Джером Дэвид Сэлинджер - американский писатель, произведения которого увидели свет в журнале The New Yorker во 2-й половине 1940-х и в 1950-е годы.

Писательская карьера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Во время второй мировой войны писатель принял участие в военных действиях американских войск в Европе с самого начала высадки в Нормандии. Принимал участие в освобождении нескольких концлагерей.

Его первый рассказ «Молодые люди» (The Young Folks) был опубликован в журнале «Стори» в 1940. Первую серьезную известность Сэлинджеру принёс короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (A Perfect Day for Bananafish, 1948) - история одного дня в жизни молодого человека, Симора Гласса, и его жены.

Спустя одиннадцать лет после первой публикации Сэлинджер выпустил свой единственный роман «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye, 1951), который встретил дружное одобрение критики и остается особенно популярным среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя, Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах и кое-где в США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы.

В 1953 напечатан сборник «Девять рассказов». В 60-е годы выходят новеллы «Фрэнни и Зуи» (Franny and Zooey) и повесть «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters).

После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал оглушительную популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 прекратил печататься, сочиняя только для себя. Более того, наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы он практически никак не взаимодействовал с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Хэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками, как то, буддизм, индуизм, йога, макробиотика, дианетика, а также нетрадиционной медициной .

Все эти годы он не прекращал писать, но потерял всякий интерес к прижизненной публикации своих книг. По словам Маргарет Сэлинджер, отец разработал особую систему меток – красным помечены рукописи, которые должны быть опубликованы после смерти без всякой правки, синим – нуждающиеся в редактуре. О точном количестве будущих бестселлеров, впрочем, так же ничего неизвестно.

Как, впрочем, и о других сторонах жизни писателя. Местные жители говорят, что иногда видели его в церкви универсалистов и в местных ресторанчиках. Они уже давно свыклись с соседством с классиком и прониклись уважением к его затворничеству. О местоположении его жилища здесь знал каждый, но сумасшедшим фанатам его раскрывали все эти годы с явной неохотой. Тем более, что попытки проникнуть в эту башню из слоновой кости особенными успехами ни для кого не увенчались.

Последний раз имя писателя появилось в информационном поле в 2009 году, когда он подал иск против шведа Фредерика Колтинга. Скрывшийся под псевдонимом автор дерзнул сочинить продолжение «Над пропастью во ржи» под названием «60 лет спустя: выходя из ржи». Роман рассказывает о неком 76-летнем господине К., который сбегает из дома престарелых, и бродит по Нью-Йорку, вспоминая молодость, как когда-то сбежавший из интерната Холден Колфилд. Сэлинджер небезосновательно обвинил шведа, скрывшегося под псевдонимом Джей Ди Калифорния в плагиате, и в июле прошлого года его иск был удовлетворен. У многих этим летом появилась надежда на то, что писатель прервет затворничество и хоть немного расскажет о своей жизни в эти годы, но этого так и не произошло. Да и ему самому, кажется, было это не нужно. Сейчас как никогда становится понятно, что Сэлинджер как никто понимал прописную, но лишившуюся в наше время смысла истину – автор получает вечную жизнь лишь благодаря своим произведениям. И вот эта, третья, жизнь Сэлинджера нас еще только ожидает.

В СССР и России его произведения переводились и издавались, и завоевали популярность, прежде всего среди интеллигенции. Наиболее удачные и известные - переводы Риты Райт-Ковалёвой.

Дж. Д. Сэлинджер родился и вырос в фешенебельном районе Нью-Йорка — в Манхэттене. Его отец, по национальности еврей, был преуспевающим торговцем кошерным сыром, мать имела шотландско-ирландские корни. В детстве Джерома звали Сонни. У семейства Сэлинджер была красивейшая квартира на Парк Авеню. После нескольких лет учебы в подготовительных школах Джером посещал военную академию Вэлей Фордж (1934-1936). Друзья по академии позже вспоминали, что он был язвительно-остроумным человеком. В 1937, в возрасте 18 лет, Сэлинджер провел пять месяцев в Европе. С 1937 по 1938 он учится в колледже Урсинус, а потом и в нью-йоркском университете. Влюбляется в Оону О"Нейл и пишет ей каждый день письма, позже к немалому удивлению Сэлинджера она вышла замуж за Чарли Чаплина, который был много старше ее.

