Виды восприятия

Обычный человек воспринимает в пределах возможного, ограниченно. Пределы контролируют стихии. На каждый момент для каждого человека есть что-то познаваемое и запредельное. Если человек выходит за пределы, это называется проникновением в тайну, нарушением ее. Нарушается восприятие и нарушается равновесие во внутреннем мире.Человек воспринимает поэтапно, так он учится.

Виды восприятия возникают, когда стихии ставят пределы человеку, чтоб он смог понять причины.

Существует 4 вида восприятия:

  1. восприятие себя
  2. восприятие ситуации или окружающего
  3. восприятие других
  4. восприятие времени (изменчивости)

Каждый человек приходит на воплощение с какой-то задачей. Когда мы узнаем свою задачу (цель лекций!) , мы попадем в центральную точку координат.

Надо убрать искажения, выявить главную схему поведения. Как только мы признаем ее, она становится видимой, теряет силу, осыпается.

Подключение планет разбивает 3 вида восприятия еще на 2, т.к. люди еще не наработали круговое зрение.

восприятие себя : 1.1.восприятие достоинств

1.2. восприятие недостатков

восприятие ситуации : 2.1. управление ситуацией

2.2. сам процесс

восприятие других: 3.1. умение брать

1.2. умение отдавать

1. Восприятие себя (через восприятие других)

Гордость I Скромность

(любовь к себе) I (сострадание к себе)

Неискаженное восприятие себя:

Человек без схемы поведения, т.е. без негатива, он помнит, что есть слабости и есть достоинства. Обычно он регулирует восприятие себя в точке равновесия между скромностью и гордостью. В этой точке возникает осознание себя, что из себя представляет человек. В проявлении скромности будет предвкушать будущую гордость. Скромность перерастает в гордость . При проявлении гордости должно быть смирение перед будущей скромностью, тогда радость будет тихой. Если указывают вам на ваши недостатки, нужно настроиться на собственные достоинства, на гордость, которая может проявиться в будущем.

Искаженное восприятие себя:

Избыток гордости проявляется напыщенностью. Искажение гордости есть высокомерие. Это ненависть к себе, человек предьявляет большие требования к себе. Желаемое человека переводится, переносится в напыщенность. Все, что меньше желаемого, рождает ему страдание. Люди, склонные к высокомерию, очень ранимы. Надо признать их правду и указать на скромность, надо научиться шутить.

Искаженная скромность – ничтожность . Искажение гордости – самоунижение , страсть к себе. Человек в искаженной скромности не видит ничего, кроме своих недостатков. Собственное ничтожество доставляет наслаждение, если же кто-то другой об этом говорит, он не выносит. Самоуниженным нужно научиться слушать комплименты и похвалу. Иногда лучше успех такого человека не заметить или слегка похвалить, иначе он откажется и от этого.

2. Восприятие ситуации через взаимодействие

Отвага I Отрешенность

Неискаженное восприятие ситуации: неискаженная отвага “я действую ” (“я знаю”), неискаженная отрешенность “я подчиняюсь ” (когда не надо ничего делать). Когда человек готов действовать и готов подчиниться, он поднимается над ситуацией.

Искажение : избыток отваги проявляется торопливостью, искажение торопливости дает нетерпеливость . Это схема поведения, а не характер. Таким людям надо дать работу. Избыток отрешенности – человек мученник, искажение – покорность. Мученник привыкает к плохому, перекладывает ответственность на кого-то другого, это становится его жизнью.

Если ребенку запрещать что-то, не обьясняя, он начнет копить обиду, вырабатывая склонность к мученичеству.

3. Восприятие других через взаимообмен

(на каузальном плане – это то, что нам пишется в долги)

Жизнелюбие I Самоотдача

Искажение : “я хочу” . Избыток жизнелюбия – ненасытность и как искажение, (как следствие) – жадность – “все – мне!”. Это не скупость, скупость – только переход к жадности. Жадный легко отдает то, что у него есть, он этого не ценит. Но то, к чему он стремится, чего жаждет, он заранее не отдает, за это борется, а получив, понимает, что это ему уже не нужно. Радости нет, одна погоня. Жадность запускает страдание, тоску и грусть. Если сказал: “хочу” и почувствовал ущербность, значит, что-то неправильно, нужно это отслеживать. Жадный человек опасен для окружающих, т.к. он может открывать их целенаправленно, а потом бросать, ведь он ничего не ценит – ни дружбы, ни любви. Есть только жажда напиться. Нельзя поощрять это в детях. Ребенок хочет любви, а от него обычно откупаются, он привыкает к тому, что появляются заменители радости – вещи, обещания- и переключается на них. Его интересует уже только внешняя форма.

Избыток самоотдачи – нищета . Если нищета материальная, человек ненавидит то, чего у него нет, любую вещь приводит в грязь, раз нет у него. Другое искажение самоотдачи – расточительство . Это – человек-разрушитель. Если нет ничего, он ничего и не ценит – ни свое, ни чужое. Такому нельзя доверить и копейку в своей жизни. Такой человек не любит себя, а следовательно, и других. Такие часто играют со смертью. Если человек в детстве не чувствовал себя в безопасности, жизнь обесценивается, как таковая. Исследуется свобода, там, где грань между жизнью и смертью, вырабатывается презрение к жизни, а, следовательно, нищета. Нет понятия дома, семьи, такой человек не умеет организовать жизнь, накопить что-нибудь, рассматривает это как ограничение свободы.

4. Восприятие времени

Упорство I Дерзание

I (готовность к переменам)

Чрезмерного дерзания не бывает, от этого просто умирают. Чрезмерное упорство дает упрямство (неприятие перемен). Упрямство входит во все другие искажения: “упрямо покорный” , “упрямо жадный”.

Проявляется в детях.”Лучше иметь дурной характер, чем никакого”, говорила А.Г. Если ребенок упрямый, в нем есть возможность, которую нужно направить в определенное русло. “Битву можно выйграть, войну — проиграть” (Хозяйка дома, через который должна была быть проложена магистраль, выйграла битву,- ее дом не стали сносить, дорога сделала крюк вокруг дома. Но прежнее внимание к ее особе угасло, а дом сотрясался теперь от грохота движения). Упрямство выходит на время, вспыхивает неожиданно. Свое упрямство мало кто замечает, и человек уверен в своей правоте. Тон голоса жесткий, следовательно, правота не в меру. Обычно это звучит так:” Я сказал, и — все!” Воля должна быть гибкая, должно быть дерзание, готовность к переменам. Если проявляется упрямство, человек выпадает из жизни, уходит в небытие. Снимается поддержка времени, жизни, возникает некармическая ситуация. Уходит почва из-под ног. Когда вы проявляете упрямство, для времени и жизни вас нет. Упрямство – сила, направленная против жизни . Из упрямства вытекает и героизм, и борьба, и обиды. Сопротивление переменам – самый глупый вид упрямства. Они все равно придут.

Слова упрямого человека не слышны (для старца). М.С. рассказала, как мудро поступила А.Г., когда Марина, обиженная подругой, принесла свою обиду, задыхаясь от возмущения и надеясь, что сейчас свершится возмездие. А.Г. дала М.С. стопку чистой бумаги и попросила, пока она сама очень занята, написать все на черновике, потом сбегать на речку искупаться, а, вернувшись, перечитать и переписать на чистовик. После каждого купания строк на листке становилось все меньше, пока М.С. не махнула на это дело рукой, поняв, что не стоит эта обида времени. Оставшуюся на столе стопку бумаг смахнул порыв ветра. Появилось иное восприятие времени, потери времени и наработка воли.

Восприятие времени связано с понятием “река времени”, время течет, как река. Можно сравнить время с морем. Река времени обволакивает жизнь человека, шлифует ее, как жемчужину. Сильная волна перекатывает ее сильнее, делает ее чище, совершеннее. Так, морская жемчужина более драгоценна, чем речная. Где волна тихая, там ничего не происходит, это большое испытание для человека, он духовно не растет, в следующем воплощении он проваливается. Страдания – единственный вариант двигаться быстрее по карме. Жизненные бури надо принимать с радостью. “Буря для человека знающего – очень привлекательное и полезное явление”. Становится меньше долгов и мы еще растем. Человек становится драгоценнее для мира.

