1. В японской версии игры коллекционные журналы Playboy подверглись цензуре - грудь на всех фотографиях спрятали за чёрным прямоугольником. Решение по меньшей мере странное - во-первых, в Стране восходящего солнца Mafia II и так получила рейтинг Z («Старше 18 лет»), а во-вторых, сам журнал в Японии издавался без подобных изменений.
  2. В своё время Mafia II установила рекорд по частоте употребления слов с корнем -fuck- среди игр - за всё прохождение брань звучит в ней 397 раз. Для сравнения: в House of the Dead: Overkill, предыдущей обладательнице «почётного» титула, крепкие ругательства встречаются почти вдвое реже - 200 раз.
  3. Коллекционные журналы Playboy, которые можно собрать в игре, - анахронизм: действие «Мафии» разворачивается с 1945-го по 1951-й год, первый выпуск настоящего Playboy издали в 1953-м, а фотографии, попавшие в виртуальный мир, были напечатаны с 1958-го по 1968-й. В дополнении Joe"s Adventures и вовсе оказалось изображение из номера, вышедшего аж в 2007-м году!
  4. На коллекционных плакатах «Разыскивается», которые можно найти в мире игры, запечатлены разработчики Mafia II из 2K Czech.
  5. Среди прочего контента, вырезанного из игры до релиза, фанаты нашли в файлах и старых видеороликах упоминание лицензии на ношение оружия, которую можно было купить и впоследствии предъявить полицейскому, чтобы избежать проблем с законом.
  6. Энтузиасты, покопавшись в файлах игры, обнаружили, что огромное количество контента так и не попало в финальную версию - тут и несколько концовок, и большее число миссий, и бойцовский клуб…
  7. Сюжет для игры Mafia: The City of Lost Heaven насчитывал 500 страниц. Сценарий Mafia 2 насчитывает 700 страниц. И это только основной сюжет, не включая побочных заданий.
  8. Это не продолжение первой части, нет никаких отсылок к сюжету Mafia. Фактически, для игрока вовсе не обязательно знакомство с предшественницей.
  9. Над Mafia 2 работает 120 человек.
  10. Работа по созданию игры ведется около пяти лет.
  11. На создание каждого пешехода уходило около трех-четырех недель.
  12. Система анимации симулирует работу тридцати лицевых мышц.
  13. Действие происходит в вымышленном городе Эмпайр-Сити. Его площадь составляет примерно десять квадратных километров, что вдвое превосходит размеры застроенной части Лост Хэвен из первой части. Новый город состоит из десятков уникальных кварталов, а в качестве образца для него послужил Сан-Франциско.
  14. Действие игры разворачивается с 1952-го по 1963-ий года, а сюжет развивается вскоре после Второй мировой войны, когда Вито возвращается с военной службы в Европе.
  15. В игре два главных героя с абсолютно разными характерами. Несмотря на то, что вы сможете играть только за Вито, другой персонаж по имени Джо будет играть важную роль в сюжете игры.
  16. Можно будет читать газеты и узнавать новости с 1945-го по 1951-ый год.
  17. Если открыть капот машины, можно увидеть работающий двигатель.
  18. В Mafia 2 необходимо заезжать на заправочные станции для пополнения запасов горючего. Также вам представится возможность посетить автомойку, чтобы смыть накопившуюся на автомобиле грязь.
  19. Физическая модель повреждений авто гораздо более детализирована, чем в Burnout Paradise, если верить журналистам, побывавшим на пресс-конференции. Присутствуют повреждения кузова, разбитые стекла, взрывающиеся бензобаки.
  20. Машины можно будет красть двумя способами: с помощью отмычки или с помощью силы – разбив боковое стекло.
  21. Разработчики уделили большое внимание детализации окружающего мира. Так, прохожие будут вести себя по-разному: кто-то будет ловить такси, кто-то – читать газету, а другие будут разговаривать между собой.
  22. Автопарк игры будут составлять более восьмидесяти автомобилей.
  23. Пастельные цвета и дизайнерский стиль временами напоминают BioShock.
  24. Погони окажутся более захватывающими вследствие полной переработки машин. Они станут прочнее, а также легкими и интересными в управлении. Присутствует возможность совершать ловкие заносы.
  25. Деньги пригодятся для покупки новой одежды (которая поможет избавиться от преследователей), а также во время посещений ресторанов. Как и в GTA: San Andreas, еда поднимет здоровье персонажа.
  26. Полиция узнает о преступлении в том случае, если свидетели происшествия смогут добраться до телефона или рации. Также полиция будет ориентироваться на приметы преступника. Решить эту проблему можно, купив новую одежду и сменив номерные знаки автомобиля.

Вито Скалетта (Vito Scaletta)

Вито главный герой игры, сын бедных иммигрантов из Италии. Именно жизнь в нищете заставила его стать гангстером. Он наблюдал за образом жизни этих парней: у них всегда были лучшие тачки, лучшая одежда, они ходили в лучшие заведения города.
Вито всегда пытался быть похожим на них. Однажды, Вито вместе с другом детства Джо пытался привлечь их внимание, совершая мелкие преступления, но случилось так, что Вито попался и его поставили перед выбором: отправиться в тюрьму, либо же записаться добровольцем в армию и идти воевать. Вито выбрал последнее предложение.
И вот 1945 год, Вито получил серьёзное ранение, долго лежал в госпитале и было принято решение отправить его домой. На вокзале его ждал друг детства Джо.

Джо Барбаро (Joe Barbaro)

Джо - лучший друг Вито, они выросли вместе в нищем квартале Empire Bay. Именно это подтолкнуло молодых людей стать гангстерами. Пока Вито был на войне, Джо установил некоторые связи с гангстерами Empire Bay, он выполнял их мелкие поручения.
Джо - обычный хулиган и нарушитель спокойствия, обожает публичных дам и хорошую выпивку.

Генри Томасино (Henry Thomasino)

Генри посвященный член (made man) семьи Клементе. Он имеет дружественные отношения с Вито и Джо (возможно, они друзья детства). Вместе они выполняют поручения гангстеров.
Известно, что Генри приехал в штаты из Сицилии. После того, как в Италии к власти пришли фашисты, его семье пришлось нелегко, ведь отец Генри был "человеком чести" (ну или, проще говоря, мафиози), он отправил сына в штаты, но сам не успел покинуть страну - его посадили в тюрьму, где он скончался.

Эдуардо “Эдди” Скарпа
(Edoardo “Eddie” Scarpa)

Родился в Чикаго в 1908 году в семье сицилийских иммигрантов. Арестован за контрабанду в 1938 году. Провел 4 года в государственной тюрьме. Был также неоднократно арестован и осужден за пребывание в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. В семье Фальконе занимает должность капо, а также старшего советника. Является бывшим боксером. Отсутствует высшее образования, но компенсируется хорошим интеллектом. Очень весел в поведении; проводит время за бутылкой алкоголя, азартными играми, в компании проституток. Уверен в себе и готов смеяться над собственными шутками.

