Сегодняшний день участники нашей Третьей весенней противопожарной экспедиции провели в поездке по окрестностям Астрахани и у самой границы Астраханского биосферного заповедника.

Пожаров нам пока не досталось,но, тем не менее, поездка получилась насыщенной событиями и открытиями.

Одна из целей нашей экспедиции заключается в том, чтобы как можно более полно раскрыть возможности применения тростника в различных областях жизни. Многое времени я провела, разыскивая информацию о тростнике и других сухих растительных остатках, которые так безжалостно сжигают каждую весну на огромных площадях.

Сегодня наша группа, проезжая по Астраханской области, видела как местные жители пользуются тростником в обустройстве своей жизни. Об этом расскажут Игорь Подгорный и Анна Баскакова, а я предлагаю вашему вниманию первую часть того интересного материала, который я подготовила к этой поездке.
Итак, что мы знаем о тростнике?

Тростни́к - крупное, широко распространённое многолетнее травянистое растение семейства Злаки или Мятликовые. Образует обширные заросли по берегам и дельтам рек в тёплых странах.

Тростник часто ошибочно называют камышом.
Камыш - совершенно другое растение, относится к семейству Осоковых. У некоторых видов камыша трехгранный жесткий стебель, что не характерно для тростников.
Камыш - прибрежно-водное растение, широко распространённое практически по всему земному шару.

Камыш - название известное всем, но часто им обозначают совершенно разные растения. Нередко камышом называют рогоз.
Рого́з — единственный род растений монотипного семейства Рогозовые. Болотная трава с рыхлым соцветием от светло- до тёмно-коричневого цвета.

Скорее всего, путаница с названиями произошла от распространенности камыша, его название более благозвучно и со временем перешло на другие водные растения.

Тростник влаголюбив, растёт по берегам водоёмов, часто на значительной глубине - до полутора метров, - встречается на болотах и заливных лугах, в близости от грунтовых вод в лесах и на солончаках.
Тростник всегда образует большие заросли, которые имеют важное экологическое значение: поселившись на топких или болотистых местах, тростник со временем превращает их в более сухие участки: большая масса листьев и стеблей испаряет много влаги, как бы выкачивая ее из сырой почвы.

Тростник хорошо фильтрует воду, губчатая структура его стеблей способствует доставке кислорода к прикорневым участкам, обогащая почву дна, что благотворно сказывается на росте других растений и на общем состоянии подобных экосистем. Рыбы хорошо чувствуют себя в тростниковых зарослях, находят много корма, откладывают там икру.

Животный мир тростниковых зарослей богат и разнообразен. Множество птиц гнездится и зимует в тростниках - лебеди, пеликаны, орланы белохвосты, гнездятся цапли, множество видов уток, чаек. Кабаны, волки, болотные черепахи, бобры, камышовые коты, ондатры, горностаи, выхухоль - всем этим животным в тростниках находится корм и место для дома.

Человек использовал тростник и камыш в быту и в строительстве с давних времен.
В Древнем Египте из растения папирус, которое принадлежит семейству Осоковых и является родственником именно камыша, изготавливали веревки, канаты, обувь, лодки.

В 3 тысячелетии до н.э. стеблем папируса древние египтяне питались, изготавливали из него циновки, ткани, плоты, а также материал для письма, который тоже называли папирусом.


«
Для этого разрезали стебли на узкие полоски, мочили их, склеивали в широкие ленты и особым образом укладывали.

Ширина слоёв колебалась от двух до восьми сантиметров, так как работа происходила ручным образом.

Самые качественные слои получались их сердцевины стола. Слои плотно выкладывались друг относительно друга. На выложенные в ряд полосы накладывался второй слой, но перпендикулярно первому. Переплетения слоев не было. Затем всё прессовали. Прочность достигалась за счет клейких веществ самого растения. После прессования папирусные листы выкладывались на солнце для просушивания.

Изготовленные в Египте папирусы пользовались большим спросом в Греции. С помощью египетских папирусов велась вся деловая и литературная деятельность Средиземноморья VII века до н.э. Спрос на сырье был столь велик, что природных запасов не хватало, египтянам приходилось выращивать папирус специально.

