«Краденая елка»
Конспект урока по внеклассному чтению
по рождественскому рассказу К.М.Станюковича «Елка»
(Технология «Шесть шляп мышления»)
Цель : 1.Актуализация нравственных проблем.
2.Ознакомление с заповедью «Не кради».
Задачи : обучение работе с литературным текстом, развитие творческого мышления, воспитание веры в добро, расширение словарного запаса учащихся, формирование личностных, познавательны, коммуникативных, универсальных учебных действий
Технология : развитие критического мышления, проблемное обучение.
Оборудование: текст рассказа и десяти заповедей по одному экземпляру на парту, кепки, интерактивная доска, компьютерная презентация, словарь устаревших слов.
Организационные мероприятия.
1.Распечатать текст рассказа и десяти заповедей в нужном количестве экземпляров.
2.Изготовить шесть кепок (красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов). Схема прилагается
Ход мероприятия
Слайд 1
Учитель: ( целеполагание )
Слайд 2
Библиотекарь:
Ребята! Расскажите, что вы знаете о празднике «Рождество», какому событию посвящен праздник (Учащиеся рассказывают. При необходимости дополнить их рассказ) Рождество Христово один из главных христианских праздников, установленных согласно церковному вероучению в честь рождения Сына Божия Иисуса Христа. Отмечается Рождество по старому летоисчислению 25 декабря и, соответственно, 7 января по новому стилю. Двое евангелистов, Матфей и Лука повествуют об этом событии. Сохранилось и много устных преданий об этом чудесном событии.
Слайд 3
В маленьком городе Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в доме старца Иосифа жила дева Мария. Однажды Марии явился вестник божий архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»
Страна Иудея тогда была подвластна Риму. По указу римского
императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились на родину предков в город Вифлеем. Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пещере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в кормушку для скота.
Слайд 4
Первым о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В ярком свете им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. Имя Иисус означает «Бог спасает» или «Спаситель».
Слайд 5
По преданию, на поклонение младенцу Иисусу с востока приходили мудрецы Каспар, Валтасар и Мельхиор и принесли Ему богатые дары – золото, ладан и смирну.
Рождество – чудесный, светлый праздник, который нашел свое отражение не только в народных традициях, но и в художественной литературе.
Слайд 6
Учитель:
В 19 веке появился литературный жанр – рождественский рассказ. Основателем жанра принято считать английского писателя Чарльза Диккенса, написавшего в 1843 году «Рождественскую песнь в прозе». В этом произведении он сформулировал основные темы «рождественской философии»: ценность человеческой души, память и забвение, любовь к человеку во грехе.
Особенность рождественского рассказа в том, герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для решения которого требуется чудо. И это чудо случается накануне Рождества. Финал рассказа всегда светлый и радостный.
Слайд 7
Традиция Ч.Диккенса была воспринята всей европейской литературой. Ярким образцом этого жанра принято считать «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена.
Из русских писателей рождественские истории и сказки писали Ф.М.Достоевский, А.И.Куприн, А.П.Чехов, Н.С.Лесков и другие.
Слайд 8
Один из таких рассказов под названием «Елка» написал русский писатель Константин Михайлович Станюкович. Станюкович родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе. Его биография, как и произведения, удивительна и необычна. Десятилетним мальчиком Станюкович стал очевидцем героической обороны Севастополя. Находясь с отцом в осажденном городе, он посильно помогал раненым, за что и был награжден медалями. Отец писателя, адмирал, с детства предназначил сына к карьере флотского офицера, отдав его в Морской кадетский корпус. Это был неумолимый и жестокий деспот, послуживший впоследствии прототипом литературного героя повести «Грозный адмирал».
Станюкович находит в себе мужество порвать с влиятельным отцом, лишиться наследства, выйти в отставку и начать жизнь скромного журналиста, полную лишений и тяжкого труда. В 1884 году Станюкович уезжает на юг Франции к больной дочери, где сближается с революционной эмиграцией. На обратном пути на границе он был арестован, препровожден в
Петропавловскую крепость и вскоре сослан в Сибирь.
Морские рассказы проникнуты волнующей романтикой моря как символа борьбы и свободы, красоты и смелости; в то же время они глубоко лиричны в своей любви к безграничным российским просторам. Недаром современники Станюковича называли его Айвазовским слова.
Последние годы писателя были омрачены болезнью, нуждой и горем - смертью сына. Уехав лечиться за границу, Станюкович скончался в Неаполе 7 (20) мая 1903 года.