При каждом восприятии нужно научиться видеть вторую половину правды (сломал ногу, ура, отдал долги). Жизнь нас учит и на это дается время. Но приходит срок отдачи, применения мастерства. Если его нет, жизнь выбрасывает человека вовне, в сложные обстоятельства.

Связь видов восприятия с планетами. (‘ Расставление кубиков’)

1. Луна . Основная черта планеты – скромность.

Но человек должен ее наработать, включая внимание, может, самоунижение(-)

2. Венера . Отрешенность. (+)

3. Меркурий . Жизнелюбие. (-)

4. Сатурн . Гордость. (+)

5. Марс . Отвага. (-)

6. Юпитер . Самоотдача. (+)

7. Солнце . Дерзание. (+)

Все процессы в человеке переходят последовательно с 1 до 7. Человек не может перескочить через уровень.

Все типы планет делятся на положительные (+) и отрицательные (-).

Верх “креста” – 4,3,5 – озабоченные люди, направленные вовне. Они создают некое пространство во внутреннем мире, но основное нарушение производят вовне. Это те люди, которые нарушают границы. Есть теория существования границ человека, она связана, прежде всего, с национальной чертой характера и зависит от темперамента. Так, англичане всегда беседуют на расстоянии, итальянцы при разговоре стоят близко, и т.д.

Низ “креста” – 1,2,6 – люди ощущающие, направленные внутрь себя, где часто скручиваются поля и образуются дыры.

По теории известного психолога К.Юнга, это — экстраверты (4,3,5) и интраверты (1,2,6). С любого уровня человек должен прийти к Солнечному типу.

Связь схемы креста с уровнями

Кубик 1. Уровень: ”младенец ”. Задача: освоится в этом мире, закрепиться в вибрациях.

Кубик 2. Уровень: ”дети”. Задача: войти в процесс.

Кубик 3. Уровень: ”подросток ”. Задача: выработать умение получать дары и нарабатывать благодарность.

Кубик 4. Уровень: ”юноша”. Задача: занять место в жизни.

Кубик 5. Уровень: ”взрослый ”. Задача: научиться управлять и принимать решения, т.к. на этом уровне любое твое действие — судьба.

Кубик 6. Уровень: ”старец ”. Задача: подведение итогов, преобретение мудрости. Состоятельность раскручивает человека и выносит к дерзанию.

Кубик 7. Уровень: ”учитель”. Идеал, включает в себя все “кубики”.

Вертикаль “креста” – изменение ценностей с 3 -> 6

Горизонталь – внимание , идет переливание с 1,4 -> 5,2

Свое совершенствование человек начинает с восприятия себя (Луна).

Путем размышления надо прийти к своей планете и найти основной мотив (негатив) , почему вы сегодня пришли?

За одно воплощение человек может пройти весь путь, но, если, подойдя к 7-му типу, человек не проявил дерзания, он может скатиться вниз и начать снова с Луны.

Все мы родились под какой-то планетой. Все искажения, как мотив, записаны в каузальном теле: это задание что-то делать с собой. Вся жизнь, все ошибки исходят из главного мотива, они записываются в карму, потому что вы этого не понимаете. Там, куда вы пришли, наибольшее безобразие, и это все ваше. Необходимо отслеживать это через размышления.

Если выходим на главный мотив, будет волнение, сметение, возможен шок сначала. Но надо понять, что это – не вы, это только наработанные схемы, их надо отбросить, избавиться от них, пожалея себя и высказав себе поддержку.

Искаженное восприятие

1.Самоунижение (Луна). Главное искажение младенцев.

Когда ребенок с самоунижением вырастает, у него наработана ментальная программа: желание спрятаться, чувство никчемности, ко всему завышенные требования, он начинает сам себя критиковать, предсказывать будущие неудачи и от совпадений получать наслаждение. Получает энергию причинного плана, сам у себя кармический вампир, сам себя судит.

Самоуниженные должны признать, что боятся успеха, а, если он был, проходили мимо, что боятся оказаться неловкими. Максимальное их желание: “оставьте меня в покое!” Они должны увидеть, что не умеют радоваться своим успехам, все время себя критикуют, не верят комплиментам и не любят себя. В зеркале отмечают только недостатки. У них все падает, рушится в жизни.

Какие нужно делать упражнения, чтоб убрать искажения:

— надо перестать себя критиковать

— посмеяться над своим ворчанием

— отмечать свои успехи, (таких не захвалишь – хвалите себя, но не врите!)

— попросить у отображения в зеркале прощения за нелюбовь к нему, пойдут успехи, оздоровление

— самоунижение погибнет, если начать выступать на публике

Ребенок начинает выставлять себя на показ, детям позволительно все, для взрослых существуют этические нормы. Смех – самое сильное оружие против темного. Надо научиться доводить свое неумение до абсурда, появиться сначала отвращение, потом – совершенство.

2.Покорность (Венера). Главное искажение детей.

Должны признать, что они не умеют говорить правду о своем состоянии даже самим себе, не умеют просить помощи у окружающих. Не умеют брать ответственность за принятие решений. С помощью игр пытаются нагружать других и их же ругают за свои ошибки, любят сочувствие, не видят и не хотят увидеть выхода из создавшегося положения, обвиняют всех и себя. Очень долго успокаиваются. События пережевывают долго, не умеют развлекаться. Хотят иметь полную власть. “Как папа сказал, так по-маминому и будет”. Не умеют отказывать другим, поэтому сажают себе на шею.

Добавляется в детстве, когда ребенку обещают что-то и откладывают на потом. Ребенок чувствует себя жертвой, учится скрывать мотивы своего поведения.

Упражнения:

— глубоко вздохнуть и согласиться на предлагаемую помощь (попросить)

— научиться признавать свои ошибки и принимать решения

— не искать виновных

— научиться отказывать

— радоваться подаркам

— проявлять отвагу и искать выход из любого положения

3. Жадность (Меркурий). Главное искажение подростков.

Должны признать, что в постоянном поиске чего-то не умеют ценить то, что есть (болезнь голодных глаз). Порицают себя и других. Не умеют отказываться от того, чего у них нет. Хочу и требую, зарабатывая карму.

Упражнения:

— рассмотреть предмет очередной страсти: нужен он вам или нет?

— определить, с чем вы боретесь, что загоняете внутрь себя (оно обязательно вспыхнет позднее) – “буря в стакане воды”

— попытаться подарить кому-то то, что вам больше всго нравится, проявить щедрость

4. Высокомерие (Сатурн). Главное искажение юношей.

Любят критиковать себя и окружающих (повесить ярлык), стремятся быть лучше окружающих, страдают, если не обращают на них внимания. Действуют и уверены в успехе на 100 %. Помните: “Собирай коня и сбрую, а твоей удачей распорядится Господь” . Страх вызывается игнорированием присутствия и возможностью попасть в неловкое положение. Боятся открыть себя такими, какими являются на самом деле. Они живут в двух состояниях: гений и ничтожество. Главное в жизни – чувство безопасности. Они ранимы, бояться близкого знакомства (чтоб не узнали чего) и одновременно ищут его, чтоб оценили. Тревожаться о будущем, все просчитывают. В настоящем их нет, они одиноки, брезгливы, скептики. Все это – проявление гордыни.

Упражнения:

— вздохнуть глубоко, посоветоваться, посмотреть, что смущает вас в жизни?

— насколько соразмерна ваша безупречность (хочет выглядеть элегантно и долго к этому готовится)?

— умеете ли вы прощать слабости себе и другим?

— говорите другим комплименты

— научитесь принимать замечания, улыбаться

— определите свои слабости, согласитесь на будущие ошибки, пошутите на публике

— не проигрывайте заранее ситуацию

Принцип “молотка”: когда, сосед, идя к соседу за молотком, заранее просчитал, что тот не даст и набросился на ничего не подозревающего соседа, открывшего дверь, с кулаками.

5.Нетерпеливость (Марс). Главное искажение взрослых.

Страдают болезнью очевидности: находят первую попавшуюся причину и выносят свой приговор (судят! “Не судите и не судимы будете!”).