Mafia II

Обзор

Она погружала в себя с невероятной силой, отпускала только под сонное утро, и, как ненасытная девица, давала понять, что после кратковременного отдыха свидания с ней не избежать. Помните, какой она была? Волнующей, интригующей, образцовой, захватывающей. После полного прохождения хотелось каждому встречному говорить, что игры - действительно искусство, что они когда-нибудь встанут на одну ступеньку с фильмами, а потом и выше поднимутся. Такой была Mafia. Игра-резонанс, игра-явление, игра-легенда. Мы до последнего зарекались не проводить параллелей между первой частью и сиквелом, но никак не можем, уж простите. О Mafia 2 невозможно судить без детальной ретроспективы. Почему так - догадаться несложно. Если вы, как и мы, любите первую «Мафию», то попытайтесь сейчас вместе с нами состроить грустную гримасу, налейте себе дрянного дешевого виски в стакан, прикурите сигарету без фильтра непременно от бензиновой зажигалки и приготовьтесь. Как бы ни было больно и обидно, мы вынуждены говорить о Mafia 2 совсем не так, как представляли себе это долгих восемь лет. Глава 1. Неведение Берлога стопгеймовцев. 29 августа 2010 г.

А поначалу все было как в сказке. После великолепной интродукции и скоротечного военного эпизода мы на несколько мгновений получаем ее - ту самую вторую «Мафию». Пешая прогулка, пушистый снег, Вито Скалетта в красивой шинели, «Let it Snow!» Сэмми Кана и неторопливое потягивание пивка в баре со старым другом. От восторженных чувств разрывается сердце - мы почти любим все дальнейшее заочно. Приятно поражает практически все. По дороге лениво ползут автомобили, картинно облепленные снежком. Количество сценок с участием прохожих настраивает на благородные и чистые мысли о том, что вот она - игра года! Знакомый владелец лавки заколачивает досками окна и двери своего заведения - во время войны его доходы резко снизились. В местном кафе нам встречается, судя по всему, бывшая подружка Вито, которая даром времени не теряла: уже замужем и с двумя детьми на руках в свой 21 год. Дамочка средних лет, съежившись от холода, ругает мужа и его испортившуюся машину. Над домами пролетают бомбардировщики - все зачарованно смотрят в небо и ведут обывательские разговоры о войне. Проработка окружения - домов, витрин магазинов, даже мусора, который валяется под ногами, - на высоте. Через дорогу во все горло кричит продавец газет, зачитывая заголовки с первой страницы. В родном подъезде уборщица натирает до блеска пол... Первые ощущения от Mafia 2 сродни смакованию любимого шоколада - хочется бесконечно долго растягивать приятный момент, никуда не спешить, удобно усесться в кресле и, блаженно прищурив глаза, пропускать через себя весь этот поток неземного наслаждения. Первый взломанный замок, первая украденная тачка, драка, погоня и легкие деньги. От сюжета уже ждешь неожиданных поворотов, расписанного в мелких деталях становления настоящего мафиози, предвкушаешь знакомство с многочисленными представителями теневого мира, в котором главенствуют деньги, связи и особые семейные узы. Глава 2. Истинное положение дел Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.

О сюжете было известно немало еще задолго до 27 августа. Главный герой, Вито Скалетта, и его друг детства, любитель женщин и экстравагантных рубашек Джо Барбаро, отправляются в долгий и нелегкий путь покорения вершины криминального мира Эмпайр-Бэй. По идее, все должно было начаться с мелких налетов и грабежей, а закончиться разборками между семьями с распилом собственности и сфер влияния. И вроде бы сценаристы поступили верно: не стали рассказывать еще одну историю о том, как «парни шли к успеху», а вручили нам неудачника, у которого просто катастрофический коэффициент невезения, но… что-то где-то пошло не так.

Наши друзья - беспросветные кретины без намека на инстинкт самосохранения. И если Барбаро хотя бы изредка переживает за смерть напарников, любит пошутить, ему не чужды слабости и пороки (то есть он более или менее похож на человека), то Вито Скалетта - ключевой персонаж, с которым нам предлагают себя отождествлять, - бездушный герой типичного боевика восьмидесятых. Делает абсолютно все, что скажут, ни на секунду не задумываясь о последствиях. Смысл его никчемного существования - получить задание и с горем пополам его выполнить.

Мы бы рады открыть для себя личность Скалетта с неизведанной стороны, но сценаристы сами нас заставляют относиться к нему как к прилежному мальчику для битья. Картина маслом: родная сестренка в слезах из-за мужа, загулявшего в обществе шлюх и торчков. Вито отважно навещает тусовку, деформирует зятю портрет и мирно едет домой, где уже раскалывается от звона телефон. «Ты чудовище! Знать тебя не хочу и видеть!» - вопит девушка, в ответ на что Вито без эмоций вешает трубку на рычаг и больше о сестре не вспоминает. Занавес. Пусть был бы лишь главный герой безликим уродом. Мы такой расклад еще бы приняли. Одна из главных бед всей истории Mafia 2 заключается в том, что в ней ни одного хорошо выписанного и многогранного характера. Все типажи до безобразия предсказуемы и плоски. Детали биографии подаются варварским способом в духе «О! Внезапно выяснилось, что он предатель!» или «С ума сойти, он, оказывается, был настоящий Добрый Жук!».

Хорошо, нет интересных персонажей - подайте нам тогда хотя бы увлекательные миссии, связанные между собой внятным сторилайном. Ну да, размечтались... Фантазии и упорства разработчиков хватило только на относительно неплохую первую половину игры. С того самого момента, как Вито попадает (внезапно, конечно же!) в передрягу всего лишь из-за талончиков на топливо (и это после гор трупов, которые он за собой оставил), в адекватность сюжета и постановки Mafia 2 перестаешь верить. Во второй половине игры любая миссия выглядит следующим образом: поднимаемся по звонку телефона, едем в противоположный родному дому пункт назначения, там смотрим ролик, потом снова едем на другой конец карты, стреляем, стреляем, потом стреляем, снова стреляем и отправляемся обратно домой. Все самые интересные задания пришлись на сороковые годы, а пятидесятые покажутся сущей пыткой. Сравнивать между собой две временные эпохи очень и очень просто. Если сейчас не учитывать всю внешнюю атрибутику - автомобили, одежду, погоду - то все равно остается еще слишком много всего отличительного.

В начале даже кат-сцены очень красиво поставлены: камера выбирает аппетитные и удачные ракурсы, все мимолетные движения актеров сделаны очень реалистично - прикуривание сигареты, улыбки, жесты руками и многое-многое другое. Каждую секунду хочется громко крикнуть: «Верю!» Про интересные поручения и знакомства с новыми людьми и говорить даже не надо.

Ужас приходит потом. Куда-то пропадают красивые ролики; встречи с людьми, которые по идее должны нас одаривать дополнительными заданиями, ничего не сулят; миссии предсказуемы. Контраст неописуемо большой. Но главный просчет разработчиков кроется даже не в этом. Глава 3. Горечь Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.

