Русская народная сказка "Журавль и цапля"

Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого

Главные герои сказки "Журавль и цапля" и их характеристика

  1. Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
  2. Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.
План пересказа сказки "Журавль и цапля"
  1. Болото, где живут Журавль и Цапля
  2. Журавль сватается
  3. Отказ Цапли
  4. Цапля передумала
  5. Отказ Журавля
  6. Повторение
Кратчайшее содержание сказки "Журавль и цапля" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили на болоте Журавль и Цапля.
  2. Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
  3. Цапля передумала и просится замуж.
  4. Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
  5. Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
  6. Так и ходят они друг за другом бесконечно.
Главная мысль сказки "Журавль и цапля"
Поспешность в принятии решений приносит только вред.

Чему учит сказка "Журавль и цапля"
Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.

Отзыв на сказку "Журавль и цапля"
Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.

Пословицы к сказке "Журавль и цапля"
Лад и согласие - первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Журавль и цапля"
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених - и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. "Нет, - отвечает, - теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла".
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: "Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!" И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Журавль и цапля"

Учебный предмет:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы: « Сказки о животных »

Тема урока:

Русская народная сказка
«Журавль и цапля»

2 класc

Разработала Головешкина Светлана Алексеевна

Тема урока: «Журавль и цапля», русская народная сказка.

Задачи урока: формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок;

формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать

обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с

новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения

формирование действий контроля и оценки;

формирование межличностных отношений учащихся в групповой

воспитание познавательной активности.

Оборудование: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение.2 класс», схемы к обложке

сказок, карточки для групповой работы, цветные карандаши.

ХОД УРОКА.

I Вводная беседа.

    Назовите как можно больше произведений, соответствующих любой из этих моделей.

    Чем похожи эти модели? (по жанру – сказка, есть название)

    На какие группы можно еще разделить сказки? (народные и авторские)

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

вид сказки

Сказки о животных

Волшебные сказки

Бытовые сказки

Кто являются главными героями сказки?

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

II Формулирование детьми темы и цели урока.

    Откройте учебник на странице 21.

    С каким произведением мы познакомимся сегодня на уроке? (русская сказка «Журавль и цапля») (Учитель тему урока записывает на доске)

    Попробуйте определить жанр и тему произведения. (по жанру это произведение- сказка; тема произведения- сказка о животных)

    Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

ЦЕЛЬ: *ПОВТОРИТЬ О ………

*УЧИТЬСЯ …………….

*РАЗВИВАТЬ ………….

    Цель урока: повторить изученное о сказках (признаки видов сказок, построение сказки); учиться анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать речь.

III Физкультминутка.

IV Работа с новым произведением.

Чтение учителем сказки вслух.

Беседа после первичного восприятия произведения.

    Какие непонятные слова встретились в тексте? (ответы детей)

    Определим значение этих слов.

    Что вы заметили необычного в этой сказке? (начинается по-другому)

    Прочитайте первые три абзаца. Что мы прочитали? (присказку)

Вторичное чтение учащимися произведения.

Анализ произведения.

    Кто является главными героями этой сказки? (журавль и цапля)

    А теперь нам предстоит поработать с текстом и найти описание журавля и цапли. Я предлагаю разделиться на группы для выполнения задания.

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. В результате работы заполняется таблица.

Главные герои

журавль

цапля

Описание поведения героя

Стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Тяп-тяп!- семь верст болото месил.

Пошел журавль домой несолоно хлебавши.

«Нет, цапля, мне тебя не надо!..»

журавль задумался: «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно»

«Нет, журавль,не выйду за тебя замуж…Ступай прочь!»

Цапля после раздумалась: «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Заплакала со стыда и воротилась домой. Тут цапля задумалась.

Один герой говорит о другом герое

Цапля о журавле

Ноги у тебя долги, платье коротко, сам худо летаешь и кормить-то тебе меня нечем... долговязый!

Журавль о цапле

Нет, цапля, мне тебя не надо!

Напрасно не взял за себя цаплю.

Вывод

Герои очень похожи друг на друга.

Журавль показан смешным, долговязым, обидчивым, упрямым.

Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом.

Цапля показана капризной, придирчивой, несговорчивой.

Она отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом

    Как вы думаете, ребята, могла ли эта история приключиться с людьми? (да, могла)

    Значит, в этой сказке комическая ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.

    Чему учит нас эта сказка? (сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои недостатки)

    А сейчас мы с вами исследуем сказку с точки зрения основного сюжетного мотива. На доске записаны вопросы, которые помогут нам.

Как построена сказка?

На какие части ее можно поделить?

О чем мы узнаем из каждой части?

На доске в ходе работы вычерчивается схема.