Имеют проблемы со временем, не принимают его, не умеют пользоваться временем, не успевают. Не умеют быть в тишине, нет внутреннего безмолвия. Нет плавности в движениях, невнимательны, торопливы – это закрывает двери в духовный мир.

В Библии сказано: “И торопливый ногами оступится”.

Грубы, раздражительны – разрушители.

Упражнения:

— принять девиз: “Жизнь, а не деятельность!” Он — то в прошлом, то – в будущем. Постараться хоть 1 день не планировать.

— сразу после решения не включаться в деятельность

— научиться слушать тишину

— снять часы и обходиться без них, поиграть со временем: назначить встречу не на конкретное время

6. Расточительство (Юпитер). Искажение, влияющее на здоровье старцев.

Рождаются со склонностью к самоотдаче, хотят отдавать и начинают всех лечить. Расточительные должны признать, что в их жизни царит беспорядок, т.к. они презирают то, что в глубине души хочется. Никогда они не чувствуют, что кому-то нужны и, на самом деле, оскорбительно относятся к себе и окружающим.

Упражнения:

— надо начать о ком-то заботиться (например, о животном)

— надо признать, что он отчаивается, горюет

— принимайте смерть, как советчика

— научитесь принимать подарки, что было человеку приятно и не быть обязанным

— перестаньте давать авансы и снимите завышенные требования

— не делайте поспешных выводов, сдерживайте свои попытки перепроверить

7. Упрямство (Солнце). Учитель.

Благородны. Если избавятся от упрямства, то откроется путь. Не умеют расслабляться, на каждый вопрос требуют ответ, не признают авторитетов, не способны меняться, не принимают перемен. “Не учи меня жить!” Отсутствует гибкость во взглядах, в решениях, негибкое тело. Если был негативный опыт в одной ситуации, он переносит его на следующую. Не признает ошибки и неудачи, всю жизнь борется с чем-то. Любой борьбой на любом уровне упрямство переводит в небытие.

Упражнения:

— научиться расслабляться

— слушать других, вникать в чужие слова и идеи, не формируя в голове свой ответ,

— беспрекословно подчиняться учителю – только благодаря учителю восстановится гармония

— признавать свои ошибки

— думать о несбывшемся, оно должно присутствовать в жизни и звать. Надо “смотреть горящим взглядом в темноту”, чтоб нести свет

Если эти качества воспитывать, Солнце привносится и смягчает планету.

Если нарабатывается упрямство, то человек деградирует.

По уровням восприятия:

Младенец.

Идеал:

Необходимо научиться правильно воспринимать в этом мире.

Физическое тело в норме, есть соразмерная забота о нем, он контролирует свои движения. Отсутствие дурных привычек.

Искажения:

Самоунижение проявляется в очевидном пренебрежении к своему виду, открыто демонстрирует свою никчемность.

Покорность : существует и возникает чувство толпы, полное отсутствие ответственности за поступки.

Жадность: “мне — прежде, чем другим”.

Высокомерие, желание завоевать любой ценой место в мире (хулиганство). Физическая власть для них – самая большая сила.

Полное отсутствие милосердия, жестокость.

Нетерпимость проявляется в желании немедленно получить удовольствие, даже с применением физической силы.

Расточительство проявляется как направляемая жестокость, мазохизм. ”Все вокруг враги, надо защищаться”

Упрямство проявляется в отказе от общения.Вместо Солнца проявляют тьму.

Если говорят: “я вышел из себя”, человек вышел на уровень младенца.

Ребенок.

Идеал:

Состоятельность в семье. Аккуратность во внешнем виде. Умеет беречь силы, сосредотачиваться, контролирует эмоции. Еще не может понять некоторых ценностей, но уже умеет делать что-то со своими руками.

При правильном обращении с вещами открываются дары и потоки. Вступает во взаимодействие со стихиями (знает, что нельзя плевать, сорить, экономит воду).

Ошибки детей:

Семейственность, для разборок в семье постоянно собирается “табор”. Культ еды.

Ребенок должен наработать аккуратность во всем

Искажения:

Самоунижение : открыто подчиняются на работе, демонстрируя свою несостоятельность перед большими начальниками, и дома. Животная преданность (чем муж больше бьет, тем сильнее жена любит). Высокомерие: ищут место, где можно проявить власть, хоть маленькую. Инструкция – это их любимая книга.

Подчинение своих интересов чужим, одевается, как все.

Жадность : обжорство, желание власти, наград. Деньги любят сами по себе, не понимая их сущности.

Высокомерие: ищут меесто, где могут проявить власть, давать инструкции, проверять правила.

Нетерпимость: к чужим и подчиненным, к чужой религии, грубость. Неаккуратен с вещами, теряет управление эфирным планом и сьезжает на уровень младенца.

Расточительство: такие словно потерялись в жизни, им правила уже не по силам, они собираются в группировки, изображают открытое презрение к жизни, чтоб другие боялись.

Упрямство: панически боятся перемен и не принимают подчинения.

Подросток.

Идеал:

У подростка легко открывается 3-ий глаз. Они увлекаются своей значительностью, идет наработка мастерства и проверка подготовки к видению.

Появляются цели.

Ошибки : когда желаемое принимается за действительность и человек начинает спешить.

Подросток должен наработать мастерство, после отработки этого уровня выходит профессионал.

Искажения:

Самоунижение : считают себя проигравшими, несостоявшимися в карьере, в мастерстве, в чувствах. Отказываются от соперничества, боясь оказаться победителями. Не ценят своих побед, бравируют проигышами. Это вампиры астрального плана.

Покорность: сознательно изображают себя мученниками и сознательно создают плохую ситуацию. Не требуют жалости, а требуют помощи.

Главное искажение – жадность. Проявляется в сексе, деньгах, власти. Власть им нужна, чтоб управлять чужими желаниями, возможностями. Хотят быть самыми-самыми. Неблагодарны. Идут по головам: “Ты –мне, я — тебе”.

Высокомерие проявляется скрытым презрением. Любят разыгрывать отцов демократии. Стремятся обладать высокой репутацией, идут на захват высших эшелонов власти. Для них очень важно происхождение.

Нетерпеливость проявляется в нездержанности, гонкой за победой, карьерой. Мнимое отсутствие времени. Когда он нетерпелив, теряется управление ситуацией. Когда он спешит, он не в настоящем. Спешка его возбуждает.

Расточительство: даже за внешним успехом скрывается невозможность жить сегодня, начинают жить без оглядки на завтра (“дым коромыслом”!). Не знают, что делатьсо своими талантами.

Упрямство: не любят перемен в делах, отличаются консервативным взглядом на мастерство, не меняют своих решений. Часто борются с другими.

Юноша.

Самый сложный для духовного роста уровень. С этого уровня начинается тирания внутреннего мира (“грызут себя”). Юноша опасен сам для себя, самые опасные – ученики. Они могут предать учителя. “О предавших и отставших не плачь, им стала тяжела дорога”. Юноша должен подчиниться тайной иерархии. Нельзя учиться у человека, которого критикуешь.

Если юноша сумеет справиться, то ему на взрослом уровне будет легче.

На этом уровне человек должен начинать видеть и понимать.

Промахи юношей: есть опасность пустословия, во всем видят знаки для себя, презирают земное, начинают всех учить, а на самом деле только возбуждают окружающих (у человека начинает работать астральное тело) – вместо того, чтобы жить для других, только говорят об этом. Нельзя говорить о том, чего не чувствуешь.

Самоунижение свое осознают, но не знают, что с ним делать, свирепствуют.

Ощущают недопонимание, кажется, что в этой жизни они никому не нужны, ищут смысл жизни и оказываются не у дел. Самоунижение может быть причиной ухода из жизни.

Могут осознать свое высокомерие , это главное их искажение, боятся оказаться не на высоте, страдают от одиночества и разочарования, молчаливы.

Покорность : считают себя жертвой общества, получая удовольствие от этого.

Направляет нетерпеливость на себя самого. Нетерпелив ко всему старому и земному. Это революционеры, разрушители.