Как-то негласно принято, что сиквел должен быть лучше, богаче, вариативнее, насыщеннее оригинала. Примеров этому - миллионы. Вторая часть - это почти всегда развитие (именно развитие) идей, заложенных в первой. В 2K Czech так не считают совсем. До боли обидно и прискорбно осознавать, что Mafia 2 выглядит выигрышнее на фоне своей предшественницы только с позиции сравнения технологий. Ну, оно и понятно - восемь лет ведь прошло.

Зато почти во всем остальном (и это несмотря на минувшие годы) наблюдается полная деградация. Есть проблемы с искусственным интеллектом полицейских, которые жуть как метко стреляют даже из едущей машины, но при этом совершенно наплевательски смотрят на наше небрежное вождение. Палить из окошка авто теперь не дозволяется, дополнительных заданий нет совсем - если не считать сжимание под прессом украденного транспорта. Свободных прогулок не осталось, загородных миссий - тоже. А еще теперь во время перезарядки оставшиеся в недострелянном магазине патроны не теряются, как это было раньше, - все в угоду ленивому игроку.

Что остается в активе? Красивая графика с очень хорошей разрушаемостью и интерактивностью уровней. Ни захватывающего сюжета, ни интересных персонажей, ни запоминающегося финала. Концовка Mafia 2 - бездарная и нелепая ересь, которую сценарист, видать, дописывал в шумном и душном метро за полчаса до сдачи работы. Другого адекватного объяснения мы не смогли придумать. Глава 4. Прощание Квартира автора. 31 августа 2010 г.

Утро. Выпита бутылка дешевого виски, выкурена пачка сигарет без фильтра. Гудит голова и на душе невообразимо паршиво. Ни одна другая игра не заставляет так переживать за себя, как это делает Mafia 2. Как ни прискорбно, но заключительный вывод нам придется сделать. Это провал - не совсем полный, но весьма ощутимый. Ситуацию спасает только теплящаяся любовь к оригиналу и те славные первые сорок минут, в течение которых казалось, что перед нами та самая игра года.

Плюсы и Минусы

Плюсы: уютная атмосфера Эмпайр-Бэя; отличная графика; высокий уровень интерактивности и разрушаемости окружения; первые сорок минут игры. Минусы: очень слабый и вторичный сюжет; неинтересные и плоские персонажи; проблемы с искусственным интеллектом у полицейских; кроме технологии, Mafia 2 ничего нового по сравнению с оригиналом не может предложить.

Самое главное для настоящего мафиози

Шикарно сделанные автомобили - одна из причин для знакомства с игрой. Среди них встречаются как полные развалюхи вроде такси, которое перекочевало сюда из первой части, так и скоростные машины - например, Shubert Frigate. При этом нужно обязательно выставлять реалистичный режим вождения, иначе всего удовольствия от управления неповоротливыми, вечно пробуксовывающими и медленными черепахами вам не почувствовать. Есть еще один повод провести с Mafia 2 больше времени, чем положено, - это премилая мини-игра, обязывающая собирать постеры из журнала Playboy того времени. Намного лучше ведь, чем граффити рисовать, подковы с ракушками коллекционировать или голубей стрелять сами знаете где. В Сети уже давно лежат архивы, где имеются все фотографии, но настоящих ценителей женской красоты это ведь не остановит, верно?

Персонажи

Создавая Вито и Джо, главных героев Mafia II, авторы старались сделать их максимально правдоподобными – чтобы они казались настоящими, чтобы в них поверили. Внешность молодых гангстреров должна была отражать их характеры и при этом соответствовать американскому стилю середины ХХ века. Разработчикам пришлось изучить множество кинофильмов, модных журналов, книг и тысячи фотографий, чтобы воспроизвести типичные прически, одежду, аксессуары и особенности внешности итальянских иммигрантов, проживавших в Америке в 1940–50-х годах.

Вито Скалетта

Умный, самоуверенный молодой сицилиец. Детство его прошло на улице, где он познакомился и крепко подружился с Джо Барбаро. Вдвоем юные Вито и Джо проворачивали мелкие преступления, восхищались заезжавшими в Маленькую Италию богатыми мафиози и мечтали о легкой жизни.

Джо Барбаро

Наглый и непредсказуемый Джо – профессиональный преступник. В течение десяти лет они с Вито были настоящим криминальным дуэтом. Джо живет на широкую ногу, у него в фаворе крепкая выпивка, быстрые машины, легкодоступные женщины. Восхождение по криминальной лестнице для него – идеальный способ удовлетворять свои запросы. Генри Томасино

В отличие от Вито и Джо, Генри уже посвящённый: он принят в семью, является полноправным гангстером, связанным клятвой верности, и ему гарантирована защита преступного клана. На данный момент неизвестно, почему, занимая такое положение, он якшается со столь мелкими сошками, как Вито и Джо. Возможно, они уже давно знакомы и выросли вместе, или Генри поручили приглядывать за этой парочкой его боссы из коза ностра, либо он сам взял на себя этот труд, подобно старшему брату. Как бы там ни было, положение Генри в мафии служит вдохновением и стимулом для Джо и Вито. И это не просто приятельские отношения: Генри наблюдает за вступлением парней в криминальную среду и за их «карьерным» ростом. Фамилия персонажа - вероятная отсылка к фильму «Крестный отец».

Сюжет

События Mafia II разворачиваются в 1943-1951 годах в вымышленном городе Эмпайр-Бэй (англ. Empire Bay), где заправляют три мафиозные «семьи»: Винчи, Клементе и Фальконе.

Главный герой, Вито Скалетта, в детстве переехал вместе со своей семьёй из Сицилии в США. Будучи мальчишкой, Вито думал, что в Америке все его мечты станут реальностью, однако на деле всё оказалось иначе. Его отец, Антонио Скалетта, работал в порту, получая за свой труд гроши. Через несколько лет Антонио, будучи пьяным, упал в воду и утонул. Семья Вито испытывала денежные трудности, из-за чего в детстве он связался с Джо - хулиганом и вором. Со временем они с Джо стали лучшими друзьями.

Шли годы, Вито и Джо выросли, но их пыл и стремление к лёгким деньгам не угасли. Однажды во время ограбления ювелирного магазина они были замечены полицией, началась погоня. Джо удалось скрыться, а Вито был пойман. Шла Вторая мировая война, и на фронте нужны были солдаты, владеющие итальянским языком, поэтому Вито предоставили выбор, и он предпочёл отправиться на войну.

Развитие сюжета

Глава 1: Историческая родина. Сицилия, июль 1943 г.

1943 год. Военная операция в Сицилии. Вито в составе парашютного полка отправляется на остров, но перед десантированием их самолёт подбивают, и выживает всего несколько человек. Вместе с бойцами сопротивления, они должны освободить город от солдат Муссолини. В ходе боя за ратушу города, танк фашистов выстрелил в здание и попадание снаряда оглушает Вито и других солдат, находящихся в ней. Фашисты, которые после этого выстрела ворвались в здание, начали добивать солдат, находящихся без сознания, но в тот момент, когда очередь умереть дошла до Вито, глава сицилийской мафии дон Кало приказывает фашистам Муссолини прекратить стрельбу. Вито остался жив, но был ранен.