Слайд 9
Его рассказы о море и моряках любимы читателями и сейчас, но мало кто знает, что из тринадцати томов собрания сочинений, вышедшего при жизни Станюковича, "морские" рассказы и повести составляют только три.
Этот талантливый и умный, хорошо знавший жизнь и удивительно работоспособный писатель, честный труженик-просветитель, страстный поборник передовых идей шестидесятых годов создал множество "неморских" произведений, один из которых рассказ «Елка».
Библиотекарь : Ребята! Желающие почитать морские рассказы Станюковича могут взять их в нашей школьной библиотеке.
Слайд 10
Учитель: ( надевает синюю кепку ) Ребята! А теперь приступим к обсуждению рассказа «Елка». (Рассказ прочитывается учащимися дома. Если рассказ читается в классе вслух по цепочке, то для работы над рассказом понадобится два учебных часа))
Для этого мы разделимся на пять групп. Каждая группа получает головной убор определенного цвета. Что означает тот или иной цвет, вы можете прочитать на доске или на внутренней стороне козырька кепки.
1.Белая шляпа (аналитик). Информация. Вопросы. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.
2. Красная шляпа (тонко чувствующий человек). Эмоции, интуиции, чувства, предчувствия. Говорит только о чувствах, которые возникали в ходе изучения материала. Не требуется давать обоснования чувствам.
3.Чёрная шляпа (пессимист). Осторожность. Суждения. Оценки. Отмечает недостатки, ищет слабые и проблемные места. Желательно обосновать свою позицию.
4. Жёлтая шляпа (оптимист). Преимущества. Предполагает оптимистическое видение объекта обсуждения, поиск позитивных перспектив.
Желательно обосновать свою позицию.
5. Зелёная шляпа (креативщик, творческий человек). Творчество.
Различные идеи. Предложения. Нестандартный взгляд на проблему.
6.Синяя шляпа (координатор). Организация и координация. Подведение итогов. Избирает участников, распределяет роли (по цвету шляп), предоставляет им слово, определяет ряд вопросов, делает выводы, подводит итоги.
Учитель: ( надевает синюю кепку ) Ребята! В ходе обсуждения вы можете надеть шляпу, снять шляпу, сменить ее. Смена шляп приветствуется. Я предлагаю вначале выслушать аналитиков в белых шляпах . Какой мы уже обладаем информацией?
Кто главные герои?
Что произошло?
Когда происходит действие?
Где происходит действие?
Как ведут себя герои?
Завязка, кульминация, развязка.
О чём рассказ?
( Учащиеся рассказывают, как обитатель трущобы «майор» в рождественский сочельник украл серебряные ложки и на вырученные деньги купил елочку для мальчика, жившего с ним)
Какая нам еще нужна информация? Все ли слова вам понятны? Давайте поработаем со словарями. (Учащиеся называют непонятные слова а «аналитики» их находят в словаре)
Ч.1. Сочельник, трущобный обитатель, эспаньолка, фараон, кацавейка, дворянская рука, пестун, скептицизм,
Ч.2. Абордировал фразой, швейцары, кабак, скаред, картуз с большим козырем, вдова городового, сиделец.
Ч.3. Полштоф
Библиотекарь: ( надевает синюю кепку ) Теперь предоставим слово тонко чувствующим читателям в красных шляпах. Обосновывать свои высказывания не нужно
Какие чувства испытали? Менялись ли они?
Какие моменты особенно взволновали?
Как относитесь к героям? Менялось ли отношение на протяжении чтения?
Какое впечатление произвёл рассказ?
(Если учащиеся не называют чувства сострадания, жалости, то координатор называет их сам)
Учитель: ( надевает синюю кепку ) Прошу приготовиться
пессимистов в черных шляпах.
Что было трудно?
Что непонятно?
Что не принимаете в героях и событиях?
Слайд 11
Библиотекарь: ( надевает синюю кепку ) Ребята! Кто из вас знает, что такое «Десять заповедей» (Учащиеся отвечают) Согласно Библии, четыре тысячи лет назад, Бог дал людям десять заповедей, по которым они должны жить, чтобы быть счастливыми. Произошло это на горе Синай. Заповеди были начертаны на двух каменных досках – скрижалях.