В 1939 году Сэлинджер учится мастерству написания рассказов в Колумбийском университете у Уитта Бернетта, основателя и редактора Стори Магазин ("Story Magazine"). В период Второй мировой войны Сэлинджер был призван и служил в пехоте, участвовал в Нормандской операции, его товарищи говорили, что он был очень храбрым, настоящим героем. В первые же месяцы, проведенные в Европе, Сэлинджеру удается написать несколько рассказов и встретиться с Эрнестом Хемингуэем в Париже. Он также принимал участие в одном из самых кровавых эпизодов войны в Хюртгенвальде, бесполезной битве, где он стал свидетелем ужасов войны.

В своем знаменитом рассказе “Дорогой Эсм — с любовью и всякой мерзостью” ("For Esmé — With Love and Squalor") Сэлинджер изобразил усталого американского солдата. Он начинает переписку с тринадцатилетней британской девочкой, которая помогает ему снова обрести интерес к жизни. Согласно биографу Сэлинджера Яну Гамильтону, писатель и сам подвергался госпитализации из-за стресса. После службы армейским связистом и контрразведчиком с 1942 по 1946, он посвятил себя писательской деятельности. Он играл в покер с другими начинающими писателями и слыл мрачным по характеру, но все время выигрывающим. Сэлинджер считал Хемингуэя и Стейнбека писателями второго сорта, но хвалил Мелвилла. В 1945 Сэлинджер женился на француженке по имени Сильвия, она была врачом. Позднее они были развелись, и в 1955 Сэлинджер женился на Клэр Дуглас, дочери британского искусствоведа Роберт Лэнгтона Дугласа. Брак распался в 1967 году, когда Сэлинджер углубился в свой внутренний мир и дзен-буддизм.

Ранние рассказы Сэлинджера появились в таких изданиях, как “Стори”, где его первый рассказ был опубликован в 1940 г., “Сатедей ивнинг пост” и “Эсквайр”, а затем в “Нью-Йоркере”, которая опубликовл почти все его более поздние тексты. В 1948 году появился “Хорошо ловится рыбка-бананка” (“A Perfect Day For Bananafish”), о Симор Гласс, совершающей самоубийство. Это самое раннее упоминание о семье Гласс, рассказы о которых станут основной его писательства. Цикло о Гласс продолжался в сборниках “Фрэнни и Зуи” (1961), “Выше стропила, плотники” (1963) и “Симор: Введение” (1963). Несколько историй рассказаны от лица Бадди Гласса. “16-й день Хэпворта 1924 года» написан в форме письма из летнего лагеря, в котором семилетний Сеймур изображает себя и младшего брата Бадди. “Так вот: когда я оглядываюсь и прислушиваюсь к тем пяти-шести наиболее самобытным старым американским поэтам - может их и больше, — а также читаю многочисленных, талантливых эксцентрических поэтов и — особенно в последнее время — тех способных, ищущих новых путей стилистов, у меня возникает почти полная уверенность, что у нас было только три или четыре почти абсолютно незаменимых поэта и что, по-моему, Симор, безусловно, будет причислен к ним”. (“Cимор: Введение”, пер. Р. Райт-Ковалёвой).

Двадцать рассказов, опубликованных в “Кольерз сатэдей ивнинг пост”, “Эсквайре”, “Гуд Хаузкипинг”, “Космополитене”, и “Нью-Йоркере” между 1941 и 1948 годах появились в “пиратском” двухтомном издании 1974 года “Полное неизданные рассказы Дж.Д. Сэлинджера”. Во многих из них отражена армейская служба Сэлинджера. Впоследствии писатель испытал индо-буддийское влияние. Он стал страстным приверженцем “Учения Шри Рамакришны”, книги об индусской мистике, которая была переведена на английский язык Свами Нихилананда и Джозефом Кэмпбеллом.

