На Алтае существует поговорка – «Человек без характера, что хлеб без соли». Само слово «характер» в переводе с греческого означает «печать», «оттиск», но если брать переносный смысл, то речь идет о типичности и свойственности поведенческих качеств человека. С чего складывается понятие, и какие черты характера существуют?

Полнее всего понятие характер описывает наука психология. Она полностью раскрывает все нюансы и определяет его как набор черт и свойств личности, которые не только придают человеку индивидуальность, но и объясняют его поступки в той или иной ситуации.

Основные характерные черты условно делят на несколько групп:

  • эмоции;
  • воля;
  • интеллект.

Эмоциональные черты – агрессивность, добродушие, меланхоличность, артистичность и др. начинают формироваться с самого раннего детства, когда психические качества ребенка претерпевают поэтапное становление. И происходит это под влиянием разных факторов.

Волевые черты характера (педантичность, мужественность, преданность и др.) человек приобретает всю свою жизнь. Качества, связанные с интеллектом – ум, самостоятельность, рассудительность и др., — зависят от врожденной предрасположенности, на которую оказывает влияние наследственность и темперамент.

Немаловажным фактором в становлении характера личности является его окружение. Оно может привести к приобретению как положительных, так и отрицательных черт характера ребенком. Процесс продолжается всю жизнь, и список приобретенных личностных свойств все время увеличивается. Если первоначально это происходит неосознанно на уровне рефлексов, то с взрослением люди начинают выбирать те характеристики, которые им ближе.

Специалисты выяснили, что базисные черты характера ребенка заложены с самого младенчества, волевые черты малыша начинают проявляться уже на втором году жизни, а в три-четыре он обладает уже деловыми качествами.

Коммуникативные признаки наиболее заметны в 4-5 лет, когда дети интересуются и активно участвуют в ролевых играх со сверстниками. Если взять во внимание эти данные, то можно точно сказать – пятилетний ребенок обладает собственным, уникальным характером.

Что лежит в основе личностных качеств?

Если структурировать знания о личностных качествах, то можно выделить 4 черты характера, точнее блока характеристик:

  • выражают отношение к остальным людям (сострадание, общительность, попечительность и др.);
  • черты, показывающие, как человек относится к себе (эгоизм, скромность, самокритичность, самовлюбленность и др.);
  • отношение к труду (лень, ответственность и др.);
  • черты, указывающие на отношение человека к предметам (бережливость, аккуратность, жадность и др.).

Сегодня существует не одна сотня определений личностных качеств, но все же наука выделяет основные черты характера.

В деловой сфере это:

В сфере коммуникаций это эмоциональные качества:

  • агрессия или доброжелательность;
  • раздражительность;
  • скромность;
  • злопамятство.

Волевые качества связаны с принципиальностью человека, они формируются на фоне борьбы мотивов и усвоении моральных норм. В этом случае положительные черты характера – уверенность, упорство, целеустремленность. Они способствуют личностному росту человека. К отрицательным чертам личности можно отнести – безволие, отсутствие последовательности, уступчивость.

Как отражается национальность на личностных характеристиках?

Существует множество стереотипов, связанных с национальностью, например, если медленный, значит обязательно эстонец, прижимистый – еврей, темпераментный – грузин, сдержанный – англичанин….

Учеными вполне точно доказано, что черты национального характера действительно есть. И связаны они с различными факторами – культурой, религией, воспитанием и даже климатом. Конечно, речь идет о тех качествах, которые выявлены у большинства представителей нации в той или иной степени.

А какие же черты русского характера можно выделить? Многие философы и психологи пытались оценить русский народ с точки зрения характерных качеств.

Профессор отечественной философии Лосский выделил шесть основных черт:

Доктор психологических наук Лебедева Н.М., исходя из исследований Лосского, выделила две, с первого взгляда, противоположных группы свойств русского человека:

  1. Духовно-душевные качества русских людей – включают исключительно хорошие характеристики – смирение с собственной долей, самоотверженность и самопожертвование, глубокая вера, спокойное принятие мысли о предстоящей кончине, прохладное отношение к богатству, умение сопереживать и делиться насущным, довольство имеющимися благами.
  2. Пассивность, бездействие – исторически так сложилось, что простые люди веками находились в отдалении от политической и общественной жизни; и хотя современные люди проявляют интерес к этой сфере, но чаще речь идет о словесном изъявлении воли, не подкрепленном действием. Отсюда вытекают следующие отрицательные черты характера русского человека – некоторое отчуждение от дел, происходящих в стране, ожидание «чуда», стремление к анархизму, бунтарству, отрицание дисциплины, разного рода соблазны.

