Политический лидер является ведущей политической фигурой - главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
Лидер анализирует политическую обстановку, верно
оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их
и учитывает в своей деятельности. Важно также своевремен
но замечать изменения в политических настроениях масс и
корректировать политику.
На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов
различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения,
разрабатывает программу действий. Он заботится о том, что
бы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, находит оптимальные политические решения.
Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая ее массовую поддержку. Политический лидер
считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он
принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение при
обретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций,
различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.
Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников.
Призвание общенационального лидера - охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять
усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он дол
жен регулировать отношения внутри общества, выполнять
функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача - поддерживать законность и общественный порядок, защищать
граждан от произвола и беззакония.
Политический лидер представляет интересы определенной общественной группы в отношениях с другими группами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями,
движениями. Лидер страны выступает от имени государства
внутри ее и представляет страну на международной арене.
Выполнять названные функции сможет не каждый политик. Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе и справедливости. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.
Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они представлены у конкретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы таковы:
основные политические убеждения лидера;
политический стиль лидера;
мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
добиться положения политического руководителя;
реакция лидера на давление и стресс;
обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
в положении политического руководителя;
предшествующий политический опыт лидера;
политический климат, в котором лидер начинал свою
деятельность.
Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его относительно полную характеристику.
В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image - образ). Он может возникать стихийно, без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.
Подробное решение Параграф § 25 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Элиты - реальность или миф? Есть ли различие понятий «руководитель» и «политический лидер»? Лидером рождаются или становятся?
Элита - в социологии и политологии - совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.
Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»).
Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную им.
Политический лидер – любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.
Лидерами не рождаются, а становятся.
Вопросы и задания к документу
Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.
Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.
Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.
Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.
Четвёртый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.
Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно... обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.
Вопрос 1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?
Лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль.
Вопрос 2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжёр».
В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им.
Вопрос 3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?
Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени.
Вопрос 4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?
В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.
Вопрос 5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Ж. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?
Ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.
Вопрос 6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.
Конечно, у каждой позиции есть свои плюсы и минусы в отношении к понятию лидер. Поэтому если соединить черты всех типов лидерства, то получится совершенно новая концепция лидерства, и модель человека, за которым опрошенные хотели бы следовать с какой-то идеей или убеждением.
Вопрос 7. Сравните приведённую в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.
В принципе классификация лидерств по Веберу и Херманн очень похожи по своему составу. В наше время, типология лидерств Херманн больше соответствует действительности.
Во-первых, это бурные политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Современный лидер должен быстро ориентироваться в бурно изменяющейся обстановке в обществе и предсказывать течение проблемы в ближайшем будущем.
Во-вторых, это различия в идейной и политической сфере как отдельных групп, так и целых государств. В этой обстановке не столько важны идейные качества лидера, сколько его харизма и способность завладеть умами людей. Такие качества чаще соответствуют лидерам-пожарным и первым из описанных в данном тексте.
Таким образом, типология Херманн дает более точною и разностороннюю оценку качеств политических лидеров, нежели какая-либо другая.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Что представляет собой политическая элита?
Слово «элита» французского происхождения, означающее в буквальном переводе «лучший», «отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части.
В политическом языке используется понятие политическая элита, обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.
Большинство учёных-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты - принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.
Вопрос 2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?
При этом признаётся существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и др.). При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведёт к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряжённости возрастает влияние военной элиты. А в случае военного переворота военная элита берёт власть.
В определённые периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определённых вопросов может повлиять и научная элита (ведущие учёные, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.
При существовании различных подходов политическая наука признаёт реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Учёные-политологи объясняют это:
Психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;
Политической пассивностью широких слоёв населения;
Общественной значимостью профессионального управленческого труда;
Возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.
Подчёркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества необязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.
Вопрос 3. Как рекрутируется политическая элита?
В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.
На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии («либо власть меньшинства, либо власть большинства»). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.
Вопрос 4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?
Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство - это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».
В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.
Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.
Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.
Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.
Вопрос 5. Перечислите основные функции политического лидера.
Политический лидер является ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.
2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, и находит оптимальные политические решения.
3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая её массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.
4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера - охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача - поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.