Первый роман Сэлинджера, "Над пропастью во ржи", сразу же был выбран клубом «Книга месяца» и завоевала огромную международную известность. Он ежегодно расходился по 250 000 экземпляров. Сэлинджер не старался помочь рекламе, и заявли, что в связи с книгой его фотографи не должны использоваться. Позже он отклонил просьбы об экранизации книги.

Первые рецензии на работу были противоречивыми, хотя большинство критиков сочло роман блестящим. Его название взято из строчки Роберта Бернса, которую неверно цитирует главный герой Холден Колфилд, видя себя в качестве “ловца во ржи”, который должен удержать всех детей в мире от падения с неких скал безумства. Произведение написано как монолог, на живом сленге. Шестнадцатилетний беспокойный герой - каким Сэлинджер был в юности — убегает из школы во время рождественских каникул в Нью-Йорк, найти себя и потерять девственность. Он проводит вечер сходив в ночной клуб, безрезультатно встречается с проституткой, а на следующий день встречает старую подругу. После напивается и пьяным пробирается домой. Прежний учитель Холдена домогается до него. Холден встречается с сестрой, чтобы рассказать ей о побеге из дому и о нервном срыве. Юмор романа роднит его с классическими произведениями Марка Твена “Приключения Гекльберри Финна” и “Приключения Тома Сойера”, но его мировоззрение разочарованнее. Холден описывает все, как “подделку” и постоянно находится в поиске искренности. Он один из первых героев, кто воплощает подростковый экзистенциальный страх, но полон жизни, он во многом литературная противоположность молодого Вертера, героя Гёте.

Время от времени ходили слухи, что Сэлинджер опубликует другой роман, или что он печатается под псевдонимом, возможно, как Томас Пинчон. “Настоящий художник, я заметил, выдержит все. (Даже похвалу, как я охотно надеюсь)” , — писал Сэлинджер в “Симур: введение”. С конца 60-х он избегал публичности. Журналисты предполагали, что раз он не дает интервью, ему есть что скрывать. В 1961 году журнал “Time” направила группу журналистов для расследования его частной жизни. “Мне нравится писать. Я люблю писать. Но я пишу только для себя и для собственного удовольствия”, — сказал Сэлинджер в 1974 году в интервью корреспонденту “Нью-Йорк таймс”. Однако, по словам Джойс Мейнард, которая с 1970-х годов была долгое время близка автору, Сэлинджер еще пишет, но никому не разрешает увидеть работу. Мейнард было восемнадцать лет, когда она получила письмо от автора, а после интенсивной переписки она переехала к нему.

Неодобренная биография Сэлинджера авторства Яна Гамильтона была переписана, поскольку тот не согласился с обширным цитированием его личных писем. Новая версия, “В поисках Дж.Д. Сэлинджера”, появилась в 1988 году. В 1992 году возник пожар в доме Сэлинджера в Корнише, но ему удалось бежать от репортеров, которые увидели возможность взять у него интервью. С конца 80-х Сэлинджер был женат на Коллин О"Нилл. Рассказ Мейнарда о ее отношениях с Сэлинджером, “Дома в мире”» (At Home in the World), появилась в октябре 1998 года. Сэлинджер нарушил свое молчание через своих адвокатов в 2009 году, когда они начали юридические действия, чтобы прекратить публикацию неразрешенного продолжения истории Колфилда, озаглавленной “Шестьдесят лет спустя: пробираясь через рожь”, выпущенного в Британии под псевдонимом Джон Дэвид Калифорния. 33-летний шведский писатель, Фредрик Колтинг, до этого публиковал юмористические книги.

About “The Catcher In the Rye”
part 2 , part 3
Рассказ о книге (на английском языке).

Годы жизни: с 01.01.1919 по 27.01.2010

Один из влиятельнейших американских писателей XX века, наиболее известен как автор романа «Над пропастью во ржи», наметивший новый курс в послевоенной американской литературе, и рассказов, которые вдохновили таких писателей как Филипп Рот и Джон Апдайк.

