Работа учителя-логопеда, осуществляющего свою деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе, имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Основные задачи логопедической службы

1.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

2.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач :

  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправ ленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины , вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы

Организация работы логопедической службы

Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

На логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения - фонетические дефекты речи; заикание; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление учащихся на логопедический пункт производится из числа обследованных детей в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время с учётом режима работы ОУ.

Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального занятия – 20 –40 минут.

Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, родители и руководители ОУ.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.

8.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

Поскольку логопедические пункты работают, как правило, при общеобразовательных школах, начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ.

К логопедическому пункту прикрепляются 25 начальных классов, в число которых входят все начальные классы школы, при которой расположен логопедический пункт, и школы (или школ), расположенной поблизости.

Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (Приказ Министерства просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985 г. и Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, пункт 87, подпункт Б.) После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета: технических средств обучения, освещения и т.п., осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние, готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий; знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленных к логопедическому пункту.

8.1.1. Распределение времени, отведенного для обследования устной и письменной речи учащихся

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2-4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете в течение второй половины дня, т. е. после уроков. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Учащиеся 4-х классов не обследуются в связи с тем, что они переходят в среднюю школу. Методы и приемы обследования устной и письменной речи учеников подробно освещены в разделе «Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся».

Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости.

8.1.2. Распределение времени, отведенного на коррекционно-образовательную работу

К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся. Расписание занятий составляется исходя из следующих временных параметров: время занятия с группой учеников 1-х классов - 35 минут; с группой учеников 2-4-х классов - 45 минут; с подгруппой - 20-25 минут; время индивидуальных занятий -- 15-20 минут с каждым учеником.

Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, особенно 6-летнего возраста), подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.

Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (односменный или двухсменный), от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.

Обязательным условием является проведение логопедических занятий после уроков. Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели групп продленного дня направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня.

Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к логопеду по причине немедленного выполнения им домашнего задания или любой другой причине, так же как и учитель начальных классов не может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору школы, а в случае непринятых мер - инспектору отдела образования.

Расписание логопедических занятий составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же время. Особенно это касается учеников 1-х классов. Занятия с группами учеников 3-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, а также занятия со смешанными группами учеников 2-3-х и 3-4-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1- 3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Примечание. Принимая во внимание особый режим учебного дня учеников 1-х классов и их возрастные психологические особенности, целесообразно проводить занятия с ними после дневного сна, т. е. после 16 часов.

8.1.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда в период школьных каникул

Время школьных каникул всегда бывает заполнено различными мероприятиями, которые организуют и проводят учителя. Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии, поэтому логопедические занятия в этот период не проводятся. В течение осенних каникул учитель-логопед проводит исследование состояния письменной речи учеников 2-4-х классов по письменным работам.

Это позволяет выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками. В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х классов по прописям и тетрадям.

Помимо этого, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает методический кабинет и коллег для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

В том случае, если в районе нет специализированных логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп при массовых детских садах), отсутствует логопед в детской поликлинике, то школьный учитель-логопед во время весенних каникул проводит обследование детей в ближайших к логопедическому пункту детских садах. Он проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу. Учитель-логопед выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в медицинских картах.

Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике), то в дни весенних каникул целесообразно провести методобъединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе логопедов школьных и дошкольных медицинских учреждений.

Вне школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), приглашает для консультации по отдельным трудным детям более опытных коллег-логопедов или обращается за помощью в Детский диагностический центр (ДДЦ), в Научно-исследовательский институт акушерства и педиатрии (НИМ АП), к главному логопеду области, а в Москве, Научно-исследовательский институт коррекционной педагогики или в Российскую академию образования (РАО). При этом необходимо учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопеду необходимо иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).

Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.

8.1.4. Работа учителя-логопеда в июне

Июнь - самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать семинары, организованные и в других районах.

В случае, если в районе школы нет логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп в массовых детских садах) и логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед может в июне организовать занятия с теми детьми, которые будут поступать в школы, но имеют нарушения звукопроизношения и прикреплены к данному логопедическому пункту. Эти занятия проводятся либо в помещении детского сада во время, согласованное с заведующей или воспитателями групп, либо в помещении логопедического пункта.