Телосложение и характер

Существует достаточно интересная теория немецкого психолога Эрнста Кречмера о том, что личностные качества напрямую зависят от конституции человека. Причем, большинство теоретических аспектов получили практическое подтверждение. Согласно идее Кречмера, существует три характерных типажа:

  1. Астеничные люди («слабые») – худые, с удлиненными частями тела – конечностями, лицом, плоской грудиной и слабо развитой мускулатурой. Им соответствует качества личности «шизотомика» – замкнутость, серьезность, упрямство, люди плохо приспосабливаются в новых условиях. При психических расстройствах речь может идти о шизофрении.
  2. Атлетики (атлетика в переводе «атлетический, искусный») – люди внушительного роста, широкой грудной клеткой, крепким костяком и мощными мускулами. Обычно так описывают героических личностей из эпоса, однако, черты характера «героя» не столь однозначны. Их назвали искотимиками – обладая спокойным характером, отсутствием особой впечатлительности, склонностью к практичности и сдержанности в мимике и жестах, они имеют и 3 черты характера, далекие от героизма – властность, негативное отношение к переменам и плохую приспосабливаемость к новым условиям. При нервных расстройствах есть риск развития эпилепсии.
  3. Пикники – (плотные, толстые) представители этой группы невысокие, полные или имеют склонность к набору лишнего веса, обладают большой головой на короткой шее, лицо широкое, черты лица мелкие. Это циклотимики – главная черта характера человека в этом случае – общительность, он хорошо идет на контакт, эмоционально реагирует на любое событие, быстро привыкает к новым условиям. У таких людей существует склонность при психических нарушениях к маниакально-депрессивным психозам.

Сколько бы ни было характеристик человеческих черт и качеств, не существует идентичного характера личности. Конечно, есть обобщенные данные, и некоторые пункты могут даже совпасть с имеющимися особенностями темперамента. Однако, каждый человек – это уникальное творение, клубок из врожденных и приобретенных свойств, особенностей, харизмы и противоречий. Важно только помнить, что свои качества каждый кует сам и важно не забывать о личностном росте.

Чтобы составить о человеке какое-либо мнение, достаточно его просто охарактеризовать, то есть подобрать слова характеризующие человека. Какие же слова, аргументы или убеждения подойдут для этого? Например, формулировка качеств: он серьёзный, внимательный, отзывчивый, умелый, ловкий. И уже к человеку совершенно другое отношение от этих слов. Слова определяют многое. Содержание слов важно для человека, его истинного лица и его восприятия реальности. Как характеризовать человека? Итак, давайте рассмотрим:

Что характеризует человека?

Необходимо выписать индивидуальные качества человека, которые, несомненно, характеризуют его как личность. Каков он?

  • Креативность: человек способен творчески мыслить, находить выход в безнадежных ситуациях.
  • Педантичность: человек способен выполнять чёткие правила и инструкции. Он тщательно придерживается их выполнения.
  • Аккуратность: человек способен быть всегда опрятным и чистоплотным.
  • Трудоголизм: способен много времени трудиться.
  • Исполнительность: человек способен выполнять все требования свыше и все инструкции.
  • Организатор: способен организовать рабочий процесс и любой праздник.
  • Навыки развития устного или письменного общения.
  • На какие оценки учился?
  • Эгоистичность: человек думает только о себе и своих желаниях.
  • Альтруистичность: человек думает о других.
  • Его темперамент. Темперамент человека характеризуется его физиологией.

Охарактеризовать контекст и внешнее окружение

  • Полная, неполная или интеллигентная семья
  • Отношения с людьми доброжелательные или конфликтные
  • Темперамент личности: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник
  • Экстраверт или интроверт
  • Соответствие личным целям и общественным интересам в социуме
  • Соответствует ли сотрудник общественным интересам.
  • Как он сопоставляет свои цели в социальном плане.
  • как достигаются его цели.
  • Ожидается ли у человека продвижение по служебной лестнице, карьерный рост

Прилагательные, характеризующие человека

Какие прилагательные характеризуют человека? Давайте приведём примеры прилагательных. Итак:

  • Прилагательные мужественности: ловкий, сильный, крепкий, смелый.
  • Прилагательные способностей: находчивый, внимательный, интеллектуальный, сообразительный
  • Прилагательные трудовой дисциплины: ленивый, трудолюбивый, активный, инициативный
  • Прилагательные личности: доброжелательный, порядочный, внимательный, заботливый, гиперактивный, меркантильный и так далее.
  • Прилагательные, которые характеризуют акцентуацию характера: истероидный тип, гипертимный, астеноневротический, психастенический, шизоидный и так далее.