Жадность: жаждут проявления любви к ним, ищут любовь и дружбу без выгоды, но чтобы их понимали. В противном случае окорбляются. С учителей жестко спрашивают, чтоб соответствовали идеалам.Имеют тайные дурные желания, привычки, но себя за это казнят. Периодично улетают в расточительство.

Расточительство проявляется в подведении итогов, уходом в алкоголь, наркотики, склонностью к самоубийству.

Упрямство: любят быть в оппозиции, боятся перемен, охраняяют свои взгляды на жизнь.

Взрослый.

Из-за сложностей юношеского возраста сюда мало кто попадает.

Взрослые должны научиться осваивать полученные знания, увидеть в них структуру, знание должно стать силой.

Идеал: взрослый расчитывает свои силы, лишних сведений не имеет, легко придает всему форму. Человек преобретает зрелость, может судить обо всем легко, проблем нет.

Промахи взрослого: возникает чувство собственной исключительности, ирония над другими людьми, как результат прельщения собой (“я — святой”). Такие люди уходят через аварии; ради спасения духа физическое тело уничтожается.

Искажения:

Самоунижение выражается в неуверенности в собственных силах, недостатке умения.

Высокомерие – в брезгливости к людям, нет живого интереса к людям, при этом своего высокомерия не признают. Пока они с ним не справятся, место в мире не найдут. Если они это не признают, дальше не пойдут.

Покорность: обижаются на карму и Бога (“куда Бог смотрит?”), на несправедливость.

Нетерпеливость : принимают процесс незавершенным, раньше времени, нет чувства меры и чувства такта. Встретили человека – считают, что судьба, прочитали книгу – считают, что все поняли, могут встретить неподготовленного ученика и нагрузить его.

Жадность: в преобретении знаний, но усваивают их поверхностно.

Расточительство: легкое разочарование от необходимости жить на земном плане.”Есть ли вообще какое-то предназначение у меня?” Могут быть разочарованы в своем пути, могут уйти.

Упрямство: выражается во внутренней тирании самого себя, самовоспитании, не умеют менять планы, касающиеся самих себя. Начинает толкать себя вперед насильно. На самом деле, если толкать перестанет, перейдет на уровень старцев.

Старец.

У старца – “мы”, но нет границы “я — ты”. Ему нет необходимости видеть ту и другую стороны правды. Ибо есть единое целое восприятие. Он поднимается над правдой и в этот момент через себя проявляет благодать. Его наказание будет благодатным, раскрывающим будущее. Старец никому не угождает, кроме Божественного. У него нет сомнений. Его состояние нарастает с каждым днем. Вокруг человека образуется столб света.

У старцев искажений нет , есть только влияние искажений на здоровье.

Самоунижение: человек о себе не заботиться.

Покорность: демонстрация боли, которая привелет к болезни. (у детей – хроническая алергия).

Жадность: излишества угнетают обмен веществ, страдает печень, эфирное тело.

Высокомерие: не признают усталости, страдают мышцы, суставы.

Нетерпеливость: нервное возбуждение влияет на сердце, сосуды, желудок, возможны травмы.

Расточительность: провоцирование несчастных случаев, уход из жизни.

Упрямство : окаменение организма, отложение солей, зашлаковка. Человек как бы сжимается изнутри, страдают слух и зубы.

Обобщения.

Любая ситуация, любое движение должно быть приемлимо , доведено до совершенства в идее.

Если идеал не соответствует действительности, человек несвоевременно теряет точку опоры, отказывается от нее.

Отдавая деньги, отдавайте навсегда, тогда они могут вернуться. Ситуация должна быть приемлимая. Если ситуация неприемлимая, не давать в долг.

Идеал – то, чему можно полностью себя посвятить. Это должна быть тайна, это то, что светит в мире, от чего идет радость. Ради самого себя надо сохранять свою жизнь в тайне, иначе не будет счастья. Перестанешь быть тайной, станешь вещью.

Принцип должен соответствовать идеалу. Они дают энтузиазм. Они должны быть четкими: доброта, благородство, верность – их следует соблюдать всегда.

Истинный идеал не меняется, он растет. Меняется его качество. Принципы меняются на более тонкие. Они выражают суть человека. Без принципов дело не станет большим и не получит поддержку вибраций Земли (благосостояния).

Если не создал нужных принципов, получишь ненужные. Принципы создают события. А события должны соответствовать принципам. Чтобы поменять события, нужно сделать принципиальные выводы . На ментальном плане люди должны обьяснить события своей жизни. Правильно назвать их и сделать выводы относительно себя. И исходя из каких-то представлений начать действовать , иначе не будет результата.

При переразвитии ментала можно, начиная с 4-го уровня опуститься на нижестоящие, так юноши, если не прошли свой уровень, сваливаются до детей.

Все способности обнуляются.

Мысль должна быть прочувствована, т.е. импульс должен пройти до физического тела. Работает интуиция, должна быть связка интуиции и ментала . При нарушении тонких тел появляется болтливость. Важно наработать связь между астральным и ментальным. Чувства должны назвать мысли . При переходе от астрального тела к эфирному, человек должен воплощать идеал в поступках. При этом чувства рождают эмоции. Эмоции рождают волю и включают задачу. Эмоция также должна доходить до физического тела. Научитесь его слушать: “Что я почувствовала?”. Боль очищает. У кого ничего не болит, тот не умеет радоваться. Физическое тело должно вызывать радость.

В поступках должен быть результат , надо доводить дело до конца и не с этим результатом соглашаться. Не сваливать на других, если что-то не нравится.

Искажения внутреннего мира вызывает неприятности вовне. Как только человек избавляется от схем (искажений), мир меняется сам по себе. Тонкая грань непосредственности ( переходит в щедрость) отслеживается по уверенности в себе. Важно отмечать свою непосредственность.

1-ый круг для человека – правильно воспринимаешь импульс, с 7-го по 1-ый уровень нет искажений.

Затем при прохождении импульса физическое тело почувствовало что-то, человек меняется. Если стоит на месте, меняться не хочет, идет толчок. Перед истиной возникает сметение, а оно возникает только тогда, когда принимаешь ситуацию.

Дети все время в сметении, в недоумении (в сладком или горьком) перед истиной. Они пока не сомневаются в происходящем.

Все виды непосредственности: сметение, изумление, недоумение – надо в себе воспитывать.

Для начала в точке сборки надо прийти в себя: “я здесь и сейчас”. “Со взьерошенным не разговаривают”. И сладкое и горькое нужно для того, чтобы быть в настоящем, это как лекарство. В любом неприятном состоянии надо его назвать: более абстрактно, это открывает большие возможности.

Человек живет для радости. Если женщина перестает радоваться, она теряет свою судьбу. Если что-то вас воодушевило, — делайте, все будет в порядке. Если потерял – принять, воодушевиться: расплатился. Бывает, что копит человек состоятельность в радости и не может пользоваться ею. Потому что создает не те представления. Истинные знания, представления на их основе – это ключ, открывающий новые возможности. В результате получения этих знаний может быть противоречивость стремлений. “Болезнь косых глаз” (никто не хочет стареть, но все считают, что стареем). Человек обессиливает себя.

На 1-ом круге на помощь приходят все силы.

Возникло событие : 1. Нисходящий импульс, восприятие.

Человек на физике почувствовал и: 2. Осознанное восприятие, восходящий импульс.

2-ой круг – включается интуиция, опыт 1. Переживание события

2. Осознание пережитого

3-ий круг – интуиция переходит в мудрость

  1. Переживание опыта
  2. Осознание опыта

На 1-ом круге необходимо отказаться от отождествления себя со своими искажениями (я – не жадность), этим мы приводим в порядок душу. Обида – это нарост на душе. Искаженные представления искажают душу. Если человек не раскрывает свои возможности, он гасит костер души. “Будьте, как дети”, — уверенность раскрывает душу. Нужно пытаться дальше увидеть чужое. Разгребите пепел, найдите радость. Она сможет возжечь внутренним огнем раскрывшихся возможностей.

При правильном отношении к жизни должно возникать сожаление по несделанному. Пока зовет несбывшееся, человек не умрет.

Духовный путь есть сама жизнь. И все способности приходят, как следствие. Что помогает в пути? – надо развивать виды внимания, уметь видеть боковым зрением, от плоских картин до обьемных, отмечать внутреннее состояние.