Подобные занятия по коррекции звукопроизношения учитель-логопед может проводить с детьми, уже зачисленными в первые классы школ, прикрепленных к логопедическому пункту, у которых при зачислении отмечены нарушения звукопроизношения.

Кроме того, с апреля начинается прием учеников в первый класс. Школьный логопед обязательно должен принимать участие в комплектовании первых классов, выявляя уже при поступлении детей с нарушением речевого развития и направляя их при необходимости на консультацию к врачу-специалисту (невропатологу, психоневрологу, отоларингологу).

8.1.5. Оборудование логопедического кабинета

На двери кабинета необходимо повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1.Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек.

2.Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3.Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4.Настенное зеркало 50X100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое желательно повесить возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5.Зеркала 9 X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6.Стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с учениками, несколько стульев - для детей и учителя-логопеда.

7.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт.

8.Фланелеграф, наборное полотно, набор картин.

9.Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром», развитию математических представлений.

10.Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11.Настенная касса букв.

12.Настенная слоговая таблица.

13.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов.

14.Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15.Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

16.Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.

17.Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18.Различные речевые игры, лото.

19.Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20.Методическая и учебная литература.

21.Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

8.1.6. Документация и ее ведение

Для фиксирования коррекционного процесса, который учитель-логопед организует и проводит на логопедическом пункте, предлагаются следующие виды документации:

1.Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт.

2.Журнал обследования устной и письменной речи.

3.Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся.

4.Индивидуальные карточки учащихся.

5.Общий план методической работы на учебный год.

6.Перспективные планы работы на каждую группу учащихся на учебный год.

7.Ежедневные планы работы на каждую группу учащихся.

8.Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.

9.Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).

10.Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

11. Паспорт логопедического кабинета, картотека оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

12.Копии отчетов о проделанной за учебный год работе.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися представляет собой обычный классный журнал установленного образца, подписанный следующим образом:

ЖУРНАЛ

учета посещаемости логопедических занятий

на логопедическом пункте при школе _

района города (области)

в 200 / уч. году

В разделе журнала «Сведения об учащихся» логопед помещает список учащихся, зачисленных на логопедический пункт в текущем учебном году, с указанием класса и школы, даты зачисления на логопункт и (в конце учебного года) результата коррекционной работы («выпущен», «оставлен для продолжения коррекционной работы», «выбыл»).

На группу отводится 4 страницы, на подгруппу и каждого ученика, занимающегося индивидуально, - по 3. На левой половине страницы вверху указывается номер группы и логопедическое заключение, например: «Группа № 1: дисграфия на фоне общего недоразвития речи - III уровня».

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы занятий с этой группой, например: понедельник, среда, пятница - 16-00-16-35. В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т. е. на левой половине находится список детей данной группы, подгруппы или фамилия и имя ребенка, занимающегося индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии ученика на занятиях, а на правой - темы проводимых занятий, которые указываются в соответствии с рабочим планом. На страницах, отведенных для подгрупповых и индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

Журнал учета посещаемости заполняется в начале каждого занятия. Точкой (.) отмечается присутствие ученика на занятии, буквой «н» отмечаются отсутствующие ученики.

Примечание: если ученик два раза пропустил логопедическое занятие по неизвестной причине (на уроках в классе присутствовал, а на занятие к логопеду не явился), учитель-логопед ставит в известность об этом учителя и родителей ученика. На одной из последних страниц отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования устной и письменной речи учащихся и в период каникул, например:

Дата Время Проделанная работа

27.08.2000

12.09.2000 5.01.2000 10-00-14-00

8-30-12-30

11-00-15-00 Работа в кабинете с документацией.

Подготовка Речевой карты, отбор материала для обследования

Обследование учащихся 1 -х классов, А, Б, В, школы № 79

Посещение городского методического кабинета (работа с картотекой)

Оценки в Журнал учета посещаемости не выставляются.

Для Журнала обследования устной и письменной речи учащихся учитель-логопед использует общую тетрадь. Журнал обследования заполняется во время собеседования с учеником в ходе предварительного обследования в течение первой недели сентября и во время обследования письменной речи учащихся в конце мая. В процессе повторного обследования письменной речи учеников в период каникул в журнал вносятся дополнения.