Качества, характеризующие человека

Что характеризует человека как личность? К таким качествам относятся, например: деловая хватка, целеустремлённость, упорство в достижении целей, в нахождении выхода из любых конфликтных ситуаций, природный интеллект и деликатность, интуиция, адекватная оценка ситуации.

Качества, характеризующие человека необходимо использовать не только в резюме, интервью или для особой характеристики, для продвижения по карьерной лестнице – слова, определяющие качества личности необходимы всем нам. Потому что мы люди и потому что у нас есть потребность в них. Что же это за слова? Слова комплименты, слова помогающие понять сущность человека, его нрав, амбиции и темперамент. Давайте их рассмотрим. Черты, характеризующие человека:

Здесь могут подойти акцентуации характера личности, по которым можно понять доминирующий характер личности:

  1. Истероидный или демонстративный тип. Его черты: эгоцентризм, себялюбие, потребность в признании действий и личных особенностей, жажда внимания.
  2. Гипертимный тип. Его основные черты: общительность, подвижность, самостоятельность.
  3. Астеноневротический тип – тревожность, утомляемость при общении, раздражительность
  4. Психостенический тип - нерешительность, любовь к самоанализу, и бесконечным рассуждениям
  5. Шизоидный тип - замкнутость, отстранённость от происходящего вокруг, необщительность.
  6. Сенситивный – робость, стеснительность, обидчивость, чувствительность, впечатлительность.
  7. Эпилептоидный или возбудимый – тоскливо-злобное настроение. Низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, скрупулёзность, консервативность.
  8. Эмоционально-лабильный - меняющее постоянно настроение.
  9. Инфантильно зависимый - вечный ребёнок, не берущий на себя ответственность за свои поступки и предпочитающий делегировать их другим.
  10. Неустойчивый тип - тяга к развлечениям, удовольствия, безделье, безволие, слабость, трусливость

Всё дело в том, что все слова, черты, качества, прилагательные, характеризующие человека условны. Почему? В чём это выражается? В следующем: во-первых, всё субъективно. Кто оценивает, что Вася слаб, а Петя силён? Кто судьи? Все мнения, все определения и взгляды на жизнь условны. Невозможно просто мыслить по определённому типу. Потому что для одной любимой или одного начальника Вася самый лучший муж или работник, такой, какой подходит под его психотип, а для другого начальника с другим темпераментом, тот же Вася неподходящий сотрудник, неумелый организатор. Потому что нет на земле человека объективного настолько, чтобы приклеить ярлык одному, а другому не приклеивать. Потому что, каким бы ни был объективным и философски мыслящим человеком, мудрым и понимающим психологом он не способен оценивать ситуацию с той мерой объективности, в которой возможно и нуждается этот человек! А наша задача притягивать к себе именно людей, которые светятся с нами на одной волне.

Понятие о характере

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. сНага^ег - печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что этот человек смелый, правдивый, откровенный, т. е. названные характеристики поступков человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Структура характера

Определить структуру, или строение характера человека, - значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.

В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.

В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по при¬вычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмо¬циональные черты характера относятся к форме.

«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы - системы взаимосвязанных психических свойств.

1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость от¬зывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответ¬ственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовест¬ность, безответственность, пассивность).

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому се¬бе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им - самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам

(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обра¬щение с вещами)» .

«В зависимости от того или другого строения характера чело¬век проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:

а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);

б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);

в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»

Более четко можно определить основные синтетические свой¬ства положительного характера. «Среди них выделяются следую¬щие:

Моральная воспитанность характера. Она характеризует че¬ловека со стороны направленности и формы поведения.

Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонно¬сти стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и инте¬ресах, единство слова и дела.

Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятель¬ности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.

Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекать¬ся и развивать большое напряжение сил при встрече с трудно¬стями и препятствиями, это умение преодолевать их.

Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взгля¬дов и принятых решений.

Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности н активности, выработанная ровность поведения» .

Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспи¬тания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотива¬цией, которая зависит от психических процессов и состояний.

Итак, характер - это совокупность индивидуально-своеобраз¬ных свойств личности, определяющихся ее отношениями и прояв¬ляющихся в типичных для данной личности способах деятель¬ности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчи¬вых и динамических свойств.

«Характер может маскировать один из врожденных проявле¬нии, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей» .

Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечат¬лений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаи¬модействия личности и среды.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимнке, а также накла¬дывает печать на внешний облик личности и отражается в типи¬ческой позе.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества.