Дж. Д. Сэлинджер родился 1 января 1919 года на Манхеттене в Нью-Йорке. Его отцом был Сол Сэлинджер (Соломон Сэлинджер) – еврей, сын раввина, успешный торговец кошерным сыром и ветчиной. Его матерью была Мэри Джиллик – девушка шотландско-ирландского происхождения. После женитьбы Мэри сменила не только фамилию на Сэлинджер, но и поменяла имя на еврейское Мириам (имя старшей сестры Аарона и Моисея) – в те времена на смешанные браки смотрели косо и Мэри вынуждена была выдавать себя за еврейку, о чем даже сын узнал уже в зрелом возрасте. Джером был вторым ребенком в семье – его старшую сестру завали Дорис.

В детстве Джером посещал публичную школу в районе Вест-Сайд на Манхеттене, а после – частную школу МакБерни на Парк-авеню. По причине своего семитского происхождения в школе МакБерни юный Сэлинджер испытывал некоторые затруднения с адаптацией, поэтому решил не использовать в общении свое семитское имя Дэвид (Давид), а назывался Джерри. Дома же его звали Сонни. В школе МакБерни Джерри был капитаном команды по фехтованию, писал для школьной газеты, занимался в драматическом кружке, где активно проявлялся его актерский талант (в 1930 году в летнем лагере он был удостоен титула «Лучший артист года»). Однако учился Джерри плохо и в итоге был отчислен из школы. После отчисления родители устроили его в военное училище в г. Вэлли-Фордж, штат Пенсильвания, которое он и закончил в 1936 году. Уже здесь он пишет свои первые рассказы. Через год он слушает лекции в Нью-Йоркском университете и в этот же год он с отцом посещает Европу (Австрию и Польшу), откуда возвращается в 1938 году. В 1939 году он поступает в Колумбийский университет, где слушает курс лекций редактора журнала «Стори» Бернетта о коротком рассказе. Однако университет он так и не закончил.

До призыва в армию Сэлинджер встречался с Уной О’Нил, дочерью драматурга Юджина О’Нила, которая после расставания с Джеромом Сэлинджером стала женой Чарли Чаплина, а также работал исполнительным директором на круизном пароходе, совершавшим рейсы в Карибском море. В 1942 году он был призван в армию, закончил офицерско-сержантскую школу войск связи, а в 1943 году в чине сержанта был переведён в контрразведку (г. Нэшвилл, штат Теннесси). 6 июня 1944 года Сэлинджер в составе отдела контрразведки 12-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии участвовал в высадке десанта в Нормандии, а позже участвовал в «битве в Хюртгенском лесу». Во время войны допрашивал военнопленных, принимал участие в освобождении нескольких концлагерей. В военное время он познакомился с Хемингуэем, с которым активно переписывался. После окончания войны попал в госпиталь с нервным срывом (синдром CSR (Combat stress reaction )).

После войны Дж. Д. Сэлинджер участвовал в программе денацификации Германии. Однажды он арестовал молодую нацистку по имени Сильвия Уэлтер и вдруг женился на ней. Вместе с ней в апреле 1946 года он вернулся в Америку, но брак продлился всего 8 месяцев. Дочь Джерома, Маргарет Сэлинджер, видит так причину разрыва отца с Сильвией: «Она ненавидела евреев с той же страстью, с какой он ненавидел нацистов ». Позже для Сильвии Сэлинджер придумал презрительную кличку «слюна» (по-английски «слюна» (saliva) созвучна с именем Сильвия).

Первый рассказ Сэлинджера «Молодые люди» (The Young Folks) был опубликован еще до войны в 1940 году в журнале «Стори», однако первая писательская слава пришла к Сэлинджеру с рассказом «Хорошо ловится рыбка-бананка» (A Perfect Day for Bananafish) в 1948 году. До 1951 года у молодого писателя было уже опубликовано 26 произведений. В 1951 году он публикует свой первый и единственный роман «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye), который принес ему не только всемирную славу, но и материальный достаток. В результате он покупает земельный участок с домом на берегу реки Коннектикут в Корнише, будущую резиденцию затворника, где ведет спокойную загородную жизнь и работает над циклом о Глассах. В 1953 году выходит отдельный сборник ранее опубликованных рассказов - «Девять рассказов».