В наше время в Египте так же налажено производство папирусов из растительного сырья, но уже в сувенирных целях.
В Древнем Египте из папируса так же строились лодки, и даже целые корабли. Лесов в Египте не было, так что папирус был основным строительным материалом. Самые древние записи о лодках были найдены именно в Египте. На папирусных судах египетские фараоны путешествовали по Нилу, а после смерти фараона вместе с ним хоронили и его лодку.

Тонкие стебли папируса связывались в большие связки, из которых и собирался корпус судна. На таких судах древние египтяне совершали плавание не только по реке Нил, но и по большим аф¬риканским озерам.
Папирусная лодка была достаточно большим сооружением: ее длина могла до-ходить до нескольких десятков метров. Она приводилась в движение с помощью многочисленных рабов, каждый из кото¬рых греб одним коротким веслом. Позднее на подобных судах стали использовать большой квадратный парус, также спле-тенный из папируса. В кормовой части лодки устанавливались крытая каюта или навес, под которыми размещались пасса¬жиры или грузы.

Грузоподъемность и остойчивость подо¬бных судов были таковы, что на них пере-возили даже каменные глыбы для строи¬тельства пирамид.

В наше время норвежский исследова¬тель Тур Хейердал попробовал повторить одно из путешествий, совершенных древ¬ними египтянами вдоль берегов африкан-ского континента. Для этого по старинным чертежам и ископаемым остаткам лодок в 1969 году было построено судно, которое назвали «Ра», по имени египетского бога солнца. На этом судне участники меж¬дународной экспедиции попытались пересечь Атлантический океан, отправившись в путь от побережья Марокко. Однако, из-за недоработок в конструкции папирусной лодки, экспедицию пришлось прервать. Но уже в следующем в 1970 году была построена лодка «Ра-II», и уже на ней, так же из Марокко, была предпринята вторая попытка, увенчавшаяся успехом: Лодка пересекла Атлантику и достигла Барбадоса, подтвердив тем самым прекрасные мореходные качества легких папирусных лодок. Так было доказано, что египтяне были не только великими строи¬телями, но и искусными мореходами.

Папирусная лодка «Ра» и жилое помещение на её борту

Утром 17 мая 1970 г. "Ра 2" вышла из марокканского города Сафи (Северная Африка) и направилась через Атлантический океан к берегам Южной Америки.
Экипаж "Ра-2" состоял из восьми человек: Тура Хейердала (Норвегия), Нормана Бейкера (США), Карло Маури (Италия), Кея Охары (Япония), Юрия Сенкевича (СССР), Жоржа Сориала (Египет), Сантьяго Хеновеса (Мексика), Мадани Аит Уханни (Марокко).
Спустя 57 дней мореплаватели достигли берегов Барбадоса. Общая протяженность плавания составила 5 700 км. Успех экспедиции на "Ра-2" подтвердил гипотезу Тура Хейердала о возможности древних трансокеанских контактов. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединенных Наций.
В настоящее время легендарная лодка "Ра-2" хранится в музее "Кон-Тики" в Осло.


Тур Хейердал и его лодка «Ра»

Документальный фильм о путешествии на деревянном плоту "Кон-Тики" получил "Оскара", а книга о самом плавании стала бестселлером и разошлась миллионными тиражами.

В 1977 году Тур Хейердал предпринял новое путешествие. На этот раз он построил лодку из тростника и назвал её «Тигрис». Это было самое большое судно из построенных Туром Хейердалом. Длина его была 15 метров.
«Тигрис» был построен в Ираке из иракского тростника и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. Тур Хейердал подтвердил свою гипотезу о том, что месопотамский тростник, также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает водостойкими качествами.


Строительство лодки «Тигрис»

В Ираке, между реками Тигр и Евфрат, в заболоченных южных районах Междуречья, уже более 5 тысяч лет живет одна из самых интересных национальных групп — «озерные, или болотные, арабы».

Здесь находится местечко Аль-Курна, окруженное со всех сторон большими и маленькими озерами и болотами, поросшими гигантским тростником, камышом и осокой. «Болотные арабы» ютятся на островках, часто искусственных, размером с небольшой садовый участок, а жилища сооружают из связанных пучков тростника. Общаются с соседними семьями, передвигаясь на небольших лодках-долбленках. Источником существования является продажа традиционных изделий из тростника.