Характер - это целостное образование, система свойств лнчностн, находящихся в определенных отношениях друг к другу.

«В структуре характера выделяют содержание и форму Со¬держание характера отражает общественные воздействия влия¬ния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения» .

На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.

Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.

Черты характера

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком" . Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Говоря о таком понятии как «характер человека», большинство из нас подразумевает реакции человека на те или иные события в его жизни, а также окружающих его людей. На самом деле данное понятие является куда более сложным. Сегодня вы узнаете об особенностях человеческого характера, основных его типах и чертах.

Понятие, проявление характера

Понятие «характер» в психологической терминологии подразумевает собой (в переводе с греч. – «печать») совокупность личностных особенностей человека, формирующихся в процессе взросления и ярко проявляющихся в жизни человека (как личной, так и общественной). В результате происходит формирование стабильного и однотипного поведения в тех или иных ситуациях.

На деле же далеко не все психологические особенности личности можно считать ее постоянными чертами характера. Простой и яркий пример: человек в достаточно стрессовой ситуации проявил себя как грубый и несдержанный. Разве это говорит о том, что подобное поведение свойственно ему ввиду такого характера? Отнюдь. Лишь регулярное проявление подобного поведения может говорить о черте характера.

Основу человеческого характера формирует его нервная деятельность, а точнее ее тип; динамику же его проявления – окружающая среда.

Существует очень много глубоких определений и расшифровок совокупности понятий, включаемых в слово «характер». Говоря доступным языком, характер человека чаще всего понимается как:

  • система устойчивого типа поведения, формирующая тип личности;
  • грань между внутренним миром человека и внешним миром, в котором он живет или же способ адаптации индивида к окружающей среде;
  • четко выраженная система поведенческих реакций человека на те или иные раздражители.

Стоит отметить, что характер нельзя назвать окончательно сформированным до тех пор, пока человек живет, растет и развивается. Формирование характера человека напрямую зависит от особенностей его образа жизни, включающих в себя не только физическую оставляющую, но и духовную: мысли, чувства, побуждения и т.д.

Характер человека по своему содержанию представляет собой сложную взаимосвязь между общественным влиянием и направленностью личности, состоящую из духовных/материальных потребностей, убеждений, интересов и пр.

Черты характера

Стоит отметить, что непосредственно формирование характера происходит под влиянием тех или иных социальных подгрупп, в которые входит человек (например, семья, друзья, рабочий коллектив и т.д.). В зависимости от того, какая из групп является для человека доминантной, такие черты характера и будут у него развиваться. Кроме того, немалую роль в данном процессе будет играть положение индивида в группе и степень его взаимодействия с ней.

В целом, можно выделить несколько групп-черт характера в зависимости от отношений человека с окружающим миром:

  1. Отношение человека к другим индивидам. Подразумевается восприятие индивидуумом собственной семьи, коллег, друзей, просто чужих посторонних людей. Здесь налицо стремление человека к активному общению и, соответственно, сопутствующие данному стремлению черты характера, такие как уважение к другим, коллективизм, чуткость, доброта по отношению к окружающим. Возможно также и противоположное проявление – стремлению к ограниченному общению и, соответственно, связанные с ним черты – бездушность, сдержанность, презрение к окружающим и т.д.
  2. Отношение человека к собственному труду, достижениям. Как и в предыдущем случае, человеку свойственно проявлять в отношении собственной работы кардинально разные эмоции. Все зависит от свойственных ему черт: трудолюбие, творческое начало, организованность, ответственность – при положительном отношении к собственному труду и лень, недобросовестность, неаккуратность и пр. – при отрицательном/безразличном отношении к труду.
  3. Отношение человека к самому себе. Немаловажная составляющая в характере – это собственное «Я» человека. Подразумеваются такие черты характера как чувство собственного достоинства, гордость (здоровое чувство), скромность или же противоположные черты характера: самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм.
  4. Отношение человека к вещам. Здесь все просто: человек либо заботится о состоянии своих (и не только) вещей (аккуратность, бережное обращение), либо нет (неряшливость, небрежность и пр.).

Взаимосвязь характера и темперамента

Многие ошибочно полагают, что темперамент человека изначально сродни характеру и поэтому отождествляют эти два понятия. В научной среде официально приняты 4 основных взгляда на взаимодействие характера и темперамента:

  • Отождествление (характер и темперамент считают равными по смыслу понятиями).
  • Противопоставление понятий, подчеркивание принципиальной разницы между ними.
  • Признание темперамента частью характера, иногда даже его ядром.
  • Признание темперамента фактическим фундаментом для развития характера.