Уже успешный писатель Сэлинджер в 1955 году повторно женится. Его супругой становится Клэр Дуглас. Они встретились в 1950 году. Ему был 31 год, ей – 16. От брака с Клэр Дуглас у него было двое детей: Маргарет (1955) и Мэтью (1960). Однако, по мнению Маргарет Сэлинджер, этого брака могло и не быть, если бы не родилась она, а ее папа не читал учения Лахири Махасая, гуру Парамаханса Йогананда, согласно которым просветление было возможным и если следовать по пути «отца семейства».

Надо сказать, что религиозные, мистические, эзотерические и прочего рода учения всегда занимали ум, составляли образ жизни писателя и оказывали влияние на творчество. В сороковых и пятидесятых он изучает дзен-буддизм. После он меняет направление и увлекается индуизмом и йогой. В шестидесятые он поглощен дианетикой и встречается с Роном Хаббардом, затем он находится под влиянием толстовских идей. На себе пробует нетрадиционные медицинские практики: макробиотику, акупунктуру, уринотерапию и гомеопатию, от чего, правда, чуть не погиб. Его дочь отзывалась о папиных духовных исканиях как о «метаниях влюбленного подростка ». Вместе с тем, все перечисленное не помешало ему справляться с ролью «хорошего отца», хотя всю жизнь оставался довольно эгоистичным человеком.

В 1955 году выходят повести «Выше стропила, плотники», в 1959 – «Симор: Введение», в 1961 – «Фрэнни и Зуи», а 1965 – «16-й день Хэпворта 1924 года», продолжающие повествование о семействе Глассов, появившихся в более ранних рассказах Сэлинджера.

«16-й день Хэпворта 1924 года» было последним опубликованным произведением писателя, и с 1965 года Дж. Д. Сэлинджер скрылся от всего мира в доме в Корнише, где и прожил до самой своей смерти, избегая общения с журналистами. Однако в эти годы он продолжал писать, совершать духовные поиски, а также предпринимал попытки устроить личную жизнь. В 1966 году он разводиться с Клэр Дуглас, а в 1972 году вступает в сравнительно длительные отношения с 18-летней журналисткой Джойс Мэйнард. В первой половине 80-х годов писатель встречается с американской актрисой Элейн Джойс, а в 1988 году женится на своей медсестре Коллин О"Нилл, которая была младше его на 40 лет.

За годы затворничества писатель все-таки дал одно интервью для газеты The New York Times (1974) в связи с выходом сборника его ранних рассказов. Правда, интервью получилось не очень содержательным – писатель был возмущен несанкционированной публикацией его ранних работ, находя это вторжением в свою личную жизнь, а опубликованные рассказы неудачными.

Джером Дэвид Сэлинджер умер своей смертью в собственном доме в Корнише 27 января 2010 г. (в некоторых источниках упоминается 28 января) в возрасте 91 года. Сообщил о смерти его сын и литературный агент писателя подтвердил эту информацию.

Информация о произведениях:

Со слов дочери Сэлинджера, Маргарет, дом в Корнише был завален рукописями отца. Для своих произведений писатель разработал систему меток: одни, например, означают, что данную книгу надлежит опубликовать после его кончины без редактуры, другие - подвергнув редактуре, но все равно лишь после смерти автора. Однако до сих пор информации о каких-либо планируемых публикациях нет.

У Сэлинджера в доме жили три «пронумерованные» кошки: Китти-1, Китти-2 и Китти-3.

Журналисты дали Сэлинджеру прозвище «Грето Гарбо литературы», сравнивая с актрисой, рано покинувшей Голливуд, но оставившей неизгладимый след в истории кино.

В 2009 году шведский писатель Фредрик Колтинг опубликовал под псевдонимом Джон Дэвид Калифорния роман «60 Years Later: Coming Through the Rye» - продолжение известного романа. Главный герой – 76-летний мистер К. (митер Колфилд) бродит по Нью-Йорку, сбежав из дома престарелых. 1 июня 2009 года Сэлинджер подал иск о защите интеллектуальной собственности в окружной суд Манхэттена, обвинив Колтинга в плагиате. 1 июля 2009 года суд запретил публикацию романа Колтинга в США.