Однако, в наше время, тотальная мелиорация и осушение болот почти полностью уничтожила эту народность. Сейчас болотных арабов осталось совсем мало, однако они продолжают строить себе дома из тростника.

В современном Ираке тростник используют для строительства различных построек. Например, дом для приема гостей.

Но не только болотные арабы живут на плавучих тростниковых островах.
В Южной Америке, в Перу, у высокогорного озера Титикака, племена южноамериканских индейцев уру живут в тростниковых домах, которые строят не на берегу, а на плавучих тростниковых островах.

www.andreev.org

Каждый такой остров состоит из нескольких слоев высушенного тростника. Нижние слои постепенно подгнивают и уносятся водой, а верхние постоянно обновляются жителями.
На островах построены жилые хижины. Вода в озере Титикака довольно холодная, так что жарким климат в тех местах не назовешь. Однако, не одну тысячу лет индейцы уру живут именно в тростниковых домах. На некоторых из них установлены солнечные батареи.
Между островами жители передвигаются на лодках и каноэ, которые так же строят из высушенного тростника. Срок жизни такой лодки около полугода, затем она начинает подгнивать и тогда индейцы строят новую.
Площади таких островов не так уж малы.


Фото Екатерины Андреевы с сайта
Фото Михаила Ушакова. www.mackeyka.ru

Сувениры и украшения из тростника.


Фото Екатерины Андреевы с сайта www.andreev.org

Ценность тростника определяется не только его строительными и теплоизоляционными качествами. С древних времен и до сих пор тростник употребляют в пищу. Корневища тростника не раз служили пищевым суррогатом во время тяжелых и длительных неурожаев. Их выкапывали, сушили, размалывали и в большом количестве добавляли к пшеничной и ржаной муке и пекли хлеб.
В пищу используются богатые сахаром молодые, еще не позеленевшие ростки тростника. Из них делают пюре, варят супы, добавляют в винегреты и салаты. Из поджаренных корневищ приготавливают суррогат кофе.

Корневища тростника содержат витамины (В1, В2, С), белки, жиры, углеводы, аспарамид, аминокислоты, жирные кислоты, стероидные соединения, a-токоферол, кофейную и гентизовую кислоты, алкалоиды и другие азотсодержащие соединения. Соцветия, стебли и листья растения, помимо этого, содержат флавоноиды.

Тростник обыкновенный широко применяется в народной медицине некоторых стран.

В китайской медицине корневища используют как жаропонижающее, желчегонное и противорвотное средство, оно входит в состав эффективного препарата против пневмонии. Отвар корневищ или молодых стеблей и листьев пили как потогонное и мочегонное средство.

В корейской медицине корневища тростника обыкновенного применяют при простудных заболеваниях, сопровождающихся повышенной температурой и сухостью в горле, при задержке мочи и воспалительных заболеваниях мочеточников и мочевого пузыря, а также в качестве противоядия при отравлении рыбой и крабами.

В народной медицине Сибири и на Алтае он применяется при простуде, как жаропонижающее средство, при воспалении мочевого пузыря и предстательной железы у мужчин. С этой целью отваривали корневища, собранные осенью и ранней весной, а также приготавливали напиток, прибавляя к нему траву горца альпийского или щавеля.

В народной медицине российского Дальнего Востока корневища используют как потогонное и противодиабетическое средство. В виде припарок толченые корневища используют при артритах, а свежий их сок пьют при кровохарканье и жажде во время лихорадочных заболеваний, делают из него компрессы, накладываемые на места укусов ядовитых насекомых. Водный настой стеблей и листьев применяют как мочегонное и потогонное средства.

О проблеме выжиганий тростника в нашей стране, а так же о возможных способах использования его в строительстве и быту мы расскажем в следующей части нашего обзора.

Раздел:

  • ЧАСТЬ 1
  • СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
  • §41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.
1 . Древние египтяне делали лодки из тростника - папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
2 . На деревянных лодках некогда путешествовали по Руси. Двигались по рекам и озёрам.
3 . Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
4 . Люди построили теплоходы и катера. Люди по−прежнему применяют лодки.
5 . В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам−каналам этого города.

