В ДОУ для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий учителю-логопеду выделяется кабинет, который должен отвечать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудуется и оформляется в соответствии с рекомендациями, изложенными в нормативных документах.

В целях систематизации и учета учебно-методических пособий, литературы логопед оформляет паспорт логопедического кабинета (паспорт оформляется независимо от того, имеет ли логопед отдельный кабинет, или занимает часть групповой комнаты, или часть любого другого помещения).

В паспорте, представляющем собой тетрадь (альбом, журнал), перечисляются все оборудование, находящееся в кабинете, наглядный материал, учебные и методические пособия, игры, технические средства обучения, учебно-методическая литература и др. Вместо паспорта логопедического кабинета возможно составление картотеки.

Схема паспорта логопедического кабинета

Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства педагогов специальных образовательных учреждений обусловлена модернизацией коррекционного образования, совершенствованием научно-практических подходов к диагностике и коррекции различных форм речевых расстройств.

Самообразование, являясь одним из основных средств повышения профессионального мастерства, позволяет решить ряд проблем и трудностей, возникающих у логопеда в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

Выбор темы для самообразования - ответственный момент. Несоответствие между темой индивидуального самообразования логопеда и объективно существующими личными профессиональными потребностями не приносит желаемого результата. Поэтому логопеду рекомендуется выбирать основную (сквозную) тему для самообразовательной деятельности, которая позволит решить проблемы и преодолеть трудности, возникшие на определенном этапе коррекционно-педагогической работы.

Изучение выбранной темы предполагает составление плана, один из вариантов которого приведен ниже.

План самообразования учителя-логопеда

ФИО _ на 2()0_/00_ уч. год

Тема «Дизартрия: стертые или минимальные формы ее проявления»

Обоснование выбранной темы

В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими («стертыми») формами дизартрии.

Стертая дизартрия - речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностыо множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи). Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мыпщ артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияет па формирование других сторон речи. Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у этих детей также характеризуется качественным своеобразием.

Количество детей со стертой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту, так как она достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, часто имеет остаточные явления. Поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии представляется для меня сегодня очень актуальной.

План изучения темы.

Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.

Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.

Обследование детей со стертой формой дизартрии. Вопросы дифференциальной диагностики.

Системный подход к коррекции данной речевой патологии (медицинское, психолого-педагогическое, логопедическое воздействие).

Отбор и апробация наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-логопедического воздействия по устранению стертой дизартрии.

Список литературы для самостоятельного изучения

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М., 2006.

Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2005.

Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии / Вопросы логопедии. М., 1978.

Логопедия. Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб., 1997.

Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.

Инновационно-профессиональная деятельность по завершении изучения темы

Подготовить сообщение для воспитателей и специалистов ДОУ, родителей по проблеме «Современные подходы к профилактике и коррекции стертой формы дизартрии у детей».

Систематизировать материал, модифицировать и апробировать игры, упражнения по развитию просодической стороны речи у ребенка со стертой формой дизартрии.

Оформить пособие по дифференциальной диагностике «Отличия функциональной дислалии от стертой дизартрии».

Влияние профессионального мастерства на результаты, коррекционной работы с детьми

Сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекциошюй работы за 2-3 года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Капитошка»

План по самообразованию учителя-логопеда

Курлыковой Веры Андреевны

Тема: «Формирование грамматического строя речи

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода

наглядного моделирования»

2014- 2017 г.

г. Абакан

Тема: «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования»

Цель: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования.

Литератур а:

    Арушанова А. Формирование грамматического строя речи дошкольников / Арушанова А. // Дошкольное воспитание.-1997.-№2-С.58-63.

    Бимеева О. А. Практические приемы коррекционной работы по исправлению аграмматизмов в предложно-падежных конструкциях у детей с ОНР. / Бимеева О. А. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 3. - С. 74-83.

    Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. /Г.А. Волкова СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2004.-144 с.

    Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб., 1999. - С. 84-91.

    Грибова O.E. Технология организации логопедического обследования: метод, пособие /O.E. Грибова. - 3-е изд. М.: Айрис-пресс: Айриспресс дидактика, 2005. - 90, (1)

    Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г . Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

    Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Карнаухова Я.Б.// Логопедия сегодня: науч.-метод. журн. - 2011. - № 1 (31). - C. 63-65.

    Коленченко А. Н. Специфика коррекционной работы, направленной на устранение недостатков лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии / Коленченко А. Н. // Логопед в детском саду. - 2009. - № 4. - С. 13-24

    Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / авт.-сост.: Т. А. Лира, Е. И. Мельник. - 2-е изд., испр. и доп. - Мозырь: Содействие, 2007. -100с.

    Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / Новоторцева Н.В. - СПб., 1999. - С. 74-83.

    Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. / Расторгуева Н.И.// Логопед. 2008, № 2, с. 50-53.

    Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково- символической деятельности дошкольника. /Сапогова Е.Е. // Вопросы психологии,1992 .- №5-6 . с 26-30

    Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. / Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. // Логопед: науч.-метод. журн. 2005, № 1, с. 7-12.

    Соловьева Н.В. Таблицы для звукового анализа слова: новые варианты традиционной методики. / Соловьева Н.В. // Логопед: науч.-метод. журн. 2008, № 8, с. 42- 55.

    Уварова Т.Б. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств / Уварова Т.Б. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С.50-53.

    Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. / Уварова Т.Б. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.

    Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства при обучении употреблению предлогов. / Уварова Т.Б. // Логопед. - 2010. - №2. - С. 6-14.

    Уварова Т.Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. / Уварова Т.Б. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - №1. - С. 29-34.

    Федорова Н. П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Федорова Н. П. // Методист. - 2006. - №5. - С. 59-62.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

Ресурсы интернета:

2014-2015 уч.год

« »

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Провести диагностику.

Октябрь

Изучение литературы по теме самообразования

Чтение книг, статей в журналах, посвященных методу игрового моделирования.

Конспект статей, книг по игровому моделированию

Ноябрь

Декабрь

Систематизация игровых пособий

Найти имеющиеся пособия по игровому моделированию.

Создание банка пособий.

Январь-

февраль

Создание собственных игровых пособий, моделей для формирования грамматического строя речи

Придумать пособия и модели, распечатать, заламинировать.

Дополнение банка своими пособиями, схемами, моделями.

Март

Участие в республиканском конкурсе «Педагог дошкольной организации – 2015»

Разработать комплексно-тематическое планирование для формирования грамматического строя речи с использованием метода игрового моделирования, рассчитанное на 2 года.

Комплексно-тематическое планирование на 2 года обучения.

Апрель

Подготовка мастер-класса по теме самообразования.

Придумать имитационную игру, смоделировать игры, которые проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс

Май

Написание статьи по материалам конкурсных заданий и проведенного мастер-класса

Статья

2015-2016 уч.год

« Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством метода наглядного моделирования »

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Практические результаты

Сентябрь

Проведение диагностики уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики.

Октябрь

Включение в занятия игровых пособий, схем, моделей согласно календарно-тематического планирования.

Провести занятия

Конспект занятий с элементами метода игрового моделирования

Ноябрь

Декабрь

Изучение новых статей в журналах

Изучить новую литературу

Добавление новых пособий в банк.

Январь-

февраль

Выступление на ГМО

Составить выступление

Сделать фотографии занятий, презентацию для выступления.

Март

Провести конкурс схем, пособий, моделей в ДОУ

Разработать положение, утвердить членов жюри

Добавить новые пособия в банк.

Апрель

Написание статьи по материалам конкурсных работ

Написать статью, отправить ее на сайт для печать в сборнике

Статья

Май

Проведение диагностики уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Провести диагностику.

Анализ результатов диагностики, корректировка календарно-тематического планирования на следующий год.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

«План по самообразованию учителя-логопеда»

Архиповой Елены Анатольевны

Формы работы

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

логопедическое обследование


Словесные игры для детей младшего возраста

Подготовить мониторинг логопедического обследования на начало учебного года;

Разработать календарный, перспективные планы ;

Изучение методической литературы

Выступление на родительском собрании. Знакомство родителей с результатами диагностики: раскрываются основные отклонения в речевом развитии, причины их возникновения.

Консультация для родителей:

«Как ускорить наилучший результат логопедической работы у детей с ТНР »

Подгрупповые и индивидуальные занятия, беседы в соответствии с работы

Развитие неречевого и речевого слуха.

Игры, направленные на развитие звукового анализа и синтеза

Оформление папки передвижки. Тема: «Развитие фонематических процессов у детей с ТНР». «Звуковой анализ слова». «Фонематический слух - основа правильной речи».«Как расширить словарный запас ребенка».

Консультация для родителей:

«Грамматически правильная речь-залог успешного обучения в школе»

Составить комплекс упражнений, дидактических игр и материала;

Оформить в кабинете уголок «Внимательные ушки»;

Принять участие в ПМПк, пед. советах, методических объединениях;

Изучение методической литературы

Консультация для родителей:

«Фонематический слух - основа правильной речи»»

Оформление папки передвижки. «Наши пальчики играют».

Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме: «Формирование фонематического слуха и восприятия в речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей:

«Готовим руку к письму»

(развитие графомоторных навыков)».