С романом «Над пропасть во ржи» связаны некоторые трагические ассоциации. Так, Марк Чепмэн, убийца Джона Леннона, после убийства, усевшись под уличный фонарь, стал читать именно эту книгу. «Над пропасть во ржи» был также одержим Джон Хинкли, совершивший покушение на президента США Рональда Рейгана в 1981 году.

Сэлинджер был всегда против экранизаций своих произведений, кроме экранизации «Лапы-растяпы» (Uncle Wiggily in Connecticut) в 1949 году, которая, надо сказать, провалилась. И даже на обращение Эли Казана с просьбой постановки «Над пропастью во ржи» на Бродвее, Сэлинджер ответил: «Я не могу дать своего разрешение. Я боюсь, Холдену это бы не понравилось». Однако одна экранизация все-таки состоялась. Иранский режиссер Дариуш Мехрджуи обратился к писателю в письме с просьбой дать разрешение на экранизацию «Фрэнни и Зуи». Автор повести даже не ответил на это письмо, видимо, уже устав от подобных просьб, но Дариуш Мехрджуи понял молчание как знак согласия. В итоге, адаптировав повесть для иранских будней: заменил христианство на ислам, убрал курение и алкоголь, поменял имена и т. д., в иранский прокат в 1995 году вышел фильм «Пари», который, однако, был запрещен американским судом к показу в США по иску Сэлинджера. Вместе с тем, вариации образа Холдена Колфилда можно встретить в разных кинолентах, например, «Бунтарь без причин» Николаса Рея (1955), «Выпускник» Майка Николса (1967), «Пустоши» Теренса Малика (1973).
Относительно реакции писателя на просьбы об экранизации очень наглядным является письмо 1957 года, которое было опубликовано после смерти Сэлинджера:

Уважаемый мистер Херберт,
Я попытаюсь объяснить вам свое отношение к правам на экранизацию и театральную постановку «Над пропастью во ржи». Этот мотив мне приходилось пропевать уже не раз, и я прошу вас проявить снисходительность, если вам покажется, что пою я без души. Во-первых, возможность продажи прав вовсе не исключена. Ввиду того, что умереть богачом мне, скорее всего, не удастся, я всё чаще задумываюсь о передаче непроданных прав моей жене и дочери – в качестве, так сказать, подстраховки. Тем не менее, замечу: тот факт, что я не увижу воочию результатов этой сделки, бесконечно меня радует. Я повторяю это снова и снова, но никто, похоже, со мной не согласен: «Над пропастью во ржи» – это очень «литературный» роман. Да, там содержатся готовые «киносцены», глупо было бы с этим спорить, но для меня вся ценность книги сосредоточена в голосе рассказчика и его бесчисленных тонкостях; мне более всего важна его разборчивость в своих читателях и слушателях, важны его отступления, посвященные бензиновым радугам в лужах, важно его мировоззрение, его отношение к чемоданам воловьей кожи и пустым коробкам из-под зубной пасты – одним словом, я дорожу его мыслями. Его нельзя без потерь разлучить с повествованием от первого лица. Согласен: даже если разлучить их насильно, оставшегося материала вполне хватит на так называемый «Интересный (а может, просто Занятный) Вечер в Киношке». Вот только мне эта идея кажется едва ли не гнусностью, во всяком случае, она достаточно гнусна, чтоб я не продавал прав на экранизацию. Многие его мысли, разумеется, можно переработать в диалоги или наговорить как поток сознания за кадром, но тут я не могу подобрать иного выражения, кроме как «притянуто за уши». Размышления и поступки, которые кажутся абсолютно естественными в уединенности романа, на сцене, в лучшем случае, обернутся псевдосимуляцией, если такое слово вообще существует (надеюсь, что нет). А ведь я еще не упомянул, насколько рискованно привлечение, прости Господи, актеров! Вы когда-нибудь видели девочку-актрису, которая сидела бы, закинув ногу на ногу, на постели и выглядела при этом непринужденно? Уверен, что нет. А Холдена Колфилда, по моему сверхпредвзятому мнению, сыграть невозможно в принципе. Вам не хватит просто Чувствительного, Умного, Талантливого Юного Актера в Двустороннем Пальто. Для этого вам понадобится человек поистине загадочный, а если у какого-то молодого человека и есть в душе загадка, то как распорядиться ею, он наверняка не знает. И никакой режиссер, уверяю вас, ему в этом не поможет.
На этом я, пожалуй, и остановлюсь. В заключение я мог бы уточнить, что позиция моя не подлежит пересмотру, но вы, полагаю, и сами уже это поняли.
Тем не менее, спасибо вам за доброжелательное и на удивление вразумительное письмо. Обычно мои почтовые собеседники не способны связать двух слов.