Если правильно смотреть на объект, включается слух и запах: “Цветок шелестит даже в тишине”.

Что такое “прийти в себя?” – одним внутренним движением собрать всю прежнюю состоятельность. Возникает высокое сожаление по несделанному. Есть опасность уйти в прошлое и начать переживать там события. На все случившееся надо “смотреть сверху”. Предлагается писать письма себе, несбывшемуся, в будущее, окинув прошлое взглядом, поняв, что все было не напрасно. При этом входишь в точку горькой благодарности. Надо себе сказать: “Вот если бы сейчас…, все было бы по-другому”. А если попробовать? Тогда появляется несбывшееся, и у человека загорается впереди огонь радости. К несбывшемуся подтянешься. И точка оживет. И тогда человек почувствует свое истинное “я”. И,может быть, в этот момент увидит себя настоящего, свой образ

— это выход в буддхиальный план. Лицо засветиться, поменяются запахи. Но чрезмерно не радуйтесь!

Как стремиться к точке сборки (“здесь и сейчас”)? Надо любую работу делать на “5”!

— А вы кто?

— Я-то? Я фотограф-стилист — коуч — журналист — продюсер. А что?

Адекватность – это такая штука, которая как бы есть, но её при этом может и не быть. Ведь там, где один уверенно поднимет большой палец вверх, другой с сомнением покрутит указательным у виска.

Усугубляет ситуацию то, что мы живём во время поразительной свободы самоидентификации. Сегодня легко присвоить себе любую идентичность и, ничтоже сумняшеся, идти вперёд, назвав себя кем угодно. Многие чётко обозначенные профессии просто исчезли, или стремительно исчезают на наших глазах. Каждый год появляются новые – гибридные, производные.

Как говорится, «каждый суслик — агроном!». И ничего с этим не поделать, да и не надо.

Но ведь не бывает так, чтобы без последствий. А ими в данной ситуации выступают «сезонные потери контакта с реальностью» (фраза Александра Герасимова). Другими словами, налицо неадекватное восприятие себя и обратной связи от мира.

Проиллюстрирую данную проблему маленькой жизненной зарисовкой.

Когда я находилась на Кипре во время мастерского курса НЛП, под нашими окнами почти каждый вечер происходил концерт, где очень фальшиво и не попадая в ноты певцы – аниматоры давали представление для отдыхающих. «Концерт» оканчивался только к одиннадцати вечера. Во время этого «концерта» я обычно выходила гулять вдоль моря и любоваться закатом, или уютно ложилась спать, плотно закрыв балконную дверь и окна. Дабы не слышать.

Не то, чтобы я была экспертом в музыке… За спиной всего лишь музыкалка и этюды Черни семь лет кряду. Не то, чтобы я имела право оценивать… Нет, конечно! Каждый волен самовыражаться, как он того хочет. Но уши, уши-то мои родные не железные!

А ведь с чего-то эти люди решили, что они — музыканты. Как-то ведь доказали себе, что певцы.

Эта ситуация вылилась для меня в размышления. Что же тогда такое «адекватное восприятие себя»? Каковы его критерии? Является ли эта самая адекватность ключом к успеху или препятствием на пути к нему?

И я пришла к такому заключению:

Кем бы мы себя не считали в этой жизни, для понимания, истинно ли это, нам всегда нужны доказательства и подтверждения . Причём, они всегда должны быть как внутренними, так и внешними.

Внутренние подтверждения — это то, что мы сами о себе думаем. Набор воспоминаний (чем больше, тем лучше) о том, что нам успешно удавалось. Внутренняя убежденность и ясность в ответе на вопрос «а я кто?»

Внешние подтверждения — это, что о нас думают другие. Их мнение о том, кем же в их понимании мы являемся и насколько мы востребованы миром в качестве того, кем претендуем казаться. Иначе говоря, это обратная связь от мира.

Бывает так, что внутренней убеждённости гораздо больше, чем внешней. Например: вы себя считаете писателем, но вот окружающие никак не готовы вас таковым считать, как вы не стараетесь.

Бывает и по-другому, когда внешней убеждённости гораздо больше, чем внутренней. То есть, окружающие наперебой вам говорят про то, что вы – писатель! И что они ждут ваших книг или статей. Но вы отнекиваетесь и не соглашаетесь, и вовсе не из скромности, а из-за несоответствия этого звания вашим внутренним критериям.

Не то чтобы я намекаю на вашу неадекватность. Но согласитесь: и в том, и в другом случае дисбаланс на лицо. И эта история явно не про успех.

Так как же понять?

По большому счёту, достаточно просто включить в себе наблюдательность.

А это значит:

  • Определите для себя внутренние и внешние подтверждения, которые дадут вам понять, стали ли вы тем, кем хотите быть;
  • Будьте внимательны к обратной связи и от внутреннего, и от внешнего миров;
  • Выравнивайте перекосы в своей системе;
  • Стремитесь к тому, чтобы и внешних и внутренних подтверждений того, что вы — тот, за кого себя выдаёте, было как можно больше!

Ибо раз уж «назвались груздем — полезайте в кузов» и «за базар отвечайте». Дабы не было потом «мучительно больно за бесцельно прожитые годы» (с).

Всем адекватности и сопутствующего ей успеха!


Нельзя добиться успеха, не разобравшись в самом себе. Эта работа принесет гораздо больше пользы, чем даже получение образования. Она позволит найти свои сильные стороны и реализовать имеющийся потенциал в полной мере. В то же самое время, интерес к себе выявит слабые места и даст возможность поработать над ними. Все это станет основой уверенности в себе, залогом достижения заветных высот.

Золотое детство

Большинство черт личности формируется в детстве. Родительские оценки, установки, запреты и примеры оказывают очень сильное влияние на восприятие самого себя любым человеком. Именно в периоде становления характера следует искать причины многих психологических проблем.
Докопавшись до истинных истоков своих странностей и фобий, человек получает возможность оценить их значимость. После этого он сможет отказаться от тех «пунктиков», которые вредят ему, сдерживают его развитие. И напротив, начать культивировать те черты, что могут принести пользу.

Такая переоценка активов должна происходить время от времени, ведь жизнь не стоит на месте. Ее обстоятельства постоянно изменяются, требуя активизации различных качеств и умений. То, что было актуально в детстве, и потому насаждалось и втолковывалось родителями, совершенно ненужно в юности. А табу, установленные для подростка, могут сослужить дурную службу взрослому человеку. Однако многие продолжают тащить подобные чемоданы без ручек всю жизнь, думая, что в этом и заключается , существенно замедляя свое движение вперед.

Человеку, стремящемуся к успеху, лишний груз совершенно ни к чему. Поэтому он найдет время и силы на проведение периодической «инвентаризации». Перебрав весь свой арсенал, он сможет что-то убрать в чулан, с чем-то и вовсе расстаться навсегда, а что-то поставить на самое видное место.

Альтруизм или эгоизм?

Разобравшись со своим багажом, успешный человек поймет, что ради достижения целей он должен действовать, подчиняясь своей природной сущности. То есть в его интересах стать самым настоящим эгоистом. Такая позиция принесет ему тройную пользу.

Во-первых, он не будет вызывать подозрений, пытаясь строить из себя альтруиста. Человек, прикидывающийся чрезмерно добрым, готовым отдать последний кусок голодающему ближнему, неминуемо заставляет окружающих искать подвох. Ведь такое поведение несвойственно обычным людям, а значит, является игрой, обманом.

Во-вторых, он обретет внутренний покой. Отсутствие необходимости бороться со своей натурой, принятие себя в «натуральном» виде избавляют успешного человека от многих внутренних конфликтов. Да и от внешних тоже, ведь соглашаясь со званием эгоиста, он получает свободу, независимость от чужого мнения.

В-третьих, он учится понимать окружающих. Адекватная оценка себя и своих поступков позволяет видеть мотивы действий остальных людей. А значит, прогнозировать их поведение. И относиться к нему снисходительно, без осуждения. Такой подход будет залогом хороших отношений со всеми людьми, оказавшимися рядом.