Решение

  1. Древние египтяне делали лодки из тростника - папируса, плавали по Нилу и даже по морям.
  2. На деревянных лодках некогда путешествовали по Руси и двигались по рекам и озёрам.
  3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки, выдалбливали их из целого ствола дерева.
  4. Люди построили теплоходы и катера, но по−прежнему применяют лодки.
  5. В настоящее время гондолы используют в Венеции, на них плавают по улицам−каналам этого города.
Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по

смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предлодений.
1. Древние египтяне делали лодки из тросника - папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
2. На деревянных лодках некогда путешествовали по Руси. Жвигались по рекам и озёрам.
3. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки. Выдалбливали их из целого ствола дерева.
4. Люди построили теплоходы и катера. Люди по прежнему применяют лодки.
5. В настоящее время гондолы используют в Венеции. На них плавают по улицам-каналам этого города

1 задание

(1) В полдень погода изменилась. (2) Стало теплее, мягче. (3) Разорванные белые облака плыли по синим бочагам небосвода не спеша, вперевалочку. (4) Небо отпускало на землю легкие пушинки снега. (5) Ветра не было, и лесные перелески, одетые в новье зимы, выглядели торжественно нарядными. (6) Косачи-черныши стаями мостились на березках, шелушили почки. (7) Кем-то напуганные куропатки с криком перелетали от перелеска к перелеску.

(8) Я шел к реке густой еловой порослью и думал _ Кто же нарушил покой куропаток _ (9) С большой осторожностью стал пробиваться между елок к опушке полянки. (10) Не доходя до опушки на метр, я раздвинул кусты еловых лапок и сразу увидел нарушителей тихой благодати этого мирка. (11) Метрах в двухстах от меня мышковали лисовин и его подруга. (12) Чудная пара! (13) Вот бы нарисовать такую картину! (14) Я взялся за фоторужье.

(По Е. Твердову)
ВОПРОС
Какие предложения (см. текст из вопроса №1) содержат сложные слова (слова, имеющие 2 корня)?

1)
предложение 1

2)
предложение 3

3)
предложение 5

4)
предложение 7

5)
предложение 10

6)
предложение 11

1) Неподалёку от нас, в ложке у Шиловских гладей. завыли волки. (2) С другой стороны реки раздался ответный вой. (3) Тишины не стало. (4) Она ушла с волчье

й песней. (5) На пожню выскочила рысь, остановилась, принюхалась и сразу стеганула в берёзовую райку. (6) Оттуда до нашего слуха долетели хлопки и крики куропаток.
(7)- Это куропеть ночь славит, луне благодарение шлёт зато, что ответила потемки, дала позавтракать,- прошептал Денис и улыбнулся: - (8) Чудно в лесу, как у Лукоморья.
(9) У реки кто-то засмеялся, да так задорно и громко, что заставил меня остановиться, прислушаться. (10) Денис посмотрел на меня, прищурив глаза, передернул плечами, проговорил:
(11) _ Пойдем в избу, а то филин мертвого на ноги поставит_
(12) Я шёл за Денисом, а в моих глазах кадр за кадром проплывали перелески березняка, огненные бореи и боры, мелкие и крупные ельники, осинники, не широкие покосные поляночки, запорошенные снегом. (13) Денис шел неторопливой походкой, мягко ступая сапогами,боясь повредить мелкую поросль. (14) Он часто наклонялся, поднимал всякий упавший с ели или сосны сучок,клал его на корневище, и мне стало ясно: Денис шел большим полем. (15) Это было любимое, исконное поле.

1. Укажите предложения, в которых отсутствует или опущен один из главных членов:
1) Предложение 3
2) Предложение 10
3) Предложение 11
4) Предложение 12
5) Предложение 14
6) Предложение 15

2.Какие средствам выразительности используется в предложении 8-12?
1) Развернутая метафора
2) Эпитет
3) Фразеологический оборот
4) Олицетворение
5) Сравнение
6) Антитеза

3.Среди предложений 9-15 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Укажите номер этого предложения
1) Предложение 9
2) Предложение 10
3) Предложение 12
4) Предложение 14
5) Предложение 15

Никто точно не знает, когда человек впервые воспользовался ветром для движения судна. Паруса появились сначала на Ниле. Древнейшее изображение нильской парусной лодки имеется на вазе, относящейся примерно к 3200 г. до н. э. В Древнем Египте было мало деревьев, пригодных для строительства судов, поэтому лодки там делали из стеблей папируса, которые собирали в связки и уплотняли смолой. Вероятно, этим можно объяснить, что более поздние деревянные египетские лодки окрашивались в зеленый цвет всех оттенков. Однако довольно часто применялись также желтый и голубой цвета.