5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри её и представляет страну на международной арене.
Вопрос 6. Какими качествами должен обладать политический лидер?
Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твёрдую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нестандартным мышлением.
Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
Необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.
Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
Вопрос 7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?
Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.
Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.
Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
Следующий тип - харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен - революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы.
Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй - на разуме, а третий - на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Ж. Херманн, охарактеризовать его.
Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей.
В. И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.
Вопрос 2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.
Согласен. Политик ведет свою игру, его цель пробиться и засветиться везде где только можно, а государственный деятель, если он патриот своей страны, то делает все, чтобы жизнь в государстве стала лучше.
Политический лидер является ведущей политической фигурой - главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно
оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запро
сы и потребности различных групп в обществе, обобщает их
и учитывает в своей деятельности. Важно также своевремен
но замечать изменения в политических настроениях масс и
корректировать политику.
2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов
различных групп и в соответствии со своими идеалами ли
дер формулирует цели, определяет средства их достижения,
разрабатывает программу действий. Он заботится о том, что
бы цели и намеченные действия отвечали запросам заинте
ресованных групп населения, соответствовали реальным воз
можностям, находит оптимальные политические решения.
3. Политический лидер стремится укреплять связь влас
ти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обес
печивая ее массовую поддержку. Политический лидер
считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих дей
ствий, обеспечить понимание разработанной программы. Он
принимает меры, направляющие активность масс на выпол
нение программных задач. При этом большое значение при
обретает координация деятельности государственных орга
нов, политических партий, общественных организаций,
различных групп последователей, налаживание взаимодейст
вия между ними в процессе движения к намеченной цели.
4. Политический лидер заботится о единстве своей орга
низации, о сплочении сторонников.
5. Призвание общенационального лидера - охранять об
щество от раскола, гражданской конфронтации, направлять
усилия на интеграцию, противостоять центробежным тен
денциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он дол
жен регулировать отношения внутри общества, выполнять
функцию арбитра в столкновении различных групп, органи
заций, звеньев государственной власти. Его задача - под
держивать законность и общественный порядок, защищать
граждан от произвола и беззакония.
6. Политический лидер представляет интересы опреде
ленной общественной группы в отношениях с другими груп
пами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осу
ществляет внешние связи с партиями, организациями,
движениями. Лидер страны выступает от имени государства
внутри ее и представляет страну на международной арене.
Выполнять названные функции сможет не каждый политик. Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе и справедливости. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.
Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они представлены у конкретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы таковы:
1) основные политические убеждения лидера;
2) политический стиль лидера;
3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь
добиться положения политического руководителя;
4) реакция лидера на давление и стресс;
5) обстоятельства, при которых лидер впервые оказался
в положении политического руководителя;
6) предшествующий политический опыт лидера;
7) политический климат, в котором лидер начинал свою
деятельность.
Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его относительно полную характеристику.
В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image - образ). Он может возникать стихийно, без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
В политологии существуют различные подходы к определению типов лидерства.
Один из них основан на различии масштабов лидерства. Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего народа); лидеров определенного класса или иной большой социальной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры социальных групп или политических партий могут иметь вли-
яние в масштабе всего государства (общенациональном) либо в отдельном регионе (в области, республике, земле, штате).
Другой подход основан на различиях стиля лидерства (вспомните рассмотренную в первой части курса характеристику трех стилей - авторитарного, демократического и либерального).
Широкое признание получила типология немецкого ученого М. Вебера (1864-1920). Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.
Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И к тому же этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.
Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определенных законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание лидера произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
Третий тип - харизматическое лидерство. Слово «харизма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделен экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен - революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять, эффективно решать все проблемы.
Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй - на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легальным типом лидерства), а третий - на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политических элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к которым относят организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направлении, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремятся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевидении рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фирмам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказывающих непосредственное влияние на парламентария. В дальнейшем этот термин используется для обозначения профессиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
I «Потребитель - единственный человек в нашей эконо-
1 мике, у которого нет могущественных лоббистов в Ва-
1 шингтоне».
I Дж. Кеннеди (1917-1963), президент США
Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодательных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанавливаются контакты с ведущими политиками, их информирование и консультирование, выступления на парламентских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политической элиты, парламентариев, правительственных чиновников, политических партий и других общественных организаций, групп давления, влияющих на принятие политических решений.