1945 год. Получив ранение от фашистов и пролежав в госпитале, Вито, получив месячный отпуск, возвращается в Эмпайр-Бэй, где его на вокзале сразу встречает Джо. Он объясняет Вито, что пока он был на войне, Джо разбогател, стал профессиональным преступником и обзавелся связями, что позволяет ему достать для Вито «разрешение» остаться в городе.

Приехав домой, Вито узнает, что его мама и сестра Франческа пытаются расплатиться с долгом в 2000 долларов, который занял ныне покойный отец Вито. Он идет к Джо за советом и помощью. Тот знакомит Вито с Джузеппе (лучшим медвежатником в городе, который и дает Вито «справку»), затем с Майком Бруски (угонщиком и автослесарем). Вито становится членом преступного мира Эмпайр-Бэй и начинает медленно зарабатывать себе на жизнь. Джо разрешает Вито пожить у него.

Вито будит звонок матери, которая сообщает ему, что тот обещал честно работать на начальника отца Федерико (Дерека) Паппалардо. Он начальник доков, глава профсоюза, а «по совместительству» капо семьи Винчи. Сначала он заставляет Вито таскать ящики за 10 долларов, но когда Вито упоминает фамилию Барбаро, Дерек поручает Вито более ответственное задание - «выбить» деньги на парикмахера с докеров. Затем Джо знакомит Вито с Генри Томасино - членом семьи Клементе. Тот хочет, чтобы Вито украл дефицитные талоны на бензин в Федеральной службе по регулированию цен, которые было трудно достать из-за продолжающейся войны. Выполнив задание, Вито приносит Генри талоны, но тот замечает, что срок их годности истекает через час и даёт Вито задание успеть продать талоны на заправках до истечения срока.

Вито просыпается и видит записку Джо, в которой сказано, что они пойдут на дело. Вито приходит в бар, и Джо объясняет, что они идут грабить ювелирный магазин. Всё шло по плану, но появилась банда Брайана О`Нила, в это же время неподалёку проезжает патрульная полицейская машина. Вито и Джо удаётся скрыться с награбленным добром, а О`Нил и его банда попадают за решётку.

Генри знакомит Вито и Джо с Лукой Гурино - капо семьи Клементе. Лука предлагает Джо и Вито вступить в семью за $5000 (с каждого), а также хочет чтобы герои убили Сидни Пена, более известного как «Толстяк». Вито отправляется к Гарри - ветерану войны, который вручает Вито пулемёт MG-42. Вито отправляется к Генри и Джо, и в результате перестрелки они находят и убивают Сидни. Генри получает ранение и друзья отвозят его к Эль Греко. Вито за проделанную работу получает $2000, которые он отдаёт сестре.

Выйдя из квартиры Джо, Вито Скалетта попадает прямиком в руки Антонио Росси, детектива полиции Эмпайр-Бэй. Вито сдал один из покупателей талонов. Через 3 месяца суд Эмпайр-Бэя вынес приговор - десять лет тюрьмы. Через три дня Вито получит письмо от Джо, который предлагает ему найти Лео Галанте. Во время прогулки по тюремному дворику, Вито случайно встречает Брайана О`Нила. Тот обвиняет его в своей поимке и между ними начинается драка, за которой наблюдает Галанте. Однако очень скоро надзиратели разнимают дерущихся и сажают обоих в карцер. Лео, узнав, что Вито работал на семью Клементе, сначала отказывается помочь, но когда Вито говорит, что Клементе и Гурино предлагали вступить в семью за деньги, даёт слово, что поможет ему и разделается с ними. В тюрьме у Вито появляется новый враг - Брайан О`Нил. Внезапно к Вито приходит сестра и сообщает о болезни матери. После встречи мама Вито умирает. Спустя какое-то время Вито убивает О`Нила, а Лео обещает, что поможет Вито выйти раньше срока.

Настал 1951 год. Зимняя атмосфера игры меняется на летнюю, изменяются также автомобили, одежда - город зажил новой жизнью. Вито вышел из тюрьмы раньше - спустя 6 лет. Джо сообщает, что он теперь работает на семью Фальконе и показывает Вито снятую для него квартиру. В первый же день Вито знакомится с Эдди Скарпа. Эдди, Вито и Джо отправляются в бордель, где напиваются; затем они отправляются к старой обсерватории, где хоронят Франческо Потенца. После этого Вито отвозит пьяных к Джо на квартиру.

Джо предлагает Вито заработать на продаже краденых сигарет, но в дело вмешивается банда «бриолинщиков». Они поджигают грузовик с сигаретами. В ответ Вито, Джо, Марти и Стив с дружками громят бар «бриолинщиков» и убивают их самих на территории заброшенной литейной. Джо и Вито оплачивают потерю грузовика Эдди деньгами от продажи угнанных «хот-родов» для Дерека.

Карло Фальконе сообщает Вито, что Клементе похитил бухгалтера Харви Бинса и двоих солдат семьи Фальконе: Фрэнка и Тони Бальзама. Вито следит за Лукой Гурино (капо семьи Клементе), который отправляется на скотобойню Клементе; там Вито спасает Тони Бальзама и Харви Бинса. Лука прячется в офисе и вызывает подкрепление. Вито вместе с Тони убивают бандитов Луки. Бальзам замучил Луку до смерти. После этого Вито и Джо становятся членами семьи Фальконе.

Фальконе доверяет друзьям особое задание - убить дона Клементе, который не соблюдал законы Коза Ностры. Джо взял с собой на задание Марти - 18-летнего друга Джо, мечтающего стать гангстером. Во время задания Марти погибает и Джо убивает Клементе. Джо сильно переживает и после выполненного задания решает поехать в бар «Одинокая Звезда». Там он напился, до такой степени, что вытащил пистолет и начал размахивать им, пугая других посетителей. Во время пьянства, он упомянул имя друга «Вито», а также его номер телефона. Бармен Леон позвонил ему, прося о помощи. Вито, который в это время находился у себя на вилле, откликнулся, начал уговаривать Джо, чтобы он ехал домой. В этот момент в психическом порыве Джо случайно выстреливает из пистолета и убивает бармена. Вито быстро эвакуирует Джо, также тащит за собой труп, укладывает его в багажник машины и уезжает из этого места в сторону дома Джо. После доставки домой Джо, Вито быстро привозит машину к Бруски и там, при помощи пресса давит машину вместе с трупом.

Генри, работавший на убитого дона Клементе, просит у Вито поговорить с Фальконе о его дальнейшей работе на новую семью. И первым заданием Генри, в качестве солдата Фальконе, было убийство Лео Галанте, друга Вито. Скалетта, прибыв в дом Лео раньше Генри, спасает его от убийства (у игрока есть пять путей: попасться Генри, спрятаться в шкафу, спрятаться в душе, спрятаться под кроватью и сбежать. Если игрок выбирает вариант спрятаться в душе, то Вито и Лео погибают, в любом другом случае Вито спасает Лео и отправляет на поезде в Лост-Хэвен. Далее Вито помогает сестре с её мужем Эриком, приезжает к нему и «перевоспитывает» его, поссорившись тем самым с сестрой. Дом Вито сжигает двоюродный брат Брайана О’Нила - Микки Десмонд со своими людьми, и он вынужден обратиться за помощью к Джо. Они расстреливают бар ирландцев и убивают Десмонда. Вито переселяется в квартиру покойного друга Джо, Марти.

