был изобретен в начале девяностых годов XIX века иммигранто...

  • «Магия "Монополии"» заключается в возможности начисто разорить своего лучшего друга без причинения ему реального вреда». Эдвард П. Паркер (Edward P. Parker) Одна и...

  • Белоруссия готова построить свой Монте-Карло. В пику Москве, решившей ограничить деятельность казино четырьмя зонами, Минск готовит правительственное постановление об открытии специальных игорных ко...

Изобретение этого развлечения, неиссякаемого источника радостей и печалей, приписывается и хитроумным египтянам, и фаталистам-индийцам, и жизнерадостным грекам в лице Паламеда. Однако при раскопках если и находили «инструментарий» азартных игр, то в основном в виде костей-кубов шестигранной формы.

Принято считать, что первые карты появились позднее, в XII веке в Китае. Мастера по части заполнения своего досуга, придворные аристократы, обнаружили в рисовании маленьких картинок с аллегорическими знаками животных, птиц и растений сначала эстетическую забаву. Потом - удобный способ передачи тайной информации в деле дворцовых и любовных интриг. А позднее - возможность рискованных игр с всесильным Фатумом.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них - «Младшие Арканы» - стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Как раз в это время Европа стала осуществлять крупные военные экспедиции на Восток - крестовые походы (1096-1270), причем впервые европейцы открывали для себя новую и уже высоко развитую культуру. Возвращаясь домой, крестоносцы не забывали прихватывать с собой поразившую их экзотику: легкий фарфор, тончайший шелк, расписные веера и, разумеется, очаровательные миниатюры на плотной рисовой бумаге для фокусов и гаданий.

Однако прошло еще немало времени, пока карточные игры не стали распространенным явлением. Во всяком случае, первое упоминание в хрониках о сарацинской игре «наиб» (араб. «naib» - карты) относится ужу к последней четверти XIV столетия. Характерно, что в полном соответствии с арабским звучанием слово «карты» по-итальянски «naibi»; по-испански «naipes»; по-португальски «naipe» (связано это было с оживленной торговлей с арабскими странами и тесным контактом с тамошними купцами, известными своей страстью расплачиваться за товар «по воле случая», т.е. по принципу незабвенного Ноздрева).

В других же европейских странах твердо установилось иное однокоренное слово: во Франции - «carte», в Германии - «Karten, SpielKarten», в Дании - «Kort, SpelKort», В Голландии - «Kaarten, SpeelKarten», в Англии - «card».

В конце XIV - начале XV века карты изготавливались непосредственно художником и по индивидуальному заказу. Естественно, его производительность была невысока, и только с изобретением гравюры печатание карт принимает широкие масштабы.

Одновременно складываются три основных типа игральных карт: итальянские, французские и немецкие. Все они имели различия как в мастях, так и в самих фигурах.

Итальянский тип карт возник вместе с изобретением игры «тарок». Эти карты, выполненные как гравюры на меди, были весьма своеобразными. В нормальном, или «венецианском», тароке колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была еще одна карта, носившая название Дурак (кстати, прообраз будущего Джокера). Во Флоренции же выпускались карты в количестве 98 штук, где к обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и 12 созвездий.

Существует предположение, что колода - не случайный набор карт. 52 карты - это количество недель в году, четыре масти - четыре времени года. Зеленая масть - это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть - это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть - символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки - в «черви», денарии - в «бубны», а «жезлы» - в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии - «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Что касается русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): понятно, что «сердца» изначально относились к красной масти.

Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков

Колода Hofämterspiel отражает политическую ситуацию в Центральной Европе в середине XV века. Вместо мастей взяты гербы четырех наиболее влиятельных королевств того времени: Франции, Германии, Богемии и Венгрии. Одноглавый орел представляет «regnum teutonicum» королевство Германию (в отличие от двуглавого орла, представляющего Священную Римскую Империю).

ТУТ подробнее про нее.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились - из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера).