Основные характеристики: длина - 14 м; ширина - 3,8 м.

Изображения самых ранних морских судов известны по барельефам в царской гробнице, относящейся примерно к 2500 г. до н. э. Египетские суда строились из кедра, акации или акантуса способом «встык» - без шпангоутов. Корпус упрочнялся толстым канатом, который протягивался от носа до кормы и поддерживался вертикальными стойками. Канат натягивался стержнем-закруткой, вставлявшимся между его прядями. Этот способ применялся на протяжении всего следующего тысячелетия. Движителем при попутном ветре служил узкий четырехугольный парус, растягивавшийся на двуногой заваливавшейся мачте, а во время штиля или при встречном ветре - весла. Для управления судном применялись также весла-рули - по три с каждого борта.

Основные характеристики: длина - 34 м; ширина - 9,2 м. Окраска: корпус - светло-голубой; фальшборт, египетский крест на ахтерштевне - темно-красные; парус - светло-красный; форштевень, ахтерштевень - кремовые; палуба, рей, мачта, рулевые весла, опорные стойки - естественный цвет древесины.

Египетский корабль из папируса - один из самых древних в мире. Поначалу он представлял собой всего лишь папирусный плот, а приблизительно к 3500-му году до н. э. это уже был корабль. Использовали его почти исключительно для плаваний по Нилу. Его нос и корма были специально приподняты, чтобы легче было перетаскивать через отмели. Но, предусмотрев возможность еще выше поднимать нос и корму при помощи тросов, египтяне со временем стали выходить на этих кораблях в море.

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен. Плоты и суда этого типа используют в Восточной Африке, в Персидском заливе и в Южной Америке по сей день.


Модель древнеегипетской папирусной лодки.

Море с соленой водой, по суеверным египетским воззрениям, воспрещавшим употребление в пищу морских рыб и морскую соль, представлялись царством злого духа Тифона и внушало ужас, поэтому до воцарения более свободомыслящего фараона Псамметиха (664-664 до н.э.) египетская мосркая торговля была лишь пассивной. С другой стороны, Нил со своими рукавами, служивший естественным путём сообщения, немало способствовал тому, что в Египте, старейшей по культуре стране, очень рано и в широких размерах развилось речное судоходство.

На мелководных речных протоках с незапамятных времен использовались легкие плоты с приподнятыми оконечностями, составленные, за недостатком леса, из связок папируса. Они приводились в движение шестами и служили для перевозки людей и животных, даже быков, и для доставки товаров на рынки. Одно из изображений такого плота относится к царствованию VI династии (середина III тыс. до н.э.).


Строительство лодки в Древнем Египте

Первые деревянные суда появились в Египте на рубеже IV-III тыс. до н.э. Египтяне уже имели несколько довольно совершенных в техническом отношении типов судов, как, например, служившие для перевозки людей плоскодонные суда, длиною в 10-16 метров, ходившие под веслами и под парусом. За неимением достаточно прочных рангоутных деревьев, вместо мачты служили двуногие козлы с горизонатальным коротким реем, на котором крепился узкий высокий парус.

Помимо паруса, для движения служили также ланцетовидные весла, числом от 8 до 26 с каждого борта; для управления судном использовались от 2 до 5 весел с каждой стороны в корме. На судах, предназначавшихся для дальних переходов, имелись сплетенные из тростника каюты. Численность команды доходила да 70 человек. Крупнейшие из этих судов имеют сходство с судами правителя Уганды Мтеса на озере Виктория, описанными Стенли в его книге "Через Черный материк", выпущенной в 1878 г., то есть более чем на 4600 лет позднее.