Трое друзей решаются провернуть свое дело в тайне от главы семьи: Генри узнал, что китайская мафия продает наркотики за небольшую сумму, которую за неделю можно было бы утроить. За деньгами друзья идут к ростовщику-еврею Бруно, который дает нужную им сумму под огромный процент. Но после покупки партии наркотиков у выхода из китайского склада Джо, Вито и Генри встречают бандиты, переодетые в полицейских. Начинается стрельба на складе, но Вито, Джо и Генри удается сбежать.

Фальконе узнаёт о сделке и забирает свою долю. Вито и Джо отправляются в парк на встречу с Генри, где становятся свидетелями жестокого убийства Генри людьми мистера Вона, ранее продавшего им партию наркотиков. В итоге Джо и Вито остаются без гроша в кармане. Они решают отомстить, разгромив китайский ресторан. Ворвавшись в офис Вона, они узнают, что Генри работал на полицию. Но друзья не верят этому и убивают его. Остаётся отдать долг мафиозному ростовщику, но есть проблема - нет денег и их негде достать.

Эдди даёт работу Джо и Вито: убить бывшего мафиози, сдавшего свою семью, по имени Томас Анджело (главный герой первой части игры). Подъехав к его дому на красном автомобиле, Вито говорит Томми: «Мистер Сальери передает вам привет», и Джо убивает его из обреза. Затем Вито в поисках денег для Бруно идёт в порт к Дереку, где ему поручают унять толпу разбушевавшихся рабочих. Рабочие узнали Вито и рассказали ему правду о начальнике доков: отец Вито погиб не случайно, его утопил Стивен Койн, «шестёрка» Дерека, по его приказу. Далее Скалетта переходит на сторону восставших рабочих и мстит за гибель своего отца, после чего, убив Дерека и Стива, забирает все деньги из сейфа директора. Всего требуется собрать $27500. Ему приходится грабить магазины и сдавать машины Бруски. После сбора необходимой суммы Вито с похищенными деньгами направляется к Джо, но его не оказывается дома. В процессе поисков Джо Вито приходит к людям Винчи в ресторан «Мона Лиза». Там его оглушают, и он приходит в себя на стройке, где их вместе с Джо лично допрашивает Винчи, крайне недовольный положением дел в городе и бойней в Чайнатауне. Вито и Джо утверждают, что понятия не имеют, о чём он. Вскоре героям удаётся с боем вырваться с места пыток. Вито отвозит раненого Джо к Эль Греко, а деньги - Бруно. В ходе разговора оказывается, что Бруно и есть тот самый ростовщик, у которого когда-то занимал денег отец Вито.

В дождливое утро Вито просыпается от звонка Эдди, который просит срочно приехать к Фальконе в обсерваторию для важного разговора. Выйдя на улицу, Вито видит людей Винчи. Его приглашают сесть в машину, где его ожидает Лео Галанте. Лео говорит, что знает, кто устроил разгром в китайском квартале и говорит, что Винчи хочет убрать Вито. Но Лео, «похлопотав» за Вито, выбил ему последний шанс для спасения - убить Фальконе. Вито соглашается. После долговременной перестрелки Вито заходит в планетарий, где находится Карло. Вито уже собирается убить Фальконе, но тут к его виску Джо приставляет ствол револьвера. Фальконе подкупил его льстивым предложением стать его капо. Вито просит поверить ему и убить Фальконе вместе, на что сперва Джо не соглашается, но после сам предлагает убить Карло. Покончив с Фальконе, Вито и Джо выходят из планетария. На улице их уже ждали люди Винчи во главе с Лео. Лео спрашивает, хорошо ли всё прошло, на что Вито отвечает, что Фальконе мёртв. Вито просят сесть в машину к Лео, а Джо садится в другую. Машины едут по дороге, но внезапно машина с Джо сворачивает на повороте, в то время как автомобиль с Лео и Вито едет дальше. Вито спрашивает у Лео, что всё это значит, на что тот отвечает: «Прости, Джо в сделку не входил». Последний кадр игры - общий план на Эмпайр-Бэй.

Геймплей

Основные нововведения

В «Mafia 2» была переработана система чекпоинтов. Карта города вызывается той же клавишей, как и в оригинальной игре, но при этом для игрока постоянно доступна мини-карта в нижнем правом углу экрана. На ней отображается путь до выбранной игроком точки (зелёная линия) или текущего задания (красная линия).

Механика перестрелок и рукопашных схваток претерпели существенныe изменения, появилась система укрытий, подобная Gears of War и GTA IV. Вито получил возможность укрываться за ближайшим возможным препятствием и вести огонь оттуда (некоторые укрытия разрушаемы, например, тонкие деревянные перегородки). Прицел теперь меняет цвет в зависимости от ситуации: красный - если Вито целится во врага, зелёный - если оружие направлено на союзника или беззащитного человека (в них нельзя стрелять).

Место действия

Основным местом действия игры Mafia II (исключая первую и шестую главу) является вымышленный город Эмпайр-Бэй - название является отсылкой к прозвищу штата Нью-Йорк). Город Эмпайр-Бэй похож на Нью-Йорк за счет таких достопримечательностей, как Бруклинский мост, Эмпайр-стейт-билдинг, Крайслер-Билдинг, Центральный парк и т. д. В целом, архитектура города идентична архитектуре Нью-Йорка, при этом Эмпайр-Бэй имеет небольшие сходства с Лос-Анджелесом - (Госпиталь похож на Сити Холл в Лос-Анджелесе, обсерватория из Гриффит Парка (Обсерватория Гриффита, а также надпись на горе в стиле знака Голливуда). До выхода игры говорилось, что Эмпайр-Бэй - это смесь Нью-Йорка и Сан-Франциско, хотя в городе нет никаких достопримечательностей или узнаваемых зданий из Сан-Франциско, также в игре отсутствуют очевидные сходства с другими крупными городами США. В отличие от города Лост-Хевен, в Эмпайр-Бэй отсутствует аэропорт и загородные автомобильные дороги.

Площадь карты игрового мира составляет около 7,8 квадратных километров (3 квадратных мили), с самого начала игры можно попасть в любую точку города.

Автотранспорт

Игра содержит 46 транспортных средств (из которых 10 становятся доступны только после загрузки всех 5 официальных мини-дополнений). Автомобили имеют вымышленные имена, однако у большинства из них есть реальные прототипы. Большинство исторических автомобилей доступно в нескольких цветовых вариантах.

Угнать припаркованный автомобиль можно, взломав замок или выбив стекло передней двери. Также имеется возможность угнать автомобиль, «выкинув» из него водителя. Автомобили, которые Вито поставил в свой гараж, остаются там, и ими можно воспользоваться в любой миссии. Удаление автомобиля из гаража не предусмотрено. Есть два способа избавиться от машины: раздавить прессом на свалке Майка Бруски или продать в доках Дерека Папаллардо.