С наилучшими пожеланиями,

Дж.Д.Сэлинджер.

Перевод - Антон Свинаренко

Джэром Дэвид Сэлинджер – один из классиков двадцатого века, который навсегда вошел в историю не только американской, но и мировой литературы. Он родился в 1919 году в самом сердце Нью-Йорка – на Манхэттене. Родители мальчика принадлежали к привилегированному классу, поэтому дали Джерому и его сестре Дорис превосходное образование. В 1936 году Сэлинджер успешно окончил военное училище в городе Вэлли-Фордж. Именно в этих стенах и состоялся его литературный дебют. Джером написал слова для гимна школы, которые, к слову сказать, используются в этом учебном заведении и сегодня.

После окончания училища Сэлинджер, планируя продолжить свое образование, посещает лекции сначала в Нью-йоркском Университете, затем в Колумбийском, а также в нескольких элитных колледжах. Ни одно из этих престижных заведений Сэлинджер так и не окончил, поскольку он не никогда не проявлял особых стремлений к учебе и созданию успешной карьеры. Это оказало свое отрицательное влияние на отношения Джерома с семьей. В частности, у него были довольно сложные и холодные отношения с отцом, и в конце концом Сэлинджер поссорился с ним навсегда, и предпочитал даже не встречаться.

Во время второй мировой войны Джером был призван в армию и служил в контрразведке. После окончания войны он, наконец, решает всецело посвятить себя литературе. Он начинает пробовать себя в создании небольших рассказов, которые с успехом печатаются в нескольких журналах.

Но, конечно, особую славу поистине мирового масштаба принесла Сэлинджеру его знаменитая книга «Над пропастью во ржи» . Этот роман, над которым писатель упорно работал около десяти лет, считая его главным делом своей жизни, вышел в свет в 1951 году и был восторженно встречен как критиками и профессиональными литераторами, так и широкой аудиторией.

Эта трогательная и немного печальная история повествует о взрослении и душевных исканиях шестнадцатилетнего Холдена Колфилда, который проходит через такие испытания, как потеря близкого человека, первая любовь, разочарование в своих детских мечтах, полное отсутствие опоры в жизни и необходимых нравственных ориентиров. По мнению критиков, в основу этого романа легли жизненные обстоятельства, которые случились в жизни самого Сэлинджера. Здесь довольно достоверно отображены и его отношения с семьей, в частности, с отцом, и разочарование автора, который сам прошел через множество элитных школ, в подобного рода учебных заведениях. Конечно, эту историю нельзя назвать полностью правдивой и автобиографичной. Но многими чертами, присущими самому Сэлинджеру, автор, несомненно, наделил и своего героя Холдена.

Такая откровенная, тонкая и глубокая книга не могла не произвести впечатления на читателей. Десятки и сотни тысяч молодых людей сначала только в Америке, а потом и во всем мире, зачитывались этим романом, узнавая в переживаниях Холдена Колфилда свои собственные чувства, ощущения и эмоции. Книга «Над пропастью во ржи» стала по-настоящему культовой и оказала огромное влияние не на одно поколение молодых читателей.