Карты итальянского типа в конце XIV века появляются во Франции, а уже при Карле VII (1403-1461) появляются карты с собственными национальными мастями: сердце, серп Луны, трилистник и пика. А в конце XV столетия во французских картах окончательно устанавливается тот тип мастей, который употребляется до сих пор: черви (coeur), бубны (carreau), трефы (trefle) и пики (pique). Начиная с этого времени французские карты приобретают устойчивый тип, для которого характерны такие фигуры: Давид - король пик, Александр - король треф, Цезарь - король бубен, Карл - король червей, Паллада - дама пик, Аргина - дама треф, Рашель - дама бубен, Юдифь - дама червей, Гектор - валет бубен, Ожье - валет пик, Ланцелот - валет треф и Лагир - валет червей. Это тип карт дошел до Французской революции 1789-1894 гг.

Новое республиканское правительство поручает не кому-нибудь, а самому прославленному в это время живописцу Ж.Л. Давиду (автору известной картины «Смерть Марата) создать новые рисунки карт. Вместо королей Давид изобразил гениев войны, торговли, мира и искусств, дам заменил аллегориями свободы вероисповеданий, печати, брака и промыслов, а вместо валетов нарисовал фигуры-символы равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Именно во Франции первоначально появились формы четырех мастей: листья плюща, желуди, бубенчики, сердца. Весьма правдоподобно предположение, что французские масти являются символами рыцарского обихода: пика - копье, трефа - меч, бубна - герб или орифламма (знамя, штандарт), черви - щит.

На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.

Необходимо также сказать о том, что на протяжении многих веков карты были „одноголовыми“, т.е. фигуры на них изображались в полный рост. Первые карты, не имеющие „верха“ и „низа“, „двухголовые“, выпустила Италия в конце XVII века. В это время эти карты большого распространения не получили. Затем подобная попытка была сделана в Бельгии, а в начале XIX века такие карты стала выпускать Франция.

Традиционная колода. Германия

Традиционная колода. Швейцария

Кстати, Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.

Помимо этих основных типов карт в различных европейских странах выпускались так называемые „тематические“ карты. Существовали „педагогические“ колоды, обучавшие игроков географии, истории или грамматике. Пользовались успехом карты-иллюстрации к драмам Шекспира, Шиллера, Мольера. В „игрушках для взрослых“ нашли отображение геральдика, хиромантия и даже мода. Например, в середине прошлого века во Франции печатались карты, на которых одежда королей, дам и валетов представляла собой новейшие модели сезона…

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и азартные игры считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня – страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами „картинки“ - поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели - иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В. Стасов считал, что карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, что роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Но каким бы путем ни попали игральные карты в Малороссию или Московию, распространились они чрезвычайно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 года. Более века карточные игры преследовались в России законом, а пойманные на горячем игроки подвергались различным наказаниям, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные - азартные и разрешенные - коммерческие.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,»… и у кого карты вынут, бить кнутом». Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных» форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

Карточная игра, находившая радушный приём в боярских домах и дворцовых палатах, безусловно запрещалась для простого народа. В 1648 году, вскоре после воцарения Алексея Михайловича, последовал царский указ, направленный на искоренение вредных обычаев и верований, всё ещё державшихся в среде городского и особенно сельского населения. В указе подробно перечислялись многочисленные прегрешения, требовавшие немедленного искоренения:

«… Сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление (в грозу) на реках и озерах куплются, чают себе от этого здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаки пляшут, зернью (костями) и карты, и шахматы, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовские песни; и на Святой недели жонки и девки на досках скачут (на качелях), а об Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякий бесовския игры…».

Надо отметить, что наряду с азартной карточной игрой под запрет попадали и такие совершенно невинные забавы, как катание на качелях!

Указ 1648 года вводил целый комплекс мер по борьбе с карточной игрой и прочими «неустройностями». Его предписывалось «многожды» зачитывать по торгам, списки с него «слово в слово» рассылались в наиболее крупные сёла и волости, дабы «сей наш крепкий заказ ведом был всем людям» и никто не смог бы потом отговориться его незнанием.