Правильное восприятие самого себя позволит успешному человеку стать полезней для общества. Эгоист будет совершенствоваться ради достижения собственных целей. Однако таким образом он станет способствовать общему улучшению мира, его росту и развитию. Одновременно с этим эгоизм не позволит ему навязывать свое видение мира окружающим, помешает «тянуть их за уши» к своему счастью.

Кроме того, эгоисту свойственно заботиться о себе. И исключительно ради собственного блага, сохраняя уважение к самому себе и чистоту своего «я», он не станет делать подлости ближним. В результате он окажется честнее и благороднее, чем большинство тех, кто проповедует альтруизм, но позволяет себе бесчестные поступки.

Желание добиться успеха должно быть подкреплено способностью работать со своим «я». Разбираясь в недрах собственной личности, нужно адекватно оценивать свои накопления, сформировавшиеся за годы жизни. Необходимо своевременно избавляться от «мусора» - устаревших понятий и установок. Также следует принять свой врожденный, естественный эгоизм и заставить его служить на пользу себе и миру. Эти действия станут залогом здоровых взаимоотношений с собой и окружающими, а значит, будут способствовать достижению желанного благополучия.

Восприятие себя глазами других

“В нашей компании действует правило «придуркам здесь не место», однако наш шеф – один из них, – рассказывает мне менеджер калифорнийского технического инкубатора. – Он отличный руководитель, но такого самодура еще поискать. Он подсиживает несимпатичных ему людей и выделяет любимчиков. У него напрочь отсутствует самоосознание. Он просто не осознает, в какой момент начинает наступать людям на горло. Если указать ему на очередной казус, он либо свалит вину на другого, либо придет в ярость, либо скажет, что он тут ни при чем”. Позже генеральный директор компании сказал мне: “Мы проработали вместе еще около трех месяцев и в итоге были вынуждены его уволить. Он все так же «наезжал» на людей, но по-прежнему не замечал за собой ничего дурного”.

Как же часто, “слетая с катушек” и проявляя себя далеко не лучшим образом, мы не замечаем, как на самом деле выглядим со стороны! И если никто нам ничего не скажет, будем продолжать в том же духе.

Существует один безошибочный тест на самоосознание, он называется “360?градусная оценка”. Вас просят соотнести себя с разными типами поведения. Ваша самооценка сравнивается с характеристикой, которую дают вам другие десять респондентов. Вы выбираете их потому, что они хорошо вас знают и вы уважаете их мнение, а кроме того, их оценка остается анонимной, поэтому они могут высказываться совершенно свободно. Разница между тем, как вы воспринимаете себя, и тем, как относятся к вам другие, – одна из наиболее точных оценок вашего самоосознания.

Есть любопытная взаимосвязь между самоосознанием и властью: в случае работников низшего звена между собственной оценкой и оценкой со стороны других разница незначительна, однако чем более высокую позицию занимает испытуемый в организации, тем эта разница больше. Судя по всему, самоосознание притупляется по мере продвижения по карьерной лестнице. Вот одно из объяснений: чем выше положение человека в организации, тем меньше коллег, способных честно поговорить с ним о его “бзиках”. Но, конечно, есть и такие, кто просто не признает свои недостатки, а то и не замечает их.

Как бы то ни было, оторванные от реальности руководители считают, что они работают куда эффективнее подчиненных, однако нехватка самоосознания лишает их возможности влиять на ситуацию. Далеко за примерами ходить не надо – смотрите сериал “Офис”.

Метод “360?градусной оценки” отражает силу восприятия себя глазами других, которое открывает еще один путь к самоосознанию. Шотландский поэт Роберт Бернс восславил эту способность в следующих строках:

Ах, если б у себя могли мы

Увидеть все, что ближним зримо.

Более язвительное объяснение предложил У. Х. Оден: чтобы “любить себя”, каждый из нас формирует в уме положительное представление о себе самом, избирательно забывая не лицеприятную и накрепко запоминая лестную информацию о самих себе. Нечто подобное, добавляет он, мы делаем с образом, который пытаемся создать “в умах других людей, дабы они нас любили”.

Черту подводит философ Джордж Сантаяна, полагающий, что мнение других людей о нас не имеет практически никакого значения, но едва мы его узнаем, оно “накладывает густую краску на наше самовосприятие”. Социальные философы прозвали этот эффект отражения “зеркальным Я” – то, как мы видим себя в глазах других. Согласно этому подходу наше ощущение самих себя рождается в ходе взаимодействия с другими людьми, они – зеркала, в которых мы отражаемся. Суть этой концепции можно выразить так: “Я – то, что ты, по-моему, думаешь обо мне”.

Из книги С тех пор они жили счастливо. автора Камерон-Бэндлер Лесли

Глава 15 Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит Представьте себе на минутку, что вы – автор. Вы пишете книгу, в которой вы сами – действующее лицо, вместе со многими другими, кто играет свою роль в том, чтобы ваша жизнь была такой, какая есть.Вам нужно определить

Из книги Практическая интуиция в любви автора Дэй Лора

Настройтесь на других и на себя Интуиция работает постоянно, хотя, возможно, вы этого не замечаете. Очень важно научиться сознательно её контролировать, иначе она будет участвовать в достижении некоторых подсознательных и нежелательных целей.В следующих двух главах я

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Искаженное восприятие себя -- заниженная самооценка и гордыня Бытующие в обществе культурные стереотипы относительно того, каким должен быть мальчик или мужчина, заставляют юного Диониса думать, будто с ним что-то не в порядке. Этот мальчик рано осознает, что слишком

Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

Глава 4 Сострадание - умение понимать себя и других Нет человека, который был бы, как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

Помнить себя ребенком. Уметь посмотреть на мир детскими глазами Почаще вспоминайте свое восприятие мира в детстве - это поможет Вам лучше понять Ваших детей.Ответственность за отношения старших и младших лежит на тех и других, но на старших в тем большей мере, чем больше

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Обвинение себя и других.Вина также явно проявляется в характере энеа-типа VI, как и в энеа-типах IV и V, только в энеа-типе VI механизм возникновения чувства вины идет рука об руку с очевидным процессом оправдания через нападение и формирование внешних врагов. Можно сказать,

Из книги Психотренинг по методу Альберта Эллиса автора Эллис Альберт

Глава 4. КАК ВЫРАБОТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЗГЛЯД НА САМОГО СЕБЯ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И РЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ! Предположим теперь, что мне вполне удалось убедить вас в том, что научно-исследовательские методы помогают преодолеть тревогу и жить более счастливо. Что же дальше?

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Смотреть на ситуацию глазами других людей: научите ребенка учитывать иные точки зрения Вам не кажется это знакомым? Вы работаете за своим столом, и к вам подходит семилетняя дочь. Она заметно рассержена. Она заявляет, что ее младший брат Марк только что назвал ее дурой. Вы

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Глава 2 Как убедить не только других, но и себя, что вы не боитесь, и не вернуться к страхам, которые вы побороли? Казалось бы, не совсем нужная глава. Мы учимся избавляться от страхов, и это надо нам самим. Какая нам разница, что будут думать другие? Оказывается, нужно подумать

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Из книги Поддержание порядка в душе [Практическое руководство по достижению эмоционального комфорта] автора Кэррингтон-Смит Сандра

Глава 10. Краска и зеркала Изменяем восприятие себя Мы и зеркало, и лицо в нем. Руми Теперь, на чистом листе, мы можем распланировать дом, который отражает нашу личную идею красоты. Логично начать делать это с выбора цветовой схемы.Выбирая цвет фасада дома, мы часто

Из книги Переговоры с удовольствием. Садомазохизм в делах и личной жизни автора Кичаев Александр Александрович

Живу для себя или для других? Наше воспитание построено на установке «Ты должен соответствовать ожиданиям общества, его нормам и правилам. Иначе будешь наказан!»К чему это приводит?К тому, что примерно 80 % стрессов вызвано неосознанным страхом осуждения окружающими

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Как заякорить ваше позитивное восприятие себя и мира Состояние, когда вы чувствуете себя на высоте, когда ваша самооценка устойчиво положительна – это одно из важнейших ресурсных состояний. И если другие ресурсные состояния могут меняться в зависимости от ситуации

Из книги Первая психологическая помощь автора Винч Гай

1. Мы не задействуем свою способность смотреть на мир глазами других людей, когда это необходимо Возможно, это прозвучит слишком просто, но причина, по которой мы не понимаем точку зрения другого человека, заключается в том, что мы не слишком к этому стремимся. Оценка

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Искаженное восприятие себя Как только вам кажется, что в вашей жизни что-то идет не так, – это хороший повод проверить Я-концепцию.Основные признаки неверной Я-концепции: вы не получаете удовольствия от жизни; ваша жизнь кажется вам скучной и однообразной; то,

Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.