кульминация

развитие продолжение

события события

присказка

зачин экспозиция

    С чего начинается сказка? Что такое присказка. Найдем ответ на вопрос на странице 22 учебника.

    Зачем нам нужна присказка? (привлекает внимание) (Работа в тетради, №1)

    Присказка богата звукописью. Она читается по-особому: скороговоркой. Какие слова повторяются в присказке? (ответы детей)

    Как называется следующая часть сюжета? (завязка)

    Найдите в тексте момент, где начинается завязка событий. (Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться)

    Исполнилось ли его желание? Почему? (ответы детей)

    Сколько раз «сватался» журавль к цапле? (2 раза)

    Отметьте кульминационный момент. (не могут договориться, отказывают друг другу)

    Есть ли в этой сказке развязка? Почему? Докажите словами текста. (Нет. «Вот так –то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.)

V Физкультминутка.

Что ж, теперь мы отдыхаем.

На уроке поиграем.

Вот она, игра-наука.

Покажите жестом, звуком.

(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)

Давайте среди этих героев выберем главных.

    Цапля и журавль.

VI Творческая работа. (Упражнения в выразительном чтении. Инсценирование сказки.)

    Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? обиды? (ответы детей)

    Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

    Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в группах по 3 человека)

    Кто хочет принять участие в инсценировании сказки? (Группа, изъявившая желание, работает над постановкой сказки)

VII Обобщение

    С каким произведением мы познакомились на уроке?

    Назовите жанр произведения.

    Определите вид сказки.

    Покажите на своих моделях, с каким произведением вы познакомились.

У каждого ребенка на столе лист бумаги и цветные карандаши.

    Сравните свою модель с моделью на доске. Кто выполнил все верно? Молодцы!

V Ш Домашнее задание

1 группа – чтение по ролям сказки

2 группа – инсценирование сказки

3 группа – расскажи сказку от лица одного из героев

Полный текст можно посмотреть

Урок 5 класс дата

Тема: Народная сказка «Журавль и цапля». Особенности сюжета.

Цели: формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок; формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки;

формирование действий контроля и оценки; формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе; воспитание познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    Орг. Момент.

    Артикуляционная разминка, выразительное чтение

Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5-7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля».

    Обсудим сказку «Журавль и цапля» с помощью вопросов и заданий учебника (с. 40) .

«Журавль и цапля» - сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой - «сова - веселая голова». Концовка - краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т.е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» - о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

    Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках» (с. 42-43) .

- Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных - как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

- Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

- Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

    Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Урок завершим обсуждением вопроса:

- Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

    Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Андреева Галина
Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля »

Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала.

Это присказка , а сказка вот какая .

Жили-были на болоте журавль да цапля . Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле !

Пошел журавль , - тяп-тяп! - семь верст болото месил.

Приходит и говорит :

Дома ли цапля ?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль ,не пойду за тебя замуж : у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала :

"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля ".

Приходит к журавлю и говорит :

- Журавль , возьми меня замуж!

Нет, цапля , мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал :

"Напрасно не взял за себя цаплю ! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж".

Приходит и говорит :

- Цапля ! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль , не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой . Тут цапля раздумалась :

"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду ".

Приходит она свататься, а журавль не хочет . Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных , потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки являются две птицы –это журавль и цапля . Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься . Но цапля не захотела ,потому что у журавля ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл , она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль ,вспомнив обиду, тоже отказал цапле . С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца , зато есть присказка . А присказка такая же как и сказка без конца . Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому ,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора . Ни цапле , ни журавлю не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Летала сова - веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у нее как плошки, не видят ни крошки!

Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые - подснежные: и голубые и белые, сине-алые и желто-серые.

Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: “Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть”.

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: “Ведь уродился же неуклюжий какой!” Тем временем надумался журавль: “Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока”. Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом - хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит - хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошел, поглядел в тростник и спрашивает:

А дома ли сударушка-цапля?

Здесь она. Что надо? - ответила цапля.

Иди за меня замуж, - сказал журавль.

Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье короткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: “А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут его щегольком, ходит с хохолком; пойду к нему доброе слово перемолвить”.

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то другую. Одну вытащит - другую увязит. Крылышко вытащит - клюв засадит; ну пришла и говорит:

Журавль, я иду за тебя!

Нет, цапля, - говорит ей журавль, - уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит:

Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя.

А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.

Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, - повторил журавль.

Ты берешь, да я не иду, - отвечала она.

Нечего делать, пошел опять журавль домой. “Этакая нравная, - подумал он, -теперь ни за что не возьму ее!” Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала: “Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него”.

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, болото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит - клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!

А журавль ей в ответ:

Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит - клюв увязит, а клюв вытащит - хвост увязнет.

Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.