Скоморошьи одежды, хари и маски, музыкальные инструменты, шахматные доски и колоды карт предписывалось отбирать и жечь, а в отношении людей, замеченных в нарушении указа, воеводам велелось «где такое безчиние объявится, или кто на кого такое безчиние скажут, и вы б тех велели бить батоги; а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерские картные игры и другие, и вы б тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные (т.е. пограничные) городы за опалу». Да и самим воеводам, дабы они не манкировали с выполнением указа, делалось строгое внушение: «А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас (царя Алексея Михайловича) в великой опале»

Надо полагать, что первоначально указ выполнялся со всей присущей ему жесткостью, и не одному картёжнику ободрали плетьми или палками спину на торгу. Но согласно поговорке «жестокость законов на Руси смягчается возможностью их неисполнения», действие этого указа постепенно сошло на нет – в основном из-за физической невозможности его исполнения.

Очередной и весьма ощутимый удар по игральным картам был нанесён в следующем, 1649 году. Составители знаменитого «Уложения» царя Алексея Михайловича отнесли карточную игру и её последствия к преступлениям сугубой уголовщины, жестоко караемым увечьем и смертью. В издании «Уложения» 1649 относящаяся к «картной игре» статья помещена в главе «о разбойных и татиных делах».

«А которые воры, – сказано в этой статье, – на Москве и в городах воруют, карты и зернью играют, и, проигрывая, воруют, ходя по улицам, людей режут, шапки срывают и грабят…», то таким следовало, после допроса с пыткой, «чинити указ (приговор) тот же, что писано выше о татех (разбойниках), то есть сажать в тюрьму, конфисковывать имущество, бить кнутом, урезывать уши (в последующем издании «Уложения» – пальцы и руки) и смертью казнить».

Отнесение карточной игры к составу серьёзного преступления оказало большое влияние на торговлю игральными картами. Сохранившиеся таможенные книги показывают, что после 1649 года привоз карт, например, в Великий Устюг, сократился вдвое против прежних лет, а после 1652 года вообще прекратился. Но прекратилась ли картёжная игра?

Специальными именными царскими указами 1668 и 1670 был введён особый режим в Кремле: людям различных чинов – от стольника и ниже – было строжайше запрещено въезжать в Кремль на лошадях, играть в азартные игры во время выходов государя в соборные церкви, при появлении царя предписывалось стоять без шапок «мирно и немятежно».

Значительные государственные расходы на ведение военных действий требовали постоянного поиска новых источников доходов. Сохранился любопытный документ, относящийся к концу царствования Алексея Михайловича и свидетельствующий, что в среде московской администрации, вероятно, убедившейся в неискоренимости карточной игры, возникла счастливая мысль обратить её в источник государственного дохода. Московское правительство и ранее неоднократно так остроумно поступало, сменив жестокое преследование употребления водки и табака на монопольную казённую торговлю этими товарами, к вящему приращению казны.

Упомянутый документ является грамотой, данной в Сибирь туринскому воеводе Алексею Беклемишеву в 1675 году. Оказывалось, что из Тобольска в Москву перед тем «писали воевода Пётр Годунов да дъяк Михайло Постников, что они (неизвестно на каком основании) отдали в Тобольске зернь и карты на откуп», иначе говоря, разрешили за счёт казны и под её прикрытием открывать игорные дома. (Заметим в скобках, что вместе с картами предприимчивый воевода отдавал на откуп и «безмужних жён для блуда» – и все ведь для блага казны!)

Соблазнительной инициативе Годунова и Постникова захотели последовать и многие другие города «тобольского разряда». Из Верхотурья и Сургута воеводы писали, «чтоб им по тому же зернь и карты отданы были на откуп». На эти простодушные писания великий государь указал: в Тобольске и прочих городах «зернь и карты отставить и откуп с зерни и карт из оклада выложить». Грамота предписывала сделать то же и воеводе туринского острога, Беклемишеву, даже и в том случае, если бы он по примеру Тобольска и по «отпискам» Годунова зернь и карты уже отдал на откуп. Зная нравы местных управителей, легко находивших лазейки в указах, царская грамота особенно указывала: самого «откупщика, будет он вдруг прислан из Тобольска, а не туринский жилец, и его из Туринска выслать, а впредь заказ учинить крепкий».