Основные понятия: политическая элита, контрэлита, политический лидер, имидж политического лидера, группа давления.
Термины: управленческие способности, традиционный тип лидерства, рационально-легальный тип лидерства, харизматический тип лидерства, лоббирование.
Проверьте себя
1) Что представляет собой политическая элита? 2) Каковы основные типы формирующихся в обществе элит? 3) Чем контрэлита отличается от элиты? 4) В чем заключается сущность политического лидерства? 5) На каких основаниях определяются типологии лидерства? 6) Как создается имидж политического лидера? 7) Какую роль в политической жизни играют группы давления?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Какой политический лидер прошлого или современно
сти вам интересен больше других? Попытайтесь его охарак
теризовать, применяя политологическое понятие и типоло
гию лидерства.
2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного дея
теля от политика в том, что политик ориентируется на сле
дующие выборы, а государственный деятель - на следую
щие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением?
Аргументируйте свой ответ.
3. В 1996 г. было выявлено мнение населения о факто
рах успеха политических лидеров. 53% от числа опрошен
ных назвали ум, интеллект, знания, 48% указали конструк
тивность программы выхода России из кризиса, 45% -
профессионализм, 38% - волю, целеустремленность, 38% -
поддержку простыми людьми, 16% - поддержку СМИ,
20% - поддержку финансовыми структурами. Если бы
опрос проходил в дни, когда вы изучаете этот параграф
учебника, каким можно предположить мнение населения о
политическом лидере? В какой последовательности располо
жили бы перечисленные факторы лично вы? Какие факто
ры успеха вы включили бы в перечень? Свой ответ проком
ментируйте.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с подходами к изучению политического лидерства современного российского исследователя.
Так же как в социальной психологии и политологии, при анализе феномена политического лидерства существуют три основных подхода. Первый заостряет внимание на исследовании среды как фактора, наиболее сильно влияющего на процесс лидерства. Упор в таких работах делается на изучении внутренних социально-экономических процессов, орга-
низационных структур, культурно-исторического контекста, стабильных и нестабильных ситуаций, национальных и межгосударственных условий.
Другой подход, по аналогии с некоторыми социально-психологическими исследованиями, акцентирует внимание на индивидуальных свойствах личности, облеченной политической властью, которая контролирует поведение других. При этом одни исследователи придают большое значение чертам характера личности и особенностям поведения самого руководителя, другие же считают особенно важными формальные факторы обладания должностью.
Третий подход пытается объяснить лидерство через описание качеств, присущих последователям или оппонентам лидера.
Наиболее значимыми явлениями здесь считаются: склонности и готовность признать роль других, их социоэкономи-ческие и политические ожидания, групповые интересы и фракционные споры.
Эти различные подходы явно прослеживаются и в изучении президентства в Соединенных Штатах. Так, одна из школ (...) считает наиболее важными для законодателей и чиновников, в плане их влияния на массы навыки личного лидерства.
Представители другой школы (...) утверждают, что «ключ к пониманию президентской власти заключается в ее конституционности» и в таких политических факторах, как выборы, парламентские блоки, общественное мнение.
Третья точка зрения (...) практически включает в себя обе предыдущие, убеждая, что «президентская власть может быть, в частности, понята только в контексте всей политической системы и ее окружения».
Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. -Архангельск, 1996. -
f^J Вопросы и задания к источнику. 1) Дайте краткие наименования каждому из описанных подходов к изучению проблемы. 2) Опираясь на курс истории и другие источники, объясните, какое воздействие на политическое лидерство оказывает среда. 3) Каким образом в лидерстве проявляются индивидуальные свойства лидера? 4) Как, с вашей точки зрения, влияют на деятельность лидера его последователи и оппоненты? 5) Проиллюстрируйте на любых примерах из истории или современности каждый из представленных в документе трех подходов. 6) Что нового по сравнению с учебным текстом дает вам этот документ?
§ 24. Выборы в демократическом обществе
Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
Поиск материалов
ЗАДАНИЕ 20.
ПОЛИТИКА.