©Архипов Борис Алексеевич - МГПУ, кандидат медицинских наук, профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики, Москва.
©Максимова Елена Владимировна - КДУ (культурно-досуговое учреждение) «Центр Триада», методист профильных программ, Москва.
©Семенова Наталья Евгеньевна – детская поликлиника №46, медицинский психолог.

Практически у всех детей, которые обращаются к нам по поводу нарушений развития мы, в первую очередь, отмечаем нарушения восприятия.
В научной литературе такие нарушения могут иметь и другие названия. Н.А.Бернштейн относил их к нарушениям афферентного синтеза. В переводной англоязычной литературе используется термин – нарушения сенсорной интеграции. Во всех описываемых случаях речь идет о нарушениях обработки поступающей информации.

Наиболее часто встречаются у детей следующие нарушения восприятия:
- нарушения восприятия телесной, в первую очередь, глубокой (протопатической) чувствительности;
- нарушения вестибулярного (чаще, гравитационного) восприятия;
- нарушения зрительного восприятия у детей, которые видят;
- нарушения слухового восприятия у детей, которые слышат. (Никольская, 1997; Семенович, 2002; Морозов, 2002; Гилберт, Питерс, 2003; Феррари, 2006; Айрес, 2009 и многие другие).

Ниже, мы несколько подробнее разберем, как влияют нарушения глубокой телесной чувствительности и пространственного восприятия на формирование психики ребенка.
«Любое отклонение, нарушение в этапах развития или их пропуск приводит к включению компенсаторных гипо- или гипермеханизмов. Такого рода компенсаторные процессы нередко формируют поведенческие "маски" или патологические феномены и синдромы соматического, неврологического и психологического ряда». (Архипов, Семенович)

Глубокая телесная чувствительность
Телесная чувствительность подразделяется на чувствительность поверхностную (эпикритическую) и глубокую (протопатическую, значительно более древнюю).
Глубокая чувствительность заметно отличается от чувствительности поверхностной:
- Глубокая чувствительность включена постоянно, у нее практически нет порога восприятия. Т.о. глубокая чувствительность постоянно информирует центральную нервную систему о состоянии всего тела и всех воздействиях на него.
Если вы сосредоточитесь, то, с опорой на глубокую чувствительность, легко «найдете» свои руки, ноги, пальцы, затылок. Причем воспринимать вы будете именно «руки», «ноги», «пальцы», «затылок», - при этом вы практически не осознаете своего чувствования.
Сравните с поверхностной чувствительностью – при прикосновении к телу – мы ощущаем только начало воздействия или его окончание. Так, мы не чувствуем свою одежду. Не чувствуем поверхность своего тела, пока к ней что-то не прикоснется.
- Получаемые раздражения медленно накапливаются, суммируются.
- Возбуждение, от места воздействия, медленно, с затуханием, распространяется по телу. Если возбуждение достаточно сильно или длительно, то постепенно охватывает, объединяет, все тело.
Стоя, сидя усиленно надавливая на пол, вы можете почувствовать, как напряжение растекается по всему телу, захватывая мышцы ног, спины, шеи и головы.
Более слабые воздействия также воспринимаются и растекаются, но практически не доводятся до сознания.

Именно глубокую чувствительность, постоянно включенную и объединяющую все тело, считают основой для восприятия человеком СЕБЯ (Меграбян, 1962, Тхостов, 2002).

Чтобы контролировать собственные движения, нужно себя достаточно хорошо чувствовать.
При нарушениях восприятия собственного тела ухудшается способность центральной нервной системы управлять движениями тела, что видно по неустойчивости позы ребенка, по поиску дополнительных опор при стоянии, сидении, ходьбе. Такие дети не могут передвигаться или даже какое-то время находиться с закрытыми глазами – возникают страхи.
При нарушениях восприятия глубокой чувствительности наблюдается «телесное непонимание», неопознанность при восприятии себя. Это ведет к страхам, связанным с не нахождением себя в пространстве.
Прикрыли руку ребенка незнакомой салфеткой, и он пугается, что рука пропала, исчезла.

При нарушениях восприятия собственного тела у ребенка компенсаторно формируется множество вроде бы «лишних», но необходимых ребенку движений рук и ног – ребенку требуется постоянно двигаться, чтобы себя чувствовать. При нарушениях восприятия таза и нижних конечностей появляются раскачивания всем телом; при нарушениях восприятия плечевого пояса и рук – размахивания руками, потряхивания и т. п.

Восприятие себя самого, себя - как отдельного существа, является основой психологического осознания себя или, как говорят психологи, основой Я-сознания. (Меграбян, 1962, Тхостов, 2002; Зинченко, Леви, 2007).
Позже, в тяжелых случаях, у взрослых людей со сформировавшимся сознанием, – наблюдаются такие психические нарушения, как деперсонализация. (Меграбян, 1962, Тхостов, 2002).
Рассказ человека, больного шизофренией: «Она подошла к моей кровати, схватила меня за руку и подняла ее высоко надо мною, потом отпустила, и она как безжизненная упала снова на кровать. Боли не было, поскольку я перестала ощущать свое тело. Жизни длится лишь в пределах моего мозга, который окончательно взял верх».
(http://olegtern.livejournal.com/29758.html )

«…эти особенности позволяют связать развитие деперсонализационно-дереализационного расстройства с патологией восприятия». (Журавлев, Тхостов, 2004)

Кроме того, глубокая чувствительность, по принципу обратной связи, участвует в формировании тонической регуляции человека. Глубокая чувствительность постоянно информирует центральную нервную систему о тоническом состоянии всего человеческого тела.
Тонический уровень целостен – это единственный уровень, объединяющий все тело.

Любые нарушения восприятия глубокой чувствительности всегда сопровождаются нарушениями, зависимого от нее, уровня тонической регуляции. Что мы и отмечаем практически у всех детей, которые обращаются к нам по поводу нарушений или задержек развития.

Гипотонии, снижения тонуса, как правило, проявляются не только сниженным мышечным тонусом, но и сниженным эмоциональным тонусом. При дистониях мы отмечаем или эмоциональную лабильность, или постоянное состояние дискомфорта. Состояние дискомфорта, возникшее из-за нарушения восприятия глубокой чувствительности. сохраняется и на всех, боле высоких уровнях обработки информации. В более легких случаях, оно воспринимается как тревожность, в более тяжелых – вызывает страхи, связанные с конкретными ощущениями, объектами пространства, ситуациями.

Восприятие в пространстве
Насыщение тонусом необходимое условие формирования восприятия всех других, более высоких уровней обработки информации в центральной нервной системе. Чтобы нервные центры принимали и обрабатывали информацию, они должны быть тонически активны (предуготовлены к работе).
Чтобы мы могли смотреть и слышать, и глаз, и ухо должны быть тонически настроены.

В пространстве мы выделяем себя и свое тело – как часть пространства.
Возникают понятия Я и ЗДЕСЬ.
«Для того, чтобы быть самим собой, необходимо обладать единственно своим уникальным и ограниченным местом в пространстве, т.е. телом. Самоощущение собственного тела, самоощущения единства себя и своего отличия от окружающего пространства является основой Я-сознания». (Рибо, 2001; Бюлер, 2000).
Снова закройте глаза и попробуйте сосредоточиться на своем теле. Обратите внимание, - когда вы прислушиваетесь к своему телу, вы перестаете воспринимать окружающее пространство. Восприятие окружающего пространства мешает вам слушать свое тело.
Возможно, этот механизм и лежит в основе нарушения пространственного восприятия многих наших детей. Восприятие собственного тела настолько для них жизненно важно, что ради него они отказываются от восприятия пространства.