Несмотря на кардинально различные научные взгляды на понятие характера и темперамента, можно выделить их общую зависимость от физиологических особенностей человека, а именно особенностей его нервной системы. Стоит также отметить, что темперамент более прочно связан с нервной системой индивида, поэтому фактически является основой для характера. Темперамент оказывает решающее влияние на формирование таких черт как уравновешенность, адекватное восприятие той или иной ситуации, спокойность реакции и пр.

Тем не менее темперамент еще не является предопределяющим фактором при формировании характера. Так, довольно частым явлением считается формирование кардинально разного характера при одном и том же темпераменте.

Основные типы характера

Существует множество различных теорий, согласно которым характер человека можно разделить на несколько типов. Вашему вниманию несколько наиболее распространенные в научной среде.

Типы характера согласно Кречмеру

Согласно известному немецкому психологу Кречмеру все индивидуумы, живущие на Земле, относятся к одной из трех основных групп/типов характера (основную роль в определении человека в тот или иной тип являются его физиологические данные):

  • Астеники. Люди худощавого телосложения с тонкими длинными руками и ногами, слабой грудной клеткой. Чаще всего у людей из этой группы наблюдается слабо развитая мускулатура. В психологическом отношении данному типу соответствует шизотимический тип характера: людям с подобным типом характера присуща замкнутость, упрямство, плохая адаптация к изменениям в окружении.
  • Атлетики. Люди достаточно крепкие, с хорошо развитой мускулатурой. Данному типу соответствует иксотимический тип характера: людям с подобным типом характера присущи спокойствие, практичность, сдержанность, властность и пр.
  • Пикники. Люди достаточно плотные или даже имеющие лишний вес, голова большая, шея короткая, лицо с мелкими чертами лица. Соответствующий тип характера – общительность, эмоциональность, быстрая адаптация к новым условиям.

Классификация характеров согласно Карлу Густаву Юнгу

Знаменитый психиатр и психолог из Швейцарии создал простую на первый взгляд, но достаточно глубокую классификацию характеров, поскольку речь идет о взаимодействии сознательного с бессознательным. Итак, К.Г. Юнг выделил три основных типа характера: экстраверт, интроверт, амбоверт.

Так, реакции и деятельность экстраверта в большей степени зависит от внешних впечатлений от событий, людей и т.д. У интроверта же все наоборот: он в большей степени руководствуется собственными переживаниями, ощущениями и т.д.

Экстраверты – люди общительные, приятные собеседники, открытые, веселые, имеют большое количество друзей. Всегда пытаются брать от жизни все, мало заботятся о собственном здоровье

Интроверты же – особый тип человека, которого довольно сложно понять. Он всегда замкнут, малообщителен, стремится все анализировать, довольно мнителен, имеет мало друзей.

Ну, и, наконец, амбиверт – человек, который почерпнул, так сказать, все самое лучше от первых двух типов. Это человек – прекрасный аналитик с тонкой душой, склонный к периодическим «приступам» одиночества и при этом способный «расшевелить» большую компанию своим остроумием, юмором и харизмой.

Виды характеров согласно Гиппократу

Гиппократ считается основоположником одной из ключевых теорий человеческой сущности. Правда, в далекие античные времена под созданной им типологией темперамента понималась, скорее, физическая составляющая человека. И лишь пару веков назад разработанную им концепцию четырех темпераментов начали изучать с психологической точки зрения.

Так, существует 4 основных типа характера/темперамента:

  • Холерик; довольно страстный, вспыльчивый, иногда агрессивный человек, которому довольно сложно контролировать свое эмоциональное состояние и реакции на раздражающие внешние факторы. Для холерика характерны частые вспышки гнева, смена настроения и прочие резкие перемены в поведении. Быстро расходует энергию, истощая запас сил.
  • Сангвиник. Очень подвижный и веселый человек, для которого, как и для холерика свойственный резкие перепады настроения, но при этом быстрая и устойчивая реакция на внешние факторы. Сангвиник – человек продуктивный и целеустремленный.
  • Флегматик. Человек очень сдержанный, практически не проявляет эмоций. Неспешен, обладает уравновешенной психикой, настойчив и упорен в работе.
  • Меланхолик. Очень впечатлительный и легкоранимый человек, остро переживающий собственные неудачи. На внешние раздражители реагирует довольно резко.

Вот, пожалуй, и все, что вам следует знать о характере человека, его основных типах, особенностях и проявлении в окружающем мире. Из всего вышеописанного можно сделать простой вывод: каждый человек очень индивидуален, личность сложная, многогранная и необычная.

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.