Слайд 12
Теперь внимательно прочтите заповеди (выделенное жирным шрифтом) и скажите, какую из них «майор» нарушил? (Учащиеся называют восьмую заповедь «Не кради», оправдывают «майора», так как он старался для больного мальчика. Учащимся надо напомнить, что восьмая заповедь очень короткая, категоричная и не предполагает исключений. К тому же «майор» не забыл и про себя, купив полштоф водки и закуску )
Ребята! Давайте вспомним еще одного героя рассказа. Это кухарка генеральши. Что вы скажете о ней? (Никому из ребят она не понравилась ) А ведь кухарка попыталась помочь «майору», впустила его на кухню. А что сделал он? Украл серебряные ложки. Ребята, давайте продолжим сюжет рассказа и представим, что будет с кухаркой, когда генеральша узнает о пропаже. Скорее всего кухарка будет уволена, так как ее хозяйка «чистый скаред». Получается, что счастье «майора» и мальчика построено на несчастье другого. Что же делать? Неужели ситуация столь безвыходна? Что скажут оптимисты в желтых кепках ?
Что вызвало положительные эмоции, какие моменты или персонажи?
Что нового узнали?
Принимаете ли вы финал?
( Учащиеся могут сказать: «Все нормально закончилось и не надо усложнять», «Заповеди написаны очень давно, поэтому их не надо соблюдать»).
Учитель: ( Надевает синюю кепку ) Ребята! Несогласным с такими высказываниями предлагаю надеть зеленые кепки . Какие нестандартные выходы из ситуации предложите? (Зеленая шляпа самая популярная и переходит с головы на голову. Учащиеся предлагают «майору» взять кредит в банке, ограбить банк, попросить взаймы у родственницы мальчика, просить милостыню. Самое оригинальное предложение заключалось в следующем. «Майору» в близлежащих кабаках спиртное наливали в кредит. Ему следовало набрать спиртного в разных кабаках, потом продать и на вырученные купить елку. А с долгами можно расплатиться позже, прося милостыню)
Библиотекарь: ( надевает зеленую кепку ) Ребята! Я тоже хочу предложить решение проблемы. Возможно, «майору» следовало бы помолиться и уповать на Бога? Но «майору» не пришло это в голову и он опустился до воровства.
Напомню вам слова Христа из Евангелия: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и аз упокою вы». Говорят, что Бог не дает человеку испытаний выше его сил.
( надевает синюю кепку ) Ребята! Давайте подведем итоги. Судя по тому, как активно вы участвовали в обсуждении рассказа, он вам понравился. Вы узнали, что в жизни добро и зло тесно переплетены. Порой очень сложно их отличить и принять единственно правильное решение. Только от вас самих зависит, сотворите вы зло или добро, ведь человек рожден свободным в своих поступках.
Как сделать кепку.
Лист цветного картона формата А 4 закруглить с одного конца.
Сделать сгиб, как на фото.
Сделать пять надрезов до сгиба.
Свободные концы получившихся шести полосок соединить скрепками.
Идея, текст: Тимербаева М.И.
Конспект урока внеклассного чтения
Тема: «В мире сказок» 3 класс
учитель начальных классов Завора А.В.
Пушкино 2014
Урок внеклассного чтения.
Тема : «В мире сказок» 3 класс
Учитель : Завора А.В.
Цель урока:
Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;
Формировать потребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;
Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.
Оборудование:
Выставка книг «Русские народные сказки»;
Карточки с отрывками из сказок;
Предметы для инсценировки сказок: скатерть, тарелка, мешок, вёдра, метла;
Наглядный материал с изображением предметов из сказок.
Таблицы с названиями сказок;
Маски петуха, мышонка, снегурочки;
Иллюстрации к русским народным сказкам.
Ход урока
«Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»
(А.С.Пушкин.)
2. Постановка цели урока.
Ребята, сегодня разговор пойдёт о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И чтобы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.
3. Актуализация знаний.
Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)
Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.
Есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.
Волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.
У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства.
Чему же учит нас сказка? (ответы детей)
Недаром великий русский поэт А.С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.
Кто не верит – пусть поверит
Я любому гостю рад!
Открывая в сказку двери
Приглашаю все ребят!
4. Работа над сказками.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковёр – самолёт. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковёр, мы отправимся в путешествие «Встреча со сказкой». Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр – самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мы прилетели на станцию «Загадочная».
Станция «Загадочная» (выходит ученица)
Сказка, сказка, прибаутка
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу и стар, и мал
От неё не задремал.
Ученица: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»)
В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?
(ответы детей)
1.«Репка». 2. «Лиса и Журавль». 3. «Гуси – лебеди». 4. «Курочка – Ряба». 5. «Царевна – лягушка». 6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял петуха гуслями)7. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 8. «Сивка – бурка». «Иван – царевич и серый волк».