Нарушения восприятия пространства и себя в пространстве ведет к тому, что у наших детей так поздно появляется осознание себя - Я-сознание, ос котором мы уже говорили выше.

Различение центрального и бокового зрения
При восприятии пространства мы, чаще всего, используем дистальную рецепцию зрения, слуха и всю рецепцию собственного тела.
Зрительное восприятие опирается на боковое зрение (более древнее) и центральное зрение. Обычно мы, неосознанно, используем оба вида зрения. При недостатке тонуса, активности, центральное зрение, как правило, бывает нарушено (так как здесь требуется настройка тонических мышц глаза); при этом боковое зрение, как правило, сохраняется.

Рассмотрим их чуть более подробно.
Особенности бокового зрения:
- реагирует только на контраст
- реагирует на движение и не видит неподвижных объектов
- одномоментное восприятие (нет рассматривания и слежения)
Как лягушка – видит летящую муху, и не видит муху лежащую или неподвижно висящую перед ее носом.

Восприятие объекта боковым зрением обычно сопровождается – двигательной реакцией: если объект знаком – схватить, если не знаком – убежать или оттолкнуть. Все новое, необычное вызывает страх.

Особенности центрального зрения:
- конвергенция двух глаз на одном объекте - совместно видение двумя глазами
- слежение за целью в пространстве – движения сопряжения, глаза сопровождают цель в пространстве
Как вы идете, опираясь на перила.
- рассматривание объектов
- поиск цели в пространстве.

Нарушения зрительного восприятия
При снижении тонуса мышечной и нервной системы нарушаются процессы зрительного восприятия в пространстве.
При нарушении тонуса мышц глаза – возникают трудности регуляции зрительного восприятия: трудности конвергенции двух глаз на одном объекте, трудности слежения за объектом.

Б. А. Архипов, исходя из наиболее часто встречающихся вариантов выпадения, предложил разделить пространственное восприятие на 4 зоны:
1 зона – до уровня плеч – куда можно дотянуться носом; то, что видит ребенок, когда лежа приподнимет голову;
2 зона – до локтей – или то, что видит ребенок, когда лежа приподнимается с опорой на локти; или то, что на столе;
3 зона – куда можно дотянуться рукой; или то, что видит ребенок, когда сидит;
4 зона – то, что видит ребенок, когда стоит; куда можно дойти ногами.

Примеры диагностических заключений Б.А. Архипова по некоторым детям:
- Не простроено зрительное удержание обеих рук в пространстве. Правый глаз ведет только правую руку (кисть), левый – левую.
- Верхние сегменты игнорируются
- Периферическое (боковое) зрение часто заменяет центральное. Отсюда часто возникающие страхи и защитные движения в сторону по прямой.
- Координация глаз – рука: единичные выбросы руки в пространство, глаза не следят за кистью. Зрение и движение – только по прямой.
- Нет середины верха. Трудности слежения двумя глазами за объектом (целью).
- На объекты правой стороны ребенок смотрит правым глазом, на объекты левой стороны - левым, что может привести к амбивалентности сознания.

При зрительном восприятии мы видим не цвета и пятна, а целостные образы. Если, при нарушении зрительного восприятия – например, нарушения конвергенции двух глаз на одном объекте, нарушения процесса рассматривания объекта - происходит задержка формирования образа, то наша психика часто достраивает образ объекта сама. На фоне тревожности и нарушений восприятия – появляются додуманные объекты, иллюзии, часто вызывающие страх. Яркий пример этому - страхи детей в темной комнате. Когда света становится больше, восприятие, узнавание объектов улучшается – проходят страхи.
Так возникают, часто описываемые у детей аутистов, страхи трубы, в которой исчезает вода, страхи птиц, которые внезапно приближаются или, наоборот, неизвестно куда исчезают. (Никольская, 1997; Гилберт, Питерс, 2003; Феррари, 2005).
Причем особенно пугают ребенка живые объекты, поскольку они совсем не предсказуемы в своем поведении; чего ребенок боится, то он старается не замечать.

Разрозненное, фрагментарное зрительное восприятие, позже, в более взрослом возрасте, формирует фрагментарное знание мира.

В тяжелом случае, это ведет за собой и разделение сознания - например, одно сознание строится с правого глаза, другое – с левого: ребенок подходит к зеркалу и смотрит в него то одним, то другим глазом – при этом он разговаривает – с одного глаза высоким взволнованным голосом, с другого – низким спокойным. Маленький ребенок часто просто играет со своим, таким особенным восприятием, но со стороны это смотрится достаточно странно.

Другой вариант разделения сознания при нарушении зрительного восприятия мы наблюдали у ребенка 12 лет, который хорошо воспринимал объекты и следил за ними – на уровне плеч; далее до уровня конца вытянутой руки восприятия объектов и слежения за ними практически не было; дальние объекты вновь воспринимались достаточно хорошо. Здесь мы наблюдали также два сознания – одно совсем детское, на уровне «дай, хочу», детские интонации голоса, капризы, другое – почти взрослое, даже абстрактное, фантазийное, где появлялась «летающая чаина» и т.п. странности. Работать с ребенком можно было или в ближней зоне, или в дальней. Работа в средней зоне вызывала множественные страхи, агрессию, самоагрессию.

Во многих руководствах по психопатологии приводятся в качестве примеров картины или рисунки, нарисованные больными. Обычно эти картины представляются так: у него больная психика, поэтому у него такое странное видение мира. Но ведь можно сказать и по-другому: у него нарушено восприятие пространства, он так видит мир, поэтому у него такая психика.

Слуховое восприятие в пространстве
Слуховое восприятие в пространстве – дихотонично, на два уха; по слуху мы определяем расстояние до интересующей нас цели.
Слуховое восприятие в простанстве включает в себя определение громкости звука, тональности, высоты звучания, интонации, эмоциональной окраски звучания и т. п. (Найссер, 1998).

Слуховое восприятие пространственного поля – образно, мы не просто слышим звуки, мы «видим» шумящие машины, чирикающих птиц, говорящих людей, слышим крадущуюся кошку, слышим порывы ветра и т.п.

Нарушения слухового восприятия
При тонических нарушениях, которые затрагивают и орган слуха,
отмечаются нарушения слухового восприятия – чаще всего мы замечаем, что ребенок вроде слышит, но при этом практически не реагирует на громкость, высоту тона, интонированность голоса. Т.е. ухо ребенка не настраивается на слышание.

На фоне тревожности, звуки, не понятые как объекты, вызывают страхи.
Примеры диагностических заключений Б.А.Архипова:
- Слуховое восприятие только фронтально, что ведет к вынужденному положению головы и снижению глазодвигательной функции.
- Восприятие речи улучшается при нажиме на плечо.

Вот как описывает свое слуховое восприятие Т.Грэндин, взрослая, вполне социализированная аутистка, бизнесмен: «Мой слух - это тоже самое, как слуховой аппарат с регулятором на полной громкости. Это как микрофон, усиливающий все подряд. У меня два варианта: включить микрофон и быть потопленной звуками, или выключить его. Мать говорила, что временами, я вела себя как глухая. Слуховые тесты показывали, что мой слух был нормальный. Я не могу модулировать поступающую слуховую стимуляцию». (Грендин, 1999).

Коррекция
Уровень тонической регуляции, опирающийся на глубокую и вестибулярную чувствительность, на наш взгляд, является основной опорой не только движений человека, но всех функций нашей психики, опирающихся на движение. Это - общение, поведение, детско-родительские отношения т.п.
Поэтому, коррекционную работу с особыми детьми мы всегда начинаем со стимулирования глубокой чувствительности, нормализации функционирования уровня тонической регуляции, организации тонического объединения всего тела.
При коррекционной работе по целостному восприятию своего тела у детей исчезают страхи, связанные с «отсутствием, не обнаружением себя в пространстве».
При коррекционной работе, при построении целостного зрительного восприятия, исчезают признаки расщепления сознания.
При коррекционной работе по восстановлению целостного зрительного и слухового восприятия всех зон, уменьшаются страхи, связанные с объектами в пространстве.
Имеющиеся страхи удается сгладить в коррекционной работе, а новые не имеют причин возникать.