Преследование карточной игры сводилось не только к запретительным указам. В 1672 году по приказанию Алексея Михайловича лютеранский пастор Иоган Готфрид Грегори устроил в Преображенском новую театральную храмину, и в ноябре перед царем было дано первое представление – комедия «Артксерово действо». Вслед за этим последовали новые постановки комедийного и нравоучительно характера. Известность приобрела пиеса «История или действие евангельския притчи о блудном сыне», сочиненная Симеоном Полоцким. Постановка эта замечательна тем, что к ней была издана своего рода театральная «программка», в которой на рисунках были показаны сцены из действия, сопровождавшиеся пояснениями. По сюжету блудный сын, получив из рук отца часть имения, уходит из дома и начинает разгульную жизнь. Он нанимает множество слуг, играет в зернь и карты, вяжется с любовницами и, наконец, проматывает всё своё имение.

На одной из картинок этой «программки» блудный сын показан играющим за столом в карты и зернь в окружении игроков. Это – самое раннее изображение карточной игры в России.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 году гонения против картёжников значительно смягчились. В царских указах, рассылавшихся на места, уже не было прежних застращиваний игроков увечьями и казнями за самый факт карточной игры; вся угроза ограничивается неопределённым выражением – «заказ чинить крепкой». Ввоз игральных карт в Россию возобновился и даже существенно увеличился, только в Великий Устюг в 1676-1680 годах их завезли 17136 колод.

Вскоре после разрешения карточных игр в России возникает собственное производство игральных карт. Уже в 1765 году правительства Екатерины II установило налог как на привозные игральные карты, так и на карты отечественного производства, причем пошлина на заграничные карты была в два раза выше. Печатание игральных карт в России было отдано на откуп, т.е. находилось в частных руках и приносило откупщикам, продававшим в год в среднем около одного миллиона колод, приличные доходы. Деньги же, полученные в результате налогов, поступали в пользу Воспитательных домов. И вот на землях родового поместья князей Вяземских (П.А. Вяземский - один из потомков этого древнего рода - был близким другом А.С. Пушкина), у села Александрово под Петербургом, аббат Оссовский, получив от правительства денежную помощь, построил в 1798 году корпуса Александровской мануфактуры, ставшей в начале XIX века одним из крупнейших предприятий России. После года работы мануфактура перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. В 1817 году управляющий мануфактурой А.Я. Вильсон предложил Опекунскому Совету открыть при мануфактуре карточную фабрику. Была составлена записка, которую 12 октября 1817 года утвердил Александр I. Правительство собиралось получить громадную прибыль, т.к. фабрика с монопольным правом производства карт устраняла всякую конкуренцию со стороны. Решение не давать откупов, срок которых истекал в 1819 году, и запрет на ввоз карт из-за границы предоставляли казне возможность назначить за карты любую продажную цену.

В 1819 году фабрика выпустила свою первую продукцию. За этот год было изготовлено 240 тысяч колод, которые стали продаваться по всей Российской империи (в 1820 году выпуск карт возрос до 1380 тысяч колод).

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие «атласные» в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас - это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах.

Вернемся же к нашему вопросу о картах пушкинской эпохи («Пиковая Дама» была написана в 1833 году). В это время и вплоть до 1860 года на оборотной стороне карт имелось изображение пеликана, кормящего двоих детей мясом собственного сердца. Этот аллегорический знак пояснялся надписью: «Себя не жалея, питает птенцов». Становится понятной ироническая фраза одного из героев рассказа Н.С. Лескова «Интересные мужчины»: «Чтобы не заскучать - сели под вечерний звон „резаться“, или, как говорится, „трудиться для пользы императорского воспитательного дома“. А польза была. В 1835 году дюжина колод обходилась в 12 рублей, а продавалась за 24. К середине 50-х годов карт производилось в три раза больше, чем выпускали откупщики в 1818 году, прибыль же возросла в 4,5 раза и составляла 500 тысяч рублей в год.

Интересующие нас карты этого времени имели характер народных лубочных картинок (художники-профессионалы к деятельности фабрики еще не привлекались). Они изображали смешных немецких рыцарей на конях, размером с пони, и большеголовых неуклюжих дам. Например, пиковая дама при своем желании не могла испугать игрока до сумасшествия, как это произошло с впечатлительным Германном. Но тем очевиднее проясняется гениальный замысел Пушкина, построившего интригу повести на внешнем несоответствии забавных карточных персонажей с их скрытой роковой ролью.