А ещё у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?
1. Кто-то за кого-то
Ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть
Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут:
Победит упрямицу дружный общий труд
Кто засел так крепко?
Может это: (Репка).
1. Спасите. Нас съел серый волк. (Козлята).
2. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок).
3. Что, надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим – сим откройся)
Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.
Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.
(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу)
1. Я – Иванушка из сказки «Гуси – лебеди». Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы – Яги? (Мышь)
2. Я – Лисичка – сестричка из русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос. Куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку)
3. Я – Мороз – Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (Барина)
4. Я – падчерица из сказки «Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук)
5. Я – Лисичка из сказки «Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной)
6. Я – Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса». Моя загадка такая: На чём я играл у лисьей норы? (На гуслях).
7. Я – Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? (Граду)
По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).
Учитель: На ковре – самолёте мы летим дальше. Следующая станция называется «Снегурочка». Отгадайте загадку:
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слёзы льёт, бедняжка.
(Снегурочка).
Кто отгадал, какая это сказка? (Русская сказка «Снегурочка»).
Инсценировка сказки «Снегурочка» (дети показывают сказку).
Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Она растаяла.)
В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите. (намёк, добрым молодцам урок)
Труд человека кормит, а… (лень портит).
Раз соврал – навек… (лгуном стал).
Кто других не любит, …(сам себя губит).
Кончил дело, … (гуляй смело).
Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).
Худо тому, кто … (добра не делает никому).
Учись доброму, … (худое на ум не пойдёт)
Горька работа, … (да хлеб сладок).
К какой известной русской народной сказке подходит последняя пословица?
Русская народная сказка «Колосок».
Инсценировка сказки «Колосок» (дети показывают сказку).
Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)
Кому принадлежат эти слова из сказки?
1.«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». (Корова - «Хаврошечка»
2.«Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко).
3.«Не пей, братец, козлёночком станешь». (Алёнушка.)
4.«Фу-фу, руского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл». Баба - Яга)
5.«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван – дурак)
6. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)
7. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)
8.«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)
9.«Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси меня бабушке, неси дедушке». (Маша)
10.«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве». (Царевна – лягушка)
Учитель: Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов)
В сказках тема бывает разнообразная. Вспомните сказки, в которых была такая тема:
о трудолюбии («Морозко»
О находчивости, смекалке («Иван – царевич и серый волк»)
О дружбе, верности («Кот, петух и лиса»)
О жадности, скупости («Хаврошечка», «Лиса и заяц»)
О скромности, простоте («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
О смелости, мужестве («Каша из топора»)
Об уважении к родителям, старикам («Маша и Медведь»)
Учитель : Подошло к концу наше весёлое и интересное путешествие. Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Алёнушка. До свидания, мы с тобой ещё встретимся в сказках. (К детям) Дети, становитесь на ковёр, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковёр – самолёт поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершаете со своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас дарим книгу сказок.
Итог урока.
Что нового узнали вы сегодня на уроке?
Для кого трудным был урок?
Что вам особенно понравилось?
Оценка за активное участие на уроке и отметка всем учащимся
Домашнее задание.
Продолжить чтение русских народных сказок.
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
УРОК
Путешествия
В 3 КЛАССЕ
В.П. Катаев
«Цветик-семицветик»
Дата проведения: 27.10.201 5год
Провела:
учитель начальных классов
Митюхина Л.И
Тип урока: Комбинированный
Тема урока: Урок – путешествие
В.П. Катаев «Цветик-семицветик».
Цель урока: обогащать читательский опыт детей.
Задачи:
Образовательная: знакомить с творчеством В.П. Катаева, его краткой биографией;
Коррекционно – развивающая : коррекция и развитие мыслительной деятельности(выявлять главную мысль произведения, развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения);
Воспитывающая : воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, выставка книг В. Катаева, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», «Волшебный цветик-семицветик» (на доске).
Ход урока:
I . Организационный момент.
II .Актуализация знаний. Слайд 1.
Ребята, посмотрите какую книгу я вам принесла сегодня на урок?
Как она называется? («Цветик - семицветик»)
А какие еще произведения Валентин Петрович Катаев мы чители с вами не так давно («Грибы»).
III Основная часть.
– Валентин Петрович Катаев – замечательный советский писатель. Он написал много книг, как для взрослых, так и для детей. Об одной из них мы сегодня и побеседуем.