При обследовании логопед записывает фамилию и имя ученика, класс, номер школы, домашний адрес и телефон, указывает дату обследования, предварительное логопедическое заключение и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т. п.). В последней графе («Примечания») учитель-логопед отмечает конечный результат работы с данным ребенком. Если родители по каким-либо причинам отказались от логопедических занятий, то отказ также фиксируется в графе «Примечания».

Образец заполнения Журнала обследования устной и письменной речи учащихся

п/п Фамилия,

имя Класс, школа

Дом. адрес

Дата обсл.

Логоп. закл.

Принят. меры Примеч.

1 Тихонов Сережа 2 «А», шк. 69 ул. Гаккеля, 34 3.09. 2000

Наруш. письма, обусл. ОНР Принят в группу

Выпущен 15.05.2001

2 Котова Вера 1 «В», шк. 69 Зеленый пр.8, кв.17 8.09. 2000 ФФН, акустическая дисграфия

Поставлена на очередь

Зачисл. в гр. 15.10.2000 Выпущен 15.05.2001

После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен. Журнал обследования устной и письменной речи ведется несколько лет.

Общая речевая карта обследования устной и письменной речи учащихся заполняется во время фронтального обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая по прилагаемой схеме (см. приложение 1). Если в течение учебного года в составе групп учеников, занимающихся на логопедическом пункте, происходят изменения (кто-то из учеников выбывает или в группы зачисляются новые ученики), то необходимо своевременно произвести запись в Общую речевую карту. Заключение о выпуске ученика или продолжении занятия с ним коррекционной работой в конце учебного года из Общей речевой карты заносится в Журнал учета посещаемости и Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

Индивидуальные карточки учащихся заполняются на первом родительском собрании в сентябре. Учитель-логопед раздает их родителям, и родители четко заполняют лицевую сторону карточки и ставят внизу свою подпись.

Возможен другой вариант. После того как учитель-логопед проведет вторичное углубленное обследование учащихся и скомплектует группы и подгруппы, он передает индивидуальные карточки учащихся учителям или воспитателям группы продленного дня. Учитель или воспитатель группы продленного дня (ГПД) передаст индивидуальные карточки родителям учеников. После заполнения родители могут вернуть карточки учителю или воспитателю ГПД либо передать непосредственно логопеду.

Это позволит учителю, с одной стороны, ближе познакомиться со своеобразием раннего речевого развития ребенка и отнестись к нему с большим пониманием, а с другой стороны, он будет серьезнее относиться к контролю за посещением детьми логопедических занятий.

Индивидуальная карточка учащегося

Фамилия, имя, дата рождения

Школа, класс

Телефон

Домашний адрес

Посещал ли детский сад (речевую или массовую гр.)

Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, с дефектами речи, двуязычие)

Раннее физическое развитие (когда стал сидеть, стоять, ходить)

Раннее речевое развитие: когда появились лепет, гуление, первые слова

Расписание занятий:

«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий».

Подпись родителей

Дата заполнения

При изготовлении и заполнении Индивидуальной карточки учащегося пункты 2-4 могут быть изменены в зависимости от места проживания ребенка.

Обратная сторона Индивидуальной карточки учащегося заполняется логопедом в течение учебного года.

Дата зачисления на логопедический пункт

Логопедическое заключение при поступлении на логопункт

Результат коррекционной работы после первого года обучения

Логопедическое заключение перед вторым годом коррекционной работы

Результат коррекционной работы после второго года обучения

Консультации у врачей-специалистов

Дата выпуска

Подпись логопеда

На каждого ученика заполняется одна индивидуальная карточка независимо от количества лет, в течение которых ученик занимался на логопункте.

Индивидуальные карточки учащихся хранятся в отдельных для каждой группы конвертах или помечаются различными опознавательными знаками, например: группа № 1 - желтые кружки, группа № 2 - синие кружки и т. д.