Знакомые нам сегодня изящные рисунки карт без верха и низа родились благодаря таланту академика живописи А.И. Шарлеманя. В 1860 году ассортимент фабрики невероятно расширился: стали производиться карты уменьшенных размеров, пасьянсные, дорожные, детские, учебные и гадальные. Но чем интенсивнее развивалось производство, тем „архаичнее“ выглядели рисунки на картах во вкусе народного примитива.

Будучи историческим живописцем и баталистом, А.И. Шарлемань пробует себя в разных областях искусства. Он делает иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина и других известных писателей, выполняет эскизы для Императорского Фарфорового завода и помимо этого создает оригиналы для игральных карт. Заслуга художника состоит в том, что ему, талантливому рисовальщику и знатоку истории, удалось найти верный тон в решении образного строя всех карт. Благодаря ему игральные карты стали отличаться своеобразным стилем и целостностью образов-символов.

Продукция фабрики с успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках в Париже в 1867 и 1878 годах. В 1893 году игральные карты с рисунками Шарлеманя были представлены на Всемирной выставке в Чикаго и получили бронзовую медаль и почетный диплом.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие «атласные» в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.

А.И.Шарлемань . Игральные карты пасьянсные.1862.

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя. В «Прейс-Куранте розничных цен на 1935 год» Государственной Карточной Монополии, находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов, колода карт «Атласные» в 52-53 карты стоила 6 рублей.

Интересный вопрос – а кто был прообразом карточных персонажей? Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах. Карл Великий, король франков, возглавлял червовую масть; пастух, певец и древнееврейский царь Давид – пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» – алмаз.

Игральные карты дорожные. 1870-е По оригиналам А.И.Шарлеманя Петербург. Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме. Собрание А.С.Перельмана

В 16 веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, что вполне соответствовало ее новому карточному положению. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная. Это словцо стало столь популярным, что все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем. В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII (черви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы). Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам. Поэт В.И.Майков в поэме «Игрок ломбера» смело бросает на стол Огиера – валета пик.

С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как „известный на Москве банкомет“. Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру „на интерес“. В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

А.Е. Бейдеман Игральные карты. Бумага, акварель,тушь, перо

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, „очко“, штосс и сотни других, вплоть до безобидного „подкидного дурака“) безраздельно царили среди простонародья.

Традиционная колода. Италия

На Западе „умственные“ карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти - „серпы“, „молоты“ и „звезды“. Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как „атрибуты буржуазного разложения“.
Итак, в какие же карты мы сейчас обычно играем?

А.И.Шарлемань. Игральные карты. Картон, тушь, перо,акварель,гуашь. Собрание А.С.Перельмана

1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Рисунки карточных фигур с монограммой Шарлеманя выполнены в натуральную величину карточной колоды. Созданы по заказу карточной фабрики в 1860 - 1870-е годы и до сих пор остаются самыми известными и популярными карточными рисунками в России.

Источники
http://ta-vi-ka.blogspot.com/
http://www.jokercards.ru
http://lizi-black.com

А вот давайте все таки подробнее поговорим, кто такие , ну а так же вспомним . Сюда же можно добавить такую тему, как Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Вот так выглядит современная популярная колода карт. Создана она в 1860-1870х годах Адольфом Шарлеманем по заказу карточной российской фабрики. На основе популярных французских карт. Не каждый знает, что каждая фигура в колоде имеет свой прообраз. Но об этом позже.

Происхождение игральных карт

Колода обычных игральных карт произошла . В XIV – XV веках это было самое модное увлечение в Европе. А в пользование у европейцев среднего и низкого уровня пошли карты Младшего Аркана. Со временем их количество снизилось и вместо 56 карт стало 52. Куда делись 4 карты? В картах Младшего Аркана есть такие фигуры как Король, Дама, Рыцарь и Валет. Посчитали, что по градации иерархической лестницы и возрастной, Рыцарь и Валет не сильно-то отличаются, потому оставили лишь Вальтов. А так как игры бывают разные и по сей день, то и колоды все так же иногда использовали с 2,3,4,5 –ками, а иногда и без. Т.е. в колоде 36 карт. А теперь подробнее.