– Ребята, а знаете ли вы, что эта сказка была написана автором в 1940 году? Ей больше 60 лет. Когда я была такой же, как вы, я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила её. Росли мои дети, и с ними я тоже читала эту сказку. Я уверена в том, что ваши родители, старшие братья и сёстры тоже читали эту книгу, и она, безусловно, им понравилась. Проходят годы, но интерес к книге В. П. Катаева не проходит – подрастающее поколение – вы и ваши сверстники – с удовольствием читает её. В чём же секрет? Вот в этом мы сейчас с вами и попытаемся разобраться. По-смотрите, пожалуйста, на нашу книжную выставку.
– Что вы видите.
– Вы правы, это книги В. П. Катаева «Цветик-семицветик». Все они разные по оформлению, так как изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. Рассмотрим их.
– Какая книга, на ваш взгляд, самая красивая, красочная?
– Вы правы, книга, которая издана совсем недавно самая красивая: она необычной формы, бумага плотная и белая, иллюстрации яркие и выразительные. Однако хочу обратить ваше внимание на тот факт, что книги по внешнему виду разные, несут в себе одну и ту же информацию, в них одна и та же сказка.
– Прочтите ещё раз название книги. Почему она называется «Цветик-семицветик»?
– Прочтите, что написано внизу под названием книги? (Сказка.)
– Чем сказка отличается от обычного рассказа?
– Вы в свободное время начали чтение этой книги. Кто из вас согласен с тем, что это сказка? (В ней говорится о фее, о волшебстве, у нее счастливый конец.)
– Кто помнит начало сказки? (Если учащиеся затрудняются ответить, учитель читает начало сказки до эпизода встречи Жени с волшебницей.)
– Как звали девочку? Куда она пошла? Что купила?
– Что произошло с Женей по дороге домой?
– Значит, она заблудилась. Она оказалась в незнакомом месте. (К доске выходят две подготовленные ученицы.)
Чтение начало сказки, и конца сказки.
Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?
Давайте все вместе вспомним и произнесем волшебные слова:
Физкультминутка:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по - моему вели…
Анализ сказки.
Ребята, чему учит эта сказка? Какое желание оказалось важным и самым нужным? Как вы оцениваете поступок Жени?
А сейчас ребята мы проверим на сколько хорошо вы знаете эту сказку.
Презентация – викторина.
IV Итог урока
Ребята, что вам больше всего понравилось в сказке и почему?
Конспект урока по внеклассному чтению. 3 класс
Тема: война в наших сердцах (рассказы о Великой Отечественной войне)
Цель: формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение»; учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
развивать устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, выделять главное, рассуждать; обогащать словарный запас детей, наблюдать за выразительными средствами языка; воспитание интереса к миру детской художественной литературы,формирование у школьников патриотической позиции.
Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово:
Чтобы солнце улыбалось.
Пусть навек исчезнут войны,
Чтобы дети всей земли
Дома спать могли спокойно,
Танцевать и петь могли,
Чтобы солнце улыбалось,
В окнах светлых отражалось
И сияло над землёй
Людям всем
И нам с тобой!
(М. Пляцковский)
2.Объявление темы урока.
Работа с выставкой книг. (Выставка книг помогает учащимся определить тему урока)
3.Проверка домашнего задания.
Дети пересказывают,подготовленные рассказы о войне.
3.Работа по теме урока.
Учитель: - «Ребята, что вы думаете о войне?»
Ученики отвечают: - «Война-это страшно!» «Мы не хотим войны!»
Небольшое сообщение о ВОВ.
22 июня 1941 года немецкие войска нарушили соглашение о ненападении и вторглись на территорию СССР. Так началась Великая Отечественная Война. Первыми удар приняли на себя пограничники. Приграничные сражения длились с 22 - 29 июня 1941 года. 22 июня в 3 часа 15 минут, начался артиллерийский и воздушный обстрел Брестской крепости. К 9 часам утра крепость была окружена, осада крепости продолжалась 29 суток. Были скованы крупные силы немецкой авиации и артиллерии. Оборона Брестской Крепости - это пример мужества и стойкости! Победа под Сталинградом это переломный момент в истории этой войны. Сталинградская битва продолжалась с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года. Победа Красной Армии в Сталинградской битве имело огромное значение. Советские Войска вырвали у противника инициативу и удерживали ее до конца войны. С 16 апреля по 8 мая 1945 года Советские Войска провели Берлинскую наступательную операцию, уничтожение немецких войск в Берлине продолжалось до 29 апреля, а 30 апреля над Рейхстагом водружено Знамя Победы. 8 мая 1945 года Германское Верховное Командование подписало акт о капитуляции. 9 мая 1945 года Сталин объявил о Победе советского народа над фашизмом. В этот день 9 мая принято возлагать цветы к могиле неизвестного солдата. В честь Победы каждый год на протяжении всех этих лет в небе разрываются Красивые шары салюта!