Общий план методической работы на учебный год -составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен. В нем предусматриваются следующие разделы работы:

а) обследование устной и письменной речи учащихся 1- 4-х классов школ, прикрепленных к логопедическому пункту (сроки, количество школ и начальных классов);

б) комплектование групп и подгрупп, составление расписания логопедических занятий (сроки);

в) формы взаимодействия в работе учителя-логопеда и учителей начальных классов (сколько намечено посетить уроков, в каких классах, на какие темы и сколько предполагается сделать сообщений и выступлений на методических объединениях учителей и т. п.); учителей-логопедов школьных и дошкольных учреждений, если таковые имеются в районе школьного Лого пункта (этот пункт плана целесообразно согласовать с общим планом методической работы старшего логопеда района), учителя-логопеда и врачей специалистов;

г) мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей (темы бесед, лекций, выступлений на родительских собраниях);

д) мероприятия по улучшению оснащенности логопедического пункта учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалами (какие пособия предполагается приобрести или изготовить, в какие сроки);

е) мероприятия по повышению квалификации учителя-логопеда (посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом и т.п.).

Перспективные планы коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Все перспективные планы целесообразно поместить в одну общую тетрадь. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.

Ежедневные рабочие планы учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану. В ежедневных рабочих планах обязательно указываются тема занятия, его цели, оборудование (картинки, карточки, таблицы и т. п.), далее следует краткое содержание работы.

Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять более подробный конспект ежедневных занятий, в котором указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.

Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слогозвуковых схем и схем предложений.

После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т. е. его внимательность на занятии, старательность, активность.

Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то в этом случае ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок. С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой - дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед обязательно объясняет ученику, за что он ставит ребенку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.

Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к «Общей речевой карте», поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

Расписание занятий (в двух экземплярах) учитель-логопед составляет после комплектования групп в сентябре. Оба экземпляра заверяются подписью директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего свою подпись, а второй - на логопедическом пункте.

Паспорт логопедического кабинета представляет собой небольшую тетрадь, в которой записано все оборудование, находящееся в кабинете, наглядные, учебные и методические пособия, учебники и методическая литература. Вместо паспорта логопедического кабинета учитель-логопед может составить картотеку.

Паспорт логопедического кабинета или картотека составляются независимо от того, располагается логопедический пункт в отдельном кабинете или занимает часть учебного класса или часть любого другого помещения.

Отчет о проделанной профилактической и коррекционно-образовательной работе за учебный год учитель-логопед составляет в конце учебного года по следующей форме:

ОТЧЕТ

о работе логопеда (ф.и.о), проделанной в 200_____ /__ уч. году

на логопедическом пункте при школе №

района города (области)

Всего выявлено с нарушениями речи учащихся

Классификация речевых нарушений

Сведения о движении детей

Общее недоразвитие речи

Нарушение письма, обусловленное

Фонетические нарушения

Заикание

итого

элементами ОНР

фонетич. нарушен.

без фонетич. нар.

с фонетич. нар.

без фонетич. нар.

с фонетич. нар.

без фонетич. нар.

с фонетич. нар.

Принято на логопункт

Выпущено

Оставлено для продолжения коррекционной работы Выбыло

К данной таблице прилагается текстовой отчет, в котором учитель-логопед рассказьшает о выполнении им пунктов плана методической работы на учебный год. Отчет составляется в трех экземплярах. Два экземпляра сдаются старшему логопеду или инспектору районного отдела (управления) образования, а третий остается на логопункте.

8.1.7. Сроки хранения документации

Хранению на логопедическом пункте подлежат: Журнал учета посещаемости логопедических занятий, Журнал обследования устной и письменной речи учащихся, Общая речевая карта обследования устной и письменной речи, тетради для проверочных работ, отчет о проделанной за учебный год работе и паспорт или картотека логопедического кабинета.

Журнал учета посещаемости логопедических занятий с вложенными в него Общей речевой картой обследования устной и письменной речи учащихся и отчетом о проделанной за учебный год работе хранится на логопедическом пункте до полного выпуска с логопункта всех учеников, занесенных в этот журнал, т.е. не менее 2 лет. Столько же хранятся тетради для проверочных работ.

Журнал обследования устной и письменной речи учащихся хранится на логопедическом пункте до окончания школы всеми занесенными в него учениками, т. е. не менее 8 лет. Такой длительный срок хранения обусловлен тем, что Журнал обследования устной и письменной речи учащихся является документом, в котором зафиксированы все ученики прикрепленных к данному логопедическому пункту школ, имеющие речевые нарушения, и сделаны отметки о принятых к этим детям мерах. В практике логопедической работы нередки случаи, когда возникает необходимость установить, был ли вовремя выявлен тот или иной ребенок, имеющий речевые нарушения, какая помощь была оказана этому ребенку. Поэтому сведения об учениках, имеющих речевые нарушения, должны находиться у учителя-логопеда в течение всего времени, пока эти дети учатся в школах, прикрепленных к данному логопедическому пункту.