По конструкции египетские корабли во многом напоминали более ранние нильские тростниковые суда или плоты. Единственным пригодным для кораблестроения деревом в Египте была акация, дерево твердое и волокнистое, из которого нельзя получить длинных досок. Короткие отрезки дерева скреплялись между собой постредством врезок и шпунтов (Геродот поэтому сравнивал обшивку египетских судов с кирпичной кладкой), корпус для большей прочности обтягивлся тросами. Борта завершались планширом, на уровне планшира крепились бимсы. Эти бимсы и стрипгер, проходивший от носа к корме непосредственно под ними, придавали корпусу дополнительную прочность. Шпангоуты отсутствовали. Натянутый трос между высоко поднятыми носом и кормой помогал удерживать их в таком положении. Киль как таковой отутствовал - его заменяла продольная килевая планка, а двойная мачта, стоявшая ближе к носу, опиралась на борта, как у тростниковых судов, дно которых не могло дать надежной для неё опопры.

Древнейшие египетские деревянные суда были найдены недавно в Абидосе, в погребениях начала первой династии - время царей Аха (Менеса) или Джера, около 3000 г. до н.э. В отличие от судов эпохи IV династии из Гизы, они были захоронены в собранном виде. В длину они достигали 20-30 метров, доски обшивки, как и предполагалось, скреплялись тросами, щели между ними законопачивались волокнами папируса.

Имеются также сведения о первых дальних плаваниях древних египтян. Ещё в 2300 г. до н.э. из гавани Левкос Лимен (ныне Козейр), где кончалась дорога, ведущая к Красному морю из Коптоса на верхнем Ниле, плавали в сказочную страну Пунт. Более точные сведения о морском деле в древности дают нам надписи и изображения в фиванском храме Дейр эль-Бахри, посвященные экспедиции, посланной в Пунт через Красное море, царицей Хатшепсут (1479-1458 до н.э.) около 1470 г. до н.э.

Корпуса изображенных на них кораблей имеют более изящные очертания, они имеют кормовую и носовую палубы с фальбортом; форштевень прямой, ахтергтевень плавно изогнут и завершается бутоном лотоса. Концы палубных бимсов пропущены сквозь обшивку, что придавало конструкции большую прочность. Отпала необходимость опоясывать корпус судна тросом. Мачта более низкая, чем на более ранних судах, количество штагов сократилось, но парус, как и на речных судах того времени, широкий и низкий.

Уже после 1400 г. до н.э. египетское судостроение претерпело значительных изменений и развивалось в рамках общей средиземноморской традиции, где тон задавали сперва Крит, а затем финикийцы и греки. Груз, привозимый из страны Пунт, состоял из золота, серебра, слоновой кости, черного и других ценных пород дерева, живых благоухоющих растений в кадках, благовонной смолы, леопардовых шкур, женщин, детей и павианов двух пород. Однако идут споры, были ли матросы египтянами или финикийцами. За финикнийцев говорит то обстоятельство, что среди фресок недавно открытой в Финах гробницы, относящейся к той же эпохе, есть изображения тех же судов, но с финикийской командой. Возможно, что это были наёмники, подобные финикийцам-наёмникам тирского царя Хирама, совершивших спустя 600 лет поход на кораблях Соломона в страну Офир и вернувшимся оттуда с подобной же добычей. Спустя 1000 лет царь Нехо снаряжает флотилию для обхода кругом Африки, и команда набирается сново из финикийцев. Хотя к этому времени египтяны по идее уже должны были избавитсьяот страха перед морем, под воздействием греческого влияния, проникшего в Египет при царе Псамметихе. Египтяне предоставляли свою морскую торговлю тем же финикийцам.

piratghostship.narod.ru


Изображения кораблей в Древнем Египте

Тур Хейердал (род. 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия, ум. 18 апреля 2002, Колла Микери, Италия) впервые привлек к себе внимание экспедицией на "Кон-Тики"в 1947, когда попытался доказать возможность контактов между Южной Америкой и Полинезией.


Тур Хейердал

В 1969 и 1970 годах он предпринял экспедиции на лодках "Ра" и "Ра 2", получивших название по имени египетского бога солнца и построенных из папируса, чтобы доказать возможность контактов между Древним Египтом и Америкой.

В Африке еще сохранилась технология производства папирусных лодок. Подобные же лодки делают и в Боливии.


