Основные избирательные системы оцениваются по трём критериям: 1) репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; 2) простота механизма выборов; 3) корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Далее в работе, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений , при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

Смешанная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях. Её становление началось в послевоенный период, она должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем.

Мажоритарная избирательная система. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенную долю голосов, которую должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным.

Эта доля больше абсолютного большинства, т.е. больше 50% плюс один голос. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно проводится через одну - две недели. Во втором туре на новое голосование избирателей при данной системе обычно выносятся две кандидатуры, набравшие наибольшее число голосов по сравнению с другими.

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.

Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах.

Мажоритарная система относительного большинства является одной из наименее демократичных избирательных систем, основными пороками которой являются:

2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство депутатских мест. Преимуществом мажоритарной системы относительного большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к. победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы. При мажоритарной системе абсолютного большинства, победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос от числа всех участвовавших в голосовании избирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемое число голосов, назначается второй тур, в котором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем становится уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей, хотя бы это большинство составляло один голос. Но сохраняется тот же дефект, который является главным у системы относительного большинства: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов. Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

Пропорциональная избирательная система. Данная система предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией голосов, полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе или в нескольких больших региональных округах. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа, за исключением Франции, половина депутатов ГД РФ и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему, или на основе избирательной квоты.

Избирательная квота вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подлежащих распределению, т.е. определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат.

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов избирателей.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней, когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс один.

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности.

Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.

Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.

Смешанная избирательная система. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии и России. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

В соответствии с реализованным в России смешанным типом избирательной системы, высший законодательный орган страны составляют: 225 депутатов Государственной Думы, представляющих влиятельные политические силы; 176 депутатов Совета Федерации - представителей от административно- территориальных единиц (по 2 от каждого субъекта).

Важнейшая функция избирательного процесса в состоит в том, что такой значимый для власти, для всякого государства политический и правовой фактор как легитимность, определяется прежде всего по итогам волеизъявления граждан в ходе голосования в период выборов. Именно выборы являются точным индикатором идейно-политических симпатий и антипатий электората.

Таким образом,представляется оправданным определение сущности избирательной системы во-первых, как регулируемую законодательством совокупность правил, приемов и способов политической борьбы за власть, которые регламентируют функционирование механизма формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Во-вторых, избирательная система - это политический механизм, посредством которого политические партии, движения и другие субъекты политического процесса осуществляют на практике свою функцию борьбы за завоевание или удержание государственной власти. В-третьих, избирательный процесс и механизм - это способ обеспечения необходимой для реализации властных полномочий государства степени легитимности власти.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная . Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно - обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах:

  • 1) мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников;
  • 2) мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);
  • 3) мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным избирательным округам, от каждого из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных округов при мажоритарной системе при выборах парламента равно конституционному количеству депутатских мест в парламенте. При выборах президента страны таким одномандатным избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты. Избиратель может принимать во внимание не только его партийную принадлежность (или отсутствие таковой), политическую программу, приверженность той или иной идейной доктрине, но и учитывать личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п.

3. В выборах, которые проводятся по мажоритарной системе, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей. Это позволяет более корректно соблюдать принцип народовластия, в соответствие с которым источником власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При мажоритарной системе избранный представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение человека, не является идеальной. Ее достоинства реализуются не автоматически, а при “прочих равных условиях” и в очень высокой степени зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает политический режим. Так, например, в условиях тоталитарного политического режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма реализации воли политической власти, а не избирателей.

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие .

Во-первых , при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда - не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие.

Во-вторых , мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

В-третьих , при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной партийной системой и большим количеством партий (Верховная Рада Украины – яркий пример)

Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные возможности для возрастания роли финансовых спонсоров вопреки конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса », т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. Выборы президента в 2004г. в Украине подтвердили это.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам .

При пропорциональной избирательной системе основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых и конкурируют между собой в борьбе за голоса избирателей. При пропорциональной системе голосования проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей.

Более мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно - стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная доля этих “перераспределенных” голосов достаются тем партиям, которые сумели получить наибольшую сумму голосов.

Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие партии) , которые делают упор не на привлекательность ярких личностей, а на массовую поддержку своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

Избрание по партийным спискам по пропорциональной системе обычно требует значительно меньших расходов, но “зато” в этом случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного политического посредника в лице партийного лидера, с мнением которого “списочный” депутат вынужден считаться в гораздо большей степени, чем депутат от мажоритарного округа.

Смешанная или мажоритарно-пропорциональная избирательная система

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система , которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой.

При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система действовала для выборов Верховной Рады Украины).