Полиция

Полицейские патрулируют город либо пешком, либо на автомобилях. Заметив преступление, полиция может действовать по-разному в зависимости от ситуации: Предупреждение: если Вито был замечен в драке с другим человеком. Проверка документов: за подозрительные действия. Штраф: за небольшое правонарушение - незначительное превышение допустимой скорости, столкновение с дорожным знаком или с другими машинами. Арест: за открытое ношение оружия на улице, за стрельбу (не в людей), за угон машин, серьезную аварию, за нападение на полицейского, нападение на граждан, за отказ платить штраф полицейскому, за ограбление магазинов. От ареста можно откупиться, дав взятку полицейскому. Размер взятки зависит от количества полицейских. Стрельба на поражение: за убийства и наезд на прохожих, за убийство полицейских, за стрельбу в полицейских, за сопротивление аресту. Существует 2 степени «стрельбы на поражение»: лёгкая - полицейские стреляют из револьверов, реже из дробовиков; тяжкая - полицейские ставят на дорогах заграждения, вооружены автоматами Томпсона, в район, где в последний раз был замечен Вито, посылаются всё новые и новые отряды. Если полицейский объявит приметы преступника по рации, то Вито окажется в розыске. В этом случае его попытается задержать (или убить) любой полицейский. Однако можно уйти от преследования, если купить (или украсть) новую одежду в магазине или переодеться дома. Помимо этого, полицейские могут запомнить номер машины Вито. Если он будет замечен в ней, то начнётся погоня. Чтобы этого не случилось, номер можно сменить в автомастерской или дать взятку, позвонив в полицию с любого телефонного аппарата. Если сесть в машину полиции, она будет объявлена в розыск. В ней нет радио, а кнопка переключения радио заменяется кнопкой включения и выключения сирены. Полиция Эмпайр-Бэй проявляет интерес не только к главному герою, но и к любым гражданам города, так или иначе нарушившим закон.

Оружие

Оружие является необходимым средством выполнения подавляющего большинства сюжетных миссий (за исключением 7 главы).

Многие виды оружия вернулись в игру из первой части: Thompson M1928, Colt 1911, помповое ружье. Также появилось новое вооружение времён Второй мировой войны: MP40, M3, МР-28/II, MG42. В отличие от игры-предшественника, количество оружия, носимое героем, не ограничено - ограничивается только боезапас. Пополнить арсенал и купить патроны можно в оружейных магазинах города, а также у Гарри - ветерана войны, с которым Вито познакомится в одной из миссий. Также отмычки и револьвер «Магнум» продаются в магазине Джузеппе (в прошлом - профессионального взломщика сейфов). Члены банд по всему городу носят при себе Кольт 1911. Продавцы некоторых баров, а также все продавцы оружейных магазинов вооружены. Оружие убитого падает на землю и его можно подобрать.

Музыка в игре

В «Mafia II» используется лицензированная музыка 1940/1950-х годов, включая 122 композиции от 74 исполнителей, среди которых: «Rock Around the Clock», «Let It Snow», «Mambo Italiano» и другие.

Загружаемые дополнения

Разработчики выпустили три загружаемых дополнения: The Betrayal of Jimmy, Jimmy’s Vendetta и Joe’s Adventures. Все дополнения содержат новые миссии, а также поддержку достижений в Steam. 3 декабря 2010 года компания «1С-SoftClub» выпустила эти дополнения на диске вместе с другими. Во всех трех дополнениях, в отличие от оригинала, совершенно другая система прохождения игры (вместо глав игроку предстоит выполнять задания различных персонажей по всему городу). Система напоминает режим «Большой прогулки» из первой части, только теперь они связаны сюжетом. Позже все дополнения стали доступны для загрузки через Steam в России и The Betrayal of Jimmy в мире.

The Betrayal of Jimmy

The Betrayal of Jimmy был временным эксклюзивом для PlayStation 3 и вошёл в состав издания «Mafia II» для этой платформы. Также его можно приобрести через сеть PlayStation Network. Для русской версии игры полностью локализованное дополнение The Betrayal of Jimmy появилось в русском сегменте PSN 21 октября, причем скачивание полностью бесплатно, в отличие от европейского и других сегментов PSN.

Через некоторое время после релиза на PS3 в Интернете появилась нелицензионная Xbox 360-версия, но только на 5-ти языках (английский, французский, немецкий, итальянский, испанский). Сюжет дополнения: Джимми был наёмным убийцей и «подтирал» грязь за другими, но после разборки с китайской бандой его «подтёрли» самого. В результате этого Джимми дали 15 лет тюрьмы строгого назначения. Новая одежда и машины тоже доступна в DLC The Betrayal of Jimmy/

Jimmy’s Vendetta

Дополнение Jimmy’s Vendetta вышло позднее самой игры и доступно для всех трёх игровых платформ PlayStation 3, Xbox 360 и ПК, дата выхода - 7 сентября 2010 года. Данное дополнение также включает новые достижения и трофеи. Несмотря на то, что релиз Jimmy’s Vendetta произошёл по всему миру, оно некоторое время было недоступно в России и странах СНГ.Сюжет дополнения: Джимми выходит на свободу, не просидев и 15 лет, в результате бунта заключённых. И для Джимми пришёл его час расплаты.

Joe’s Adventures

В третьем вышедшем дополнении - Joe’s Adventures - рассказана история Джо Барбаро в те годы, которые Вито провел в тюрьме. Оно появилось в продаже 23 ноября 2010 года. В этом дополнении появилось несколько новых локаций, отсутствовавших в оригинальной Mafia II - ведущее на дамбу шоссе, вилла, супермаркет, бордель, станция метро, скрытая стоянка автомобилей в Аптауне и другие. За исключением шоссе, их можно посетить только во время выполнения соответствующих миссий. Сюжет дополнения: выступив в роли Джо, вы узнаете, кто отправил Вито за решётку, и почему не стоит связываться с семьёй Клементе.

Объяснять, почему Mafia - одна из величайших видеоигр в истории, неблагодарное дело. Не потому, что это сложно, просто объяснять, кажется, и нечего. Не сработает даже наша дежурная присказка «если вы ни разу в жизни не видели игр».

Человеку, далекому от индустрии, сложно будет объяснить, чем хорош, например, StarCraft 2 , но Mafia говорит со своей аудиторией на универсальном языке и обращается к общеизвестным источникам. Кроме того, как это обычно и случается с гениальными проектами, в этой игре по-чеховски удачно сложилось все - механика, постановка, персонажи, дизайн, музыка… Вряд ли в 2002 году люди из провинциальной чешской студии всерьез собирались сделать интерактивный аналог «Крестного отца». Но именно это у них и получилось.

Лучшим свидетельством их успеха для автора этой статьи является следующая сцена: когда мы в редакции проходили Mafia 2 , в один прекрасный момент кого-то угораздило включить случайный радиоприемник на не менее случайной кухне. Сочно хрустнув, динамик начал наигрывать тему из первой «Мафии»… в этот момент все присутствующие как-то вздрогнули. «Неужели прошло восемь лет?» - пронеслось в голове. Подозреваю, что все остальные в ту секунду подумали примерно о том же.