Учитель: - «Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито не рождёнными. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Отобранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.»
Знакомство с рассказом о защитниках Сталинграда
Владимира Богомолова. Рейс «Ласточки»
Рассказ о защитниках Сталинграда
Владимир Богомолов. Рейс «Ласточки»Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики.
Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками — на них иногда переправляли раненых.
Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.
Однажды был такой случай...
Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь еще у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. Нужно срочно доставить боеприпасы.
Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.
Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас.
Ждут и думают: «Подойдет мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».
Глядят бойцы — плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще — «Ласточка». Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость, как у черепахи. «Ну, думают, — на таком и до середины реки не добраться».
Но командир баржи постарался успокоить бойцов:
— Не глядите, что пароходишко тихоходный. Он таких барж, как наша, не одну перевез. Команда у «Ласточки» боевая.
Подходит «Ласточка» к барже. Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.
Не успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева — Ирина, ловко зацепила крюк троса и кричит:
— Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!
Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.
Только вышли на плес — закружили в воздухе немецкие самолеты-разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты.
Стало вокруг светло как днем.
За разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.
Бойцы из винтовок бьют по самолетам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё. Попали?!» Смотрят — баржа двигается к берегу.
Капитан « Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует — уводит баркас от прямых попаданий. И всё — вперед, к берегу.
Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать.
Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.
Одна мина попала на баржу.
Начался пожар. Пламя побежало по палубе.
Что делать? Перерубить трос? Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и... «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.
Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, ведра с песком — и на баржу.
Первой — Ирина, за ней бойцы. Засыпают огонь на палубе. Сбивают его с ящиков. И никто не думает, что каждую минуту любой ящик может взорваться.
Бойцы сбросили шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. Огонь обжигает руки, лица. Душно. Дым. Дышать трудно.
Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня. Боеприпасы были спасены и доставлены на берег.
* * *
Таких рейсов у всех баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. Героические рейсы.
Скоро в городе на Волге, там где была центральная переправа, поставят памятник всем речникам-героям.
Работа над текстом.
Беседа за прочитанным.
Итог.
Домашнее задание.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Конспект урока по внеклассному чтению
в начальных классах
«Русские народные сказки»
подготовила
учитель начальных классов
Прокопьева Людмила Николаевна
с. Алексеевка
2014
Тема: Русские народные сказки.Цель:
- познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;
развивать познавательный интерес, мышление, речь;
формировать умение передавать содержание произведения;
воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя;
пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.
- Организационный момент.
- Постановка целей.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
– Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.
- Проверка домашнего задания.
- Закрепление изученного.
- наличие устаревших слов;
устойчивые словосочетания;
зачин;
волшебные предметы;
троекратный повтор;
борьба добра и зла;
добро побеждает зло;
концовка сказки.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
- Литературная игра.
Первый тур. «Узнай сказку».
- Был похож на мяч немножко
- Нет ни речки, ни пруда –
- Мышка дом себе нашла,
- Красна-девица грустна:
- Ах ты, Петя – простота,
- А дорога – далека,
- Колотил да колотил
- Возле леса, на опушке,
- Удивляется народ:
- У Алёнушки-сестрицы
Второй тур. «Кому принадлежат эти слова».
- «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».
- «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»
- «Не пей, братец, козлёночком станешь».
- «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».
- «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».
- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».
- «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».
- «Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».
- «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».
- «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».
Третий тур. «Исправь ошибки». Вспомни правильные названия сказок.
- «По собачьему веленью».
«Царевна-индюшка».
«Сивка-будка».
«Иван-царевич и зелёный волк».
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
«Петушок – золотой пастушок».
«Мальчик с кулачок».
«У страха уши велики».
«Лапша из топора».
«Как мужик котят делил».
Пятый тур. «Как зовут сказочных героев, и как называются волшебные предметы?» Курочка – … Царевна – … Баба – … Жар – … Сивка – … Ковёр –… Гуси – … Скатерть – … Иванушка – … Сапоги – … Меч – … Мышка –…
- Награждение победителей.
- Итог урока.
– Что особенно понравилось?
- Рефлексия.
Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал. Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.