Современые папирусные лодки на озере Чад, Республика Чад, Африка, папирусные лодки на озере Титикака, Боливия, Южная Америка.


Примеры додинастических наскальных изображений папирусных лодок, некоторые из них показаны с парусами.(Landstrom, Ships of the Pharaohs, 1972, p.16.)


Модель лодки Хейердала.

Хейердал купил 15 тонн папируса в Эритрее (египетский ныне слишком мелок), нанял судостроителей из Чада и они выполнили его заказ, построив 15-метровую лодку.

Хейердал отправился в путь не из египетского, а из финикийского порта Сафи в Марокко и поднял флаг Объединенных наций, имея в команде 7 человек из семи стран. Одним из них был русский врач Юрий Сенкевич. Локдка прошла 5 000 км (2 700 морских миль) за 56 дней, и команда была вынуждена покинуть ее в 500 милях от острова Барбадос.


Ра 1

В конструкцию пришлось внести поправки - корма не была задрана достаточно высоко, кроме тгого, чтобы лодка не рассыпалась, надежнее было связывать ее единым канатом в несколько сотен метров длиной. Так папирус мог противостоять штормам.


Ра 2

Через 10 месяцев у Хейердала была готова меньшая - 12 м длиной - "Ра 2". Этот парусник пересек Атлантику в самом широком месте (6 100 км - 3 270 морских миль) за 57 дней и доставил путешественников в Бриджтаун, столицу Барбадоса.

Конструктивно "Ра-2" строился из коротких пачек папируса. Длинные тяжи гораздо меньше впитывают воду. "Ра-2" создавали боливийские индейцы, живущие на озере Титикака. Они с древности и до сих пор плавают на таких камышовых судах, называя их "тоторас". В настоящее время "Ра-2" находится в музее в Осло, рядом со знаменитым "Кон-Тики".


Обложка журнала "National Geographic".

Таким образом было доказано на практике, что папирусные лодки древности могли использоваться для межконтинентальных контактов. Однако трудно считать, что такие плавания могли бы быть регулярными.

Позднее Хейердал предпринял еще одну экспедицию - на "Тигрисе".


Экипаж "Тигриса". В центре внизу Тур Хейердал и Юрий Сенкевич.

Из интервью Ю. Сенкевича.

Когда Хейердал взял в свою первую экспедицию семь человек из разных стран, то мы (участники) даже шутили: всякой твари есть по паре. Потому что на лодке были не только мы - люди, была еще у нас и обезьянка, был селезень, потом, уже в океане, залетел к нам голубь, который, как известно, в путешествии на настоящем Ноевом Ковчеге тоже принимал участие.

Если прибегать не к мистическим, а мифологическим (не решаюсь сказать: библейским) аналогиям, то, безусловно, Хейердал хотел как бы продемонстрировать миру следующее: неважно какого цвета кожа у человека, какую религию он исповедует, какой он национальности или олитической ориентации, - если все целеустремленно объединены одним общим делом, то могут жить в дружбе и согласии, могут решать любые проблемы и вопросы. Так и оказалось в результате.

А какой у тебя цвет кожи, араб ты или еврей, коммунист или апиталист, - это не имеет абсолютно никакого значения. Эти "вопросы" снимаются прежде всего условиями, в которых люди находятся, во-вторых - общим важным и нужным делом. Люди понимают, что все остальное несущественно. Если ты белый, но при этом ничего не можешь и к тому же трус, то тебя просто перестанут уважать, а будут уважать черного, который этими качествами обладает. На первое место здесь, в экстремальной ситуации, всегда выступают чисто человеческие качества: профессионализм, смелость, ловкость, сила, умение жить в одном коллективе, умение ладить...


Хейердал

Конечно, Хейердал в своей экспедиции ставил цели прежде всего научные, он хотел доказать мировой общественности, всем людям, что на такого типа папирусных судах можно было в древности переправляться через океан. Но попутно, хорошо зная мир, и то, что в мире происходит в политике, в экономике, будучи человеком пацифистских настроений (Хейердал - участник Второй мировой войны), он хотел продемонстрировать миру, как важно, чтобы люди жили в мире и согласии. И это придавало экспедиции какое-то дополнительное общественное звучание.


Тур Хейердал.