К тому моменту, когда роман приобрел широкую известность, на счету Сэлинджера было также около трех десятков рассказов и новелл, которые издавались в периодической литературе и были выпущены отдельным сборником. К этому моменту писатель, полностью разочарованный в жизни, начал активно интересоваться дзен-буддизмом. Он предпочел уединиться в своем доме, отказывался общаться с журналистами и стал настоящим затворником. Несмотря на то, что Сэлинджер продолжал писать, он больше не желал публиковать свои произведения, а также наложил запрет на переиздание уже выпущенных в свет книг. Этот период одиночества и затворничества продолжался не один десяток лет (начиная с 1965 года и вплоть до самой смерти писателя). В последние годы жизни Сэлинджер практически не общался с внешним миром, даже со своими родными. Он жил в полном одиночестве за высокой оградой своего особняка в Нью-Гемпшире и занимался йогой и прочими духовными практиками.

Джером Дейвид Сэлинджер (Jerome David Salinger)

Писательская карьера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Во время второй мировой войны писатель принял участие в военных действиях американских войск в Европе с самого начала высадки в Нормандии. Принимал участие в освобождении нескольких концлагерей.

Его первый рассказ «Молодые люди» (The Young Folks) был опубликован в журнале «Стори» в 1940. Первую серьезную известность Сэлинджеру принёс короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (A Perfect Day for Bananafish, 1948) - история одного дня в жизни молодого человека, Симора Гласса, и его жены.

Спустя одиннадцать лет после первой публикации Сэлинджер выпустил свой единственный роман «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye, 1951), который встретил дружное одобрение критики и остается особенно популярным среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя, Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах и кое-где в США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы.

В 1953 напечатан сборник «Девять рассказов». В 60-е годы выходят новеллы «Фрэнни и Зуи» (Franny and Zooey) и повесть «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters).

После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал оглушительную популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 прекратил печататься, сочиняя только для себя. Более того, наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы он практически никак не взаимодействовал с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Хэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками, как то, буддизм, индуизм, йога, макробиотика, дианетика, а также нетрадиционной медициной .

Все эти годы он не прекращал писать, но потерял всякий интерес к прижизненной публикации своих книг. По словам Маргарет Сэлинджер, отец разработал особую систему меток – красным помечены рукописи, которые должны быть опубликованы после смерти без всякой правки, синим – нуждающиеся в редактуре. О точном количестве будущих бестселлеров, впрочем, так же ничего неизвестно.

Как, впрочем, и о других сторонах жизни писателя. Местные жители говорят, что иногда видели его в церкви универсалистов и в местных ресторанчиках.
Они уже давно свыклись с соседством с классиком и прониклись уважением к его затворничеству. О местоположении его жилища здесь знал каждый, но сумасшедшим фанатам его раскрывали все эти годы с явной неохотой. Тем более, что попытки проникнуть в эту башню из слоновой кости особенными успехами ни для кого не увенчались.

Последний раз имя писателя появилось в информационном поле в 2009 году, когда он подал иск против шведа Фредерика Колтинга. Скрывшийся под псевдонимом автор дерзнул сочинить продолжение «Над пропастью во ржи» под названием «60 лет спустя: выходя из ржи». Роман рассказывает о неком 76-летнем господине К., который сбегает из дома престарелых, и бродит по Нью-Йорку, вспоминая молодость, как когда-то сбежавший из интерната Холден Колфилд. Сэлинджер небезосновательно обвинил шведа, скрывшегося под псевдонимом Джей Ди Калифорния в плагиате, и в июле прошлого года его иск был удовлетворен. У многих этим летом появилась надежда на то, что писатель прервет затворничество и хоть немного расскажет о своей жизни в эти годы, но этого так и не произошло. Да и ему самому, кажется, было это не нужно. Сейчас как никогда становится понятно, что Сэлинджер как никто понимал прописную, но лишившуюся в наше время смысла истину – автор получает вечную жизнь лишь благодаря своим произведениям. И вот эта, третья, жизнь Сэлинджера нас еще только ожидает.

В СССР и России его произведения переводились и издавались, и завоевали популярность, прежде всего среди интеллигенции. Наиболее удачные и известные - переводы Риты Райт-Ковалёвой.