Оформление папки передвижки.

Тема: «Как расширить словарный запас ребенка»


Подготовить (провести) открытое занятие для педагогов по теме: «Формирование речевого развития у детей с ТНР»

логопедическое обследование


Консультация для родителей:

«Чем и как развивать речь ребёнка летом»

Автоматизация поставленных звуков


Методическая литература:

1. Александрова звуки, или Фонетика для дошкольников / . – СПб.: Детство-пресс, 2005. – 48 с.

2. Алтухова слышать звуки / – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 112 с.

3. Дурова. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / . – М.: Мозаика-Синтез, – 112 с.

4. Тумакова дошкольника со звучащим словом / Под ред. . – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей , студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п.н., проф. . – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 стр. 6., Филичёва обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.

7.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

8.Горчакова фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83

9.Дьякова и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.

10.Селивёрстов игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.

11.Ткаченко тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

12.Швачкин фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.

13. Бельтюков анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ детский сад «Березка»

С.В.Локотилова

Приказ № ______ от «____»___________20____г.

План по самообразованию

Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ

2018-2019 учебный год

Игрим 2018

Сроки разработки темы : с 2018 года по 2020 год

Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

    Профессионально-педагогическая деятельность.

    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование группы коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

    Начало учебного года

    В теч. года

    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    В течение года

    Консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада.

    В течение года

    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

    По плану ДОУ

    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте.

    В течение года

    Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

    В течение года

    «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

    В течение года

    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

    В течение года

    Семинар - практикум «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

    Май

    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

    Апрель

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо, Продленка.

    В течение года

    Наличие, ведение, обновление персонального сайта

    Постоянно

      1. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными организациями, сопровождающими развитие ребенка по теме.

    В течение года

    Методическая работа.

    Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

    Начало года, регулярно

    Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2018 – 2019 учебный год

    Сентябрь

    Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

    В течение всего периода

    Разработка программы коррекции на учебный год.

    Начало года

    Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

    В течение года

    Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

    В течение года

    Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

    В течение года

    «Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

    В течение года

    Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

    В течение года

    Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет

    Апрель

    Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

    В течение года

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо.

    В течение года

    Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции,

    Постоянно

    Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

    Постоянно

    Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

    Постоянно

    Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Логопедия для всех»,«Логопортал», «», «Открытый урок».

    Регулярно

    3. Изучение специальной литературы.

    Изучение и размещение материалов на сайтах:
    • Детский портал «Солнышко», «Мир педагога», « АПРель», «Портал ПЕДАГОГА», «Инфоурок», «Логопедия для всех», «Моя Югра»и тд.

    Изучение периодических изданий, методической литературы.

      Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

      Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.

      Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

      Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

      Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

      Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

      Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

      Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

      Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

      Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

      Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

      Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

      Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

      Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

    План по самообразованию учителя-логопеда

    на 2018 - 2019 учебный год

    Индивидуальная тема самообразования:

    «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

    Время работы над темо й: сентябрь 2018г – май 2019г

    Источники самообразования:

      методическая литература,

      интернет ресурсы,

      обмен опытом на базе МБДОУ,

    Результат работы:

      консультирование педагогов МБДОУ;

      размещение методических разработок на сайте МБДОУ;

      обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

    Обоснование выбора темы:

    Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

    План работы

    Задачи

    Формы и методы реализации

    сроки

    Планирование работы на учебный год

    Определение темы самообразования.

    сентябрь

    Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

    Изучение информации из различных источников по теме самообразования

    Изучение методической литературы.

    в течение года

    Обзор информации в интернете.

    Ознакомление с инновационными методиками по теме.

    Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

    Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

    Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.

    октябрь

    Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.

    Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по

    развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

    в течение года

    Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

    Обобщение педагогического опыта по теме

    Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

    в течение года

    Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.

    Написание отчета о проделанной работе.

    Консультирование педагогов ДОУ по теме.

    Публикация на сайте ДОУ.

    Изучение методической литературы

    Вопросы для изучения

    Сроки

    Литература

    Формы отчетности

    Программные требования к развитию связной речи дошкольников

    август

    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014

    Методика формирования связной монологической речи дошкольников

    сентябрь

    Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

    Жукова Н.С. и др. логопедия.

    Консультирование воспитателей

    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

    Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    октябрь

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

    Консультирование родителей

    Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    ноябрь

    Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982

    Консультирование воспитателей

    Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009

    Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    декабрь

    январь

    Изучение интернет ресурсов.

    Оформление папки «Дополнительный материал»

    Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

    февраль март

    Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28

    Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

    Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -( )

    Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6.

    Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников

    апрель май

    Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005

    Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»

    Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996

Индивидуальный план по самообразованию

учителя - логопеда ДОУ

на 2015-2016 учебный год.