Паспорт логопедического кабинета или картотека находится на логопедическом пункте постоянно.

В пособии рассматриваются вопросы организации и содержания деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы, его аттестации в соответствии с существующими в настоящее время нормативными и инструктивно-методическими документами.
Учителя-логопеды и представители администрации учреждений для детей школьного возраста найдут в пособии материалы, являющиеся результатом обобщения практического опыта в работе с детьми, имеющими нарушения речи и способствующие оптимизации учебно-коррекционной работы в условиях школьного логопункта, повышению уровня профессиональной компетентности.

Школьный логопункт: организация и содержание работы.
Считаем важным напомнить, что в каждом регионе, любой другой административно-территориальной единице существуют свои, местные нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, в том числе и учителей-логопедов, но эти локальные документы не должны противоречить феде-ральным и ухудшать условия работы специалистов.

Также в пособии имеется раздел, содержащий материалы из опыта работы учителей-логопедов школьного логопункта и способствующий более рациональной и эффективной реализации на практике требований и рекомендаций документов федерального значения. Например, сначала перечисляются необходимые в организации деятельности учителя-логопеда школы виды логопедической документации, согласно требованиям Министерства образования РФ, а затем представляется каждый из них и поясняются особенности его оформления и ведения с учетом собственного опыта работы.

Содержание
Введение
Организация работы учителя-логопеда и логопедического пункта
Общие положения по организации логопедической работы в школьном логопункте
Должностные обязанности учителя-логопеда
Требования к квалификации по разрядам оплаты
Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов общеобразовательных учреждений
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
Нормативно-правовые основы образовательной деятельности учителя-логопеда
Распределение рабочего времени учителя-логопеда
Организация логопедической работы
Основные требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета
Оборудование логопедического кабинета
Требования к содержанию и оформлению логопедического кабинета
Основные требования к ведению и хранению логопедической документации
Документация учителя-логопеда
Основные требования к хранению документации
Алгоритм организации, проведения и оценки коррекционно-развивающих занятий
Коррекционно-развивающие занятия и требования к их проведению
Принципы коррекционно-развивающего обучения и средства для их реализации
Звуки [с], [с"]
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
Психолого-дидактический анализ и оценка коррекционно-развивающего занятия
Приложения
Приложение 1. Варианты логопедических заключений, учитывающих природу и структуру речевых нарушений
Приложение 2. Журнал учета посещаемости логопедических занятий учащимися, зачисленными на логопедический пункт
Приложение 3. Вариант заполнения и ведения речевой карты
Приложение 4. Наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи
Приложение 5. Примерное тематическое планирование логопедических занятий
Приложение 6. Консультации и методическая работа
Приложение 7. Примерная схема самоанализа деятельности учителя-логопеда
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Школьный логопункт, Организация и содержание работы, Бачина О.В., Вилочева М.П., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения, Бессонова Т.П., 2010
  • Звуки «С», «З», «Ц», я вас различаю, Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет, Ильякова Н.Е., 2009
  • Логопедическая работа с младшими школьниками с ЗПР, Коржаева Е.Е., 2011
  • Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Письменная связная речь, Часть 3, Андреева Н.Г., 2010

На школьный логопункт поступают учащиеся, имеющие те или нарушения устной и письменной речи. Между тем, в последние годы школьному логопеду приходится сталкиваться с проблемами, которые выходят за рамки его профессиональной компетенции. Как показывает опыт логопедической работы, трудности усвоения материала общеобразовательной школы чаще всего обуславливаются не только и не столько речевым недоразвитием, сколько несформированностью психологических предпосылок, коммуникативной готовности к обучению, особенностями психо-физического развития детей и т.д.