В юридической литературе распространены два подхода к пониманию избирательной системы: широкий и узкий.

В широком смысле избирательная система понимается как совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством реализации избирательных прав граждан.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов.

Виды избирательных систем

В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем.

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем: мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

Мажоритарная избирательная система

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, гак и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В субъектах Федерации в чистом виде она встречается редко (Дагестан, Ингушетия, Амурская область, Свердловская область, г. Санкт- Петербург). Что касается муниципальных выборов, то для них пропорциональная избирательная система в целом нехарактерна. Редкое исключение в этом отношении представляет г. С пасс к-Дальний Приморского края, уставом которого предусмотрено избрание всех депутатов городского округа по партийным спискам.

Смешанная избирательная система

Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу

Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.

Как известно, избирательная система в качестве института избирательного права понимается в двух значениях. Во-первых, избирательная система представляет собой всю совокупность принципов, методов, норм, регулирующих проведение выборов в государстве. На наш взгляд, такая позиция дает слишком широкое представление об избирательной системе. Хотя на практике подобная трактовка не только допускается, но и применяется. Так, в 2013 г. отмечается 20-летие избирательной системы в Российской Федерации и ее субъектах. В данном случае понятие "избирательная система" трактуется пространно.

Второе толкование понятия "избирательная система" основано на включении в него условий признания кандидата (кандидатов) избранными, а списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядка распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списка кандидатов. Именно эта трактовка понятия "избирательная система" представляется нам более правильной.

В соответствии с ней можно выделить три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная избирательная система применяется исключительно при выборах отдельных кандидатов, а не списков кандидатов. При использовании мажоритарной избирательной системы избранным считается кандидат, получивший большее количество голосов избирателей . Выделяют мажоритарную избирательную систему абсолютного большинства и мажоритарную избирательную систему относительного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает победу кандидата, который набрал более половины голосов избирателей. В данном случае это может быть как 50% плюс один голос, так и 99%. В любом случае при таком раскладе кандидат будет считаться избранным.

Такая система применяется, например, на выборах Президента РФ при основном голосовании, на выборах глав целого ряда муниципальных образований.

Мажоритарная система относительного большинства применяется на выборах, где победившим будет кандидат, получивший большее количество голосов по сравнению с остальными кандидатами. При применении избирательной системы относительного большинства совершенно не обязательно, чтобы число голосов, поданных за победившего кандидата, превышало 50%, хотя на практике такие случаи встречаются. Так, на выборах Главы Екатеринбурга 2 марта 2008 г. действовавший глава получил 54,01% голосов избирателей .

Как правило, подобная система применяется на выборах части депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, при повторном голосовании на выборах Президента РФ, при проведении выборов депутатов представительных органов отдельных муниципальных образований. Думается, что мажоритарная избирательная система проще для организации подготовки и проведения выборов. Однако нельзя сказать, что она отражает полную легитимность избрания того или иного лица. Особенно это обстоятельство проявляется, когда победивший кандидат набирает от 10 до 20% голосов избирателей. Так, на выборах 14 из 28 депутатов Первоуральской городской Думы (Свердловская область) было образовано семь двухмандатных округов, по которым выборы проводились на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства. В результате применения именно такой системы в одном из округов избранным стал кандидат, набравший 666 голосов избирателей. При этом общее число избирателей в этом округе составляло 18 185.

При использовании пропорциональной избирательной системы голосование осуществляется не за конкретного кандидата, а за списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями. Формально избиратель голосует за список кандидатов, но фактически он отдает свой голос конкретному избирательному объединению. Зачастую избиратели не интересуются лицами, входящими в список кандидатов, изначально доверяя избирательному объединению.

К распределению депутатских мандатов допускаются те списки кандидатов, которые набрали определенный процент голосов избирателей. Так, в соответствии с п. 4 ст. 82 Закона о выборах депутатов Госдумы ЦИК РФ признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися, если ни один федеральный список кандидатов не получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Полагаем, что 7%-ный барьер является довольно серьезным препятствием для прохождения небольших партий во власть. Между тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 ноября 1998 г. № 26-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”" и в Определении от 2 ноября 2000 г. № 234-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ряда общественных объединений на нарушение конституционных прав и свобод положениями федеральных законов “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”" сформулировал следующую правовую позицию.

Так называемый заградительный пункт (процентный барьер), означающий некоторое ограничение пропорциональности представительства, предусмотрен в законодательстве ряда стран со смешанной избирательной системой. Такое ограничение позволяет избежать раздробления депутатского корпуса на множество мелких групп, к образованию которых может привести пропорциональная избирательная система при отсутствии процентного барьера. Оно направлено на обеспечение нормального функционирования парламента, стабильность законодательной власти и конституционного строя в целом.