Тихий дон

Гораздо интереснее другое - почему, при всей очевидности формулы успеха, за все эти годы никто так и не смог сделать чего-то подобного? Была видеоигра по мотивам Scarface , было две неудачных попытки игроизации творчества Марио Пьюзо, но они оказывались в лучшем случае посредственными экшенами и любительскими GTA-клонами. Все формальные условия вроде бы были выполнены - сеттинг, механика, музыкальный стиль, а сверху - еще и дорогущие кинолицензии…

Но одного лишь соблюдения формальностей, конечно, было мало. Illusion Softworks (сегодня - 2K Czech ) решали задачу куда более высокого уровня: они старались погрузить игрока как можно более глубоко в придуманный ими мир. С садистской целеустремленностью они заставляли нас проживать все события, которые происходили с главным героем.

Если по сюжету Томми Анджело - таксист, то это означало, что первый уровень мы проведем за рулем кэба, мрачно размышляя о том, что честным трудом во времена Великой депрессии на жизнь не заработаешь. Если нужно было грузить в машину ящики с контрабандой, то нам не показывали ролик, а заставляли на собственном горбу заталкивать груз в кузов. И если в какой-то момент предполагалось, что Томми садится за руль спортивного автомобиля и переквалифицируется в гонщика, - то действие следующего уровня переносилось на трек, где нужно было кровь из носу прийти первым к финишу.

И никого не волновало, что игра вообще-то посвящена мафиозным разборкам, а управлять винтажными автомобилями в сто раз сложнее, чем любым тарантасом из GTA. Босс сказал - нужно выиграть гонку, так что, Томми, заводи мотор и не вякай. Не то медный таз, цемент, тихая, но глубокая заводь и - bella ciao!

С таким подходом можно было не волноваться за то, что сюжет на 90 процентов состоит из штампов, а на 10 - из благоглупостей и отсебятины чешских провинциалов. Illusion Softworks превращали каждую банальную сцену в личный опыт, и от этого она мигом переставала казаться банальной.

Дон, милый дон

Mafia 2 работает по тем же самым принципам. Впрочем, сюжет в этот раз стал сложнее и интереснее. Вы наверняка уже в курсе того, как начинается эта история: статный юноша Вито Скалетта возвращается с войны в месячный отпуск. Прямо на вокзале его берет под локоть лучший друг, Джо Барбаро, с которым они в допризывные времена воровали телевизоры, и намекает, что за последние годы познакомился с «нужными людьми», поэтому теперь Вито необязательно возвращаться в армию, стоит только разобраться с парой бумажек. Зато тут, в Эмпайр-Бэй, для него найдется отличная работенка…

Во второй части сценаристы оставили наивные попытки изобразить гангстерскую сагу. Их история куда проще и вместе с тем - реалистичнее. Здесь не будет традиционной ах-я-так-тебе-доверял-битвы с лучшим другом-предателем, не будет даже любовной истории. Вито и Джо - два искренних лоботряса, которые с детства не хотели работать, но хотели зарабатывать. Учитывая итальянское происхождение, лучшее место для них - одна из трех мафиозных семей города.

И пацаны начинают идти к успеху. Времени у них не так уж много - хотя первую и последнюю миссии разделяет временной промежуток в шесть лет, пять с половиной из них Вито проводит за решеткой (простите, без этого спойлера у нас никак не получится обойтись). Пара недель до ареста, несколько месяцев после - разумеется, за это время они не успеют стать ни донами, ни консильери, ни даже капо. Зато этого вполне достаточно, чтобы попасть в семью, почувствовать на себе все прелести необлагаемых налогами доходов, нажить массу врагов и попасть в такие неприятности, из которых будет всего два выхода, один из которых ведет - снова - к тазику с цементом и тихой заводи.

Разумеется, в деталях все оказывается сложнее: к середине игры у обоих героев появляется масса поводов рыдать в подушку по ночам, а любой ролик к этому времени превратится в калейдоскоп из итальянских фамилий, в которых с непривычки можно запутаться: Аудиторе (чтобы избежать дальнейших спойлеров, все фамилии изменены) торгуют наркотиками, хотя в Организации на это наложен строгий запрет. Челентано знают об их делах, поэтому скоро может начаться война, и неизвестно еще, к кому примкнет семья Чиполлино…

Честно говоря, если в какой-то момент вы не уследите за этой подковерной борьбой - ничего страшного. Главное в Mafia 2 - это то, как развиваются два главных героя на протяжении своей короткой, но насыщенной криминальной биографии. В самом начале от нас требуются сущие мелочи: поколотить пару упрямых портовых рабочих, выкрасть какие-то бумажки из сейфа государственной конторы… Потом - первое заказное убийство, арест, суд, драка с гомосеками в тюремной душевой, протекция криминального авторитета, досрочное освобождение, бордели, ворованные сигареты, томиганы... Джо и Вито сами не успевают заметить, как погоня за легкими денежками превращается в опасную и очень трудную работу. А к тому времени, когда они это поймут, будет уже поздно.

Один из самых показательных эпизодов в сценарии - это день выхода Вито из тюрьмы: прошло шесть лет, на дворе пятидесятые, вместо зимы - лето, военно-патриотические билборды на улицах исчезли, по улицам ездят совсем другие машины, а по радио звучит модный рок-н-ролл. Разработчики и раньше показывали эпизоды из разных половин игры, поэтому мы уже видели оба облика Эмпайр-Бэй, но именно после мучительно долгого эпизода с тюрьмой, оказавшись на свободе, мы вместе с Вито понимаем, что мимо нас прошло целых шесть лет и что мир изменился навсегда.

Призрак дона на холме

Хотя принято считать, что Mafia - это клон GTA, вторая часть решительно опровергает это утверждение. Необязательных заданий здесь практически нет, а те, что есть, вам никто навязывать не будет - к примеру, о том, что в игре можно грабить магазины, автор этого текста узнал только в предпоследней миссии.

Еще можно вопреки приказам босса («хватай ствол и немедленно приезжай ко мне!» - этой фразой тут начинается половина из пятнадцати игровых глав) поехать в автомастерскую, перекрасить любимый седан в цвет спелого яблока, а потом - отправиться по магазинам покупать новые шляпки. Вот только всем этим не хочется заниматься: каждый эпизод в игре - это отдельная и предельно насыщенная история, разбавлять которую пошлыми автопрогулками просто глупо. С точки зрения структуры Mafia 2 больше похожа на традиционные экшены: у каждой миссии есть строго определенное время суток и погодные условия, которые не изменятся, если только это не будет угодно сценаристам.

По сути, все самое важное и интересное в игре случается в рамках того маршрута, по которому, согласно замыслу разработчиков, должен двигаться игрок. Открытый город не более чем огромных размеров декорация: там, конечно, ездят машины, орут газетчики, скрипят тряпками чистильщики сапог, но настоящей жизни в Эмпайр-Бэй нет. Прохожих не то чтобы много, их лица часто повторяются, и лучшее, на что они способны, - это картинно прижиматься к стене, чтобы не попасть под ваш автомобиль, и неуклюже поскальзываться на льду во время зимних уровней.