Сведения о себе:

Ф.И.О. _________________________________________

Год и место рождения : ________________________________________

Образование: высшее, ___________________________________________-.

Год окончания: _____________-г.

Специальность по диплому : учитель – логопед.

Место работы: МАДОУ «_____________________________________».

Должность : учитель – логопед.

Общий стаж : ___ лет; педагогический стаж: ____ лет; стаж в данной должности: ____ лет.

Дата присвоения: ___________ 20___.

Курсы повышения квалификации:

Курсы повышения квалификации для педагогов детских садов по теме: «__________________________________________», название вуза, _____ ак. ч, удостоверение № __________ от _________________ г.

Методическая тема: Стимулирование речевой активности посредством развития мелкой моторики руки.

Сроки разработки темы : с 2012 года по 2017 год

Цель самообразования :

повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка по теме, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Инструментом стимулирования речевого развития является работа по совершенствованию моторной сферы ребенка: общей и мелкой.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

    Профессионально-педагогическая деятельность.

    Сроки

    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование групп коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

    Начало учебного года

    В теч. года

    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    В течение года

    Он-лайн консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада на портале Электронное образование, он – лайн занятиях факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ, в личной переписке.

    В течение года

    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

    По плану ДОУ

    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте, русскому языку, литературному жанру

    В течение года

    Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

    В течение года

    «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, творческая мастерская, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

    В течение года

    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

    В течение года

    Семинары - практикумы «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

    Сентябрь, январь, май

    В течение года

    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

    В течение года

    Реализация проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария и проведение выпуска детей из логопедической группы, обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка.

    В течение года

    Участие в работе РМО учителей-логопедов

    По плану РМО

    Наличие, ведение, обновление персонального сайта

    Постоянно

    Занятия он – лайн факультатива «Рука в руке» для детей с ОВЗ в системе Электронное образование в РТ

    Постоянно

    1. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными институтами, сопровождающими развитие ребенка по теме.

    В течение года

    Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Сроки

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; Приказ Минобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ «Детский сад №111» под ред. Е.Г. Юдиной.

Начало года, регулярно

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2015 – 2016 учебный год

Сентябрь

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

В течение года

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

В течение года

Разработка сценариев совместных мероприятий с детьми и их родителями в рамках проекта «Рука в руке».

В течение года

Подготовке к проведению утренников, фестивалей, конкурсов.

Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

В течение года

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Взаимодействие на всех уровнях», «Рука в руке», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Не навреди», «Что я знаю о своем ребенке», «Речевое дыхание: что это?», «Голосообразование», «Дикция или фикция», «Целевые ориентиры», «Единство требований в детском саду и семье: выработка стратегии», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

В течение года

«Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

В течение года

Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

В течение года

«Роль детской книги в речевом развитии ребенка» - создание книжек – малышек по теме недели совместно с детьми и их родителями. Выставка изготовленных книжек.

В течение года

Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

В течение года

Оформление проекта «Рука в руке» - педагогическая поддержка родителей детей с речевыми трудностями

В течение года

Подготовка и проведение ПМПК: разработка сценария выпуска детей, заполнение документации к ПМПК, отчет

Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

В течение года

Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации в сборниках, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах – Мерсибо, ВсеВебинары, ТЦ Сфера, Продленка, Учитель.

В течение года

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Речь и моторика».

Постоянно

Участие в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для РТ» с конкурсной работой «Программа стимулирования речевой активности ребенка посредством развития мелкой моторики руки» в номинации «Дошкольное образование».

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Постоянно

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов: разработка рабочей программы, подбор тем заседаний РМО учителей - логопедов

По плану ст. логопеда

Ведение сайта ДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №111» в системе Электронное образование в РТ

Постоянно

Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

Постоянно

Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок».

Регулярно

Работа он - лайн факультатива «Рука в руке»: привлечение участников (родителей детей с ОВЗ), обновление материалов, сопровождение в вопросах речевого развития дошкольников.

Постоянно

3. Изучение специальной литературы.

Изучение и размещение материалов на сайтах:

    Детский портал «Солнышко», Журнал «Логопед», Логопед.ру, «Продленка», «Инфоурок», «Видеоурок», «Логопедия для всех», «Логопедия.бу», «Логопортал», «Мультиурок», «Я – учитель», «Открытый урок», http://festival.1september.ru/articles/417088/ (Самообразование педагогов как один из факторов повышения качества работы с дошкольниками).

Изучение периодических изданий, методической литературы.

    Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

    Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

    Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.

    Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

    Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

    Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

    Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

    Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

    Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

    Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

    Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

    Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

    Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

    Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

    Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

    Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

    Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».