Задание 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Демократия - форма политической организации государства, основанная на признании народа источником ________(А), его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Важный признак демократии - гарантия соблюдения прав и свобод человека и ________(Б). Еще одной важной чертой демократии является возможность выражения разных политических взглядов - ________(В). Различают демократию прямую и ________(Г). Институтом прямой (непосредственной) демократии является ________(Д). В этом случае ________(Е) сам, без посредников, выносит то или иное решение».
Список терминов:
1) политический плюрализм
2) представительная
3) иностранец
4) власть
5) народ
6) исполнительная
7) референдум
8) гражданин
9) суверенитет
Задание 2.
«Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.»
Список терминов.
1) деятельность человека
2) социальная среда
3) правомерность
4) политический процесс
6) характер изменений
7) политические роли
8) политическое участие
9) ресурсы
Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Политическая культура как тип отношений инди вида, группы, общества включает в себя три уровня ориентации к различным ___________ (А).
Первый уровень отношения выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на ___________ (Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.
Второй уровень ориентации составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли ___________ (В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет со держание ожиданий государственной политики. При этом ___________ (Г) граждан в политику может быть различ ной - активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.
Третий уровень - это отношение к ___________ (Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии ___________ (Е) и рост благосостояния населения.»
Список терминов.
1) действия правительства
2) методы
3) политический конфликт
4) изменение потребностей
5) общество
6) личная безопасность
7) включённость
8) политические объекты
9) результаты
Задание 4.
С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Список терминов.
1) «сдержки и противовесы»
2) компетенция
3) естественное право
4) разделение властей
5) импичмент
7) полномочия
8) сбалансированность
9) суспензивное вето
Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов -2/3 в обеих палатах - проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».
Список терминов:
1) юридическая сила
2) власть
3) отлагательное вето
4) законопроект
5) государство
6) форма правления
8) политика
9) законодательный
Задание 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового государства мы не жили бы в условиях ______(А), нужно защищать его принципы.
Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовой областях является проведение различий между государством и________(Б).
Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является____(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают ещё более сложные_____(Г), которые могут разрушить и погубить общество.
Либеральное государство принимает решения в соответствии с установленной____(Д)._____(Е) гражданина - признать решения, принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными...»
Список терминов:
1) система
2) общество
3) процедура
4) частная собственность
5) плюрализм
6) потребность
7) конфликты
8) свобода
9) обязанность
Задание 7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«____ (А) - это форма правления, при которой глава государства является ____ (Б) и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Если _____ (В) избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства, то данная форма правления определяется как ____(Г) республика. Президент сам назначает ____(Д) и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить ____ (Е) и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление).»
Список терминов:
1) смешанная
2) президент
3) республика
4) народный
5) парламент
6) законодательный
7) правительство
8) выборный
9) президентская
Задание 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».
Список терминов:
1) богатство
2) объект
3) компетентность
4) критерий
5) субъект
6) экономика
7) политическая система общества
8) социальная структура общества
9) политология
Задание 9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Американский политолог М.Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического ____(А). К ним относятся: политические ____(Б), реакция на давление и стресс, ___(В), стиль, предшествующий опыт, обстоятельства, при которых человек оказался в положении руководителя. Изучение названных факторов позволяет дать относительно полную характеристику политика.
В общественном сознании складывается определённый ___(Г) того или иного политического деятеля, называемый его имиджем. Он может возникать ____(Д), без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако, нередко создаётся ____(Е) усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те её черты, которые могут быть восприняты негативно».
Список терминов:
1) мотив
2) образ
3) лидер
5) целенаправленно
6) стихийно
7) убеждения
8) имидж
9) престиж
Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).
Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».
Список терминов:
1) пропорциональная
2) система
3) смешанная
4) процесс
5) кампания
6) право
7) мажоритарная
8) традиции
9) идеология
Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
______ (А) система состоит из трёх и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны ______ (Б) и не в состоянии без вступления в коалицию победить на _______ (В) и сформировать ______ (Г). Многопартийная система имеет определённые недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнёрами по коалиции не всегда способствуют созданию _______ (Д) и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу или ______ (Е). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.
Список терминов:
1) избиратель
2) роспуск
3) эффективный
4) выборы
5) суд
6) многопартийный
7) преимущество
8) государство
9) правительство