Зато что творится на миссиях! Еще один секрет успеха Mafia заключается в том, что здесь все время что-то происходит. Спускаясь по лестнице своего дома, вы можете обнаружить полицейских, которые ломятся в чью-то дверь этажом ниже. В следующий раз там может оказаться курящая домохозяйка. Или мертвецки пьяный мужичишка в пельменеобразной кепке. В квартирах, мимо которых вы проходите, слышатся чьи-то трагические вздохи… и это еще до того, как вы выйдете из подъезда и сядете в машину!

Тысячи тысяч мелких деталей превращают топорную историю про двух недалеких бандитов в одну из самых кинематографичных игр современности. Даже стол третьесортного клерка, который появляется на экране ровно на полторы секунды, ни за что не будет пустым - на нем обязательно будут лежать какие-то бумаги или стоять стакан с недопитым кофе. Или вентилятор. А на пустынной парковке вам обязательно встретится какой-нибудь сумасшедший бомж, самозабвенно несущий ахинею.

И снова - авторы хотят, чтобы вы погрузились в этот мирок как можно глубже. Хотя каждая миссия, как правило, в итоге сводится к элементарной перестрелке с укрытиями, этому почти всегда предшествует долгая история, в каждой из которых вы будете участвовать лично. Если сказано, что Вито воевал на Сицилии, то это значит, что первая миссия начнется с операции по свержению режима Муссолини. Если Джо и Вито разгружают грузовик с сигаретами - это значит, что вы нажатием кнопки должны бросать Джо из кузова блоки с куревом. Если надзиратель в тюрьме заставляет драить писсуары, хватайте тряпку - и чтоб блестело. Ну а если Вито по каким-то своим надобностям понадобится пробраться через канализацию - в определенный момент с потолка на него польется что-то зловонное (камера при этом расположена так, словно это что-то льется лично вам в лицо). Будьте уверены, костюм потом останется грязным до конца миссии, а прохожие будут отпускать в вашу сторону едкие комментарии, чтобы вы не забывали, какой же вы вонючий.

Маниакальное внимание к деталям порой заменяет геймдизайнерам 2K Czech фантазию - пускай в игре много одинаковых перестрелок, зато как они обставлены! Всегда в уникальных декорациях, всегда с чем-нибудь разрушаемым: если надо расстрелять в щепки чей-то бар, то будьте уверены - он разлетится именно что в щепки. Ну а если перестрелка происходит, скажем, внутри бара, то там точно будет много хрупких стеклянных предметов.

Все эти мелкие детали, необязательные встречи и случайные эпизоды складываются в очень, очень реалистичную картину. Играть в Mafia 2 - это все равно что смотреть хороший фильм, режиссер которого точно знает, куда вы посмотрите в следующую минуту, и ни на секунду не дает усомниться в реальности происходящего. Разница в том, что игрок лично задействован в каждом узловом событии процесса, и это, как и восемь лет назад, извиняет любые клише и нелепицы, которые могут сорваться с языка героев.

Проклятый старый дон

Про новшества в механике мы уже подробно рассказали в предыдущем номере, но на всякий случай напомним основные моменты. Итак, в перестрелках появилась простая, но функциональная система укрытий. Противники ею тоже радостно пользуются, причем, что радует, они обучены высовываться из укрытий несколькими способами. Стрелять стало удобнее, но никто не говорит, что будет легко: здоровье восстанавливается, но медленно, а умирают герои через полторы пули.

Ездить по городу стало проще - полиция больше не штрафует за проезд на красный свет, да и превышение скорости иногда сходит нам с рук. Зато за теми, кто пытается скрыться с места ДТП, стражи порядка охотятся регулярно. Кроме того, теперь они запоминают раздельно ваши внешние приметы и номер автомобиля, так что, даже если вы угрохаете кучу денег в автомастерской, вас все равно может распознать на перекрестке рядовой полисмен.

Вообще, по ощущениям, Mafia вроде бы стала куда более современной и дружелюбной, но хардкорное прошлое то и дело дает о себе знать - особенно если включить реалистичную физику поведения машин на дорогах. Любая неосторожность, любой самонадеянный шаг («да их там в комнате всего двое осталось, щас я их!») почти наверняка заканчивается провалом миссии, и это раздражает так же сильно, как в 2002 году. Однажды нас сначала заставили проехать через весь центр города, пристроиться там в хвост за машиной одного мафиозного босса, уехать следом за ним на выселки, прокрасться на территорию охраняемого объекта… после чего (а прошло минут двадцать) нас вульгарно облаяла сторожевая собака, засчитали провал, и миссию пришлось проходить с нуля.

Но самое обидное в Mafia 2 - это когда безупречный образ криминального мегаполиса дает трещину, причем в самых неожиданных местах. Почему-то в виртуальном мире, где в дешевых клоповниках не бывает двух одинаковых этажей, все заправщики - на одно лицо. Белокурая девушка-продавщица из магазина одежды воркует с премилым французским акцентом, но вот незадача: бутиков в городе много, а девушка и акцент - одни на всех. Наконец, восхитительные мелодии на радио слишком уж быстро начинают повторяться: учитывая, что радиостанций всего три, и вспоминая, как с этим обстоят дела в той же GTA, - довольно-таки слабый результат.

* * *

В Mafia 2 нет того размаха, за которым гонятся создатели игр-конкурентов. Но ее покупают не за этим. В мире этой игры хочется жить, причем слово «жить» здесь следует понимать не в том смысле, который обычно вкладывают в него игры типа Gothic или Oblivion . Здесь не задержишься надолго, зато те несколько дней, которые мы проводим вместе с Вито и Джо, стоят многих месяцев блужданий по фэнтезийным лесам и охоты на эльфов восьмидесятого уровня. Здесь не получится мирно существовать, здесь предлагают прожить целую жизнь - насыщенную, бурную, порой трагически-кровавую, но неизменно интересную. И когда она подойдет к финалу (а заканчивается Mafia 2 отнюдь не выстрелом и даже не пафосным монологом), вы еще долго будете сидеть перед экраном. А потом поймете: ради таких игр восемь лет ожидания - не срок.

ПЕРЕВОД: Локализация от «1С-СофтКлаб» получилась, скажем так, неровной. Большинство актеров (даже Борис Репетур, который обычно озвучивает всех подряд) идеально соответствуют своим ролям, но некоторые - в особенности главные герои - иногда почему-то срываются, начинают говорить какими-то не своими голосами и путают интонации. Кроме того, речь диджеев на радио почему-то не переведена, поэтому если вы не знаете английского, то сенсационная новость о том, что курение может нанести вред здоровью, пройдет мимо вас.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - нет

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 9

Графика: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Даже восемь лет спустя Mafia по-прежнему может схватить игрока за вихры и затащить в свой маленький, но очень детализированный мир, в котором дорого одетые мужчины пьют виски, возят трупы в багажниках, ходят к проституткам и слушают джаз.

«Великолепно»

Оценка локализации: 2/3