Из ст. 13, 19 и 32 Конституции РФ, которым корреспондируют ст. 26 Международного пакта "О гражданских и политических правах" от 16 декабря 1966 г. и ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 14 ноября 1950 г., следует, что равенство избирательных прав граждан, а также равенство избирательных объединений означает их равенство перед законом и право на равную и эффективную защиту законом без какой-либо дискриминации. Однако применительно к избирательному праву равенство избираемых лиц и объединений не может означать равенство их результатов, поскольку выборы – это возможность для избирателей определить свои предпочтения и голосовать за соответствующего кандидата или список кандидатов, которая влечет за собой появление победивших и проигравших. Правила, по которым проводятся выборы, для всех избирательных объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам, одинаковы.

Такой порядок не нарушает и ст. 3 Конституции РФ, поскольку он не препятствует проведению свободных выборов, т.е. обеспечению свободного волеизъявления народа на выборах в орган законодательной власти. Не искажается им и сущность народного представительства. Граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты Государственной Думы являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Кандидат, победивший на выборах на условиях, определенных законом, независимо от того, по какому избирательному округу, одномандатному или федеральному, он избран, становится депутатом Государственной Думы как представительного органа РФ, т.е. представителем народа в соответствии со смыслом ст. 3 Конституции РФ.

Таким образом, Конституция РФ не исключает возможности для законодателя установить определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать на выборах в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением с тем, чтобы избирательное объединение имело право участвовать в распределении депутатских мандатов. По мнению Конституционного Суда РФ, в странах с устойчивой многопартийной системой 5%-ный барьер является средним показателем, позволяющим без искажения принципа пропорциональности выполнять те задачи, ради осуществления которых он вводится в пропорциональной и смешанной избирательных системах, и потому не рассматривается как чрезмерный. Между тем в Российской Федерации с ее еще только складывающейся и неустойчивой многопартийной системой 5%-ный барьер, в зависимости от различных условий, может выступать и как допустимый, и как чрезмерный.

Поскольку в 1995 г. избирательные объединения, преодолевшие установленный барьер, получили на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, принцип большинства не был нарушен. Следовательно, 5%-ный барьер с учетом его реализации в избирательном процессе в 1995 г. не мог рассматриваться как чрезмерный.

Вместе с тем 5%-ный барьер недопустимо использовать вопреки предназначению пропорциональных выборов. Поэтому законодатель должен стремиться к тому, чтобы при его применении была обеспечена максимально возможная реализация принципа пропорционального представительства.

Также Конституционный Суд РФ рекомендовал Федеральному Собранию РФ определить механизм правового регулирования, позволяющий соблюсти требования, вытекающие из демократического характера основ конституционного строя Российской Федерации, установление конкретных положений, закрепляющих такой механизм (введение "плавающего" барьера, анонсированное блокирование объединений и т.п.).

Следует отметить, что 7 октября 2011 г. Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации", которым на выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено снижение заградительного барьера до 5%. Но поскольку Федеральный закон будет принят уже в ходе избирательной кампании, то его действие распространится на следующую избирательную кампанию, которая состоится в 2016 г. Таким образом, на выборах депутатов Государственной Думы, которые состоятся 4 декабря 2016 г., к распределению депутатских мандатов будут допущены те партии, за которые проголосовало не менее 5% избирателей. Несмотря на то что за пять лет политическая ситуация в государстве может измениться, тем не менее полагаем, что возврат к пятипроцентному барьеру является действенным и положительным шагом.

Согласно п. 16 ст. 35 Закона о гарантиях избирательных прав законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Так, избирательное законодательство Свердловской, Новосибирской, Волгоградской областей, Приморского края устанавливает максимальный процент, разрешенный федеральным законодателем. К примеру, ст. 66 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 г. "О выборах депутатов Сахалинской областной Думы" закрепляет 6%-ный барьер для распределения депутатских мандатов. Пункт 8 ст. 84 Закона Республики Алтай от 24 июня 2003 г. "О выборах депутатов Республики Алтай" устанавливает 5%-ный барьер для распределения депутатских мандатов между списками кандидатов.

Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 35 Закона о гарантиях избирательных прав не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Таким образом, не менее половины депутатов законодательных (представительных) органов в субъектах РФ должны избираться с использованием пропорциональной избирательной системы.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование мажоритарной и пропорциональной систем на выборах в один орган власти. Ранее ярким примером такого вида избирательной системы были выборы депутатов Государственной Думы, когда 225 депутатов избирались по мажоритарной системе относительного большинства, а 225 – на основе пропорциональной избирательной системы. На сегодняшний день смешанная избирательная система применяется в ряде субъектов РФ и муниципальных образований. Так, 25 депутатов Законодательного Собрания Свердловской области избираются на основе мажоритарной системы относительного большинства по одномандатным округам, а другие 25 – на основе пропорциональной системы по спискам кандидатов от избирательных объединений.

Некоторые авторы выделяют так называемую мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства, подразумевая, что при использовании данного вида избирательной системы победившим считается кандидат, за которого отдали голоса не менее чем 2/3 избирателей. Однако подобный вид избирательной системы в Российской Федерации не применяется, поскольку, как отмечалось выше, мажоритарная избирательная система абсолютного большинства не предполагает какого-то конкретного большинства для признания кандидата избранным. Важно, чтобы кандидат набрал более половины голосов избирателей.

  • В соответствии с избирательным законодательством число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется как число избирателей, не только получивших избирательные бюллетени (как в помещении для голосования, так и вне помещения для голосования), но и опустивших эти бюллетени в избирательные ящики.
  • См.: Материалы Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург".

Типы избирательных систем

Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, ᴛ.ᴇ. как способ распределœения мест в органе государственной власти между кандидатами исходя из результатов голосования избирателœей .

По происхождению всœе избирательные системы можно разделить на три большие категории :

1. Избирательные системы, которые появились эволюционно. Англоязычные и скандинавские страны имеют давнюю историю свободных выборов и их избирательные системы существуют около столетия.

2. Избирательные системы, которые появились вследствие изменения конституционного порядка несколько десятилетий тому. Избирательные системы Франции, Германии, Италии и Австрии базируются на конституциях, которые были созданы после второй мировой войны.

3. Избирательные системы, которые недавно появились после установления нового конституционного порядка. Сегодня Испания, Португалия, Греция проводят выборы на альтернативной основе, но избирательная система страны, которая недавно внедрила в жизнь принцип свободного выбора, не способна сразу же институционно закрепить его в полной мере. К этой же категории можно определœенной мерой отнести и постсоветские страны, в т.ч. и Украину.

Современные демократии применяют широкую гамму разнообразных избирательных систем (их около 350), любая из которых имеет присущие лишь ей преимущества и недостатки. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, напротив - дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы представляют из себяразные модификации двух базовых типов: мажоритарной и пропорциональной .

Мажоритарная система. В корне мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителœем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, ᴛ.ᴇ. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателœей, чем любой из его соперников. Система проста͵ т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателœей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает всœе". Сегодня эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателœей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

· система двух туров. В случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателœей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата͵ добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, к примеру, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;

· альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). В случае если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Далее исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределœение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

· Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента).

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделœение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы состоит по сути в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всœей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить данный недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, крайне важно е для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. К примеру, в России данный порог составляет 5% голосов избирателœей.

Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования .

· система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всœей страны в рамках единого общенационального округа;

· система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);

· система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;

· система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, ᴛ.ᴇ. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие :

· непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;

· отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;

· формирует парламентское большинство;

· способствует установлению стабильной двухпартийной системы;

· приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.

К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:

· не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателœей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;

· порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. К примеру, в 1997 ᴦ. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателœей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы – 17% голосов и всœего 7% мест;

· возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;

· приводит к удорожанию избирательного процесса при крайне важно сти проведения второго тура.

К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

· обеспечивает более адекватное представительство политических сил;

· позволяет обеспечить представительство меньшинствам (к примеру, этническим, религиозным);

· стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

При этом у пропорциональной системы есть слабые стороны:

· слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;

· зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;

· порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;

· способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;

· потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы , которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем.

К примеру, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на базе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам :

· пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;

· в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;

· партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название "закона Дюверже ". Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезному" (стратегическому ) голосованию, ᴛ.ᴇ. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий - партий "фаворитов". Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать следующие выводы:

1. Избирательная система - ϶ᴛᴏ совокупность избирательных процедур, предусмотренных законом и связанных с формированием органов власти.

2. Избирательная система функционирует на принципах всœеобщности, равенства и тайного голосования. При этом избирательным законодательством предусмотренный ценз осœедлости и возрастной ценз. Возрастной ценз разный для активного (право выбирать) и пассивного (право быть избранным) избирательного права. Кроме этого, в некоторых странах (Австрия, Бельгия, Нидерланды) предусмотренное обязательное голосование.

3. Избирательные системы разделяются на три базовых типа: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.

Типы избирательных систем - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы избирательных систем" 2017, 2018.