В настоящее время, когда идет интенсивное развитие науки и техники,
повышаются и требования к интеллектуальному развитию человека. Естественно, содержание школьных программ усложнилось, а вместе с этим увеличилось количество неуспевающих учеников. Многие ученые говорят об ухудшении состояния физического и психического здоровья детей. Но ведь и требования к современной школе повысились. Ведь раньше всех учили по единой программе, и дети приходили в школу, не умея ни читать, ни писать, и спокойно целый год изучали букварь. Современные программы общеобразовательной школы построены из учета взаимодействия с абсолютно здоровыми детьми (не имеющими серьезных речевых нарушений, минимальную мозговую дисфункцию, задержку психического развития и т.д.). Очень сложно детям, имеющим речевые нарушения, учить в начальной школе несколько языков одновременно. На логопедический пункт в последнее время все чаще попадают дети с дизорфографией. Дизорфография-это «стойкая и специфическая несформированность усвоения орфографичеких знаний, умений, навыков, обусловленная рядом неречевых и речевых психических функций» . В письменных работах учащихся все больше можно наблюдать не столько специфические ошибки, сколько ошибки на различные правила русского языка. Причем дизорфография, являясь наиболее распространенным нарушением усвоения навыков письменной речи среди учащихся начальной школы, носит стойкий характер и сохраняется вплоть до окончания школы. Дизорфография может проявляться как изолированно, так и в структуре общего недоразвития речи. Рекомендации педагогов по повышению грамотности звучат примерно так: «Чтобы писать без орфографических ошибок, нужно знать правила». Как раз-то обнаружить выученную орфограмму ребенок не может. Для решения орфографической задачи он должен владеть морфологическим анализом слов, достаточным лексическим запасом и уметь выбрать необходимое проверочное слово. Коррекционная помощь на логопункте детям с дизорфографией направлена прежде всего не на исправление, а на предупреждение ошибок.
Потому логопеды рекомендуют проводить предупредительные диктовки. Для этого перед записью слова уточняется, какую букву выбирает ребенок и почему. И только «по мере упрочения навыка правильного написания слов можно переходить к контрольным диктовкам» . Ведь часто родители, занимаясь с детьми, практикуют ежедневные диктанты, которые, как правило, не приводят к ожидаемым результатам. У детей с двуязычием также можно заметить большое количество ошибок на правописание безударных гласных, парных согласных. И это не случайно, из-за бедности словаря, недостаточности звуковых и морфологических обобщений применение правил оказывается для данной категории учащихся затруднительным. Ребенок с языковым барьером недостаточно точно понимает значения слов и не улавливает смысловой связи между словами. Проверочные слова подбираются такими детьми чаще всего наугад.

Иногда на логопункт попадают дети с так называемым «гиподинамическим синдромом». Эти дети со стороны взрослых вызывают меньше нареканий, чем гиперактивные школьники. Они не причиняют никакого беспокойства, они пассивны на уроках, не поднимают руки, даже если знают материал. Написание контрольных работ становится для них настоящим испытанием. Их письменные работы отличаются пропуском букв, слогов, слов, недописыванием окончаний. Как правило, такие дети и не нуждаются в коррекционной работе по преодолению ошибок, обусловленных нарушением языкового анализа и синтеза слов и предложений. Просто темп работы в классе не подходит данным ученикам. Им нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить ту или иную работу. Вот и выходят из таких детей неуспевающие школьники, и получают они обидные клички от одноклассников из-за своей медлительности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и разрешать таким детям дописывать контрольные работы на перемене. Но ведь существуют определенные временные нормы для выполнения заданий и, соответственно, все их соблюдают. Реализация дифференцированного подхода к ученикам, к сожалению, применения на практике не находит.