Первые переделанные игральные карты

В 1392 году шут французского короля Карла VI Безумного по имени Жакмен Грингоннер развлекал его частенько карточными играми. И, чтобы обрадовать его, создал свою собственную колоду на основе существующих. В качестве персонажей колоды он рисовал известных личностей. Эта колода очень напоминала современную, с одним лишь отличием: изначально там не было дам, были короли, рыцари и пажи. И еще шут нарисовал сам себя! Так появился джокер в колоде (созвучно с Жакмен). Хотя, возможно, шут в эту колоду перешел всего лишь со Старшего Аркана карт Таро. Все масти теперь были переименованы и изменены. Денарии карт Таро превратились в бу-бей, а затем в бубны, кубки (чаши) – в масть черви, жезлы - в кресты, а позднее в трефы (фр. пер. – клевер, трехлистник), мечи - в пики.

Итак, король червей изображён как Карл Великий, король бубен – Юлий Цезарь, трефовый – Александр Македонский, а пиковый – царь Давид. Т.е. эти карты были похожи на своих персонажей и подписаны, остальные нет.

Позже и валеты были перерисованы в известные личности. Валет червей – это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, известен как верный соратник Жанны д’Арк; бубновый валет – это Роланд, лучший витязь короля Карла Великого, из «Песни о Роланде», позже Гектор де Марэ, брат Ланселота и тоже рыцарь Круглого Стола; трефовый – Ланселот Озерный из легенд о короле Артуре; пиковый – Ожье Датчанин, храбрый соратник Карла Великого.

Продолжнение следует...

Игральные карты - в первую очередь это не превзойденный инструмент развлечения. Всевозможные карточные игры, фокусы и трюки с картами, и не забудьте про гадание на картах. Все это по большому счету призвано развеселить нас, поднять настроение, помочь отдохнуть. Пусть и не на долго, мы окунаемся в нечто неизведанное нами до сих пор.

Хочется надеяться, что любители мира карт согласятся с таким описанием. Ведь обычная колода игральных карт - это все равно, что шкатулка полная секретов. Стоит только ее распечатать и головоломкам, загадкам, фокусам уже не будет конца. В этой маленькой коробочке спрятано столько секретов для пытливого ума, что их хватит на целую жизнь. А вся прелесть в том, что каждый способен обучиться (если захочет) этим карточным секретам.

И как всегда самый главный секрет, который возникает перед исследователем, карточной вселенной это - откуда и как?

Откуда взялись игральные карты и как они появились?

Вот если честно, знаете ли вы ответ? Во многих случаях можно услышать три варианта ответа.

Первый: игральные карты вышли из колоды карт Таро. Это общепринятое мнение и имеет право на существование.

Второй вариант: "Чтобы любить, знать не обязательно". Ну, что же вполне достойная фраза, чтобы уйти от ответа и сменить тему.

Ну и третий вариант, который приходилось слышать: "В общем - то нет, а кому это надо?" В общем – то отвечать вопросом на вопрос это дурной тон. Но все же…

Зачем знать историю возникновения игральных карт?

Знание это сила (власть, деньги, слава, успех - нужное подчеркнуть) И дело здесь не в обладании информацией ради самой информации. А в том, как этой информацией (знаниями) можно воспользоваться. Человек, обладающий углубленными познаниями в каком бы – то ни было вопросе, всегда производит впечатление эрудированного и образованного собеседника.

Даже короткий рассказ о происхождении игральных карт может сыграть свою роль. Покажет вас разносторонне развитой личностью и начитанным человеком, а не зацикленным только на игре картежником.

Или представьте, сколь удачно может вплестись история о происхождении игральных карт в ваше выступление перед публикой при показе фокусов. Заполнить паузу, развлечь зрителей во время смены декораций.

А если кто увлекается гаданием на картах, то всегда можно добавить немного мистики своим рассказом об игральных картах. В общем, были бы знания, а как их применить, хватит смекалки у каждого.

Так вот, собственно о происхождении игральных карт.

Прародительницей современных игральных карт, в том виде, в котором они нам знакомы сегодня, можно считать колоду карт Таро. Примерно в средние века 52 младших аркана были отделены обычными обывателями от основной колоды.

Примечание: Первая книга о колоде Таро появилась в Венеции в 1575 году.