История парусников насчитывает не одно тысячелетие. За это время лодки и паруса менялись разным образом. Первые лодки были небольшие и имели только один прямой парус. Со временем лодки увеличивались в размере, к ним добавляли конструктивные элементы для ведения боевых действий или для торговли, стали появляться косые и смешанные паруса. Но все это будет потом, а мы пока перенесемся в Древний Египет.

Прародительницей всех кораблей можно считать камышовую лодку. Точнее это был папирусный плот, потому как в Древнем Египте не было деревьев, пригодных для строительства лодок. Эта лодка была построена приблизительно 3500 г. до н.э., а по некоторым источникам даже раньше У нее не было мачты, но зато был слаженный экипаж для управления лодкой: сзади располагался кормчий с рулевым веслом, он направлял лодку, а по бортам сидели гребцы, работавшие веслами, как на каноэ.

Камышовая лодка. Египет, 3500 г. до н.э.

Следующий этап в строительстве кораблей уже имел значительный прогресс - лодки стали делать из дерева и вооружать парусом. Нильские корабли за три тысячи лет до нашей эры все еще напоминали камышовую лодку, но уже имели мачту и именно тогда были подняты первые прямые паруса. Руль был несколько усовершенствован и прикреплен к шесту прямо под кормой.

Нильское судно. Египет, 3000 г. до н.э.

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен.

Непрочная конструкция не позволяла египтянам выходить в море, поэтому такие корабли передвигались только по Нилу. А вот суда следующего тысячелетия уже имели гораздо большую длину и позволяли морякам выходить в море на тысячи миль. Это были и торговые суда, и военные корабли, при этом военные имели более мощный нос-таран.

Торговое судно. Египет, 1500 г. до н.э.

Военное судно. Египет, 1500 г. до н.э.

Вообще история кораблестроения Древнего Египта весьма интересна и обширна. Все древнеегипетское судостроение делят на несколько периодов:

  1. Додинастический период (5300 – 3500 гг. до н. э.) - именно в это время появились камышовая лодка и первые корабли с парусами.
  2. Эпоха династий фараонов (3200 – 2240 гг. до н. э.) - тогда в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение, корабли уже имели значительно большие размеры, где-то в этот период перешел переход от примитивного гребка к веслу (египтяне заставили весло работать по принципу рычага). Торговые суда уже совершали дальние переходы, например в Индию.
  3. Времена Нового Царства (со II тыс. до н. э.). Египтяне начали использовать высокие хвойные деревья, специально завозившиеся для этой цели из Ливана. Балки, вытесанные из их длинных стволов, позволили делать суда повышенной прочности, делать обшивку судна, увеличить размеры паруса и весел. Соответственно увеличились и размеры судов: длина до 30 – 40 м, ширина до 4,0 – 6,5 м, водоизмещение до 60 – 80 тонн.
  4. Более поздние времена (II тысячелетие - 300 г. до н. э.) - в Египте появляются боевые корабли, которые участвовали в морских сражениях на островах Средиземного моря и на побережье Южной Европы, корабли совершают путешествия вокруг Африки, начинается строительство Суэцкого канала.

Со времен правления царицы Хатшепсут (1500 г. до н. э.) началась гигантомания египетских кораблей. По ее велению было создано торговое судно водоизмещением 1,5 тыс. тонн, имевшее длину 63м, ширину 21м, высоту борта 6м и осадку 2м, именно на нем перевозили по Нилу два 350-тонных гранитных обелиска от скал Асуана в священный город Фивы. А дальше и того больше - многоярусное судно водоизмещением 3 тыс. тонн, длиной 128м, шириной 17м, высота носа и кормы над водой - 22м, мачта высотой около 40м, длина весел верхнего яруса - до 19м, а управлялся этот корабль четырьмя тысячами гребцов.

Египтяне использовали лодки и корабли не только в реальной, но также и в загробной жизни. Подтверждением тому являются лодки, найденные в разных гробницах. Впрочем, это тоже уже совсем другая история.

А камышовые лодки хоть и являются самыми первыми лодками, но они и в наше время используются в некоторых странах, например, в Перу или в Восточной Африке. Кроме того, известный норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал в 1969 г. построил лодку из папируса и отправился на ней пересекать Атлантический океан. Но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.