В каждой школе есть ученики, у которых к моменту поступления в школу не происходит формирование школьно-значимых функций. У них бедна речь, слабо развиты моторные навыки. В поведении таких детей преобладает детскость, игровой интерес. Для них характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида деятельности на другой. Вследствие быстрой утомляемости они хуже отвечают в конце урока, еще хуже на последнем уроке. Многие педагоги относят неуспевающих учеников к категории умственно неполноценных и перестают обращать на них внимание. В их тетрадях преобладающий цвет-красный от многочисленных исправлений учителя. Таких детей легко узнать, если заглянуть в класс. Обычно они сидят где-нибудь на последней парте. Конечно, эти дети не дотягивают до так называемой «нормы», но ведь бывают у них и личные достижения, но, как правило, они не бывают оценены педагогами, которым нужен результат. К сожалению, усилия ребенка, его старание остаются незамеченными. А ребенок так желает, чтобы его хвалили. Кого обычно хвалят в школе, щедро одаривая словами « умница», «молодец». Правильно, отличников. Но ведь они усилий-то не прилагали. Кому-то ведь способности даны уже с самого рождения. Ну надо дать возможность любому ребенку почувствовать свою успешность, оценить его усилия, пока они у него есть. Ведь ситуация постоянного неуспеха приводит к негативизму, к отказу ходить в школу. Сам же результат можно оценить на более поздних этапах, когда не будет страха перед неуспешностью. Коррекционная работа с такими учениками предусматривает индивидуальный подход, который обеспечит им возможность работать в свойственном для них темпе. При создании комфортных условий для таких детей уровень усвоения материала будет гораздо выше. Обучение же без учета психо-физиологических особенностей учащихся может привести к школьной дезадаптации и снижению учебной мотивации. Но прежде чем начать коррекционное воздействие, необходимо определить, что же все-таки лежит в основе неуспеваемости: темперамент, несформированность эмоционально-волевой сферы, недоразвитие познавательных процессов, отсутствие учебной мотивации, состояние здоровья, общее недоразвитие речи или что-то другое.

Ребенок, казалось бы, с такими незначительными проблемами испытывает трудности в усвоении государственных образовательных стандартов. Готова ли школа к интеграции детей с более тяжелыми патологиями? Ведь каждый «аномальный» ребенок, обучаясь в массовой школе должен получать специализированную помощь и поддержку как специалистов, так и своего учителя.

Что мешает нам правильно организовать коррекционную работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях общеобразовательной школы? Прежде всего, это низкая информированность педагогов и даже родителей об особенностях состояния здоровья детей, отсутствие педагогических технологий воспитания и обучения детей с различными отклонениями здоровья в массовой школе, и, наконец, сложившееся негативное отношение населения к обращению за помощью к детским психиатрам и неврологам. Рекомендации логопеда о необходимости получения квалифицированной консультации у врачей родители воспринимают настороженно и даже агрессивно. Скрывая от врача истинные причины, по которым было рекомендовано обследование, родители упускают время, отведенное для необходимого медикаментозного лечения. Далеко не все родители и педагоги понимают взаимосвязь между состоянием здоровья ребенка и его проблемами в учебной деятельности. Такая пассивная позиция родителей в отношении организации лечения приводит к неэффективности коррекционной работы в школе. Поэтому здесь важное значение имеет своевременное консультирование родителей по проблеме тех или иных нарушений в развитии детей и необходимости одновременной коррекции, медицинской и педагогической.

Для правильной организации коррекционной работы, необходимо, чтобы школа располагала необходимыми специалистами, в частности, дефектологами, которые смогут оказать реальную помощь учащимся с особыми образовательными потребностями, и учителями с углубленными знаниями в области специальной педагогики. На данном же этапе в массовых школах только логопеды оказывают квалифицированную помощь детям, испытывающим трудности в обучении. Но и сейчас логопедов в общеобразовательных школах катастрофически не хватает. К тому же логопеды должны работать в первую очередь над предупреждением и преодолением всевозможных речевых нарушений, препятствующих полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и литературному чтению.

Таким образом, обучение в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья возможно и нужно для их успешной социализации в окружающем мире. Но интеграция эта должна быть подготовленной и продуманной, имеющей под собой материальную базу.

Поскольку логопедические пункты работают, как правило, при общеобразовательных школах, начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ.

К логопедическому пункту прикрепляются 25 начальных классов, в число которых входят все начальные классы школы, при которой расположен логопедический пункт, и школы (или школ), расположенной поблизости.

Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 часов в неделю (Приказ Министерства просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985 г. и Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, пункт 87, подпункт Б.) После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета: технических средств обучения, освещения и т.п., осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние, готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий; знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленных к логопедическому пункту.

8.1.1. Распределение времени, отведенного для обследования устной и письменной речи учащихся

Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2-4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.

Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете в течение второй половины дня, т. е. после уроков. Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.

Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

Учащиеся 4-х классов не обследуются в связи с тем, что они переходят в среднюю школу. Методы и приемы обследования устной и письменной речи учеников подробно освещены в разделе «Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся».

Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице Журнала учета посещаемости.