Со временем они потеряли связь со старшими арканами. И уже стали восприниматься как нечто само достаточное. Утратив свою таинственность и значимость в глазах обычного человека. Они мало, в чем изменились, дойдя до нашего времени. И все также как и тогда используются для карточных игр, при демонстрации фокусов и карточных трюков, гаданиях.

Сама же колода карт Таро берет свое начало в древнем Египте. И как утверждают специалисты, в области езотеризма содержит в себе тайные знания. Эти знания были зашифрованы с помощью рисунков. Чтобы передать будущим поколениям посвященных.

Примечание:Arcanum - в переводе с латыни означает тайна. А слово Таро – очень созвучно с древнеегипетским ”Ta-Rosh”- Путь Королей.

Вся эта теория возникновения игральных карт очень убедительна и имеет хорошо осмысленную и наглядную основу.

Но существует еще целый ряд интересных теорий, предлагающих свою версию происхождения игральных карт .

В конце девятнадцатого века Стюарт Кулин – американский исследователь, посвятивший много времени изучению истории возникновения игр сделал несколько интересных выводов. Которые касались истории возникновения игральных карт.

Согласно его исследованию первые карты на земле появились в древнем Китае. И хотя у них было большинство признаков современных игральных карт, для игры они годились мало. Это были полоски промасленной бумаги от двадцати до ста пятидесяти сантиметров в длину. И шириной в 1,25 см. На обороте всегда присутствовал, какой ни - будь рисунок.

Но уже тогда этот набор напоминал колоду. В нее входили восемь мастей: человек, рыбы, ворона, фазан, антилопа, звезда, кролик и лошадь. Каждая масть разделялась десятью полосками разной длины.

Самое раннее упоминание о картах присутствует в свитках из эпохи династии Тан, а это 600 год н.э. И это были уже карты сделанные из бумаги высокого качества. С более удобными размерами для удержания в руках. Кроме того, сами рисунки имели пометки, относящие их к той или иной масти.

На много позже иностранные путешественники и купцы завезут в Европу эти рисунки как восточную экзотику. Потом уже другие европейцы перекопируют эти рисунки на свои игральные карты. А далее время трансформирует их в королей, дам и валетов. Цифровые обозначения тогда располагалось на другой стороне карты. В виде кружков. Шесть кружков обозначало шестерку.

Примечание: Может именно от сюда, монахи Доминиканцы, взяли свою идею создания домино.

Другая теория возникновения игральных карт была опубликована профессором арабистики Томасом Хайдом в 1694 г. в научной работе под названием “Mandragorias” - Игра Мандрагора. Он привел несколько образцов в виде изрисованных бумажных и картонных овалов. Которые сильно напоминали тогдашние игральные карты. Также в этой монографии впервые прозвучало определение «китайские шахматные карты».

Очень интересна, наглядна и довольно убедительна теория возникновения игральных карт под номером три.

Ее автором стала Катрина Харгрейв американская исследовательница карточных игр. Она предположила, что именно Индия была тем местом, где зародились игральные карты. Произошло это в 800 году н.э. И это было не смешение карты-шахматы, а полностью обособленное явление.

В подтверждение своей теории она привела подробное описание индийских игральных карт того времени. Материалом для изготовления могла послужить древесноволокнистая или хлопчатая бумага. В редких случаях использовали слоновые кости.

Игра называлась «Ганджифа». Для игры использовали колоду, которая могла содержать от 8 до 10 мастей. Каждая масть имела десять цифровых карт и две специальные. Одна из этих особых карт содержала рисунок инкарнации индийского бога Вишну. А вторая особая карта иллюстрировала одну из историй во время этой инкарнации. Уникальность этих карт заключалась в их форме. Это были диски размером от 2 до 4 см.

На наш взгляд это наиболее внятные версии происхождения игральных карт , с не плохой доказательной основой.

Что делать дальше с этими знаниями, мы как всегда оставляем на усмотрение нашего уважаемого читателя. Может, кто ни - будь, захочет более детально изучить озвученные теории. И лично ознакомиться с работами упомянутых исследователей.

Или на пример во время спора о том, откуда взялись игральные карты. Если кто ни - будь, попытается сострить, указав на надпись “made in” с упаковки колоды. Будет не лишним показать разницу между острословием и остроумием подкрепленное хорошей осведомленностью в вопросе.